Служение тех, кто поет в храме, и, конечно же, служение регента церковного хора, очень высоко, и является нелегким трудом. Необходимо петь так, чтобы своим ясным и благообразным пением привлекать молящихся к Богу.
Огромное значение в этом имеет мастерство руководителя церковного хора – регента, который должен не только обладать профессионализмом, но и осознавать, что его послушание не просто работа, но и служение Богу, Церкви, людям.
О клиросном пении, о трудностях и радостях своего служения нам рассказала регент правого хора храма святителя Иннокентия Любовь Федоровна Хайницкая.
— Любовь Федоровна, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли на клирос?
— В детстве я занималась иным видом творчества: несмотря на то, что папа мечтал купить мне скрипку, я с 7-ми лет занималась в танцевальном кружке и 10 лет солисткой танцевала на сцене.
Уже потом, воцерковившись, когда Господь по Своей великой милости привел меня в Церковь, у меня появилось огромное желание быть все время в храме и чем-то послужить Богу. Это было не просто, так как тогда у меня на руках была лежачая больная мама. Вскоре Господь сподобил меня потрудиться псаломщицей в храме иконы Божией Матери Знамение в Ховрине, рядом с которым жила.
До этого я никогда не пела и не читала, но моя душа горела желанием всему научиться, поэтому с Божией помощью постепенно я стала осваивать это мастерство. Я читала шестопсалмие, каноны на утрени, часы. Очень много тренировалась дома, отмечала в книгах ударные слоги; заранее приходила в храм, смотрела, какие каноны должна читать на утрени, делала закладки, параллельно привыкая к церковнославянскому языку и изучая Богослужебный устав.
Ощущение благодарности к Богу меня не покидает до сих пор, ведь без Его помощи и благодати я бы не справилась. Затем был период в моей жизни, когда я регентовала в Заиконоспасском монастыре.
Почему я не головщик?
Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.
Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:
- богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
- когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
- когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
- когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).
В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.
— А затем Вы оказались в храме святителя Николая у Соломенной сторожки?
— Да, наконец, Господь привел меня в храм святителя Николая к нашему батюшке Михаилу. В этом храме я регентовала на будничных службах и вместе с приходом разделяла восторг и ликование от постепенного преображения и строительства храма. Вместе радовались тому, каким храм стал сияющим, наполненным благолепием, как засиял новый иконостас. Помню, мне всем хотелось рассказывать, какой у нас стал необыкновенно красивый храм.
— Что Вам особенно дорого из воспоминаний о первых службах в храме святителя Иннокентия?
— Во-первых, я была необыкновенно счастлива, когда настоятель о. Михаил благословил, доверил мне послушание вести праздничный хор в храме святителя Иннокентия. Я не ожидала такой великой милости от Бога. В первую очередь вспоминается сильная сплоченность всех.
Вспоминается, с какой радостью все ждали завершения строительства, ждали, что храм заживет полноценной жизнью, будет Божественная литургия, Причастие, что будет всегда многолюдно, и будут возноситься благодарственные молитвы Богу.
В храме святителя Иннокентия мы все переживали холодные зимы, так как не было отопления. Нас тогда, всех вместе, со священством, называли «челюскинцами». Сейчас же в храме также прекрасно, как и в храме святителя Николая. Эти два храма мне очень дороги.
{От Дмитрия Сиверс. Я ходил в Москве достаточно часто в храм святителя Иннокентия. Храм из одного предела, но удивительно благодатный, полный святой тишины. Очень хороший храм.}
Известный московский регент раскрывает секреты профессии
Зачем церковному хору нужен регент, если есть запевала или в храме принято петь «всем миром». Должны ли певчие быть прихожанами или лучше приглашенные певцы-профессионалы? На эти вопросы отвечает известный московский регент Евгений Кустовский, руководитель Московских православных регентских курсов.
Ваши родители были музыкантами?
Трудно сказать. Что такое музыкант в наше время? Музыкант сейчас – это обладатель «корочки», диплома. Мои родители не были музыкантами в этом смысле. Но они очень хорошо знали музыку, лучше, чем многие современные музыканты. Послевоенное время. 50-е годы. Мои родители учились в обычном советском техникуме и несколько раз в неделю ходили в консерваторию. У них был приятель, молодой студент консерватории Серёжа Дижур, который впоследствии стал великим органистом и преподавателем в консерватории. Он по своему студенческому билету водил моих родителей на концерты. Да, мои родители не способны были воспроизвести музыку, но музыкальная память, слух – все это у них было. Они знали всего Бетховена, Моцарта, Чайковского, Верди… а через них знал и я, потому что дома мы часто слушали проигрыватель, пластинок классической музыки у нас были горы. Музыка сопровождала наш быт. Идем мы с отцом в баню, он поет: «Джи-ильда-а…» Я отвечаю: «Оте-ец мо-ой!..» (Дж. Верди, «Риголетто»).
Какие воспоминания у Вас остались от обучения в знаменитом училище Свешникова?
Сама идея создания нашего хорового училища во время моего обучения там держалась в строжайшем секрете. Только сейчас о ней можно говорить свободно. А идея была такая: сделать советский по идеологии вариант Синодального училища. В 1918 году оно было разогнано по известным историческим причинам, в 1944 году в эвакуации Александр Васильевич Свешников, бывший уже достаточно известным хоровым деятелем, создал хоровое училище, в котором обучались только мальчики. А преподавателями были бывшие педагоги Синодального училища, да и сам Свешников был синодалом. В свое время в этом училище обучались Чесноков, Ковин… Свешников был «из семьи сельского дирижера», как об этом пишут в его биографии, иными словами, он вырос в семье регента, очень много времени он провел на клиросе. Есть фильм «Поющие дирижеры» 1974 года, где Свешников говорит: «Некоторые хоровики обижаются, когда их называют певчими, я ничего в этом плохого не вижу. Певчая птичка – разве это плохо?» Видно, как он хитрит, чтобы обосновать свое особое уважение к слову «певчий». В хоровом училище 1950-60-х годов была очень четкая, профессиональная методика, основанная на классической хоровой культуре. Мы пели Баха, Стравинского, Перголези. У нас были и общеобразовательные предметы – химия, физика, литература, геометрия… – и обучение по спецкурсу музыкального училища. Работы было по горло.
А каким был Свешников как человек и как учитель?
Во-первых, он был очень изобретательным. Он тоже играл с учениками. Во-вторых, я ни разу не встречал педагога, который бы уделял столько внимания дыханию, вокальному аппарату, артикуляции. Как человек, он мог быть разным, мог быть жестким, накричать на ученика, но только по одной причине: если он видел равнодушие к своему предмету. В то же время возникали и такие ситуации: идет второй час занятия, Свешников спрашивает: «Кто за то, чтобы заниматься дальше?» Все дети поднимают руки. «А кто за то, чтобы идти гулять? – Он один поднимает руку. – Ну, поскольку я руководитель, то идем гулять!» Он каким-то шестым чувством чувствовал, в каком мы состоянии, устали мы или ленимся. Не помню, боялись мы его или нет, но то, что любили – это да. Мы звали его «Дед». Нелюбимого человека так не назвали бы, Свешников был нам действительно как родной. Он был человеком увлеченным, фанатиком своего дела. Этот фанатизм нужно было или принять, или там не учиться. В общем-то, мы все были фанатиками своего дела.
Для чего хору нужен регент? В некоторых провинциальных хорах его роль иногда вообще исполняет «запевала» — тот, кто лучше знает мотив и ведет за собой… Всякому ли хору нужен регент?
Хор – это организм, состоящий из разных людей, чтобы они пели одинаково, слаженно, в едином тоне и темпе, для этого нужен человек, который обеспечит это единство. Для этого нужен один человек. Но вот в чем дело: в советское время на клиросе осталось очень мало профессионалов. Поэтому функцию таких «объединителей» заняли люди, которые знают, что управлять надо, но их никто не обучал, как. Именно поэтому появилась функция, сформулированная М. А. Булгаковым в «Мастере и Маргарите» как «регент-запевала». Получается двоякая ситуация: человек поет в церковном хоре, с другой стороны, он пользуется приемами народного пения. В фольклоре как раз регентовать не надо. Нужно вести за собой голосом, голос заменяет руки. Но тогда это будет соло с хором. Ведь нужно, чтобы ведущий за собой голос всегда доминировал.
Вы ведь тоже занимались фольклором… Вам это помогло на клиросе?
Я пытался писать диссертацию по фольклору, ездил в экспедиции, собирал записи, анализировал их. Но написать диссертацию мне, грубо говоря, не дали. Педагоги аспирантуры «застукали» меня на клиросе, это был 1982 год, и с диссертацией пришлось завязать. Певчим я стал спустя два месяца после крещения и знакомства со своим будущим духовником отцом Владиславом Свешниковым. С отцом Владиславом нас с женой познакомила ее подруга, он тогда служил не в Москве, а в глуши, в Чурилово. Мы приехали туда. Отец Владислав был первым священником, с которым я познакомился. Он спросил меня, кто я, откуда. Я ответил, что музыкант. А он мне говорит: «Ну, раз музыкант, значит, пой на клиросе». Я подумал тогда: «Ну и поп! Впервые меня видит, а уже решил, что я буду делать! Я и в церковь-то не хожу…» Впереди у меня была научная карьера, я работал в Союзе композиторов, учился в аспирантуре. Но потом клирос меня все-таки «забрал». Это получилось случайно. Одна моя знакомая попросила заменить ее брата, который уходил в отпуск. А мне нужна была подработка: стипендию я получал небольшую, жена ждала второго ребенка, а официально работать аспиранту не разрешалось… Когда у меня закончился срок аспирантуры, я не очень расстроился, тогда я уже знал, что клирос – это единственное место, где я могу применять все знания и умения, которые у меня были, совместить разные специальности, которые я получил: я был дирижером, закончил хоровое училище и консерваторию, потом занимался фольклористикой в аспирантуре Гнесинского института, мог услышать тот или иной напев, понять его и петь потом с любым текстом, а это и есть основа церковного обихода, гласов. Поэтому тот путь, который люди проходят годами, у меня занял всего несколько месяцев. Отец Владислав оказался прав: я действительно стал регентом.
Знакомство с отцом Владиславом повлияло на Ваше воцерковление?
Очень много мне дали квартирные собрания нашей общины. Отец Владислав служил в Тверской епархии, но был москвичом. И мы часто собирались у него в квартире, он разбирал Евангелие, мы много читали духовной литературы, служили требы – молебны, акафисты… Но, надо сказать, Евангелие я прочитал еще до того, как познакомился с отцом Владиславом. А креститься меня сподвигнула прихожанка отца Владислава, моя подруга Мария Карпова. Было это так: я собрался крестить дочку, а будущая крестная моей дочки когда мы ехали на крестины сказала: «Как-то нехорошо. Дочку крестишь, а сам некрещеный! Может, заодно и тебе креститься?» Ну, я согласился. И крестился.
Каким, по-Вашему, должен быть идеальный певчий?
Идеальный певчий – это не только профессионал. Это человек, душой и сердцем участвующий в богослужении. Это человек, который выражает свою молитву с помощью профессиональных музыкальных качеств. Однако далеко не всегда профессиональные певчие занимаются на службе служением. Очень часто на клиросе слово «профи» становится ярлыком, обозначающим человека с высшим музыкальным образованием, при этом отрешенного от всего, что происходит в храме. Он просто отбывает рабочее время и зарабатывает деньги, при этом у него могут быть какие-то благоговейные ощущения и вполне молитвенный вид.
Я помню такое критическое время для клироса – 1990-1991 годы. Тогда произошла чудовищная инфляция, в храмах резко перестали платить хорошие деньги, а платили в советское время очень много. В это время больше половины певчих ушли из храма, «правые», профессиональные, хоры просто лопнули, как мыльные пузыри. Потому что людей держала на клиросе только зарплата. Один священник на восклицание фининспектора «Как же вы нас, наверное, ненавидите! Столько денег мы у вас отнимаем…» ответил: «Нет-нет, ничего! Вы – тот самый утюг, который выжигает из ризы Господней всех клопов». Клирос потерял качество, но зато остались самые верные.
Насколько профессия клирошанина творческая? Возможна ли на клиросе самореализация?
Я бы провел длинную, жирную черту между регентом и певчими. Управление службой и, я бы даже сказал, творение службы, – это творчество. Одна и та же служба в разных храмах, при разных условиях может прозвучать по-разному. Не только по составу песнопений, но и по способу их пения, по ритму богослужения, по расстановке акцентов. Это очень творческий акт, но это что касается управления службой. Регент – это и композитор, и режиссер. Он заранее слышит звучание службы. Это полномочие регента, даже его обязанность. Но это не позволяется певчим. Что будет, если каждый певчий будет по-своему толковать службу? Получится то же, что и у Осла, Козла и косолапого Мишки во главе с проказницей-Мартышкой. От певчего требуется только одно: стоять и петь. Но в это время можно молиться, например.
Во многих храмах сейчас практикуется «общенародное» пение, «всем миром», когда литургию, например, поет весь приход… Может быть, тогда и никаких специальных певчих не надо?
Служба подразумевает, что есть какие-то «общенародные» элементы типа «Отче наш» или Символ веры. Эти песнопения неразумно отбирать у прихожан. А другие песнопения лучше исполнять тем, у кого это лучше получается – хору. Певчий – это не посторонний человек из ниоткуда, а тоже один из прихожан, который реализует свою молитву там, где он делает это лучше, чем другие, стоящие в храме люди, – на клиросе. Кто-то другой из прихожан может быть идеальным алтарником или идеальным иконописцем, и они иначе выражают свою молитву и служение.
Значит, наемные певчие, не-прихожане, хуже? Откуда же взялась эта традиция – звать певчих-«профи» в праздничный «правый» хор?
Это сложилось еще до советского времени: на некоторых приходах в хор стали приглашать певцов со стороны. Наемники сделались наемниками не сами по себе, их сделали батюшки, которые считают, что легче купить клирос, чем воспитывать – искать способных людей среди своей общины. Но для этого вначале нужно эту общину создать, а это немалый труд. Гораздо проще «заказать» хор на стороне, не понравится – можно выгнать, поменять на другой…
Вы часто проводите мастер-классы за рубежом, в Европе, в Америке… Заграничные певчие чем-то отличаются от русских?
Да, отличаются радикально. Только в России пение и регентование считается работой, за которую положено что-то платить. В большинстве приходов Европы и Америки и даже Австралии пение, регентование, прислуживание в алтаре и даже настоятельство – это добровольное, безвозмездное дело, вдобавок к основной светской работе. В то же время за рубежом были замечательные композиторы, которые фактически спасли русскую церковную музыку в советское время, когда в России она никак не развивалась. За границей она продолжала жить, развиваться в диаспорах харбинских или европейских. Чему свидетельством знаменитые Лондонский и Римский сборники. Современные клирошане продолжают традиции тех регентов-эмигрантов, которые наследовали синодальной традиции, придворной певческой капеллы. В Америке это классик американской церковной музыки Ледковский, в Европе – Осоргин, Мироносицкий, отец и сын Кедровы, Жаворонков.
А чего не хватает зарубежным регентам? Для чего им нужны мастер-классы?
Им не хватает образования. В России существуют разные центры подготовки регентов, в Европе их нет. Ни одного учебного заведения. Поэтому наши мастер-классы – по сути единственный стабильный центр по подготовке регентов и певчих. В Америке есть ежегодная летняя школа в Джорданвилле, которую возглавляет отец Андрей Папков. Там преподают лучшие преподаватели. Но на всю Америку этого маловато…
Какие качества Вы цените в церковной музыке?
Я буду не очень оригинален в ответе на этот вопрос. Какая бы ни была церковная музыка – простая, сложная, современная или старинная, архаичная – в ней должно быть главное: она должна помогать услышать слова тех гимнов, на которые она написана. Важно, чтобы музыка как минимум не мешала молиться, а еще лучше – помогала. А когда авторская музыка начинает подкреплять слова гимнов чувственными, чрезмерно эмоциональными оттенками, это мешает. Музыка в богослужении не самодостаточна, она обслуживает слова.
А как Вы решили сочинять церковную музыку?
Я понял, что в церковной музыке уже все давно написано, а мне просто нужно взять и раскрыть то или иное слово в каком-то определенном стиле, давно сложившемся. Я занимаюсь по сути стилизацией. Если в богослужении есть три основных песнопения, и только для двух из них есть музыка в едином стиле, а третье выбивается, я сочиняю это третье так, чтобы оно соответствовало первым двум и складывался единый образ службы.
Беседовала Юлия Линде
https://www.foma.ru/izvestnyij-moskovskij-regent-raskryivaet-sekretyi-professii.html
Профессиограмма «Дирижер хора»
Хормейстер (от «хор» и нем. meister – «мастер», «начальник») – руководитель хора, хоровой дирижёр. Хормейстер управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении новых и старых хоровых партий. Хоровое пение было очень популярно в Древней Греции. Без участия хора не обходился ни один древнегреческий спектакль. Руководителя хора в античной драме называли корифеем. Он произносил вступительный речитатив, сообщал о приходе нового персонажа, подводил итог монологам героев, осуществлял контакт между актерами и хором. Корифей отстукивал ритм песни ногой.
Дирижеры не всегда стояли на сцене спиной к залу. До середины XIXвека это считалось не приличным, поэтому им приходилось управлять своими коллективами, не видя их. Первым, кто повернулся лицом к артистам был Рихард Вагнер и ввел, таким образом, новую моду в дирижировании.
Хормейстер должен хорошо разбираться в теории и технике пения, знать особенности формирования того или иного голоса. Он должен и сам обладать хорошей вокальной подготовкой и уметь владеть собственным голосом и разными вокальными приемами.
Управление хором на выступлениях – это лишь малая часть деятельности руководителя хора. Больше всего времени уходит на репетиции и разучивание произведений. Перед какими-то ответственными мероприятиями занятия проводятся особенно интенсивно.
Хормейстер чаще всего сам подбирает репертуар для хоря. Чтобы выбрать наиболее подходящие и удачные произведения, он должен прекрасно ориентироваться в многообразии классического и современного музыкального материала. Кроме того, он знает теоретические основы записи и чтения хоровых произведений.
Хормейстер, набирая новых участников в коллектив, прослушивает их, определяет его певческий голос и диапазон. Руководитель хора размещает участников по партиям (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Кроме того голоса стоящих рядом артистов должны органично сочетаться между собой по тембру и силе.
Прежде чем начать работу над произведением, хормейстер объясняет стоящие перед участниками хора задачи.
Хормейстер прекрасно знаком с техникой дирижирования. Руководители хора редко пользуются дирижерской палочкой. Они дирижируют руками, дополняя движения рук и пальцев движениями головы и корпуса. Таким образом хормейстер указывает артистам темп и ритм произведения, изменение громкости, силы звучания, зрительно воспроизводит мелодию, показывает, где взять дыхание.
Если в хоровом коллективе состоят люди, не владеющие музыкальной грамотой, хормейстер знакомит их с элементарными понятиями из теории музыки
Характеристики
Виды труда: Образование / Творчество. Проф. направленность: человек — художественный образ. Сферы деятельности: Культура. Сферы труда: Человек / Искусство.
Должен знать Обширный музыкальный репертуар, теоретические основы записи и чтения хоровых произведений, основы хороведения, педагогику, психологию.
А что тогда означает слово «клир»?
Кто такой кандидат наук и как им стать
Клир составляют вообще все служители веры. То есть:
- священники (батюшки по-народному),
- диаконы (служители, которые помогают священнику, но пока не могут самостоятельно править службы),
- иподиаконы (помощники диаконов),
- чтецы (то есть, клирики),
- пономари (официально это привратники, а также звонари — еще они прислуживают на богослужении и поют на клиросе),
- старшие певчие (регенты, то есть руководители хоров),
- казначеи, а также старосты (по-старому — ктиторы) храмов.
У слова «клир» есть еще менее известный синоним: «причт».
В старину в числе клира считались и певчие, но сегодня нет. Сейчас в клире официально состоят только люди, которые посвящены на это.
Но что же такое клирос? В православных церквях это место, где стоят чтецы и певчие. Это воплощение той части небес, на которой ангелы воспевают славу Божью.
А в конце традиционно предлагаем видео — короткое, но очень познавательное. Оно записано в Свято-Духовом соборе. Это проповедь, в которой рассказывается о чуде веры, а также слепом клирике:
Антифонный вид
«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.
Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.
Историческая справка
Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.
Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.
Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».
В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.
Выбор места для обучения
Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.
- Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения. Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
- Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
- Школа церковного пения при Православном . Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.
В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.
Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.
Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.
Смена деятельности
Спрос на регентский труд всегда высок. Многие посвящают этому занятию бо́льшую часть жизни, не имея возможности приобрести дополнительное образование. При этом приобретается очень ценная, но узкая специализация.
В отличие от священнослужителей, церковные певчие и регента свободны в смене профессии и рода занятий. Оставив по разным обстоятельствам работу, можно обратиться в епархиальное управление с просьбой предоставить место преподавателя в воскресной школе или на регентских курсах.
Часто бывшему регенту приходится осваивать простые рабочие специальности. Церковь не видит в этом ничего постыдного или недостойного.
Как стать регентом церковного хора?
Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.
В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.
Церковное послушание
Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.
Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.
Обязанности регента:
Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.
Как стать регентом?
В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:
Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.
Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.
Требования при поступлении
Обучение
Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.
Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.
Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):
Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.
История
Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под кифару, также игравшую в унисон с хором.
Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монахинь).