Библейские предания. От Давида и Соломона до вавилонского плена

Царь Соломон

(Шломо) — сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), третий иудейский царь. Период его правления (приблизительно 967-928 года до н.э.) считается периодом наибольшего рассвета и процветания объединенного Израильского царства. В 967-965 годах до н.э. Соломон, по видимому, правил вместе с царем Давидом и уже после его смерти стал единоличным правителем.

Давид обещал престол сыну своей любимой жены Вирсавии — Соломону

, да и пророк Натан (Нафан) уже при рождении Соломона выделил его среди других сыновей Давида и счел его достойным милости Всевышнего. Старший сын Давида — Адония, зная об этом обещании Давида, попытался еще при жизни отца захватить власть, но его план не исполнился, так как пророк Натан и Вирсавия убедили Давида поторопиться с помазанием Соломона на царство. Царь Давид не стал наказывать Адонию и взял клятву с Соломона, что он не сделает ничего худого брату, при условии, что тот не будет претендовать на престол Соломона. После смерти Давида Адония обратился к Вирсавии с просьбой о женитьбе на Авишаг (прислужнице царя Давида в конце его жизни). Соломон усмотрел в этом притязания Адонии на его престол, так как, по обычаю, право на престол имеет тот, кому достается жена или наложница царя, и приказал убить Адонию.

Царь Соломон

славился своей мудростью, ему покорялись звери, птицы и духи. Однажды ночью, Бог явился Соломону во сне и обещал исполнить любое его желание. Соломон просит: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». «И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои». (Книга Царств).

Царь Соломон был мирным правителем и за время его правления (он правил 40 лет) не было ни одной большой войны. Ему в наследство досталось большое и сильное государство и он должен был поддерживать и укреплять его. В начале своего царствования он взял в жены дочь египетского фараона, тем самым укрепив южные границы своего государства. Впоследствии он неоднократно брал себе в жены женщин других народов для поддержания добрососедских отношений с соседними государствами (гарем Соломона насчитывал 700 жен и 300 наложниц).

Царь Соломон был хорошим дипломатом, строителем и торговцем. Он превратил земледельческую страну в сильное, экономически развитое государство, имевшее большое влияние на международной арене. Он отстроил и укрепил Иерусалим и другие города своего царства, возвел Первый Иерусалимский Храм, впервые ввел в еврейскую армию конницу и колесницы, построил торговый флот, развивал ремесла и всячески поддерживал торговлю с другими странами.

Соломон окружил свое правление роскошью и богатством «и сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями». Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения мира и торговых соглашений с Израилем и привозили богатые дары.

Но во время своего царствования Соломон допускал и ошибки, которые привели к распаду государства после его смерти. Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы «и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.» Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, обязав их содержать царский двор и армию. Колено Иуды, из которого происходили Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство у представителей остальных израилевых колен. Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга. У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества. Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал учавствовать в языческих культах. В Мидраше (Устной Торе) говорится, что когда царь Соломон женился на дочери фараона, с неба сошел архангел Гавриил и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. В конце жизни к Соломону явился Бог и сказал: «за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его» (Книга Царств). После смерти царя Соломона его царство распалось на два слабых государства, Израильское и Иудейское, ведущих постоянные междуусобные войны.

Имя царя Соломона связано со множеством мифов и легенд, рассмотрим некоторые из них.

СОЛОМОН

Восемнадцать лет было Соломону, когда сел он на престол отца своего Давида, но царствование его было очень твердо. Пришел брат Соломона Адония к Вирсавии и сказал: — Уговори своего сына отдать мне в жены Ависагу. Попросила Вирсавия о том Соломона, и царь сказал: — Что же ты просишь для него только Ависагу? Проси также и царство. Лукавит Адония. Послал Соломон военачальника своего Ванею, и тот убил Адонию. А Соломон женился на дочери египетского фараона.

МУДРОСТЬ СОЛОМОНА

Однажды ночью явился во сне Соломону Бог и сказал: — Проси, что дать тебе. И ответил Соломон: — Стал я царем вместо Давида, но я отрок малый — ничего не знаю. Народа моего нельзя ни исчислить, ни обозреть. Дай мне, рабу твоему, сердце разумное, чтобы судить народ, различать добро и зло. — Хорошо, что ты не просил ни долгой жизни себе, ни богатства, ни душ врагов, — сказал Бог. — Хорошо, что ты просил себе разума, чтобы уметь судить. Дам я тебе сердце разумное, какого не было прежде и после тебя не будет никогда. Но дам я тебе и то, чего ты не просил — богатство и славу. А будешь соблюдать уставы мои и заповеди, и дни твои я продолжу. Утром принес царь Соломон жертвы и сделал большой пир. И вот явились к нему две женщины. Первая сказала: — Мы живем в одном доме. Обе родили сыновей. Сын этой женщины умер: она заспала его ночью. Проснулась она, взяла моего сына, а мне подложила своего, мертвого. Тут вторая женщина закричала: — Нет! Мой живой, а твой — мертвый. И так они бранились перед царем Соломоном и тянули младенца в разные стороны. — А ну-ка рассеките ребенка мечом, — приказал царь Соломон. — Пусть у каждой будет по половине. И тут первая из них закричала в ужасе: — Отдайте ребенка ей, только пусть будет жив! — Нет! Ни мне, ни тебе! Секи его мечом! — сказала вторая. — Вот мать себя и показала, — произнес царь Соломон и обратился к первой женщине: — Возьми своего сына, мать! Услышал народ об этом суде, и стали люди бояться царя Соломона, ибо почувствовали в нем мудрость Божью. И была мудрость царя Соломона выше мудрости всех сынов Востока. Изрек царь Соломон три тысячи притчей, и песен его было тысяча и пять.

СОЛОМОН-СОЗИДАТЕЛЬ Заключил Соломон договор с Хирамом, который владычествовал в Тире. Хирам сплавлял по морю кедровое и кипарисовое дерево, а Соломон поставлял ему пшеницу. Весь народ обложил Соломон повинностью: нужны были носильщики тяжестей, каменотесы, начальники для надзора. Свозились в Иерусалим огромные дорогие камни для основания зданий, тут же и обтесывали эти камни. В четвертый год своего царствования начал царь Соломон строить храм по чертежам, которые оставил ему Давид. Строился храм семь лет. Из Тира пригласили медника, чтобы сделать сосуды для служения в храме. Из Города Давидова перенесли скинию и поставили в храме Иерусалимском. Когда священники вышли из святилища, храм наполнился облаком.

ЦАРИЦА САВСКАЯ

Услышала о славе царя Соломона царица Савская и пришла к нему, чтобы испытать загадками. Привезла она с собой благовония, золото и драгоценные камни. Объяснил царь Соломон все слова ее, и не знала царица Савская ничего такого, чего бы не знал царь Соломон. Увидела она дом его, стол его и слуг, и восхитилась царица: — Не верила я словам о тебе, пока не пришла и не увидела все своими глазами. Но и половины из того мне не сказывали, что есть тут у тебя на самом деле. Ты превосходишь молву о себе. Подарила она царю Соломону небывалые благовония, и он одарил ее всем, что она желала иметь.

ПРЕГРЕШЕНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА Полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, и, когда состарился, склонили его жены к иным богам. Стал царь Соломон служить Астарте — богине сидонской, построил капище Хамосу, богу моавитскому, и Молоху — богу аммонитскому. Разгневался Бог на царя Соломона: — За то, что ты не сохранил завета моего, отторгну от тебя твое царство. Оставлю сыну твоему одну малую часть. Но ради Давида, отца твоего, свершится все это после твоей смерти.

ИЕРОВОАМ Иеровоам был человек мужественный, и поставил его Соломон смотрителем над оброчными. Случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима, и в поле встретил он пророка Ахию. Разодрал Ахия свою одежду на двенадцать частей и сказал: — Возьми себе десять частей, ибо Бог отнимает царство из рук Соломона и отдает тебе десять колен. Хотел Соломон убить Иеровоама, но тот убежал в Египет и жил там до смерти царя Соломона.

СМЕРТЬ ЦАРЯ СОЛОМОНА Сорок лет царствовал Соломон в Иерусалиме. Похоронили его в Городе Давидовом. После царя Соломона вступил на престол сын его Ровоам.

РАСКОЛ Все израильтяне собрались в городе Сихеме, чтобы воцарить Ровоама, сына Соломонова. — Тяжкое иго наложил на нас твой отец, — сказали Ровоаму израильтяне. — Облегчи жизнь нашу, и мы верно будем тебе служить. — Придите ко мне через три дня. Я подумаю, — ответил Ровоам. Позвал Ровоам старцев, и те сказали ему: — Если ты сегодня будешь слугой народа, он вечно будет тебе рабом. Облегчи бремя людей! Позвал Ровоам молодых людей на совет. — Скажи старцам: отец мой бил вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. Отцово иго было для вас тяжело, мое будет еще тяжелее. И послушал Ровоам молодых людей. Как только объявил он свое решение, разошлись сыны Израилевы по шатрам своим и отложился от дома Давидова. Ровоам царствовал в Иудее, Иеровоам — в Израиле. По все дни свои враждовали они между собой.

XVI. Мудрее всех людей

«Он был мудрее всех людей». Над всеми царями был страх его. Народы и племена становились его данниками, враги и ненавистники — друзьями его. Богат и могуч, владелец бесчисленных угодий, серебра и золота в количествах несметных — он притчи разъяснял, давал постигать сокровенное, поведывал тайны глубины беспредельной. Имя его гремело среди властелинов, среди мудрых — подвиги его. Цари приходили на лицо его глядеть, слова мудрости жадно слушать из уст его. К нему, праведному и чистому, ведающему таинства небесные, посылали вельможи в слуги и служанки сыновей и дочерей своих. Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, что-бы быть закланными для стола Соломонова. Ему был дан великий ключ ко всем вратам мудрости и разума сердечного. Он разумел язык птиц, и животных, и зверей полевых. Олени и газели были его скороходами, львы и барсы — оруженосцами его.

ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ

Прошло время, и воцарился на израильском троне царь Ахав. В жены взял он себе Иезавель, финикиянку, дочь царя сидонского. Стал царь Ахав служить и поклоняться богу Ваалу, поставил ему в Самарии жертвенник, а жена Ахава истребляла пророков, сынов Израилевых. Ахав согрешил более всех других царей, и тогда сказал царю пророк Илия: — В ближайшие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему. И велел Бог Илие скрыться на востоке у потока Хораф. — Из этого потока будешь пить, а вороны будут тебя кормить, — сказал Илие Бог. Пришел пророк к потоку, и, действительно, вороны приносили ему утром и вечером хлеб и мясо, а из потока он пил. Спустя время поток иссох, потому что повсюду была сушь. — Встань и пойди в Сарепту сидонскую, — сказал Илие Бог. — Есть в том селении вдова, которая будет тебя кормить. У ворот Сарепты встретил Илия женщину, собиравшую дрова. Подозвал ее Илия и сказал: — Дай мне воды. Пошла женщина по воду, а пророк крикнул ей вслед: — Захвати мне и хлеба кусок. — Нет у меня ничего печеного. Только горсть муки в кадке да ложка масла в кувшине. Вот наберу дров, испеку блин себе да сыну, и с тем умрем. — Не бойся, — произнес Илия. — Делай, как ты сказала, но прежде того испеки мне маленькую лепешку. Мука в кадке твоей не кончится, а масла в кувшине не убудет, пока не польется дождь. Послушалась она, и в самом деле хватило им масла и муки на все дни. Вскоре заболел у этой женщины сын, и остановилось его дыхание. Разрыдалась вдова и стала упрекать Илию: — Ты пришел и сжил со света моего сына. Положил пророк мальчика на свою постель, трижды воззвал к Богу, и мальчик ожил. — Истинно слово Божье в твоих устах! — обрадовалась женщина. Прошло три года. Страшный голод был в Самарии. И сказал Бог Илие: — Покажись царю Ахаву! Я пошлю дождь на землю. Пошел Илия к царю Ахаву. — Ты ли это, гроза израильтян? — спросил царь Ахав. — Не из-за тебя ли такая страшная сушь? — Не я гроза, а ты и твоя семья, потому что поклоняетесь вы Ваалу, — ответил пророк Илия. — Пусть все теперь идут на гору Кармил. Туда же пошли пророков Ваала. Сделал царь Ахав, как сказал Илия, и на горе Кармил обратился Илия к народу: — До какой поры вы будете хромать на обе ноги? Следуйте за Богом, если есть Бог! А если есть Ваал, идите за ним! И не знал народ, что сказать. — Я один остался пророк Господень, пророков Ваала здесь четыреста пятьдесят. Дайте нам двух быков. Пусть они одного приготовят к жертве, а я другого, но огня пусть не подкладывают, и я тоже не подложу огня. Обратимся каждый к своему богу. Тот бог, который ответит огнем, и есть настоящий Бог. — Да будет так! — ответил народ. — Начинайте вы, — сказал Илия пророкам Ваала, — потому что вас больше. Приготовили они быка и взывали Ваала с утра до полудня, но не было никакого ответа. — Громче кричите, — посмеивался пророк Илия. — Может быть, бог ваш задумался или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется. Кричали они что есть сил, кололи себя ножами и копьями, кровь лилась с них ручьем, но не было им никакого ответа. Тогда восстановил пророк Илия разрушенный жертвенник, сделал канаву вокруг него, дрова положил, а на них — разделанного быка. Потом приказал лить воду на жертвенник, пока через край канавы не полилось. И воззвал пророк Илия: — Услышь меня, Господи! Пусть узнает народ, что ты жив! Вспыхнул сильный огонь и в миг пожрал жертву и дерево, и даже вода в канаве закипела и высохла. — Хватайте пророков Ваала! — вскричал Илия. — Пусть не скроется ни один! Отвели их к реке Киссон и там убили. Покрылось небо тучами, и хлынул дождь. Вскоре Илия помазал в пророки пахаря Елисея.

ВИНОГРАДНИК НАВУФЕЯ Рядом с дворцом царя Ахава был виноградник некоего Навуфея. И сказал царь Ахав Навуфею: — Отдай мне свой виноградник под огород, я заплачу тебе или дам виноградник лучше этого, в другом месте. — Это наследство отцов моих, — ответил Навуфей. — Не отдам. Огорчился царь и пошел домой. — Зачем расстраиваешься? — сказала ему жена Иезавель. — Будет у тебя виноградник Навуфея. Написала она от имени царя Ахава письма к старейшинам и запечатала их царской печатью. — Пригласите Навуфея и посадите на первое место, — писала Иезавель. — Против него усадите двух негодных людей, которые пусть прокричат: «Ты хулил Бога и царя!» А потом выведите Навуфея и забейте камнями до смерти. Так и сделали старейшины. Только хотел царь Ахав пойти в виноградник, навстречу ему пророк Илия. — Нашел ты меня, враг мой! — воскликнул царь Ахав. — Нашел. Неправое дело ты совершил. Бог велел сказать тебе, что всех мужчин в твоем роду он погубит, а твою жену Иезавель съедят псы. Услышал царь Ахав эти слова, разорвал одежды свои, оделся в мешковину и спал в ней и ел. Тогда сказал Бог пророку Илие: — За то, что Ахав смирился, не наведу на него бед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

XXII. Престол Соломонов

«И сделал царь большой престол из слоновой кости». Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов. Устройства престол был такого: Верх — закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней — шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени лежат: с одной стороны — лев, с другой — вол. На второй ступени — волк и ягненок. На третьей — леопард и козленок. На четвертой — медведь и олень. На пятой — орел и голубь. На шестой — ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. Над верхним закруглением — светильник со всеми принадлежностями его: светильнями, щипцами, пепельницами, чашечками и чеканными цветами. С правой стороны его семь стеблей с именами семи патриархов рода человеческого: Адама, Ноя, Сима первородного, Авраама, Исаака и Иакова и Иова с ними. И с левой стороны семь стеблей, а на них имена семи праведников вселенских: Левия, Каафа, Амрама, Моисея, Аарона, Елдада и Медада и Хура с ними. На верху светильника утверждено было золотое елеехранилище, откуда брался елей для храмовых лампад, а под ним — большая чаша с елеем для возжигания этого же светильника; на чаше начертано было: «Элий», на двух стеблях от нее — имена сыновей Элия: «Офни» и «Финеас», а на сточных трубках внутри стеблей: «Надав» и «Авигу». По бокам престола были две кафедры — для первосвященника и для наместника его, и семьдесят кафедр перед троном — для семидесяти старейшин, судей Синедриона. В уровень с висками восседающего — фигуры двух наяд. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами — декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы и на них павлины из слоновой кости. Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона. Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его. В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей,- львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавший-ся на особой колонне голубь поднимался со своего м еста, открывал ковчег и вынутый оттуда свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным. Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону… Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. «Из-за нас,- говорили они,- мир весь рухнет!» — и невольно начинали одну чистую правду показывать. Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон. ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Отсюда и название его Нехо . Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном, причем, во время перевозки его на судне, по-вреждена была одна из ножек, и ни одному мастеру в мире починить ее не удалось.

XXVI. Из царей в нищие

Соломон удержал при себе Асмодея до окончания всех работ по постройке храма. Однажды, когда они оставались одни, спросил Соломон Асмодея: — Скажи, чем вы сильнее нас, людей? На это Асмодей ответил: — Освободи меня от цепей да передай мне перстень свой, и тогда я сумею показать тебе, чем мы сильнее людей. Снял с него Соломон цепи и дал ему свой перстень. Наступил Асмодей на Соломона и поглотил его. Уперся потом одним крылом в землю, другим в небо и, извергнув Соломона, размахнулся и закинул его за четыреста парса. Вспоминая об этой минуте, Соломон сказал в «Екклезиасте»: — Что пользы человеку при всех трудах его под солнцем? И это было моею долею от всех трудов моих! Ничего, кроме посоха, не осталось у меня. «Я царем был над Израилем», а ныне — я царь только над посохом моим… Пошел Соломон у чужих порогов подаяния просить. — Я,- говорил он, — проповедник, был царем над Израилем в Иерусалиме. — Царь Соломон, — отвечали ему,- восседает на троне своем в Иерусалиме, а ты юрод-ствуешь. И били его тростинами, а поесть давали миску крупника. И Соломон говорил: — Вот доля моя от всех трудов моих! Когда Соломон предстал перед Синедрионом, мудрые старцы говорили в недоумении: — Обыкновенным юродивым однопредметное помешательство не свойственно. Что же представляет из себя этот человек? Опросили Бенаю: — Призывал ли тебя царь? — Нет,- ответил Беная. Посылали к женам Соломоновым: — Что с царем? Приходил он к вам? — Как же, приходил,- получился ответ. Вторично послали туда же: — Осмотритека ноги у него. — Он все время обуви не снимал ,- ответили жены Соломоновы. Тут все и обнаружилось… Приняли тогда Соломона и возвратили ему перстень и цепь с начертанием Шем-Гамфораша. Асмодей, видя это, улетучился.

XXV. Шамир

«И когда строился дом, то строился из цельных, обтесанных камней; ни молота, ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его». Знал Соломон, что место нахождения червя «Шамир» известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нем. Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда возвращался на землю для изучения земной мудрости, после чего приходил к своему колодцу и, убедившись предварительно, что печать цела, отодвигал камень, напивался воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил. Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады, дал ему цепь и перстень, на которых Шем-Гамфораш начертан был, и дал ему руно овечье да мехи с вином и послал его к Асмодею. Пришел Беная к пещере Асмодеевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов. Покончив с этим, взобрался на дерево и стал ждать прихода Асмодея. Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит: вместо воды — вино. — Ну, нет,- сказал Асмодей,- «Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот, кто увлекается ими». Отошел и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей, выпил-таки все вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошел Беная с дерева и связал его цепью. Проснулся Асмодей и бушевать начал. — Укротись! — сказал Беная.- Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над тобою! Взял его и повел. Поравнялись с пальмой; почесался об нее Асмодей и повалил ее; проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей. Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему выбраться на дорогу. Попался им потом шатающийся без пути пьяный — и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече со свадебным поездом, шумным и веселым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии башмачнику заказывал, приговаривая: «такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет хватало!» — расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот колдования свои производил,- и тут расхохотался Асмодей. Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив тростину перед Соломоном, сказал: — Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь покорил и этим не довольствуешься,- еще меня поработить захотел! — Я от тебя ничего не домогаюсь,- отвечал Соломон,- кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого «Шамир». — «Шамир»,- отвечал Асмодей,- находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар. — А что делает с «Шамиром» петух Бар? — Придя в необитаемую скалистую местность, положит «Шамира» на утес, утес раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные,- на том месте и возникнет поселение. Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он «Шамира» и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он «Шамира»; подобрали червя и унесли. Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился. Спрашивал Беная Асмодея: — Почему, когда тебе встретился сбившийся с дороги слепой, ты помог ему выбраться на дорогу? — Об этом слепом оповещено в небесах, что он праведник истый и что тот, кто доставит ему хотя краткое облегчение, стяжает душе своей жизнь вечную. — А пьяного зачем ты на дорогу вывел? — О нем оповещено было в небесах, что это нечестивец неисправимый,- и я доставил ему минутное удовольствие в земной жизни, дабы окончательно лишить его и малейшей доли в жизни вечной. — Почему ты при встрече со свадебным поездом заплакал? — Потому, что жениху тому предназначено умереть, не прожив и тридцати дней после свадьбы, а жене его — тринадцать лет ждать, доколе подрастет малолетний деверь ее. — Почему ты рассмеялся, слыша, как человек тот, заказывая себе сандалии, требовал, что-бы их хватило ему на семь лет? — Самому ему семи лет не прожить, а он сандалиями на семь лет запасается! — Почему над колдуном рассмеялся ты? — На том месте, где колдун сидел тогда, клад богатейший зарыт. А он ворожит себе и о кладе, что под ним находится, и не подозревает!..

XXVII. Порция зелени

Во время странствий Соломона в облике нищенском, подошел к нему некий человек и почтительно просить его начал — зайти гостем в дом его: — Государь мой, царь! Соблаговоли зайти и призреть на меня сегодня. Привел тот человек Соломона в дом свой, пригласил в верхнюю горницу и велел подать на стол тельца жареного и множество других яств. За обедом хозяин стал напоминать Соломону о разных делах его, как царя Израильского: «Помнишь, мол, то-то и то-то, совершенное тобою, когда ты еще царем был?» Застонал Соломон, зарыдал горестно при воспоминаниях этих; плакал все время обеда и с плачем ушел из дома того. Назавтра подошел к Соломону другой человек и также просить его стал: — Государь мой, царь! Окажи мне честь — призри на меня сегодня. — Не затем ли ты зовешь меня,- отвечал Соломон,- чтоб поступить со мною так, как поступил тот, приятель твой? — Государь,- отвечал этот,- я человек бедный; если ты окажешь мне честь зайти ко мне, я могу предложить тебе лишь немного зелени,- все, что имеется у меня. Если ты на это согласен, то зайди в жилище мое. Когда они пришли, хозяин омыл у гостя лицо, руки и ноги и подал на стол свой обед, состоявший из небольшой порции зелени. Пока Соломон ел, хозяин говорил ему слова утешения. — Государь! — говорил он.- Господь поклялся отцу твоему, что не прекратится царствование потомков его. И так обычно у Господа: наказует — и милует. И верю я, что Пресвятой Благословенный еще возвратит тебя в царство твое. Возвратившись к власти царской, Соломон, вспоминая о рассказанном, записал для притчей своих: «Лучше угощение из зелени,- бедняком предложенное мне,- нежели откормленный бык, которым угощал меня богач для того только, чтобы напомнить мне о горестном положении моем».

XXIV. Дочь фараона

Ночью того дня, когда окончено было построение храма, состоялась женит ьба Соломона на дочери фараоновой, Бифии. Таким образом, совпали два празднества: торжество освящения храма и венчальный пир Соломона. И венчальное пиршество дочери фараоновой превзошло, по блеску и роскоши, первое празднество храма Господнего. Возымел тогда же Господь намерение разрушить Иерусалим, как гласит Писание: «На гнев и на досаду Мне существует город этот с того дня, как построили его». По преданию от раби Хонии — разных восемьдесят плясок проплясала Бифия в ту ночь перед Соломоном. По другому преданию — тысячу инструментов музыкальных привезла она и в то время, когда музыканты играли на них на пиршестве в ту ночь, она говорила, поясняя Соломону: — Вот этот гимн исполняется у нас в честь такого-то божества, а этот — в честь такого-то. И что еще сделала она? Над ложем Соломона поставила балдахин, осыпанный с внутрен-ней стороны драгоценными камнями, сверкавшими в ночной тени подобно звездам и планетам. Каждый раз, когда Соломон, проснувшись, собирался вставать, он принимал блеск каменьев за сияние звездное — и так проспал он до четвертого часа после восхода солнца. По преданию от раби Леви — в тот день тамид был совершен лишь в четыре часа после восхода солнечного, ключи же от храма находились у Соломона и хранились под изголовьем у него. Глубоко огорчен был народ невозможностью приступить своевременно к торжеству освящения храма, но будить царя никто не решался. Пошли к Вирсавии, матери Соломоновой, и рассказали ей. Пришла Вирсавия, разбудила Соломона и примерно наказала его; сняла сандалии с ноги своей и, сыпля удары, приговаривала: «А что, чадо мое? А каково, плод чрева моего?!» «Соломон породнился с фараоном, царем египетским, и взял за себя дочь фараона». В тот час, когда Соломон взял за себя дочь фараона, сошел архангел Гавриил и опустил тростину в море; на том месте образовалась мель, на которой впоследствии основан был Рим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]