«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
О нем известно не только как о монахе, но и как о довольно-таки образованном человеке, который длительное время активно боролся с ересью. Учение православия в творениях преподобного Максима Исповедника тщательно расписывается и объясняется с разных точек зрения. Они пользовались большим спросом. На них опирались прочие представители веры для доказательства теорий.
Краткие сведения про святых Максимов
Большинство святых мучеников, носящих имя Максим, боролись за христианскую веру в тяжелые времена. Верующие подвергались массовым гонениям. Последователей Христа арестовывали, пытали и прилюдно казнили варварскими способами. Благодаря прижизненным деяниям святых христианство пришло на смену идолопоклонничеству и язычеству, а также устояло перед еретическими течениями.
Даже после смерти праведники, которых часто просят о заступничестве перед Господом, не перестают помогать молящимся. Особым почтением среди верующих пользуются несколько святых, лики которых отражены и в иконописном искусстве.
Максим Исповедник
В 580 году в почитаемом знатном семействе, проживающем в Константинополе, родился мальчик, которому дали имя Максим. Малыш рос смышленым, с ранних лет проявлял способности к наукам, особенно к философии. Повзрослев, юноша получил хорошее образование.
Выдающиеся умственные способности, философский склад ума и свойственная христианину благодетель были замечены императором Ираклием. В возрасте 30 лет Максим стал первым секретарем правителя. Он имел почет, богатство и власть в сочетании с природной скромностью и сдержанностью.
Мирские блага ничего не значили для него. Три года службы в императорском дворце молодой философ жил мечтой посвятить свое существование духовной жизни.
Будущий святой оставил знатную должность и принял монашеский постриг в стенах обители Богородицы близ Константинополя. Максим посвятил жизнь служению Господу, день за днем постигая новые грани беспристрастия, созерцания, познания благодаря укреплению веры в аскезе и молитве.
Выдержав десятилетие безмолвия, он, вместе с верным последователем, покинул стены обители и обосновался в небольшом монастыре в Кизике, названном в честь святого Георгия. В уединенной обители Максим составлял трактаты, посвященные молитвенному слову, противостоянию страстям и милосердию.
Через 3 года, во время нашествия персидской армии монахам пришлось оставить монастырь. Несколько лет праведник провел в скитаниях. Оказавшись на Крите, Максим вступил в противостояние с еретиками-монофизитами. Позже проповедник учения Христа обосновался в Карфагене, где стал духовным учеником святителя Софрония. Все это время монах писал сложные философские трактаты о литургии и Священном Писании.
Максим оставил монашеское уединение ради борьбы с культивируемым властью монофелитством. После кончины духовного отца он стал первым проповедником православия, на которого были обращены взоры других верующих.
С 641 года начались особо тяжелые времена для христиан. На трон взошел последователь монофелитства Констант II и начал преследовать православных христиан, в особенности Максима и его сподвижников. Спустя 8 лет на Латеранском соборе в Риме монофелитство предали анафеме, в чем была большая заслуга Максима Исповедника.
Разъяренный император бросил проповедника в темницу. Его подвергали страшным пыткам, после которых он не мог ни писать, ни говорить, но Господь не оставил своего слугу и вернул ему дар речи и письма. Святой предсказал дату собственной смерти и ушел из земной жизни 13 августа в возрасте 82 лет.
Максим Грек
Выходец из знатного семейного рода Триволис, Максим Грек, жил в XV веке. При рождении мальчика назвали Михаил. Родители дали сыну хорошее европейское образование. В годы юности Михаил много путешествовал и постигал разные науки, но вскоре понял, что его истинное предназначение состоит в познании учения Христа.
Михаил принял монашеский постриг на Афоне и был наречен в честь Максима Исповедника. В монашестве инок продолжал учиться, особенно рьяно изучая православные греческие рукописи. Образованного и глубоко верующего монаха послали в Московию с миссионерской целью становления православия и просвещения христиан.
Максим, получивший на Руси прозвище Грек, переводил христианские греческие тексты и богослужебные книги на латынь, а русские дипломаты – с латинского на славянский язык, писал собственные трактаты. Закончив работу через год, монаху пришлось править тексты, которые в итоге отличались от оригинала.
Вскоре Максим попал в немилость великого князя, который приказал насильно постричь бездетную жену в монахини, решив привести новую избранницу. Поведение князя противоречило православным законам, о чем Максим высказывался в узком кругу. Серия доносов на Грека, общение с турецким послом и отказ в переводе исторической церковной книги стали началом дела против монаха. На Соборе Грека обвинили в ереси и заточили в монастырь с условием жесткого содержания.
Через 6 лет Максиму выдвинули новое обвинение в порче церковных книг и определили в Тверскую монашескую обитель, где он провел 20 лет, после чего запреты были сняты. Остаток жизни Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре, переводя Псалтыри. Максима Грека причислили к лику святых лишь в 1988 году.
Максим Антиохийский мученик
Максим Антиохийский служил воином в императорских войсках на почетной должности телохранителя правителя. Трон в тот период принадлежал Юлиану Отступнику. Во время пребывания в Антиохии Юлиан со своим войском осквернил христианский рынок идоложертвенной кровью, обрызгивая ею все продукты и блюда.
Максим и его соратник Иувентин во время вечернего пиршества воинов осудили поступок правителя, назвав его беззаконным и отступническим, а императора – несправедливым и злейшим. Слова воинов передали Юлиану. При допросе мученики повторили свои слова в лицо императору.
Юлиан был вне себя от ярости, приказал наказать подданных. После жестокого избиения святых воинов бросили в темницу, а ночью император послал палача убить их.
Максим Кавсокаливит Афонский
Максим Кавсокаливит был рожден в благочестивой семье. Родители долго вымаливали у Бога дитя и воспитывали сына, обучая по христианским книгам. С отроческих мальчик лет рос в стенах православного храма, а в 16 лет, когда родители хотели женить сына, принял монашеский постриг.
Его духовным отцом стал известный в Македонии старец Марк, после кончины которого святой подвизался на строгое монашество. Он прибыл в Константинополь, где обосновался при храме Пресвятой Богородицы, много молился, и вел себя как юродивый.
Позже у Максима, пребывающего уже при Лавре на Афоне, было видение Божией Матери. Когда он поведал об увиденном, ему не поверили. Юродивый вел отшельническую жизнь в лишениях, одиночестве и скитаниях. Он жил в шалашах из травы (каливах), сжигал свои пристанища, за что был прозван Кавсокаливит.
Преподобный Григорий Синаит называл святого ангелом, просил его оставить юродство и передать духовный опыт людям. Тогда Максим поселился в пещере, где его посещали императоры, удивляясь, насколько точно сбываются произнесенные им пророчества. Есть также свидельства о том, как преподобный Максим приподнимался на землей и перемещался по воздуху с места на место.
Святой оставил свою пещеру лишь перед кончиной, прожив в мирском служении Господу 95 лет.
Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611–641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане по своей необыкновенной скромности он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием, Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» – «Изложение веры», который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», – свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642–668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный по поручению Константина Константинопольским патриархом Павлом – «Типос» – «Образец веры», который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора римскому папе Мартину I (649–654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину († 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова († 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»).
К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.
«Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок. 1360; память 14 ноября).
См. также: «Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Иконография святых покровителей
Лики святых отражены в иконописи. Верующие, молящиеся перед изображением небесного покровителя, будут с большей вероятностью услышаны, поскольку обращаются напрямую к заступнику.
Икона преподобного Максима Исповедника почитается православными христианами. Традиционно праведника изображают в образе старца с мудрым, благочестивым и беспристрастным ликом. Святой облачен в монашеское одеяние, а в руках держит свиток Святого Писания, обращенный текстом к людям, как знак трактовки и донесения православия народу.
Перед иконой Исповедника молятся:
- о попечительстве святого над теми, кто стремится узнать и понять слово Божие;
- о вразумлении близких, сошедших с пути праведного;
- о приобщении к вере еще не пришедших к Господу.
Максим Грек изображен на иконах в греческом монашеском одеянии. Традиционно лик святого отличает большая, пышная борода. В руках Грека – свитки святого писания или книги. Святому молятся об исцелении болезней, избавлении от депрессии, стойкости веры и духа.
Святой воин-мученик Максим Антиохийский изображен на иконе в одеянии воина, безвременно убиенного в молодом возрасте. Золотой фон и нимб говорят о святости и Божественности. В одной руке мученика меч, копье или крест, в другой – щит, свидетельствующие о прижизненном звании святого, благих намерениях и деяниях по защите христиан.
Максима Кавсокаливита иконописцы изображают старцем, облаченным в монашеское одеяние, с раскинутыми руками и обращенными к людям ладонями, а также с развернутым свитком Святого Писания в руках или с крестом.
Творческое наследие
Труды пера данного автора известны многим читателям, особенно если это касается христианского направления. В них поднимались разнообразные вопросы. Главная тема заключалась в том, что есть в каждом две природы:
- первая – тяга к одному или другому, она в основном натуральная;
- вторая – гномическая или та, которая возникает из-за выбора личности.
Вот например, что говорил преподобный Максим Исповедник о любви. Он отмечал, что постигнуть Господа и его учение можно только через любовь к нему. Она помогает восстановить потерянное единство с ним. Самым важным посылом есть то, что человек был сотворен любовью, направлен ею в данном веке и к ней же должен вернуться. Отмечал, что ей не подвластно делить кого-то на характеры или искать прочие категории. Данное чувство равно любит всех и всегда видит только человеческое естество. Зло всегда отступает перед ней.
Есть также в его работах и упоминание о прегрешении Адама и Евы. Первородный грех согласно преподобному Максиму Исповеднику толкуется с помощью двух терминов, которые созвучны в греческом языке. Первое несет в себе значение страдания, боли, что объясняет тленность человека с этого момента, а вот второе означает наслаждение. Оно описывает второе состояние воли. Новое, которое говорит о влечении к чувственным наслаждениям.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого равноапостольного князя Владимира значение и в чем помогает
Православные тексты
Молитва Максиму Исповеднику
Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь.
Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Максиму Греку
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.
Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.
Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.