У книжной полки. Схиигумен Савва (Остапенко). Бисер духовный


Биография

Жизнеописание схиигумена Саввы доступно не в полном виде. Многие годы его пути просто неизвестны, но самые основные, ключевые моменты, все же, можно найти.

Родился мальчик в 11 (25) ноября 1898 года в самой обычной по тому времени крестьянской семье Остапенко. Отец Михаил сразу дал сыну имя Николай. Он был в семье не единственный. Кроме Коли, были еще 3 сына и 5 дочерей. Родители были глубоко верующими людьми, так привили любовь к Господу и детям.

В семье никогда не было зла, грубости или серьезных наказаний. Насобственном примере родители показывали, каким должен быть хороший человек. Коля с самого детства интересовался религий. Он отлично учился в церковно-приходской школе, посещал все службы.


Схиигумен Савва (Остапенко)

Уже в юношеские годы у молодого человека появилось сильное желание стать священником. Однако в 1914 году Николай попал в армию, причем досрочно из-за начала Первой мировой войны. Через три года, служа уже в Красной армии, будущий схиигумен получил в училище должность военного техника. Позже становится инженером-прорабом.

Несмотря на политику советской власти, Николай часто посещал церковь. Он с детства сохранил в себе любовь к христианству. Часто Николай читал духовные книги, чтобы достигнуть озарения и, наконец, стать священником.

Сам схиигумен позже расскажет, что огромную роль для него играли сны. Так, в одном из ночных видений Николай увидел умерших, о которых он давеча молился и по которым читал акафист.

Чуть позже после беседы со схимонахиней Марфой, Николай получил от нее урок о правильной молитве. В ту же ночь ему приснился сон о том, как он побывал во всех святых местах из жизни Иисуса. Позже сама Марфа станет близким другом для схиигумена. Она поможет ему и на духовном пути.

Это интересно! Схимонахиня — женщина монахиня, которая приняла великую схиму, что означает ее полное отречение от мира и мирской жизни. Женщина отказывается от сего и становится единой с Богом сначала в жизни, а потом и в жизни.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Отец Савва не раз повторял слова преподобного Пимена Великого: «Чтобы иметь мир в душе, находись в своем чине» [4]. Церковь, семья, служба — все это структуры, где человек должен найти себя и определить свое место. Отец Савва не одобрял тех игуменов и игумений, которые из-за ложного смирения боятся проявить свою власть: от этого происходят нестроения в монастырской жизни. Он также считал, что духовному отцу не должно под предлогом милосердия «распускать» своих чад и самому становиться послушником у них. Он приводил слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что монах, умирая, будет проклинать своего излишне снисходительного духовника [5].

Однажды я сказал отцу Савве, что не имею духовных чад, и думал, что он одобрит это. Но он строго сказал мне, что я, отказывая людям в совете и общении, от этого преподобным Антонием не стану и что это порождение не смирения, а лености, что я горжусь тем, чего священник должен стыдиться. Но тут же добавил, что надо уметь руководить духовными чадами и, скрывая любовь, проявлять к ним разумную строгость. Он сказал, что для решения духовных вопросов достаточно несколько минут и нельзя позволять людям распоряжаться твоим временем, что для правильного руководства надо встречаться с человеком редко и на короткое время, объясняя ему это, например, так: «У меня есть для тебя пять минут, уложись в это время, ты не один»; или же можно сказать человеку, чтобы он написал исповедь или вопросы на бумаге — не более одной страницы. Исключение отец Савва делал для тех, кто приезжал издалека. Очень часто он, не отвечая на вопросы, говорил: «Я помолюсь о тебе». И, как правило, человек получал ответ, иногда совершенно нежданный.

Можно сказать, что отец Савва общался с людьми через молитву, беседа была только подспорьем. Он говорил о том, что встреча с духовным отцом должна быть для человека событием, а не обыденностью; что ни одно слово духовного отца, даже сказанное в шутку, нельзя пропускать без внимания. Он говорил, что некоторые духовные чада за три минуты пребывания с ним получают больше, чем другие за неделю.

Я как-то спросил у него: «Какая страсть самая опасная и какой грех самый губительный?». Он ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью, он не может довести доброго дела до конца, всегда хитрит и как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно для себя под действием страха может стать отступником и предателем». Когда я спросил: «А как преодолеть эту страсть?», он ответил: «Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога. Страх перед Богом уничтожает другой страх». Затем сказал: «Молись Божией Матери. Она — наша Взбранная Воевода».

Один иеромонах, желая исповедаться у отца Саввы, написал на листе бумаги грехи, которые он вспомнил; среди них были и тяжелые. Старец взял лист и карандаш и стал читать. Выражением лица он напоминал врача, который внимательно и напряженно слушает больного, чтобы определить его болезнь. Он читал медленно и сосредоточенно, словно взвешивая каждый грех на ладони своей руки. Через исповедь он будто стремился увидеть душу человека, его духовный путь и сокровенную внутреннюю жизнь и определить причины совершенных грехов. Вдруг он встал и резким движением карандаша подчеркнул одну фразу, а затем вернул лист иеромонаху: тот написал, как он из-за боязни перед человеком покривил своей совестью. Отец Савва сказал: «Обрати на это внимание, трусость — один из самых тяжелых грехов; она является причиной многих других грехов и падений, ведь во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. В Апокалипсисе написано, что боязливые не спасутся и не войдут в Небесный Иерусалим [6]. Старайся искоренить этот грех из своего сердца». Затем он добавил: «Оставь этот лист, я сожгу его».

Иеромонах возвращался от отца Саввы с радостным чувством и ощущением, что грехи его сгорели в невидимом пламени.

Отец Савва сострадал каждому человеку, но к своим чадам был строг и часто скрывал это сострадание под внешней суровостью. Чем больше он любил человека, тем более требовательно обращался с ним: слово его звучало властно. И, напротив, к слабым духом он проявлял снисходительность и даже уступчивость, как к ребенку или больному. ОтецСавва говорил, что каждый металл имеет свою меру прочности. Когда он давал благословение на какое-нибудь дело, то не терпел возражений и споров. Если же он видел, что человек немощен душой и изнемогает, то сам снимал с него послушание или облегчал его; а если считал, что тот может исполнить требуемое, но колеблется, то не слушал его объяснений, не повторял своих слов, но резко обрывал его и гнал от себя.

Фарисейское смиреннословие и ложь отец Савва считал худшим видом гордости. Если человек приходил к нему с искренним покаянием, то он никогда не упрекал его, как врач не упрекает больного за гнойные язвы и раны, а старается сделать все, чтобы исцелить болезнь. Старец словно сжигал грехи своих духовных чад огнем своей молитвы. Но если он видел в человеке лицемерие и хитрость, то гневался на него, резал словом, как ножом, и мог, в буквальном смысле, выгнать такого человека в шею из своей келии. Грех фарисейства он считал одним из самых трудноисцеляемых грехов. Поэтому его видимая резкость была как бы последним средством разбудить совесть человека.

Старец строго обращался с гордыми и непослушными. Одного тщеславного и самоуверенного человека, который пришел к нему в келию, он заставил стоять у порога, сказав, что келию только что убрали, а он своими ногами запачкает пол. Другому он сказал: «Ты пришел не спрашивать, а искушать меня, чтобы потом рассуждать, в ком больше правды: во мне или в твоем старце, которого ты также искушал вопросами, а теперь решил бросить». Некоторым отец Савва говорил так: «Ты был в зоопарке? Если ты подойдешь с пищей к зверям, то они будут внимательно смотреть за каждым твоим движением. Брошенная тобой пища не успеет упасть на землю, как они схватят ее на лету. Так ты должен хватать на лету каждое слово старца и запоминать его».

Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь — не более одной или двух страниц. Они должны были предварительно обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. Отец Савва говорил, что, исповедуясь духовному отцу, не должно объяснять или рассказывать обстоятельств, пускаться в глубокий самоанализ и в тонкий просмотр своих помыслов — надо указать на грехи, которые ты совершил, а не писать автобиографию. Когда к отцу Савве подходили за разрешением того или иного вопроса, он также пресекал многословие: просил кратко и ясно изложить, в чем дело, и ждать ответа от духовного отца. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник. Схиигумен Савва считал, что человек, который долго объясняет старцу свою проблему, хочет убедить его согласиться с решением, которое он сам уже принял, и как бы принуждает его благословить то, чего желает сам. Здесь происходит некая внутренняя борьба между вопрошающим и отвечающим: под видом дополнительных объяснений такой человек представляет новые аргументы в пользу своего решения и внутренне давит на волю старца. Получается обман или самообман. Основа благословения как доверие к старцу здесь отсутствует, и поэтому воля Божия не может проявиться через старца. В таких случаях отец Савва обычно прерывал беседу. Он рассказывал: «Одна женщина, подойдя ко мне, хотела попросить благословения на какое-то дело и стала говорить не умолкая. Я сказал ей, что понял. Но она, не обращая внимания на окружающих, не отставала от меня, продолжая говорить. Тогда я взял ее за шиворот и вытолкал из келии. Это почему-то показалось ей обидным. Бывает и так. Приходит ко мне человек и говорит: «Помолитесь обо мне». Я киваю головой; он отойдет на несколько шагов, возвращается и опять говорит: «Помолитесь обо мне», и так несколько раз. Может быть, я и помолюсь за него, но ему отвечаю: «Научись молиться за себя сам»».

Некоторым отец Савва говорил: «Закрой рот и отвечай только на те вопросы, которые я задам тебе». Многословие с духовным отцом он считал распущенностью. «Духовный отец для спасения, а не для дружбы,— говорил он.— А ты разговариваешь со мной, как с соседкой, которую встретил на улице». Если житейские вопросы не были связаны с духовными, то отец Савва нередко вовсе отказывался отвечать на них. Он приводил в пример слова Спасителя, Который отказался делить имение братьев, сказав, что не за этим пришел сюда [7].

И среди народа отец Савва мог сохранять внутреннее безмолвие. Рядом с ним мне вспоминались слова преподобного Феодора: «Или удаляйся от людей, или будь для них, как меч» [8].

Книги и труды

За свою долгую жизнь Савва написал много книг, посвященных Господу. Например:

  • «Краткое объяснение важнейших правил и обычаев православной христианской веры»;
  • «О покаянии»;
  • «О наградах земных и небесных»;
  • «О главных христианских добродетелях и гордости»;
  • «О Божественной литургии».


Книга схиигумена Саввы «Свет в сердце»

Эти труды прославили схиигумена и приблизили его к Богу. Они обращены к самым разным темам и всегда смогут помочь истинному верующему, ищущему ответов.

27/14 июля 1980 года в Псково-Печерском монастыре окончил свой жизненный путь и иноческий подвиг схиигумен Савва, известный многим православным людям. С именем схиигумена Саввы неразделим образ верного доброго пастыря Христова, в продолжение многих десятилетий верою, любовью, благодатными дарованиями служившего Церкви Божией. Он был образом чистоты, доброты, духовной мудрости. В ревностном служении Богу и Церкви его можно сравнить с теми, кто, подобно апостолу Павлу, полагал душу свою за пасомых, был в муках рождения, чтобы в верных чадах изобразился Христос.

Но и теперь духовные чада старца Саввы продолжают делиться свидетельствами о его благодатной жизни, о духовных дарах, полученных от общения с батюшкой, о силе его молитв, проповедей и поучений. Свидетельства эти собраны в большом двухтомнике — полном собрании проповедей и поучений схиигумена Саввы.

Содержание

Том 1

Жизнеописание старца схиигумена Саввы Детство и жизнь в миру до монашества Поступление в братство Троице-Сергиевой лавры и начало старческого служения Переезд в Псково-Печерскую Свято-Успенскую обительВременные выезды старца из обители Последние годы жизни и кончина Примеры молитвенной помощи людям Советы и наставления схиигумена Саввы Завещания старца Завещание всем Завещания духовным чадам Завещание первое Завещание второе Завещание третье Завещание четвертое Завещание пятое Духовное завещание братии

Основа для спасения Предисловие Что такое спасение «Молиться, молиться нерассеянно…» Пояснение четырех основных молитв Символ Веры Помни главное О духовном отце Полезные мысли святых отцов О гибельном снисхождении Духовная лествица святого апостола Петра Покажите в вере вашей добродетель В добродетели же — разум (рассудительность) В разуме же — воздержание В воздержании же — терпение В терпении же — благочестие В благочестии — братолюбие В братолюбии же — любовь Крест Христов «Ей известны все немощи человеческие» Матерь Божия и Отечество наше Веселие совести Свет в сердце Сладчайшее имя Преклони колени Настоящая человечность День святой жизни Как вести себя по отношению к Господу Как вести себя по отношению к людям Как вести себя в различных жизненных обстоятельствах Страсти сердца «От Меня это было!» Да будет воля Твоя Чтобы жить долголетно Дверь в Царство Небесное Двенадцать добрых дел Двенадцать заповедей спасения «Кто хочет идти за Мною…» «И в Духа Святаго…» «Прииди и вселися в ны…» Сила смиренномудрия Только веруй Надежды без терпения быть не может Жизнь сердца есть любовь Дыхание души Путем царским Любите простоту Возвращение крещения Дар слез Духовные друзья Чем больнее, тем целительнее Великое пространство Лечение души Возглавие добродетелей О рассуждении Ежедневная смерть Чувство бессмертия Слово о поминовении Земное небо Святые дни Тайна тайн Духовная пища Бесовское изобретение Иудин грех Мать всех пороков Ломайте себя Любящий врага своего есть чудотворец Всегда говори правду О ропоте Не суди Правило 121-е Вселенского Собора Бойся похвалы Горе лукавым Хлеб и вода не приносят вреда Молчание собирает Самая тонкая и трудная война Цель подвижничества Трезвение духовное Пал — восстани Освящай Господу начатки дня твоего Чин ангельский Третья благодать Послушание — основа монашества Девство и целомудрие Нестяжание Святые отцы о монашестве Поучение Ефрема Сирина Правила иноческой жизни Василия Великого Привыкай к неудобствам С радостью расточай Человек есть дом Божий Молитва матери за мертворожденное дитя Родителям и воспитателям Истина на стороне малых «Помянух Бога — и возвеселихся» Признай себя первым из грешников Что было бы с нами без Тебя, Господи? Непрестанная борьба с самим собою «Успокою себя верою…»

В дополнение к общему молитвослову Предисловие Молитвы на всякую потребу Молитва при целовании крестика Молитвы о поминовении О живых О усопших Молитва за духовного отца и о спасении нас грешных Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского «Любовь к народу» Правило от недугов Молитва за духовного отца и о спасении нас грешных Молитва ребенка Ежечасная молитва святого Иоасафа Белгородского Молитва от тщеславия протоиерея Иоанна Кронштадтского Молитва от врага Молитва об искоренении злобы среди враждующих Молитва от антихриста Молитва на заклинание врагов преподобного Авраамия Молитва об изгнании врага из дома на 24 часа Молитва оптинских старцев Иисусу Христу на каждый день Молитва от страха Молитва от глада Молитва от пьянства

Богородичное правило Толкование о Богородичном правиле Пресвятая Богородице, помогай нам! После 1-го десятка вспоминается Рождество Богоордицы После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы После 3-го десятка вспоминается Благовещение Пресвятой Богородицы После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой После 5-го десятка вспоминается Рождество Христово После 6-го десятка вспоминается Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой душу пройдет оружие» После 7-го десятка вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет После 8-го десятка вспоминается исчезновение 12-летнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по этому поводу После 9-го десятка вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской, когда Господь претворил в вино воду по слову Божией Матери: «Вина нет у них» После 10-го десятка вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу После 11-го десятка вспоминается Воскресение Христово После 12-го десятка вспоминается Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь После 13-го десятка вспоминается сионская горница и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь После 14-го десятка вспоминается Успение Пресвятой Богородицы После 15-го десятка вспоминается слава Божией Матери, которой Она увенчивается Господом после переселения Ее от земли на небо Молитва Польза от чтения Богородичного правила

Молитвы ко Господу Иисусу Христу. Молитвы Пречистой Божией Матери и святым угодникам Божиим Молитва распятому Христу Крест — наша сила! Святый крест Крестная молитва Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню Молитва Божией Матери Молитва к Богородице о заступлении в жизни, смерти и по смерти «Огради Меня, Господи Боже Мой, от лукавых духов!» Так молилась Пресвятая Богородица Молитва Божией Матери пред иконой Ее, именуемой «Всех скорбящих Радость» Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой «Умягчение злых сердец» Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой «Целительница» Молитва небесным Силам Молитва святому ангелу Святому пророку и Крестителю Господню Иоанну Святителю Николаю Мирликийскому, чудотворцу Перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Николая Чудотворца от Мир в Бар-град Преподобному Савве, Звенигородскому чудотворцу Преподобному и богоносному отцу нашему Савве Освященному Преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу Преподобномученику Корнилию, Псково-Печерскому чудотворцу Ежедневная исповедь перед отцом духовным Молитва перед началом всякого дела Молитва для путешествующих

Душеполезные поучения Основа для спасения Ежедневные правила За что подобает благодарить Бога Что нужно в отношении духовного отца Полезные мысли от святых отцов О духовном отце О молитве «Господи, помилуй» Святые отцы об обидах Порядок покорения страстей О соборовании О причащении святых Христовых Таин О всемогуществе Божием О душе человеческой О путях спасения О покаянии О постоянном исповедании грехов О послушании О гневе и горячности О молитве О взаимной молитве О кресте О херувимской песне «Тебе поем…» О заступлении Царицы Небесной О достоинстве девства О вере и верующих О вере в промысл Божий О добрых делах О смирении Об осуждении О самоуничижении О едином на потребу О благочестии

Покаяние и воздыхания Покаяние и воздыхание Вопль грешной души ко Господу Грех ненависти Покаянная молитва Благодарственная молитва за спасение

Памятка иноку

Приложения

Приложение Ст. I. Не огорчайся на ближних Памятка Ст. II. О внешнем благочестии Ст. III. О познании духовного мира Ст. IV. Храни чистоту, избегай ласки, бойся сластолюбия Ст. V. Спасаемся верой и покаянием, а не расценкой дел и исправностью

Приложение 2 Краткие правила для жизни О подвижничестве и страстях Не гордись, если стоишь, а смиряйся и бойся Не смущайся болячками

Том 2 Семена слова для нивы Божией

Часть перваяИзбранные поучения на исповеди Чин исповедания

Часть втораяПоучения на молебнах Поучения на панихидах

О главных христианских добродетелях и гордостиПредисловие

Гордость Сущность гордости Симптомы и развитие болезни

Как распознать в себе гордость? Дьявольские искушения Примеры искушений из жизни чад Уныние и отчаяние Подражание Иисусу Христу в перенесении искушений Краткое вразумление

Смирение Сущность смирения и его плоды Признаки смирения Как приобрести смирение Мнимое смирение Кротость Примеры кротости и смирения святых Примеры смирения духовных чад

Любовь Христова Разновидности любви Любовь к Богу Сущность Христовой любви Признаки истинной любвиКак стяжать любовь Христову Любовь Христова к ближним и любовь естественная Любовь Христова у святых Пример любви у чад духовных

Милосердие Милосердие внешнее и сердечное Милосердие Божие Значение милосердия Формы милосердия и упование на милость Божию Рассудительность в делах милосердия Мир души Миротворчество Духовный рост Духовное совершенство и заповеди блаженства О блаженстве несения креста Размышление и наставление

Памятка христианских наставленийОтвет на письмо монахини Д. Вместо предисловия Развращение от невоздержания Праздность, леность и уныние О нерадении ко спасению Продолжение ответа на письмо монахини Д. Предисловие Нерадение в деле спасения Оскудение веры Оскудение Духа Святого Свободный выбор Притчи Следы Божии Грех Господи, спаси нас, погибаем! Путь к совершенной радости Благочестивому другу Д. Душа человеческая Душа и тело Ум или разум Мысли Схиархимандрит Софроний о борьбе с помыслами Сердце Сердце и вера Воля человеческая Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью Как получить благодать? Болезни души грех, рабство души и глубина падения Страсти Пристрастие Примеры из Библии Искушения Болезни воли, гипноз, одержимость Прелесть Зарождение «внутреннего», «духовного» человека Рост «внутреннего», «духовного» человека Особенности «духовного», «внутреннего» человека Внутреннее око и внутренний слух духовного человека Различие «внешнего» и «внутреннего» человека Законы роста в душе человека Привычки От внешнего к внутреннему Закоснение К свойствам души. Слышание Божьего голоса: совесть Сновидения Плач, слезы и умиление Созерцание и постижение невидимого Восприятие имен и образов Постижение и отображение красоты души Особые способности и возможности человека

Плоды истинного покаяния Ответ на письмо о покаянии Вместо предисловия Три момента покаяния Подготовка к исповеди Основные грехи и производные Сокрушение сердца Плач Решимость не грешить Слезы Исповедь Два исповедника Внутренняя жизнь Подражание Иисусу Христу Причащение Святых Таин Плоды покаяния Благое намерение Душеполезные наставления ищущим спасения Размышление Одеяние души Долготерпение Божие Видение апостола Павла Какой же Ты, Господи! Покаяние Воздушные мытарства Празднословие Осуждение Познание себя Кроткое вразумление Анализ разговора Молчание С плачущим плачь Ненависть Молитва за врагов Больное самолюбие Образ Божий Молитвенники за мир Молитва земли Наставления Молитвенный вопль покаяния

Приложение к тексту Если тоска одолевает тебя и ты покинут даже друзьями Если дела твои идут плохо Если ты теряешь мужество и находишься в беде Если чувствуешь, что совсем не по себе Если окончательно начинаешь терять веру в людей Если все выходит не по-твоему Если ты колеблешься неверием Если ты совершенно утомлен, измучен грехом Если отчаиваешься Если у тебя все благополучно, возгревай себя Если ищешь укрепления в надежде на Бога

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]