Работа дирижёра церковного хора в условиях светского государства остаётся редкой, непрестижной, а потому неизвестной. Многие выпускники музыкальных училищ и консерваторий рассматривают церковную деятельность как дополнительный доход и стараются подробней узнать описание профессии регента, зарплату, где учиться дополнительно и нужно ли это.
Происхождение термина
Название «регент» происходит от латинского слова regere (управлять, царствовать). Сначала этот термин относился к опекунам малолетних государей, которые до их совершеннолетия управляли страной. Например, во Франции известны королевы-регентши Анна Австрийская и Мария Медичи, а также уроженка Киевской Руси Анна Ярославна.
В середине XIX века под влиянием западного латинства регентами стали называть певчих с большим опытом или дирижёров церковного хора в Русской православной церкви.
Откуда взялась идея про неверующий хор
– Как быть, если, например, хор профессиональный, но там совершенно неверующие люди? – Этот вопрос я слышу раз в восьмисотый. И всякий раз ему удивляюсь. Это печальное наследие советских времен, когда певчих нанимали, не спрашивая их отношения к религии. Лишь бы пели, лишь бы умели. За 25 лет у меня ни разу не было ни одного певчего-атеиста, человека, который бы как-то насмехался над верой. Все были крещены, кроме одного парня, который уже, к сожалению, умер. Он оказался мусульманином и просто зарабатывал у нас, но вел себя всегда более чем достойно. Единственный случай за 25 лет! Но мифы о светских хорах, сплошь состоящих из неверующих и поющих в храме, удивительно живучи. – Важно, какое образование у всех, поющих в хоре, или главное – уровень регента? – Подготовка регента, конечно, важна. Куда он попадет и какие певцы поступят к нему, никто не знает. Нередко регенты – жены священников, которых могут послать куда угодно, да и светский регент может переехать, и в хоре окажется один человек с четырьмя классами музыкальной школы, а может оказаться в Москве, где можно выбирать из огромного числа и приезжих, и местных специалистов с хорошим образованием. Поэтому именно музыкальная подготовка у регента должна быть на высоте, он должен уметь работать и с любительским, и с детским, и с профессиональным хором. Да, я знаю гениальных самоучек-регентов, но их единицы, потому что чаще нормальный регент – это музыкальный дар плюс образование. То же самое, по-хорошему, относится и к тем, кто поет. Каждый должен заниматься своим делом, и не следует кухарке управлять государством. Я не могу сейчас взять, пойти и начать защищать людей в суде, и адвокат вдруг не может пойти и петь на клиросе потому, что его потянуло так славить Бога. Но сейчас в храмах стало даже стыдно быть человеком музыкально образованным, профессионалом, это воспринимается с подозрением, ведь откуда-то взялась идея про неверующий хор… Но это мракобесие и от него надо избавляться, потому что без приличного музыкального образования, без владения материалом, без знания истории музыки, огромного багажа прослушанных произведений мы не можем говорить не то что о развитии, а просто о сохранении наследия. Потому что хранить его, получается, будет некому. – Есть мнение, в том числе и среди некоторых священников, что ничто не должно отвлекать от богослужения – ни украшение храма, ни живопись, ни музыка – что делать тем, кто его разделяет? – Все просто, тогда надо идти к протестантам, ведь все же уже придумано во время Реформации, не надо изобретать велосипед! Что мы сейчас имеем в протестантских храмах? Просто здание – голые стены с распятием, или просто кабинеты, где стоит синтезатор и люди поют незамысловатые песенки, все доступно каждому. Все уже упростили до минимума. Почему-то стыдным становится слово «традиция». Но у нас она вот такая – красиво украшенные храмы, красивая церковная музыка, богатая архитектура. Хоть где-то в нашей жизни должно быть место, которое мы ассоциируем с Божией красотой и с Небом. Или у нас везде должен быть только «белый потолок с правом на надежду»? Мы, получается, специально ходим в музеи смотреть эту красоту, а из храма должны ее зачем-то убрать? Красота росписей, красота музыки, наоборот, настраивает тебя на молитву, приоткрывая щелочку из наших будней, быта с колесом «работа – дом» в радостный горний мир. – Многое зависит от священника, от настоятеля. Получается, что настоятель должен быть человеком, который разбирается, кроме всего прочего, и в музыке? – Должен. Более того, он должен быть музыкальным человеком, по возможности. Знать гласы, служить в одном тоне с хором. Никто не говорит, что надо глубоко всем этим заниматься, но элементарные вещи нужно знать, нужно чувствовать церковную музыку, хоть что-то знать о ней, об устройстве того же хора, о том, что пение – это огромный труд, а хорошее пение хора в храме – залог того, что он всегда будет полон прихожан.
– Как можно изменить такое холодное отношение к разнообразию и красоте? – У Церкви, во-первых, есть серьезное орудие – молитва, и есть прекрасная икона Божьей Матери «Прибавление ума». И решать эту многогранную проблему надо постепенно. То же преподавание в воскресных школах, которые у нас сейчас превратились в большинстве случаев в клубы выходного дня, где у детей – быстренько урок Закона Божия, а потом танцы, лепка из глины, вырезание журавликов из бумаги и разучивание стихов к Рождеству. Я хочу рассказать про обычную воскресную школу, в которой училась в конце восьмидесятых – школа при Покровском соборе города Барнаула. Так вот, мы там не делали поделок, не танцевали, а изучали подробно Закон Божий, истории Ветхого и Нового Завета, устройство храма, что такое церковные сосуды, что такое церковное облачение и так далее. Учили наизусть молитвы и постоянно участвовали в богослужениях. Именно участвовали – пели, читали, как могли. А на уроках церковного пения мы учили с нашей легендарной псаломщицей Людмилой Львовной Ошурковой церковные гласы – основу основ, учились читать на церковнославянском часослов и Псалтирь. Причем, независимо от того, будем ли мы петь на клиросе или нет. Она очень много нам объясняла, что такое богослужение, какова роль хора в нем, говорила о роли псаломщика. И вот как только с самого начала учебного процесса люди начнут понимать, как и чему учить, то ситуация будет меняться. Это гораздо полезнее разглагольствований и стремления постоянно что-то реформировать. Есть масса светских детских организаций, которые готовят хороших танцоров, керамистов и так далее. Не стоит размывать наше образование в воскресных школах, начальное духовное образование. Постепенно вырастет поколение, которое начнет разбираться и понимать, что к чему. Я помню из своего детства мощные соборные хоры, и профессиональный «правый хор», и любительский «левый хор», и до сих пор ориентируюсь на них как на образцы, на которые нужно равняться. И потому сейчас говорю певчим: «Нам стыдно плохо петь: внизу стоят дети». Я знаю, что когда они вырастут, они, как и я сейчас, будут ориентироваться именно на то звучание, которое сопровождало их в детстве и в юности. А еще во многом это такой глобальный процесс, который не совсем от нас зависит. Мы всего лишь идем по этому пути. Маятник от пышного музыкального расцвета конца XIX – начала XX века качнулся в обратную сторону, и мы сейчас пребываем почти в конечной, мне кажется, точке. Скоро от полного отрицания он начнет возвращаться обратно. Очень на это надеюсь.
Вероисповедание и образ жизни
Любой церковный работник со стажем согласится, что долго и успешно выполнять обязанности церковнослужителя невозможно без твёрдой веры в Бога. Ценности православной культуры и христианского вероучения должны руководить каждым поступком на ниве служения в церкви.
Советский период в истории Русской православной церкви знает много случаев, когда на должности регентов и певчих назначались неверующие люди. Настоятели больших городских храмов вынуждены были идти на жертвы, чтобы сохранить благолепие богослужения в стеснённых атеистической пропагандой условиях. Прихожане того времени отмечают, что внешне красивое пение было лишено молитвенного духа.
Неверующему музыканту сложно понять смысл богослужения и внутрицерковных отношений. Регентство в храме становится неприятным бременем, приводит к частым конфликтам.
Сегодня требования к внешнему виду и нравственной чистоте служителей Церкви существенно повысились. Регент должен быть крещённым, регулярно причащаться и не совмещать церковную работу с порочащими имя христианина занятиями.
Руководители городских хоров стараются освободить для работы как можно больше времени. Праздничные службы не всегда совпадают с государственными выходными, а в некоторых храмах приходится петь ежедневно.
Дисциплина на службе
Пение становится хуже, если на службе певчие болтают. Они начинают слегка не вовремя вступать, не совсем по руке петь (вроде руку они видят, но разговор их расслабляет). Пение становится хуже, если певчие играют на своих смартофонах или сидят Вконтакте.
Если вы новичок — упаси Господь болтать. Регент 100% подумает «петь не умеет, а пение своей болтовней уже портит». Ведите себя тихо и смиренно. Сотовый телефон (хотя это и не приветствуется) можно достать на часах или шестопсалмии и то не для игры, а посмотреть время или быстренько прочитать ленту.
Никогда не перечьте регенту. Иногда регент ошибается — не тыкайте его носом в ошибку. Умный регент сам все поймет. Глупый опасен вдвойне, ибо и боится за свое место вдвойне (и потому в каждом втором подозревает жажду лидерства). Не грубите другим певчим (это тоже плевок в регента, потому что регент отвечает за пение и прекрасно знает, как сильно портится хоровой строй и ход службы, если певчие ругаются на службе).
Склочник, даже если он «нозит» не на регента, все-равно бъет именно по регенту и общему результату, ибо в результате перебранки пение резко и грубо ухудшается. Люди со стороны начинают воспринимать пение как нервозное, какое-то истеричное издавание звуков «на горле», темпы становятся рваными, строй рушится. Иногда проще избавиться от красивого и уверенно ведущего свою партию голоса, но со склочным характером, чем терпеть постоянные рваные службы. Голос не спасает, если в пространственной ткани службы нет умиления и радости служения Господу.
Если на вас напал другой певчий, не отвечайте ему сразу же тем же. Лучше уменьшите звучность своего голоса (потому что от стресса голос начинает некрасиво дрожать) и пойте тихонько и на нежное легато (это успокаивает), а после службы поговорите с этим певчим.
Образование и учебные заведения
В современной практике церкви существуют несколько типов хоров:
- архиерейские;
- праздничные или «концертные»;
- будничные или «клирос»;
- монастырские.
Первые два типа хоров имеют смешанный состав (мужские и женские голоса), исполняют произведения по нотам, участвуют в торжественных богослужениях.
Для управления таким хором необходимо иметь музыкальное образование (училище или консерватория), по дирижёрско-хоровому классу.
Будничные составы обычно однородные (женские или мужские голоса), малочисленные. В репертуаре содержатся несложные гласовые распевы, но от регента требуется точное знание порядка богослужения и умение бегло читать по-церковнославянски. Руководителю будничного состава требуется диплом регентских курсов (школы) или большой опыт пения на клиросе.
Монастырские хоры имеют однородный состав, обычно исполняют простые песнопения. Управление ими требует большого опыта пения в храме и монашеской жизни. Эта работа выполняется насельниками монастыря и не оплачивается.
На сегодняшний день в России существует 3 регентские школы с историческими традициями и опытом, признанным на международном уровне.
Срок обучения от 3 до 5 лет:
- Регентская школа при МДАиС (г. Сергиев Посад).
- Регентское отделение при СПДА (г. Санкт-Петербург).
- Факультет церковного пения при Свято-Тихоновском Богословском Университете (г. Москва).
При поступлении в школы Сергиева Посада и Санкт-Петербурга требуется музыкальное образование не ниже начального, выпускники имеют квалификацию «регент церковного хора».
Это значит, что выпускник может работать только в церкви. Свято-Тихоновский университет даёт высшее музыкальное образование с правом управления как церковными, так и светскими коллективами.
Для певчих с опытом работы в клиросных составах достаточно окончить курсы регентов или псаломщиков, которые открываются при духовных семинариях, епархиальных училищах и городских соборах.
Несмотря на наличие специальных учебных заведений, в церковной практике официальное образование не играет значительной роли. Допускается самостоятельное изучение основ музыкальной грамоты и богослужебного устава. Часто бывает, что при приёме на работу нового регента настоятель храма отдаёт предпочтение опыту, природным способностям и репутации кандидата.
Говоря кратко, во многих случаях диплом имеет второстепенное значение или вовсе игнорируется.
Жажда стабильности и пунктуальность
Не знаю, кто как, а я просто обожаю стабильность. Я вообще не люблю никаких изменений. Единственные изменения, с которыми я готов мириться — это технический прогресс и постоянно совершенствующаяся техника. Но все остальное, начиная от перестановки мебели в доме и заканчивая составом нашей клиросной «пати», мечтается мне как нечто незыблемое. И когда это не так, я начинаю страдать.
Это не удивительно. Напряженная работа ума (а у клиросников она напряженная) хочет увидеть вокруг себя простой мир. Наверное, те, в чьей жизни мало драйва и им не хватает его, готовы и на изменения и на самые разные безумные поступки. Так вот поверьте…Клирос дает столько драйва, что во всем, что за пределами выбора репертуара (тот еще драйв, да?) хочется быть мега-консерватором.
А уж как сложно мне было бы быть регентом с моей нелюбовью к переменам! Рано или поздно от постоянных изменений начинает слегка поташнивать. Вот казалось бы — наконец-то собрались люди, крепкая команда. С настоятелем отношения более-менее налажены, и уровень его требований стал понятен и в целом выполняется клиросной группой. Все певчие друг к другу притерлись. И когда в клиросном воздухе потянуло уютным ароматом домашнего пирога и чаепития — вдруг бац!
Перемена! Допустим, певчая переезжает в другой город. Певчая, которую ты столько учил(а), которая наконец-то выучила гласы! Причем из-за ограниченной читки с листа среди контингента поющих сейчас не так-то просто найти кому-либо на клиросе замену. Это вообще катастрофа — потеря постоянного певчего. И вот этой певчего или певчего нет (потеря тенора или баса вообще слегка катастрофична). Это сулит падение качества пения. Это вдобавок очень больно воспринимается, потому что регент как любимое дитя, пествует свой клирос, работая на нем и над программой и, в идеале, над отношениями. Ты рад и горд за свою работу и увидеть, как все ухудшается (и не по твоей вине!) — о, это как тонкой наждачкой по подпаленным нервишкам.
Потянуло дымком…
А ведь изменения бывают и более кардинальными. От которых не то, что дымок…Пожар в душе начинается, который трудно залить даже ведром валидола. Сменили настоятеля (и лишь Господь знает, каким будет новый). Поменялся архиерей. Упразднили из-за недостатка средств оплату певчим (урезали бюджет). Назначили на приходе нового старосту. Ох, иногда, будучи регентом, ощущаешь себя мифическим Сизифом, обреченным вечно вкатывать на гору тяжелый камень и недалеко от вершины ронять его…
И хотя героический эпос древних греков не предполагал глубокого постижения характера героев, не трудно догадаться о том ОТЧАЯНИИ регентов всех мастей, которое иногда настигает их вследствие постоянных (и отнюдь не позитивных) перемен, после которых » приходится начинать чуть-ли не сначала». Пение в следствие перемен становится хуже, ревность о Боге требует высокой планки качества, а жизнь подкинула негативную перемену. Сизифом быть больно!
А еще настоятель может подкинуть регенту «нежданчик» — нового певчего…может быть, регент сама давно искала певчего, но в любом случае для коллектива это изменения. Давайте представим, что новый певчий — это Вы! Ибо мне нужен материал для литературного препарирования.
Как я написал выше, от изменений на клиросе тошнит, ибо каждый кирпичик стабильности на клиросе щедро окроплен кровью регента и его певчих. А ваша задача, как певчей, высказать уважение к этой крови, показать себя достойным элементом этого боевого коллектива. И начнем мы с простого.
Мы начнем с ПУНКТУАЛЬНОСТИ. В условиях постоянного нервоза от постоянно меняющихся служб регент необыкновенно ценит в людях пунктуальность. Пунктуальность, доходящую до абсурда. Пунктуальность, от которой веет шизой. У вас спевка в 2 часа дня? Придите на спевку в 13:40. Служба в 8 утра? Придите в 7:40. Если не можете прийти — предупредите за две недели до даты, потом за неделю до даты напомните, еще за день повторите. Думаете, это надоедает? Да регенты от такого человека просто млеют! А ведь все так просто — приходить ВСЕГДА за 20 минут до назначенного времени. А предупреждать о любом отсутствии за две недели.
Форс-мажор возник прямо незадолго до службы (скажем, за два часа)? Обязательно пошлите регенту СМС, потом позвоните и скажите, что после службы позвоните снова и детально все расскажете. Перед — не стоит, ибо у регента сразу после вашего СМС может возникнуть вопрос о репертуаре, и о том, как вытащить службу в ситуации отсутствия человека.
НИКОГДА не пропускайте службы без совсем уж уважительной причины вроде пожара дома или умирающего прямо сейчас родственника! Высокая температура, много домашних дел — НЕ ЯВЛЯЮТСЯ уважительными в глазах регента причинами. Я, например, вне зависимости от тяжести болезни и высоты температуры шел на службы. Я их пропускал только в том случае, если меня рвало (или диарея).
Итак, будьте пунтуальны до шизофреничности. Это почти 70% гарантии, что регент будет носить вас на руках. Правда, с одним «но»…Если вы объективно не портите звучание у хора и вас либо не слышно, либо ваш голос пение украшает. Если вы поете «так себе» (особенно паршивый вариант — плохо и громко, с убежденностью в собственной уникальности) — певчие и регент сами мечтают, чтобы вы не пришли. Но и это можно поправить.
Профессиональные обязанности
На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми. Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.
Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.
Сложность песнопений должна соответствовать уровню певческого состава. При необходимости регент проводит спевки. Внешний вид и поведение руководителя хора служит примером для певчих и прихожан.
Решать, как служить, – дело священства
– Как вы относитесь к сокращениям богослужения? – Во-первых, никаких страшных сокращений, угрожающих духовной жизни христиан, я не встречала. Но если бывают, отношусь, как солдат. Есть такое в нашей богослужебной практике: «Аще изволит настоятель». Вот мне батюшка сказал сегодня так служить, значит, служим так. Моя задача не петь тропари со стихирами в темпе «аллегро виваче» и стиле частушек. А решать, как служить – это дело священства. Мое дело – петь. Я пела и монастырские службы по пять-шесть часов (хотя я твердо убеждена, что в монастырях должны петь монашеские хоры). И просто в храмах, где надо было служить поскору, например, в больничных, где люди еле стоят. – А если в монастырях нет профессионалов? – Нужно нанять отличного регента, который не чужд педагогике. Пусть учат монахинь. Научила же матушка Иулиания (Денисова) сестер в Елизаветинском монастыре петь, в Дивеево, опять же – там прекрасно, на очень хорошем уровне, поют монахини. А где не могут научить, пусть профессионалам платят больше. Допустим, всенощное бдение в приходском храме идет два с половиной часа, а в монастыре – около пяти, а ставка такая же, а то и меньше. Я всегда за певчего, потому что знаю – это абсолютно бесправный, абсолютно никому не нужный человек, его жизнь никому не интересна. Одно дело, если светский человек просто пришел помолиться в монастырь, он может и шесть часов быть на службе, а профессионал приходит именно потрудиться и ему нужно достойно платить, а не бесконечно иллюстрировать небезызвестную пушкинскую сказку. Вообще авторитет регента, авторитет церковного певчего нужно каким-то образом возвращать. Потому что ситуация на самом деле очень, очень плачевная. Об этом уже много раз говорилось на разных уровнях, даже были приняты некие директивы, которые, к сожалению, на местах не выполняются, и певчие часто буквально ходят с протянутой рукой, всеми униженные и обиженные. Заболели – про них тут же забудут, примут нового человека, печально это все. Хотя есть храмы, и их можно по пальцам перечесть, в которых я бы с удовольствием пела и управляла бы там хором, такие там настоятели, которые и сами поющие, и хор любящие и уважающие, и хорошо оплачивающие регентский и певческий труд. Но их настолько мало, что страшно говорить об этом. Давайте хранить, беречь и приумножать красоту нашего богослужения, не путая простоту с банальной примитивностью. Пора.
Начисление зарплаты
Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».
Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.
Трудоустройство регента может быть оформлено по трудовой книжке или договору.
По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.
Покажите старание…
Мелькнула мысль, что я решил слегка «покапитанить»? Вроде как и так очевидно, что старательных все любят. А КАК ИМЕННО надо показывать старание? )) Есть такие способы показать старание, от которых регент 100% подумает, что а) Вы его подсиживаете, б ) метите на его место. Вы хотите такого эффекта? Уверены, что сможете разобраться в малообъяснимом ухудшении отношений с регентом без всяких видимых причин?
Старание должно быть умным…
Это должно быть старание винтика в часах. Вы должны буквально показать, что вам очень хочется быть винтиком, но винтиком — хорошим, отличным, которого слышно только когда надо петь, и который молчит во всех других ситуациях. Пример хорошей старательности — брать ноты учить домой (с согласия регента и за свои деньги сделав ксерокопии часто исполняемого репертуара). Пример хорошей старательности — брать уроки пения (вообще повышать квалификацию) за свои деньги (и ставить об этом в известность регента). Все просто — регенты хотят видеть ваше отчаянное желание быть отличным певчим.
Подчеркиваю красным. Быть отличным ПЕВЧИМ!
Не. Регентом.
Чтобы регент подумал, что вы его хотите подсидеть (и метите на его место или просто хотите быть неформальным лидером) — делайте замечания другим певчим (ты спела не ту ноту), предлагайте на клиросе репертуар (а давайте споем вот это), высказывайте свое замечание о том или ином произведении («как то это у нас не звучит»).
Никогда сами не прикасайтесь руками (избегайте любого физического контакта) к богослужебныму указателю, к камертону (типа «дай ка я послушаю, что за звук он издает»), к кипе нот, которая пока не разложена по аналоям. Физические прикосновения уместны только к нотам, которые были розданы лично вам, либо это те копии нот, которые были отпечатаны вами для себя и разучивания.
Никогда не говорите регенту, что мечтаете или хотите стать регентом. Никогда не анонсируйте ему свое желание поехать учиться на регента. Вы по неопытности думаете, что в Православной церкви по городам сотни приходов и «вам место найдется».
А регент по своей ОПЫТНОСТИ знает, что все места регентов в городах заняты и свободно только там, где петь вообще не кому и условия работы воистину кошмарны. Поэтому ваше восторженное желание быть «тоже регентом» не только не будет оценено по достоинству, но и принято как претензия на лидерство в коллективе. Вы — только что создали себе врага и вам теперь придется постараться, чтобы исправить упущение.
Редко какой регент любит, когда певчий вдруг отчего-то начинает бурно интересоваться уставом и ходом службы. О, регент конечно, обрадуется, если вы изобразите эдакого служаку и скажете «я не хочу знать ход службы (да мне и не под силу, глупенькой) но знать когда «тебе Господи» а когда «и духови твоему» я знать хочу. Тогда регент, поняв, что ваш интерес сводится сугубо к певческим возгласам, успокоиться.
Но что, если вы неосторожным вопросом регента все-таки напрягли?
Самый простой способ исправить все — начать восхищаться работой регента и подчеркивать свою глупость, типа «какая же я была сперва наивная…не…мне никогда не осилить регентство…быть регентом — быть сверхчеловеком». Если сумеете произнести это достаточно часто и с должной степенью убедительности и вам даже поверят — негатив от вашей ошибки будет нивелирован.
Кстати, стоит упомянуть и о том, почему регенты вообще так боятся того, что их сменят. Ведь часто за регентство даже не платят! Так за что борются эти люди?
Во первых, по началу многие регенты не хотят быть регентами. Но когда втягиваются, начинают ценить свою работу, воспринимая клирос как своего ребенка. В клирос, как и в ребенка, вложены силы (на воспитание), вложены годы жизни. Рано или поздно вырабатывается свой рабочий стиль и даже некая уверенность «лучше меня на клиросе никто о нем не позаботится».
А за верой в собственное дело растет и ощущение собственной важности. Кстати, в этом нет ничего плохого. Господь не против подвигов. Господь любит подвизающихся во славу Его пресвятого Имени. И ревность о Христе является признаком хорошего духовного пути. Понимание, что ты в отдельно взятом приходе руководишь славословием Богу наполняет сердце сладостью и духовной радостью.
И очень опасно намекать регенту на то, что эту радость вы у него хотите отнять. Причем в силу опыта регент знает, как сложно быть регентом и уверен, что любой другой справится хуже него. Обычно регенты вовсе не монстры и иногда даже сами передают камертон тому, кто на две головы профессионально выше. Просто потому что видят — так лучше для клироса. Но — это не повод искушать регента, производя описанные мной выше действия.
Резюме — регенты необыкновенно ценят тех, кто всем своим существом говорит «я всего-лишь винтик…я — ведомый и радуюсь этому…я — всем слуга и меня устраивает это». А если еще человек и с маниакальной настойчивостью приходит за 20 минут до назначенного времени, никогда не пропускает и работает над повышением собственной квалификации и информирует об этом регента, никогда не анонсирует желание быть регентом или поступать на регентские курсы — такой человек начинает регентами носиться просто на руках.
Средняя стоимость выхода (Россия 2015)
Название города | Средняя стоимость выхода |
Москва | 1000-2000 руб. |
Иркутск | 500 руб. |
Улан-Удэ | 350-450 руб. |
Калининград | 200-500 руб. |
Волгоград | 500-2000 руб. |
Мытищи | 300-600 руб. |
Павлово (Ниж-гор. область) | Служба 300, треба 100 руб. |
Красноярск | Певчий 300, регент 450 руб. |
Барнаул | 300-500 руб. |
Самара | 200-500 руб. |
Курск | 250-400 руб. |
Пенза | 300-500 руб. |
Владимир | 300 руб. |
Орехово-Зуево | 350-500 руб. |
Нижний Новгород | 300 руб. |
Ижевск | 300-450 руб. |
Екатеринбург | 500 руб. |
Ливны | 300 руб. |
Томск | 350-800 руб, регент каф. собора 800 руб. |
Ростов | 500-2000 руб. Сред. ~ 900 правая |
Рязань | 200-700 руб. |
Хабаровск | 200-400 руб. |