Митрополит Вениамин (Пушкарь) |
Вениамин (Пушкарь)
(род. 1938), митрополит б. Владивостокский и Приморский, ректор Владивостокского духовного училища В миру Пушкарь Борис Николаевич, родился 8 ноября 1938 года в городе Хороль Приморского края, в многодетной семье рабочего. В 1947 году семья переехала во Владивосток. Мать и бабушка были глубоко верующими, однако из-за отсутствия храма сам Борис крестился только в 7 лет. Отец его был взят на фронт в самом начале войны, вернулся искалеченным и вскоре умер от ран.
В 1957 году окончил среднюю школу в городе Владивостоке. В Советскую Армию его не взяли по болезни. Получив благословение приходского священника, Борис подал заявление в семинарию и до поступления нес послушание алтарника в храме.
Одновременно, чтобы заработать на кусок хлеба, ему пришлось трудиться слесарем-монтажником на самом крупном судоремонтном предприятии Дальнего Востока Дальзаводе.
В 1959-1963 годах учился в МДС. В 1963-1967 годах учился в МДА, окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.
В 1967 году назначен преподавателем библейской истории, читал также лекции по основному богословию и логике. С 1976 года — доцент МДА.
В 1988 году рукоположен во диакона ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым).
В том же году рукоположен во иерея.
В 1992 году возведён в сан протоиерея.
12 августа 1992 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Владивостокским и Приморским.
13 сентября того же года пострижен в монашество с именем Вениамин — в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.
20 сентября 1992 года возведён в сан архимандрита.
21 сентября 1992 года хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин); епископы Истринский Арсений (Епифанов), Дмитровский Филарет (Карагодин), Подольский Виктор (Пьянков).
С 1996 года является ректором Владивостокского духовного училища.
В 1996 году в Пасхальной проповеди владыка Вениамин сказал:
«… расколы одолевают Русскую Церковь. Незваные наследники рвутся побыстрее поделить «русское наследство»… со всех сторон терзают раскольники Святую Русь, со всех сторон грозят русофобы нашим национальным святыням… коварное обновленчество вновь стремится разрушить церковную жизнь изнутри, оторвать ее от благодатных корней многовекового Священного Предания, лишить преемственности и канонической безупречности. Под лозунгом церковных «реформ» и «обновления в духе времени» сторонники «либерализации» Церкви вновь стараются поколебать устои Русского Православия… Лукавая ересь экуменизма грозит чистоте и неповрежденной целостности учения церковного».
Владыка Вениамин по убеждениям — монархист. В 1995 году он прислал своего представителя на проходившее в г. Белгороде Второе Всероссийское монархическое совещание (в нем также участвовали архиепископы Белгородский Иоанн (Попов) и Курский Ювеналий (Тарасов). В епархии активно действует братство во имя св. царя-мученика Николая II. В декабре 1996 года еп. Вениамин обратился к Архиерейскому Собору 1997 года с просьбой удалить из документов Синодальной комиссии по канонизации святых противопоставление двух периодов жизни Николая II (до революции и после), поскольку, по его мнению, нельзя делить жизнь человека на этапы, решая, когда же он был свят.
В январе 1997 года выступал на пресс-конференции, посвященной перспективам канонизации Григория Распутина.
В 1996 году епархия заключила Соглашение о взаимодействии с Тихоокеанским флотом РФ в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. В феврале 1997 года еп. Вениамин участвовал в качестве члена экипажа в походе ракетного крейсера «Варяг» в Республику Корею, в июне 1997 года — в визите крейсера «Адмирал Виноградов» в Токио.
Архиепископ Вениамин (Пушкарь) |
25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
С 27 июля по 6 ноября 2011 года временно управлял новообразованной Арсеньевской и Дальнегорской епархией.
6 октября 2011 года назначен главой Приморской митрополии.
8 октября 2011 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
27 декабря 2011 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря посёлка Горные Ключи Приморского края [1].
28 декабря 2021 года почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Местом пребывания митрополита Вениамина на покое определен город Владивосток [2].
Награды
Церковные
- медаль прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1985)
- орден блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1998)
- орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2002)
- орден прп. Серафима Саровского 2-й степени (2007, в связи с 15-летием архиерейской хиротонии) [3]
- орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2013, в связи с 75-летием со дня рождения) [4]
Светские
- орден Дружбы
- орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (10 июня 2009)
- медаль «За заслуги перед Отечеством».
- орден св. ап. Андрея Первозванного (Международный фонд Андрея Первозванного).
Почётные членства
- почётный гражданин города Владивостока (2005).
- почётный профессор ДВГУ (2007).
КАЗАНСКИЙ ХРАМ В УССУРИЙСКЕ!
Строительство Казанского храма в дальневосточном Уссурийске, в нескольких десятках километрах от границы с Китаем – великое и конкретное дело по укреплению восточных рубежей России, развитию здесь миссионерства, подъему нашей русской культуры и государственности. Будут храмы, будет молитва. И будут приезжать сюда русские православные люди. И те, кто живут здесь сейчас на нашей дальневосточной окраине, будут крепче стоять на своей родной земле. Русь всегда укреплялась верой.
Сейчас у будущего Казанского храма в Уссурийске уже образуется своя православная община. И от лица всех прихожан мы обращаемся к нашим дорогим братьям и сестрам, ко всем русским людям и всем православным. Помогите в деле строительства православной церкви на окраине приграничного дальневосточного города Уссурийск! Братья и сестры, поможем всем миром нашей земле Дальневосточной. Построим храм, укрепим веру православную. И, конечно, будем помнить, что пожертвованиями на возведение храма, мы спасаем свои души, заботимся о наших детях и душах наших предков, ушедших в мир иной. Церковь всегда особо молится за строителей, благотворителей и жертвователей храмов. Господь принимает наши искренние пожертвования и благословляет нас, а через нас – и наши семьи.
Дорогие братья и сестры, сыны и дочери нашего славного Отечества, помогите в строительстве Казанского храма в Никольск-Уссурийском, в городе, охраняющем восточные пределы России!
Весь текст
______________________________________________________
Сочинения
- Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения (кандидатская диссертация).
- Окончание учебного года в Духовных школах. Московская Духовная академия // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. — №8. — С. 17-18.
- Начало учебного года в Московских духовных школах // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. — №10. — С. 33.
Написал канон «Плач о России» по образцу Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Магнитофонные кассеты с записью канона в исполнении самого владыки продаются по всей стране.
Священная библейская история
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Вениамина (Пушкаря) «Священная библейская история».
Священная библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — 784 с. : ил.
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, профессор, кандидат богословских наук, так пишет в своей книге: «Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям».
«Известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: “Из какой книги?” — великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: “Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего только она ни предлагает, чего только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это — дар Бога людям, любящим и почитающим Его cлово”».
Священная библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной интеллектуальной жизни человека. Если любая история воспитывает гражданина родины и дает умственное развитие, то Священная библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.
Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука. В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока.
С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило свет на всю судьбу древнего человечества.
Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому (см. Лк. 19, 40)!
Оглавление
Часть I. Ветхий Завет
Глава 1. Творение Богом мира и человека
Глава 2. Допотопное и послеп отопное человечество
Глава 3. Патриархальный период истории еврейского народа
Глава 4. Период пребывания евреев в Египте
Глава 5. Начало периода вождей. Призвание Моисея и выход евреев из Египта
Глава 6. Путь евреев к Синаю
Глава 7. У горы Синай-Хорив
Глава 8. Путь от Синая к Ханаану
Глава 9. Тридцать восемь лет в пустыне
Глава 10. К земле обетованной
Глава 11. Завоевание земли обетованной
Глава 12. Период Судей (приблизительно 1200–1025 годы до н. э.)
Глава 13. Период Царей (приблизительно 1040–586 годы до н. э.)
Глава 14. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах
Глава 15. Вавилонский плен
Глава 16. Персидское владычество (539–333 годы до н. э.)
Глава 17. Период греческого владычества (333–63 годы до н. э.)
Глава 18. Правление Маккавейской, или Асмонейской, династии (143–63 годы до н. э.)
Глава 19. Период римского владычества
Часть II. Новый Завет
Предисловие
Введение
Глава 1. Рождество Христово и Его жизнь до начала общественного служения
Глава 2. Первый год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода
Глава 3. Второй год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода
Глава 4. Третий год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода
Глава 5. Страстная неделя. Пять великих дней. Крестная смерть Иисуса Христа
Глава 6. Евангельские события от воскресения Господня до сошествия Святого Духа на апостолов
Заключение
Приложения
УХИЩРЕНИЯ НАМ ПОНЯТНЫ
В 2014 году начались революционные процессы на Украине, и началась частичная административно-территориальная переделка небольшой, но очень важной части Евразийского пространства. Но, тогда, вероятно, еще было рано проводить большую, полномасштабную перестройку на территории Евразии. Еще не дозрели носители «нового знания», еще не было «квар-кодов»… Еще были живы многие из тех, кто был способен нанести серьезный удар по анти-России. Да и проект «анти-Россия» на Украине должен был утвердиться, состояться в полной мере.
В 2014 году, введя войска, мы могли бы грубо нарушить дьявольскую логику исторических событий. Могли бы поломать весь процесс, всю мировую игру. Сейчас, спустя семь лет, мы это видим…
Вероятно, теперь, вслед за Владимиром Путиным, многие представители русского народа в Российской Федерации и на Украине могут повторить: «Все ухищрения, связанные с проектом «анти-Россия», нам понятны». Анти-Россия, как сугубо антихристианский проект, растет и ширится, намереваясь завладеть всей Евразией, а затем – всем миром. Противостоять этому проекту может лишь истинная Россия. И эта истинная Россия, со Христом и во Христе. Эта истинная Россия тысячу лет живет на святой Русской земле, пропитанной мученической кровью наших святых предков. Истинная Россия кается в том, что допустила гибель своего Государя. И через это покаяние, через исправление нашего ума и сердца, Господь даст истинной России Своего Помазанника, который соберет весь наш разделенный многострадальный народ и поведет его ко Христу.
Истинная Россия победит анти-Россию, победит дьявольскую революцию и новый мировой порядок.
Весь текст
_________________________________________________
Священномученик Вениамин (Казанский)
Приблизительное время чтения: 6 мин.
13 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского.
Священномученик Вениамин родился в 1873 году в Нименском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника и в крещении был наречен Василием. В 1883 году он поступил в Каргопольское духовное училище и, окончив его, продолжил образование в Олонецкой духовной семинарии. После ее окончания, как один из лучших студентов, он был послан учиться на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен во иеродиакона, а на следующий год — во иеромонаха.
В 1897 году иеромонах Вениамин закончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию, на следующий год — инспектором Холмской духовной семинарии и вскоре — инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, в 1902 году — ректором Самарской духовной семинарии, в 1905 году — ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1910 году архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.
В 1917 году на епархиальном съезде, как набравший абсолютное большинство голосов, он был избран управляющим Петроградской епархией. Человек безупречной жизни, спокойный, ровный, епископ Вениамин первым из Петроградских архипастырей изъездил и частью обошел епархию, побывав в ее самых далеких и глухих приходах. Для ее населения он стал своим епископом, и потому сельские отцы-депутаты приехали на выборы уже с готовым решением — голосовать за епископа Вениамина. Народ хотел иметь своим архипастырем смиренного молитвенника, труженика, народника, который держался бы подальше от политики, стоя строго на церковной почве. Но избиравшие своего пастыря народ и духовенство были уверены, что и слово, и дело их смиренного избранника в делах церковных будет всегда твердым и непреклонным. 13 августа 1917 года архиепископ Вениамин был возведен в сан митрополита.
23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. 5 марта митрополит Вениамин подал заявление властям, и на 6 марта он был вызван для переговоров в Смольный. Здесь он заявил, что он не противник передачи ценностей, но желает, чтобы при этом не оскорблялись религиозные чувства верующих людей, чтобы это носило характер не изъятия, а жертвы.
Власти отреагировали так, что казалось — они приняли предложение митрополита, однако в следующий раз, 14 марта, когда пришли представители митрополита, им было сказано, что власть не интересуют добровольные пожертвования, а только изъятие.
19 марта 1922 года Ленин продиктовал письмо членам Политбюро, в котором нашло исчерпывающее отражение его отношение к Церкви; он писал: «Для нас… данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем… обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий… Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…»
1 июня начальник Особого отдела и член Коллегии ГПУ Менжинский и начальник Секретного отдела СОУ ГПУ Самсонов направили в Губернский отдел Петроградского ГПУ телеграмму: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду, подобрав на него обвинительный материал…» В тот же день к вечеру митрополит Вениамин был арестован и заключен в тюрьму.
10 июня в зале петроградской филармонии начался судебный процесс над митрополитом Вениамином, по которому проходили обвиняемыми восемьдесят семь человек. Первым был допрошен митрополит.
«Скажите, обвиняемый Казанский.., — спросил его обвинитель, — ваше отношение к советской власти?» — «Мое отношение к советской власти было всегда отношением законным. Все распоряжения советской власти, декреты я по силе возможности, по своему пониманию исполнял…» — «Сообщите Трибуналу историю возникновения первого письма в Помгол… Это письмо вы написали по личному побуждению или кто-нибудь предложил написать?» — «Это письмо я написал по личному побуждению…» — «Предварительно вы говорили с кем-либо об этом письме или просто советовались?» — «Сам писал…» — «Скажите, у вас были совместные обсуждения этого письма?» — «Не было, почему оно и является письмом митрополита».
Выступивший в конце судебных прений адвокат митрополита, убедительно в своем выступлении показавший, что суд не доказал обвинения, в конце концов призвал судей: «Граждане судьи… не творите мучеников…».
4 июля подсудимым была предоставлена возможность сказать последнее слово. Первым выступил митрополит Вениамин. В начале своего выступления он напомнил, что главой епархии был избран народом и в основном рабочими, затем он подробно сказал о других обвиняемых, доказывая их невиновность. Председатель суда спросил: «Вы всё говорили о других, Трибуналу желательно знать, что же вы скажете о самом себе?» — «О себе? Что же я могу вам сказать о себе? Разве лишь одно… Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть; но что бы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все!» — и митрополит перекрестился.
5 июля суд приговорил митрополита Вениамина и некоторых других обвиняемых к расстрелу.
Митрополит Вениамин и епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников) у автомобиля, в котором их доставляли из Дома предварительного заключения в зал суда
О том, насколько сильно действовало на надзирателей поведение митрополита Вениамина в тюрьме, свидетельствует донесение, что митрополит молился по четырнадцать часов в сутки, и надзиратели стали отказываться от несения ими своих обязанностей.
Внутренние переживания митрополита Вениамина вполне отразились в письме священнику, написанном им за несколько дней до расстрела. «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, — писал митрополит. — Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали.
Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих.
Последний снимок обвиняемых во главе с митрополитом Вениамином перед вынесением приговора. 5 июля 1922 г.
Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец…
Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо… Теперь время суда. Люди ради политических убеждений жертвуют всем… Нам ли христианам, да еще иереям, не проявить надобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века…»
В субботу, 12 августа, около одиннадцати часов ночи приговоренных к расстрелу вывели из камер. Митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляныВопрос о времени и месте казни митрополита Вениамина остается не до конца исследованным, поскольку в распоряжении Церкви до сих пор отсутствуют соответствующие документы. Это тема по-прежнему остается в поле зрения церковных историков, краеведов и архивистов. 13 августа 1922 года на Ржевском полигоне на окраине Петрограда в лесу, примыкающем к Ирининской железной дороге, и погребены в безвестной общей могиле.
Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь». Тверь, 2005–2008 и размещены на сайте: www.fond.ru.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail
На анонсе Митрополит Вениамин в зале суда.