Расположенный в историческом центре города Собор Богоявления в Иркутске уже много лет привлекает туристов и паломников со всей России. Из-за необычной архитектуры он стал одним из любимых объектов местных художников и фотографов. С даты основания, в конце XVII века, храм пережил пожар и несколько реконструкций, но был и остается одним из красивейших архитектурных сооружений страны.
История собора
Богоявленский собор в Иркутске — второе старейшее каменное сооружение в городе. За более чем 3 века своей истории он прошел путь от деревянного храма до величественного кафедрального собора.
Деревянная церковь
Первоначальную конструкцию возвели полностью из дерева в 1693 году жители расположенного неподалеку острога. Для постройки церкви подобрали живописный уголок на нижней набережной Ангары, с восточной стороны Иркутского кремля. В честь одной из кремлевских башен ее окрестили Петропавловской церковью.
Возведение и основание нового собора
Первоначальное сооружение простояло всего несколько лет. 3 августа 1716 года все постройки полностью уничтожил огонь. Спустя 2 года было принято решение снова возвести храм, но на этот раз уже из кирпича. Сложность состояла в том, что в это время строилась вторая российская столица, и указом Петра I было запрещено возведение любых построек из камня. В конце 1718 года строгость указа ослабили, и благодаря щедрым пожертвованиям горожан начались строительные работы.
В 1724 году, по прошествии шести лет с начала работ, открылось первое сооружение — Петропавловский придел. Звонницу достроили в начале 1729 году. Летом того же года открыли и освятили придел Иоанна Воина. Строительство кирпичной ограды началось в 1755 году.
С 1960 года в течение 10-и лет постепенно открылись еще 3 придела:
- Казанской Божией Матери (южная сторона);
- Иоанна Предтечи (северная сторона);
- всех святых (северная сторона).
Вследствие апрельского землетрясения 1804 года был серьезно поврежден 5-ый купол, упал крест. Купол пришлось убрать.
В 1797 году, под надзором молодого умельца Алексея Унжакова, отлили первый и самый большой на тот момент в городе колокол весом 12 тонн. До 1815 года он провисел на столбах. Первые рвы для новой колокольни были выкопаны в сентябре 1812 года, а закончили строительство и повесили колокол под купол 30 марта 1915 г.
Первая реставрация проводилась с 1862 года, после серии землетрясений 30 и 31 декабря 1861 года.
Повреждения были серьезными:
- почти на всех сводах возникли трещины;
- полопались арки, расположенные над дверями и окнами;
- из окон фонарика в холодном храме выпало несколько рам;
- в Петропавловском иконостасе сместились 2 опорные колонны.
Ближе к концу XIX века вблизи храма построили административные помещения, названные Архиерейским подворьем. Они были отданы под покои архиерея и другие нужды административного назначения. Через некоторое время туда была перенесена библиотека и духовная консистория — епархиальное управление Русской Православной церкви. Позже возвели здание духовного училища и склепы некоторых иркутских архиереев.
Историческая судьба
В 20-е годы XVIII века Иркутская епархия стала полностью независимой от Тобольской, Богоявленский собор возвели в положение кафедрального собора Иркутской Епархии. Но по окончании строительства Казанского храма в 1894 году, он был лишен этого статуса. Высшие церковные чины переехали в Казанский собор.
Торжественное освящение собора Богоявления, возведенного заново после пожара, состоялось 25 сентября 1746 года.
В 1771 году скончался епископ Софроний Иркутский. Богоявленский собор стал местом его погребения.
В советское время храм был закрыт, но не был снесен. После революции 1917 года в нем разместили кондитерский цех хлебопекарного завода. В связи с нуждами предприятия, внутренние переделки помещений проводились неоднократно и сильно навредили архитектуре.
В 1960 году было принято решение о сносе храма, но благодаря московскому архитектору Галине Оранской, в 1968 году было получено разрешение на масштабную реставрацию, продлившуюся 18 лет. Храм официально стал памятником архитектуры республиканского значения.
После завершения реставрации в 1985 году собор передали в ведение Иркутскому областному художественному музею. Спустя еще 9 лет, церковь вернули Иркутской епархии. А на Светлую Пасху в 1995 году епископ Вадим освятил церковь, и она снова открыла двери для прихожан.
Капитальная реконструкция
Когда в 1968 году было получено разрешение на реставрацию, за дело взялись всем миром. Работники разных профессий приложили немало усилий для воссоздания первоначальной архитектуры. Реконструкцию проводили лучшие мастера своего дела.
Наиболее значимый вклад внесли:
- Галина Григорьевна Оранская — московский архитектор, работник всесоюзного производственного комбината министерства культуры СССР, полностью подготовила проект реконструкции. Все работы проходили под ее руководством.
- Штанько А.Н. — в прошлом педагог керамического отделения училища искусств. Смог восстановить уникальную и почти забытую технологию по созданию изразцов, а также полностью занимался их изготовлением.
- Кикас О.П. — профессиональный каменщик, сделавший своими руками не одну тысячу специальных кирпичей, из которых были выложены новые стены.
За 18 лет удалось сделать почти невозможное, чтобы облик храма приобрел былой величественный вид и смог радовать прихожан, как и 300 лет назад.
Современное положение
Старые проблемы и недоделки в настоящие время впервые проявились в 2015 году. Во время службы сдвинулась каменная плитка, и священнослужитель провалился одной ногой под пол. К счастью, жертв не было. Подпорки храма не ремонтировались с момента основания. Деревянные перекрытия в подвале пришли в полную негодность. В целях безопасности пришлось закрыть двери для прихожан.
Самые проблемные зоны были наспех отремонтированы, и собор снова возобновил работу, но зданию по-прежнему необходим капитальный ремонт подвальных перекрытий.
Дальнейшее строительство
В таком виде Богоявленский собор простоял до 1804 года, пока не случилось сильное землетрясение. В результате этого стихийного бедствия церковь потеряла свой крест и пятый купол.
Спустя десять лет после этого события были выкопаны новые большие рвы для второй колокольни. Сам колокол, вес которого составил около двенадцати тонн, был вылит ещё в 1797 году и получил название Большой. В 1815 он был установлен на новое церковное здание, построенное в стиле классицизма и полностью покрытое железом.
Архитектура и убранство сооружения
В 2002 году завершилась роспись алтаря, а в 2003 году — фасад здания. Мастерами-иконописцами приведено в подобающий вид более 300 квадратных метров внутреннего убранства.
Во время 18-летней реставрации многое удалось воссоздать, но полностью прежний облик храму возвращен не был.
Внешний вид
За свою трехсотлетнюю историю храм многократно достраивался и перестраивался. Комиссии, принимавшие решение по воссозданию облика, не были согласны со всеми доводами Галины Григорьевны, поэтому в современном облике храма есть несколько существенных отличий.
Вот самые заметные из них:
- Не было восстановлено пятиглавие купола основного объема — сейчас там только одна глава, а еще от четырех остались только подпорки.
- В годы реставрации было принято довольно странное решение: разобрать придел Всех Святых, находившийся с северной стороны основной конструкции.
- Комиссия отказала в восстановлении подвалов, служивших в прежние времена не только для церковных кладовых, но и для циркуляции воздуха под полом и просушки стен.
Современный облик дома Господня представляет собой смесь разных стилей и эпох, увенчанную элементами искусства традиционных сибирских народов. Множество ярких композиций, выполненных в древнерусских традициях, украшают фасад здания. Многоярусное сооружение завершает шатровая колокольня. При взгляде на церковь с набережной, можно принять ее за древнерусский терем.
Пространство во дворе храма изобилует цветущими растениями. Расположенные на территории дворика фонтаны и скамейки привлекают туристов в летнее время. Зимой ежегодно возводятся ледяные скульптуры.
Внутреннее оформление
Благодаря тому, что в советский период иконы из некоторых снесенных церквей свозили в Богоявленский собор, многие старинные шедевры удалось сохранить. Сейчас они поражают своим великолепием посетителей.
Многолетняя работа над созданием фресок не прошла зря — более 300 квадратных метров расписано мастерами вручную. Каждый, впервые вошедший в святилище, искренне поражается красотой и роскошью внутреннего убранства.
Описание
В нынешнее время церковь украшена настоящими произведениями искусств, где изображено множество святых и чудотворцев во весь рост. Помимо этого, храм красиво отделан разнообразными уникальными образцами керамической плитки, а его стены оригинально раскрашены всевозможными лубочными картинками. В отделку фасадов включены нарядные наличники окон, которые ещё украшают великолепные, сложно профилированные карнизы.
В архитектуре храмового сооружения прослеживаются различные вариации древнерусского стиля и барокко, которые в основном встречаются в северной части России. Основа композиции представляет собой сочетание двух вертикалей – ярусного храма и шатровой колокольни, играющей ведущую роль в общем силуэте сооружения. Изумительная красота собора впечатляет всех гостей города, поэтому он был выбран местом, где происходит ежегодное открытие фестиваля, посвящённого русской культуре и духовности.
Как проходят богослужения
Молебны:
- вт, ср, пт, сб, вс в 8:00 в часовне Иверской иконы Божией Матери;
- ср, вс в 18:00, придел Казанской иконы Божией Матери (нижний).
Молебен — это совместная молитва верующих о здоровье живых, укреплении веры, чистоте помыслов. Можно заказать записку «О здравии».
Исповеди:
- ср, чт, сб в 8:00 в приделе апостола Андрея Первозванного;
- сб, пн в 19:30 в верхнем храме Богоявления;
- вс в 9:00 в приделе Казанской иконы Божией Матери (нижнем).
На исповеди можно признать грехи, покаяться, получить отпущение.
Литургии:
- ср, чт, сб в 8:30 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее;
- вс в 9:30.
Для Таинства Причастия приходить надо натощак.
Вечерня, утреня:
- вт в 18:00 в приделе святителя Алексия Московского;
- чт в 18:00 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее.
Вечерней и утреней называют совершение совместной молитвы.
Все службы проводят:
- протоиерей Антоний;
- протоиерей Андрей;
- иерей Николай.
Интересные факты
Оказывается, данный храм считается старейшим каменным зданием не только в своём родном городе, но и на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эта церковь неоднократно подвергалась повреждениям из-за различных природных катаклизмов, включая бури, землетрясения и пожары. Только однажды этому зданию удалось избежать пламени, которое в 1879 году сильно повредило Спасский храм, но остановилось у ворот данного сооружения.
Этот собор, миновав годы своего запустения, воистину возродился и в настоящее время притягивает к себе величавой и святой красотой умы и души людей. Данная российская церковь имеет весьма торжественный и умиротворённый вид, благодаря которому все прихожане после её посещения обретают некое спокойствие и приятную лёгкость. Это сооружение можно считать достойным памятником архитектуры и настоящим украшением города Иркутска.
Примечания[ | ]
- ↑ 123
Собор Богоявления (Богоявленский собор) - Достопримечательности России: Иркутск. Богоявленский Собор (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 2 мая 2010. Архивировано 28 мая 2010 года. - ↑ 12Т. А. Крючкова.
Из истории строительства и реставрации иркутского Богоявленского Собора - Ансамбль Тихвинской площади
- «Вести-Иркутск»: Реконструкция Спасской церкви (недоступная ссылка)
- «Вести-Иркутск»: В соборе Богоявления закончили расписывать алтарь (недоступная ссылка)