Почему УПЦ не может объединиться с УПЦ КП и УАПЦ в одну Церковь?


Почему УПЦ не может объединиться с УПЦ КП и УАПЦ в одну Церковь?

Сейчас на Украинскую Православную Церковь оказывается неимоверное давление. И одна из самых главных к ней претензий властей и СМИ (помимо традиционной, в отсутствии патриотизма) – что в Церкви нет любви, поскольку она не желает объединяться со своими братьями из Киевского патриархата и УАПЦ. Вы, мол, прикрываетесь какими-то непонятными лукавыми канонами, а сами просто не хотите уходить от Москвы. А если бы вы были настоящими любящими христианами, то не ломались бы, а поехали на объединительный Собор и организовали общую Поместную Церковь.

И казалось бы все это звучит логично и правильно. Единая Церковь Украине нужна? – Нужна. Раскол – это плохо? – Плохо. Объединяться православным нужно? – Да сто процентов! Так в чем же проблема? Нас убеждают: вон, даже Константинопольский патриарх подключился и одним росчерком пера сделал из раскольников нераскольников. Чего вам еще надо?

А надо православным одного – спасения своей души. А точнее – Церкви, где это спасение можно было бы получить. И вот тут начинаются вопросы. Во всех этих спорах часто остается нераскрытой одна очень важная тема. Порой мы совершенно забываем, что религиозные организации УПЦ КП и УАПЦ неприемлемы для православных не только своей неканоничностью. Есть очень серьезная проблема в духовно-нравственном состоянии адептов раскола.

Сразу оговоримся: все люди грешны, и в этом смысле нет разницы между верующими «Московского Патриархата» и «Киевского». Как говорили раньше на Руси: «Всяк человек ложь, и я тож». Да, все мы грешники. Но здесь пойдет речь о другом: о самой модели церковной жизни раскольников. О том, что вошло в их церковную жизнь и считается ее нормой. И что должно стать нормой и для верующих Украинской Православной Церкви в случае «всеобщего объединения».

Можно сказать, что за все годы своего существования украинский раскол стал таким себе магнитом для всех болезней украинского общества. Гордость и лукавство, национализм и русофобия, замена подлинной духовной жизни «украинскими обычаями» – такова душа этого раскола. А глава УПЦ КП Филарет (Михаил Денисенко) – его главный символ, некая персонификация всего вышеназванного.

Можно привести такой пример. В мире музыки есть понятие звука и интонации. Существует понятие «баховского звука», «бетховенской интонации», «звучания барокко». Знаменитый пианист Святослав Рихтер никогда не играл одинаково Моцарта и Шопена. И не только он. Опытный музыкант никогда не сыграет философа Баха легким моцартовским звуком, или же романтика Чайковского баховской интонацией.

Точно так же можно говорить и о духовной интонации украинского раскола. Эта интонация много раз являла себя в заявлениях раскольнических лидеров (чего только стоят проповеди Михаила Денисенко о том, что люди Донбасса сами виноваты в своих страданиях), в захвате храмов канонической Церкви, в русофобской риторике, в сотрудничестве с радикальными организациями. И качество данной интонации можно определить как гордое, лукавое, бездуховное, агрессивное, злобное. И вся, если можно так сказать, симфония украинского раскола уже много лет звучит в подобных интонациях.

И это вовсе не попытка одни махом осудить тысячи людей, назвав их гордыми, лукавыми и проч. Это просто наблюдение со стороны – каким человека делает раскол, и какие люди туда устремляются.

Андрей Кураев, отвечая (еще в 90-х годах) на вопрос, почему каноничная Церковь в Украине не может соединиться с раскольниками, рассказывал о такой древней казни: преступника привязывали к трупу, и мертвый своим ядом постепенно убивал живого. Так вот, соединить святое Православие с болезнями украинского раскола – значит привязать живое тело к мертвому.

Поэтому-то мы не можем соединиться с раскольниками. Не потому, что они нам не братья – как нас часто упрекают. Нет, они для нас братья, но братья заблудшие, заболевшие. И если мы примем их болезни как норму и войдем с ними в духовное общение – мы заболеем сами.

Чтобы не быть голословными, давайте вспомним несколько примеров того, что состояние, в котором пребывают «пастыри» Киевского патриархата – это для истинной Церкви недопустимо, это состояние глубокой духовной болезни.

Канонизация солдат УПА

«Митрополит» УПЦ КП Михаил Зинкевич на проповеди после освящения храма в честь воинов УПА в урочище Вовчак
В 2021 году Киевский патриархат «освятил» храм в честь воякив УПА. Об этом заявил «митрополит» УПЦ КП Михаил Зинкевич. В своей проповеди после освящения церкви в урочище Вовчак Турийского деканата, Зинкевич сказал: «Мы считаем их людьми святой жизни. Сегодня мы проявили любовь к воинам УПА, где заложили храм, назвав в их честь, назвав и причислив их к лику святых – всех святых земли украинской».

Можно сколько угодно героизировать людей, которые боролись за свободу своей земли, но совершенно невозможно причислять их к лику святых православной Церкви. Святые – это люди, достигшие духовного совершенства, те, кто стоит пред Престолом Божиим и доносит Ему наши молитвы. По данным историков, солдаты УПА виновны в смерти десятков тысяч мирных польских жителей в трагедии Волынской резни. И это не козни Москвы или «Русского мира», а позиция вполне европейской Польши, которая в 2021 году признала Волынскую резню геноцидом польского народа.

Если соглашаться с тем, что Фанар легализовал всех иерархов УПЦ КП, то нужно быть последовательным и соглашаться со всеми действиями, которые эти иерархи произвели. И в частности – по канонизации новых святых. Польская и Сербская Поместные Церкви уже отказались признать легализацию украинских раскольников. Если УПЦ объединится с Киевским патриархатом в одну Церковь, то у нее не будет другого выбора. Не может одна часть Церкви чтить определенных святых, а другая – нет.

Идолопоклонство – поклонение символам нации и государства


Роспись Свято-Преображенского собора УПЦ КП в Кременце
Любовь к своей земле и своему государству – это похвальное, но далеко не главное качество для христианина.

Христос сказал нам: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Мы знаем, что Церковь – это Тело Христово и ее основал сам Спаситель. Когда Церковь становится площадкой для поклонения нации и государства, то неизбежно происходит подмена – место Бога занимают совершенно земные символы. По сути – это современные идолы.

Герб над иконами в иконостасе одного из храмов раскольников

Потому церковь раскольников, хоть и сохраняет христианские атрибуты, в своей сущности является религией идолопоклонства. И если УПЦ объединится с этой псевдоцерковной структурой, то неизбежно объединится и с этой ее тяжелой духовной болезнью.

Ненависть к «врагам»

«Крестный ход» Киевского патриархата в 2021 году
Духовная болезнь раскольников особенно ярко видна на УПЦ КП 28 июля, который ежегодно проходит в день Крещения Руси.

На этом шествии практически нет икон, зато огромное количество государственных флагов и символов националистических политических партий. И даже не это главное. На данном мероприятии «крестоходцы» не молятся и не поют духовных песнопений. Их молитва – выкрики: «Слава нації – смерть ворогам!». И это не единичные случаи. На каждом «крестном ходе» Киевского патриархата подобные речевки в течение всего шествия – неизменный атрибут «молитвенного делания» этой церкви. Эти выкрики прекрасно слышны «патриарху» Филарету и другим «иерархам» Киевского патриархата, но ни разу они не делали замечания своей пастве.

Безусловно, человеку по своей греховной природе свойственно не любить своих оппонентов, и случается так, что мы можем считать каких-то людей своими врагами. Но христианин с грехами должен бороться, а не поощрять их в себе. Христос не призывает нас убивать своих врагов, нельзя даже в мыслях желать им смерти. Более того, Спаситель подвигает нас к прямо противоположному: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

Если будет единая Поместная Церковь из УПЦ и раскольников, то неизбежны и общие крестные ходы. Хотят ли иерархи и простые верующие Украинской Православной Церкви, чтобы на таком вот объединенном крестном ходе вместе с молитвой «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных» разносились крики «слава нації — смерть ворогам»? А ведь этого не избежать. Не избежать до того момента, пока такие вот «желатели смерти» не осознают, что их «православие» к истинному Православию никакого отношения не имеет, что им, чтобы войти в Церковь нужно внутренне измениться (покаяние дословно означает «перемена ума»).

Увы, раскольники не хотят менять себя. Они желают открыть двери Церкви «с ноги», войти туда в том же состоянии, в котором пребывали всегда, и находятся сейчас – в состоянии гордости, самодовольства и ненависти. И если мы примем их, мы обязаны будем принять все это вместе с ними, принять и легализовать их грех как норму.

Но этого делать нельзя, если мы не хотим разрушить Церковь изнутри. Нельзя привязывать к себе труп и надеяться, что мы своей жизнью сможем его оживить. Не сможем!

Церковь обязана называть белое белым, а черное черным. Церковь – «столп и утверждение истины» (1Тим. 3,15) на земле. Пусть за это ее будут осуждать и ненавидеть, но пока Церковь остается той, которой должна быть, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). Так пообещал Спаситель, и мы этим упованием живем. И раскол наша Церковь не признает до тех пор, пока наши заблудившиеся братья не сделают самый главный выбор в своей жизни – исцеляющий выбор покаяния.

Символ Веры


Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) окончательно провалили переговоры об объединении. Представители УАПЦ потребовали от главы УПЦ КП Филарета, деятельность которого они назвали «посмешищем и позором для всей Украины», добровольно уйти со своего поста, что и стало поводом для прекращения переговорного процесса. В ответ на это в УПЦ КП заявили, что «такой церкви, как УАПЦ, не существует». Вчера на официальном сайте УПЦ КП было обнародовано обращение Священного синода церкви к архиереям, священникам и верующим УАПЦ. Авторы обращения иерархи УПЦ КП заявили о прекращении переговоров с автокефальной церковью, обвинив в срыве диалога главу УАПЦ митрополита Мефодия. «Священный синод с сожалением вынужден сообщить вам — предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий и глава комиссии по ведению диалога митрополит Андрей своими действиями сорвали процесс объединения УПЦ КП и УАПЦ в единую поместную православную церковь»,— говорится в обращении синода. Переговорный процесс между УПЦ КП и УАПЦ начался 14 сентября, после встречи глав церквей — патриарха Филарета (Денисенко) и митрополита Мефодия (Кудрякова). Они договорились о создании комиссии, которая будет вести переговоры о создании единой церкви. По итогам встречи было принято обращение к верующим, выдержанное в миролюбивом духе: «Наша встреча была плодотворной и взаимно полезной. Между нами достигнута договоренность предпринять шаги к возобновлению диалога между УПЦ КП и УАПЦ по восстановлению единства православной церкви в Украине (переговорный процесс длится с перерывами начиная с 1995 года, — ред.)». Впрочем, переговоры практически с самого начала сопровождались конфликтами. Так, после Архиерейского собора УАПЦ ряд ее священников заявил «об утрате доверия» к УПЦ КП. Вчера работа комиссии по переговорам была остановлена по инициативе УПЦ КП. В обращении Священного синода сказано, что такое решение было принято из-за позиции митрополита Мефодия, который первоочередным условием объединения назвал отставку патриарха Филарета. Вчера в Киевском патриархате позицию УАПЦ комментировали, не сдерживая эмоций. Так, секретарь Священного синода УПЦ КП епископ Евстратий (Зоря) заявил, что «УАПЦ как церкви не существует». «Большинство епископов автокефальной церкви имеют по 10-12 приходов исключительно на территории Галичины, и эти люди пытаются навязать нам свою волю. К сожалению, УАПЦ стала ретранслятором идей Москвы об уходе патриарха Филарета. Сейчас в ее руководстве находятся люди, не имеющие отношения к идее автокефалии украинской церкви»,— полагает епископ. По его словам, переговоры с митрополитом Мефодием прекращены окончательно, но УПЦ КП рассчитывает на переход к ним отдельных епархиальных архиереев, священников и прихожан. «В УАПЦ есть много здравомыслящих людей — мы будем общаться непосредственно с ними»,— пообещал епископ Евстратий. В УАПЦ на заявления Киевского патриархата ответили не менее жестко. «Да, мы просили Филарета уйти, потому что его патриарший куколь (головной убор патриарха, — ред.) — это позор и посмешище для всей Украины. Патриарх должен быть один, и только после объединения всех церквей»,— заявил первоиерарх УАПЦ митрополит Мефодий. «Во время встречи с Филаретом я сказал, что в переговорах должна принимать участие церковь Московского патриархата и что нам следует получить благословение Вселенского патриарха, но Филарет отказался от этого», — рассказал митрополит Мефодий. По его мнению, иерархи УПЦ КП не планировали объединяться, а «хотели поглотить УАПЦ». В ближайших планах митрополита Мефодия — встреча с главой Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополитом Владимиром (Сабоданом). «Попробуем переговорить с ним и обсудить сложившуюся ситуацию. В любом случае из изоляции надо выходить, а единственной преградой для этого является Филарет»,— полагает митрополит Мефодий. В УПЦ МП прекращение переговоров УПЦ КП и УАПЦ вчера комментировали сдержанно. По словам председателя отдела внешних церковных связей, постоянного члена Священного синода епископа Александра (Драбинко), позиция УПЦ МП остается неизменной: «Братья, которые ушли в раскол, остаются братьями, но для начала разговора о единой церкви они должны прийти к нам. С самого начала было ясно, что эти переговоры ни к чему не приведут, поскольку возобладают амбиции лидеров». Вместе с тем епископ Александр подчеркнул, что УПЦ МП никоим образом не вмешивалась в ход переговоров. Исполнительный директор Института религиозной свободы Максим Васин, отмечает, что все попытки наладить диалог между УПЦ КП и УАПЦ завершались требованием отставки патриарха Филарета. «В этот раз вряд ли можно было ожидать иной реакции со стороны Киевского патриархата. Многие годы личность патриарха Филарета является созидательной для сторонников УПЦ КП, поэтому для этой церкви подобный ультиматум можно расценивать как сигнал, возможно, формальный, о желании прекратить диалог»,— заявил Васин.

На данный момент «киевляне» заявляют, что диалог с Мефодием окончен бесповоротно. Однако в УПЦ КП надеются то, что к ним перейдет часть священников УАПЦ и паствы.

Автокефалы, в свою очередь, огласили «свой ответ Чемберлену». «Согласны, что мы попросили Филарета уйти, так как его куколь (головной убор – прим. ред.) – это позорище для всей Украины. Кроме того, патриарх, после окончания процесса объединения церквей, должен был остаться один, — пояснил митрополит Мефодий. – При встрече с Филаретом я заявил, что в процессе переговоров должны поучаствовать и представители Московского патриархата. Также я заметил, что мы должны получить благословение Вселенского патриарха. Однако глава УПЦ КП от этого отказался».

Теперь Мефодий намерен встретится с главой УПЦ МП (Московский патриархат) митрополитом Владимиром. Однозначно, что с изоляцией пора покончить, считают в УАПЦ, и добовляют – единственным препоном для этого является патриарх Филарет.

Нравится

SocButtons v1.5

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]