Характеристика Александра Невского: от битвы на Неве до гибели в Орде


Одной из самых благородных страниц истории нашего государства является период правления Александра Невского, знаменитого государственного деятеля и великого полководца. Характеристика Александра Невского известна нам из повести, описывающей жизнь, с которой, несомненно, знаком любой школьник. Эта личность – одна из плеяды великих государственных мужей, действия которых привели к становлению великой России.

Неизменные описания блестящих исторических подвигов приводят к тому, что биография князя становится предметом сочинений в школе. В 8 классе «Житие» входит в обязательную школьную программу, что несомненно заставляет многих изучать эту тему. Знать её необходимо не только для успешной сдачи экзамена, но и для всестороннего развития личности в школе.

Князь Александр Ярославович Невский. Годы жизни 1221 — 1263

О ком идёт речь в повествовании?

Литературный труд, написанный в Рождественском монастыре (г. Владимир), рассказывает нам о полководце Александре Невском. Родился в Переяславле в 1219 году. Отец Ярослав был верующим и справедливым отцом, мать Феодосия описывается как тихая и покорная женщина. С ранних лет будущий правитель проявлял интерес к наукам, рос ловким и сильным. Уже в 17 лет занял главный пост в Новгороде, а в 20 лет приобрёл широкую славу среди населения.

Митрополит Кирилл (а именно его и указывают многие учёные как автора повести) указывает, что полководец и стратег перед любыми важными действиями – походами или войнами – неизменно предавался молитвам. Этим ещё больше подчёркивается связь духовной сферы с русской землёй: не зря в обиходе того времени то и дело звучали слова: «Мы русские, с нами Бог».

Предательство Святого престола

Получив ярлык на княжение от Орды, Галицкий начал всячески ложиться под Запад. Он передал свои владения под церковную юрисдикцию Рима. То есть предал православную веру, за что получил в подарок корону, присланную ему папой римским Иннокентием IV. Параллельно папские нунции обрабатывали и Александра Невского. Но тот был гораздо дальновиднее.


Папа римский. Деталь с фрески Папы Григория IX, утверждающей Декреталии, 1511 г.

— Уже отразив натиск шведов и немцев, он четко представлял истинную подоплеку римской дипломатии, — говорит историк Валерий Шамбаров. — Подставить Русь, стравить ее с Ордой, а то, что останется от нашей страны, — прибрать к рукам. Невский ответил отказом, а вот Даниил согласился и даже втянулся в политику папы: вместе с Венгрией и Польшей влез в войну против папских врагов. За что дрались и погибали в ту пору русские воины, осталось неясным. А вот когда литовцы стали потрошить Галицию и Волынь, папа палец о палец не ударил.

Шамбаров отмечает, что, когда черниговские князья с тучами половцев разбили Галицкого и овладели Киевом, его самого никто не поддержал. Когда же в его земли вторглись монголо-татары, Галицкий и вовсе бежал в Венгрию, цепляясь за надежду создать коалицию с чужеземцами.

— Но князя с его идеями попросту прогнали! — констатирует историк.

Папа науськал бросить вызов Орде, пообещав западную христианскую коалицию. Черта с два! В 1259 году эта авантюра закончилась позорной капитуляцией. Галицкого заставили срыть свои же крепости — Данилов, Львов, Кременец, Луцк, Владимир.


Армию папы римского возглавлял будущий правитель Швеции Биргер Магнуссон. Александр ранил его в лицо копьем. Реконструкция облика ярла Биргера. Автор реконструкции Оскар Нильсон

— Как следствие, — пишет Виктор Бобер, эксперт Фонда стратегической культуры, — через 90 лет Польша и Литва, по сути, без малейшего сопротивления разделили беззащитное Галицко-Волынское княжество между собой. Литва позже прихватила и Киев, разоренный благодаря Даниилу татарами.

Чем прославился?

Если говорить кратко – сражениями и дипломатией. В 1240 году со стороны северо-запада на территорию Руси вторглись отряды шведских рыцарей. Столкновение дружины государя произошло с ними 15 июня 1240 года около реки Ижоры. По повести о житии можно судить и о храбрости княжеских воинов: нашему вниманию предлагается описание шести бившихся бок о бок с князем шести мужей: Гаврило, Збыслава, Якова, Михаила, Саввы и Ратмира.

Через год государь вышел войной на рыцарей Ливонского ордена, к тому времени захвативших существенную территорию около Пскова и Новгорода. 5 апреля 1242 года состоялось сражение, вошедшее в историю как «Ледовое побоище», в котором рыцари были посрамлены и изгнаны с территории княжеств. Такой разгром врагов, как описывается в произведении, стал известен далеко за пределами границ Руси.

По повести о житии Александра Невского можно узнать много личных характеристик князя. Рассказчик, описывая события, ни разу не обходит вниманием и своеволие (не мог терпеть порядок сборов жителей Новгорода на вечер), и благородство (забыв обиды, первым пришёл на помощь Новгороду во время нашествия), и смелость (лично ездил к ордынскому хану, чтобы договориться о судьбе русского народа), и грамотное управление государством (военные подвиги не были основной целью, ведь после них необходимо было восстановление городов и деревень).

А дипломатия?

После смерти отца Невского, ставшего главенствующим человеком в нескольких княжествах, вызвал на поклон хан Батый. Собрав небольшую дружину, молодой государь отправился в путь. Воевать не собирался, нужно было договориться. После продолжительного разговора с ханом, были отданы все почести как наместнику Орды на землях русских, а также даны заверения в мире, который был гарантирован землям Руси.

Повесть описывает с цитатами и другой случай благородства: брат Александра, Андрей, правивший в Суздале, был жестоко наказан Батыем за своеволие. Войско монголов разорило земли суздальского княжества, открыв его на растерзание целому ряду соседствующих врагов. Но на помощь пришёл Александр – не только восстановив столицу, но и своей волей снова утвердив брата на престоле.

Как описывается государь?

В минуты покоя и мира Невский – тихий и смиренный человек, полный духовной кротости. Об этом говорят постоянные обращения правителя к молитвам, к покровителям его рода на небесах. В неспокойные же минуты сражений – князь мужественен, горяч и беспощаден.

Описывается небывалая самоотверженность в бою, которая ведёт за собой огромное людское войско, стремительность действий, неизменно приводящая к победным манёврам, а после боя – великодушие к павшим в бою, к пленённым людям противника, к раненым и покалеченным. Этот идеал правителя: с одной стороны, мудрого к своим подданным, а с другой – беспощадного к врагам, ещё долго оставался в древнерусской истории как один из главных архетипов повествований.

Связь со святыми постоянно подчёркивается в повести и житии, и храбрость, которая присуща князю неизменно обуславливается знаками, которые подаёт небо. В частности, в повести рассказан случай, когда в сражении одному из старейшин, приближенному к штабу полководца, было видение мучеников Бориса и Глеба.

Описывается это следующим образом: старейшина по имени Пелгуй во время очередного дозора увидел, как по морю в лодке «в одеждах червлёных» (багряных, тёмно-красных) «держащих руки на плече друг друга», смотря на сушу, плыли Борис и Глеб. После этого Пелгуй услышал, что один из братьев, Борис, сказал: «Вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру».

Такие строки указаны в сочинении не случайно: «сродник» — это кровный родственник, близкая душа. Невскому помогают в силу его родства с ангелами, с силами свыше. Поэтому даже небольшое войско русских в сражении смогло одержать победу над шведами, а сам полководец «самого короля ранил в лицо», что означало безоговорочную победу. Кроме этого, рассказчик, описывая портрет Александра, сравнивает его с образами из Библии: ему присущи сила Самсона, красота Иосифа, мудрость Соломона, смелось Веспасиана.

Ю. К. Бегунов. Житие Александра Невского в составе Новгородской 1-ой и Софийской 1-ой летописей

Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена, выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[229]

Новгородский исторический сборник, вып. 9, Новгород, 1959 г. [229]

— начало страницы. OCR Сергей Трофимов.

Житие новгородского и владимиро-суздальского князя Александра Ярославича Невского (1220—1263) является одним из важнейших источников для сведений о его жизни и деятельности и, вместе с тем, выдающимся памятником древнерусской литературы. Советские исследователи1) неоднократно обращались к тексту так называемой «летописной» или «первоначальной» редакции2) жития по отдельным изданным спискам,3) в том числе и по Новгородской 1-й летописи младшего извода3а) и Софийской 1-й летописи.3б) Большинство исследователей присоединялось к высокой оценке жития Александра Невского в составе Софийской 1-й летописи, данной еще Н. А. Полевым: «Это род поэмы. Составляя собой переход от древних героических песен, каковы «Слово о полку Игореве», к чисто схоластическим памятникам позднейшим, сия поэма или повесть поэтическая, чрезвычайно любопытная, как памятник словесности русской XIII века. Она внесена во многие списки летописей, но невежды переписчики перемешали ее с историческими известиями, какие находились в новгородской и других летописях».4)

Несмотря на обстоятельные труды В. И. Мансикки,5) Н. И. Серебрянского,6) С. А. Бугославского7) и других, житие Александра Невского «первоначальной» редакции оставалось неизученным современными приемами текстологии: нет критического издания жития, не изучена литературная история «первоначальной» редакции, ее отношения к летописям, к так называемой «светской биографии» князя Александра и т. п. На этот недостаток уже указывали Д. С. Лихачев8) и И. П. Еремин.9) Неудовлетворительное состояние изучения важнейшего источника по истории Руси XIII века — жития Александра Невского «первоначальной» или «летописной» [230]

редакции является одной из причин некритического освещения исторических фактов: преувеличения роли князя Александра Ярославича, победителя немцев и шведов и ходатая за Русскую землю, перед ханом, и недостаточного внимания в изучении его внутренней политики как князя, действовавшего в интересах суздальской знати и жестоко подавлявшего народные восстания.

В настоящей работе мы рассмотрим житие Александра Невского только в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода и Софийской 1-й летописи.

Было ли житие Александра Невского написано для одного из Новгородских сводов XIII века? В Новгородской 1-й летописи старшего извода (Синодальный список) жития не содержалось.

А. А. Шахматов10) пришел к выводу, что отрывки из жития Александра Невского являются вставками в Комиссионный список Новгородской 1-й летописи младшего извода, сравнительно с Синодальным списком, под 1240—1242, 1245, 1251—1252 годами. Выводы А. А. Шахматова были поддержаны В. И. Мансиккой11) и С. К. Шамбинаго.12)

Сличение Синодального списка с тремя списками Новгородской 1-й летописи младшего извода: Комиссионным, Академическим и Толстовским показывает, что ни летописные известия Синодального описка не послужили источником для жития князя Александра, ни известия жития не были источниками известий Синодального списка.

В житии князя Александра Невского полностью отсутствуют новгородские известия 1238—1263 гг. о женитьбе князя, о строительстве городов по реке Шелони, о раздорах и спорах князя Александра с новгородцами, об отъездах его из Новгорода в Суздальскую землю, отсутствуют подробности о Ледовом побоище, известные новгородскому летописцу, нет рассказа о посольстве немцев после Ледового побоища, о походе Александра на емь в 1256 году, о расправе Александра с сыном Василием и его дружинниками, о татарской переписи. Зато в житии много подробностей, неизвестных новгородскому летописцу: описание «чудес» и подвигов ратников князя Александра в Невском и Ледовом побоищах, характеристика внешности князя, его речи, обращенные к псковичам в 1242 году и к князьям, отправлявшимся в поход на Юрьев в 1262 г., рассказ о посольстве папы, подробный рассказ о преставлении и о погребении князя и о посмертном чуде с грамотой.13) Обращает на себя внимание различие в изображении князя Александра в житии и в Синодальном списке Новгородской 1-й летописи старшего извода. В житии автора привлекает не столько точное следование хронологии событий и историческим реалиям, сколько образ самого князя, дорогой и близкий для современников. В Синодальном списке в краткой форме сообщается о фактах княжения Александра как новгородского князя, не замалчиваются его ссоры с новгородцами и крутые расправы с врагами. [231]

Так как Синодальный список в части с 1234 года до конца написан почерком первой половины XIV века,14) то можно предполагать, что в нем жития Александра, по крайней мере, в первой половине XIV века не было. Летописные известия Синодального списка об Александре гораздо более полные и подробные, чем известия жития. Новгородский летописец под 1263 г. отмечает высокие заслуги князя, который «много потрудился за Новгород и Псков и за всю Русскую землю». Новгородцы чтили военную доблесть и исключительные заслуги князя Александра, победителя шведов и немцев, но не могли ему простить нарушение прав новгородской боярско-вечевой республики.

Александр Ярославич за долгие годы своего княжения в Новгороде (1236—1252) старался подорвать экономическое и политическое значение новгородского боярства, отнимал у него земли, выносил судебные решения от своего имени, отнял берег Тре и посылал туда за меховою данью своих дружинников, раздавал новгародские волости своим сторонникам и владимирской знати.15) Вместе с тем, он способствовал проведению татарский поголовной переписи и жестоко подавлял народные волнения. В договорной грамоте 1272 г. Новгорода с Ярославом Ярославичем мы читаем осуждение внутренней политики Александра: «А что, княже, брат твой Александр деял насилие на Новгороде, а того ся, княже, отступи».16) Можно предполагать, что житие не было включено в летопись, потому что характеристика князя Александра, как суздальского князя и местного святого, в житии не совпадала с характеристикой князя в Синодальном списке летописи или, может быть, летописец вовсе не знал жития.

В XV веке житие Александра Невского уже читается в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, в Комиссионном (старший список 50-60-х годов XV века), Академическом и Толстовском списках.

После летописной статьи 1239 г. о женитьбе князя на полоцкой княжне, дочери князя Брячислава, и о строительстве городов на реке Шелони, житие начинается под 1240 со слов «О господе бозе нашем…». Извлечения из жития чередуются с летописными известиями из Новгородской 1-й летописи старшего извода, до 1252 г. Под 1252 г. помещен заключительный плач «О, горе» и описание преставления князя Александра и чуда с грамотой. Составитель свода даже не заметил, что Александр умирает у него дважды под 1252 и под 1263 годом. В. Мансикка и С. Шамбинаго подробно указали на все эпизоды «первоначальной» редакции жития, которые содержатся в Новгородской 1-й летописи младшего извода, поэтому мы не будем на этом останавливаться специально. Обратим внимание на способ, с которым летописец искусно переплетает рассказы жития с летописными известиями. Приведем примеры из описания Невского сражения: [232]

Синодальный список Новгородской 1-й летописи старшего извода: Комиссионный список Новгородской 1-й летописи младшего извода:
«В лето 6748. Придоша Свеи в силе велице, и Мурмане и Сумь, и Емь в кораблих множьство много зело; Свеи с князем и с пискупы своими; и сташа в Неве, устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгород и всю область Новгородьскую».17) «Се же слышав король части Римьскы, от полунощьныя страны, таковое мужество князя Александра, и помысли в себе: «и пойду, рече, пленю землю Александрову». И събра вои множество, силу велику зело Свея с князем и пискупы своими

, и Мурмане, и Сумь, и Емь, и токо наполни корабля многы полков своих и подвижеся в силе велице, пыхая духом ратным, и прииде в
рику Неву и ста усть Ижеры
, шатаяся безумием своим,
хотя ще въсприяти Ладогу, такоже и Новъград и всю область Новгородчкую
и пакы посла послове с великою гордостию».18)

Точно также в Комиссионном списке Новгородской 1-й летописи младшего извода между летописными известиями вкраплены отрывки из жития «первоначальной» редакции. Приводим здесь описание Ледового побоища по Комиссионному списку (разрядкой отмечается текст идентичный тексту Синодального списка Новгородской 1-й летописи старшего извода):

«В лето 6750. Поиде князь Александр с новгородци и с братом Андреем и с низовци на Чудскую землю на немцив зиме

, в силе велице, да не похвалаются, ркуще: «укорим словеньский язык ниже себе». Уже бо бяше Пьсков взят, и тиюне их посажене. И князь Александр
зая вси пути до Плескова; и изгони князь Пьсков, и изима Немци и Чюдь, и, сковав, поточи в Новогород, а сам поиде на Чюдь. И яко быша на земли, пусти полк всь в за житья; а Домашь Твердислалиць и Кербет быша в розгони убиша ту Домаша, брата посадница, мужа честна, и иных с ним избиша, а иных руками изимаша, а инеи к князю прибегоша в полк. Князь же въспятися на озеро; Немци же и Чюдь поидоша по нех. Узрев[233]же князь Александр и новгородци, поставиша полк на Чюдьском озере, на Узмене, у Воронья камени; и наступиша озеро Чюдское
: бяше бо обоих множество много. Бяше бо ув Олександра князя множество храбрых; якоже древле у Давыда песаря силни крепци, такоже мужи Александровя исполнишася духа ратна, и бяху бо сердца им акы лвом: и ркоша: «О, княже наш честный и драгыи, ныне присяге время положити главы своя за тя.» Князь же Александр въздев руце на небо, и рече: «суди, боже, и расуди прю мою от языка велеречьна. Помози ми, господи, якоже древле Моисиеви на Амалика и прадеду моему Ярославу на оканьнаго Святополка. Бе бо тогда день день суботный, въсходящю солнцю, и
наихаша полк Немци и Чюдь, и прошибошся свиньею сквозе полк, и бысть ту сеча велика
Немцом и Чюде, труск от копий ломлениа и звук от мечнаго сечениа, яко и морю померзъшю двигнутися и не бе видети леду: покрыло все кровию. Се же слышах от самовидца, и рече ми, яко видех полк божий и на въздусе пришдешии на помощь Александрове. И победи я помощью божиего
и святой Софеи и святую мученику Бориса и Глеба, ею же ради древле крови прольяша; и немци ту падоша, а Чюдь даша плещи; и гонящися биле на 7 веръст по леду до Соболичькаго берега; и паде Чюди бещисла, а Немець 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород. А бися априля в 5, на память святого мученика Феодула, на похвалу святыя богородица, в суботу
».19)

В житии Александра в Новгородской 1-й летописи имеются дополнения, которые не восходят к известиям Синодального списка: они добавлены самим составителем Новгородской 1-й летописи младшего извода. Это распространенные характеристики Александра и его матери Феодосии:

1) «от Феодосиа матери, боголюбивы правом, доброчестива и богоугодна купне якоже суща, великими просвещаетеся делы, якоже иноческого сподобитися ей чина и принопомнемая Феодосиа, мати князя Александра».20)

2) «Богом въспетанного и богочестивого и богом утвержаемого, и поборника суща православнеи христовеи вере, дражаиишага Александра».21)

Таким образом, составитель Новгородской 1-й летописи использовал житие Александра, сохранившее все эпизоды, в том числе «о 6 муж храбрых», и о чуде за Ижорой, полную версию рассказа о погребении и чуде.22) Житие было разбито на отрывки и разнесено по погодным известиям. Из него были выпущены такие рассказы, которые полнее и подробнее изложены в Новгородской 1-й летописи старшего извода. Составитель подошел к своей задаче сознательно, создавая образ местнопочитаемого князя как святого [234]

воина Русской земли. На полях старшего Комиссионного списка помета: «Сказание о князе Александре». Так составитель, озаглавил составленную им компиляцию жития и летописи. Эту компиляцию следует считать новой, второй редакцией жития князя Александра. В архетипе списков Комиссионного, Академического, и Толстовского, возникшим не позднее 50-х годов XV века, житие уже содержалось. А. А. Шахматов23) предполагал, что заимствования из «первоначальной» редакции жития попали в новгородскую 1-ю летопись младшего извода из свода 1448 года, а в свод 1448 года житие Александра добавлено из общерусского летописца, такого, как Лаврентьевская летопись. К добавлениям в своде 1448 года А. А. Шахматов относит также «Сказание об убиении Михаила Черниговского», известие о кончине Ярослава Всеволодовича в орде под 1246 годом, краткое сообщение о взятии крестоносцами Царьграда под 1204 годом, рассказ о Куликовой битве под 1380 годом. Однако, позднее А. А. Шахматов24) отказался от гипотезы существования свода 1448 года. А. А. Шахматов, а вслед за ним М. Д. Приселков25) и Д. С. Лихачев26) полагают, что основным источником семьи новгородских летописей — Новгородской 1-й, Новгородской IV, Софийской 1-й — был Новгородско-Софийский свод начала 30-х годов XV века. Д. С. Лихачев полагает, что он составлялся при новгородском архиепископе Евфимии.27)

Очевидно, что в прямых источниках Новгородской 1-й летописи младшего извода, в Синодальном списке и Софийской летописи, составлявшейся при дворе новгородского архиепископа в XII—XIV веках (по А. А. Шахматову — «Софийский Временник»), жития Александра Невского не было. Оно появилось в результате дополнительной сверки Новгородской 1-й летописи младшего извода по Новгородско-Софийокому своду 30-х годов XV века.

Софийская 1-я летопись первой редакции, составленная в 40-60-х годах XV века московскими книжниками,28) сохранилась в двух списках XV века — списках Оболенского и Карамзинском. В обоих списках содержится житие Александра Невского, разбитое на эпизоды и объединенное с летописными известиями 1240—1252 гг., т. е. такое же, как в Новгородской 1-й летописи младшего извода. Если Новгородская 1-я летопись младшего извода поместила житие сразу после летописного известия о женитьбе Александра, то Софийская 1-я летопись поместила житие после летописной статьи о взятии Киева Батыем, следующей после статьи о женитьбе Александра.

В Софийской 1-й летописи также, как и в Новгородской 1-й летописи, пропущен рассказ жития о том, как Александр поехал в орду отмолить у хана воинскую повинность, не использован рассказ: жития о походе на Юрьев в 1262 году, нет известия жития о болезни и смерти князя. Также, как и в Новгородской 1-й [235]

летописи, в Софийской 1-й летописи рассказ о смерти Александра читается дважды под 1252 г. и под 1263 г.29)

А. А. Шахматов30) замечал, что в Софийской 1-й летописи полнее использовано житие Александра Невского, чем в Новгородской. 1-й летописи младшего извода. Например, эпизоды жития, опущенные или замененные летописными известиями, в Новгородской 1-й летописи младшего извода, в Софийской 1-й летописи использованы полностью: о разорении града Копорья в 1241 году, об освобождении Пскова и Ледовом побоище рассказывается ближе к тексту жития, чем в Новгородской 1-й летописи. Использован рассказ «об умножении литовского языка», опущенный в Новгородской 1-й летописи. Таким образом, о войне с литовцами в Софийской 1-й летописи сообщено дважды словами жития под 1242 г. и словами летописи под 1245—1246 гг. Подробнее, чем в Новгородской 1-й летописи, использован в Софийской 1-й летописи рассказ жития о поездке Александра Невского в орду.

Искусно пользуясь текстом и «первоначальной» редакции, и «особой» или проложной редакции жития,31) летописными известиями Новгородской 1-й летописи старшего извода, автор Софийской. 1-й летописи по возможности полнее украшает повествование об Александре. Вместо «князь Александр» в Софийской 1-й летописи везде употреблен полный титул: «великий князь Александр Ярославич» и полным титулом назван «великий князь Ярослав Всеволодович» и «великая княгиня Феодосия». В Софийской 1-й летописи все московские князья именуются великими, последовательно проведена мысль, что московские великие князья ведут свой род от Владимира Святославича, через Владимира Мономаха, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского, Дмитрия Донского. В соответствии с этим свод имеет название: «Летописец Русьской земли».

Архиепископ Спиридон назван «Новгородским», царство Батыя — «державой», в словах митрополита Кирилла «заиде солнце земли Суздальской», «Суздальской» заменяется на «Русской». В заключительной фразе после слов «иже много тружеся за землю Рускую и за Новъгород и за все городы и за Пысков» добавлено «и за все великое княжение, отдавая живот за правоверную веру». В Софийской 1-й летописи житие Александра начинается с небольшого предисловия, встречающегося еще только в списке сборника Н. П. Лихачева32) и в «особой» редакции: «О велицем князи нашем Александре Ярославиче, о умном и кротком и смысленом, о храбром, тезоименитом царя Александра Макидоньского, подобнике царю Алевхысу, крепкому и храброму. Сице бысть повесть о нем, ему же бяше бог лета приолжил по его правде. И угобзи ему бог дни и чьсти в славу его».

Отдельные места «первоначальной» редакции жития распространены. [236]

Первоначальная редакция.

(по списку, изданному В. И. Малышевым):

Софийская 1-я летопись:
«Тако же князь Олександръ бе побежая непобедим». «Тако же великий Александр Ярославич бе побежал везде, а непобедим николиже».

Так же читается это место в «особой» редакции и в Лихачевском списке. Распространено было описание славы князя Александра.

Первоначальная редакция

(по списку, изданному В. И. Малышевым):

Софийская 1-я летопись:
«И нача слышати имя Олександрово по всем страницам и до меря Хуложьскаго и до гор Аравитцких, и обону страну моря Варяжьского и до Рима». «И нача имя слыти великого князя Александра Ярославича по всем странам: от моря Варяжьскаго и до моря Понтьскаго и до моря Хупожьскаго и до страны Тивериискыя и до гор Араратьских, обону страну моря Варяжьского и гор Аравитьскых, даже и до Рима великого. Распространи бо ся имя его пред тмы тмами и перед тысяща тысящами».33)

Все эти украшения и добавления, очевидно, привлечены не только с декоративными целями, а с целью возвеличения и прославления Александра Ярославича, как общерусского святого воина. Общерусский характер подвигов Александра в житии проступает на первый план. В создании этих украшений чувствуется опытная рука московского книжника, перерабатывавшего новгородский свод. За основу им был взят Новгородско-Софийский свод 30-х годов XV века, включивший житие в летопись, но в более полном виде, чем Новгородская 1-я летопись младшего извода.

Таким образом, Новгородская 1-я летопись младшего извода и Софийская 1-я летопись дают нам два варианта совершенно новой редакции жития, значительно отличающейся от «первоначальной» редакции жития. Назовем их первым и вторым видом второй редакции.

Можно предполагать, что переработка в Новгородской 1-й и в Софийской 1-й летописях жития Александра Невского связана с деятельностью архиепископа Евфимия II,34) который пытался поднять интерес к новгородской старине и к местным святым, учредив обряд поминания новгородских князей и святителей, в том числе Варлаама Хутынского и архиепископа Иоанна, князя Александра и его матери Феодосии, похороненной в Юрьевском монастыре. Обработка жития святого князя Александра связана с притязанием [237]

Евфимия на исключительную роль Новгорода и старшинство новгородской архиепископской кафедры.

Итак, жития Александра Невского не содержалось в Новгородских летописных сводах XIII—XIV веков. Новая, вторая редакция жития Александра Невского составлена для летописи в 30-е годы XV века сводчиком Новгородско-Софийского свода на основе списка жития «первоначальной» редакции, близкого к списку жития, изданному В. И. Малышевым,35) и известий Новгородской 1-й летописи старшего извода.

При использовании второй редакции жития князя Александра Невского в качестве исторического источника необходимо принимать во внимание, во-первых, новгородский характер этой редакции, во-вторых, ее вторичность (по отношению к тексту «первоначальной» редакции). Изучению древнейшей «первоначальной» редакции жития по всем спискам в сборниках и летописях необходимо посвятить специальное исследование.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Н. П. Грацианский

. Немецкая агрессия в Прибалтике в XIII—XV веках — «Историк-марксист», 1938, кн. 6;
В. Т. Пашуто
. Александр Невский — «Ученые записки ЛГУ», № 36. Серия исторических наук, вып. 3, Л. 1939;
Его же.
Александр Невский и борьба русского народа за независимость в XIII веке, М. 1951;
Его же.
Решающие победы русского народа над шведскими и немецкими захватчиками (1240 и 1242) — § 9 из гл. 5, в книге «Очерки по истории СССР. Период феодализма», ч. I, М. 1953, стр. 838-853;
Его же.
Героическая борьба русского народа за независимость (XIII век), М. 1966;
А. Н. Насонов.
Монголы и Русь (История татарской политики на Руси), М.-Л. 1940;
С. В. Бахрушин
. Александр Невский и борьба русского народа с немецкой агрессией в XIII веке — «Вестник Академии наук СССР». М. 1942, № 4 и др.

2) «Первоначальная» или «летописная» редакция — термин, введенный В. О. Ключевским для обозначения древнейшей редакции жития, составленной, как предполагал Ключевский, для летописи.

3) Преимущественно по Псково-Печорскому списку, изданному Н. И. Серебрянским (Н. И. Серебрянский

. Древнерусские княжеские жития. М. 1915, приложения, стр. 109-112, 117-120), по списку из Псковской 2-й летописи (ПСРЛ, т. V, СПБ. 1851, стр. 2-6;
А. Н. Насонов.
Псковские летописи. Вып. II, М. 1955, стр. 11-16), по Ленинградскому списку (
В. И. Малышев
. Житие Александра Невского — по рукописи середины XVI в. Гребанщиковской старообрядческой общине в г. Риге — ТОДРЛ, т. V, М.-Л. 1947, стр. 185-193).

3а) ПСРЛ, т. V, СПБ. 1851, стр. 146-151; Новгородская летопись по харатейному Синодальному списку. СПБ. 1888. стр. 252-274 (в примечаниях даны все варианты из Новг. 1 летописи младшего извода); Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, М.-Л. 1950, стр. 77-84.

3б) Софийский временник иди Русская летопись с 862 по 1534 г., изд. П. Строевым, М. 1820, ч. 1, стр. 249-274; Н. Полевой

. История русского народа, т. IV. М. 1833, приложения, стр. 42-61 (извлечение из Софийского Временника); ПСРЛ, т. V, СПБ. 1851, стр. 176-191; ПСРЛ, т. V, изд. 2, вып. 1, Л. 1925, стр. 220-239. В настоящее время подготовка к изданию протографа Софийской 1-й летописи по списку ГПБ из Погодинского собрания. № 1409 и другим, ведется С. М. Каштановым (Москва).

4) Н. А. Полевой

. История русского народа, т. IV, М. 1833, стр. 122.

5) В. И. Мансикка

, Житие Александра Невского (Разбор редакций и тексты) — ПДП, СХХХ, СПБ. 1913.

6) Н. И. Серебрянский

. Древнерусские княжеские жития. М. 1915.

7) С. А. Бугославский

, К вопросу о первоначальном тексте жития великого князя Александра Невского. (
В. Мансикка
. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. ПДП, т. СXXX, СПБ, 19131 — ИОРЯС, т. XIX, кн. 1, СПБ. 1915, стр. 261-290.

8)Д. С. Лихачев

. Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского. ТОДРЛ, т. V, М.-Л. 1947, стр. 36-38.

9) И. П. Еремин

. Житие Александра Невского, — в книге: «Художественная проза Киевской Руси XI—XIII веков». Составление, переводы и примечания. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. ГИХЛ, М. 1957, стр 356.

10) А. А. Шахматов

. Отчет о 12-ом присуждении премий митрополита Макария, СПБ. 1907 стр. 90; Его же. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв., М.-Л. 1938, стр. 164.

11) В. И. Мансикка

. Указ. сочин., стр. 59-68.

12) С. К. Шамбинаго

. Сказание о Мамаевом побоище. — СОРЯС, т. 81, СПБ. 1906, стр. 64-66. Он рассматривал житие Александра Невского в составе Соф. 1-й и Воскресенской летописей и назвал новую редакцию «второй».

13) С Новг. 1-й летописью мы сравниваем описок жития Александра Невского «первоначальной» редакции по последнему изданию В. И. Малышева. (ТОДРЛ, т. V, М.-Л. 1947, стр. 185-193).

14) А. Н. Насонов

. Новгородская 1-я летопись старшего и младшего изводов изд. АН СССР, М.-Л. 1956, стр. 5.

15) Очерки по истории СССР, XI—XIII вв., изд. АН СССР, М. 1953, стр. 773-774.

16) Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Под ред. С. Н. Валка. Изд. АН СССР, М.-Л. 1949, стр. 11.

17) Новг. первая летопись старшего и младшего изводов, стр. 77.

18) Там же, стр. 251.

19) Там же, стр. 205-206. 78. {78 напечатано в конце примечания, после точки. Предположительно, опечатка. OCR

}

20) Там же, стр. 290.

21) Там же, стр. 292.

22) Для сравнения см. список жития из собрания Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, содержащий все эпизоды жития полностью (В. И. Малышев

. Житие Александра Невского, стр. 185-193).

23) А. А. Шахматов

. Обозрение…, стр. 164.

24) Д. С. Лихачев

. Русские летописи и их культурно-историческое значение, М.-Л. 1947, стр. 448.

25) М. Д. Приселков

. История русского летописания, М.-Л. 1940, стр. 150.

26) Д. С. Лихачев

. Русские летописи, стр. 312-316.

27) Приселков считал, что Новг.-Соф. свод составлялся в Москве (См. М. Д. Приселков

. Ук. соч., стр.150).

28) А. А. Шахматов

. Обозрение…, стр. 213.

29) Софийская 1-я летопись второй редакции перенесла статью о смерти Александра Невского под 1263 год.

30) А. А. Шахматов

. Обозрение…, стр. 212.

31) Эта редакция была издана Мансиккой (под названием «второй») по списку ГИМ из собрания Уварова, № 514 (369), XVI века. (В. И. Мансикка

. Ук. соч., приложения, стр. 11-14) и Н. И. Серебрянским по рукописи Румянцев. музея из сбор. Пискарвва, № 530, XVII в. под названием «особой». (
Н. И. Серебрянский
. Ук. соч., приложения, стр. 121-123).

32) Издан Мансиккой (см. В. И. Мансикка

. Ук. соч., приложения, стр. 125-137).

33) Подробнее см. там же, стр. 69-74.

34) В. Л. Комарович

. Литература Новгорода XIV века. — в книге: «История русской литературы», изд. АН СССР, М.-Л. 1945, т. 1, вторая половина стр. 256-261;
Д. С. Лихачев
. Русские летописи, стр. 312-313.

35) С. К. Шамбинаго неосновательно считал Академический список, изданный Мансиккой, ближайшим к тексту Соф. 1-й летописи и относил составление второй редакции к концу XIV века (С. К. Шамбинаго

. Повести о Мамаевом побоище, стр. 64).

Написать нам

Чем заканчивается произведение?

Как и подобает житию, по плану заключительная часть неизменно описывает смерть главного героя. Очередная (четвёртая по счёту) поездка в Орду в 1262 году, результатом которой стало согласие хана Мункэ не брать никого из русских людей для завоеваний новых территорий, привела к продолжительной болезни князя.

В 1268 году и умер в г. Городце. Автор жития описывает «дивное и достойное памяти» чудо: во время погребения митрополит Кирилл III, следуя традиции, должен был вложить в руку государя «прощальную грамоту». Но во время церемонии рука покойника сама протянулась и взяла грамоту из руки изумлённого митрополита.

Значение для истории

До конца XVI века Александр Невский являлся образцом для подражания целого списка государственных деятелей всех рангов. Его имя носит один из монастырей в Петербурге, а одноимённым орденом в годы Великой Отечественной войны были отмечены десятки командиров, проявивших мужество и смелость.

«Благородный заступник людской», «духовный лидер», «мудрый защитник» — десятки положительных эпитетов характеризуют князя с самых разных сторон. Его верность идеалам, стремление защитить государство и душевная доброта навечно закреплены в «Житие Александра Невского» — одном из памятников древнерусской литературы.
Поделиться в соц. сетях

Славная награда

Орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им были награждены фельдмаршал Александр Меншиков и многие видные военачальники и придворные. В 1942 году в СССР был учрежден новый орден Александра Невского как награда для командного состава Красной армии. В частности, тремя орденами наградили подполковника Ивана Борисенко, командира 536-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. В 2010 году орден Александра Невского вновь восстановлен. Кавалерами стали артист Василий Лановой, президент Белоруссии Александр Лукашенко, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин и многие другие.


Великого полководца блестяще сыграл Николай Черкасов. Фото: афиша фильма

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]