Житие святой мученицы
О жизни святой Аллы известно не очень много. Исторические сведения о великомученице разнятся. Известно лишь то, что годы ее жизни и мученической смерти выпали на IV век.
Жила Алла на территории Готфии, расположенной на месте нынешнего Крыма. По преданию, она была супругой одного из готфских правителей.
В 341 году в Готфии, благодаря дружбе короля Валента с Римским государством, стало массово распространяться христианство. Из Рима к готфам прибыл христианский священнослужитель Вульфил. Этот период ознаменовался строительством храмов и монастырских обителей, а также обращением людей в христианскую веру. Приняла христианство и будущая мученица Алла.
Но позже властью завладел закоренелый язычник Атанарих (по другим данным – Унгерик), ненавидящий христиан. Он выступил с войной против Римской империи.
Война длилась около 2 лет. После заключения мира Атанарих устроил гонения на христиан, считая их шпионами римлян. Его целью стало полное уничтожение христиан, при виде которых язычником овладевала звериная ярость.
Судебные разбирательства игнорировались, христиан пытали и казнили без всякого суда. Для выявления истинно верующих король придумал изощренный способ. По улицам городов ездила колесница со статуей языческого бога Вотана. Каждому жителю было приказано выходить к идолу с поклонением и жертвоприношением. Отказавшихся хватали приспешники правителя и казнили.
Согласно преданию, в один из дней 375 года в одном из христианских храмов собралось больше 300 верующих для участия в богослужении. Люди просили Господа послать мир всем верующим христианам.
В это время к церкви подъехала колесница с идолом, сопровождаемая отрядом языческих солдат. Предводитель язычников приказал всем покинуть церковь и отдать почести богу Вотану. Но верующие, после минутного молчания, продолжили богослужение.
Тогда солдаты заперли двери и, заколотив их гвоздями, подожгли церковь. Все 308 верующих, присутствующих на богослужении, заживо сгорели в огненном пламени. По одной из версий, Алла Готфская находилась среди сгоревших христиан. По другим сведениям, праведницы в храме не было. О трагическом событии она узнала, будучи у себя во дворце.
Запрет Атанариха на погребение погибших глубоко возмутил королеву. Она решила действовать самостоятельно, так как не могла надеяться на слуг, являющихся язычниками. Помогала святой ее дочь Дуклида.
Две отважные женщины пришли на пожарище, чтобы собрать мощи сожженных христиан и перевезти их в Сирию. Дочь, вместе с останками святых, осталась там, а Алла решила вернуться на родину.
Страдалицу встречал сын Агафон. Но как только мать с сыном подъехали к городским воротам, на них накинулись язычники. Аллу и Агафона забросали каменьями, забив насмерть.
Позже дочь мученицы Дуклида привезла священные останки сожженных христиан на территорию Крыма. На месте их погребения был заложен новый храм, а частицы мощей прославились множеством чудес.
Память святой мученицы Анны отмечается в день памяти мучеников Готфских 8 апреля (26 марта по ст. стилю).
Готфы — народ германского племени, живший первоначально по течению реки Вислы, а потом, расселившийся по реке Дунаю. Исторические документы дают разрозненные и не во всем четкие сведения о германском племени готов, появившемся в Причерноморье в II веке, часть которого осела в Крыму в окружении скифских, сарматских, аланских племен. Под давлением гуннов в 70-е годы IV века основная масса готов ушла в долину Дуная. Готией, Крымской Готией, Готфией называют область между рекой Бельбек и мысом Ай-Тодор после того, как в ней поселились три тысячи готов, которые в 448 году не ушли из Крыма.
В начале IV века среди готфов стало распространяться христианство. Первым проповедником его здесь был Вулъфила или Ульфила — епископ готфов. Все готские племена были объединены под предводительством царя Атанариха. 348-м году царь Атанарих, водимый политическими побуждениями, поднял на христиан гонение, и епископ вместе с обращенными им принужден был удалиться за Дунай, в пределы империи, где в городе Никополе, что под Балканами совершил свой знаменитый перевод Библии на готский язык и скончался в 381-м году.
В 370-м году Атанарих поднял новое гонение. По его приказу многие из христиан были подвергнуты пыткам и казнены, часто без судебного разбирательства. Атанарих установил в колеснице статую и возил перед шатрами христиан, которые использовались для церковных служб. Те, кто соглашался поклониться идолам и принести жертвы, были пощажены. Остальных ожидала смерть. В это второе гонение пострадали православные мученики, которых признает наша церковь: Никита,— 15 Сент., Савва, —15 Апр., Вафусий и Верк с дружиною, других двадцати четырех,— 26 Марта (под царем Унгерихом, от которого пострадали последние, должен быть разумеем один из подручников Атанариха).
Святая Анна не отказалась от Христианского учения. Мученики были сожжены заживо в церкви во время богослужения. В пламени погибли около 300 человек, имена некоторых мучеников сохранились: пресвитеры Вафусий и Верк; монах Арпила; миряне: Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Сиумвал, Ферм, Филл, Констанс. Мученицы: Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса и Гаафа. Останки мучеников не разрешали хоронить по христианскому обряду.
В царствование императоров Валентиниана (383—392) и Феодосия (378—395) Гаата ( по некоторым источникам – Алла), вдова готского царя, которая была православной христианкой, и её дочь Дуклида собрали мощи святых мучеников и перенесли их в Сирию. Гаата позднее вернулась на родину, где была побита камнями и приняла мученическую смерть вместе со своим сыном Агафоном.
Во время царствования императоров Валентина II и Феодосия Великого, царевна Дуклида перенесла мощи святых мучеников в Кизик в Малой Азии и отдала часть нетленных мощей на освящение храма. ( Кизик – область в Крыму. Основывает новый город (новый царский двор) и там новый храм, где кладет останки готских мучеников.)
За приверженность христианству и свою мученическую кончину, произошедшую около 375 года, святая Анна канонизирована Православной церковью, почитается как мученица.
Значение и почитание в православии
26 марта по старому стилю (8 апреля по новому календарю) православная церковь отмечает день ангела великомученицы Аллы Готфской. У христиан нет другой святой с таким именем.
Особое покровительство святая мученица оказывает женщинам, носящим ее имя. Она помогает им в приобретении уверенности и решении многих проблем.
У святой Аллы просят:
- помочь в воспитании детей в соответствии с православными традициями;
- укрепить веру;
- избавить от одиночества;
- оказать содействие в обретении друзей;
- уберечь от врагов.
Мученица покровительствует людям, заботящимся о тяжелобольных.
Святая Анна в православии
В православной вере есть несколько известных женщин с именем Анна, которые являются святыми.
- Анна Пророчица
. За свою праведную жизнь она смогла увидеть новорожденного Христа, чтобы потом проповедовать Благую весть. День памяти – 16 февраля. - Святая Анна мать Богородицы
. Женщина дала обет, что если она родит ребенка, то она принесет его Господу на служение. Ее слова были услышаны, и на свет появилась Божья Матерь. День памяти святой праведной Анны: 7 августа, 22 сентября и 22 декабря. - Анна Адрианопольская
. Девушка поверила в Иисуса, побывав на казни епископа Александра, который благодаря молитве смог перенести мучения. Она заступилась за него и была убита. Вспоминают о ней 4 ноября. - Святая Анна Вифинская
. Верующая женщина приняла иночество, и чтобы спастись от гонения она переоделась в мужчину. В этом образе она стала проповедником и чудотворцем. Дни памяти: 26 июня и 11 ноября. - Анна Готфская
. За свою веру в Господа она была заживо сожжена в церкви. День памяти – 8 апреля. - Анна Кашинская
. После смерти своих родственников женщина стала монахиней. После ее смерти мощи стали исцелять людей. Дни поминовения: 25 июня и 15 октября. - Святая Анна Новгородская
. Женщина прожила благочестивую жизнь и в старости постриглась в монахини. Почитают ее 23 февраля. - Анна Римская
. Девушка дала обед безбрачия и всю жизнь хранила верность Господу. Почитает ее православная церковь 3 февраля и 18 июля. - Анна Селевкийская
. Девушка умерла в мучениях за свою веру. День памяти – 3 декабря.
Иконография
Икону Аллы Готфской можно увидеть во многих церквях. На иконе страдалица изображена по пояс. Как и у всех мучеников, на святой красные одежды, символизирующие пролитую за веру кровь. Правой рукой святая держит крест – символ страданий Христа. Кисть левой руки приподнята и обращена открытой ладонью к молящимся. Этот жест говорит об открытости праведницы для людей. Вокруг головы страдалицы – круглый нимб, отражающий Божественный свет.
Икона святой мученицы демонстрирует готовность человека послужить Богу. Независимо от того, верил человек с детства или пришел к Господу в зрелом возрасте, он уже не сможет отступиться.
Анна готфская. Святая анна готфская
Бизнес идеи
В середине 1930-х годов из ссылок и заключения стали возвращаться священники, арестованные в конце 1920-х годов. Обновленцы, захватившие за это время при поддержке властей многие православные храмы, хотя и с трудом удерживали их, не имея паствы, но не хотели и не могли уступить — на борьбу с православием их науськивало ОГПУ. Среди жертв этой борьбы оказалась и Анна Шашкина, простая крестьянка, с детства хотевшая стать монахиней.
*** Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло-Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю и своему духовному отцу архимандриту Никону (Чулкову), к которому многие тогда обращались за советом и молитвенной помощью. Среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал для желающих подвизаться монашескую общину в селе Захарьево Ярославской губернии. Это был последний образованный в 1918 году в советской России монастырь, просуществовавший под разными видами почти до окончания советской власти. Здесь люди стремились к спасению своей души и к совершенству. Здесь можно было въяве ощутить присутствие Божие среди собравшихся сюда людей, которые и в условиях жестоких гонений исполняли заповеди и оставались верными Христу. Монастырь-община существовал сначала под видом сельскохозяйственной артели, а затем коммуны. Как раньше Павло-Обнорский монастырь, так после его закрытия монашеская община в Захарьеве активно посещалась верующими, приезжавшими за советами и наставлениями к поселившемуся здесь архимандриту Никону.
В 1936 году обновленцы города Пошехонье-Володарска написали властям жалобу, прося передать им Успенскую церковь: «В силу крайне осложнившихся обстоятельств со стороны тихоновской общины при Успенской церкви города Пошехонье-Володарска, каковые выражаются в открытой борьбе с обновленческой ориентацией. Они открыто порицают храм, как еретический
У тихоновцев очень часто бывают нелегальные собрания. 7 января 1936 года Смирнов Алексей Евграфович, как главный руководитель тихоновской общины, вечером собрал у себя гостей, около двадцати пяти человек, в том числе был священник Петр Богородский, игуменья Леонида, много бывших монашек и другие лица, и окончился этот пир далеко за полночь. А почему это не может быть нелегальным собранием? Ведь это неизвестно нам, о чем они вели беседу.
Кроме этого, пользуясь приливом святочных празднеств, клевета и наушничество пошли во все села данного района с призывом к бойкотированию всеми силами всех обновленческих служителей культа, совращая темные силы верой в святость Бога лишь тихоновщины. Близко все это видя, как гнездо вражды и нелегальности, просим вас передать нам храм, во избежание последствий, а равно нежелание иметь таковых соседей, где, кроме религиозных целей, преследуются остатки прежних царских привычек
А посему еще раз убедительно просим вас во избежание всех последствий не только за наш храм, а и район, пресечь в корне развитие этого гнезда нелегальности и передать храм нам, обновленцам».
В конце 1936 года сотрудники Ярославского НКВД приступили к арестам духовенства и верующих в области. 10 января 1937 года Анну Васильевну Шашкину вызвали на допрос, и следователь спросил ее, правда ли, что она собирала подписи жителей, желавших принадлежать к тихоновской общине. Анна Васильевна объяснила, что в 1935 году умер сын ее брата, и приходской их священник Петр Богородский отказался участвовать в его погребении, указав, что жители этой деревни не принадлежат к православной общине, и пусть они сначала определятся: в православный ли они будут ходить храм или к обновленцам; тогда она взялась собрать подписи жителей — тех, кто считает себя православными.
А вы к какой ориентации принадлежите? — спросил ее следователь. — Я лично принадлежу к тихоновской ориентации, — ответила Анна Васильевна. — Почему же тогда Богородский требовал подписей за тихоновскую общину от всей вашей деревни? — Я этого пояснить не могу. — В связи с переписью населения СССР, среди населения города распространялись контрреволюционные провокационные слухи, исходящие из содержания книги «Протоколы сионских мудрецов» и ваших рассуждений о приходе антихриста, о печати и так далее. Эти слухи распространяли вы с целью срыва мероприятий советской власти по переписи. Подтверждаете вы это?
Нет, это я отрицаю, никаких контрреволюционных провокационных слухов я не распространяла и об этих слухах ничего не слышала.
Вызвав в следующий раз на допрос Анну Васильевну, следователь стал добиваться от нее, чтобы она рассказала, как давно она слышала об архимандрите Никоне и от кого, но на этот вопрос она отвечать отказалась. 4 марта 1937 года следователь снова вызвал ее на допрос и снова стал спрашивать об отце Никоне: как давно и как близко она была с ним знакома, но и на этот раз она ничего не ответила; и в тот же день следователь объявил ей, что она арестована как подозреваемая.
18 марта следователь, вызвав Анну Васильевну на допрос, спросил: — Сколько времени вы жили в Никоновской «коммуне»? — Я членом Никоновской «коммуны» не состояла, но в «коммуне» была несколько раз. — А зачем вы «коммуну» посещали? На этот вопрос Анна Васильевна отвечать отказалась. — Вы знали, что Никоновская «коммуна», по существу, была нелегальным монастырем, организованным для борьбы с советской властью? Анна Васильевна и на этот вопрос отвечать отказалась. — Кого вы посещали из членов «коммуны»? — В «коммуне» я останавливалась у заведующей, Анны Александровны Соловьевой. — Откуда вам известна Соловьева? — Соловьеву я знала через ее тетку, монахиню Таисию. Кроме того, Соловьева, когда бывала в городе, останавливалась у меня. — Имея связь с руководительницей «коммуны», вы не могли не знать целей и задач этой «коммуны». Следствие требует от вас откровенных показаний.
Анна Васильевна отказалась отвечать на этот вопрос. 3 апреля состоялся последний допрос, во время которого следователь снова попытался узнать у Анны Васильевны, что она знает о местопребывании архимандрита Никона.
Связи с архимандритом Никоном я не имею, и где он находится в настоящее время, не знаю, — ответила Анна Васильевна. — А зачем и к кому вы ездили осенью 1936 года в Тутаевский район? — Осенью 1936 года я действительно ездила в гости к своей знакомой по имени Евдокия… фамилию ее я не знаю. Была у нее три дня. — А как вы знакомы с Евдокией? — Я с Евдокией знакома давно. Когда раньше ходила в Тутаев, то останавливалась у нее ночевать, и она, когда бывала в городе, тоже ночевала у меня. — Как же вы не знаете ее фамилии? — Фамилии ее я действительно не знаю, и не знаю, чем она занимается. — Вы явно лжете. Вы в Тутаевский район ездили с целью посещения архимандрита Никона, скрывающегося от наказания и проводящего активную контрреволюционную работу. Требую от вас откровенных показаний. — Нет, у архимандрита Никона я не была, и где он скрывается, не знаю. — За что был расстрелян ваш дядя, Александр Федорович Шашкин, и сидел его сын, Василий Александрович Шашкин?
Мой дядя, действительно, в 1918 году был расстрелян, но за что, я не знаю. Также не знаю, за что сидел его сын. 15 августа 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило Анну Васильевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в Северо-Восточные лагеря. Анна Васильевна Шашкина скончалась 11 мая 1940 года в отдельном лагерном пункте Мылга в Северо-Восточных лагерях НКВД и была погребена в безвестной могиле.
В переводе с древнееврейского языка имя Анна
обозначает: грациозная, миловидная, милостивая, благодать. Согласно метафизическому сопоставлению имен Анна является женским аналогом мужского имени Алексей.
Это красивое и простое имя с ярко выраженной смысловой нагрузкой – как бы воплощение чего-то большого, гладкого, громкого и храброго, и в то же время мужественного и медленного. Оно излучает мягкий свет и спокойное смирение. Вот уже более двух тысяч лет оно несет свою красоту, надежность и величественность, при этом пользуясь большой популярностью во многих странах мира.
Одной из святых покровительниц этого прекрасного имени является мать Пресвятой Богородицы – Анна Праведная
. Согласно древним христианским преданиям святая Анна и ее супруг праведный Иоаким на протяжении долгих лет молили Господа о зачатии ребенка, поскольку в те времена бесчадие считалось наказанием Божиим и тяжким несчастием. И лишь на седьмом десятке лет ангел Божий поведал супругам о том, что вскоре у них родится дитя, которое благословит все племена мира.
Православная церковь называет Анну и Иоакима Богоотцами, поскольку они являлись предками Иисуса Христа.
Еще одной покровительницей имени Анна является Новгородская княгиня Анна Благоверная – супруга великого древнерусского князя Ярослава Мудрого. Всем своим детям она обеспечила истинное христианское воспитание, именно поэтому их отличала нерушимая вера в Бога, трудолюбие, правдивость и ученость.
Единственный сын Анны – Мстислав стал впоследствии великим и славным князем Киевским, в то время как дочери — королевами государств Западной Европы.
На склоне лет благоверная княгиня приняла решение уйти в монастырь, где в строгом послушании и молитве скончалась в 1056 году.
Как и все святые покровительницы, современные Анны отличаются необычайной кротостью характера
. У них очень развита интуиция, порой даже кажется, что они способны читать души людей. Однако в корыстных целях свое «ясновидение» они никогда не станут использовать. И даже наоборот – угадав «больное место» человека, они постараются стать ему «бальзамом на рану».
Порой может складываться впечатление, что Анна сама ищет страдания. Она может связать свою судьбу с больным или сильно пьющим человеком, а то и просто неудачником. Причем этот крест она смиренно готова нести всю жизнь! Никогда ни на что не станет жаловаться. Она и верная жена, и добрая подруга, и самая заботливая мать…
Вместе с тем она никогда не забывает о своей внешности. Благодаря тонкому вкусу она всегда одевается оригинально и невычурно. Органически не переносит неряшливости – даже после долгих лет супружества не рискнет предстать перед мужем в грязном халате, рваных тапочках и с неухоженной прической. В браке способна простить многое, кроме измены.
Дни празднования именин
Анны:
3 февраля, 18 июля
– мученица дева Анна Римская.
16 февраля, 10 сентября
– Анна Пророчица, дочь Фануилова.
23 февраля
– преподобная княгиня Анна Новгородская.
8 апреля
– мученица Анна Готфская.
25 июня, 15 октября
– схимонахиня княгиня Анна Кашинская, Тверская.
26 июня, 11 ноября
– преподобная Анна Вифинская.
7 августа, 22 сентября, 22 декабря
– мать Пресвятой Богородицы, Анна Праведная.
4 ноября
– мученица Анна Адрианопольская.
3 декабря
– мученица Анна Селевкийская.
22 декабря
– мать пророка Самуила, Анна Пророчица.
В нашей рубрике “Святые новомученицы Сольбинского иконостаса” мы продолжаем беседу о святых Ярославской епархии. Ранее мы писали о тайной женской обители, существовавшей под видом сельхозартели и о её насельницах. Но были и те, кто не состоял в тайном сестричестве и не принимал ангельского чина, но чья вера во Христа оставалась твердой и незыблемой в самые лютые годы гонений. Сегодня речь пойдёт о новомученице Анне Шашкиной, простой крестьянской женщине из деревни близ Пошехонья, вся недолгая и нелёгкая жизнь которой являет нам истинный подвиг мужества и подлинной веры Христовой.
Анна Васильевна Шашкина появилась на свет в феврале 1888-го года, в простой крестьянской семье деревни Пегаскино, и во святом крещении была наречена в честь пророчицы Анны. Живя с рождения на селе и ведя с родителями хозяйство, она окончила сельскую школу, получив начальное образование, и со временем собиралась поступить в монастырь, предав себя на служение Господу.
Но пришло иное, страшное время, все русские обители были закрыты, разорены, преобразованы в сельхозартели и коммуны. Анна Васильевна, также, как и Мария Благовещенская, впоследствии – тайная монахиня и преподобномученица являлась духовной дочерью архимандрита Никона(Чулкова), настоятеля Павло-Обнорского монастыря. Пока монастырь ещё действовал, Анна Васильевна приезжала туда, под Вологодский городок Грязовец, для духовного окормления. Когда монастырь был закрыт и появилась тайная женская обитель, Анна Васильевна стала посещать её, не оставляя духовного окормления у отца Никона и временами трудничая в тайной обители. Это впоследствии стоило ей свободы, а затем и жизни.
Наступили 30-е годы. Террор против верующих не ослабевал, но тогда, в начале 30-х, многие священники ненадолго возвращаются в родные места, к своим храмам и пастве, чтобы через короткое время вновь оказаться во узах и в большинстве своём стяжать венец мученической кончины. Но многие храмы на рубеже 20-х-30-х годов оказываются захваченными обновленцами. Встаёт вопрос об их возвращении. Анна Васильевна берётся за нелегкое и небезопасное дело сбора подписей по окрестным деревням о возвращении храмов сторонникам патриарха Тихона. От обновленцев же в местные органы ОГПУ идёт донос за доносом. В это время уже подвергается разгрому (но не уничтожению) тайный женский монастырь под водительством архимандрита Никона, а сам он уходит на нелегальное положение, скрываясь в глухих деревнях и поддерживая тайную связь лишь с самыми верными духовным чадами. Одним из них является Анна Васильевна Шашкина. Она трудится в совхозе, не переставая жить в этих страшных условиях насыщенной духовной жизнью, открыто защищать от обновленцев местные храмы и тайно поддерживать своего гонимого духовника.
Наступает 37-й год. Число “врагов народа” ещё более возрастает. Анну Васильевну начинают вызывать на допросы, интересуясь местонахождением отца Никона (Чулкова), его тайной обителью, вопросами защиты православных храмов. Один из допросов ранней весной 37-го года заканчивается арестом Анны Васильевны. Допросы продолжаются теперь уже на новом, страшном этапе. Анна Шашкина пребывает во узах. И тут поражают бесконечные стойкость и мужество этой простой русской крестьянки, которая нисколько не убоялась своих мучителей и ни в чем не поддались им. На ряд вопросов она могла бы ответить уклончиво, уйти от прямого ответа отвести от себя удар палачей, но дух этой ярославской крестьянки парит слишком высоко, она не считает возможным и нужным для себя искать оправдания и земного спасения. Ей задают вопросы, с какой целью посещала она тайную обитель, какие беседы вела с духовником и что ей известно о его местонахождении, а она заявляет, что отказывается отвечать. Идёт страшный 37-й, массово выносятся расстрельные приговоры, по отношению к подследственным “врагам народа” официально разрешено применять “особые методы дознания”. А Анна Васильевна Шашкина говорит палачам, что не станет отвечать им. Суд следует очень скоро. Уже в апреле её приговаривают к пяти годам северных лагерей.
Спустя ровно три года, в мае 40-го, не выдержав ужасающих условий советской каторги, Анна Васильевна умирает в лагерной больнице. Ей 52. Она уходит в мир иной, не предав никого, кто шёл с ней её тяжёлым, но прямым путем глубокой и преданной веры Христовой. В начале нашего столетия мирянка Анна Васильевна Шашкина была прославлена в лике новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.
Кобленц-Никифорова Анна Александровна
, искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
Святая мученица Анна Готфская — раннехристианская святая, жившая в 4-ом веке в Готфии (территория современного Крыма) во времена правления короля-язычника Атанариха — ярого гонителя христиан. Несмотря на опасность Анна исповедовала христианство и регулярно посещала тайные богослужения. За свое вероисповедание святая была сожжена в 375 году вместе с другими 308 христианами во время службы в храме. Истории известны имена только 26 мучеников, погибших вместе с Анной Готфской. Наиболее известна из них королева Алла Готфская .
Святая Анна Готфская почитается в православии как небесная покровительница всех женщин, носящих ее имя.
Чтимые иконы Анны Готфской, день памяти и мощи святой
Празднование в честь святой Анны Готфской совершается один раз в год — 8 апреля
(26 марта по старому стилю). Дата эта приурочена к дню смерти Анны и других мучеников погибших с ней во время службы в храме.
Иконы мученицы Анны Готфской
На сегодняшний день в России нет храмов, освященных в честь святой Анны Готфской, а храмовая икона святой Анны Готфской является большой редкостью. Поэтому, если вы хотите помолиться этой святой перед ее образом лучше всего будет сделать ее икону на заказ в иконописной мастерской.
Мощи Анны Готфской
О местонахождении мощей святой Анны Готфской доподлинно нам ничего не известно. Мы знаем только, что после сожжения мучеников в храме, их было запрещено хоронить по христианской традиции. Однако вдова готского короля Гаата и ее дочь Дуклида тайно собрали их мощи в сожжённом храме и перенесли их куда-то в Сирию. А чуть позднее часть мощей готских мучеников Дуклида привезла из Сирии в один храм, находящийся в ныне разрушенном городе Кизик в Малой Азии (территория современного Крыма).
В чём помогает и о чем молиться перед иконой святой Анны Готфской?
Святой мученице Анне Готфской молятся о помощи в выборе праведного пути в жизни, об укреплении христианской веры, а также о даровании душевных сил перед лицом трудностей. К ней также обращаются с молитвами о разрешении материальных трудностей, защите от недоброжелателей и других жизненных невзгод.
Молитва
Краткая молитва святой Анне на каждый день
Моли Бога о мне, святая угодница Божия Анна, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.
Житие мученицы Анны Готфской
До нас дошло очень мало сведений о жизни Анны Готфской. Главным образом они были написаны в древнем синаксарии Готфской церкви. Известно, что Святая Анна родилась и жила в 4-ом века в Готфии на территории современного Крыма. В это время Римской империей правили императоры Валенс, Валентиниан, а затем Грациан. Все они были язычники и жестокими гонителями христиан.
На территорию Готфии христианское учение пришло в 341 году, вместе с первым христианским священником, принесшим его сюда и начавшим свои проповеди. В те времена многие люди, жившие в этих краях, были обращены в христианскую веру, но часто проповедовали ее в тайне, чтобы не навлечь на себя ярость правителей.
Готфией, представлявшей из себя множество родовых кланов, в те годы управлял языческий король Атанарих. Его ненависть к христианам была безмерной. По его приказам постоянно устраивались облавы в храмах и местах возможных христианских служб. Святая Анна, несмотря на свой юный возраст (ей тогда было всего 17 лет) и поджидающие ее опасности, проповедовала христианскую веру открыто, постоянно общаясь со своими братьями и сестрами во Христе и посещая христианские богослужения. Главным проповедником христианства среди них был арианский епископ Ульфила. Арианство было одним из самых ранних христианских течений, в котором утверждалась сотворённая природа Бога Сына и его неединосущность с Богом Отцом.
Однажды во время одной из тайных служб, на которой присутствовали более 300 человек, в храм явились воины Атанариха. По приказу своего короля воины закрыли храм со всех сторон снаружи, так чтобы никто не смог покинуть его, и подожгли. В результате почти все христиане погибли в огне. До нас же дошли сведения только о 26 человеках, присутствовавших в тот страшный день на службе. Одной из них была святая Анна Готфская.
Других 26 святых мучеников звали пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, царица Готфская Гаафа и ее дочь царевна Дуклида, царевич Агафон, прихожане храма Игафракс, Сила, Авив, Констанс, Ферм, Сонирил, Суимвл, Агн, Реас, Иской, Сигиц, Филл, а также мученицы Анна, Уирко, Мамика, Лариса, Моико, Анимаиса и Алла.
Также Атанарих под страхом смертной казни запретил людям хоронить останки сожжённых мучеников по христианским обычаям. Однако чудом спасшаяся во время пожара королева Алла Готфская и ее дочь Дуклида, втайне смогли собрать останки мощей христиан и перевезти их в Сирию. Спустя какое-то время Дуклида часть этих мощей перевезла в ныне разрушенный город Кизлик и отдала их на освящение одного христианского храма, устроенного в пещере.
Анна Русская или Ганна Киевская? Что мы знаем о дочери Ярослава Мудрого, ставшей королевой Франции
Об этой женщине история, к сожалению, сохранила очень мало известий. В русских летописях о ней, как и о её сёстрах, нет вообще никаких упоминаний.
Древнерусская народность. Научный миф или историческая реальность
©
cyrillitsa.ru
Одно время считалось, что девушки, в том числе и Анна, изображены на одной из фресок построенного при Ярославе Мудром киевского Софийского собора. Однако в 80-е годы прошлого века это мнение оспорили советские историки. Они утверждали, что расположение фрески не соответствует византийской традиции — если бы она изображала великокняжеских дочерей, ей надлежало бы располагаться в другом месте.
Также неизвестны точная дата и даже год рождения Анны Ярославны.
Французы считают, что она родилась в 1025 году. Существует и другая версия — 1032 год. Он указан в «Татищевских известиях» — своеобразном летописном своде, составленном пионером российской исторической науки сподвижником Петра I Василием Никитичем Татищевым. Свой труд он писал на основании летописей, многие из которых или были впоследствии утеряны (в результате московского пожара 1812 года), или считаются фальсифицированными — единого мнения нет до сих пор.
Так или иначе, но в первой половине XI века великий князь Руси Ярослав Мудрый выдавал своих дочерей замуж за европейских монархов, тем самым выстраивая свою внешнюю политику.
Начал он даже не с дочерей, а сестры Марии Добронеги, которую в 1038 году выдал за польского князя Казимира I. В том же году средняя из его дочерей — Анастасия Ярославна — вышла замуж за укрывавшегося в Киеве венгерского герцога Андраша (Андрея). При активном содействии тестя 8 лет спустя он стал венгерским королём Андрашем I.
День в истории. 15 июля: умер основатель Русского государства
©
РИА Новости, Евгений Одиноков / Перейти в фотобанк
В 1046 году старшая дочь князя Ярослава — Елизавета (в скандинавской версии Эллисив) — вышла замуж за другого европейского политического эмигранта — Харальда III Сигурдарсона. Ему, также во многом благодаря тестю, удалось усесться на норвежский трон. Он, правда, хоть и слагал до свадьбы посвящённые княжне восторженные песни-висы, но уже через два года после начала своего правления женился на другой женщине.
Младшей дочери великого князя судьба уготовила отправиться дальше всех из его детей.
Сначала её руку или руку Анастасии предложили германскому императору Генриху III — князь Ярослав приобретал союзников в преддверии планируемой войны с Византией. В начале 1043 года для проведения переговоров в Гослар прибыло специальное киевское посольство. Однако немцы были больше озабочены конфликтом с Францией, поэтому от предложений Ярослава император отказался и женился на Агнессе Аквитанской, чей отец Гильом V владел значительной частью земель современной Франции.
Зато Анной заинтересовались французы.
В 1048 году в Киев отправилось королевское посольство. «Реймсская глосса» указывает, что во главе миссии стоял епископ Шалонский Роже. Ему, помимо сватовства к княжне, также поручили разузнать, далеко ли от Киева находится Херсонес, где, как это было известно европейским церковникам, покоились мощи святого Климента. Ярослав рассказал Роже о своём посещении этого византийского города и о том, что головы святого Климента и его ученика Фива перевезены им в Киев, и даже показал их.
Другой источник — хроника аббатства Сен-Пьер ле-Виф в Сансе — сообщает, что посольство возглавили епископ города Мо некий Готье и один из вассалов короля Гослен де Шони. Возможно, это было второе посольство, которое доставило княжну во Францию три года спустя после визита первой делегации.
Как печенеги и половцы Русь терзали
©
Public domain
19 мая 1051 года на Пятидесятницу состоялось венчание. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло только три года спустя, так что никаких конфессиональных препятствий браку французского короля и русской княжны ещё не было.
О том, что «дочь короля руссов Анна» стала французской королевой, сообщает в своей датируемой 1122 годом хронике «Деяния современных королей франков» некий Гугон из Флёри. Любопытно, что на совместно подписанных документах европейский монарх вместо подписи ставил крестик, что говорит о его… безграмотности. Анна же подписывалась кириллицей: АНА РЪИНА.
© Н. А. Генкина
Считается, что среди прочих драгоценностей в своём приданом Анна, возможно, привезла церковнославянское рукописное Евангелие, точнее его первую часть, которая написана кириллицей. Вторая, написанная глаголицей, датируется более поздним периодом — XIV веком. Некоторые учёные относят к этому времени и первую часть. В наше время эта книга хранится в Реймсском соборе, почему и называется Реймсским евангелием. Как минимум с XVI века на нём присягали французские короли.
У Анны началась семейная жизнь, пошли дети. В 1052 году появился первенец, наследник трона, которому уже через 7 лет предстояло стать следующим королём Филиппом I. До появления во Франции русской княжны это греческое имя, означавшее «любящий лошадей», среди европейских монархов не встречалось. Три года спустя на свет появилась дочь Эмма. Потом были ещё двое сыновей, из которых один ребёнок — Роберт — умер в младенчестве, а Гуго впоследствии стал графом Вермандуа.
Судя по тому, что пока король здравствовал, имя Анны в королевских хартиях почти не встречалось, отношение к ней с его стороны было прохладным. Её имя появляется в последние месяцы правления Генриха I, когда стало понятно, что ей вскоре предстоит стать опекуном при малолетнем короле. Правда, в подробном отчёте о коронации Филиппа I она не упоминается.
День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках
©
runivers.ru /
Сохранилось датируемое 1059 годом адресованное Анне письмо папы Николая: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошёл до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом».
Вскоре, однако, папский престол изменил своё мнение о дочери Ярослава Мудрого — она повторно вышла замуж.
До 1061 года она делила опеку над сыном вместе с Бодуэном Фландрским, но в этом же году её подпись исчезает из королевских актов. По-видимому, именно тогда она и стала женой графа Рауля де Крепи. В приданом от своего усопшего мужа второму супругу от Анны перешли Санлис, область Мелёна и ряд владений между Ланом и Шалоном. Де Крепи и до этого владел значительной частью территории современной Франции, а теперь стал в королевстве просто одной из влиятельнейших персон.
Ради брака с вдовствующей королевой этот феодал обвинил свою вторую жену в прелюбодеянии, прогнал её и, не дождавшись от церковников разрешения на развод, женился на Анне Ярославне. Кроме того, граф был родственником её первого мужа. По законам того времени подобное считалось двоежёнством и прелюбодеянием. Со стороны королевского двора и церкви последовали «репрессии».
Папа отлучил де Крепи от церкви. Король же запретил «молодожёнам» появляться при дворе. Он сменил гнев на милость только 9 лет спустя, в 1070 году, и исключительно из меркантильных соображений — ожидалась война за Фландрское наследство, и ему требовались союзники, а земли его отчима как раз лежали между Парижем и Фландрией.
Исторический миф: как москали-мокшане у украинцев русское имя украли
©
Иван Билибин. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
Рауль де Крепи умер 8 сентября 1074 года, и Анна Ярославна вернулась ко двору.
Последний её автограф стоит на документе, датируемом 1075 годом. В нём она значится просто как «мать короля», то есть королевского титула она к тому времени уже лишилась.
Точный год её смерти неизвестен. Судя по тому, когда её имя появляется в церковных поминовениях монастыря Сен-Венсан в Санлисе, она умерла в день 5 сентября между 1075 и 1079 годами.
Место её захоронения неизвестно. Скорее всего, оно находилось в том же Сен-Венсане, ведь монастырь был основан ею в 1065 году, но при последующих перестройках могилу утеряли. В благодарность русской княжне в XVII веке в Сен-Венсане в честь Анны установили её скульптуру с маленькой моделью основанного ею храма в руке. Эту идею украинские скульпторы потом позаимствовали, когда создавали скульптуру в честь её отца, которая стоит в Киеве возле Золотых ворот.
Прошли столетия. В 1991 году родной город Анны Ярославны стал столицей нового государства — Украины, политические деятели которой с жаром взялись за перекраивание истории. Им требовалось скомпоновать её таким образом, чтобы объяснить контролируемому ими населению, почему Украина не Россия и почему именно они должны распоряжаться судьбами населяющих эту землю людей и её богатствами, а не кто-либо другой.
Исторические мифы. От кого произошли древние укры и кто произошел от них
©
РИА Новости, В. Шияновский / Перейти в фотобанк
Попала в поле их зрения и княжна Анна.
Для начала во всех книгах и учебниках её стали величать Ганной, хотя она даже подписывалась иначе. Но кого это и когда волновало на Украине, как оно было на самом деле, если речь идёт об историческом самоопределении страны?
Во-вторых, её стали именовать не русской княжной, как она и упоминается во всех западных источниках, а киевской.
Чтобы «застолбить» данный момент, украинские деятели настояли, чтобы в 1996 году в аббатстве Сен-Венсан подпись под скульптурой XVII века изменили. Если раньше там было написано «Анна Русская, королева Франции», то теперь значится «Анна Киевская…». При торжественной смене таблички присутствовал посол Украины во Франции Юрий Кочубей, другие должностные лица и представители местной украинской диаспоры (и эти люди потом рассказывают, что восточные соседи отобрали у них право называться русскими, русами или русинами).
© necto-shuhrich.livejournal.com
Дальше больше.
В 2005 году главный пасечник, трипольевед и по совместительству президент Украины Виктор Ющенко открыл в Санлисе ещё один посвящённый Анне Ярославне памятник с той же надписью: «Анна Киевская, королева Франции».
10 ноября 2021 года появилась посвящённая Ярославне скульптура в её детском образе и в Киеве. Её установили на Львовской площади с той же подписью, утверждающей, что она Анна Киевская. Причём её странный для русской княжны венец чем-то напоминает головной убор американской статуи Свободы. 19 ноября 2021 года копию скульптуры установили в польском Кракове на территории дворца Велопольских.
Был ли Даниил Галицкий первым украинским королём
©
credo.pro / Перейти в фотобанк
Настоящая политическая баталия разгорелась вокруг Анны Ярославны после того, как 29 мая 2021 года на пресс-конференции президент России Владимир Путин заявил, что российско-французские отношения имеют намного более давнюю историю, чем посольство Петра I во Францию, и вспомнил об Анне Ярославне.
На Украине тут же поднялись клокочущие волны «народного» гнева. Первым не замедлил отреагировать президент Украины Пётр Порошенко. Уже на следующий день, 30 мая, он заявил, что Россия пытается украсть у Украины её украинскую княжну, хочет посягнуть на «украинские глубокие исторические европейские корни и приписать себе».
Далее эстафету борьбы за «историческую справедливость» подхватили многочисленные украинские и проукраинские политики, историки, публицисты, медиаактивисты и прочие блогеры.
В поднявшемся вале далёкого от исторической науки словоблудия потонули немногие трезвые высказывания. Так, например, мало кто услышал заслуженного украинского историка, академика Национальной академии наук Украины, директора Института археологии НАН Украины Петра Толочко:
Украинские исторические мифы: запорожец Иван Сирко – «национальный герой Франции»
©
Public domain
«По этнической принадлежности и государственной княгиня Анна Ярославна была русской. Путин всё правильно сказал. А по месту жительства она была киевской. Я не вижу повода для возмущения наших политологов и политиков».
Учёный не видит повода для возмущения, потому что размышляет как учёный, а не как политик. Ведь из его же слов следует, что земля от Карпат и до Северского Донца, от Полесья и до Дикого поля издревле была Русью. Признать это современному украинскому политикуму — значит сознаться в отсутствии какого-либо исторического базиса под его политическими и экономическими претензиями.
Именно поэтому украинские политики всеми путями стараются не афишировать, что те же бандеровцы сами себя ещё в 20-е и 30-е годы называли… русинами, а не украинцами. Что территория Галичины и Волыни в польском административном делении называлась… Русским воеводством и что княжившие в Киеве князья и рождавшиеся в этом городе княгини были… русскими.