Архиеп. Иоанн (Шаховской) |
Иоанн (Шаховской)
(1902 — 1989), архиепископ б. Сан-Францисский (Православная Церковь в Америке). В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. «Чувством русскости», по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора [1].
Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее [2].
В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.
Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.
Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.
Следующее образование получил в Бельгии, в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета [3].
Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал «Благонамеренный» (1926 г.).
Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он «был призван к монашеству» [4].
23 августа 1926 года «в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде»
[5].
Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства «За Церковь!».
После этого он около года пребывает в Париже, где помог положить начало Спасскому приходу в Аньере. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине.
Позднее архиепископ Иоанн вспоминал:
«Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население»
[6].
Издавал журнал «За Церковь!» (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. Его издательское дело ликвидирует гестапо, конфискуется даже православное издание Библии [7].
По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в начале 1946 года — в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И. И. Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы.
Войдя в состав «Американской митрополии» митрополита Феофила, 11 мая 1947 в Нью-Йорке рукоположен в сан епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской Академии в Нью-Йорке.
На сайте www.ancestry.com
удалось отыскать любопытный документ: оказывается еще в октябре 1949 года Владыка значился как STATELESS, то есть «не имеющий гражданства». И в то же время в графе национальность отмечен как American. Это мы узнаем из документа: Passanger Manifest; Pan American Airways, Inc. Aircraft N-1031 V U.S.A. Flight no. 101/2 London, England to New York, U.S.A. October 2nd 1949. Из 55 пассажиров 45-ое место за Владыкой: «SHAHOVSKOY, JOHN». А его домашний адрес записан следующим образом: «59.E. 2nd St., N.Y.C.».
В декабре 1947 года был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Священным Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.
С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции «Голос Америки» свои «Беседы о вере». Владыка так говорил:
«Каждый воскресный день с начала пятидесятых годов я имел радость входить словом своим во многие дома и корабли мира, где понятно русское слово, и слух человека открывается к великой истине о Боге, Отце людей, и о живой, бессмертной человеческой душе
.
За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность», «Коммунист» за 1960-е годы).
5-8 декабря 1950 года участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке как епископ Бруклинский [8], но в том же году был назначен Сан-Францисским и Западно-Американским.
В 1961 году был возведен в сан архиепископа.
Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.
Архиепископ Иоанн был одним из главных ратников за Автокефальную Американскую Церковь. По этому поводу он имел свою точку зрения: Америка достойна иметь свою Православную Церковь, которая сможет объединить разноплеменные народы. И в 1970 году Русская Православная Мать-Церковь даровала автокефалию американцам. Однако до сих пор ряд Поместных Церквей не согласны с решением русских, во главе этого неприятия стоит Константинопольский Патриархат.
С 1978 г. на покое, жил в Санта-Барбаре.
Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.
Вера. Бог и человек:
Вера есть вхождение в высшую реальность.
Иов говорит удивительное слово… «Нет между нами (между Богом и им, человеком) посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов.9:33)… падший мир алчет посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю… все те религиозные мировые учителя, которые появлялись в человеческой истории, как Будда, Магомет, и другие, клали свою руку только на человека. Они были, может быть, исполнены добрых намерений, но они были людьми и не могли поэтому подлинно соединить человека с Богом. Только истинный, совершенный Богочеловек, Альфа и Омега мироздания, Слово Божие, Логос, образ Ипостаси Отчей, Воплощенное Сияние Божьего Лица, Господь. Единый мог раз навсегда и навеки соединить Божество с человечеством. И в Нем Едином теперь совершается всякое соединение Бога с человеком, с теми сынами человеческими, которые, подобно Иову, жаждут сыновства Божьего, узнают и слышат голос Небесного Отца.
Первый темный страх человека есть боязнь увидеть Бога… Второй темный страх человека – это боязнь увидеть человека… Как страшится человек не найти Бога, так страшится он и найти Бога, увидеть своего Спасителя внутри себя и внутри другого человека. Страшится иногда человек найти высшую человечность в себе и в брате… Убегание от человека есть лишь второй этап ухода от Бога. Ушедшие от Бога, но еще не ушедшие от человека, близки к возвращению к Богу…
Человек страшится встретить самого себя, потому что, найдя себя, человек может найти Бога.
Ужасом своего несоответствия Богу, иногда очень глубоко живущим, объясняется неверие человека, эта темная человеческая боязнь обнаружить у себя или где-либо в мире Бога. «Нет Бога!»… «Не может быть Бога в мире, где столько зла и страданий!» Ведь это уже есть знание о Боге, и уже трепет пред своим и мировым несоответствием Ему. В неверии есть ужас возможности встречи с Богом. Страх отодвигается, душа успокаивается неверием…
…страшно огорчить Любимого! Это – страх учеников Христовых. Человек тогда страшится уже не мучений своей неверности Богу, но потери этих мучений…
патологическая речь
критика Синодального периода
- Старый синодальный режим отравил подсознание и сознание нашего смиренного духовенства ложным смирением пред сильными мира сего[2].
Теологумен
- Богословское творчество митрополита Антония выразилось, к сожалению, и в трактате о догмате искупления, что вызвало в Церкви смущение (как позже теологумен
, богословское мнение отца Сергия Булгакова о Софии)[3].
притча о блудном сыне
Отдалившиеся же от духа православия (конкретно имеется в виду Русская Зарубежная Церковь и ее антиэкуменизм. — Ред.) воспринимают свою «православность» именно так, как понимал свое сыновство Старший Брат в евангельской Притче о Блудном Сыне. Чувствуя свое «старшинство», они зазирают сперва нехристиан, потом «не таких как они» христиан, и, наконец, кончают осуждением всех православных, которые не принадлежат к их малой группировке…[4]
Милосердие, любовь, доверие, эгоизм, страх:
Истинное чудо есть жалость.
Истинное милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд, сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.
Любящий перестает страшиться. «Любовь побеждает страх» (1Ин.4:18)… Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, т. к. усиливает самость человека.
Достигший же любви обладает всякой вещью, не похищая ее. Это есть Царство Божие. «Ничего не имеем, и… всем обладаем» (2Кор.6:10).
Если нет единящей любви, чужое всегда остается чужим…
Похищение… есть грех к смерти, – ибо против Любви, Жизни.
Тайна беззакония Прометея не в том, что он похищает огонь, а в том, что он похищает.
Всякий похититель чужого, потому беззаконен, что не может сделать это чужое – своим…
Обидчик обижает, прежде всего, себя.
«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается.
Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту…
Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь…
Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью…
Не всякая «непрямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию.
Последнее доверие можно иметь лишь к Богу…
Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию.
Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие.
Страх есть агония отлучаемой или себя от Бога отлучающей души. Страх есть агония одиночества.
Таков закон духа: забывая Бога, человек забывает свое собственное лицо, деперсонализирует себя. Теряя истину, человек теряет с нею и жизнь. И все трудности и все неудачи человеческие (особенно в брачной и семейной жизни) связаны с этим.
Ушедший от Бога, уходит и от самого себя.
Примечания
- Березов Р.
Памяти Анны Леонидовны Шаховской // Новое рус. слово.— Нью-Йорк, 1963.— 7 сентября (№ 18443).— С. 4; Траурное объявление: Новое рус. слово.— Нью-Йорк, 1963.— 27 августа (№ 18432).— С. 1. - ↑ 12345678К. В. Бирюкова.
ИОАНН // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — С. 463-465. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4. - ↑ 12345678910
Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920—1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 231—233. - Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной Православная электронная библиотека
- Пастыри и пасомые под игом коммунизма :: Киевская Русь
- ↑ 12Кн. Мария Васильчикова.
24 июля 1944 года. // Берлинский дневник 1940 — 1945 / ред. А. Маньковский. — М.: Наше наследие, 1994. — С. 216. — 320 с. — 35 000 экз. - Континент. № 61. — 1989. — С. 245-246.
- Колупаев В.
Русский центр Фордамского университета в Нью-Йорке // КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА И РУССКАЯ ДИАСПОРА: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА - Архивированная копия (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 13 января 2021. Архивировано 14 января 2021 года.
Характер человека. Гордыня и тщеславие. Трезвомыслие и смирение:
…характер формируется и складывается от свободных человеческих реакций на окружающий мир… Так сам человек лепит из своих душевных качеств и способностей или образ человеческий, или звериный.
Тщеславие есть признак не только нравственного, но и умственного застоя.
И в жизни обществ и народов «гордыня идет перед погибелью». Уровень культуры – прямо пропорционален скромности общественной и международной.
…душа наша должна знать… свои духовные пределы.
Мы не вольны избежать того что нам дается независимо от нашей воли; но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца… Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней.
сочинения
- Иоанн (Шаховской), о.
Стихи (1923) - Иоанн (Шаховской), о.
Песни без слов (1924) - Иоанн (Шаховской), о.
Предметы (1926) - Иоанн (Шаховской), о.
На правах разговора (1926) - Иоанн (Шаховской), о.
Пост (1928) - Иоанн (Шаховской), о.
Свобода от мира (1929) - Иоанн (Шаховской), о.
Церковь и мир: Очерки (1929) - Иоанн (Шаховской), о.
Слава Воскресения (1930) - Иоанн (Шаховской), о.
О назначении человека и о путях философа. (Н. А. Бердяев. «О назначении человека». Опыт парадоксальной этики) (1931) - Иоанн (Шаховской), о.
Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония (1931) - Иоанн (Шаховской), о.
Белое иночество (1932) - Иоанн (Шаховской), о.
Притча о неправедном богатстве (1932) - Иоанн (Шаховской), о.
* О перевоплощении: Диалог (1932) - Иоанн (Шаховской), о.
Легенда о Великом Инквизиторе. Опыт религиозного комментария (1933) - Иоанн (Шаховской), о.
Крещение знания (1933) - Иоанн (Шаховской), о.
Возможно ли братство религий? (1934) - Иоанн (Шаховской), о.
Иудейство и церковь по учению Евангелия (1934) - Иоанн (Шаховской), о.
О духовной жизни (1935) - Иоанн (Шаховской), о.
Жизнь (1935) - Иоанн (Шаховской), о.
Пресвятая - Иоанн (Шаховской), о.
Разговор семи православных о Софии (1936) - Иоанн (Шаховской), о.
Пути богочеловеческие (1936) - Иоанн (Шаховской), о.
Воля Божия и воля человеческая (1937) - Иоанн (Шаховской), о.
Слова (О молитве — О благотворительности — Свет — Два человека — Дочь Царства) - Иоанн (Шаховской), о.
Путь на север (1938) - Иоанн (Шаховской), о.
О прославлении отца Иоанна Кронштадтского (1938) - Иоанн (Шаховской), о.
Философия православного пастырства (1938) - Иоанн (Шаховской), о.
Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого: Юбилейный год: 950-летия Крещения Руси (1938) - Иоанн (Шаховской), о.
Правило духа (1938) - Иоанн (Шаховской), о.
Размышление о религиозности Пушкина (1938) - Иоанн (Шаховской), о.
Испанские письма (1939) - Иоанн (Шаховской), о.
Семь слов о стране Гадаринской: Лк. VIII 26-39 (1939) или 1938 - Иоанн (Шаховской), о.
Толстой и Церковь (1939) - Иоанн (Шаховской), о.
Сирены (1940) - Иоанн (Шаховской), о.
Тайна Церкви - Иоанн (Шаховской), еп
. Слово при наречении во епископа Бруклинского (1947) - Иоанн (Шаховской), еп
. Бытие определяет сознание (1948) - Иоанн (Шаховской), еп
. Человек и страх (1948) - Иоанн (Шаховской), еп
. Епископы, священники, миряне (1948) - Иоанн (Шаховской), еп
. Пути Американской Митрополии: К 3-х-летию 7-го Собора. Итоги, выводы, перспективы (1949) - Иоанн (Шаховской), еп
. Десять слов о вере (1950) - Иоанн (Шаховской), еп
. Время веры (1954) - Иоанн (Шаховской), еп
. Вера и ответственность (1954) - Иоанн (Шаховской), еп
. Еще некоторое прикосновение к ранам (1956) - Иоанн (Шаховской), еп
. Русская Церковь в СССР (1956) - Иоанн (Шаховской), еп
. Сеть (1957) - Иоанн (Шаховской), еп
. Записи о любви к Богу и человеку (1959) - Иоанн (Шаховской), еп
. Письма о вечном и временном (1960) - Иоанн (Шаховской), еп
. Странствия: Лирический дневник (1960) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Письма к верующим (1962) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Православие в Америке (1963) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Листья древа (1964) или 1963 - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Книга свидетельств (1965) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theology. Crestwood, 1966 - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Книга лирики (1966) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Упразднение месяца: Лирическая поэма (1968) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Нескучный сад (1970) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Из письма к мирянину (1970) об американской «автокефалии» - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Созерцания (1971) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Утверждение поместной Церкви (1971) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Избрание тишины (1971) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Московский разговор о бессмертии (1972) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Избранная лирика (1974) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Иронические письма (1975) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. К истории русской интеллигенции. Революция Толстого (1975) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Биография юности: Установление единства (1977) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Переписка с Кленовским (1981) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Вера и достоверность (1981) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Удивительная земля (1983) - Иоанн (Шаховской), архиеп
. Время веры (1988)
автор предисловия, составитель
- Исаак Сирин св. Пламень вещей. Мир во Христе (1928)
- Левитин-Краснов А. Э. Защита веры в СССР: Рукопись, привезенная из Советской России. Париж, 1966
- Диалог с церковной Россией. Париж, 1967
- Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Париж, 1967
- Мень Александр о. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1980
Добро и зло:
…тьма не существует, как что-то противоположное свету, но заключается лишь в воле богопротивления Богу, в нелюбви свободного творения. Ибо свободное творение не может быть вынуждено к любви. Зла нет, как чего-то противоположного Богу. Зло заключено в свободной воле, как воплощенного, так и невоплощенного духа.
Особенно трудным становится нравственное состояние человека когда его душа, словно зараженная апокалиптической «трихиной», включается в какое-либо коллективное зло мира… В коллективном зле нравственная извращенность имеет больше поводов для самооправдания, хотя самооправдание, психологически, не требует обычно никаких поводов.
Воля бесов обращается на свиней…
Бесы гадаринские, теряя человека, хотят вампирически насладиться хоть какой-либо тварью… Лишь бы не остаться им в этом страшном одиночестве собственной злобы и не находящей для себя предмета похоти — самости, в самой себе терзающейся мучениями ада… Поистине ужасна эта бездна, не имеющая никуда выхода из самой себя и не желающая открыться Богу.
Как гадаринские духи, мы, слепые люди, на земле живущие, не обращаем лица ко Господу – Солнцу Правды и Жизни, но ищем себе «свиней», – лишь бы не обнаружилась пред нами самими наша пустота… «Свинья» – это всякое заполнение пустоты своей – не Господом.
Почему человек не принимает Господа?.. Гадаринцы опечалились гибелью своих свиней.
Нетерпимость:
Ригоризм и пуританство чужды евангельскому духу. Фарисейская праведность без любви – более темна в очах Божиих, чем всякий грех. Но и теплохладность христиан в исполнении заповедей – так же темна. Как фарисействующие, так и торгующие и курящие в храме Божьем – одинаково изгоняются из храма.
Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы он ни принадлежал этот разум – православному или сектанту.
Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием.
Нельзя Православие защищать по-язычески.
Православие… есть дух и жизнь и имеет плодом своим – только жизнь.
… дух сектантства… есть дух душевной (не духовной) ревности. Это – рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви.
создание Православной Церкви в Америке
На Третьей Генеральной ассамблее ВСЦ в Нью-Дели вместе с другими деятелями будущей «американской автокефалии» вступает в первые контакты с митр. Никодимом (Ротовым). С 1963 вместе с оо. Александром Шмеманом и Иоанном Мейендорфом участвует в тайных переговорах с митр. Никодимом (Ротовым) и другими о даровании автокефалии Американской Митрополии.
В 1970 архиеп. Иоанн (Шаховской) становится одним из основателей Православной Церкви в Америке, модернистской корпорации, непризнанной ни одной Поместной Церковью, кроме Московской Патриархии.
Жизнь, время и вечность, суета мира, социальные потрясения и конфликты:
Только мгновение настоящего есть точка соприкосновения человека с реальностью Вечного. Только настоящее, собственно и есть у человека, у его свободной воли… Понятие «будущего» менее всего похоже на «вечное» – говорит Льюис. «Будущее» есть самая «временная», самая нереальная часть времени человека.
Шум – единственная самозащита зла от голоса тихой человеческой совести, от тихого Слова Божьего… Шумные лозунги ткут легенду «будущего»… Только о смерти своей забыл человек… не закрыться от зла и смерти никаким шумом. Есть одно только спасение: Христос Воскресший.
Евангельская греховность это «пастушеская свирель», по сравнению с назойливой, оглушительной и бесстыдной музыкой греха наших дней. Не только единично, но и коллективно восстают люди нашего века против – Духа Божия. Белое так настойчиво называется в ми-ре черным, и черное – белым. «Горы падите на нас и холмы покройте нас» (Лк.23:30)!
Целью революции для блага всех, оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека.
… средство немыслимо оправдать целью.
…человеку, прежде всего, надо стать настоящим человеком, чтоб начать в лучшую сторону изменять мир. А когда нравственно слепые люди «изменяют мир», они его изменяют в худшую сторону. Они хотят «изменить» мир, не зная этого мира, не веря в нравственную сущность ни его, ни человека. Как улучшить мир не улучшив человеческого сердца? Океан крови пролился и продолжает проливаться ради отвлеченных проектов будущего.
…идея материализма, как чуждая нравственного понимания мира и человека, не может создать настоящей общности между людьми; идея материализма противоположна самой сути духовной настоящей общности людей и углубляет разделение человеческое.
«Происшествие» для человека есть нечто, столь же необходимое в жизни, как хлеб. Извращенная природа человеческая созерцает мир не как отражение небесной гармонии, где каждая мелочь драгоценна своим непосредственным отношением к великому целому Божьего мира; падшая природа человека созерцает мир как скучную бессмысленность, где можно лишь отыскивать себе различные приятности и где непрестанно происходят различной любопытности события. Люди устремляются к «новостям»… «Новостями» закрыт в мире вход к Божественным Тайнам.
Цивилизация, неуравновешенная и не скрепленная высшим смыслом жизни, ведет к гибели человечество, все более усложняет, затрудняет и разоряет свой собственный мир.
Биография архиепископа
Князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (в монашестве Иоанн) родился в городе Москве в начале прошлого века, а точнее 26 августа 1902 года. Семья его была дворянской, по линии отца принадлежащая к древнему знатному роду, ведущего свое начало от Рюриковичей.
Архиепископ Иоанн Шаховской
Мать являлась праправнучкой знаменитого итальянского архитектора Карло Росси, оставшегося жить и творить в России в 19-м веке, который выстроил множество замечательных архитектурных ансамблей как в самом Петербурге, так и его окрестностях. Сестра Зинаида впоследствии стала очень известной журналисткой, писательницей.
Отец Дмитрия был человеком хоть и знатным, но достаточно религиозным, чтобы свою веру воплощать в делах. Он не пропускал церковные богослужения, пользовался огромным авторитетом и уважением среди крестьян. Вместе со всеми пахал землю, одевался в рубаху, подпоясанную ремнем.
Мать Димитрия также была замечательной личностью. От знаменитого прадеда ей достались по наследству живой темперамент, очень веселый и общительный характер, неординарные способности к наукам. Все это она передала своим детям.
Важно! Иоанн Шаховской прожил долгую жизнь, которая прошла в основном за границей, вдалеке от Родины и русских людей. У нас его больше знают как талантливого православного писателя, поэта, проповедника. Его труды переведены также на многие языки, в том числе итальянский, немецкий, английский, сербский, японский.
Детство и период гражданской войны
Ранние годы свой жизни Димитрий провел в деревне. Именно здесь ему привились такие черты характера как простота, любовь к русскому народу, открытость и общедоступность. С детства Дмитрий обладал незаурядными способностями. Учился вначале в петербуржской гимназии Карла Мая, затем поступил в школу Левицкой в Царском селе (1912 г.).
По ее окончании принят в Императорский Александровский лицей (1915-1917 гг.). Именно в этом учебном заведении когда-то учился А. С. Пушкин, Салтыков-Щедрин и другие известные люди. Здесь работали лучшие педагоги страны. Лицей выпускал дипломатов и многие из его учеников становились впоследствии крупными учеными или государственными деятелями. Но революция оборвала и перевернула все верх дном в налаженной жизни юного князя.
В 1917 годы после произошедшего революционного мятежа Димитрий возвращается к себе в деревню, находящуюся в Тульской губернии. Но и здесь кругом был хаос, — бунт, мятежи, убийства. Димитрия вместе с матерью забирают в тюрьму как представителей враждебного новой власти класса. На свободе остается одиннадцатилетняя сестра Зинаида.
Мать с сыном периодически то сажают, то вновь выпускают. Это был нелегкий период в их жизни. Но тут проявилась сила духа и незаурядный ум, личность будущего подвижника. Не смотря на столь юный возраст, а Димитрию еще не исполнилось и 17 лет, он сумел вырваться из тюрьмы целым и невредимым. Благодаря именно его ходатайствам была освобождена и мать, которая уже ожидала неминуемого расстрела.
Иоанн Шаховской (в миру Дмитрий)
Конечно, после всего происшедшего оставаться на своей малой родине более они уже не могли. Скитаясь по стране, семья Шаховских попадает на юг к белым войскам А. И. Деникина, на стороне которых какое-то время воюет и Димитрий (1918 г.). Он делал это осознанно, так как считал, что защищать императорскую власть — долг каждого честного дворянина. В боях под Царицыным получил контузию.
В 1919 году поступает в морскую телеграфную школу г. Севастополя. По окончании его зачисляют на Черноморский флот в состав команды крейсера «Алмаз» в качестве радиста. Но уже летом следующего года по причине несовершеннолетия, а Димитрию на тот момент еще не исполнилось 18-ти лет, переводится на службу в Русское общество торговли и пароходства, также радистом. Все события, происшедшие в бурный революционный период лишь усилили в князе тот религиозный дух, который вложили в него с детства родители.
Эмиграция
Наконец-то через Крым семья Шаховских перебралась за границу, в Константинополь. Так начался новый период в их жизни. После Константинополя последовали Франция, где в Париже Димитрий закончил Свободную школу политических наук. Затем, в 1922 году, они перебрались в Бельгию. Здесь он прошел курс в Левенском университете на факультете истории и филологии.
По окончании учебы в 1926 году в Брюсселе работал редактором журнала «Благонамеренный», публиковал собственные стихи, сотрудничал со многими русскими изданиями. Вступает в переписку с Буниным, Цветаевой, Зайцевым и другими литературными деятелями.
Интересно! Блестящие способности, как литературные, так и административные, в сочетании с дворянским титулом дают ему возможность стать одной из ярких и влиятельных фигур среди русских эмигрантов.
Но неожиданно для всех князь Димитрий решает посетить Афон. Это известие шокирует всю его семью, в том числе и сестру Зинаиду, а также многочисленных знакомых, друзей. Вскоре он сообщает о своем намерении принять монашеский постриг, и через год возвращается с Афона иноком Иоанном.
Начало духовного пути
Посвящение Димитрия в монахи произошло на Святой горе в Пантелеимоновом монастыре в день его 24-летия (26.08. 1926 г.). Благословил его на этот шаг епископ Вениамин (Федченков), назвав бывшего князя в честь святого апостола Иоанна Богослова.
Вернувшись во Францию, в ноябре того же года поступает в Свято-Сергиевский православный институт в Париже. И уже в декабре рукополагается митрополитом Евлогием в сан иеродиакона. Происходит это на Александро-Невском кафедральном соборе в Париже (8.12.1926 г.).
Служение в Сербии и Франции
В начале 1927 года покинул Францию и перебрался в Королевство сербов, хорватов и словенцев по приглашению епископа Вениамина (Федченков). Последний, по благословению митрополита Антония (Храповицкого), получил должность главы РПЦЗ и ему нужен был человек на должность настоятеля русского прихода в сербском городе Белая Церковь, а также начальника пастырско-богословских курсов.
Иеродиакон Иоанн, приняв предложение, перешел в РПЦЗ. Некоторое время жил в сербском монастыре Петковица. Вскоре был посвящен в сан иеромонаха (6.03.1927 г.) епископом Вениамином. После этого был назначен помощником настоятеля храма в г. Белой Церкви при Крымском кадетском корпусе.
Иоанн Шаховской, архиепископ Сан-Францисский
Когда епископ Вениамин ушел с должности, уединившись в обители Петковица, иеромонах Иоанн стал законоучителем кадетского корпуса и настоятелем храма Георгия Победоносца (1.09.1927 г.). Также владыка построил в Белой церкви храм ап. Иоанна Богослова и стал его первым настоятелем, преподавал в Пастырской школе, возглавлял Православно-миссионерское издательство.
В 1930 году вернулся в Париж и перешел под юрисдикцию Западноевропейского экзархата, главой которого в то время был епископ Евлогий (Георгиевский). Первые два года был разъездным священником и настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в городе Аньер-сюр- Сен.
В Германии
1 апреля 1932 года отец Иоанн вступил в должность настоятеля Свято-Владимирской церкви, находящейся в городе Берлине. Он занимался не только своим приходом, но и занялся просветительской, миссионерской деятельностью. Организовал православное печатное издательство при храме. Издавал журнал «За церковь», редактировал его, писал статьи. Был пламенным проповедником, талантливым автором.
Объездил все страны Европы, благовествуя русским людям, находящимся в изгнании и потерявшим Родину. Особенно были плодотворны его поездки в страны, где было много русского коренного населения, такие как Финляндия, Эстония, Латвия. В мае 1935 года принял сан игумена. Ровно через год стал благочинным приходов экзархата в Германии. Еще спустя год получил сан архимандрита.
Одним из самых противоречивых моментов в деятельности о. Иоанна в Германии стало его отношение к начавшейся войне с СССР. Как эмигрант он смотрел на это событие с надеждой, что придет конец изгнанию и рассеянию русских людей, которые наконец-то смогут вернуться домой, на свою Родину. В 1941 году из-под его пера вышла статья, в которой он сравнивает немецкую армию с мечом Господним, призванным сбить красные звезды с Кремля.
Книга Иоанна Шаховского «Мгновения святой тишины»
В дальнейшем владыка уже не делал таких опрометчивых заявлений. Напротив, его не раз замечали в оппозиции к нацистской власти. Он всегда всех ободрял, помогал, в том числе и русским военнопленным. Как-то раз к нему в церковь зашли вольноотпущенники. Это были русские люди, попавшие в плен и отпущенные из лагеря, чтобы работать на каком-либо заводе, предприятии. Им предписывалось на своей одежде носить пришитые звезды.
Владыка Иоанн в тот день произнес особенную проповедь, из-за которой очень рисковал навлечь на себя гнев нацистских властей. Он сравнил нашитые звезды на одежде этих отверженных людей с Вифлеемской звездой, сказав, что «… вас хотели унизить, но тем самым возвысили…».
А когда случился заговор 20 июля, преследовавшего цель убить Гитлера и свергнуть фашистскую власть, он отслужил тайно молебен за погибших в этот день людей: православных, католиков, протестантов. Тем самым нарушил церковные правила о том, что за инославных должна возноситься только частная молитва, но ни в коем случае не церковная.
В Америке
В 1945 году вернулся во Францию, а затем спустя год переехал в Америку. По этой причине был уволен из Западноевропейского экзархата и перешел под юрисдикцию Северо-Американской митрополии.
- 1946-47 гг. — служил настоятелем церкви в Лос-Анджелесе.
- Май, 1947 г. — стал епископом Бруклинским, а также ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.
- 1948 г. — начал вести передачи на радиостанции «Свобода» под названием «Беседы с русским народом». Занимался этим почти сорок лет.
- 1950 г. — назначен епископом Сан-Францисским и Западно-Американским.
- 1961 г. — посвящен в сан архиепископа.
Руководил Южноамериканской епархией, а также заведовал зарубежной деятельностью Митрополии. Активно участвовал в экуменическом движении, находился в составе членов Всемирного Совета Церквей. С мая 1975 года ушел на покой по состоянию здоровья, жил в Санта-Барбаре (штат Калифорния, США). Но по-прежнему выступал на радио, много писал. Умер в мае 1989 года. Похоронен возле Сан-Франциско на сербском кладбище.
Знание и незнание:
Пусть не странным покажется, что человеку надо обучаться некоему незнанию. Это незнание не будет неведением. Еще менее, оно будет невежеством. Стремясь уйти от лжеименного знания, человек иногда приходит к восхвалению невежества, к отвержению благодатной культуры знания. Это путь ложной философии незнания, путь фарисейский, усваиваемый некоторыми мытарями, становящимися в стороне от жизни мира и превозносящими себя над фарисеями науки. Не этот путь дает Господь, для преодоления соблазна и пустоты лжезнания.
В нынешнем состоянии человечества никакое знание не должно ощущаться как знание. Всякое знание должно переживаться как неведение.
Литература
- Назначение архимандрита Иоанна Шаховского в Лос-Анджелес // «Новая заря». — 1946. — 16 апреля
- Чиннов И.
Памяти архипастыря и поэта (об Архиепископе Иоанне Шаховском) // «Новый журнал» (The New Review). — N.Y. — 1989. — № 176. — 286—293 - Иоанн Сан-Францисский, архиепископ. Избранное / Сост. Ю. Линник. — Петрозаводск: Святой остров. — 1992. — 575 С.
- Линник Ю. В.
Философ будущего. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) // Иоанн Сан-Францисский, архиепископ. Избранное. — Петрозаводск: Святой остров. — 1992. — С. 5-11 - Сапов В. В.
Шаховской Дмитрий Алексеевич // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918—1940. Писатели Русского Зарубежья. — М.: РОССПЭН. — 1997. — С. 447—449 - Сапов В. В.
Иоанн // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Архиепископ Иоанн (Шаховской) и его корреспонденты (Материалы к биографии Архиепископа Иоанна) // «Церковно-исторический вестник». — 1998 — № 1. — С. 64-92
- Александров Е. А.
Иоанн (Шаховской), Архиепископ // «Русский американец». Обзорный выпуск. — Nyack, N.Y. — 2000. — № 22. — С. 77-78 - Харченко Н. П.
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) о вечных духовных ценностях и антиценностях, отраженных в понятиях, образах и дефинициях // Российские соотечественники в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективы сотрудничества: материалы третьей международной научно-практической конференции. — Владивосток: Информационно-рекламное агентство «Комсомолка ДВ». — 2003. — С. 267—274 - Нивьер, Антуан
Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995: Биографический справочник. — М.-Париж, 2007. — С. 231—233. - Бирюкова К. В.
Иоанн // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — С. 463-465. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4. - von Scheliha, Wolfram.
Šachovskoj Dmitrij Alekseevič (geistlicher Name Ioann, auch John Shakhovskoy). // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon, т. 30. Nordhausen, Bautz-Verlag, 2009, стб. 1197—2006. - Варакина Е. Р.
Картина мира в лирике Г. Иванова и архиепископа Иоанна (Шаховского). — М.: МАКС Пресс, 2010. — 199 с. - Ермилов П. В.
«Что Русская Церковь сможет очень многое в мире сделать — я в это верю». Переписка архиепископа Иоанна (Шаховского) с С. В. Троицким. 1954—1965 гг. // Исторический архив. 2021. — № 1. — С. 54-100.