Святая Марфа Вифанская – житие и значение в православии
Имя Марта в русском варианте звучит как Марфа. О святой Марте из Виф известно из повествований евангелистов Луки и Иоанна о воскресении Лазаря. Марта была его сестрой и в честь радостного события пригласила Иисуса Христа в дом. Ее сестра, Мария, не стала помогать в приготовлении угощения, выбрав духовное общение со Спасителем.
Марта посчитала, что такое поведение сестры недопустимо, когда в доме гости, Но Иисус Христос сказал ей, что каждый выбирает свой путь служения. Девушка была среди жен, пришедших на 3-й день к могиле Христа, чтобы совершить обряд миропомазания.
Впоследствии Марта отправилась с братом на Кипр, где на протяжении 30 лет проповедовала христианское учение. Православная церковь почитает св. Марфу, как жену-мироносицу.
Всё о святой Марте, что исполняет желание
Друзья, добрый день. Вы наверняка «заскочили сюда» для того, чтобы найти “очень мощную молитву к Святой Марте». И правда, интернет пестрит подробными «рецептами» исполнения желаний, избавления от любых невзгод, с молитвами к святой Марте. Причём, можно встретить сайты, где авторы «слепили в одну кучу» аж две разные исторические личности. Так кто же такая святая Марта, кто из них кто и, что это за «сильная молитва к святой Марте» – тема сегодняшнего поста.
Какая Марта «исполняет желание»?
Хочу начать с того, что в Православии католическое имя Марта читается, как Марфа.
Православная Церковь почитает память святых с именем Марфа:
- 19 Февраля – Марфа Азийская, мц., дева
- 16 Марта – Марфа (Коврова), прмц., послушница /новомуч./
- 18 Апреля – Марфа Вифанская. [сестра Лазаря Четверодневного]. Перемещаемый: в Неделю св. жен-мироносиц
- 25 Апреля – Марфа Вифанская. [сестра Лазаря Четверодневного]
- 26 Апреля – Марфа (Тестова), прмц. /новомуч./
- 17 Июня – Марфа Вифанская. [сестра Лазаря Четверодневного]
- 22 Июня – Марфа Персидская, мц.
- 17 Июля – Марфа Антиохийская, Едесская
- 19 Июля – Марфа Персиянка, Римская, мц.
- 3 Сентября – Марфа Дивеевская (Милюкова), прп.
- 14 Сентября – Марфа Каппадокийская
- 21 Ноября – Марфа Псковская, прп.
Кроме того, многие православные люди почитают память блаженной Марфы Царицынской. Сразу оговорюсь о том, что: “Блаженная Марфа Царицынская пока не причислена к лику святых, но сейчас проходит сбор исторического материала для комиссии по канонизации при Патриархии» (по материалам волжской газета “Верую” (июнь 2002) статья о блаженной Марфе, подготовленная Аллой Чудиновой).
Именно святую Марфу Вифанскую и Марфу Царицынскую многие блогеры соединили в одну историческую личность, приписав в свой рецепт мистическую молитву явно неправославного содержания.
Так кто же из них «исполняет» желания? Давайте разбираться.
Так как у меня нет цели подробного жизнеописания, я ограничусь краткими вехами их жития.
СВЯТАЯ МАРТА (МАРФА) ВИФАНСКАЯ
Сведений о святой Марфе совсем немного, но всё же Господь прославил её имя в лике святых. Давайте вкратце посмотрим, что нам известно об этой святой.
Святая Марфа Вифанская – это сестра Лазаря Четверодневного (которого Господь воскресил на глазах множества свидетелей) и Марии (которая любила слушать Господа, за что однажды укорила её Марфа). Кому интересны эти две удивительные истории, советую об этом узнать из Евангелия от Луки и Иоанна. Именно из истории о Марфе и её сестре Марии мы узнаём о том, что бывает два вида служения Господу.
Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. (Лк. 10:38—42)
Святая Марфа, впрочем, как и её сестра, горячо уверовали в Иисуса Христа ещё до воскрешения Лазаря, и с честью принесла эту веру до конца своих дней.
Ещё нам известно то, что святая Марфа, вместе с сестрой и братом, а так же святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием отправилась проповедовать Христа в Галлию, где она, спустя 30 лет скончалась в отшельничестве.
В Православии святая Марфа почитается в чине жён-мироносиц святых праведных.
МАРФА ЦАРИЦЫНСКАЯ
Единственное фото Марфы
Марфа (есть мнение о том, что настоящая фамилия женщины Медвенская, хотя доподлинно не известно даже мирское имя женщины) родилась в 1880 году в Царицын (Волгоград).
Молодая девушка, окончив гимназию, отправилась в город Петербург, на встречу с Иоанном Кронштадтским и получила от него благословение.
Отец Иоанн предвидел, что девушке предназначен удел служения Господу и благословил её на трудный путь юродства Христа ради. Будущий святой велел ей назваться Марфой и отказаться от всего земного «чтобы она ходила и напоминала людям о Боге».
В конце 1908 года, после смерти Иоанна, Марфа возвращается в Царицын, где в первое время поселяется в сарае во дворе родительского дома, а потом начинает ночевать прямо на улице, под открытым небом.
По словам горожан, Марфа посещала только благочестивые семьи, предпочитая семьи простых тружеников. Как и святую Ксению Петербургскую, Марфу старались пригласить в свой дом. Люди стали замечать то, что после её посещения, в семье воцаряется мир, выздоравливают больные, появляется достаток. Духовными советами, чистотой сердца и чудесами излечения, Марфа снискала любовь горожан. Приезжавшие к ней люди по несколько дней ждали приёма матушки.
Кроме чуда исцеления, Бог даровал Марфе и дар предвидения. Она предсказала: русско-японскую войну, первую мировую, революцию, цареубийство, Великую Отечественную войну.
А вы знаете, что Марфу Царицынскую её ещё при жизни называли святой? Правда она очень негативно относилась к таким заявлениям.
Посещая состоятельные семьи, Марфа призывала жертвовать свои деньги на строительство храмов и церквей. По её молитвам и по её зову, почитавшие матушку горожане нашли средства и силы достроить Свято-Духовой монастырь, и даже в знак уважения выложили маленькую келью, специально для Марфы.
Григорий Распутин, приезжая в город Царицын, старался навестить Марфу, встречая её словами: «Здравствуй, Христова невеста!».
Умерла Марфа в возрасте 45 лет. Погребли её в Свято-Духовом монастыре. Сбылись пророческие слова Марфы о том, что хоронить её будут 3 раза. И действительно, после того, как в святой обители советские власти устроили тюрьму для кулаков, могилу Марфы перенесли к Алексеевской церкви, а после закрытия церкви, могилу перенесли на Центральное кладбище. А ещё сбылись слова Марфы о том, что к её могилке будут приходить страждущие люди за помощью и каждого пришедшего она выслушает и поможет.
Как я писал выше в настоящее время собираются материалы к прославлению Блаженной Марфы.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О «МОЛИТВЕ К СВЯТОЙ МАРТЕ НА ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ»
Теперь, когда вы узнали о земных жизнях обоих Марф (Март), пора поговорить об удивительной «молитве с рецептами исполнения желаний, о которой я говорил в начале поста.
Как вы, наверное, уже поняли, это не молитва, а чистой воды заговор. Причём заговор, который слегка напоминает католическую молитву к святой Марте Вифанской. Само собой никакая святая не отзывается на текст сомнительного содержания. Да, святые помогают нам, они молят Бога за нас и по их молитвам происходят чудеса, но это вовсе не означает того, что, к примеру, святая Марта исполняет желания, а святой Спиридон Мирликийский помогает разбогатеть.
ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ПО ЭТО ПОВОДУ ГОВОРИТ БАТЮШКА
ТАК ЧТО ЖЕ, СИЛЬНОЙ МОЛИТВЫ НЕТ?
Конечно же, есть. И пусть я повторяюсь, но: «Самая сильная молитва – это та, что идёт из глубины сердца, та, что подкреплена сильнейшей силой любви и бескорыстным, искренним желанием помочь другому». Святые помогают нам не из-за комбинации определённых слов, произносимых для них, но помогают нам, глядя на наши сердца и стремления, во благо нам и по Воли Господа.
Если вы правильно меня поняли, то уверуйте и помолитесь всей силой души своей к святой Марфе. И эта молитва будет воистину «сильной».
МОЛИТВА СВЯТОЙ МАРФЕ И МАРИЕ
О святыя и всехвальныя ученицы Христовы, Боголюбивыя Марфо и Марие! Умолите возлюбленнаго вами и вас возлюбившаго Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте, Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным, грехов оставление, в вере правой нелицемерное и твердое стояние.
Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и к ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да, тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, с дерзновением веры и упования предстанем на оный Страшный Суд и, добрый ответ на нем воздавше, радости вечныя в Царствии Небеснем сподобимся.
Аминь.
На этом всё. Храни, всех Господь.
Олег П.
- Категории:С Богом
- Ключевые слова:Молитвы,Святые
Oleg Plett 8:33 дп
Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже Спасибо!
Марфа Царицынаская – житие и значение в православии
Молодая девушка, имя которой осталось неизвестным, родилась и закончила гимназию в городе Царицын (Волгоград) в конце XIX века. Желая встать на путь служения Господу, она отправилась в Петербург, где встретилась с Иоанном Кронштадтским, настоятелем Андреевского собора в Кронштадте.
Проповедник, духовный писатель, канонизированный после успения в лике святого праведника, благословил юную девушку на путь юродства Христа ради (отказа от привычных жизненных благ, чтобы свидетельствовать людям о Христе) и наказал ей звать себя Марфою.
В 1908 году, после смерти отца Иоанна, девушка возвратилась в Царицын, где начала служение Господу, как ей предрек будущий святой. Юродивая Христа ради жила под открытым небом, посещала семьи, соблюдавшие православные нормы поведения. Ее посещение было хорошим знаком:
- в доме прекращались конфликты;
- излечивались больные;
- улучшалось материальное благополучие.
Православные верующие были рады увидеть Марфу в своем доме. Состоятельные горожане по ее призыву жертвовали деньги на строительство Свято-Духового монастыря. В знак уважения к блаженной Марфе была выстроена келья, где она принимала приезжавших за советом и утешением людей.
Марфа Царицынская имела дар исцеления и пророчества. Она умерла в 1925 году, предсказав, что ее похоронят 3 раза. Первое ее погребение было в Свято-Духовом монастыре, затем останки перезахоронили рядом с Алексеевской церковью. После закрытия храма могилу перенесли на Центральное кладбище.
Еще при жизни Марфу называли святой, но она отвергала такое почитание. Православная русская церковь не канонизировала блаженную Марфу, но к ее могиле едут люди, чтобы получить помощь и исцеление.
Войти на сайт
Есть в Волгограде место, куда воистину не зарастает народная тропа. Это могила блаженной Марфы Царицынской на Центральном кладбище. Сюда приезжают люди со всей России. Прошло восемь десятков лет со дня смерти Блаженной Марфы, но слава ее в народе год от года только растет…
Марфа Блаженная родилась в Царицыне в 1880 году в семье обеспеченных людей. Уже с детства она была весьма набожной. Совсем маленькой девочкой она одна отправилась к чудотворцу и протоиерею Иоанну Кронштадтскому в Санкт-Петербург. Он-то и сказал Марфе об ее предназначении — ходить от дома к дому, чтобы напоминать простым людям о Боге. Вернувшись в Царицын, Марфа рассказала о напутствии старца родителям, которые подбирали для любимой дочери завидного жениха. Однако в ту пору Россия была страной набожной, и перечить воле старца никто не стал. Марфа поселилась в сарае рядом с родительским домом, отказалась от обеспеченной жизни. Она ходила по городу, выполняя возложенную на нее миссию. В скором времени народ окрестил ее «блаженной». Люди стали примечать, что, пообщавшись с ней, больные исцеляются, в семьях наступает мир, приходит достаток, а блудные мужья возвращаются домой.
Ее часто приглашали к себе богатые жители Царицына. Но блаженная, как и ей и было велено Иоанном Кронштадтским, предпочитала общаться с простыми людьми. По свидетельству современников, люди почитали за честь принять ее у себя. Как и все блаженные, она была провидицей. Говорила притчами, смысл которых, как правило, становился ясен гораздо позднее. Так, рассказывают, что не велела Марфа выходить замуж одной юной девушке. Однажды вдруг возьми да и начни таскать ее за косу, приговаривая, мол, береги косу. «Да вот же она коса, целая», – не могла ничего понять ее подопечная… Несколько лет спустя девушка вышла-таки замуж, но потом супруг оставил ее вместе с малолетними детьми и уехал навсегда. Тогда и вспомнили пророчество Марфы…
Блаженная Марфа призывала всех горожан оказать помощь в строительстве Свято-Духова монастыря. И люди действительно делали щедрые пожертвования и сами участвовали в его возведении. Специально для Марфы там даже построили маленькую келью.
Рассказывают, что в 1910 году с Марфой общалась императрица Александра Федоровна (супруга Николая II). И что уже тогда Марфа предсказала всей царской семье гибель. А о себе блаженная говорила, что будет трижды перезахоронена, что и произошло в действительности. Она скончалась в возрасте 45 лет. Захоронили ее в Свято-Духовом монастыре. Когда большевики устроили в нем тюрьму для кулаков, мощи Марфы перенесли в Алексеевскую церковь, а потом на Центральное кладбище.
В наши дни не только пожилые люди, но и молодёжь приходит на могилку к блаженной поделиться своими бедами. Верующие люди просят её молитвенного предстательства перед Господом. По свидетельству работников храма во имя священномученика Иосифа митрополита Астраханского, расположенного на территории кладбища, на могилку к блаженной Марфе ежедневно приходят священники, монашествующие и миряне. Каждую субботу и воскресение после литургии на могиле подвижницы совершаются панихиды. Работникам храма приходится часто подсыпать на могилку новый песочек, так как верующие, посетив могилку праведницы, стараются взять щепотку песка с собой, как святыню. Многие люди с верой прикладывают дома песочек к больным местам и получают долгожданное исцеление. Имеется множество свидетельств благодатной помощи, получаемой после молитвенного обращения к блаженной Марфе.
Из рассказа рабы Божией Елены М.: «У меня сильно болела рука, ни массажи, ни уколы не помогали. В этом году опять началось обострение. Я сходила на могилку блаженной Марфы и вечером стала прикладывать к больной руке песочек с ее могилки. При этом просила о выздоровлении. Утром проснулась без боли в руке. Моей благодарности нет предела».
Рассказывает раба Божия Эльвира Ш.: « На могилке матушки посетовала на усталость, желание отдохнуть. Но из-за проблем с финансами отдых не получался. Через неделю после просьбы — мне предложили бесплатную путевку в санаторий «Мать и дитя» на Черноморском побережье».
Из рассказа рабы Божией Нины З.: «В октябре 2003 года я попала под сокращение. От знакомых я узнала, что есть на центральном кладбище могила блаженной Марфы. Я пошла на могилку попросила ее помочь с поиском работы. Прошло всего две недели — мне позвонили и предложили очень хорошую работу, о которой я и не мечтала. Я очень благодарна блаженной Марфе за ее помощь. Постоянно хожу на ее могилу».
Рассказывает раба Божия Галина: «Блаженная Марфа Царицынская помогла моим внукам. Когда старшему, Андрею, было 9 лет, он был «одержим» воровством. Ничего нельзя было оставить дома, в карманах, он все тащил. Беседовали с ним и родители, и батюшка, ничего не помогало. Бедный ребёнок говорил: «Я не могу удержаться». Мы отслужили с ним 3 раза панихиду на могиле блаженной. Через некоторое время он говорит: « Мне больше не хочется воровать». Через три года та же беда постигла и младшего внука. И опять обратились к блаженной Марфе за помощью. Она не оставила нас в беде. Я очень советую всем у кого проблемы с детьми, приходите к матушке Марфе (на могилку). Служите панихиды на ее могилке, она поможет Вам. Да спасет вас Бог по ее святым молитвам!»
Готовится материал к прославлению блаженной Марфы Царицынской.
Могила блаженной Марфы расположена на Центральном кладбище г. Волгограда. У железнодорожного вокзала нужно сесть на троллейбус 7 или 10, остановка
«Технологический Колледж».
Предлагаем подписаться на рассылку «Подвижники милосердия»
Подробности на сайте: www.blagie.ru
Марфа Московская – житие и значение в православии
О Марфе Московской известно, что она жила в конце XVI, начале XVII веков, носила в миру имя Дарья и была монахиней Ивановского девичьего монастыря. При постриге получила имя Марфа. Насельница была столь ревностна в служении Господу, что была удостоена великой схимы.
Великая схима – это полное отречение от земной жизни, аскетичное затворничество. Но Марфа пошла дальше в своей горячей любви к Небесному жениху: она стала Христа ради юродивой. Добровольные страдания, на которые обрекла себя схимонахиня, – голод, холод, жара – подкреплялись смиренным принижением перед людьми.
Изголовьем блаженной служил камень. Ходила она зимой и летом босая, полуодетая. Летними ночами удалялась Марфа из монастыря на Воробьевы горы, где до утра молилась Спасителю. Вернувшись поутру, выстаивала все службы в монастырской церкви.
Несмотря на внешнее юродство и безумные поступки, люди чувствовали в блаженной внутреннее благочестие. Особым почетом юродивая Христа ради пользовалась у правителей русского государства, Романовых. Царица Евдокия Лукьяновна (1608-1645 гг) часто навещала схимонахиню и просила ее помолиться о благополучных родах и здоровых младенцах.
Царский обычай служить молебен на ее гробнице с просьбой о помощи в родоразрешении переняли женщины высокородного происхождения и простолюдинки. Умерла юродивая Христа ради 1 марта (по старому стилю) 1638 года. По распоряжению царя гроб с останками блаженной поставили в церкви Ивановского монастыря, обложив его кирпичом и накрыв надгробной плитой из белого камня. На надгробии были выгравированы дата, имя усопшей старицы до пострига и в монашестве (Дарья и схимонахиня Марфа юродивая).
Михаил Федорович и Евдокия Лукьяновна продолжали чтить память Марфы: навещали ее гробницу, служили панихиды, передали шитый золотом покров для украшения надгробия. Потомки первой четы Романовых считали ее покровительницей рода, царицы продолжали навещать монастырь и служить панихиды во время беременности и перед родами.
Насельницы Ивановского монастыря бережно хранили предание о духовных подвигах юродивой Христа ради, схимонахине Марфе. Ее имя было внесено в монастырские святцы как святой праведницы.
В 1860 году началась перестройка старого храма. На время реконструкции останки блаженной, по решению митрополита Филарета, были перенесены в монастырскую часовню. Для этого был изготовлен деревянный ящик, куда, отслужив молебен, осторожно переместили гроб.
За 200 лет от деревянного каркаса сохранились нижние доски. Кости были светло-желтого цвета, не тронутые тлением, сохранили положение тела при захоронении. Под пение «Трисвятое» ящик перенесли на временное место. Через 15 лет, по окончании строительства, останки были торжественно возвращены в храм, где их поместили в мраморную гробницу.
Возобновились молебны в честь блаженной. Поток верующих увеличивался с каждым годом из-за чудесных исцелений от пьянства, облегчения родовых страданий. Сохранились свидетельства явлений Марфы монахиням. Первый раз ее увидели старицы, оставшиеся в разоренном французами Ивановском монастыре. Марфа молилась ночью в озаренном чудным светом храме. Вскоре монастырь был восстановлен на пожертвования мирян.
В 1878 году с блаженной пообщалась храмоздательница Ивановского монастыря. В своей комнате она увидела старую женщину в монашеском одеянии, поднимающую стоящие на полу иконы для иконостаса. Ответив на вопрос, что она Марфа из Ивановского монастыря, монахиня исчезла. Храмоздательница восприняла это как знак, что с иконами, даже неосвященными, надо обращаться благоговейно.
В 20-е годы монастырь был закрыт. В 1927 году мощи святой были перезахоронены на Ваганьковском кладбище, местонахождение неизвестно. С 2001 года блаженная внесена в список Московских святых, в общецерковном календаре день памяти не отмечен.
Блаженная Марфа Царицынская
Множество святых,множество подвижников благочестия явила миру Русская земля, взрастила и воспитала Русская Православная Церковь. Хотелось бы рассказать об одной такой подвижнице, очень почитаемой в Волгограде, о блаженной Марфе Царицынской. Царицын — первоначальное название города Волгограда. Сейчас готовится материал к прославлению блаженной Марфы Царицынской. А наш рассказ основан на книге «Православные подвижницы двадцатого столетия» (автор-составитель Светлана Девятова). Будущая подвижница родилась в 1880 году в Царицыне (г. Волгоград) в благочестивой состоятельной семье. К сожалению, мы не знаем, какое имя она получила в святом крещении, не известна и её фамилия. Известно лишь, что, когда она окончила гимназию, родители решили отправить её в Петербург к отцу Иоанну Кронштадскому, и прозорливый пастырь благословил ее на путь юродства Христа ради, велев называться Марфой.
Марфа поехала домой, простилась с родителями и вернулась в Петербург, где жила до кончины отца Иоанна Кронштадского. В конце 1908 года Блаженная Марфа возвратилась на родину, в Царицын. Первое время подвижница жила в сарае, который который стоял во дворе родительского дома.
Часто блаженную Марфу приглашали к себе горожане, многие с радостью принимали её, было замечено, что по молитвам праведницы исцеляются больные, в доме воцаряется мир и покой, улучшается и благосостояние семей. Приходя в гости к состоятельным людям, она всегда напоминала хозяевам о необходимости жертвовать на храмы, говорила, что Господь любит милосердных людей, просила их помогать страждущим, больным людям.
Блаженная Марфа призывала всех горожан оказать помощь в строительстве Свято-Духовского монастыря. Верующие, глубоко почитавшие блаженную Марфу, делали щедрые пожертвования, сами участвовали в строительстве монастыря. По молитвам праведницы монастырь к 1911 году был достроен.
По рассказам извозчика Владимира Климовича Инина, жившего не далеко от обители, ему приходилось часто по просьбе блаженной Марфы, возить в монастырь строительный материал и другие пожертвования. Владимир Климович вместе с другими верующими специально для матушки Марфы построил в монастыре маленькую келью.
Матушка Марфа часто приходила во двор к Ининым, иногда ночевала в сарае с козами. В дом заходить отказывалась, говорила: «Солома и козы – это то, что мне надо». Хозяева вспоминали, что когда матушка оставалась ночевать, во дворе стояла какая-то необычная тишина.
Матушка любила цветы, птиц. Говорила, что всё это премудрость Божия. Блаженная любила кормить птиц и животных. Всех, кто прислушивался к её словам, учила беречь каждую крошку хлеба, советовала всё отдавать птицам, говорила: «Птички всё подберут и помолятся за вас».
Верующие люди часто прислушивались к духовным советам старицы, знали, что предсказания блаженной всегда сбываются, и если уж блаженная не советует что-то делать, лучше не творить свою волю.
Приведём лишь несколько свидетельств прозорливости блаженной старицы. В семье Ининых было четыре дочери: Луша, Груша, Анна и Евдокия. Матушка Марфа не советовала Евдокии выходить замуж. Как-то после службы в монастыре, матушка Марфа схватила веник и стала гонять Евдокию вокруг монастыря, выкрикивая: «Кто тебе велел отрезать косу?» Евдокия, чуть не плача, оправдывалась: «Матушка Марфа, вот моя коса. Она у меня целая». Когда через несколько лет Евдокия вышла замуж, и муж вскоре бросил её с маленькими детьми, Евдокия вспомнила предостережение прозорливицы.
Старшую дочь Евдокии Ивановны, Лушу, матушка Марфа как-то перекрестила три раза, поцеловала и сказала: «А ты скоро поедешь в Москву». Луша ей ответила, что у них в Москве никого родных нет. Матушка ответила: «Найдутся родные и не мало». (Матушка говорила притчами.) Луша спросила: «Как же я уеду, а как же муж и сын?» Матушка успокоила её, что все они в Москве увидятся. Через три недели после этого разговора у Луши был сердечный приступ, и она внезапно скончалась. Через месяц после этого умер её муж, потом сын.
Анну матушка Марфа благословила жить с Богом, предсказала, что жизнь у неё будет трудная, но она всё перенесёт. Так всё и было. Замуж Анна вышла за человека состоятельного Михаила Васильевича Гурьева. Матушка Марфа сказала, чтобы Михаил Васильевич на свои деньги построил новый храм. Время было тревожное, поэтому он спросил матушку: «Время такое, сколько же храм простоит?» Блаженная ответила: «Сколько он на земле простоит не важно, а на небесах он будет вечно». В это время брат Михаила Васильевича был в Москве. Он написал ему о просьбе матушке, через брата получил благословение от духовенства строить храм в честь преподобного Алексия, человека Божия. Вскоре храм был построен.
Из воспоминаний современников: «Блаженная Марфа предсказала, что Михаил Васильевич с ней будет лежать на одном поле, и он на этом поле будет первым. Михаил Васильевич Гурьев умер в 1933 году, его похоронили на новом кладбище. Землю для кладбища только отвели, и его крест был первым на нём. Во время похорон кто-то, вспомнив слова блаженной Марфы, сказал: «Правильно, Михаил Васильевич, матушка Марфа сказала, что ты первым на поле будешь»».
За молитвенной помощью к блаженной Марфе обращались не только жители Царицына, приезжали люди из окрестных сел и деревень, приезжали из других городов.
К прозорливой Царицынской блаженной в 1910 году приезжала Государыня Императрица Александра Феодоровна. В книге «Письма царской семьи из заточения» церковный историк Алферьев Евгений Евлампиевич (1908—1986 гг.) так описал свидание императрицы с блаженной Марфой: «Когда юродивая оказалась в присутствии царицы, она развернула восемь кукол, завёрнутых в газету. С силой бросив их на пол, она закричала: «Это вы, это вы, все вы!» Затем из чайника облила кукол красной жидкостью и подожгла их спичкой. Когда все куклы вспыхнули, она воскликнула: « Вот ваше будущее! Вы все сгорите! Я вижу кровь! Много крови …»
Антонина Антоновна Мельникова (1895-1975 гг.) рассказывала, что в отрочестве страдала водянкой. Зная о силе молитв подвижницы, она стала упрашивать отца отвезти её к матушке Марфе. Отец долго не соглашался её везти (Вероятно, он как фармацевт считал, что блаженная Марфа не сможет помочь дочери, так как отёк был сильнейший). Тогда Антонина обмотала отёкшие ноги тряпками и сказала, что сама пойдет пешком, отец смирился, и утром они вдвоём отправились к блаженной. Матушку Марфу они нашли лишь в полдень (верующие рассказали, где она находилась в тот день). Когда Антонина увидела матушку, расплакалась и сказала: « Мне так плохо, наверное, скоро умру». «Умрёшь – умрёшь», — согласилась матушка Марфа. Потом посадила Антонину, её голову положила себе на колени и стала тихонько молиться над ней. Спустя несколько часов Антонина, по молитвам матушки Марфы, полностью исцелилась: жидкость, причинившая отроковице столько страданий, вышла естественным образом. Благодарная отроковица всей душой привязалась к блаженной Марфе, часто навещала её, потом стала ходить вместе с ней как послушница.
Антонина Антоновна вспоминала, что ходили они всегда с полными сумками: «Матушка для монастыря всё собирала». Антонина вскоре научилась понимать язык блаженной Марфы. Если матушка говорила: «Здесь безголовые живут», — значит, хозяева были люди не очень добрые. Когда говорила: «Здесь австрийцы – живут», — значит, хозяева — люди неверующие. «Домов много, домов много, а ночевать негде», — означало, хозяева ночевать не примут. Если матушка, придя в дом, говорила: «Скоро блины будем печь». Значит, предупреждала, что скоро в этом доме кто-то умрёт. Многие верующие почитали блаженную Марфу как святую, ставили её портрет в красный угол к иконам. Блаженной это не нравилось, она просила, чтобы не делали этого.
Спала блаженная Марфа очень мало, насыплет сухарей за спину, чуть вздремнёт и встаёт (на сухарях долго не поспишь). Когда блаженная ходила по городу, часто бросала в прохожих камешки (в карманах у неё всегда были мелкие камешки). Люди сердились, некоторые даже ругались. Позже люди стали замечать, что если камешек попадал в больное место, боль стихала, болезнь отступала.
Кончина подвижницы была для всех неожиданной. Блаженная Марфа отошла ко Господу в 1925 году. Незадолго до смерти блаженная Марфа говорила, чтобы все приходили к ней на могилку, она каждого выслушает и поможет.
Блаженная предсказывала, что хоронить её будут три раза. Так и случилось. Первый раз блаженную Марфу похоронили в Свято-Духовском монастыре за алтарём летней церкви. После закрытия монастыря церковь стали перестраивать. Монахини перезахоронили матушку Марфу на кладбище. Её могилка была около входа в Алексеевскую церковь (ул. Голубинская). В конце 40-х годов закрыли и Алексеевскую церковь. Тогда перенесли матушку Марфу на Центральное кладбище, отслужили погребение. Так исполнились слова блаженной Марфы о том, что хоронить её будут трижды, и с Михаилом Васильевичем Гурьевым они будут лежать на одном поле.
Нескончаемым потоком шли люди на могилку блаженной. В 1942 году говорили, что надо взять из могилы гроб святой Марфы Царицынской, обнести его вокруг города, и город будет спасён.
Более восьми десятилетий прошло со дня смерти блаженной Марфы Царицынской, но память о ней живёт в сердцах людей, рассказы о подвижнице передаются из поколения в поколенье. В наши дни не только пожилые люди, но и молодёжь приходит на могилку к блаженной поделиться своими бедами. Верующие люди просят её молитвенного предстательства перед Господом. По свидетельству работников храма во имя священномученика Иосифа митрополита Астраханского, расположенного на территории кладбища, на могилку к блаженной Марфе ежедневно приходят священники, монашествующие и миряне. Каждую субботу и воскресение после литургии на могиле подвижницы совершаются панихиды. Работникам храма приходится часто подсыпать на могилку новый песочек, так как верующие, посетив могилку праведницы, стараются взять щепотку песка с собой, как святыню. Многие люди с верой прикладывают дома песочек к больным местам и получают долгожданное исцеление. Имеется множество свидетельств благодатной помощи, получаемой после молитвенного обращения к блаженной Марфе.
Из рассказа рабы Божией Елены М.: «У меня сильно болела рука, ни массажи, ни уколы не помогали. В этом году опять началось обострение. Я сходила на могилку блаженной Марфы и вечером стала прикладывать к больной руке песочек с ее могилки. При этом просила о выздоровлении. Утром проснулась без боли в руке. Моей благодарности нет предела».
Из рассказа рабы Божией Нины: «…Пять лет ходила оформлять пенсию по горячему стажу (45лет). Все какие-то препятствия: то справки не дают, то не отвечают по бывшему месту работы (из Казахстана). После молитв на могиле блаженной Марфы позвонили из Казахстана и сказали, что все готово, все сделано. Бог вам всем в помощь, и царствие небесное Марфе!»
Рассказывает раба Божия Эльвира Ш.: « На могилке матушки посетовала на усталость, желание отдохнуть. Но из-за проблем с финансами отдых не получался. Через неделю после просьбы — мне предложили бесплатную путевку в санаторий «Мать и дитя» на Черноморском побережье».
Из рассказа рабы Божией Нины З.: «В октябре 2003 года я попала под сокращение. От знакомых я узнала, что есть на центральном кладбище могила блаженной Марфы. Я пошла на могилку попросила ее помочь с поиском работы. Прошло всего две недели — мне позвонили и предложили очень хорошую работу, о которой я и не мечтала. Я очень благодарна блаженной Марфе за ее помощь. Постоянно хожу на ее могилу».
Рассказывает раба Божия Галина: «Блаженная Марфа Царицынская помогла моим внукам. Когда старшему, Андрею, было 9 лет, он был «одержим» воровством. Ничего нельзя было оставить дома, в карманах, он все тащил. Беседовали с ним и родители, и батюшка, ничего не помогало. Бедный ребёнок говорил: «Я не могу удержаться». Мы отслужили с ним 3 раза панихиду на могиле блаженной. Через некоторое время он говорит: « Мне больше не хочется воровать». Через три года та же беда постигла и младшего внука. И опять обратились к блаженной Марфе за помощью. Она не оставила нас в беде. Я очень советую всем у кого проблемы с детьми, приходите к матушке Марфе (на могилку). Служите панихиды на ее могилке, она поможет Вам. Да спасет вас Бог по ее святым молитвам!»
Готовится материал к прославлению блаженной Марфы Царицынской. Просьба ко всем православным людям, кто, узнав о блаженной Марфе, мысленно обращался к ней за молитвенной помощью, и вскоре получил просимое, предоставить записанные свидетельства настоятелю кладбищенской церкви иеромонаху Леониду (Исаеву). Спаси вас Господи по молитвам блаженной Марфы!
Могила блаженной Марфы расположена на Центральном кладбище г. Волгограда. У железнодорожного вокзала нужно сесть на троллейбус 7 или 10, остановка «Техникум». Работники Храма Cщмч. Иосифа митрополита Астраханского. всегда подскажут вам, как найти могилу блаженной Марфы. Адрес кладбища и Храма: г. Волгоград, ул. Карла Либкнехта 2а, кладбище, храм Cщмч. Иосифа митрополита Астраханского.
Иконография
Святую Марту Вифанскую изображают среди жен-мироносиц или с сестрой Марией, или на индивидуальном образе. На ней накинут синий платок/покрывало, в руках – сосуд с благовониями. Каппадокийская Марта на иконе стоит рядом со столпом, на котором восседает ее сын, праведный Симеон.
Сохранился чудотворный мозаичный образ Марфы Московской на ее мраморном надгробии. Находится в храме Иоанно-Предтеченского монастыря. Блаженная в одеянии схимонахини в правой руке держит крест, левой благословляет верующих.
Блаженная Марфа Царицынская не причислена к лику святых, ее образ в иконографии отсутствует.
Иоанновская семья
21.08.2018
Из исследовательской работы «Пребывание Иоанна Кронштадтского в Царицынском уезде Саратовской губернии»
Всегда ищите добра — и друг другу, и всем.
Иоанн Кронштадтский.
Первое посещение Царицына
В наиболее популярной в то время газете «Волжско-Донской листок», в № 1460 от 3 июля 1894 года, подробно излагались обстоятельства пребывания протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) у берегов Царицына.
Рыбинская купчиха Липовская в том же 1894 году или годом ранее обратилась к батюшке Иоанну с просьбой исцелить ее больного сына. После молитв великого русского подвижника ребенок стал здоровым, и в благодарность купчиха наняла в обществе «Самолёт» отдельный пароход (как проведали пронырливые журналисты, за 300 рублей в сутки) и предложила Иоанну Кронштадтскому отдохнуть на нем летом во время поездки вниз по Волге.
Все православные, читавшие когда-либо житие святого Иоанна Кронштадтского, знают, каким напряженным был труд праведника. Ежедневно он совершал Литургию, во время которой храм, рассчитанный на пять тысяч прихожан, не вмещал всех желающих помолиться. Одно причащение длилось по два-три часа – столько было жаждущих сочетаться со Христом. «Без причастия я умираю», — говорил отец Иоанн, и вслед за ним эти слова повторяли его ученики и соратники.
Со всей Руси тянулись в Кронштадт паломники. Тысячи людей приезжали ежедневно, на почте пришлось открыть специальное отделение для корреспонденции чудотворца. Никого не забывал русский подвижник, каждому оказывал помощь, давал советы, отвечал на вопросы. Конечно, он нуждался хотя бы в кратковременном отдыхе. Но батюшка решил, что в некоторых городах на Волге он все же будет останавливаться, служить Литургию.
Пароход «Отважный», на котором от Ярославля отправился по Волге отец Иоанн и сопровождающие лица (среди них была и купчиха Липовская с сыном), неторопливо плыл от одного волжского города к другому. Вскоре он прибыл в губернский центр Саратов, где Иоанн Кронштадтский сошел на берег и в соборе вместе с епископом Саратовским и Царицынским Николаем (Налимовым) отслужил Литургию. 30 июня из Саратова была послана телеграмма о том, что батюшка направляется в Царицын, где будет тоже служить.
Утром 1 июля пароход «Отважный» совершает стоянку в Дубовке. Из рассказа протоиерея Сергия Ермакова, настоятеля Покровского храма г. Дубовки, мы узнали, что к приезду известного Кронштадтского пастыря местное градоначальство готовилось долго. Набережная была покрыта коврами, был приготовлен пышный обед. Городское население выстроилось согласно чину: градоначальник, купцы, торговцы, а самое бедное — оказалось в конце этой длинной очереди. Когда батюшка спустился с палубы корабля, он, не удостоив начальство города своим вниманием, прошел вдоль улицы Московской в самый конец толпы, к бедной вдове с 6-7 детьми и протянул ей мешочек с деньгами, а затем вернулся на свой корабль, так и не сказав никому ни слова.
Следующий остановкой парохода стал Царицын. Телеграмма пришла поздно, но радостная весть облетела город быстро. На следующее утро массы народа заполнили берег возле пристани конторы общества «Самолёт». Около 10 часов утра 1 июля показался «Отважный». Сразу он пристал у Соляной пристани, рядом с нынешним музеем-панорамой «Сталинградская битва». Там стояла баржа для налива нефти, около нее и остановился пароход с Батюшкой. Тут же от самолётской пристани отвалил небольшой пароход «Черемис», на борту которого находились городской голова А. М. Шлыков, председатель правления Дома трудолюбия В. Ф. Лапшин, священник Петр Строков и некоторые другие царицане. Они обратились к отцу Иоанну с просьбой сойти здесь на берег, но получили категорический отказ. Возможно, упоминание в газетах об этой категоричности и послужило в дальнейшем основанием для предположения о нежелании Кронштадтского пастыря вообще встречаться с жителями нашего города.
Когда «Черемис» вернулся к пристани общества «Самолёт» и известие о том, что батюшка Иоанн не сойднт на берег, было получено собравшимися там людьми, на пароходик погрузились представители царицынского духовенства и дети, желающие получить благословение у Кронштадтского подвижника. «Черемис» был переполнен: на нем находились благочинный г. Царицына протоиерей Андрей Флегматов, священники Арсений Соколов, Семен Кузьмин, Иоанн Еленский, игуменья подворья Балашовского монастыря Мария, подопечные из приюта при Покровской церкви. На пароходик принесли и лежащего практически без движений больного священника Иоанна Дроздова, бывшего регента архиерейского хора.
Пока вся эта делегация садилась на «Черемис», пока он оторвался от берега и начал движение вверх по Волге, пароход «Отважный» уже отчалил от Соляной пристани и двинулся к югу. Вскоре оба судна встретились, притормозили, сблизились бортами, и члены делегации царицан перебрались с «Черемиса» на пароход к батюшке Иоанну. Кажется, приютянки не пересаживались на «Отважный», так можно понять содержание заметки в газете. Корреспондент «Волжско-Донского листка» отмечал, что расслабленный священник Дроздов был пересажен с большим трудом, но Иоанн Кронштадтский сразу же подошел к нему, возложил на больного руки и помолился о его исцелении.
Среди членов царицынской делегации был и помощник пристава второй части города Аркадьев, который обратился к отцу Иоанну со словами благодарности за исцеление, которое, видимо, произошло во время поездки этого человека в Кронштадт или в результате обращения по почте.
Тем временем отец Андрей Флегматов снова обратился к Кронштадтскому протоиерею с просьбой посетить Царицын, но отец Иоанн ответил, что не может этого сделать. Поняв, что решение окончательное, благочинный решил в то небольшое время, пока он будет на корабле, познакомить подвижника с жизнью православного Царицына. Разговор начал батюшка Иоанн. Он сказал, что заметил среди жителей города уважение к пастырям, высокую религиозность. Отец Андрей подтвердил, что в Царицыне сектантов немного. Это известие порадовало Кронштадтского чудотворца.
Протоиерей Флегматов был известным местным историком Церкви, проповедником. Именно в 1894 году в царицынской типографии госпожи Е. Г. Жигмановской вышла в свет его книга «Поучения на разные дни, речи и заметки», но, скорее всего, она появилась уже после отъезда отца Иоанна, поскольку в заметке о его пребывании у берегов Царицына об этой публикации не упоминается. Но материалом благочинный владел хорошо, поэтому он рассказал о том, что в городе много древних церквей. Внимательно выслушав рассказ, батюшка Иоанн сказал: «У меня на родине на реке Суре есть церковь, которой 300 лет, но теперь в ней уже не служат».
В разговор вступила игуменья Мария. Она пожаловалась, что царицынские власти отказывают ей в выделении земли, необходимой для сооружения ограды монастыря. Иоанн Кронштадтский сказал, что нужно только терпение, дело может разрешить только город.
Кто-то из приехавших сказал, что в Царицыне много больных, которые жаждут исцеления. На это батюшка произнес: «Господь их исцелит. Нужно иметь веру и молиться с усердием».
Нужно было прощаться. Члены делегации подошли под благословение Кронштадтского пастыря, он вручил им маленькие образки. Четыре образка досталось царицынскому полицмейстеру П. Н. Подъяпольскому. Гости покинули корабль отца Иоанна.
Пароход у самой самолётской пристани сделал оборот и прошел медленным ходом мимо собравшихся на берегу. Отец Иоанн Кронштадтский стоял на палубе с открытой головой и благословлял царицан. Многие пришедшие плакали, бросались на колени, просили сойти на берег. Но «Отважный» постепенно стал набирать ход и вскоре удалился от города. Так завершилось первое знакомство великого русского праведника с нашим городом и его жителями.
В начале 1990-х годов прошлого века в нашем городе можно было услышать рассказ о том, что дореволюционный Царицын был местом греховным и малодостойным, почему-де и святой Иоанн Кронштадтский не захотел побывать здесь, тогда как в соседних городах он останавливался, встречался со священнослужителями, горожанами, градоначальниками и служил литургии в храмах. Частично это объяснил сам Кронштадтский батюшка в 1901 году.
Второе посещение Царицына
В 1901 году астраханские купцы Егор Степанович Куликов, Степан Васильевич Носков и С. И. Захаров на свои средства построили храм в селе Никольском (Беспутном) в 25 верстах от Астрахани. Они обратились с просьбой освятить церковь к Иоанну Ильичу Сергиеву, настоятелю Кронштадского Андреевского собора, известному тогда всей России праведной жизнью, замечательными проповедями, книгами, чудотворениями. Он никогда не отказывал людям, содействующим укреплению православной веры, и на этот раз отправился из Петербурга в далекую Астрахань.
В то время прямой связи между столицей и Нижним Поволжьем не было. Отец Иоанн доехал до Орла, пересел на поезд до станции Грязи, а затем уже проследовал в Царицын. Поезд из Грязей прибыл в ночь с 5 на 6 октября по старому стилю. Купцы постарались, чтобы путешествие не было для батюшки слишком обременительным, они заказали для него специальный вагон.
К приходу поезда Грязи – Царицын на вокзал прибыли официальные лица города. Вагон был отцеплен и с особым паровозом отправлен через станцию Соляную к дебаркадеру «Общества по Волге», поскольку дальнейший путь до Астрахани отец Иоанн должен был проделать на пароходе. В вагон к кронштадскому протоиерею вошли городской голова Ф. С. Семенов, полицмейстер Н. В. Потоцкий, соборный протоиерей о. В. Д. Волковский, священник о. С. И. Кузьмин и некоторые другие лица. Пока паровоз перевозил вагон на волжский берег, в нем шла дружеская беседа. Отец Иоанн пообещал, что на обратном пути обязательно приедет в наш город и отслужит обедню в соборе.
На волжском берегу, несмотря на глубокую ночь, собралось много царицан. Они узнали о приезде досточтимого пастыря из газет и, возможно, из проведей священников в храмах и хотели хотя бы издалека увидеть его. Как сообщил «Царицынский вестник», благодаря содействию военных переход из вагона на пароход прошел благополучно, не вызвав беспорядков. Отец Иоанн благословил с борта «Императрицы Александры» стоявших на берегу и ловивших каждый его взгляд, каждый жест горожан. В 3 часа ночи пароход отправился на юг. Е. С. Куликов сопровождал батюшку от Царицына.
В Астрахань пароход прибыл 7 октября в половину седьмого утра. Отец Иоанн освятил новую церковь в Никольском, вернулся в Астрахань, посетил храмы этого города, побеседовал со священниками и в 9 вечера 8 октября на небольшом пароходе «Ловец» отправился в обратный путь.
Сразу после отплытия из Астрахани батюшка спросил у сопровождавшего его управляющего рыбными и тюленьими промыслами Д. Ф. Хомутова, когда можно надеяться на прибытие «Ловца» в Царицын. Узнав, что это будет не раньше часу дня 10 октября, он обеспокоился, сказав, что обещал в этот день отслужить обедню в царицынском соборе и ему было бы прискорбно не сдержать слова. Тогда около 12 часов ночи Д. Ф. Хомутов около Петропавловки остановил более быстроходный пароход «Некрасов», принадлежащий , на который отец Иоанн и пересел вместе с сопровождавшими его купцами Куликовым и Носковым. Прощаясь с управляющим, высокочтимый пастырь сказал ему: «Мне у Вас очень хорошо, спокойно, я бы всего охотнее доехал с Вами до Царицына, но если Вы говорите, что к обедне в среду не успеем, то делать нечего: надо пересесть».
По пути из Чёрного Яра была дана телеграмма о приезде отца Иоанна Кронштадтского в Царицын. Снова он приезжал в наш город поздней ночью. «Некрасов» прибыл к царицынской пристани в 3 часа ночи 10 октября. Ночевал батюшка на квартире соборного протоиерея, а в 8 часов утра уже вместе с отцом Владимиром Волковским и другими священниками служил в соборе утреню и обедню. Он сам читал канон, как это всегда делал в Кронштадтском соборе.
Молящиеся переполнили собор, в нем царила атмосфера любви и благолепия. Отец Иоанн произнес проповедь на тему читаемого в тот день отрывка из Евангелия об укрощении Господом бури. Обращаясь к царицанам, он сказал, что несколько лет назад из-за большой жары в июле ему не довелось побывать в самом городе, но теперь Господь привел его служить в этом храме. Верующие ловили каждое слово пастыря, некоторые рыдали от радости и умиления.
После богослужения отец Иоанн посетил квартиры царицынских священников. У протоиерея о. Волконского выпили чаю, а потом побывали в гостях у о. Симеона Кузьмина и о. Алексея Лебедева. Во дворе к нему подвели женщину, страдающую падучей: приближаясь, она издавала громкие крики. Батюшка несколько раз благословил ее, прижал ее голову к груди, помолился, восклицая: «Изыди! Изыди!». Потом он велел ей перекрестится, что несчастной женщине после нескольких безуспешных попыток все же удалось. Она ушла со двора заметно успокоенная.
У отца Симеона собрались не только члены семьи, но и псаломщики, которые тоже получили благословение от пастыря. Батюшка был ласков с детьми, радостно благословлял их, целовал в головки, поил их чаем.
Около 12 часов дня отец Иоанн с протоиереем о. Владимиром отправились в женскую гимназию. В гимназическом зале были построены все преподаватели, классные надзирательницы, ученицы всех классов. Гостей встречала начальница гимназии. Кронштадтский батюшка сказал краткое пастырское слово, в котором призвал гимназисток прилежно учиться, блюсти в чистоте свою душу. Он благословил всех собравшихся.
Далее путь лежал в приют. Отца Иоанна встретили здесь хлебом-солью. Хор воспитанниц спел молитву «Достойно есть». Батюшка благословил присутствующих. Перед ним на колени упали жених и невеста Серебряковы, которые получили от Великого пастыря благословение на брак. В актовом зале приюта священник о. Арсений Соколов отслужил молебен с водосвятием, отец Иоанн надел на него свою епитрахиль. На молебне присутствовали городской голова, некоторые члены управы, гласные, много царицан.
Городское руководство дало в честь кронштадтского протоиерея обед, но и во время его отец Иоанн продолжал свое пастырское служение. К нему приводили многих больных, которых он благословлял и молился над ними. Родные с большим трудом вели женщину, которую корчило и ломало, она билась и кричала. Выходя от Батюшки, женщина перекрестилась, после чего он сказал ей громко: «Иди, ты исцелена!». Твердой походкой она подошла к образам, сделал три земных поклона, поцеловала иконы и удалилась.
Приютянки, как называли воспитанниц приюта, пели духовные песнопения. Пока шел обед, поток здоровых и больных, взрослых и детей, спешащих под благословение отца Иоанна, не иссякал. И он никому не отказывал, всех встречал с любовью и радостью…
После обеда Кронштадтского пастыря пригласили в дома горожан. Сразу он побывал у соборного старосты Е. С. Фаломеева, отслужил молебен, благословил многих беспрепятственно допущенных в дом посетителей. Далее его ждали в домах купцов Лебедева, Рысиных, Пирогова, Хохлова, вдовы Таракановой, Никоновых, В. А. и К. Я. Ивановых. Всюду Батюшка служил молебны. За экипажем, перевозившим отца Иоанна по Царицыну, следовало много народа, он всех благословлял, каждому дарил добрый взгляд и ласковое слово. В доме вдовы Масловой было много детей, которые получили благословение от Батюшки. Среди них были горбатая девочка и глухой мальчик, на которых пастырь взирал с особой добротой.
На ночлег отец Иоанн остановился у купца К. Я. Иванова. Утром его пришли провожать на вокзал староста Скорбященской церкви купец А. Н. Серебряков, Я. А. Пирогов, гостеприимный хозяин К. Я. Иванов, много горожан. Как писали местные газеты, проводы прошли «чинно и в полном порядке». Рано утром с вокзала Юго-восточной железной дороги Великий пастырь отправился в обратный путь. Поезд ушел в 5:08, в 15:34 он прибыл в Алексиково, где стоял 10 минут. Мы не знаем, выходил ли отец Иоанн на этой станции, общался ли с жителями казачьего края, но, судя по царицынским событиям, он не отказал бы в благословении пришедшим к поезду новониколаевцам. Далее поезд отправился в Поворино, Борисоглебск и в 1:23 ночи прибыл в Грязи.
Конечно, не обошлось и без некоторой доли ловкачества. Имя отца Иоанна Кронштадтского было настолько популярно в народе, что послужило источником доходов царицынским мошенникам. Не успел он проехать через город, как на улицах и в пивных стали продаваться в больших количествах крестики, «святые» пояса, листовки, шнурки для крестов и другие предметы, якобы благословленные праведником и потому исцеляющие от болезней. В газетах писали о темном невежестве царицан и высмеивались люди, верившие, что отец Иоанн мог благословлять целые тюки крестиков, шнурков, поясов и листовок, способствуя тем самым наживе ловкачей.
Непродолжительным, но насыщенным был визит отца Иоанна Кронштадского в Царицын. Чуть ли не в каждой семье осталась память о нем: кто-то получил от него благословение, кто-то присутствовал на богослужении или многочисленных молебнах, кто-то видел Батюшку в экипаже, проезжающим по городу. И в последующем царицане ловили живое слово, доносящееся из Кронштадта, читали книги отца Иоанна. «Царство Русское шатается, колеблется, близко к падению», – предупреждал он за 10 лет до октябрьского переворота. «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. – писал он. – Но кто научил нас непокорности и мятежам бессмысленным?».
Через 16 лет после визита отца Иоанна в Царицын такой бессмысленный мятеж окровавил русскую землю. В царицынских семьях позабыли заветы святого отца, утратили память о его благословении, а кто и не забыл, боялся о нем вспоминать. Пришло жестокое время, вытравившее воспоминание о всеобщей радости, царившей в городе 10 октября 1901 года.
Великий праведник предсказывал: «Нам необходимо всеобщее очищение, всенародное глубокое покаяние… Примиримся с Богом, и Он примирится с нами». Прошли годы. В конце ХХ века в нашем городе как символ покаяния появился храм святого Иоанна Кронштадского, память о пребывании которого должна вернуться в наши дома.
Авторы: Марина Лосева, Н. А. Андрейшина, В. С Долобешкин.
Источник: Образовательный портал «Слово».
Фото: Монастырский вестник.
Источники исследования:
1. Материалы личного архива пресс-секретаря Волгоградской епархии Иванова С. М.
2. Газета «Волжско-Донской листок» № 1460 от 3 июля 1894.
Литература:
1. Прот. Иоанн Сергиев (Кронштадткий) Моя жизнь во Христе. М., 2012.
2. Иванов С. М., Супрун В. И. Храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград, 2003.
3. Зарницкий Я. И. О. Иоанн Кронштадтский на Волге летом 1894 года. Санкт-Петербург, Типография И. И. Сойкина, 1895.
4. Марков А. С. Под знаменем Христа. Волгоград. 1970.
5. Игумен Лазарь (Куликов) Интервью с протоиереем Сергием Ермаковым // Православное слово 2012 № 6, июнь.
6. Бичехвост Н. Ф. Иоанн Кронштадтский в Царицыне // https://www.proza.ru/2011/06/28/918.
7. Лукашук В. Иоанн Кронштадтский в Царицыне // Областные Вести https://oblvesti.volgorik.ru/?issue=851&rub=life&art=8.
8. История нашего храма (история храма свт. Николая Чудотворца в п. Волго-Каспий Астраханской обл.) // https://www.nikolay.prihod.ru/istorija_khrama.
9. Ревенко С. ГЛАВА 8. О. Иоанн в Царицыне // И. К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский. Том II. https://theme.orthodoxy.ru.
Устные источники:
1. Интервью с пресс-секретарем Волгоградской епархии Ивановым С. М.
2. Интервью с руководителем Волгоградского отделения Российского фонда культуры доктором филологических наук Супруном В. И.
3. Интервью с краеведом Бичехвостом Н. Ф.
4. Интервью с настоятелем Покровского храма г. Дубовки протоиереем Сергием Ермаковым.
5. Интервью с настоятелем Михаило-Архангельского храма с. Ерзовки протоиереем Владиславом Сологубом.
Рассказать: |
О чем просят у святой Марфы
Святая Марфа (Вифанская, Московская) помогает, если к ней обращаются с просьбой:
- излечиться от тяжелой, хронической болезни;
- найти хорошего мужа;
- забеременеть;
- решить материальные проблемы.
Считается, что молитва святой Марфе Московской помогает исполнить любое желание, если оно точно обозначено в молитвенном обращении.
Текст молитвы
Молитва святому образу Марфы Московской:
«О, Святая Марфа, ты чудотворная, прибегаю к тебе за помощью и полностью полагаюсь на тебя, что поможешь в моей потребности и будешь помощницей в моих испытаниях.. Покорно, слезно прошу, – утешай меня в моей заботе и тяготе. Ради большой радости, которая наполнила твое сердце когда ты в своем доме в Витании дала пристанище Спасителю мира, умоляю тебя, беспокойся обо мне и о моей семье, чтобы мы сохранили нашего Бога в своих сердцах. и тем себе заслужили Спасенного Всевышнего посредничества в нашей потребности прежде всего при том беспокойстве, которое меня тревожит (указать желание). Матушка Божья, прошу Тебя как помощницу в каждой нужде помоги, чтобы при посредничестве святой Марты победить ту мою тяготу и заботу, которую я назвала/назвал так, как ты победила змея древнего и положила около своих ног».