Собор Воскресения Христова (Спаса-на-крови) в Санкт-Петербурге

Екатеринбургский Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших является одной из главных достопримечательностей города. Район Вознесенской горки стал печально известным на весь мир. Именно здесь до 1977 года стоял дом инженера Николая Николаевича Ипатьева, в котором были расстреляны последний российский император Николай II со своей семьей и слугами.

© Елена

Из-за этого события, произошедшего в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, храм получил такое название. Храм-на-Крови посещают не только верующие прихожане, но и туристические группы. Чаще всего именно его включают в состав обзорной экскурсии по городу. Он считает одним из популярнейших храмов в стране. Екатеринбургский Храм стал третьим «храмом-на-крови» после Углича и Санкт-Петербурга.

© Анна Кудрявцева

Архитектурный комплекс включает в себя пятикупольный главный храм, часовню Елизаветы и Патриаршее подворье. Вместе с еще несколькими храмами он образует «Святой Квартал». В него входят Вознесенская церковь и Храм Николая Чудотворца.

История появления храма

В 1917 году под натиском революционеров Николай II

отказался от престола и со всей семьёй был сослан в Тобольск. Позже, с началом гражданской войны, царскую семью перевезли в Екатеринбург и поместили под замок в особняке
инженера Ипатьева
, чей дом был ранее конфискован большевиками. Предполагалось, что вскоре членов императорской семьи повезут в Москву для представления перед судом. Но этому не суждено было случиться: в ночь с 16 на 17 июля 1917 года Николай II, его жена, дети и приближенные бывшего царя были загнаны в подвал дома и там подверглись расстрелу. Тела погибших сначала снесли в шахту на Ганиной Яме, а через день были надёжно перепрятаны.

Крест, в память об императорской семье

В конце 70-х годов Ипатьевский особняк

снесли. После ослабления тоталитарного режима на место снова стали все чаще приходить люди, желающие почтить память жертв, которые закончили свою жизнь в подвале снесенного особняка. Первой предтечей храма стал деревянный крест, вскоре заменённый на железный. Крест и по сей день стоит у собора, напоминая о той страшной ночи.

История постройки

17 июля 1918 года в подвальном помещении усадьбы Ипатьева хладнокровно расстреляна семья царя Николая Второго и его помощники. Царь Николай Второй не собирался бежать или поднимать бунт, царские персоны вели себя достойно в плену, постоянно молились, поэтому трудно объяснить жестокость убийства.


Икона святых Царственных страстотерпцев

Стыд, раскаяние наполняло души россиян все эти годы, к святому месту на протяжении 60 лет постоянно несли живые цветы, пока не было приняло решение об увековечивании памяти невинноубиенных членов царской семьи, чьи тела после расстрела просто сбросили в шахту.

Архитектура Храма-на-крови

Закладка каменного основания собора состоялась ещё в 1992 году

, но по экономических причинам стройка была заморожена. Через пару лет на месте будущего храма состоялась первая Божественная Литургия. Возобновили строительные работы только в 2000 году. Через 3 года храм был построен и освящен. Вскоре к нему присоединились
Патриаршее подворье
и
часовня Елизаветы
.

Собор выполнен в русско-византийском стиле, как бы напоминая об истоках возникновения православия. В высоту храм достигает 60 метров, имеет 5 золотых куполов и 14 колоколов, один из которых весом превышает 5 тонн. Особый колокол получил имя Святого Андрея Первозванного

и звучит ниже всех других колоколов. Купола, венчающие собор, создают ощущение негасимого огня, горящего в память о жертвах.
Красный гранитный бордюр
, словно лентой опоясывающий строение, напоминает о страшном кровопролитии. Также по периметру собора можно заметить
48 бронзовых икон
с ликами высоко чтимых русских святых.

Галерея икон

По задумке архитекторов, собор был поделён на два уровня — нижний и верхний. Цокольный этаж, он же Заупокойный памяти Романовых

, представляет собой темное подвальное помещение с низким потолком, максимально схожее с подвалом особняка Ипатьева. Там содержатся подлинные останки дома инженера. Это сделано специально, чтобы максимально прочувствовать момент гибели царя и его родных. На месте убийства установлен алтарь, рядом с ним размещен музейный комплекс, в котором можно узнать все о последних днях жизни Романовых. Для большего удобства в этой части храма оборудован зрительный зал на 160 мест.

Архитектура храма

Верхняя часть храма светлая и просторная. Там вы увидите уникальный иконостас, выполненный из редкого белого мрамора. Длина иконостаса достигает 30 метров, высота — 13 метров. Оба уровня связаны сквозным проходом, который выходит из цоколя и упирается в иконостас верхней части храма. Заглянув в этот проем, можно увидеть место гибели царя и его семьи.

Перед храмом установлена скульптурная композиция, состоящая из 7 фигур. Памятник увековечивает спуск всей семьи Романовых в подвал, в котором их жизни и завершились.

Экскурсии и цены

Для посещения музея разработано несколько обзорных программ. Экскурсии в Спасе на Крови позволят познакомиться с его архитектурой, историей и достопримечательностями.

Цена экскурсий в собор Спас на Крови – 400 рублей. Продолжительность любой программы – 45 минут.

Спас на Крови: снаружи и внутри

Экскурсия начнется на площади искусств, откуда вы пройдетесь вместе с гидом в музей, по дороге узнав о жизни XIX века в Петербурге. В соборе вы увидите знаменитые мозаики и резные иконостасы. Гид расскажет вам об истории храма с момента основания до современных дней, о его тайнах и императоре, которому был поставлен этот памятник. После осмотра Спаса на Крови, вы отправитесь к Марсову полю, где узнаете о Российской Империи в период революции.

Тип: групповая, пешеходная.

Продолжительность: 2 часа.

Стоимость: 590 рублей.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Евангельские сюжеты в мозаиках храма

Мозаики собора – одна из его главных достопримечательностей. Сюжеты, воплощенные на стенах собора рассказывают о 277 христианских персонажах, а количество изображенных стен насчитывает 68 сюжетов. На экскурсии гости поближе познакомятся с впечатляющими мозаиками.

Мозаика храма-памятника «Спас на крови»

На этой экскурсии гости узнают не только о сюжетах и героях мозаик собора, но и узнают об истории мозаичного ансамбля. Гид расскажет о том, как и кем создавались эскизы, о мастерах, создававших произведения искусства, а также нюансы техники создания таких рисунков.

Архитектура и наружное убранство

Экскурсия познакомит гостей с удивительным собором, выполненным в русском стиле. Они смогут увидеть его со всех сторон, а программа не оставит незамеченной ни единую деталь внешнего и внутреннего убранства.

Расписание богослужений и мероприятий

Каждый год в памятную ночь, с 16 на 17 июля, в храме проводят богослужение в память о погибших, а затем организуют крестный ход до Ганиной Ямы

, куда изначально были сброшены тела убитых. Количество желающих посетить это мероприятие с каждым годом только увеличивается.

Придел на месте комнаты, где убили царскую семью

Посетить Екатеринбургский Храм-на-крови можно в любой день с 7:30 до 23:00. На богослужение приходят утром и вечером, в дневное время исповедуются.

Сегодня в храме проводятся разные православные проекты, такие как воскресная и художественная школы, детский хор, кадетский класс, лекторий «Основы православия» и даже библиотека.

В большей степени собор воспринимается как музей или мемориал, который притягивает паломников с разных концов света и интересующихся туристов. Часто посещение храма входит в обзорную экскурсию по Екатеринбургу.

Начало строительства

Весной началось строительство Храма-на-Крови в Екатеринбурге, в процессе подготовки к которому, к великому сожалению, были срезаны столетние деревья, свидетели прогулок царской семьи. Археологи провели тщательные раскопки, зафиксировав место Ипатьевского подвала, в котором происходили ужасные события.

Важно! На Юбилейном Архиерейском Соборе Царское семейство причислено к лику святых Страстотерпцев.

22-23 сентября Архиерейского подворье Екатеринбурга впервые посещает Первоиерарх РПЦ патриарх Алексий Второй, который освятил капсулу и Памятную грамоту во время освящения строительства нового храма Екатеринбурга.


Храм-на-Крови в Екатеринбурге

Весной 2001 года было закончено строительство нулевого цикла и началось возведение надземной части, которое освятили во время молебна. Первые кирпичи были заложены Владыкой Викентием и губернатором Эдуардом Росселем.

  • В начале лета по благословению Святейшего патриарха началось строительство патриаршего подворья и Центра духовного просвещения при церкви Всех святых.
  • Освящение малых колоколов, на изготовление которых средства пожертвовал певец Александр Новиков, состоялось 6 октября 2002 года.
  • В декабре приступили к монтажу уникального иконостаса, детали к которому изготовлены из фаянса.
  • В январе 2003 г. иконостас установили и приступили к монтажу мраморного иконостаса на верхнем ярусе.
  • В мае после освящения звонница Храма-на-Крови была оснащена многотонными колоколами и крестом, десятиметровой высоты.
  • В июне княгиня Ольга Куликовская-Романова передала в дар церкви святой образ Богородицы «Троеручница», около него взывали к Богу пленники, Божья Матерь была свидетельницей жестокого убийства.

На заметку! 16 июля состоялось освящение Храма-на-Крови, в церемонии участвовало более 70 представителей духовенства.
Монументальное событие православия привлекло внимание всей России. Крестным ходом пришли православные Тобольска, неся святые образа святителя Иоанна Тобольского и Святых Царственных Страстотерпцев. Покаянным Крестным ходом пришли жители Волгограда.

Множество знаменитых политиков, артистов, бизнесменов приняло участие в празднике освящения, который начался перед святым образом Серафима Саровского, перенесенного из Собора Святой Троицы Серафимо-Дивеевского монастыря. Ночью состоялась Литургия, после чего более семи тысяч прихожан отправились Крестным ходом к Ганиной Яме, месту уничтожению святых тел.


Богослужение в Храме-на-Крови

Утренняя Божественная литургия, отслуженная в нижнем престоле, положила начало регулярным богослужениям в нововозведенном соборе, ставшем святым местом для всех православных верующих России и всего мира.

18 июня — храмовый престольный праздник в честь Всех святых в земле Российской просиявших.

При церкви действует:

  • казачий клуб;
  • Воскресная Церковь;
  • Клуб Семьи;
  • милосердные службы и другие школы.

Как добраться

Расположен церковный ансамбль в самом центре города. Вокруг храма есть несколько остановок, самая близкая к нему — «ТЮЗ». Поэтому удобнее добираться до него наземным транспортом. Это:

  • автобусы №№ 1, 13, 13а, 15, 018, 21, 23, 48, 53, 57 и 57а;
  • троллейбусы №№ 1, 3, 5, 9, 11, 15, 17, 18;
  • маршрутки №№ 021, 052 и 056.

Если решите добираться до собора на метро, то вам нужно доехать до станции «Динамо» и пройти 750 метров по скверу. В нем можно увидеть несколько городских достопримечательностей: концертный зал «Космос», Литературный квартал и Городской пруд.

Правила посещения

На территории музея нельзя заходить за ограждения, а также прикасаться к элементам внутреннего убранства. С собой нельзя проносить и употреблять напитки или еду, проезжать на велосипеде, роликах и других средствах передвижения. Исключение составляют только лица с ограниченными возможностями здоровья.

Лица, находящиеся в состоянии опьянения не допускаются в музей. С собой нельзя брать чемоданы и другие крупные сумки.

Фотосъемка может осуществляться только без использования специализированной техники, в том числе монопода, и без вспышки.

Спас на Крови — Собор Воскресения Христова на Крови

Спас на Крови — православный храм в Санкт-Петербурге, полное название которого — Собор Воскресения Христова на Крови (также храм Спаса на Крови).


Спас на Крови

Своё название собор получил от места, на котором был построен. Именно здесь 1 (по новому стилю — 13) марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» является указанием именно на кровь императора.

Таким образом Спас на Крови является памятником царю-мученику. Сегодня это ещё и памятник архитектуры, а также музей, входящий в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».


Император Александр II

Располагается собор в центре города на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.

Строительство собора было начато по приказу сына Александра II — императора Александра III. Первоначальный проект храма принадлежал двум архитекторам: Альфреду Парланде, Спас на Крови для которого стал самой известной работой, и настоятелю Троицко-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву), который со временем отошёл от строительства храма, в результате чего тот оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.


Альфред Парланд

Располагаясь в историческом центре Санкт-Петербурга, Собор Воскресения Христова на Крови неизменно привлекает внимание туристов. Не последнюю роль в этом играет внешний облик храма. Спас на Крови строился в русском стиле и в определённой степени являлся подражанием Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Собор (храм) Василия Блаженного в Москве. Кроме того, архитектурными ориентирами собора стали храмы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Строительство храма велось на протяжении 24 лет. Так, начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907. Именно в этом году 6 (по новому стилю — 19 августа) храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским).

С момента смерти Александра II и до начала строительства Спаса на Крови на месте покушения на императора располагалась часовня, решение о возведении которой было принято уже на следующий день после гибели царя на чрезвычайном заседании Городской думы. Часовня возводилась на средства купцов Громова и Милитина (последний из которых стал старостой, то есть ведал хозяйством церковной общины), а её архитектором выступил Леонтий Бенуа.


Часовня на месте гибели Александра II

Освящение часовни произошло довольно быстро, уже 17 (29) апреля того же 1881 года. После её появления здесь стали проводиться памятные панихиды. Часовня оставалась на месте своего первоначального воздвижения до начала строительства собора, то есть до 1883 года. После этого она была перенесена на Конюшенную площадь. На новом месте объект был на протяжении девяти лет, после чего был полностью разобран.

После того, как было принято решение о строительстве на месте покушения на императора собора, был объявлен конкурс на лучший проект, участие в котором приняли авторы 26 работ. Из числа представленных проектов было отобрано 8 лучших, среди которых первое место одержал проект А.Тимошко, предполагавший возведение собора в русско-византийском стиле. Работа называлась «Отцу Отечества». На втором месте оказался проект «1 марта 1881 года» академиков И.Китнера и А.Гуна. Проект Л.Бенуа, который являлся автором находившейся на этом же месте часовни, занял третье место. Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III, в результате чего было принято решение о проведении второго конкурса, на который был подан 31 проект. Однако и все новые проекты также были отклонены главой государства.

После этого было принято решение о проведении ещё одного конкурса, в результате которого победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Однако и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант утверждён только в мае 1887 года.


Проект храма архимандрита Игнатия

Строительство Спаса на Крови было начато в октябре 1883 года. Комиссию по строительству возглавлял Великий князь Владимир Александрович — третий сын Александра II. Растянувшееся на 24 года строительство было завершено в августе 1907 года, когда в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи состоялось освящение собора.

Строительство храма, деньги на которое собирались по всей стране, обошлось в 4,6 млн рублей.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, представляющая собой отдельно стоящее здание. Хотя по первоначальному проекту, предложенному архимандритом Игнатием, предполагалось возведение двух часовен, представлявших собой угловые башенки, расположенные на ограде собора. Часовня, строительство которой было завершено в 1907 году, вместе с храмом Спас на Крови была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II. Помимо этого в часовне-ризнице хранились архивные материалы, касающиеся строительства храма.


Иверская часовня-ризница

Примечательно, что Собор Воскресения Христова на Крови возводился с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом, а находился на государственном содержании. Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массовые посещения храма не предусматривались, хотя его вместимость была достаточно большой: собор способен вместить до 1600 человек. При императорской власти вход в храм осуществлялся только по пропускам.


Спас на Крови внутри

В 1920 году после смены власти храм стал приходским, хотя против такого решения возражал настоятель собора протоиерей Пётр Лепорский.

С июля 1922 года до июля следующего года собор принадлежал Петроградской автокефалии, после чего стал обновленческим. С августа 1923 года он стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, а с конца 1927 года превратился в центр иосифлянства в Ленинграде. 30 октября 1930 года храм был закрыт, а спустя год было принято решение о разборке здания. Однако сроки данной процедуры обозначены не были, в связи с чем Спас на Крови простоял до начала Великой Отечественной войны, когда перед властью возникли другие вопросы.

В военное время Спас на Крови выполнял функцию морга, здесь размещали тела погибших горожан, а после войны здесь разместился склад декораций Малого оперного театра.


Следы от снарядов

В 1968 году храм был передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников, спустя два года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.

На протяжении 1970-90-х годов в здании проводились инженерные, общестроительные и реставрационные работы. В августе 1997 года Спас на Крови открылся для своих первых посетителей, а 23 мая 2004 года здесь была отслужена первая после нескольких десятков лет перерыва литургия. Спустя ещё почти десять лет в январе 2014 года здесь был зарегистрирован приход храма.

Сегодня увидеть Спас на Крови во всей его красе может любой желающий. Причём полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. В архитектурном отношении композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный пятью куполами. Помимо этого, собор имеет ещё четыре главы. В общей сложности храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, часть из которых имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метра.


Купола собора

На стены храма с внешней стороны нанесены надписи, повествующие о достижения России во время правления императора Александра II. В оформлении сооружения использован различный отделочный материал, в числе которого кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченная медь и мозаика.

Особенно много мозаики во внутреннем убранстве храма. Она создавалась в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, в числе которых были авторы с мировыми именами. Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций во всей Европе.


Мозаика собора

Посещая Собор Воскресения Христова на Крови, следует также уделить отдельное внимание часовне-ризнице, которая сегодня является памятником истории и культуры федерального значения и используется для организации и проведения выставок.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом, на вершине которого находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа (выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг). В отделке здания использован кирпич, а украшениями являются изразцы и мозаичные иконы. Вокруг часовни располагается ограда, аналогичная той, что отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.


156177

автор: Дмитрий Казаков

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.


156213

автор: Дмитрий Казаков

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.


156240

автор: Дмитрий Казаков

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.


156221

автор: Дмитрий Казаков


156220

автор: Дмитрий Казаков


156226

автор: Дмитрий Казаков

Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».


156242

автор: Дмитрий Казаков


156241

автор: Дмитрий Казаков

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.


156192

автор: Дмитрий Казаков

Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.


156193

автор: Дмитрий Казаков

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]