Роль монастырей в экономической и социальной структуре Руси

«Миланский эдикт», написанный Константином Великим в 313 году прекратил жестокое преследование христиан. Христианская Церковь попала под защиту государства.

В связи с этим последовали изменения в общественной деятельности и нормативной культуре, и это было очень хорошо для ранних христиан. До этого христиане подвергались страшным гонениям, им приходилось молиться подпольно, чтобы избежать опасностей со стороны общества, языческих и иудейских организаций. Это длилось в течение первых трёх веков.

Что такое монастырь?

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Монастыри могут располагаться где угодно (в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах).

Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания, — оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых.

Для монахов монастырь — ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской.

См. также: Почему люди уходят в монастырь и кто такие монахи?

Для «мирян» монастырь — это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь.

Правила и положения в монашеской жизни

Позднее Церковью были разработаны правила и различные положения, объединяющие монахов в группы для последовательного выражения христианства. Первое христианское монашеское движение родилось в пустынях вокруг Израиля.

Об этом имеется много противоречивых историй, но доказательств почти нет. Первые монахи прославились своим особым подходом к христианской вере, который одобряло и местное общество. Они отказывались от всех удобств и полностью посвящали себя духовной жизни, состоящей из молитв, социальной помощи людям, обучению и распространению христианской веры. Были не только мужские монастыри, но и большое количество женских. История некоторых монастырей насчитывает века. В движении христианского монашества не только мужчины, но и женщины могли использовать свои личные таланты.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
  • Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.


Знаменитые Святые монахи и монахини

О некоторых первых монахах есть сведения в Священных Писаниях. Одним из таких праведников был Святой Антоний Пустынный, родившийся примерно в 251 – 256 годах. В течение нескольких лет он жил в пустынях Египта. Позднее он собрал своих учеников в общину отшельников.

Их жизнь во многом отличалась от более поздних монашеских сообществ. Другая известная первая отшельница, Амма Синклитикия Александрийская, жившая примерно в 270 – 350 годах, ушла в пустыню после смерти своих родителей. Там она поселилась в склепе. Позднее к ней присоединились и другие местные женщины.

В Табенниси Святым Пахомием был основан монастырь между III и IV веками. Пахомия стали называть «Авва», позднее это слово трансформировалось в слово «аббат». Пахомий внёс большой вклад в развитие общежития монашества.

В IV веке монашество распространилось и в Европе. Было основано ещё много других монастырей в египетском стиле. Известным монахом V – VI веков был Святой Бенедикт Нурсийский. Он установил монашеские правила, ставшие стандартом для всего христианского монашества. Но они были относительно гибкими и не требовали пожизненного обязательства и постоянства. В XIII веке появились нищенствующие (попрошайничавшие) монахи. Такой порядок установил Франциск Ассизский, продвигавший бедность, как святой образ жизни.

Такими же нищенствующими монахами были доминиканцы, старавшиеся вернуть еретиков в Церковь. Часто нищенствующие монашеские ордена подвергались критике со стороны общества за то, что они продвигали стоицизм, отчуждение и высокомерие. Те мужчины и женщины, кто присоединялся к монахам, считали, что таким образом они обретут спасение, свободу и победу над миром.

Для этого они жертвовали всем: благами и удовольствиями мирской жизни. Для них идеалом был мученик, стремящийся к Господу. Но исторически у сторонников монашеского движения было много жертв. Монахами ценилось безбрачие, по примеру Павла и молитвенной жизни Иисуса Христа. Для них это было высшим образцом для подражания.

Были среди монахов и воинствующие ордена. Самым известным из них стал орден Тамплиеров. Он и другие, подобные ему, стали появляться после Первого Крестового похода. Вдохновителем стал Бернар Кларивонский. Рыцарское монашеское сословие этих орденов состояло из безбрачных и в большинстве необразованных членов. Тамплиеры первыми ввели банковские методы кредитования и чеки, обеспечивающие сбор средств для паломничества на Святую Землю.

Кто живет в монастыре?

Те, кто живут в монастырях, называются насельникам монастыря. Это:

Собственно монахи

В отличие от дореволюционного времени, сейчас нет правил — сколько должно быть или не быть монахов в монастыре. Все определяет жизнь.

Монахи — «духовный костяк» любого монастыря. О том, какие степени монашества бывают и вообще про монашество мы писали вот здесь.

Послушники

Кто такие послушники? Это люди, которые готовятся стать монахами, но по мнению настоятеля еще не готовы к этому. При этом, монастырь уже несет духовную ответственность за послушника.

Монахи со Святой горы Афон, первая половина XX века. Второй слева: преподобный Силуан Афонский.

Трудники

Кто такие трудники? Грубо говоря, те же послушники, только в самом начале пути. Они так же живут со всеми, так же исполняют послушания, трудятся.

Трудник на момент прихода в монастырь точно так же уверен, что предназначен для монашества, но, как показывает, практика: раз уж не всякий послушник в конце концов становится монахом, то среди трудников этот процент еще меньше. Первое вдохновение проходит, и человек уже понимает, что имел о монашестве или своих силах совсем неверное представление — и возвращается в мир. Или идет пробовать себя в другую обитель.

Гости, паломники

Это еще более «временные» для монастыря «постояльцы». Хотя бывали случаи, что именно из случайного «гостя», который оказывался в монастыре по нужде, — или паломника, — в итоге рождался монах.

Простая жизнь первых христианских отшельников

Но позднее, после Константина, началась вседозволенность и фаворитизм в среде лидеров христианства и мирян. Верующие стали беспокоиться о внутренней церковной аморальности. Их не устраивали злоупотребления и пороки в церковной среде. Обладая привилегиями, религиозные руководители были полны высокомерия, не гнушались они и коррупции. Поэтому многие простые христиане стали искать другую пуристическую среду, где бы они могли соблюдать свою духовность.

Эти люди не были христианами по совместительству. Они отказались от всех мирских благ и удобств и посвятили себя духовной работе. Монашеский образ жизни первых отшельников был очень простым. Но с каждым веком он становился всё более запутанным и разнообразным. Первые монахи и монахини жили в пещерах, болотах, в пустыне, на кладбищах, высоко в горах и в других труднодоступных удалённых уголках земли. Ими двигало лишь Божье призвание.

Какие постройки бывают в монастырях?

По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно — это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

  • Собственно территория
    (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
  • Центральный храм
    (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
  • Еще один храм
    (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко — в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
  • Братский корпус
    . Это дом, где располагаются келлии — комнаты монахов и послушников.
  • Трапезная
    (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
  • Гостевой дом.
    Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка —
    свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
  • Другие здания.
    В них может располагаться все, что угодно — от воскресной школы, до монастырского издательства.

Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа — братский корпус.

Глава 3. Монастыри и монашество

В XIX, и особенно в начале XX вв. материальное положение монастырей существенно улучшилось. Увеличились денежные пособия от казны, монастыри вновь стали превращаться в крупных землевладельцев, благодаря чему смогли расширить хозяйственную деятельность, которая в крупных монастырях приобрела предпринимательский характер.

По указу Павла I от 18 декабря 1797 г. на каждый монастырь было отмежевано по 30 десятин выгонной земли, монастыри получили право устраивать мельницы и заводить пруды для разведения рыбы86. Увеличено содержание штатных монастырей. Стали получать из казны ежегодное пособие в размере 300 руб. заштатные монастыри. По указу Александра I от 8 июня 1805 г. монастыри получили возможность получать в дар и по завещанию ненаселенные участки земли, но на покупку земли требовалось разрешение императора87. Указ 24 мая 1810 г. разрешал монастырям безпрепятственно приобретать ненаселенные земли путем покупки88.

В царствование Николая I монастырское землевладение существенно расширилось за счет пожалований от императора разных угодий. В 1838 г. каждому монастырю были отведены бесплатно лесные дачи в размере от 50 до 150 десятин. При этом наиболее крупные монастыри получили лесные дачи, значительно превышавшие указанные нормы, например, Троице-Сергиевой лавре было отведено 1250 десятин. Кроме того, Николай I указом от 6 сентября 1838 г. повелел отводить вновь учреждаемым монастырям по 100 десятин89, при этом земли стали отводиться и некоторым ранее существовавшим монастырям. Только в 1836–1841 гг. 170 монастырям было передано безвозмездно 25 тыс. десятин (16 тыс. десятин леса и 9 тыс. десятин пашни и сенокосов). Монастыри, которым не было отведено земли, получили денежную компенсацию, исходя из размеров доходов причитающихся им угодий90.

Во второй половине XIX в. наряду с царскими пожалованиями монастыри расширяли свое землевладение и за счет покупки. В 1874 г. насчитывалось 540 монастырей-землевладельцев, у которых находилось в общей сложности 250 тысяч десятин земли. 200 из них являлись крупными землевладельцами, имевшими в среднем каждый 1232 десятины91. Большую часть монастырских земель занимал лес.который монастыри по закону не имели права продавать, а могли пользоваться им только для собственных нужд: на строительство, на отопление и пр. В 1887 г. у 697 монастырей числилось 496308 десятин земли (129743 десятин пашни, 86149 десятин сенокосов, 249817 десятин леса, 30 599 десятин прочих угодий) и 75 900 десятин неудобной земли. В среднем на 1 монастырь приходилось по 709 десятин. Среди них выделялись крупные землевладельцы, владевшие тысячами и десятками тысяч десятин различных земельных угодий92.

В конце XIX – начале XX вв. монастырское землевладение возрастало не только за счет покупок, но и продолжавшихся царских пожалований. Только в 1916 г. Николай II распорядился безвозмездно передать монастырям и архиерейским домам из фонда казенных земель 3609 десятин пашни и леса93.

В 1917 г. насчитывалось 1257 лавр, монастырей, скитов, киновий и архиерейских домов, которым в общей сложности принадлежало 1 159875 десятин земли (в среднем по 923 десятины на 1 владение). В их числе 13 монастырей владели каждый свыше 10 тыс. десятин: Соловецкий, у которого числилось 66,7 тыс. десятин (впрочем, до 90% неудобной – низкорослый лес, тундры и болота), Кожеозерский – 17,6 тыс., Мурманский Алексеевский – 10тыс., Могилевский Успенский – 13,9 тыс., Троицко-Зеленецкий – 19 тыс., Саровский – 26 тыс., Григорьевско-Борисоглебская пустынь – 25 тыс., Александро-Невская лавра – 13 тыс., Серафимо-Понетаевский – 13,9 тыс., Ново-Нямецкий Вознесенский в Безсарабии – 12 тыс., Григорьевско-Бизюковский в Херсонской губернии – 26 тыс., Успенский Амурский – 20 тыс., Камчатский Алексеевский – 10 тыс., Темниковская Успенская пустынь – 24 тыс. Однако, по справедливости, следует сказать, что перечисленные выше 13 обителей находились преимущественно на окраинах Российской империи, с большим резервом еще неосвоенных, а то и неудобных земель. Меньшими по величине, но зато более ценными по качеству угодий, владели известные обители, располагавшиеся преимущественно в удобных для земледелия губерниях. Киево-Печерская лавра имела 6,5 тыс. десятин, Нилова пустынь – 4,7 тыс., Антониево-Сийский монастырь – 2,7тыс., Серафимо-Дивеевский – 2,4тыс., Валаамский – 3 тыс., Троице-Сергиева лавра – 2,1 тыс., Кирилло-Белозерский монастырь – 2,3 тыс., Оптина пустынь – 1,2 тыс. Мосле 1917 г. у монастырей было отобрано и национализировано I млн. 160 десятин земли94.

В XIX – начале XX вв. помимо земельных пожалований монастыри систематически получали из казны денежные выплаты. С 1839 г. казна стала выдавать ежегодное дополнительное вспомоществование в размере 148 тыс. руб. С 1842 г. эта выплата повышена до 260 тыс. руб. Кроме того, выдавались и единовременные денежные пособия наиболее бедным монастырям95. Монастыри пользовались бесплатно казенной прислугой, которая набиралась из государственных крестьян и обязана была служить 25 лет, после чего возвращалась в свое сельское общество. В 1865 г. эта повинность с крестьян была снята, а монастырям в виде компенсации ежегодно выплачивалось 186,2 тыс. руб. для найма слуг.

Обители получали значительные пожертвования от частных лиц – денежные, а также богослужебной утварью: иконами с позолоченными окладами, украшенными золотом и драгоценными камнями облачениями, богослужебными сосудами.

Жертвователи отливали колокола монастырям, строили за свой счет монастырские храмы, заказывали иконостасы с дорогой резьбой и позолотой. Графиня А.А. Орлова-Чесменская в своем завещании в 1848 г. пожертвовала 340 монастырям 1,7 млн. рублей. Кроме того, она подарила ценные вещи Почаевской лавре, Соловецкому и Юрьеву монастырям96. В 1869 г. поступили от жертвователей 300 тыс. руб. московскому Иоанновскому женскому монастырю, 98 тыс. руб. 890 десятин угодий Знаменскому женскому монастырю в Новгородской губернии97. В 1859 г. было основано «Общество для вспоможения беднейшим церквам и монастырям»98.

В своих владениях монастыри вели высокоэффективное хлебопашество, огородничество, садоводство, скотоводство, птицеводство, пчеловодство. Валаамский монастырь имел обширное садоводческо-огородное хозяйство. В суровых северных условиях здесь выращивались разнообразные сорта яблок, за которые монастырь получал премии на сельскохозяйственных выставках. При монастыре был рыбозавод, в котором разводились ценные породы рыб. Существовало молочное хозяйство, ориентированное на рынок, хорошо оборудованный конный двор с 70 рабочими и выездными лошадьми; были свои столярная, слесарная, бочарная, гончарная и иконописная мастерские, свечной, смолокуренный, кирпичный, камнетесный, известковый и лесопильный заводы, механическая мастерская с токарными станками, имелась даже своя фотомастерская. Расположенный в исключительно живописной местности монастырь привлекал знаменитых художников-пейзажистов (например, его неоднократно посещали А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин).

Обширное и разнообразное хозяйство велось в Соловецком монастыре. У монастыря были салотопенной, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный, смолокуренный, литейный, механический, кожевенный заводы, ювелирная, столярная, слесарная, экипажная мастерские. На острове была устроена система каналов, обеспечивавшая регулярное водоснабжение. Монастырь имел судостроительную верфь, на которой строились винтовые пароходы и небольшие парусные суда. Важными доходными отраслями его хозяйства были «рыбные и звериные» промыслы. Ежегодно в монастырь по обету прибывали от 700 до 800 молодых мужчин потрудиться в пользу монастыря и приобрести навыки в каком-либо ремесле; монастырь обеспечивал их одеждой и питанием.

Для ведения своего хозяйства монастыри применяли и наемный труд. Так, в 1889 г. в 476 монастырях было 26 тыс. человек, работавших по найму99.

Значительная часть монастырских земель, а также принадлежавшие монастырям мельницы, торговые лавки, пристани и прочие «оброчные статьи» сдавались в аренду. По данным Св. Синода на 1 января 1917 г. монастыри сдавали в аренду 276 усадебных пахотных и сенокосных угодий100.

В крупных городах немалые доходы монастыри получали от монастырских кладбищ. Места для захоронений на кладбищах монастырей Александро-Невского в Петербурге, Новодевичьего, Алексеевского, Донского в Москве и др. оценивались в начале XX в. в размере от 50 до 500 рублей, кроме того, само погребение обходилось от 10 до 50 рублей. Значительные суммы взимались за «вечное поминовение» (например, та же Александро-Невская лавра брала до 1000 рублей), за устройство памятников.

Монастыри занимались и финансовой деятельностью, ссужая деньги под проценты. Когда после 1861 г. в России появились частные банки с более высокими процентными ставками по вкладам, монастыри стали вкладывать свои денежные средства в эти банки.

Были приняты меры к учету и контролю денежных вкладов монастырей и других духовных учреждений. В 1883 г. последовал циркуляр Синода, предписывавший «заведениям и учреждениям, состоящим в ведении Духовного ведомства, ни под каким видом не помещать суммы для увеличения процента в частные, общественные, городские и другие банки». Вклады «до востребования» в банках должны быть возвращены немедленно, «срочные» – до истечения срока и обмениваться на государственные процентные бумаги. Впредь суммы духовных учреждений помещать в Государственный банк и обращать на покупку только государственных процентных бумаг101.

В 1913 г. сумма монастырских вкладов в банках составила 65,6 млн. рублей. В конце XIX в. монастыри стали вкладывать свои средства в городские доходные дома. Например, в 1903 г. в Петербурге насчитывалось 266 доходных домов и 40 торговых складов, принадлежавших монастырям и церквам, которые сдавали их в наем. В Москве в то же время только монастыри владели 146 доходными домами, кроме того, они имели 32 подворья, постоялые дворы, торговые склады, обширные огороды как в черте города, так и вне его. В Киеве церквам и монастырям принадлежало 114 домов; некоторые из них сдавались в аренду.

Д.И. Ростиславов в специальном исследовании об имущественном положении монастырей перечисляет до 20 других источников доходов монастырей: даяния на поминовение усопших, «кружечный сбор», «кошельковый», «молебенный», «просфорный», от продажи свечей и лампадного масла, от часовен, от крестных ходов, типографско-издательский. От продажи литографированных картин духовного содержания, от площадей под ярмарки и торжки на монастырской земле, от лавок и т.д.

Наиболее крупные монастыри, как, например, Соловецкий и Валаамский, Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры ежегодно привлекали к себе десятки и сотни тысяч богомольцев, что приносило также немалый доход этим обителям. В них во время праздничных дней, при большом стечении паломников, шла бойкая торговля крестиками, иконками, ладанками, свечами, картинками и книжками духовного содержания, а также и съестными припасами. В Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах ежегодно бывало в каждой до 300 тысяч паломников-богомольцев. Под Курском в крестном ходе при перенесении иконы Богоматери собиралось от 80 до 120 тыс. богомольцев. (Вспомним знаменитую картину И.Е.Репина «Крестный ход в Курской губернии».) Большое скопление народа вызывало и сферу услуг, налаженный торг ими. Следует отметить, что такие известные ярмарки, как Ирбитская в Сибири и Макарьевская (Нижегородская) возникли около монастырей.

Обычно каждый монастырь имел свою святыню: особо чтимую икону или мощи святителя (обычно основателя монастыря). Около них ставилась кружка для денежного сбора. Торгашеский дух оскорблял чувства верующих, вызывал многочисленные нарекания в тогдашней прессе.

Статистики постоянно сетовали на неполноту сведений о доходах монастырей. Но даже неполные данные свидетельствуют о неуклонном росте этих доходов, особенно в пореформенное время и в начале XX в.: в 1861 г. – 316 тыс. руб., в 1871 г. – 648 тыс., в 1881 г. – 1781 тыс., в 1893 г. – 3535 тыс. и в 1909 г. – 20,2 млн. руб.

Современники и впоследствии историки немало писали о «богатствах» русских православных монастырей, о роскошной жизни их настоятелей. Так, в «Церковном вестнике» за 1875 г. (№117) сообщалось: «В храминах ангельского чина обилие и довольство бьет полным ключом. Мягкая, великолепная мебель, персидские ковры, роскошные подушки на диванах, шитые шерстями с изображением на них царства животного и растительного; на окнах цветущая флора, за столом сладкие и сдобные яствия, а после стола отличный десерт». Профессор Петербургской духовной академии Д.И. Ростиславов в изданном в 1876 г. анонимно «Опыте исследования об имуществах и доходах наших монастырей» привел многочисленные факты жизни монашествующих в наиболее известных и богатых монастырях. Издание книги явилось сенсацией и вызвало взрыв недовольства монашества разоблачающими фактами. Так, в книге сообщалось: «Для редкого из настоятелей нет пары или тройки лошадей с приличным экипажем, даже каретою или коляскою, чтобы съездить куда-нибудь… Великолепно убранство настоятельских покоев: паркетные полы, дорогие ковры, мебель из красного и орехового дерева, обитая ценными или шелковыми материями». Ростиславов рассказывает о впечатлении, какое произвела на Августа Гаксгаузена ризница Троице-Сергиевой лавры. Увидев в ней многочисленные церковные сосуды, чаши, кадила, митры и жезла из чистого золота и украшенные драгоценными каменьями, напрестольные Евангелия в золотых переплетах и прочие предметы «неисчислимой ценности», Гаксгаузен писал: «Они превосходят всё, что только можно видеть в остальной России и во всей Европе, исключая Рима»102.

Однако вывод о сказочных богатствах монастырей нельзя делать лишь по таким крупным монастырям, как Соловецкий, Валаамский, Спасо-Евфимиевский и тем более по Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Александро-Невской лаврам, которые всегда пользовались особым вниманием и благоволением великих князей, царей и императоров и веками скапливали свои богатства.

В действительности, богатых монастырей было немного. Подавляющее большинство составляли маленькие, бедные монастыри. Обычно они располагались в отдаленных, глухих местах, имея недостаточные земельные угодья, жили скудно, пробавляясь мелкими рукоделиями, а то и подаянием.

Сколько монастырей в России?

Число православных монастырей в России постоянно растет. Сейчас их больше 800. В 1986 году их было меньше двадцати.

Главным монастырем России является Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Один из старейших монастырей России — Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Вклад христианского монашества в историю

Исторический вклад христианского монашества заключён в выживании образования и культуры после падения Западной Римской империи. Также оно увековечило ранние греко-римские христианские рукописи, сохранив их в монастырских скрипториях. Монахи занимались разработкой важных лекарств и созданием элементарных аптек, тем самым внеся большой вклад в развитие медицины и фармацевтики. Благодаря сельскохозяйственному производству, организованному при монастырях, зародился западный капитализм с разделением труда. Большие успехи были достигнуты в изобразительном искусстве, музыке, кулинарии. Монастыри поддерживали социальную стабильность в Западной и Восточной Европе.

Соловки. Зачем монастырю крепость?

Прямо из морской пучины постепенно поднимются… Сначала золоченые кресты, главки, серые шатровые кровли, а потом и мощные, сложенные из огромных эрратических (ледниковых) валунов стены Соловецкой крепости, возведённой в 1582—1594 гг. под руководством монаха Трифона, уроженца поморского села Ненокса.

Ого-го… Ма-хи-на!

Да сами посудите. Периметр крепости превышает километр, высота наземной части её стен колеблется от 8 до 11 метров, толщина кладки у основания достигает шести. Над стенами возвышаются восемь башен, достигающих у вершин шатров 30 метров и далеко выступающих за линию стен, обеспечивая тем самым возможность мощного фланкирующего обстрела. Соловецкая крепость стала чудом фортификационного искусства.

И вот такое чудо — среди моря-окияна? Зачем?

Если по уму, — для защиты и обороны. Вот только от кого? От ворога иноземного? Как вариант, можно рассматривать и эту гипотезу. Тем более, в долгой, многовековой истории монастыря есть отдельные эпизоды противостояния вооруженной иностранной агрессии.

В разгар Ливонской войны, в 1571 году, неподалеку от Соловков появляется неприятельская флотилия шведских, голландских и гамбургских кораблей. Из не на шутку перепуганной обители в Москву срочно отправляется грамота с просьбой о защите. Но только спустя семь лет царь сумел оказать посильную помощь и прислать небольшую команду, состоявшую из воеводы, десяти стрельцов и четырех пушкарей. Тогда же вокруг монастыря начинают сооружать первую крепость — деревянный острог с башнями — и для ее защиты набираются девяносто пять стрельцов. Однако уже в 1637 году, ввиду уменьшения опасности вражеского нападения, это «многочисленное» войско было упразднено, и оборона Поморья перешла полностью в руки игумена. Ну, а он (и вся братия, само собой) к тому времени уже сидел в каменной крепости и супостата не боялся.

Правда, весной 1854 года уверенность островитян в своей полной безопасности была поставлена под сомнение. В разгар Крымской войны из Архангельска на Соловки сначала присылают нарочного с сообщением об опасности вражеского нападения, а потом и более существенную помощь в количестве восьми пушек со снарядами. И вовремя. Уже 7 июля обитель подверглась интенсивному обстрелу двумя английскими шестидесятипушечными фрегатами. По крепости было выпущено примерно тысяча восемьсот ядер и бомб, которых вполне хватило бы для разрушения нескольких городов. Но после девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям, англичане вынуждены были оставить монастырь в покое. Из оборонявшихся никто не пострадал…

И? Из-за нескольких эпизодов Ливонской войны и Крымской кампании стоило городить огород?

Как на мой неискушенный взгляд, так с военной точки зрения строительство мощной оборонительной крепости было явно неоправданным. Море — оно ж не суша, где одна дорога и леса… Леса… Поставил на перекрестке крепостцу махоньку и — всё. Пока ворог не возьмёт её, дальше, в глубь страны, никак. Ни тяжёлую кавалерию, ни орудия полевой артиллерии по лесам и болотам не провести. Значит — на штурм! А море… Оно ж всё — сплошная дорога. Штурвал влево-вправо на пару румбов повернул и пошёл мимо островов, куда надо.

Но, если крепость не от ворога иноземного… Если оборонительное сооружение — не «от кого-то»… То, может, «для чего-то»? Вот-вот. Уже теплее.

Особенно, если вспомнить, что невиданные по тем временам валунные стены и башни были возведены, пусть и по повелению Ивана IV, но… силами и за счёт средств самого монастыря. Самого монастыря! Значит, заинтересованным лицом в строительстве крепости, в первую очередь, был именно он. Что вообще-то неудивительно. Братии было что защищать.

Ну, например, церковную ризницу. Хранилище монастырских ценностей, иными словами. Оно у монастыря было знатное. Как-никак, до Екатерининского Указа 1764 года Соловецкая обитель была крупным собственником. Доход от её грамотного использования был существенным. Соляные промыслы, рыбные тони, добыча морского зверя и речного жемчуга — всё это приносило в монастырскую казну немалые деньги.

А паломники, желающие прикоснуться к Соловецким святыням, были всегда. И до Указа, и после него. Так же, как пожертвования и вклады, вносимые не только простым людом, но и патриархами, князьями, вельможами… Даже царями! Все они в надежде замолить свои проступки и грехи, щедро жаловали монастырю деньги и вещи. Особенно засыпал обитель дарами Иван IV. В 1562 году по его заказу в мастерских Кремля изготовили для передачи Соловкам напрестольный золотой крест во здравие царевичей Ивана и Федора. А ещё были часы, кресты, меха, драгоценные ткани, тысяча рублей и «немало серебряной утвари».

Неудивительно, что второй половине ХIХ века сокровища монастыря уже оценивались в десять миллионов рублей и в двухэтажной ризнице, которая к тому времени имела площадь в 445 квадратных метров, хранились сервизы золотой и серебряной посуды, позолоченные чаши, блюда, кубки… И прочая, прочая… Естественно, перечислить все, что находилось в ризнице Соловецкого монастыря, просто невозможно. Но о некоторых, наиболее достопримечательных вещах, наверное, стоит кратко рассказать.

К числу древнейших предметов, собранных здесь, относились: резной крест из моржового клыка, деревянный потир (церковная чаша) преподобного Зосимы, небольшой каменный колокол и железное клепало к нему. Литые золотые кресты (один из них весил 1064 грамма), вложенные Иваном Грозным. Серебряные жалованные ковши эпохи Петра I. Церковные облачения, шитые из изумительных по красоте дорогих тканей: аксамита, бархата, парчи, атласа…

Некоторые из предметов, сохранявшихся в ризнице, не имели религиозного назначения, но представляли колоссальную историческую и художественную ценность. Например, палаш в серебряной оправе с драгоценными камнями, принадлежавший прославленному русскому военачальнику начала XVII века князю М.В. Скопину-Шуйскому. Или изумительная резная ажурная костяная кружка с 58 портретными изображениями русских царей и князей, выполненная в 1774 году знаменитым резчиком по кости Осипом Дудиным, уроженцем Холмогор…

Необыкновенную историко-культурную ценность представляло собрание древних рукописей и старопечатных книг: Евангелие XIV века, написанное на пергаменте, рукописные Евангелия XVI века (одно из них в 1613 году вложил в монастырь князь Д.М.Пожарский), рукописные, подаренные Иваном IV, «Правила апостольские» и «История иудейской войны» Иосифа Флавия…

Правда, сейчас на самих Соловках от этого богатства остались малые, очень малые крохи.

Но когда, как и почему монастырь лишился своих богатств… Это уже совсем другая история. _________________________ В качестве иллюстраций к тексту статьи использованы фотоснимки с сайтов — www.anatol.org, www.fotopotom.ru

Теги: Соловки, Российская Империя, крепость, монастырь, история

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]