Могут ли некрещеные люди попасть в Рай после смерти

В православной церкви Таинству Крещения отводится особая роль. Оно как-будто смывает с человека первородный грех, который является источником греха и смерти. Согласно предубеждениям церковнослужителей, Крещение развивает в сердце человека тягу к добру и милосердию, изгоняет Дьявола.

Однако, само по себе Крещение не может сделать человека православным христианином. Чтобы стать таковым необходимо воцерковиться самостоятельно — исповедоваться, регулярно посещать церковные службы, соблюдать заповеди и т. д.

Сакральный смысл ритуала крещения в христианстве

Церковь рекомендует проводить крещение в зрелом возрасте, т. к. это должен быть осознанный выбор. Смысл Таинства заключается в переходе от прежней жизни (плотской, греховной) к новой. Во время крещения происходит возрождение. Человек приобщается к тем, кто уже вошел в Дом Божий. Это не значит, что через обряд прощаются грехи, но он совершается в знак покаяния. Верующий приобретает новое имя, что говорит о перерождении.

Однако истинные перемены происходят с душой, т. к. люди обычно приходят к совершению Таинства, когда их вера укрепляется.

Крещение связывают с праздником Богоявления, который отмечают 6 января. Но у представителей некоторых конфессий даты отличаются, что связано с принятием разных календарей. Несмотря на различия, смысловая нагрузка, которую несет в себе обряд крещения, одинаковая у всех. Крещение приобрело сакральный смысл, т. к. только через него можно проводить другие христианские обряды. Те же, кто избежал обряда, остается вне российской православной Церкви.

Крещение – это священное действие (таинство)

Сам по себе обряд Крещения не делает человека истинно верующим

На самом деле, после крещения человек не превращается тут же в поборника христианской православной веры. Он просто обретает статус крещеной личности, но для истинной веры ему необходимо пройти еще длинный путь – оцерковиться, регулярно посещая церковь, исповедываясь, причащаясь, участвуя в делах своего прихода. В целом человек должен начать праведную жизнь, всеми своими поступками демонстрируя преданность Богу. Поэтому простой обряд крещения будет бессмысленным, ибо только делами определяется истинно верующий.

В Библии четко говорится о том, может ли некрещеный человек попасть в рай: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) или «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). При этом, только доброта душевная не делает человека претендентом на попадание в рай. Ведь даже атеист способен на проявление доброты, но будет он делать это не ради Бога, а ради собственных корыстных интересов. Верующая личность должна творить добрые дела во имя Бога.

Тем не менее, некрещеные люди продолжают надеяться на то, что у них есть шанс попасть в рай. И доказательством небезосновательности таких надежд является тот факт, что Иисус Христос, будучи распятым на кресте, сказал одному из разбойников, висящих рядом с ним, что если тот истинно уверует в него, то сможет попасть вместе с ним в рай. И это при том, что разбойник вел жизнь, полную греха.

Значение церковного отпевания для души крещеного после смерти

Отпевание или чин погребения проводится однократно. Это одно из отличий такого богослужения от панихиды, т. к. данные понятия часто считают синонимами одного действия. Их смысл, и правда, схож. Однако панихида совершается многократно над одним человеком в разное время. Цель проведения отпевания – ходатайство священнослужителя перед Господом в вопросе прощения грехов покойного. Душа отпускает все земное, подготавливается к встрече с Отцом Небесным. Она предстает перед его престолом смиренной, очищенной.

Для крещеного человека это важный этап, т. к. даже после совершения такого обряда он остается грешным, хоть и меняет устремления, помыслы, поступки. Только Иисус был непогрешим. Праведник же хоть и в меньшей мере, но совершает неподобающие поступки, поэтому проведение чина погребения после смерти для него – один из важных этапов. Благодаря ему происходит частичное очищение от грехов.

Для души крещеного похороны без отпевания – тяжелое испытание, но это возможно лишь в редких случаях.

Почему некрещеного отпеть невозможно и нельзя

Некрещеным называется человек, который при жизни не проходил Таинство Крещения. Это могло быть осознанно или неосознанно, т. е. результатом собственного выбора или следствием отсутствия информации, ее искажения окружением человека или воздействия других причин. Однако фактор, который сыграл ключевую роль при этом, не так важен, как сам итог – в обоих случаях отсутствует возможность провести службу отпевания.

Отпевание усопшего

Это достаточно жесткий запрет церкви, основанный на христианских канонах. Объясняется он тем, что человек при жизни не проявил инициативу приблизиться к Господу, а часто люди и вовсе сознательно приходят к такому выбору. Значит, после смерти душа не сможет пройти обряд отпевания.

Основание для такого запрета – отсутствие возможности совершения Таинства крещения, когда человек лишается своей физической оболочки. Значит, можно говорить об одновременном запрете на проведение обряда и отсутствии условий для этого.

Многие люди не могут понять, почему так происходит, ведь Господь милостив, должен принять в свой Дом всякого, кто желает войти в него. Но сложность как раз в том, что человек при жизни не изъявил такого желания, грешил, отказывался от Бога, отрицал его власть над всем сущим. Нужно также учитывать, что душа после смерти мало что может совершить. Покаяние – это удел живых. Когда человек умирает, не имеет возможности очиститься от грехов, т. к. для этого недостаточно произнести молитву без веры. Требуется совершать деяния, подтверждающие внешние изменения:

  • проявлять милосердие;
  • подавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • давать защиту слабым;
  • нельзя сквернословить и гневаться, нарушать заповеди.


Отпевание покойного
Преодолеть все препоны на пути к Богу, очиститься за короткий срок, пропустив этап мытарств, вполне реально. Однако это под силу только редким людям, тем, у кого достаточно внутренних сил для преодоления тяжких испытаний, благодаря чему происходят резкие изменения. Такой человек может за один час/день стать просветленным, но подобный результат получают лишь те, кто готов принять сильную душевную боль, унижения, потери. У большинства на покаяние уходит целая жизнь. Это значит, что вероятность того, что некрещеный перед смертью сможет измениться, невелика. Соответственно, чин погребения над ним по православным канонам не будет проведен.

На могиле некрещеного человека отсутствует христианская атрибутика (креста и др.), над ним не совершается чин отпевания, запрещено проводить похороны на церковном кладбище.

Не менее важно понять, что отказ церкви в отпевании некрещеных не является формой мести. Такие люди не становятся противны Господу. Это также не является наказанием за то, что человек не приобщился к традициям православия. Такие мысли часто возникают в ответ на отказ отпевать некрещеного. У верующего человека вряд ли возникнет подобное стремление, т. к. есть понимание основ религии. Он знает, что злобливость, гнев, месть – эти чувства и деяния не могут исходить от христианина. Но все же похороны некрещеного человека все равно проводятся, только без использования религиозных атрибутов.

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.


Этот вопрос – один из главных тезисов-аргументов, которые приводят представители многих поколений атеистов, чтобы попытаться разбить веру христианскую, чтобы отъединить человека от Бога, посеять сомнение касательно веры в Его существование – в существование Творца. Данный вопрос интересно и подробно, в ужасных красках поднимается в религиозно-философской лаборатории Федора Михайловича Достоевского – романе под названием «Братья Карамазовы». Там есть встреча двух братьев: Алеши Карамазова и Ивана Карамазова. А у Федора Михайловича его герои почти всегда некие философии. И вот встречаются Алеша Карамазов (Христианин) и Иван Карамазов (Атеист). Между ними происходит жаркая дискуссия. В ней как раз очень много говорится о детях и как раз о детском страдании. Иван Карамазов, в частности, говорит: «Любишь ты деток, Алеша? Знаю, что любишь, и тебе будет понятно, для чего я про них одних хочу теперь говорить. Если они на земле тоже ужасно страдают, то уж, конечно, за отцов своих, наказаны за отцов своих, съевших яблоко, – но ведь это рассуждение из другого мира, сердцу же человеческому здесь на земле непонятное. Нельзя страдать неповинному за другого, да еще такому неповинному!».

Т. е. главный аргумент атеистов следующий: «Если Бог есть, то зачем Он допустил страдание такого неповинного и чистого существа, как ребенок? И особенно почему Он ему не позволил войти в рай, этому умершему страдальцу в результате аборта или выкидыша? Ответ один: значит, Бога нет, а мир стихиен и бессмыслен». Эта пронзительная мысль буквально огненной стрелой бьет в человека, имеющего, по словам того же Достоевского (фраза Аглаи Епанчиной из романа «Идиот»), не главный ум. Прямая цитата следующая: «Есть два ума: главный и неглавный». Это, конечно, перифраз определений святых отцов, говоривших о том, что есть человек с земным умом, а есть человек с небесным умом. И огненная стрела атеиста о смертях некрещеных младенцев как раз и направлена на людей с земным умом, которые думают о Боге по-земному, с точки зрения земного комфорта и счастья.

Но с нами да не будет так! Будем думать умом небесным!

О том, куда попадут некрещеные младенцы, говорит нам Синаксарь в субботу мясопустную: «Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие – не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)».

И вот вашему вниманию предлагаю еще высказывания мужа, имевшего небесный ум – великого богослова, брата святителя Василия Великого – святителя Григория Нисского. У него есть целый труд на нашу тему: «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию».

Несколько кратких цитат из него…

«Итак спрашиваешь: ‟почему находящийся в таком возрасте изводится из жизни”? Что достигается чрез это промыслом Божественной Премудрости?.. Тому, Кто будущее знает наравне с прошедшим, справедливо воспрепятствовать продолжению жизни младенца до совершенного возраста, чтобы силою предвидения предусмотренное зло не было совершено, если младенец останется в живых, и чтобы жизнь того, кто будет жить с таким произволением, не сделалась пищею греха… Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью; потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле».

И еще святитель приводит следующие стихи из Священного Писания: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим. 11:33, 34).

Вот ответ на волнующий нас вопрос!

Тот, Кто будущее знает наравне с прошедшим, СПРАВЕДЛИВО воспрепятствует продолжению жизни того или иного младенца и вообще человека. И преждевременная кончина младенца НЕ ВЕДЕТ к мысли, что скончавший так жизнь НЕСЧАСТЛИВ. И, наконец, кто познал ум Господень?

Мне кажется, что вопрос о загробной участи некрещеных младенцев – это некая приступочка-проверка в вопросе веры, твоего доверия и любви к Богу. Неужели ты думаешь, человече, что Творец, Всевышний Саваоф, Создавший всё Премудро и Пекущийся о всякой твари и о каждом волосе на твоей голове, не попечется о младенце, умершем некрещеным? Если да, то это кощунственная мысль. Потому что Он печется о каждой душе в миллионы раз лучше тебя. И Он точно знает, как лучше будет для этого ребеночка. И устраивает ему наилучшую судьбу.

Твое дело – довериться Богу, довериться Церкви в этом вопросе. И не пытаться срывать покровы с этой тайны. В свое время ты всё узнаешь и поймешь. Поймешь, что Бог прав! А пока не умаляй своей веры и не отворачивай свое лицо от Него. Он Отец наш Небесный. Мы Его дети возлюбленные. Каждому Он приготовил лучшее. Каждому в свою меру и свое место в океане Божьей любви.

Кого в церкви не отпевают

Над представителями некоторых категорий населения не совершают чин погребения (отпевание). Это обусловлено разными причинами, но в большинстве случаев отмечают ключевой фактор – серьезное нарушение религиозных канонов. Человек, который относится к установленному святому порядку без уважения, нарушает его самым грубым образом, минует число тех, кого можно отпевать после смерти.

Крест и свечи в церкви

Самоубийцы

Один из наибольших грехов заключается в самостоятельном уходе из жизни. Церковь порицает такой поступок, исключает человека из членов Церкви. Эти люди лишаются права быть упомянутыми даже в молитвенных текстах при проведении панихиды. Но есть некоторые исключения из данного правила:

  • можно провести чин погребения, если человек имел психические отклонения, когда совершил грех;
  • самоубийство произошло не по инициативе покойного, а вследствие употребления психотропных веществ, при этом сознание было затуманено на момент совершения тяжкого греха;
  • смерть наступила вследствие неосторожных действий (если были употреблены продукты, содержащие отравляющие вещества и др.);
  • имел место факт самопожертвования, верующий отдал свою жизнь за другого, когда последний нуждался в этом.

Иноверцы

Представители других конфессий не могут претендовать на место среди членов православной церкви, пока они представляют другое направление религии. Но баптисты, католики, евреи, мусульмане могут обратиться к служителям собственной церкви, где можно получить наставления касательно возможности совершения чина погребения, когда придет время. Среди некоторых народностей (например, у чувашей) много иноверцев, есть и атеисты. Но каждый сам решает, какой путь изберет для себя.

Некрещеные младенцы

Совсем недавно детей младенческого возраста, которые не успели пройти обряд крещения, не отпевали после смерти. К этой группе относят мертворожденных, а также тех, кто прожил всего несколько часов. В Екатеринбурге на Священном синоде было решено изменить это правило. Теперь новорожденный получает поддержку через богослужение утешения и любви.

Ранее отпевание младенцев в России не проводилось по причине отсутствия грехов у маленького ребенка. Это затрудняло решение вопроса, как проводить чин погребения, если такой обряд изначально был направлен на снискание милосердия у Господа, когда у человека есть прегрешения.

Преступники

Принято считать, что за преступные деяния отлучают от церкви. Это означает отказ проводить отпевание и отсутствие возможности применять религиозные атрибуты при захоронении. Но данное правило устарело. Уже давно высшие чины церкви приняли решение установить новые традиции. Стало возможным проведение отпевания преступников, которые покаялись, причем сделали это искренне. Кода тело попадает в могилу, душа получает шанс на прощение грехов.

Но для этого необходимо предпринять попытки к полному или частичному изменению при жизни: проявлять милосердие, оказывать помощь слабым, бывать на исповеди, причащаться и т. д.


Свечи за упокой души

Тайны смерти

Человеку, далекому от Церкви, кажется, что тема смерти — это тайна за семью печатями. Однако члены православной Церкви доподлинно знают, что нас всех ждет за гробом. В разные века были люди, которые возвращались после своей смерти в этот мир. Кроме того, о потустороннем мире православные знают от святых, которые после своей смерти являлись живым. Помимо этого некоторые люди путешествовали по раю и по аду в сонных видениях. О том, что нас всех ждет за гробом, и о том, как помочь умершим, рассказывает благочинный Ивантеевского округа Московской епархии протоиерей Иоанн Монаршек.

— Почему люди умирают?

— Смерть — это следствие грехопадения. Господь создал человека для блаженной вечной жизни. И никто бы не умирал, если бы Адам и Ева не нарушили заповедь. Господь сказал Адаму, что если он нарушит заповедь, то смертью умрет. Адам и Ева нарушили заповедь, и произошла духовная смерть. То есть Адам и Ева стали далеки от Бога. До этого момента они могли беседовать с Богом, а после грехопадения они оказались далеко. После того, как Адам и Ева согрешили, также природа вся поменялась — стала работать против человека. Изменился и человек — стал болеть, страдать, мучиться и, в конце концов, физически умирать. И все потомки Адама должны умереть.

— Куда попадают души людей после смерти?

— Те люди, которые имели веру в Бога, которые делали добро, которые жили честно и чисто на Земле, идут в Царство Божие. А те, которые грешили, идут туда, где им будет плохо. Это ад, это страдания, это демоны, это грешники, это там, где стон и скрежет зубов. Было время, когда все мы жили девять месяцев в утробе матери. Нам там было хорошо, мы даже не предполагали, что есть такой мир, где мы сейчас оказались. В утробе мы вырастали, чтобы родиться в этот мир и чтобы быть способными жить здесь. Сейчас мы тут живем свои 70, или 80, или 90 лет и готовимся к жизни другой — в Царстве Небесном. Церковь готовит людей к жизни в этом Царстве. Церковь — это врачебница, где люди исцеляются духовно.

— Что должен делать человек, чтобы ему попасть в рай?

— Христос об этом сказал, что кто не родится водой и духом, не может войти в Царство Божие, то есть в рай. Это означает, что не сможет войти в рай тот, кто не будет крещен. Христос также сказал, что кто будет иметь веру, тот спасен будет. Поэтому, прежде всего, нужна вера и нужно крещение. Затем нужна благочестивая жизнь, жизнь по заповедям Божиим, жизнь чистая, честная. Кроме того, это касается всех людей, независимо от их национальности: Христос сказал, что кто будет есть Тело Его и пить Кровь Его, тот будет иметь жизнь вечную. Жизнь вечная — это Царство Божие. Поэтому надо причащаться Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Кроме того, как сказал Христос, претерпевший до конца, тот спасен будет. То есть, что бы с тобой ни случилось, ты должен терпеть, ты должен нести свой крест благочестиво с любовью и с благодарностью к Богу. То есть еще нужно терпение. И, конечно, надо подражать во всем Христу. Надо знать Его Евангелие, читать его и исполнять все то, что Христос сказал, и Ему подражать. Перед любым делом надо говорить: а как бы Христос поступил в этом случае? И как придет тебе мысль, так ты и поступай. Надо понимать, что если ты эгоист, если ты жадный, если ты всех осуждаешь, если ты ведешь жизнь неправедную, то тут мало есть надежды на спасение. Мы должны отдать Богу наше тело, нашу душу и наш дух чистыми, то есть все, что мы получили от Него, мы должны не осквернять, хотя, к сожалению, в молодости особенно мы все это оскверняем. Поэтому мы должны очиститься через покаяние, через причащение Тела и Крови Господа и, очистившись, стать достойными жителями Царствия Божиего.

— Если человек ни разу не причащался, как он может причаститься?

— Вопервых, этот человек должен быть крещеным. Он должен приготовиться к причастию, потом должен прийти на исповедь. В исповеди уничтожаются те грехи, о которых человек говорит священнику. Священник прощает грехи именем Самого Господа Иисуса Христа. Сейчас очень много литературы, в которой говорится, как готовиться к причастию, а лучше было бы, если бы такой человек пришел к священнику. Священник бы сказал ему, что надо делать в первую очередь, и потом этот человек пришел бы к причастию по благословению священника.

— В первые дни после смерти что делает душа человека?

— Есть учение Церкви о том, что до 40го дня душа умершего человека проходит мытарства. Первые три дня душа находится в тех местах, в которых любил человек бывать при жизни. Затем душа проходит мытарства. До девятого дня она проходит через обители Царства Божиего. Потом в течение многих дней душа проходит через ад. Мытарства — это истязания грехов, то есть душа видит свои поступки. В течение первых сорока дней очень важно, чтобы молились родственники за этого умершего человека. В сороковой день душа проходит Частный суд и поклонение Самому Богу. Это суд не конечный, не последний, а тот, который будет до Страшного суда. Душа умершего человека может находиться после Частного суда в преддверии блаженства или в преддверии мучений. Еще никто не получил полное воздаяние за свои добрые дела и еще никто не получил полное воздаяние за свои грехи. Церковь молится за всех, кто находится в преддверии мучений и просит у Бога им прощения, и, возможно, что милость Божия над ними совершится, и они вместо мучения вечного получат Царство Божие.

— Как можно помочь умершему, который был крещен?

— За умерших Церковь постоянно возносит молитвы каждый день, каждую Божественную Литургию. Человек подает записки о упокоении умерших на Литургию. В конце Литургии мы совершаем панихиду или литию, на которых молимся об умерших. Желательно, чтобы родственник покойного тоже участвовал в богослужении и тоже возносил свои молитвы. Кроме того, есть милостыня. Родственники несут какую-нибудь милостыню за умерших: помогают церкви или бедным людям.

— Подавать записки и сорокоусты о упокоении нужно только в один храм?

— Нет, можно одновременно подавать и даже желательно подавать и в монастыри, и в разные храмы — чем больше, тем лучше.

— Можно ли писать в записках крещеных, которые были атеистами?

— Можно и нужно. Все же они были членами Церкви. К тому же в советское время было очень много тайных христиан. Я знаю многих людей, которые вступали в партию только из-за того, что имели какой-то чин или какую-то определенную профессию, скажем, учителя, врачи, бригадиры. Я многих крестил ночью и венчал ночью, потому что они боялись, что их с работы снимут, но они были весьма верующими. У Христа были тоже тайные ученики. Это Никодим и Иосиф Аримафейский. И, кстати, они были достойнее апостолов, потому что они снимали тело Иисуса Христа и хоронили Его.

— Как помочь умершему некрещеному родственнику?

— Некрещеный — не христианин. Конечно, у Бога все возможно, Бог милостив, Бог есть любовь. Может, и некрещеные спасутся. Но кто не родится водой и духом, не может войти в Царствие Божие. Это сказал Христос. Поэтому я не могу ничего сказать, что надо делать с тем, кто умер некрещеным. Поэтому надо сейчас думать всем родственникам и крестить младенцев, когда они еще младенцы. А то так затягивают-затягивают… Родственники могут молиться дома. Это их право. Им никто не запрещает, но Церковь не возносит молитв за тех, кто некрещеный.

— А что с самоубийцами делать?

— Надо знать причину их смерти — почему они лишили себя жизни? Если были псих-больные и если есть на это медицинская справка, то таких даже отпевают после благословения епархиального архиерея. А если человек просто из-за какой-то потери или еще из-за такого рода причин лишает себя жизни, то о нем Церковь не молится. Такой человек совершает грех Иудин. Это грех Иуды, который продал Христа за тридцать сребренников, а потом пошел и повесился. Этот грех сейчас очень развит. Нужно воспитывать в своих детях терпение. Надо терпеть, потому что Христос терпел, и какие страдания терпели люди, которых мы называем святыми!

— Когда умершие родственники являются во сне, то что это означает?

— Есть трех видов сны. Есть сны от Бога, которые очень редко бывают. Бывают от Бога вразумительные сны, в которых говорится, что ты этого не делай, а то попадешь в тюрьму. Есть сны от дьявола, которые часто бывают. Эти сны приходят, потому что, например, человек перед сном очень много говорил, а не молился. А перед сном надо обязательно помолиться, чтобы над тобой не было влияния бесовского. Есть такая молитва, она стоит последней в разделе молитв на сон грядущий в молитвослове: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». Эта молитва должна быть обязательно прочитана перед сном и тогда сны от дьявола не будут являться. И есть просто хаотические сны. Хаотическим снам и снам от дьявола верить не надо и обращать внимание на них не надо. Когда, допустим, муж умер, жена о нем думает, она может видеть его в хаотических снах. Но если муж несколько раз является и каждый раз просит о помощи, то, значит, надо ему помочь. Значит, это не хаотические сны, а, значит, действительно умерший просит о помощи.

– Вам рассказывали истории о том, как во сне являлись умершие родственники?

— Я таких историй много слышал. Могут быть такие сны, в которых умершие родственники предупреждают своих детей или своих близких, чтобы они что-нибудь не делали, потому что это принесет им беду. Были, например, такие случаи, когда человек хотел куда-то уезжать, и тут появляется во сне покойный родственник и говорит: туда не езжай, потому что тебе будет плохо. Преподобный Лаврентий Черниговский после своей смерти сделал очень много таких предсказаний. Он являлся в снах тем, кто молился к нему, и предупреждал: не делайте этого. И это не только преподобный Лаврентий Черниговский делал, это очень многие святые нашей Церкви делали.

— Некоторые люди во время поминок ставят для покойника рюмку водки и хлеб. Можно ли так делать?

— Ни в коем случае. Это языческий обычай. Это грех даже. Мы топим человека, который ушел в иной мир. За него надо молиться, просить у Бога прощения, а мы ставим водку. Это началось в советское время, когда появились безбожники-коммунисты. Они вместо молитвы ставили стакан водки и говорили: «Это для покойника». Я очень прошу всех этого не делать. Лучше встаньте на молитву. Хотя бы прочитайте молитву «Отче наш», а потом скажите: «Господи, прости ему все его грехи, которые он сделал в своей жизни, и даруй ему Царствие небесное».

— Некоторые люди оставляют на кладбище крашеные яйца и прочие продукты. Можно ли так поступать?

— Лучше дать бедным те продукты, которые оставляют на кладбище. Есть люди, которым нечего кушать, а на кладбищах лежат продукты. Там можно оставить свечку или букет цветов. Это будет подарок. Уже покойник не придет, не будет кушать это и не будет пить, поэтому ему это не нужно. Ему нужны только молитва и милостыня.

Светские похороны некрещеного

Когда не проводятся религиозные обряды, не используется соответствующая атрибутика, а также есть запрет на прочтение молитвенных слов, остается только одна возможность – провести светские похороны. Они существенно отличаются от традиционных для захоронения верующих людей.

Что кладут в гроб

Вне зависимости от того, какой религии принадлежит человек, не рекомендуется класть многие предметы рядом с усопшим в гробу. Некоторые из вещей, которые под запретом:

  • фотографии;
  • живые цветы внутри гроба;
  • чужие личные вещи;
  • иконы, крест и другие атрибуты православной веры.

Но допустимо оставлять в гробу те из вещей, что были дороги покойнику. Это важно, учитывая, что такой человек лишается поддержки на том свете. Разрешенными считают книги, часы, носовой платок, расческу.

Отпевание усопшего в церкви

Что несут перед гробом

Чтобы правильно похоронить человека, соблюдают особые правила, даже если исключена возможность проведения отпевания. Важным вопросом является организация процессии. Когда изучается информация о том, как хоронят некрещеных, нужно запомнить, что религиозная атрибутика не кладется на могилу и не применяется во время шествия.

Вместо икон, при этом можно использовать крупноформатный автопортрет усопшего.

Как оформляют памятник

Во время традиционных похорон используется большое количество атрибутов. Среди них –крест на могиле, который обычно ставят сразу после того, как закончили процесс погребения. Как хоронить некрещеного человека в данном случае: крест не следует устанавливать, рекомендуется выбрать другую разновидность надгробной плиты.

Гравировка на памятнике

Некоторые священнослужители советуют сделать гравировку креста на простом памятнике. Но учитывают и другую сторону медали: если человек при жизни был убежденным атеистом, его душа вряд ли будет довольна применением религиозной атрибутики.

Войти на сайт

По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св. крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря) в лике святых четырнадцать тысяч младенцев за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жит. св. м. дек.).

Из св. отцов Церкви св. Григорий Нисский о судьбе младенцев вообще пишет: «Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелию, потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле» (ч. 4, стр. 359, изд. 1862 г.).

Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (Сл. на св. Крещ., ч. 3, стр. 242-243, изд. 1889 г.). Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что дети эти «святые суть» (1Кор. 7:14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями; нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще во утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы.— Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя: «В дому Отца Моего обители многи суть» (Ин. 14:2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением или которые, получив уже имена христианские, скончались перед самой купелию? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: «ведати подобает» (говорит она в Богослужебных книгах), «яко младенцы и непросвещеннии (т.е. некрещеные) ниже в геенну пойдут» (Синакс. в мясоп. субб.). Св. Григорий Богослов говорит: “Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или, может быть, по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно не зависящему от них, стечению обстоятельств” (Душеп. Соб. 1905., № 2, стр. 52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, котораго матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это ея сын, и сын узнает, что это его матерь… Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся возстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие — тьме». (Ч. 4, стр. 105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещеных за литургией не может быть и речи, ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Мк. 16:16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св. Церковь положила 26-м правилом Карфагенскаго собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Таин; а в толковании на сие правило сказано: «Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Правило это помещено в книге «Кормчей», где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего Новгородскаго и Петербургскаго митрополита Григория. Содержание её следующее: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого Таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию» (Душеп. Соб., стр. 54).

На вопрос: «как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцах?» — Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси вовеки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св. крещения, а у Отца Небеснаго обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, и не получили св. крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения, может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Божественнаго!» (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о том, что вина мертворождения может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках-матерях, которыя сознательно стараются уничтожить плод (большею частию незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна — вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп. Соб. стр. 54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе… любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешняго мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловоннаго тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр. 37).

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо «нет греха, побеждающаго Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою” (Жит. пр. Марии Египетской).

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба,— и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась, и — родила мертваго младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих… от безумной и. быть может, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие плода, находящагося еще во утробе. Увы! и такия безумныя матери есть на свете. Вот почему мать-родильница после рождения мертваго младенца должна основательно подумать — не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если — по безстрастном обсуждении этого вопроса, — окажется что-либо у нея на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросить совета для заглаждения сего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник; 2) путешествие ко св. местам (наприм. в Киеве к мощам св. угодников и св. младенца, убиеннаго от Ирода за Христа, и почивающаго в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр., по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов (Душ. Соб., стр.54—55). См. подроб. в кн. “Наставл. и утеш. болящ.» свящ. ВА. Черкесова.

Итак, по разсуждению св. отцов и учителей Церкви, христианские некрещеные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни, потому что родители уже освятили их принятием Св. Таин, молитвами, верою и добрыми делами.

Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1993г.

Процедура похорон и поминок крещеного покойного

Общие этапы в обоих случаях одинаковые (подготовка тела, прощание с покойным, погребение). Но верующие попадают в райские или адские обители после смерти, а родные усопшего-атеиста задаются вопросом, отпевают ли некрещеных. Получив отрицательный ответ, начинают искать выход из положения. Для сравнения основные этапы проведения правильной процедуры отпевания, погребения, поминовения крещеного:

  1. Омывание тела.
  2. Подготовка в морге: одевание, нанесение грима.
  3. Отпевание.
  4. Проведение похоронной процессии до кладбища.
  5. Погребение.
  6. Поминальная трапеза.
  7. Через 1 год ставят памятник.


Погребение покойного

Как отмаливают душу родственники

Когда умирает неверующий человек (молодой, пожилой, мужчина или женщина), родные могут попытаться улучшить его положение в загробном мире. Простого чтения молитвенных текстов недостаточно. Важна искренность, совершение благих деяний.

Читают тексты молитвы святому Уару

Живший в давние времена святой Уар, ставший мучеником, молился о некрещеных. Информацию о нем можно получить из Церковных Преданий. Со временем Уар стал заступником тех, кто при жизни избежал обряда крещения.

Можно обращаться к нему во храме, когда ищется способ, как хоронить некрещеного. Но следует понимать, что это не означает совершение молитвы о покойном, который был исключен из членов церкви при жизни. Обращение к Уару – это просьба о заступничестве для такого человека.


Чтение молитвы

Домашние молитвы до 40 и после 40 дней

Родные могут обращаться не только к святому Уару, но и к Иисусу Христу. Опять же, исключаются просьбы о помиловании. Целью является облегчение тягот умершего, получение сил для того, чтобы перенести мучения. Церковь не запрещает молиться об умершем келейно у себя дома.

Молитва читаемая до 40 дней


Молитва читаемая после 40 дней

Помогают нуждающимся

Вне зависимости от того, кто из близких скончался (муж, отец, брат и т. д.), рекомендуется ограничивать себя в некоторых вещах, стараться помочь тем, кто нуждается в этом. Поддержка слабых, немощных ставит человека на другую ступень, как результат, очищается душа, этому способствует самоотречение, милосердие.

Соблюдают траур и ведут праведный образ жизни

Верующие, чей близкий человек в течение всей жизни избегал Бога, не помогут душе покойного попасть в рай, но в их силах несколько облегчить путь бестелесной оболочки. Траур – начальный этап трансформации энергетической оболочки умершего. Именно через него родные могут повлиять на положение души покойного в загробном мире. Им следует выполнять заповеди Божии, исключить вероятность совершения греховных деяний. Нужно также иметь праведные помыслы. Такое поведение поможет усопшему.

Стоит ли молиться за душу неверующую

Просить у Господа прощения некрещеного не рекомендуется, т. к. насильно привести к Отцу Небесному душу, которая при жизни не стремилась к нему, не получится. Необходимо читать молитвы за душу, но с другой целью – о прощении грехов.

Куда идут души некрещённых младенцев?

Какова загробная участь некрещенных младенцев? Куда попадают их души? Этот вопрос не раз обсуждался на разного рода форумах и диспутах. На этот вопрос отвечает заведующий кафедрой Богословия Классического приватного университета, профессор и доктор философии, протоиерей Игорь Рябко.

Я предлагаю посмотреть на него с точки зрения Священного Писания, творения Святых Отцов и учителей Церкви, а также коснуться тех заблуждений, которые существовали в истории Церкви по этому вопросу.

Первые некрещенные младенцы, которые прославляются Церковью в лике мучеников, это те, кто пострадал во время гонения Ирода. Не смотря на то, что они не получили возможности ни сознательно уверовать в Бога, ни быть омытыми водами крещения, Церковь никогда не сомневалась в их небожительстве.

Эти младенцы, как и все те которые по той, или иной причине, не могли быть крещены, были омыты Жертвой Христовой, о чем говорили многие Отцы Церкви. Святитель Григорий Богослов писал: младенцы «… не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы

«.

При этом слова «не прославлены

» отнюдь нельзя понимать как «лишенные славы». Если в боях с неприятелем те воины, которые воюют на передовой и проявляют мужество, венчаются особыми наградами, то те, кто остаётся в тылу, также празднуют победу, хотя и не получают таких наград. Святитель Григорий так и продолжает свою мысль: «
Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания
». Никто из Святых Отцов Восточной Церкви не допускал и мыли о том, что не принявшие крещения младенцы будут лишены Царства Божия.

Преподобный Ефрем Сирин даже допускал мысль о том, что умершие младенцы будут выше святых, при этом он даже не упоминал о их крещении. Можно сказать что данная точка зрения является частным мнением одного из святых, но можно также с уверенностью говорить что общим мнением есть то, что некрещённые младенцы также наследуют Царство Божие, хотя и не будут наслаждаться всей полнотой его радости и блаженства.

Брат святителя Василия Великого, святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни

».

Феофан Затворник пишет: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещёных, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!

».

Известный своей подвижнической жизнью иеромонах Арсений Афонский (XIX в.), будучи спрошен об участи некрещёных младенцев, отвечал: «Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас, можно сказать то, что получившие св. Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мёртвыми, или не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св. Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть…Молиться за них родители могут с верою в милосердие Божие

».

Мнение о блаженной участи некрещённых младенцев относится к области «согласия отцов» (Consensus patrum), и единственным голосом против большинства было мнение блаженного Августина, который считал, что умершие не крещённые младенцы наследуют муку вечную. Католическая Церковь, взяв за основу богословие блаженного Августина, «канонизировало» такую точку зрения. В средневековой католической схоластике возникло даже особое учение о Лимбе.

Лимб – это место в загробном мире между раем и чистилищем, где, согласно католической доктрине, находятся души некрещёных младенцев. Но даже католицизм уже не настаивает на их полной гибели. Римский папа Пий X писал в 1905 году: «Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают». А новый Папа Бенедикт XVI решил вообще исключить средневековое учение о лимбе, как ложное, из вероучительной системы Католицизма. В документе, изданном

Международной теологической комиссией и утвержденном этим Папой, утверждается, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею Спасения. Теперь, согласно новой теории, души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.

Однако, крестить детей все же необходимо. Блаженный Феодорит Кирский говорит: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет»

.

Вот почему мы крестим детей. Поэтому лучше не откладывать крещение младенцев на потом, когда может быть уже поздно.

Как похоронить некрещеного младенца по церковным канонам

Родителям разрешено проводить традиционное захоронение малышей (как для взрослых), если они прожили на свете некоторое время (минуты, часы, дни). Мертворожденных хоронит персонал клиники, т. к. их не считают духовными. Сегодня проводится отпевание таких детей, для чего предусмотрен особый чин погребения младенцев.

Учитывая, что новорожденные безгрешны, молиться о покаянии нет смысла. В данном случае дети все равно получат защиту ангелов, при этом не постигнут участи многих, которые получают Божие наказание.

Какие молитвы нужны к прочтению о душе безгрешного

Людей при рождении отличает печать первородного греха. Но в некоторых случаях он теряет свою силу. Это происходит во время крещения. Те из детей, кто умер раньше, чем был проведен обряд, не могут находиться на одной ступени с крещеными. По этой причине родные должны молиться за таких малышей, испрашивать Господа помиловать их, защитить. Рассматривают разные молитвенные тексты для такой цели.

Чтение молитв о покойном

Участь некрещеных младенцев

Но если взрослые люди, отошедшие в мир иной, имели время и волю не только для совершения грехов, но и покаяния и крещения, то беспомощные младенцы всего этого были лишены. Так неужели и они тоже попадут в ад? Протоиерей Георгий Городенцев, основываясь на трудах Григория Богослова, предположил, что души некрещеных детей будут пребывать в особом месте, в лоне Авраамовом. Там они не будут чувствовать адских мучений, но и райского счастья они не испытают.

Протоиерей Алексий Уминский отмечал, что мнение богословов прошлого о незавидной участи душ малолетних некрещеных детей основывалось на измышлениях Блаженного Августина. Учение Августина о первородном грехе не давало малышам не единого шанса на спасение. Сейчас, как утверждает Уминский, этот вопрос считается тайной, как, впрочем, и все остальное, касающиеся загробной жизни человека.

Священник Дмитрий Смирнов считает, что судьбы душ некрещеных младенцев нам не ведомы. «Мы надеемся, что, так как человек не согрешил ничем, а уже пострадал от болезни, то Господь причтет его к лику святых мучеников» — сказал Смирнов.

Как отпевают покойного, крещение которого под сомнением

Чаще всего при отсутствии уверенности касательно принадлежности человека к членам церкви отпевание исключается. Это объясняется тем, что он должен был хоть иногда посещать церковь. Достаточно проверить лично, присутствовал ли такой человек на службах там, где он живет, чтобы оценить ситуацию.

Тот, кто не посещал церковь, будучи крещеным, наверняка не ассоциировал себя с ней, а значит, нет необходимости насильно приобщать душу такого человека к святым ритуалам.

Возможно ли заочное отпевание после выяснения факта крещения

Вопросы касательно заочного отпевания решаются в индивидуальном порядке. Это обусловлено необходимостью оценки ситуации: важно понять, почему нет свидетелей факта крещения умершего, нужно узнать, хотел ли покойный приобщиться к церкви, даже если многие годы не появлялся здесь. Священнослужитель принимает решение, когда взвесит все факторы.

Зажженная свеча в память о усопшем

Таблица: стоимость обряда отпевания в храме и заочно

Цена отпевания во храме может быть разной, что зависит от региона, церкви. Есть также вариант оплаты путем внесения пожертвования – в произвольном количестве. Часто встречаются и определенные ставки:

Вид обрядаСтоимость, руб.
Очное отпевание в церкви1000-7000
Очное – в морге3000-6000
Отпевание в крематории4000
Заочное500-1500

Рубрика вопрос-ответ

Можно ли отпевать некрещеного человека в церкви после смерти?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

О некрещеном не читают молитвы во храме, для погребения не используют религиозные атрибуты. Исключается и отпевание его души. Причем запрет на такие действия лишен временных рамок, не может быть снят под воздействием давления родственников.

Отпевание

Как хоронят некрещеных людей в России?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Захоронение проводится на неосвященной земле. При этом священнослужитель не совершает службу, а после опускания гроба в землю креста на могиле быть не должно. Процедура погребения проводится, согласно светским правилам – допустима гражданская панихида. Родные могут дома читать молитвы после похорон.

Как хоронить некрещеного взрослого человека, есть ли отличия от прощания с детьми?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Процедура подготовки и опускания тела под землю взрослого и ребенка одинаковая. Разница заключается в том, что в первом случае некрещеных не отпевают, а для детей не так давно появился чин погребения младенцев.

Ставят ли крест на могиле некрещеного человека?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Полноценный крест не ставится на могиле усопшего, который при жизни не был крещен. Это один из атрибутов религии, от которой человек отказался. Сразу после похорон не предусматривается деревянный крест, а через 1 год разрешается поставить могильную плиту. Она может содержать гравировку в виде креста.

Католическая церковь пустит некрещеных младенцев в рай

22.04.2007

Апостол Петр:

– Учитель! Ты уже говорил о процессах ухода человека, и мы поместили часть этой информации в статью о Иоанне Павле II..Поэтому мы хотим спросить тебя о следующем.

Католическая церковь пришла к выводу, что все младенцы умирающие, уходящие из воплощения до того момента, как получили Крещение, должны попадать в рай. Вот, например, информация из Интернета:

20.04.2007 21:26 | lenta.ru

После нескольких лет работы Международная теологическая комиссия Ватикана пришла к заключению, что есть все основания надеяться на то, что младенцы, умершие до крещения, попадают в рай, сообщает Catholic News Service.

В докладе «Надежда на спасение для некрещеных младенцев», обнародованном 20 апреля, комиссия отмечает, что предыдущая концепция, согласно которой души некрещеных младенцев отправлялись в Лимб, пограничную область ада, где также пребывают души праведников, умерших до Пришествия, воплощает «крайне ограниченный взгляд на Спасение».

Традиционно было принято считать, что из-за первородного греха, крещение — единственный путь к Спасению, говорится в докладе, поэтому все родители были обязаны окрестить своих детей. Однако современный уровень теологических знаний позволяет заключить, что Бог «хочет спасти все человеческие существа».

«Прощение сильнее греха, и исключение невинных младенцев из рая не отражает, как представляется, любви Христа «к маленьким», — отмечают авторы доклада. — Людям становится все трудней поверить в божественную справедливость и всепрощение, когда дети, у которых нет собственных грехов, лишаются вечного счастья».

Спасение младенцев, умерших до крещения, приобрело особую важность в свете увеличения подобных случаев, которое, в свою очередь, объясняется ростом числа абортов и смертью младенцев, родившихся у непрактикующих католиков.

Сообщается, что к изучению вопроса о Лимбе Международная теологическая комиссия Ватикана приступила еще в 2004 году, когда ее возглавлял нынешний Папа Бенедикт XVI. Окончательный доклад комиссии был представлен ему на рассмотрение 19 января 2007 года и получил папское одобрение.

20.04.2007 22:18 | www.rian.ru

МОСКВА, 20 апр — РИА Новости, Ольга Липич.

В Русской православной церкви не берутся определить посмертную участь душ некрещеных младенцев, но молятся за них в частном порядке.

«Пытаться определить, где находятся души умерших некрещеных младенцев до Всеобщего Суда, я бы не рискнул. Это тайна, которая вряд ли доступна нашему пониманию», — сказал РИА Новости в пятницу зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя информацию итальянских СМИ о том, что Католическая церковь отказалась от концепции существования специального места в аду (под названием «лимбо»), где находятся души некрещеных младенцев, определив их, таким образом, сразу в рай.

Чаплин отметил, что РПЦ считает святыми только тех некрещеных младенцев, которые были убиты Иродом после рождения Иисуса Христа.

«Мы не молимся за некрещеных в общей церковной молитве. Но мы молимся, без упоминания имен, о некрещеных младенцах в частной молитве, надеясь на милосердие Божие», — заключил представитель Московского патриархата.

Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский в беседе с РИА Новости подчеркнул, что «на самом деле концепция «лимбо» никогда не была официальным догматическим учением церкви». «Это была всего лишь богословская теория», — добавил Ковалевский.

Представления католиков и православных весьма схожи в признании таинственности посмертной участи душ некрещеных младенцах. «Без благодати спасение невозможно. Благодать верующий получает в таинствах Церкви. Однако Сам Бог этими таинствами не связан. Бог может вести спасение иными Ему ведомыми путями», — сказал Ковалевский.

«В исламе считается, что если ребенок умер в младенческом возрасте, то он попадает в рай без всяких ограничений — как безгрешный», — заявил РИА Новости замглавы Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин.

По учению буддизма, карма ребенка, который умер, не достигнув своего сознательного возраста, зависит от кармы родителей. «Поэтому будущие родители должны соблюдать чистоту тела и духа, а за новорожденным должен быть соответствующий уход», — призвал московский представитель Буддийской традиционной сангхи России Санжей-лама.

«Но посмертная судьба ребенка все-таки остается тайной», — заключил он.

21.04.2007 18:42 | Первый канал

Души некрещенных младенцев могут попасть в рай. К такому выводу пришли теологи Римско-католической церкви после нескольких лет напряженных дебатов.

Традиционно Ватикан придерживался той точки зрения, что дети, умершие раньше, чем были крещены, попадают в Лимб — пограничную зону ада. Это также и то место, где пребывали души праведников, умерших до Пришествия.

Однако, как было официально объявлено, такой взгляд представляется очень ограниченным. «Людям, — рассудили католические теологи, — становится все трудней поверить в божественную справедливость и всепрощение, когда дети, у которых нет собственных грехов, лишаются вечного счастья».

Что ты можешь на это сказать? Как на самом деле происходят все эти процессы ухода младенцев, которые при жизни не успели получить Крещение? Что с ними происходит и где оказываются их души?

Такие младенцы, к сожалению, попадают в ад, потому что эти процессы не изменяются от срока пребывания личности человека на земле. С тем, чтобы произошло обновление, произошло очищение Сущностного проводника, побывавшего в воплощении, требуется прохождение через ад, получение там индульгенции на право очищения и прохождения самого процесса очищения. С этим процессом связаны все Сущности, находящиеся в воплощении без исключения. Даже самые святейшие Сущности, приходящие в воплощение, нуждаются в таком очищении – снятии информации на низших физических уровнях. И только потом – благополучное возвращение Сущности назад в преддверие ада, после чего начинаются дальнейшие преобразования ее, как Эго, на другом уровне, которые продолжаются до сорокового дня. После всего этого Сущность будет закрыта и будет готова предстать перед Порталом, после которого начинаются следующие этапы ее преобразований продолжительностью до одного года.

Почему так происходит? Потому, что не Личности проходят очищение. Такой маленький личностной проводник, как родившийся ребенок, такая маленькая плоть, в которой заключена суть Высшего Разума – Сущность, не нуждается в этих процессах. Но все меняется, когда предстоит преждевременное возвращение из воплощения. Тогда на первый план выступают Сущностные процессы, т.е. процессы связанные с инволюцией Сущностного проводника в Личность. Ведь не Личность ребенка страдает, страдает его Душа, прошедшая весь этап воплощения, реализации и затем быстрого ухода.

С тем, чтобы получить индульгенцию на быстрое, более легкое очищение, Сущность в воплощении должна пройти обряд Крещения. Т.е. она должна получить ту Божественную инициацию, при которой Личностной проводник приобретает новые качества, необходимые свойства Души, которые создадут затем благоприятные личностные условия для правильного развития Сущности в данном физическом проводнике и обеспечат дальнейшее эволюционное продвижение этой Сущности на тонких планах.

Если Крещение при жизни не состоялось, необходимая инициация задерживается, тогда и Сущность не осуществляет дальнейших процессов эволюционного преобразования. Это обязательно скажется на процессах ухода человека.

Отсутствие Крещения вредит и Сущностному проводнику, и Личностному проводнику человека. Каждый человек должен быть благодарен за предоставленную возможность быть приобщенным к этому ритуалу святого снисхождения Божьей Благодати и приобщиться к Высшей власти непроявленного мира. Тогда происходит очень важный для данного человека процесс так называемого Второго Посвящения. В отличие от Первого Посвящения, которым мы считаем Рождение человека, его появление на свет, Второе Посвящение – Крещение Святой водой, – уже осознанный обряд со стороны его родителей, которые берут на себя ответственность за Душу своего ребенка, а значит берут на себя ответственность перед его Высшей Божественной Сущностью. Если Крещение не происходит в необходимые сроки – в первые сорок дней после рождения, наступает процесс, который мы назовем грехом по отношению к данной Божественной Сущности, заключенной в личностном проводнике ребенка.

Сколько таких младенцев! Да, их много. Но ведь сегодня, после этого заявления, их станет еще больше. С тем, чтобы принести ребенка в храм, провести обряд освящения водой, дать ему правильную духовную ориентацию, нужно быть благочестивым человеком, верующим, правильно понимающим эти процессы с точки зрения тонкого плана. Но где гарантия, что сейчас простые люди, не очень сведущие, не очень образованные в этих религиозных вопросах, получили для себя информацию такого рода, что им не стоит спешить в храм с обрядом Крещения? Состоится Крещение, не состоится Крещение – этот ребенок, по их мнению и сегодняшнему моему заявлению, все равно попадет в рай. Тогда, какие сроки надо установить для тех родителей, которые должны, тем не менее, явиться в храм Божий со своим ребенком, чтобы освятить его святой водой, отлучить его от темного мира, от иерархии темных, дать инициацию его Душе, чтобы она могла спокойно расти и развиваться в ребенке, давать правильное направление развитию Личности, Сущности, обрести своего Ангела-хранителя на тонком плане? Сколько нужно в таком случае лет, чтобы такие родители собрались и ввели ребенка в храм Господень? Год, два, пять, шесть лет? А может до женитьбы, пока он не станет взрослым человеком? Могу назвать этих родителей отступниками от веры церковной, от веры Божьей.

Не судите и не давайте советы как надлежит поступать в том или ином случае и в какие сроки предстоит соединять Душу человека с Господом нашим Иисусом Христом. Советую не брать на себя ответственность за грехи чужие. Пусть каждый в своем видении будет прав перед Богом и предстанет перед ним на сороковой день в том виде и в том воплощении, в которое он пришел, сознательно облекая свое Высшее «Я» в проводники физические.

Не отделяйте детей от Царствия Божьего. Пусть будут они активны от момента рождения и до последнего часа пребывания на земле. Ведь это время дается не зря. Оно проходит очень быстро. И поэтому использовать его надо с пользой, в первую очередь – с пользой для своей Души, а не для тела.

Будьте благоразумны. Отделяйте зерна от плевел. Будьте бдительны. Помните о том, что темная иерархия стремится овладевать душами некрещеных детей.

Думайте о Душе, о святости Души. Тогда все встает на свои места, и не будет уже сомнений о сроках и необходимости этих процессов.

Все происходит планомерно. Но только родившийся ребеночек не может сам принять решение. Отсюда власть его родителей остается безграничной до совершеннолетия ребенка. И если они не успели своевременно или не захотели ввести его в храм Господень, то это есть грех в первую очередь для них самих. Именно на них ложится вся ответственность за несостоявшееся Посвящение в жизни ребенка.

Чтобы отвести от себя этот тяжкий грех, не стремитесь все видеть в мирских житейских представлениях. Есть Законы, установленные Христом о проведении данных Посвящений – и за благо сочтите, воспользуйтесь данностью. Человек должен пребывать в Боге, вместе с ним жить, быть, развиваться.

Откуда взяться положительной энергии, позитивному началу, если маленький человечек не крещен и не имеет при себе своего Ангела-хранителя, с которым связывается начало Царствия Небесного и устремленности Человека?

Будьте бдительны и не изменяйте сроки Крещения. Это не принесет блага.

Комментарий священника

Отец Владимир

Священнослужитель

Заочно отпевают тех, чье тело было утеряно: во время наводнения, землетрясения и т. д. Когда же человек некрещеный, но после его смерти физическая оболочка сохранилась, тогда не удастся провести даже заочное отпевание. Ни одна из форм данного обряда не подходит для случаев, когда необходимо отправить в последний путь человека, не входившего в число верных членов православной церкви.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]