История с чудесами
Впрочем, даже история у этого строения необычная. Она связана с большим количеством чудес – выдуманных и реальных. А еще в ней есть много удачно вложенных денег – что тоже чудо в своем роде.
Чайный король
До середины XIX века Форос был крошечной деревушкой в несколько дворов. Толчок к его развитию стало строительство рядом дороги на Севастополь. Но по-настоящему дело изменилось, когда в 1887 году имение рядом с деревенькой купил московский богач – купец А.Г. Кузнецов.
Это был очень денежный человек – Кузнецов владел крупнейшей в стране фирмой по торговле чаем. Богатство не дало ему крепкого здоровья – в Крым купец переехал не по капризу, а по настоятельному совету докторов. Однако устраиваться «в санатории» он решил с комфортом – заложил новые виноградники, выстроил богатый особняк (именуемый из-за роскоши дворцом), разбил парк (знаменитый ныне Форосский парк).
Надо отметить, что после этого у купца еще оставались свободными как деньги, так и земли в его крымских владениях. И тут вокруг него начали происходить чудеса.
Чудеса в Форосе
Поклонники форосских легенд никак не сойдутся во мнениях, кто именно из близких купцу Кузнецову людей решил однажды прокатиться по окрестностям Фороса на коляске. Претендентов трое: он сам, его дочь или некая не названная по имени пассия. Но далее сюжет всеми излагается одинаково.
Запряженные в коляску лошади понесли, что на горной дороге было особенно опасно. Коляска уже приближалась к высокому обрыву над морем, когда лошади внезапно встали, как вкопанные. Все участники приключения остались живы. А благодарный судьбе купец решил выстроить церковь на том самом месте, где остановились понесшие кони.
Однако сам А.Г. Кузнецов объяснял свое благочестивое решение иначе. Он тоже апеллировал к чуду, но к другому.
Чудо в Борках
17 октября 1888 г. Российская империя была потрясена известием о железнодорожной катастрофе. У станции Борки (ныне Змиевский район Харьковской области Украины) сошел с рельсов и свалился под откос «царский поезд» – специальный железнодорожный состав, в котором семья царя Александра III возвращалась из Крыма.
В катастрофе погиб 21 человек, было несколько десятков раненых, но императорское семейство отделалось синяками, царапинами и нелегким испугом. В «чудесном спасении» тут же увидели руку провидения.
На деле царскому семейству следовало бы благодарить за спасение своего главу. Александр III был рослым, крупным мужчиной значительной физической силы. Был он и хорошим семьянином. Царь на собственной спине несколько минут держал тяжелую крышу вагона, пока из него выбирались его жена и дети. Благодаря этому никого не задавило.
Следовало бы сказать спасибо и инженеру-путейцу С.Ю. Витте, неоднократно предупреждавшему о том, что царский поезд комплектуется с нарушением правил, а дорога под Борками опасна. Его не забыли – вскоре скромный инженер стал премьер-министром огромной империи. Но и высшие силы благодарить считали необходимым.
Стараниями императорской семьи и двора был устроен монастырь и церковь на месте катастрофы, установлены и другие памятные знаки. Но некоторые верные подданные Александра III увидели в «чудесном спасении» возможность продемонстрировать свою верность государю-императору. К их числу принадлежал и купец Кузнецов.
Храм во спасение
Местные жители и ранее просили своего денежного «соседа» помочь со строительством в Форосе церкви. После происшествия в Борках купец обратился с официальной просьбой к царю: разрешить посвятить новую церковь «чудесному спасению». Понятно, что никто этого не запретил.
Впрочем, существует и «прагматичная» версия строительства. Торговля чаем по закону представляла государственную монополию; на нее требовалось разрешение. Поэтому есть предположение, что Кузнецов таким способом благодарил царское семейство за льготы, предоставленные его бизнесу.
К делу подошли обстоятельно – Кузнецов пригласил лучших мастеров. И инженер Баженов предложил необычное место для строительства. По его мнению, новый храм следовало строить на небольшой площадке рядом с Форосом. Она возвышалась более чем на 400 м над уровнем моря. Место было более чем необычное. Но инженер объяснял свое предложение красотой открывающихся оттуда видов. Вероятно, тогда же появилась и легенда об остановившихся лошадях – скала действительно была почти вертикальной.
Предложение нашло понимание у академика архитектуры Н.М. Чагина, которому Кузнецов заказал проект своего храма. И церковь стали строить на небольшой площадке над обрывом, с видом на море. Примечательно, что в качестве строительного материала использовался не нормальный по представлениям того времени кирпич (вполне похожий на современный), а плинфа.
Такой специфический кирпич (он плоский, по форме напоминает скорей книгу средней толщины) использовали древнерусские строители храмов. В Форосе применили плинфу двух цветов – желтую и красную, слоями. Однако этой «полосатости» никому не видно, так как стены затем были облицованы инкерманским камнем.
Верноподданнический жест недешево обошелся чайному королю. По имеющимся сведениям, сам храм оценивался в 50 тыс. рублей. Кроме того, купец выделил 2,5 десятин земли для строительства жилья для служителей будущей церкви и внес в казну Синода еще 50 тыс. руб. – уже на ее содержание.
В строительстве приняли участие мастера мозаики из Италии, внутреннюю роспись и иконы выполняли известные в стране иконописцы. Строительство заняло 3 года. Освящение храма (как церкви Воскресения) состоялось в 1892 году.
Не пропустите: ТОП-5 пляжей в Форосе
Где находится:
Церковь Воскресения Христова находится над поселком «Форос», на западной части Южного Берега Крыма, между Ялтой и Севастополем. Если ехать по Севастопольскому шоссе, церковь можно увидеть издалека, она возвышается на Красной скале, в самом высоком месте горы. Увиденное зрелище кажется нереальным — построенная на самом краю, почти отвесной скалы, она видится парящей над морем. Её красоту и величие, можно рассматривать, забыв о времени. За десятки километров видны её 9 куполов, расположенных на разной высоте. Знаменитая достопримечательность представляет собой достойное место в культурном наследии страны.
Сложная биография
Александр III так и не побывал в церкви, посвященной его спасению. Зато в 1898 году ее посетил его сын, к тому времени сам уже император, Николай II, с семейством. Заезжал сюда и А.П. Чехов, после переезда в Ялту – у него установились хорошие отношения с настоятелем. При церкви действовала небольшая школа – судя по документам, писатель оказывал ей кое-какую помощь.
Вскоре после установления в Крыму Советской власти церковь закрыли, а дорогую утварь (обильно украшенную золотом и камнями) употребили на операцию «бриллианты для диктатуры пролетариата» – реквизировали для пополнения золотого запаса. Само же здание вскоре приобрел санаторий «Форос» – для устройства ресторана. Вопреки своему рисковому расположению, церковь не пострадала во время разрушительного землетрясения 1927 года.
Во время Великой Отечественной войны выяснилось, насколько качественно работали рабочие Н.М. Чагина – здание церкви послужило неплохим фортом для пограничников из знаменитой группы лейтенанта Терлецкого. Они успешно держали в нем оборону под сильным обстрелом; после войны на стене церкви была обнаружена надпись «Партизаны, бейте фашистов!». Гитлеровцы устроили в церкви конюшню (в результате был поврежден мозаичный пол) и вывезли подоконники из редкого сорта мрамора.
Далее история церкви обретает снова легендарные черты. Якобы после войны к ней была сделана пристройка, в ней снова открыли ресторан. Но пристройку снесли после того, как в ресторане отказался обедать высокий гость – шах Ирана, наносивший визит Н.С. Хрущеву.
Затем некоторое время строение использовалось как склад, пока в 1969 году там не случился пожар. Лишенное куполов, окон, дверей здание долго стояло бесхозным. В 1981 году его обследовали реставраторы, но далее обследования дело не пошло. Однако заглохла идея строительства на этом месте пансионата. Утверждается, что против планов строительства выступили местные жители, но убедительных доказательств тому нет. Во всяком случае, после обследования специалистами церковь была признана памятником архитектуры.
Следующий этап истории церкви связан со строительством знаменитой форосской дачи М.С. Горбачева. Здесь творцы легенд опять не приходят к единому мнению. То ли ради дачи Генсека храм снова собирались снести (чтобы не привлекал к Форосу лишнего внимания), то ли наоборот – знаменитая мадам Горбачева высказала пожелание, чтобы строение было реставрировано.
Во всяком случае, реализовалась вторая идея – в 1987 году были начаты реставрационные работы. Впрочем, во времена Горбачева как раз и появилась в СССР мода на возвращение верующим культовых строений. Так случилось и с Форосской церковью – ее передали местной религиозной общине еще до завершения реставрационных работ.
Читайте: Дача Горбачева в Форосе
Нет, благолепия после этого не наступило. В 1997 году жертвой убийства стал новый настоятель храма. Впрочем, никакой идеологической составляющей тут не было – его просто решили ограбить два бандита. В 2004 г. церковью заинтересовался действующий тогда Президент Украины Л.Д. Кучма. Он своими распоряжениями обеспечил проведение дополнительных восстановительных работ – с укладкой мозаики, выполнением живописных работ и золочения.
После этого церковь обрела если не изначальный вид, то изначальную роскошь. Кучма ставил это себе в заслугу и заявлял, что Форосская церковь должна быть и стала одной из самых роскошных и богатых в Украине. Он лично подарил восстановленному храму икону – «в ознаменование».
Церковь в событиях 20-го века
До ВОВ
- 1892 г. — 4 октября храм был освящен, а его единственным священникам до революции 1917-го года стал отец Павел Ундольский из Владимирской губернии. В Байдарах организовывается церковно-приходская школа, а в Мухалатке школа грамотности. Другом отца Павла и соучредителем школы был Антон Павлович Чехов.
- 1917 г. — несмотря на последствия Революции в отдаленных от центра краях еще проводились службы
- 1924 г. — храм закрывают. По некоторым сведениям отца Павла сослали в Сибирь, а по другим он прожил в домике рядом с церковью еще 3 года, после чего умер от легочной болезни.
- 1927 г. по решению комиссии по изъятию ценностей все церковные ценные предметы были вывезены и пропали бесследно.
- 1934 г. церковь вместе с двумя домиками была куплена Санаторием «Форос» у ялтинского Райзо за 18 000 рублей.
Во время ВОВ церковь служила убежищем для отряда партизан во главе с Александром Терлецким. Стены храма пострадали от пуль и осколков снарядов. В период оккупации немцами грабеж и разрушение продолжились. Настенные панели и подоконники из церкви вывезли, а саму использовали под конюшню.
Кстати, в сети вы могли встретить такое фото с тоннелем. Этот тоннель существовал до войны, во время которой был взорван.
После ВОВ
После войны здесь был открыт ресторан, в котором в 60-х должна была состоятся встреча Хрущёва и иранского шаха. Но шах вкушать пищу в религиозном сооружении отказался, на что негодующий генсек распорядился снести церковь и все тут. Но не снесли, уцелела.
В 1972-м было открыто новое Южнобережное шоссе вдоль трассы, а бывшая церковь пропала из внимания. Здесь был склад, на котором случился большой пожар.
Еще одна попытка избавится от церкви был предпринята во время строительства дачи в Форосе Михаила Сергеевича Горбачева. Но стараниями Раисы Максимовны, храм был не только сохранен, но и был подвержен реставрации.
В 1987-м здесь вновь стали проводить службы.
22 апреля 2004 года во время посещения Крыма президент Украины Леонид Кучма распоряжается церковь восстановить. А уже 4 августа приехал лично принять работу у прораба. 1-е праздничное богослужения провел митрополит Симферопольский Лазарь.
Правила посещения
Из-за особенностей расположения Форосской церкви целенаправленно именно ее обычно посещают только верующие, причем с определенной целью религиозного характера. Однако интересное здание привлекает внимание и людей неверующих, либо не принадлежащих к православию. Но они чаще осматривают заодно и другие достопримечательности – Форосское имение Кузнецова, Байдарские ворота. Посещение Воскресенской церкви включают в программу многие обзорные экскурсии по Южному берегу.
Отправляющиеся на осмотр самостоятельно должны учитывать, что дорога к церкви (асфальтированная, содержащаяся в приличном состоянии) все же довольно сложна из-за крутых поворотов – ехать следует осторожно. Необходимо учесть, что стоянка для машин возле самой церкви есть, но маленькая.
В дни религиозных праздников и иных событий (к примеру, если происходит венчание или крестины) она бывает плотно забита, и машину приходится оставлять на значительном расстоянии от нее и далее идти пешком. Однако посетить церковь можно и в этих случаях – никто ее не закрывает и доступ не ограничивает.
И самое главное – церковь является действующей. Соответственно, там предъявляют требования к одежде потенциальных визитеров. Тем туристам, что желают непременно зайти вовнутрь, рекомендуется учитывать это. Однако многие идут другим путем – ограничиваются наружным осмотром и открывающимися видами. По объективным историческим причинам теряют они на этом не так уж и много. Входной платы нет, как и экскурсионного обслуживания на месте – разве только уже приехать с гидом.
Что до сроков посещения достопримечательности – лучше избегать зимы, когда подъездной «серпантин» может быть опасным. В остальном ограничений нет. Церковь работает круглый год, и красива всегда.
Зачем сюда ехать
Место, которое выбрал Кузнецов для строительства церкви уникальное.
Отсюда хорошо просматривается и сам Форос, и береговая черта, и скальные изваяния по правую руку. Слева можно видеть змеевидный серпантин, по которому взбираются туристы на своих 4-х колесных каретах.
В общем, место знатное, видовое, романтичное. Не зря многие севастопольские парочки решаются на обед верности именно в этих стенах.
Помимо окружающих красот, великолепно смотрится и сама церковь. Памятник русской культуры в неовизантийском стиле выглядит сказочно бесподобно.
К тому же вы можете проехаться старой Севастопольской дорогой, посмотреть памятник архитектуры 19-го века Байдарские ворота. Здесь же можно отобедать в ресторане «Шалаш» или спуститься в кафе «Орли» в поселке Орлином.
Архитектура Форосской Воскресенской церкви
Архитектура Форосской церкви вполне соответствует вкусам рубежа XIX-ХХ веков. Александр III ввел моду на русскую старину – иногда даже чрезмерную. Соответственно, подобные веяния стали проявляться и в оформлении зданий.
Форосский храм в основе своей имеет византийский стиль, которому свойственна так называемая крестово-купольная конструкция. Суть ее в том, что основные помещения представляют в плане крест, а над центральной частью возвышается купол, символизирующий небо.
Для византийской архитектуры свойственна особая купольная конструкция – с использованием колонн и барабанов (то есть купол устанавливается на них, а не на стены). В результате помещение изнутри лучше освещается естественным светом, а сама конструкция зрительно становится более легкой.
Однако Форосской церкви свойственны не только византийские черты. Некоторые ее особенности следует отнести к русскому стилю – в частности, наличие красивого крытого входа-крыльца и нескольких «маковок». Но противоречий между этими стилями нет, поэтому в целом сооружение смотрится весьма гармонично.
Наконец, храму свойственны и некоторые отклонения от канонов православия. Так, он ориентирован не на восток, как полагается по правилам, а на юг, к морю. Вызвана эта особенность ограниченностью площади скалы, на которой стоит собор, ее формой. В результате «переориентации» церковь стала более заметной с моря.
По этой причине у нее появилась «дополнительная обязанность» – служить ориентиром проходящим мимо кораблям. Церковь даже обозначили на всех морских картах. Так объясняется появление легенды о планах сноса строения при строительстве горбачевской дачи – церковь реально могла служить целеуказателем «потенциальному противнику».
И византийский, и русский стили подразумевают богатое украшение церкви изнутри. Так было (и есть) и в Форосском храме. Купол и стены традиционно украшала роспись. В качестве дополнительного декора использовались мозаичные полы и элементы резьбы по камню. Но судьба этих украшений сложилась хуже, чем храма в целом, поэтому сейчас прихожане наблюдают в основном работу мастеров-декораторов начала XXI века.
Описание[править]
Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.
Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.
Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфа, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.
Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века.
Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.
Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.
Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А. С. Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды созданы художником А. И. Петровой в 2004 году, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Воскресенский храм сегодня
Сегодня церковь не только сама приведена в порядок – окружающая ее территория тоже является туристической зоной. Места там немного, но для осмотра самого здания и окружающих пейзажей хватает.
Довольно значительное количество туристов вообще предпочитает любоваться храмом от Байдарских ворот (видимость там отличная) или во время прогулки по морю (тоже красиво). Фото церкви, используемые в рекламных целях, чаще всего делают со смотровой площадки этого перевала.
Само храмовое строение тоже окружает смотровая площадка. Для безопасности она обнесена оградой, но забор невысок и видимости не ограничивает. Это небольшая зона отдыха и фотографирования. Но снимают с нее не церковь, а морские виды и горы, так как небольшие размеры территории не позволяют как следует «захватить» объективом здание.
Для съемок церкви фотографы отходят немного назад по подъездной дороге или карабкаются по близлежащим скалам (это нужно учитывать и обуваться соответственно). На площадке есть лавочки для отдыха и платный смотровой бинокль. Недостаток один – тени не хватает. На этой же площадке установлен памятный знак А.Г. Кузнецову, как «спонсору» создания церкви. Знак имеет вид небольшой каменной доски с надписью и барельефом.
Сама церковь снаружи оформлена в бело-серо-зеленых тонах с незначительным количеством позолоты – это сразу отличает ее от строений в стиле барокко. Зато в качестве украшающего элемента широко использована мозаика.
В этой технике выполнены изображения святых в особых медальонах, а также украшение сводов крыльца. В храме имеются витражи, украшающие окна – их можно видеть и снаружи. Рельефный декор очень скромен, в основном имеет вид ровных карнизов и бордюров. У входа имеется табличка, оповещающая всех о роли в реставрации храма Л.Д. Кучмы.
Внутреннее убранство церкви весьма богато. Имеются тут и позолота, и настенная роспись, и элементы резьбы по камню, и мозаичные полы. Дневной свет, проходя сквозь витражи, дополняет картину. Мозаичный узор полов стилизован под античные образцы. Элементы росписи изображают четырех евангелистов и нескольких почитаемых святых.
Однако всем, кто интересуется стариной, необходимо помнить сказанное выше и понимать: почти все художественное оформление храма – образец живописи начала века. Основными авторами были художница А.И. Петрова и студенты-старшекурсники и выпускники художественного училища им. Самокиша.
Их работа имеет эстетическую, но не историческую ценность. Изначальная же живопись уничтожена – во время обстрелов, гитлеровцами, а также при пожаре 1969 года. Часть икон была вывезена – если они и сохранились, то место их нахождения неизвестно. То же относится и к мозаикам – они полностью новые, так как изначальные погибли.
На этот раз и здесь трудились отечественные мастера, а не итальянцы. Ценный камень колонн и подоконников заменен, но он тоже отличается от изначального (так как каррарский мрамор ныне раздобыть проблематично).
Внутреннее обустройство церкви соответствует общим православным канонам за одним (вполне понятным) исключением – алтарь располагается не в восточном, а в южном приделе. Однако на ЮБК есть и другие православные церкви с такой особенностью.
Чудесный ангел
Открывшийся вид со скалы вас однозначно поразит. А если вы внимательно присмотритесь, то на скале (при взгляде на море слева) сможете разглядеть ангела, который сидит на скальном уступе со сложенными крыльями.
Находка скального ангела может послужить поводом для чудесной аллегории, взятой из священного писания.
Там указано, что первая весть о Воскрешение Христа была услышана именно от ангела, который сидел на камне, закрывавшем вход в гробницу с телом Иисуса Христа. Возможно, и этот ангел ждет своего часа, чтобы сообщить нам благую весть.
Попробуйте сами, а на фотографии в конце статьи я дам вам подсказку.
Как добраться (доехать) до храма
Ближайшая к храму остановка – «Форос». Доехать сюда можно на севастопольском автобусе или на маршрутке №128.
Но остановка находится в 2,5 км от храма, поэтому многие туристы отправляются сюда на машине, вот маршрут к достопримечательности от Ялты:
Вот как вы сможете добраться сюда от Фороса:
А таким образом сюда проехать несложно от Севастополя:
Где отдохнуть после посещения уникального крымского храма?
Путь к Форосской церкви не самый простой, даже если ехать на машине. После посещение этой захватывающей достопримечательности потребуется приятный и спокойный отдых. Необходимые условия для комфорта и гармоничного отдыха своих гостей обеспечивает пятизвездочный отель с уникальной историей – Вилла Елена. Расположение в центре Ялты позволяет гостям отеля посещать любые объекты ЮБК, ведь из центра города проще и быстрее всего к ним добираться. Villa Elena Hotel & Residences предлагает элитный отдых в гостеприимной атмосфере и благородной обстановке. Развитая инфраструктура, высококвалифицированный персонал, эксклюзивные услуги – гарантия безупречного отдыха в Ялте.
Контакты. Расписание служб. Видео
- Адрес: поселок Форос, Ялта, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 44.404342, 33.788338.
- Телефон: +7-3654-25-21-00, +7-978-059-87-53.
- Официальный сайт:
- Расписание богослужений:
Отзывы о посещении Форосской церкви туристы оставляют довольно часто – это популярный экскурсионный объект. Часто можно видеть ее снимки и на рекламных проспектах – красивое здание привлекает внимание. И действительно: история подтверждает, что строение это имеют право считать «своим» не только православные крымчане. В конце концов, в его строительстве участвовали итальянцы, в нем использованы греческие архитектурные традиции, и оно служило и продолжает служить ориентиром морякам без различия веры и национальности. В заключение предлагаем видео в тему, приятного просмотра!
Понравилось? Поделитесь с друзьями!