Мультфильм о Сергии Радонежском» не уступит «Аватару»


Мультфильм о Сергии Радонежском» не уступит «Аватару»

Речь о мультфильме «Сергий Радонежский». Его должны были выпустить в прокат как раз к концу 2014 года, именно того, когда отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Но сроки сместились и мультфильм выйдет в прокат весной 2015 года — как раз к весенним каникулам. А пока журналисты «РГ» побывали на студии, где снимается проект, и посмотрели, как все происходит.

Встретила нас прямо на улице развеселая толпа молодых людей — над проектом «Сергий Радонежский» работают около 180 специалистов. Средний возраст — до 30 лет. Почему? Да потому что в стране практически нет тех, кто владеет новыми технологиями (кстати, кадровый голод — это и есть основная причина, почему создатели мультфильма не уложились в сроки). В частности — технологией «захвата движения». Именно как в «Аватаре» — она там использовалась вовсю. Это когда актер «увешан» датчиками и каждое его движение и даже эмоция переходят на экран к его персонажу.

Устроив веселую фото и видеосъемку (полностью можно посмотреть на нашем сайте), мы отправились гулять по кабинетам и мастерским современной студии и смотреть, как именно делается мультфильм. Прогулка получилась, как в волшебном технологическом лесу. Нарисованные коряги и избушки, русские богатыри и ордынцы, звери и птицы… Рисуют на компьютере, на бумаге, даже песком на стекле. Лепят из глины, гипса и бронзы. Персонажи объемны и осязаемы. На фестивале «Кинотавр», на кинорынке обозреватель «РГ» посмотрела фрагмент из будущего полнометражного мульфильма, и готова подтвердить слова министра — по технологии этому проекту нет равных.

— У нас уже существует своя школа. Приходят люди с хорошей подготовкой — ВГИК, Академия Глазунова, Суриковский институт… Они обучаются у нас. И не просто технологии «захвата движения». Мы работаем с актерами. У нас долгие репетиции. Потому что актеры входят в характер анимационных персонажей. Это не просто человек повторяет какие-то движения, а долгий труд. Кроме того, на лица людей накладываются живописные текстуры. Рядом в кадре существуют кора деревьев, почва, архитектура, оружие, доспехи… Все вручную делается профессионалами, обладающими серьезным академическим образованием. И я серьезно говорю, что это — новое слово не только в российской, но и в мировой анимации. Мы показывали материалы в Штудгарте. Сейчас зовут в Сингапур, на другие главные цифровые рауты мира, где предлагают представить наши инновации. Людям очень нравится, и они ждут этой работы, — рассказывает Андрей Добрунов — генеральный директор студии «Союзмультфильм», продюсер фильма «Сергий Радонежский». Российские зрители знают Добрунова как продюсера первого большого российского мультфильма «Князь Владимир»(на эту работу Андрея «благословил» сам академик Дмитрий Лихачев), а также как продюсера проекта «Маша и Медведь».

Каков бюджет картины?

Андрей Добрунов:

Недавно нашу студию посетил продюсер Сергей Сельянов. Его компания снимает такие полнометражные фильмы, как «Три богатыря и Шамаханская царица», «Иван Царевич и серый волк» и другие. Мне очень импонировал визит Сельянова. Я не отношусь к этому человеку, как к конкуренту. Он посмотрел материал «Сергия Радонежского» и сказал: «Это — большое кино». Здесь столько вложено труда. Это — самый высокобюджетный анимационный фильм за всю историю России. На сегодня на него потрачено свыше 10 млн долларов, и еще потребуются средства для завершения.

У нас только 40 персонажей в мультфильме имеют имена. В массовке в сцене битвы на Куликовом поле в кадре тысячи всадников. Кони, верблюды, закованные в латы, быки, большие гужевые животные… Каждое рисуется отдельно. Количество обитателей леса тоже огромно: от лосей до птиц-зорянок. Все эти огромные по масштабу кадры требуют колоссального количества работы.

Мы создаем фильм, благодаря Сергею Чемезову (руководитель госкорпорации «Ростех» — Прим. С.А.

). Мы познакомились с ним в 2010 году, потом был подготовительный период, а в производстве фильм уже два года. Хочу заметить, что это мало по сравнению с тем, сколько делается настоящая полнометражная анимация.

Кто будет озвучивать Сергия Радонежского?

Андрей Добрунов:

Вполне возможно, это будет Евгений Миронов. Мы, когда сделали первую пробу — он прекрасно подошел. Миронов сразу же сделал другого Сергия. Гораздо более сложного, чем тот, что был у нас задуман. Он подал его так, что сразу почувствовалось: герой проходит сложный путь эволюции.

Как вы покажете преподобного зрителю?

Андрей Добрунов:

У нас 4 его возраста: семь лет, 24, 44 и 66. Это — вехи. Начинается наш фильм с того, как он маленький впервые сталкивается с ордынцами. В 24 года — период, когда Сергий из Радонежа уходит на Маковицы. 44 года — это его становление на Маковице: монастырь, ученики. И 66 лет — сражение на Куликовом поле, благодарность людей.

Владыка Феогност — архиепископ Сергиево-Посадский, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, чрезвычайно непросто принимал персонаж. И, когда мы доказали и показали, каким он будет, когда он впервые увидел ролик, то был в изумлении, и все это принял. Потому что все, особенно люди церкви, привыкли видеть Радонежского на иконах статичным и никак иначе. А вдруг он «ожил» и пошел…

Что будете снимать дальше? Я вижу у вас на студии различные изображения Суворова. Вот и буклеты лежат…

Андрей Добрунов:

«Суворов» — это первый полноценный проект студии «Союзмультфильм». Мы его делаем после почти 30-летнего перерыва. Все это время на «Союзмультфильме» полнометражная анимация не снималась. Мы «Суворова» делаем уже «внахлест» с «Сергием Радонежским». То есть люди, которые высвобождаются от работы на одном проекте, разрабатывают персонажей на другом. На нас в обоих случаях лежит колоссальная ответственность. Сергий Радонежский сам по себе достаточно серьезный персонаж. Хотя шутки в фильме про него есть. А Суворов наоборот — это «воробей», один против всех. Маленький гений, который противостоит фаворитам Екатерины и всем полководцам Европы. В этом фильме больше гэгов, юмора… Начинается фильм с Ганнибала. Он воевал с Римом и переходил со слонами через Альпы. Переход через Альпы — это желание Суворова, которое переросло в его подвиг. Этот фильм предполагается как международный проект — копродукция со Швейцарией и Италией. Так что для «Суворова» мы сейчас ищем поддержку со стороны серьезных людей.

«Градообразующий» мультфильм

Сергий Радонежский оживёт на экране в самом масштабном российском мультфильме.

Десятки памятников, сотни книг, но ни одного мультфильма о Сергии Радонежском? Это несправедливо! Пробел восполняет анимационная “Да-Студия”, где в эти дни идёт работа над полнометражным мультфильмом о православном святом, основателе нашего города.

Мы побывали на самой большой в стране мультстудии, увидели, как создаётся самый высокобюджетный российский мультфильм и поговорили с теми, кто перекладывает Житие Преподобного Сергия на язык анимации.

“Кино для всех”

“Сергий Радонежский” — главный проект “Да-Студии”, и это ясно с порога. Сразу же за вертушкой у входа нас встречают стенды, заставленные бюстами персонажей ленты. Помимо самого Сергия, здесь и деревенские жители, и горожане, и захватчики, и ратники…

Образов одного только Преподобного удалось насчитать как минимум четыре — по числу возрастов, в которых герой воплощается на экране: от подростка до хорошо знакомого канонического старца, вошедшего в историю.

И это не просто выставка. Слепленные с эскизов скульптуры оцифровываются, вручную дорабатываются на компьютерах и только потом обживаются в цифровом мире.

Назвать эту практику распространённой нельзя: “Да-Студия” хоть и одна из наиболее продвинутых в техническом плане в стране, но при создании характеров придерживается традиционных методов. Кстати, точно так же прорабатывают своих персонажей и всемирно известные мультстудии старой школы — например, “Дисней” или “Пиксар”.

“Сергий Радонежский” — самый затратный проект в истории российской анимации. Что интересно, прямого государственного финансирования (от Минкульта или Правительства) лента не получает. Деньги в создание вкладывает инвестор — компания “Ростех”.

“Если бы финансирование проходило по традиционной схеме господдержки, — говорит продюсер ленты Андрей Добрунов, — финансирование осуществлялось бы намного медленней. И это были бы совсем другие, меньшие деньги”.

Он просит не представлять его директором студии — с недавних пор наш собеседник возглавляет “Союзмультфильм”, призванный дать новый импульс российской мультиндустрии.

Директор, встречающий гостей в располагающей рубашке с орнаментом из штурвалов, не производит впечатления равнодушного чиновника-исполнителя. И оттого больше верится, что и легендарная мультстудия вновь заявит о себе, и мультфильм не окажется ни очередным пересказом известных историй, ни данью современной моде на “исконное”.

“Мы делаем светское кино, которое должно быть интересно не только православным. Это не просто фильм о святом, а фильм о пути обычного человека к святому, что гораздо интересней”, — убеждён Андрей Добрунов.

“В очках — отстой”

Счётчики, развешанные по всей студии, сообщают — до премьеры осталось 117 дней. О том, что работа над проектом идёт уже три года, табло умалчивают.

“Много времени ушло на отработку технологии и подбор сотрудников, — вспоминает помощник художника-постановщика Елизавета Цымбаревич, — и только сейчас, когда навыки отточены, начинается самая активная работа”.

Навыки, методы и приёмы — особая история. Создатели “Сергия Радонежского” говорят о сочетании в проекте различных технологий, которые позволят изображению “приподняться” над экраном. Надевать очки зрителю при этом не потребуется.

“Смотреть в очках — отстой. Объёмное изображение когда-то было в тренде, но не факт, что любой фильм будет смотреться в нём хорошо”, — неторопливо излагает художник по локациям Роман Овсянников, вселяя надежду в приверженцев двумерной картинки.

В “Сергии Радонежском” можно будет увидеть уникальные для российской мультипликации сцены. Например, бой с участием тысячи всадников. “Для создания ощущения правильной массовки в кадре, — поясняет продюсер Андрей Добрунов, — нам потребовалось разработать более двенадцати типов различных фигур с уникальными движениями. Только так зритель не заметит повторения”.

Две недели ради двух секунд

Стены режиссёрской мастерской испещрены крохотными прямоугольниками — кадрами из будущего мультфильма. Кажется, счёт им идёт на тысячи. Хозяин мастерской Владимир Гагурин просит не фотографировать и включает проектор. На экране короткий ролик — сцены из будущего фильма, которые видели пока что немногие.

Былинность и экшн, плотно упакованные в четыре минуты, лирические паузы и плотный звук сражений не противоречат, а только дополняют друг друга. Зрелище многообещающее.

Этажом ниже художник по локациям Максим Шаговиков оживляет наброски. Его инструмент — перьевой диплей Cintiq. Этот аппарат выглядит как немалых размеров монитор, при этом поверхность дисплея чувствительна к малейшему нажатию маркера. Штрих за штрихом художник раскрашивает схематичный проект древнего города — и вот чёрно-белые ворота приобретают свою привычную фактуру.

За соседним “синтиком” его коллеги вписывают ёлочку в общую картину леса — этот процесс на студийном сленге именуется “поженить с задником”. Дерево прорисовывается со всех сторон, как того требует сюжет.

Чуть дальше аниматоры бьются над быком в доспехах. Когда будете смотреть мультфильм, обратите на этого быка внимание — он промелькнёт на экране пару секунд, но на его создание ушли две недели.

“Сюжет такой — не набалуешь”

Возвращаемся к стенду, где размещены профили героев мультфильма. Сотрудники студии рассказали, что все четыре скульптурных образа, отражающие становление Сергия, отлиты в бронзе и переданы наместнику Троице-Сергиевой лавры архиепископу Феогносту, который живо интересуется работой над фильмом.

С наместником авторы фильма советовались не раз. Например, когда по сценарию создатели были вынуждены внести изменения в ход событий, изложенных в Житие. Наместник не возражал.

Но в целом сюжетная линия фильма от Жития отклоняется несильно. “В фильме об одной из величайших фигур в российской истории не набалуешь. Зато в “Суворове”, нашей следующей работе, есть пространство для фантазии”, — делится планами Андрей Добрунов.

Как ожидается, работа будет закончена предстоящей весной, а сергиевопосадцы вполне могут рассчитывать на то, что увидят этот мультфильм одними из первых.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото и кадры: “Да-Студия”

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]