История училища
Свобода вероисповедания в переходной период продолжила существование в форме безвозмездной помощи ближнему, духовном утешении, которое отсутствует у представителей традиционной медицины.
Для обеспечения лечебно-профилактических учреждений персоналом, владеющим историко-культурными традициями православия, по распоряжению Правительства Москвы в 1992 году на базе Первой городской клинической больницы им. Н.И. Пирогова впервые в России создан православный медицинский ССУЗ.
Работа учебного заведения была подчинена Московскому департаменту здравоохранения, а выпускаемые сестры милосердия обучаются по государственным образовательным стандартам средней профессиональной подготовки медицинских специалистов.
Качество образования, полученного выпускниками, позволяет оказывать медицинскую помощь в приютах, домах престарелых, хосписах с духовным пониманием глубины эмоциональных переживаний пациентов и оказанием посильной помощи и сочувствия.
Кроме сестринского ухода в стационарных отделениях больниц, выпускники оказывают патронажные услуги по месту проживания лицам с ограниченными физическими возможностями и одиноким пожилым людям, лишенным помощи родных и близких.
И что в вас такого особенного?
Чтобы найти ответ на вопрос, что же такого примечательного в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, мы побеседовали с несколькими людьми. В нашем училище, действительно, есть что-то такое, чего не встретишь в других заведениях. Что именно — читайте в нашем материале.
Желающим поступить в училище нужно пройти три этапа отбора. Первый из них — собеседование с духовником и директором училища. После этого претендент должен отработать несколько часов в больнице. Задания элементарные — вымыть полы, вынести мусор, но таким образом выявляется, сможет ли будущий студент работать с больными людьми, способен ли он к состраданию. За практикой в больнице следует последний этап — вступительные экзамены. Все желающие поступить в училище сдают устный экзамен по биологии. Помимо этого, те, кто окончил девять классов школы, пишут диктант. Окончившие одиннадцать классов абитуриенты сдают изложение. Помимо обычных документов, необходимых для поступления, вам потребуется рекомендация духовника. Собеседование — это совсем не страшно. Принесите с собой 2 фотографии и ручку. С вами встретятся духовник и директор училища. Вам нужно будет рассказать о себе, о том, почему вы решили поступать к нам. Словом, расскажите все, как есть.
Наталья Юрьевна КУЛАВИНА — заместитель директора по практике, куратор второго курса училища — объяснила нам, почему куратор должен знать о студенте все:
— У нас такой порядок: как берешь курс, так обязан довести его до конца. Это очень удобно — ты всех детей знаешь, они тебя знают. Я как классный руководитель в школе. Я занимаюсь их проблемами, если у них возникают какие-то вопросы, решаю, помогаю, если у них возникают трудности. Каждый день что-нибудь новенькое. Есть неинтересная часть работы, а есть интересная. Неинтересная — следить за посещаемостью, внешним видом, напоминать об обязанностях студентов и т.д. А интересное — когда ты с ними общаешься, когда помогаешь чем-то. Они приходят, что-то рассказывают, спрашивают совета. А проблемы у них бывают разные — начиная с семейных, заканчивая учебой. Например, проблема непонимания дома. Бывает, нецерковные родители хотят, чтобы их дети учились в церковном училище. Но сами, в то же время, в этом мало что понимают. Поэтому они не различают училище и храм. Мне недавно звонила мама, очень шумела, что ее ребенок пропадает с утра до вечера: «Что это за училище? Когда ей уроки делать?!» А выяснилось, имелось в виду, что девочка училась до полчетвертого, потом она осталась на службу в храме. По собственной инициативе, конечно, никто ее не заставлял. Этого родители часто не понимают. Некоторые родители не понимают, насколько велика нагрузка у детей. Они просто не видят, как их дети здесь живут, чем они тут живут. Родители думают, что здесь, как в школе. Поэтому мне приходится разговаривать с ними, объяснять, как тяжело их детям. Некоторых студентов, особенно на втором курсе — он самый тяжелый — приходится даже освобождать от послушаний, если нагрузка для них слишком велика. У меня на втором курсе есть девочка, у которой мама очень тяжело больна. И девочка за ней ухаживает. У нее еще есть братик, а папы нет. Мы ее освободили вообще от всех послушаний, какие у нас есть в училище, даже от самых обязательных. Ее послушание — ухаживать за мамой. То есть, мы должны знать очень многое о студентах, чтобы правильно распределять нагрузки, правильно вести себя с ними. Приходится быть психологом, так как многие вещи проявляются в поведении. Отчего студент стал вдруг рассеянным? Оказывается, у него дома что-то не так.
— Скажите, а в светских училищах послушаний, наверное, не бывает?
— — Не бывает. Послушание — это просто какое-то доброе дело, которое нужно сделать. И впоследствии студенты привыкают делать добрые дела. Потом это становится для них необходимостью. В начале они, может быть, не понимают этого, и мы таким образом их к этому приобщаем. Потом они уже сами понимают, насколько это нужно, насколько это радостно и уже сами вызываются. А практика, которая есть и в светских училищах — это обязательная государственная программа, которую нужно освоить. Сейчас, например, второй курс помогает многодетной маме. У нее родился четвертый ребенок. Она тяжело перенесла роды. И, помимо этого, еще переехала на новую квартиру. Она не успевает гулять со старшими, которым четыре, три и два года. Раз в день к ней приезжают двое человек со второго курса. На курсе 56 человек. Получается, один студент проходит послушание у этой многодетной мамы хорошо если раз в два месяца. То есть, послушаний, в принципе, не так много. А по собственной инициативе они уже и сами помогают — ходят в больницы. Послушание в больнице, как мне кажется — самое важное. *** Студенты училища проходят практику в Первой Градской больнице, в больнице свт. Алексия при Патриархии, Детской больнице №9 им. Сперанского, Городской клинической больнице №7, НИИ скорой помощи им. Склифосовского и других больницах города.
Студенты училища могут поставить больного на ноги одним только внимательным обращением с ним. Об этом рассказывает куратор третьего курса и заместитель директора по учебной части Елена Ивановна КАМАЛОВА
: — Некоторое время назад мы после занятий стали ухаживать за больными, лежащими в травматологическом и других отделениях Первой Градской больницы. Часто, если поступает пожилой малоподвижный человек, у него образуется пролежень. У бабушек с переломом шейки бедра, например. Нас просили помогать ухаживать за такими больными. Но дело в том, что нужно обязательно следить за тем, как ведет себя пролежень, чтобы правильно лечить его. Поэтому тот человек, который приходит к бабушке, он не может появляться только раз в неделю. Он должен видеть эту рану накануне и на следующий день, чтобы понять, что происходит с раной. И дальше можно подкорректировать, лечение, уход. Поэтому в прошлом году нам пришла в голову мысль создать бригаду по борьбе с пролежнями. И ввели систему старших — тех, кто как раз и отслеживает поведение пролежня. Таких старших у нас сейчас много. Мы нашли больных с пролежнями по всей больнице — в терапии, в травме, в неврологии. В прошлом году нас было не очень много, и приходилось очень тяжело. Иногда обход занимал до четырех часов, то есть после занятий мы иногда приходили домой только в девятом часу. Девочкам такая работа с больными нравится, поскольку мы ходили к этим больным каждый день, мы их знали очень хорошо. И если ты ежедневно ухаживаешь за больным, он постепенно входит в твою душу, ты начинаешь думать о том, как его лучше лечить, что с ним делать? Поэтому в нынешнем году у нас в бригаде очень много людей. На общих собраниях бывает до восьмидесяти человек. Это второй и третий курсы. Они сами приходят и записываются в сетку наших посещений больных.
— А девочкам не страшно? Сразу столкнуться с умирающим пациентом, с огромными ранами…
— Нет, они привыкают. На первом курсе они пока еще ничего не умеют делать, поэтому ходят просто помогать — повернуть бабушку, подать что-то, принести лекарство и т.д.. А второй курс, поскольку они проходят основы сестринского дела и уход, уже сами могут поворачивать, кормить. Кроме того, за больными не только нужно ухаживать, с ними нужно общаться. Задача первого курса заключается даже больше в общении, потому что общение оказывает на больных очень хорошее влияние. Сначала больные лежат, ни на что не реагируют — вообще ни на что. А через некоторое время после наших посещений они начинают улыбаться, интересоваться окружающим миров, потом уже начинают садиться, некоторые даже встают, и т. д. Поэтому-то девочкам и нравится, что от их работы такая огромная отдача. Многие уже с первого курса начинают работать в больнице — Первой Градской, в больнице свт. Алексия Московской Патриархии. Наши студенты формально устраиваются на работу санитарками, хотя после третьего курса они могут работать как полноценные сестры — делать уколы, ставить капельницы. Но, пока они не окончат училища, официально на работу сестрой их не могут взять.
— А мальчики тоже занимаются уходом за больными?
— Да, и мальчики у нас есть. Они ухаживают за больными мужского пола. Например, тут нас пригласили ухаживать за двумя мальчиками-инвалидами. *** Если вы не очень воцерковлены, не пугайтесь. Вас тоже примут с радостью и любовью. Многие из наших студенток воцерковлялись здесь, у нас. А теперь они раз в год даже устраивают литургии — сами поют, сами пекут просфоры.
Светлана ШАТАЛОВА, преподаватель церковного пения, рассказывает о том, как в Свято-Димитриевском училище появилась традиция студенческих литургий:
— Лет 8 назад группа учащихся попросили позволить им провести церковную службу, выделить для этого регента. Они очень удачно спели, и эта традиция прижилась. Теперь каждый год первый или второй курсы, при желании даже третий и четвертый должны все вместе подготовить совершение литургии. Мы готовим эту службу в течение года. В среднем, получается проводить такие литургии не чаще, чем два раза в год. Студенты даже сами пекут просфоры для этой литургии. Пекут в просфорне Свято-Димитриевского храма, просят, чтобы кто-нибудь из наших профессиональных просфорниц пришел и помог им в этом. А теперь стала складываться и такая традиция — в день выпуска 4 курс поет литургию, и после службы студенты дарят отцу-настоятелю в память о себе приготовленное своими руками облачение. Они специально выспрашивают у ризничих, какое лучше сделать облачение, какого цвета. Всегда на курсе находится кто-то, кто умеет шить. Или же студенты находят человека, который может им помочь. Каким-то образом они умудряются шить облачения даже во время государственных экзаменов. Не знаю, как они выкраивают время. Многие из этих облачений уже настолько примелькались в храме, что никто и не задумывается, что это студенты сами сделали.
Приходите, вас ждут!
«Не работа или профессия, а смысл жизни и служение»
28 мая 1991 года, в день престольного праздника храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице, Святейший Патриарх Алексий II благословил создание Свято-Димитриевского сестричества – общины сестер милосердия. Сестры милосердия взяли на себя обязанности по уходу за тяжелобольными людьми в Первой Градской больнице и на дому, позже – в инфекционной больнице № 2. Затем открылась Свято-Спиридоньевская богадельня, куда были помещены одинокие тяжелобольные люди. В 1990-х и 2000-х годах служба «Милосердие» запустила другие проекты, число которых выросло до 26, во многих из них трудятся сестры милосердия. Свято-Димитриевское сестричество и сейчас с радостью принимает в свои ряды новых сестер.
По случаю 30-летия сестричества две сестры милосердия поделились историями своего жизненного пути. Эти молодые девушки осознанно сделали свой выбор – помощь ближнему.
Анжелика, сестра милосердия из Патронажной службы:
Анжелика – По образованию я экономист. После института сразу пошла работать в школу искусств секретарем и одновременно работала контрактным управляющим. Директор была мной довольна, но я вышла замуж и переехала в Москву. Мне нравилась работа с цифрами, я бы и сейчас с радостью пошла в систему госзакупок, принялась бы печатать приказы, собирать и сводить данные для ежегодных отчетов, но я вдруг осознала, что не готова посвятить этой работе всю свою жизнь. Мне казалось, будто я утопаю в бесконечном потоке цифр, а пользы для себя и окружающих в этом нет.
Первой в нашей семье воцерковилась моя старшая сестра, а я следом за ней, но только не сразу, а через 5 лет после ее смерти. До смерти сестры Бог для меня вообще был Кем-то далеким, Тем, Кто наблюдает за нами свысока и не вмешивается в нашу жизнь. Я искала ответы на вопросы: где был Бог, когда умирала сестра? где она сейчас? А еще переживала, как же избавиться от ненависти к человеку, которого я считала виновником ее болезни и смерти… Ответы на все свои вопросы я нашла удивительно скоро, нашла в Православии. Оказалось, что все просто: Бог всегда был и будет рядом.
С приходом в Церковь у меня появилась потребность исполнить делом заповеди Господа о любви к ближнему. И я стала искать возможность для этого.
Так случилось, что меня с детства окружают хорошие люди. Папа и мама не учили меня, что нужно помогать нуждающимся, они просто показывали это своим примером. Мой муж – добрый и открытый человек, который тоже никогда никому не откажет в помощи. Наверное, поэтому мои родные с радостью приняли мое желание стать сестрой милосердия и не отговаривали меня.
Путь к сестричеству начался для меня с Центра паллиативной помощи на Савеловской. За один день я тогда успела увидеть всю полноту работы младшей медсестры: от кормления до смерти пациента.
Помню красивую молодую женщину, я кормлю ее, а она все переживает, чтобы я тоже поела, и после каждой съеденной ложки говорит мне: «А ты?» Помню мужчину, который с жаром рассказывал о своих путешествиях и показывал мне свои картины. Меня совсем не испугал вид тела, измененного болезнью, испачканное белье, проклятия и даже мат в мой адрес, крики от боли, резкие запахи – ведь я понимала, что пришла к тяжелобольным людям, которым очень нужна моя помощь. В тот день я усвоила главное: больному человеку очень важно знать, что меня не смущает его немощь, что я не держу на него обиду за грубые слова, что я всегда готова помочь ему всем своим существом. Я пришла туда как волонтер и хотела остаться как основной сотрудник, но на тот момент свободных вакансий младшей медсестры не было. Тогда я очень расстроилась, но не сдалась.
Продолжила искать и – Божиим Промыслом – нашла должность младшей медсестры в сестричестве царевича Димитрия. Именно здесь сестры показали мне своим примером, что значит истинное служение, открыли всю глубину искренней любви, нежности и дружелюбия к подопечным.
А когда бывает нелегко, силы дает осознание близости Бога
Сейчас я понимаю, что настоящая сестра милосердия – это человек, которого переполняет очень сильное желание помогать людям, способный полюбить другого человека как образ Божий и уметь отличить, где говорит человек, а где за него говорит болезнь, и не обижаться на больного.
Для меня, конечно, это уже давно не работа, не профессия, а смысл жизни, служение. Даже когда мне бывает нелегко, осознание близости Бога в момент помощи людям дает мне силы идти дальше.
Мой ритм жизни сейчас полностью изменился, как будто из вечно бушующего моря я переместилась в тихую лагуну. На первом месте теперь не цифры и бумажки, а человек – мой подопечный, с его жизненной историей, радостями и заботами.
Мария, сестра милосердия Свято-Спиридоньевской богадельни:
Мария в богадельне с подопечным – Вообще-то сестрой милосердия я еще не стала, а только учусь ею быть. В данный момент нахожусь в процессе обучения в Свято-Димитриевском училище, но считаю, что для того, чтобы стать настоящей сестрой, нужен опыт и большая работа над собой. Это очень нелегкий, но интересный путь.
Если бы неверующий человек попросил меня объяснить, что такое сестра милосердия, то я бы посоветовала ему почитать книгу о великой княгине Елизавете Федоровне. Я считаю, что это отличный пример и объяснение того, что вкладывается в это понятие.
Как раз именно эти жизненные примеры и помогли мне встать на путь сестричества.
По специальности я модельер-конструктор. Надо сказать, что и в этой сфере какое-то время мне удавалось помогать людям, но в один момент я вдруг поняла, что это все не мое.
Как-то я пришла просто посмотреть, что представляет собой эта богадельня. Помню, как сейчас, этот день в уютной домашней обстановке, в кругу сестер и старичков. И неожиданно для себя я осознала, что у меня тоже появилось желание помогать и участвовать в жизни этих людей, а со временем мои интересы стали расти, и так постепенно я пришла к тому, чтобы поступить в Свято-Димитриевское училище.
В семье очень хорошо отнеслись к моему выбору, поняли, что эта такая форма помощи людям.
Моя работа учит прежде всего состраданию, терпению, смирению и, конечно, любви к ближнему и уважению. Безусловно, это приближает к Богу и вере.
В моей жизни появились новые люди, знакомства, новые интересные события, знания. А еще очень хочется верить, что в чем-то я выросла.
Здесь случается очень много чудес. Например, в богадельне был человек, который не мог произнести внятно ни одного слова, никто его не понимал. Но спустя время путем стараний, трудов над собой и настоящей веры он заново научился читать, говорить и даже петь песни. И такое мне приходится наблюдать часто.
Я не призываю принять Православие всех тех, кто вдруг захочет стать сестрой милосердия. Но я бы порекомендовала сначала сесть и попробовать объяснить себе, в чем заключается милосердие. Вот это слово – что оно обозначает? И я думаю, тогда вопрос о вере отпадет сам собой.