История молитвослова. Как все было на самом деле


Как, в какое время молиться по часослову?

Протоиерей Андрей Ткачев отвечает на вопросы радиослушателей.

Слушать:

— Есть ли какой-то минимум и максимум требований к исполнению заповедей? Когда проповедовал Иоанн Креститель — у него были не очень затруднительные требования. Просто нужно было ради Бога честно исполнять общечеловеческие нормы. Креститель не требовал самопожертвования от каждого. А сейчас что получается? Кто-то говорит: надо строго поститься, кто-то: хотя бы людей не кушайте! С одной стороны — надо стремиться к совершенству, с другой — хотя бы смертные грехи исповедовать перед концом.

-Прошел день праздника Жен мироносиц, и я испытала глубочайшее разочарование, так как на 8 марта нам говорят: сидите, это день неверующих, ваш праздник — Жен мироносиц. А потом говорят, что вы никакая не Жена мироносица, и не стоит вас поздравлять. И так мы остаемся без подарков. Это обидно.

-На первый вопрос выскажу свое личное мнение. Я уверен в том, что аскетические, максимально напряженные труды полезны и возможны для человека нравственно здорового и цельного по натуре. В плане мышления, словесной деятельности и житейской практики. То- есть он мыслит, делает и говорит примерно одно и то же. Вот такой человек и может быть подвижником. Если же человек разбит на части от него — не требуется подвижничество, потому что он станет уродом, чудовищем. Это факты, доказанные очень многими примерами. От него требуется сначала стать человеком. То- есть проявлять человеколюбие, уважение к старшим, почтение к чужой мудрости, сострадание чужому несчастью, оказывать помощь людям в несчастьях, в разных житейских нуждах. Это главные занятия людей, которые хотели бы, но не могут нести аскетический труд. Какое — нибудь сильное пощение, частое говение и причащение. Я за то, чтобы рассуждать о людях и минимизировать требования аскетики к тем, кто искалечен наследственностью, прожитой жизнью, болезненным состоянием. Направлять энергию таких людей не в аскетику, а в человеколюбие. Ну, а кто здоров душой, телом, умом и сердцем — тот пусть подвизается. Надо пастырски рассуждать о степени здоровья человека.

Что касается 8 марта и Жен — мироносиц, то мне жалко вас, потому что я такой проблемы не знаю. Я считаю, что можно поздравлять женщин 8 марта, как дочек Евы, и в этом нет ничего плохого. Забудьте про Клару Цеткин, кому она нужна? Кто сегодня 1 мая связывает с расстрелом рабочих в Чикаго? Это вещи уже отпочковавшиеся, самостоятельно живущие. Поэтому 8 марта можно спокойно вас поздравлять, целовать в щечку и дарить какую-нибудь мимозу. А Жены — мироносицы — конечно, можно нас всех унизить, заявить, что никакой вы не апостол и никакая вы не Жена — мироносица. Но нужно ли так говорить? Я вам скажу про нашу практику. Мы уже много лет практикуем такую вещь в храмах, где я служил и служу: мы даем женщинам в день Жен — мироносиц читать шестопсалмие, молитвы после причастия. С платом на причастии стоят женщины, на крестном ходе все несут женщины. Мы максимально насыщаем литургическими знаками, женским присутствием совершение Литургии. Мы показываем, что все, что до алтаря, могут делать женщины. Мы только в алтарь их не пускаем. Нам это приятно, может быть, даже больше чем самим женщинам. Потому что хорошие женщины достойны большой похвалы. Плохие женщины достойны большой плетки. Очень приятно хороших женщин почтить в этот день, сказать им хорошие слова. И даже есть еще такая традиция: всякой девочке, девушке, женщине, бабушке в церкви в этот день дарить по цветочку. Я на этом вырос.

Мне кажется, что женщин нужно несколько раз в году подбодрить лаской. Такой хорошей, безгрешной, церковной лаской. Женщина в церкви и так несет на себе очень много, а если так делать – то еще больше понесет. Нашим сестрам нужно выказывать законную благодарность .

-Когда бываешь в монастыре на службе — во время пения бывает молитвенный настрой, а на приходе как-то не так.

-Есть такой Джон Толкиен, писатель, который написал «Властелин колец». Он был хорошим другом Клайва Льюиса, который написал чудесные евангельские сказки. «Письма баламута», и прочие. Они дружили и обогащали друг друга идеями. Мне как-то принесли письмо Толкиена сыну. И там такие слова: «Сынок, тебя могут прельстить в Богослужении красивое пение, красивый орган, яркий проповедник, красивая архитектура, хорошо одетые, красивые люди — все может прельстить тебя. Или ты можешь выбрать храм, где много красивых, богатых людей. Но пойми, что знаком того, что ты любишь Христа, будет то, что ты будешь сидеть в какой-то бедной захудалой церкви». Католики большую часть службы сидят. Священник будет в давно нестиранном облачении, это будет заметно, у него будет красный нос, намекающий на то, что он не очень большой подвижник. И проповедь его будет скучна, вместе с тобой на службе будет 2-3 человека, и храм будет старым и не отремонтированным. Но ты сынок, если ты будешь сидеть и понимать, к Кому ты пришел, если Христос будет занимать твое сознание, и ты будешь молиться Ему — то знай, дорогой сынок, что ты имеешь веру.

Я это все сейчас конечно переложил своим языком, но мне сама мысль очень понравилась.

Как бы ни было, а ты чувствуешь, что здесь Христос. И тебе хорошо от того, что ты с Ним. Вот это и есть вера. Когда все культурные подпоры сняты, и только вера осталась.

Конечно, можно ходить с любовью в монастырские храмы, где как грянут монахи! Ну и ясно, что душа просится со слезами наружу. Человек плачет. Красиво. А вот в другом храме, где вообще нет ничего — в таких храмах присутствие Божие чувствуется с большей степенью очевидности. Вот в там и нужны ваши усилия.

-Я сама из деревни, и мы очень тяжело жили. Но бабушка рассказывала, что при Царе жили намного хуже. И Царь занимался только своей семьей. А теперь я живу при Путине, не имею дачи, машины, но кажется, что я живу лучше всех. Спокойно, хорошо, правда, жизнь кончилась, мне уже 88.

-Я тоже думаю, что мы при Путине живем лучше, чем при многих других. Ваш опыт, ваша жизнь — она при вас. Безусловно, не все было гладко в Российской империи. Если бы все было гладко — революции не было бы. Но то, что сегодняшнее правление вами похвалено — это уже стоит чего-то.

Живите долго и молитесь Богу. Знаете, я думаю, что есть мировая закулиса, есть большие державы, есть большие рынки, есть денежные потоки, в общем — есть такие вещи, которые влияют на жизнь миллионов людей. А вместе с тем есть такая пословица: «не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы». То — есть когда слабый маленький человек Богу помолится, поплачет, пожалуется Богу на кого-то, на что-то — то Господь, Судья сирых, Судья вдовиц прислушается к этому. Вот вы, люди старшего поколения, если у вас есть вера, у вас все осталось в памяти — и прожитая жизнь и печаль, и радость. Впереди — только Царство Небесное, вы молитесь Богу, пожалуйста, старички, старушки. Потому что ваша помощь нам, молодым, или относительно молодым – бесценна. Мы все разные молодые. Кому-то и 50- летний молодой. Но растет человек до 24 лет. Потом процессы развития заканчиваются. И вот вы, старички, прожившие жизнь и имеющие веру — пожалуйста, молитесь Богу о Патриархе, о президенте, обо всех добрых людях, обо всех молодых людях, которые Бога ищут, не могут найти или не ищут, а Он им нужен. Сила стариков — это молитва, а сила народа — это молящиеся старики, в том числе.

-Сейчас наш Патриарх и наш президент находятся на Афоне. То- есть обе головы двухглавого орла сегодня в Греции, и Святая Гора Афон будет принимать их. Давайте помолимся о том, чтобы воздух был благоприятен для полета, море — для высадки на сушу, гора Афон молитвами Богоматери — для посещения старцев, беседы с ними, молитвы, причащения с ними и всех этих духовных вещей. Чтобы визит Святейшего с президентом состоялся благоприятно, с пользой для мира. Куда деваться от того, что Россия вплетена в судьбы мира? У Арсения Тарковского, того самого, который отец известного кинорежиссера Андрея Арсеньевича, есть стихотворение: «Я человек, я посредине мира, за мною мириады гроз. Передо мною мириады звезд, я между ними лег в свой рост. Два берега связующее море, два берега соединивший мост. Я – Нестор- летописец мезозоя, и я грядущих дней Иеремия, держа в руках часы и календарь, я в будущее ввязан, как Россия, и прошлое кляну, как нищий царь».

Вот очень важные строчки – «держа в руках часы и календарь», то- есть, время- время- время. Мы же все о времени переживаем. Последние времена или не последние? «Я в будущее ввязан как Россия, и прошлое кляну, как нищий царь». То — есть мы жалуемся на прошлое, как нищий царь, которого согнали с престола, но мы ввязаны в будущее, как Россия. А Россия ввязана в будущее. То — есть будущее без России не решится. Вот сегодня Россия в лице обоих голов двухглавого орла — Святейшего и президента на Святой горе Афон у Божьей Матери под омофором — вот об этом помолимся. Да хранит Царица Небесная Святейшего патриарха и президента РФ, раба Божия Владимира на долгие годы и да вразумляет Царица Небесная их поступать правильно. Потому что со времени явления иконы Божией Матери Державной мы понимаем, что Россия перешла под омофор Царицы Небесной, и Она — хозяйка нашей земли, как она и раньше была. Но раньше и цари были, на царей можно было списать, царь — батюшка, царь — кормилец, царь — хранитель. А сегодня Богородица взяла всё. И Она сегодня на Афоне как хозяйка принимает Патриарха и президента. Помолимся, чтобы не было открытой горячей фазы III мировой войны. Помолимся, чтобы народ наш умножился, и сложился, и обожился. Вы знаете, что за 4 года, с 2011 по 2015 количество абортов в РФ сократилось на 25%? Представляете, сколько детей не было убито? Это же великий прорыв! 32% женщин добровольно отказались делать аборты после разговора с ними на эту тему. Это не окончательная, но победа. То-есть идет война! За будущее, за прошлое, за настоящее. И мы в нее ввязаны. Молиться есть о чем, молиться есть о ком, молитесь много, дорогие друзья. В особенности молитесь те, кто сегодня ничего, кроме молитвы, особо делать не может, потому что руки ослабели, глазки плохо видят, возраст уже преклонный. Потому что большая часть жизни прожита. У вас на пороге вечности есть вера и благодать. Молитесь за молодых, потому что им еще жить и жить, а у них такие искушения, которых даже ваша тяжелая молодость не знала.

-Расскажите, как, в какое время молиться по часослову и книжку вы не могли бы такую написать?

-Я когда- то написал такую статью, называется: «День с часословом», она есть на ресурсе православие. ру. Там суть следующая: пляшем от часов. 3-ий и 6-ой час. 6 час по нашему счету это 12 часов, 3 — ий час — это 9 часов утра по нашему счету. 1-ый — это 6 часов утра. Утреню можно читать в 5 часов утра. Потом 1-ый час. Потом в 9 часов утра 3-ий час, 6ой 12 часов в полдень и обед не позже 12, потом в 15 часов можно читать вечерню. Повечерие можно читать часов в 8-9 вечера. Полунощницу — в полночь. Вот весь цикл, который можно прочитывать в течение дня, если есть на это время силы и желание. То- есть весь день можно прожить с Часословом. Мусульмане, которые 5 раз в день молятся по движению солнца. Они взяли свое пяточисленное моление от византийских монахов, то — есть тоже 5, 9, 12, 15, 18 часов. А у нас дальше есть 9, 12, час. Так что хороший вопрос, но для этого нужно уйти в отпуск. Специально на месяц и весь месяц упражняться с Часословом. Это хорошая тема, очень красиво. Мы получили Богослужение уже в другом виде, но смысл его именно такой, чтобы молитв было много в течение дня — коротких, но много. То- есть есть несколько принципов, один принцип говорит: молиться редко, но долго. А второй принцип более серьезный, жизненный, говорит: молиться как можно чаще, но короче. Это полезнее, чем молиться раз в неделю три часа. Лучше молиться каждый день каждые два часа по пять минут. Лучше покороче, но постоянно, этот принцип заложен в Часослов.

Помощи Божией, друзья мои!

Самый старый молитвослов

Формально самым первым составленным молитвословом можно считать ветхозаветную Псалтирь. Каждый псалом — это и есть молитва. Некоторые псалмы (например 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…») до сих пор входят в нынешние молитвословы.

Псалтирь — по сути, самый ранний молитвослов — составленный еще до Рождества Христова.

Но если говорить конкретно о молитвенных книжках, предназначенных специально для мирян, чтобы те молились дома — то их распространение связано с развитием книгопечатания. А до этого рукописные молитвословы имелись либо только в монастырях (для келейного чтения у монахов), либо у самых зажиточных жителей. И, разумеется, царей.

Пока книги были рукописными, молитвословы оставались большой редкостью. Держать у себя их имели возможность только монастыри, храмы, богатые миряне и, конечно же, царь.

Для домашнего (келейного) чтения

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Таже, Го́споди, поми́луй, (12), Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Псалом 5:

Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́. Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди. Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя. Я́ко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй, ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние. Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь. Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой. Я́ко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́. Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

Псалом 89:

Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Пре́жде да́же гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от ве́ка и до ве́ка Ты еси́. Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии. Я́ко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я. Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет. Я́ко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся. Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́. Я́ко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом, ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся. Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою́ исчести́? Десни́цу Твою́ та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости. Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́. Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся, во вся дни на́ша возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я. И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их. И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

Псалом 100:

Ми́лость и суд воспою́ Тебе́, Го́споди. Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́. Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех. Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х. Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х. О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше. Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма. Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся де́лающыя беззако́ние.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. Трижды.

Го́споди, поми́луй, трижды.

Сла́ва, тропарь дне.

И ны́не: Богородичен:

Что Тя нарече́м, о Благода́тная? / Не́бо, я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды. / Рай, я́ко прозябла́ еси́ цвет нетле́ния. / Де́ву, я́ко пребыла́ еси́ нетле́нна. / Чи́стую Ма́терь, я́ко име́ла еси́ на святы́х Твои́х объя́тиях Сы́на, всех Бо́га. / Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Стопы́ моя́ напра́ви по словеси́ Твоему́ / и да не облада́ет мно́ю вся́кое беззако́ние. / Изба́ви мя от клеветы́ челове́ческия, / и сохраню́ за́поведи Твоя́. / Лице́ Твое́ просвети́ на раба́ Твоего́ / и нау́чи мя оправда́нием Твои́м.

Да испо́лнятся уста́ моя́ хвале́ния Твоего́, Го́споди, / я́ко да воспою́ сла́ву Твою́, / весь день великоле́пие Твое́.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Кондак святаго, или прилучившагося праздника.

Го́споди, поми́луй, 40.

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споди поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь

И молитву:

Христе́, Све́те И́стинный, просвеща́яй и освяща́яй вся́каго челове́ка, гряду́щаго в мiр, да зна́менается на нас свет лица́ Твоего́, да в нем у́зрим Свет Непристу́пный: и испра́ви стопы́ на́ша к де́ланию за́поведей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех Твои́х святы́х, ами́нь.

Кондак: Взбра́нной Воево́де победи́тельная, / я́ко изба́вльшеся от злых, / благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, / но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, / от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти; / ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Источник статьи: https://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/molitvi/chasoslov/chas_1.html

Когда появились утренние и вечерние правила?

На вопрос когда и почему появились привычные нам Утренние молитвы и Молитвы на сон грядущим точного ответа нет. Если тезисно, то можно сказать, что:

  • Утренние и Вечерние правила являются отдаленным «эхом» от Полунощницы и Повечерия — и там, и там встречаеются одни и те же молитвы.
  • Первые попытки добавлять в часослов молитвы для мирян начались на Руси еще в рукописях — примерно в XVI веке.
  • Со временем, — при распространении книгопечатания, — такие попытки становились более или менее привычным делом.
  • В конце XIX и самом начале XX веков они уже стали практически устоявшимися. И, наверное, тогда же был окончательно сформирован нынешний состав молитв.
  • А совсем окончательно Утренние и Вечерние правила, как единственная практика для мирян, стали в советское время — благодаря однотипным молитвословам Московской Патриархии — они были единственными молитвенниками в СССР.

Раньше читали часословы, а не молитвословы?

Вот это — самый интересный момент. Как таковые утренние и вечерние правила, которые мы читаем сейчас, вошли в Церковный обиход сравнительно недавно. А до этого миряне читали часословы и под молитвословами понимались именно они.

Часослов — это молитвенный сборник, в котором собраны большинство (а по сути, почти все) богослужений суточного круга: Утреня, повечерие, полунощница и, собственно, Часы.

Эти богослужения, — в отличие от Литургии, — являются преимущественно чтением. Они состоят из псалмов и молитв, составленных еще в первые века христианства.

На Руси же (и, скажем, в Греции до сих пор) миряне утром читали полунощницу, а вечером — повечерие. Днем же — если была возможность и желание — часы. (Ограничение было одно — при чтении опускать те редкие строки, которые предназначались исключительно для священника).

У чтения часослова мирянами есть свои плюсы. Читая их, человек еще лучше ощущает свою причастность к Церкви. Он словно и не отрывается от Церковной жизни, а продолжает ее — непосредственно у себя дома.

Часослов XVIII века. Уже не рукописный, а печатный. Хотя слева от руки вписан текст поминальной молитвы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]