Мiръ
Россия Воронежская область Костомаровский Спасский женский монастырь Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:50.6842139999999972133082337677478790283203125,»lon»:39.746228999999999587089405395090579986572265625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u041a\u043e\u0441\u0442\u043e\u043c\u0430\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0421\u043f\u0430\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u041a\u043e\u0441\u0442\u043e\u043c\u0430\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0421\u043f\u0430\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u041a\u043e\u0441\u0442\u043e\u043c\u0430\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0421\u043f\u0430\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:50.6842139999999972133082337677478790283203125,»lon»:39.746228999999999587089405395090579986572265625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
50.492579; 39.717375
Россия, Воронежская область, Подгоренский район
Воронежская область
Россия
Женский монастырь Русской Православной Церкви (Воронежская митрополия, Россошанская и Острогожская епархия). Расположен в Воронежской области, возле села Костомарово, входящего в состав Юдинского сельского поселения Подгоренского района.
История[править]
Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.
Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…
К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.
В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.
Общность традиций
Исследователи пещер Костомаровского Спасского монастыря отмечают, что по своему функциональному использованию, принципу построения, а также внутреннему устройству они во многом соответствуют древним подземным сооружениям Каппадокии. В обоих случаях главное место принадлежит храму, вокруг которого располагаются усыпальницы почивших иноков, а за ними находятся братские кельи. Такое сходство позволяет с большой долей вероятности говорить, во-первых, об общности христианских традиций строительства пещерных монастырей, и, во-вторых, об их принадлежности к единому периоду истории.
Современное состояние[править]
В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм
Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам.
В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В. Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершен в конце 20 в., уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).
Оптимальный путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск)- на Каменку-Сончино-Юдино-Костомарово.
Правила поведения
На территории монастыря запрещено:
- посещение территории монастыря в одежде с глубоким вырезом или в прозрачной одежде, а также в шортах или коротких юбках
- заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;
- снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;
- рвать цветы и траву;
- ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;
- писать на стенах храмов, пещер и меловых див;
- размещать транспорт на территории монастыря
Панорамный вид на Костомаровский женский монастырь
Престольные праздники[править]
- 29 (16) августа
Нерукотворённого образа Господа Иисуса Христа - 18 (5) февраля
Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» - 30 (17) сентября
Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - 15 (2) января и 1 августа (19 июля)
Преподобного Серафима Саровского - 9 октября (26 сентября) и 21 (8) мая
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова - 9 июля (26 июня)
Икона Божией Матери «Тихвинская»
Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря
Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.
Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).
Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.
Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:
- В будние дни с 9:00 до 17:00;
- В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.
© Михаил Анисимов
Как добраться[править]
Адрес:
396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово
Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».
В окружении враждебных племен
Что же касается создателей пещер Костомаровского Спасского монастыря, то и у них было немало врагов, от которых приходилось скрываться. На протяжении многих веков из бескрайних просторов степей накатывались на нашу землю орды диких кочевников, грабя и предавая огню все, что встречали на своем пути. От них-то и должна была уберечь честных иноков толща родной земли, в недрах которой они непрестанно молили Бога о ниспослании Его святой благодати. В глубине изрытых ими пещер, хранились, и передавались из поколения в поколение многие бесценные святыни и реликвии.
Беглецы, ставшие проповедниками христианства
У приведенной выше гипотезы есть весьма убедительное обоснование. Давно известно, что еще задолго до наступления новой эры могучий и полноводный Дон являлся удобным речным путем, связывавшим жителей греческих колоний с народами, входившими в состав северо-западных племен. Этот факт подтвержден многими археологическими находками и позволяет предположить, что как первые христиане, гонимые римскими властителями, так и жертвы иконоборческих репрессий, спасаясь от преследований, могли следовать на Средний Дон проторенным ранее и хорошо известным им путем. Они же, как никто другой, способствовали распространению христианства среди язычников, населявших эти края.
Видный русский и советский историк А. В. Карташев (1875-1960) неоднократно утверждал, что уже в VIII веке на территории где сегодня расположен Костомаровский Спасский монастырь, выходцы из Византии вели активную проповедническую деятельность, результатом которой стало образование внутри Хазарского ханства христианской епархии, возглавляемой епископом, направленным сюда из Греции.
Назначение подземных сооружений Придонья
Попутно следует отметить, что само расположение подземного монастыря на территории Среднего Дона, входившего некогда в состав Хазарского ханства, косвенным образом доказывает, что его пещеры выполняли не только культовые, но и оборонительные функции. В краю, населенном полудикими и крайне агрессивными племенами, они служили укрытием и для беглых греческих монахов, и, позже, для подвижников, преследуемых иконоборцами.
Известно, что в Воронежской области Костомаровский Спасский монастырь является не единственным средоточием рукотворных подземных сооружений. За последние годы их обнаружено около полусотни, причем большинство из них, несмотря на крайнюю запущенность, сохранили свидетельства того, что в давние времена использовались в качестве храмов или скрытых под землей монашеских келий. Об этом, в частности, говорит обнаруженная в пещерах близ села Гороховка (Мамоновский район) декоративная символика в виде нанесенных на стены охряных линий. Она в точности соответствует той, что встречается в Римских катакомбах на могилах мучеников, и в подземных храмах древней Каппадокии.
Жертвы иконоборческой ереси
Относительно появления в Подгоренском районе Воронежской области подземного храмового комплекса было высказано еще одно предположение, встреченное с одобрением в научных кругах. Дело в том, что история Византии VIII-X вв. была отмечена широким распространением, так называемой, иконоборческой ереси. Под ее влияние попали как массы рядовых граждан государства, так и многие его правители.
Жестокие гонения, установленные императорами в отношении почитателей святых образов, заставили тех бежать в Палестину, Сирию, а также на Кавказ и в Крым. Изгнанники, чей путь лежал вдоль Дона, находили на его берегах удобные для постройки пещер меловые скалы. Выкопав в них обширные гроты для жилья и богослужений, они навсегда оставались в этих краях, став, таким образом, основателями существующего ныне в Воронежской области Костомаровского Спасского монастыря.
Иноческое служение, прерванное на семь веков
Взяв в качестве рабочей гипотезы утверждение о том, что начало истории Костомаровского Спасского монастыря относится к периоду VIII-X вв., исследователи, высказывают также ряд весьма скептических предположений, касающихся его дальнейшей судьбы. Дело в том, что из-за постоянных набегов кочевников окрестности Среднего и Нижнего Дона почти на семь столетий (X-XVII вв.) были обращены в Дикое поле.
Обширную территорию, где бесконтрольно хозяйничали дикие орды половцев, печенегов, хазар, крымских и ногайских татар, а также татаро-монголов, были вынуждены покинуть представители всех иных, ранее проживавших там народностей. Трудно предположить, что в подобной обстановке христианская обитель, ставшая предшественницей Костомаровского Спасского монастыря, могла долго существовать. Документально подтвержденных данных об этом периоде ее истории нет, но, по всей видимости, иноческое служение было прервано, и возродилось только во времена государя Алексея Михайловича.
Призраки из пещерных глубин
Первое документальное описание Костомаровского Спасского монастыря относится к рубежу XVIII и XIX вв. Значительную часть его многочисленных пещер занимал тогда скит, устроенный иноками находившейся неподалеку Белогорской обители, в которой, согласно имеющимся сведениям, было много схимников – монахов, соблюдающих особо строгие правила поведения, и обязанных носить специфические облачения. Любопытно, что еще в советские годы жители села Костомарова вспоминали рассказы своих дедов о том, как по ночам из пещерных глубин поднимались похожие на призраков люди в мантиях с остроконечными колпаками.