Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Троицын день.
Запрос «Сошествие Святого Духа» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Запрос «Пятидесятница» перенаправляется сюда; о иудейском празднике см. Шавуот.
У этого термина существуют и другие значения, см. День Святой Троицы (значения).
День Святой Троицы | |
Эль Греко. «Пятидесятница» | |
Тип | христианский, в ряде стран государственный |
Иначе | Неделя святыя Пентикостии, Пятидесятница, Троицын день, Троица |
Установлен | в честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день по Пасхе |
Отмечается | большинством христиан мира |
Дата | 50-й день (8-е воскресенье) по Пасхе, 10-й день по Вознесению |
В 2020 | 31 мая (католицизм) 25 мая (7 июня) (православие) |
В 2021 | 23 мая (католицизм) 7 июня (20 июня) (православие) |
В 2022 | 5 июня (католицизм) 30 мая (12 июня) (православие) |
Празднование | богослужения, фестивали, народные гулянья |
Связан с | Пасхой и Днём Святого Духа |
Медиафайлы на Викискладе |
Пятидеся́тница
[1] (греч. Πεντηκοστή),
Неде́ля Святой Пятидеся́тницы
[2][3], (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής[4], церк.-слав. Нєдѣ́лѧ свѧты́ѧ Пєнтико́стїи[2]), в русской традиции чаще
День Свято́й Тро́ицы
(сокр.
Троица
),
Троицын день
, иногда
Духов день
[5][6] — один из главных христианских праздников.
Православная церковь празднует День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы
— 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.
В западнохристианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье (57-й день после Пасхи).
В Новом Завете[ | ]
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»
(Деян. 2:2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием»
(Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и
«говорили: они напились сладкого вина»
(Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:
|
Название и толкование[ | ]
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст:
„И наполнил весь дом“. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну[7] |
В день Пятидесятницы, согласно общехристианской традиции, была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47)[8].
Богослужение[ | ]
В православии[ | ]
Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)
Название в богослужебных книгах: «Неде́ля святы́я Пентико́стии»
(церк.-слав. Нєдѣ́лѧ свѧты́ѧ Пєнтико́стїи[2], греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής[4]). В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Накануне, в субботу вечером служится праздничное всенощное бдение, на Великой вечерне которого читается три паремии: первая из них рассказывает о том, как Святой Дух сходил на праведников в Ветхом Завете (Чис. 11:16-17, Чис. 11:24-29), вторая (Иоил. 2:23-32) и третья (Иез. 36:24-28) паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу; впервые после Великого поста поётся на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю Небесный, которая повторяется ещё дважды после этого на утрене всенощного бдения; начиная с этого дня молитва Царю Небесный становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв. На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало (Ин. 20:19-23); на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскином. В сам праздник служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, 3-е зачало (Деян. 2:1-11) и читается составное Евангелие от Иоанна, 27-е зачало (Ин. 7:37-52, Ин. 8:12). После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение — встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз — три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «
во аде держимых
») — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
Тропарь, кондак и задостойник в Неделю святой Пятидесятницы
На греческом | На церковнославянском (транслитерация) | На русском | |
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) | Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι’ αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι. | Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́ | Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе! |
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) | Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα. | Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. | Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа. |
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) | «Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν» | Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим. | Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим. |
По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов). На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.
В католицизме[ | ]
Основная статья: День Святой Троицы (римский обряд)
В Католической церкви и в лютеранстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:
- День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
- Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
- Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
- Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)
Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — торжества. Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).
Боже, тайной сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков
— Коллекта мессы днём праздника Пятидесятницы
В некоторых восточноевропейских странах (Польша, Белоруссия) и в католических храмах России также существует традиция украшать храм ветвями деревьев (берёзы).
Тексты молитв на День Святой Троицы
Далее представлены канон, глас 4-ый, и акафист Пресвятой и Животворящей Троице.
Канон
Песнь 1
Ирмос: Божественным покровен медленоязычный мраком, извитийствова Богописанный закон: тину бо отряс очесе умнаго, видит Сущаго и научается Духа разуму, хваля Божественными песньми.
Рекоша чистая и честная уста: разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем Вышнем Престоле соседя, излию Духа, возсияти желающим благодать независтную.
Предел прешедшее истиннейшее Слово, тихообразно совершает сердце: дело бо скончав, возвесели други, дыханием нужным и огненными языки, подав Духа Христос, якоже обещася.
Песнь 3
Ирмос: Разверзе утробы нечадствовавшия узы, досаду же неудоботерпиму благочадствующия, едина молитва пророчицы древле Анны, носящия дух сокрушен, к Сильному и Богу разумов.
Непостижима есть Богоначальнейшая: вития бо изъяви безкнижныя, рыбари премудрыя, заушающия словом и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа.
Бяше исходен от нерожденна Света всесильный сияющий Свет, Егоже Сыном Отеческия власти ныне являет срасленное озарение, огненный глас в Сионе языком.
Седален, глас 8
Спасовы рачителие радости исполнишася и дерзновение прияша прежде боящиися: яко Дух Святый днесь свыше сниде на дом ученический, и ин иная глаголаше к людем. Языцы бо разсеяшася, видими яко огнь, и сих не опали, но паче ороси.
Песнь 4
Ирмос: Царю царей, яковый от яковаго Един Слове произшедый от Отца безвиновнаго, равномощнаго Твоего Духа апостолом истинно послал еси, яко Благодетеля поющим: слава державе Твоей, Господи. Баню Божественную пакибытия словом растворив, ссложенное естество, дождоточиши ми струю от нетленнопрободеннаго Твоего ребра, о Божий Слове, запечатлея теплотою Духа.
Прекланяют вся Утешителю колена, Сыну же Отчу, Отцу срасленному, в Лицех бо видеша трегубых Существо же истинное, неприкосновенное, безлетное, единое: возсия бо свет благодать Духа.
Да исполнятся вси богоначальнейшим, елицы служителие Трисветлаго Существа: паче естества бо совершает яко Благодетель, и огнесветит Христос во спасение, всю дая благодать Духа.
Песнь 5
Ирмос: Решительное очищение грехов, огнедухновенную приимите Духа росу, о чада светообразная церковная: ныне от Сиона бо изыде закон, языкоогнеобразная Духа благодать.
Якоже благоволи самовластно, необладанный исходит Дух от Отца, умудряя в языцех апостолы, печатлея живоносное слово, отчесильное, сообразное, егоже Спас рече.
Да исцелит убо смысл от греха, и се устрояше апостолов, Бог Слово Всеначальное, пречистый дом, в немже единомощнаго же и ссущественнаго ныне вселяет Духа свет.
Песнь 6
Ирмос: Очищение нам Христе и спасение, Владыко, возсиял еси от Девы, да яко пророка от зверя морскаго персей Иону, от тли исхитиши всего Адама всеродна падшаго.
Истинный нам правый во утробах вечно приимшим Дух, да обновиши Отчеисходный, и всесовокупленно, вещества ненавистнаго палительный скверн, кала же смыслов чистительный, Вседержителю. Желательное достояние апостолом, сионяном чающим Твоего пришествия, познание Дух Отчерожденна Слова речь жестокую языческих ласкательств скоро показа, огнедохновенно утверждаеши.
Кондак, глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Икос
Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим Иисусе, внегда унывати духом нашим, не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих, но присно нас предвари. Приближися нам, приближися везде Сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе, Щедре, да совокуплени Тебе поем и славословим Всесвятаго Духа Твоего.
Песнь 7
Ирмос: Согласная возшуме органская песнь, почитати златосотворенный бездушный истукан; Утешителева же светоносная благодать почествует, еже вопити: Троице Единая, равносильная, Безначальная, благословена еси.
Гласа пророковещательнаго не разумевше, глаголаху безумнии виносотворенное пиянство, речи яко странны слышаша апостолов, благочестивии же Тебе вопием божественно: Благодетелю всех, благословен еси.
Божественное учение возгреме видяй видения Божественный Иоиль, Богоначальнейшаго, имже излию, рек, якоже Слова, Духа Моего свозопиющим: Естество Тривещанное Светлое, благословен еси. Троичную убо раздели зря благодать, яко да явит три Ипостаси, почитати в простоте власти, но во едином ныне дни Господском, Сын, Отец и Дух благословен.
Песнь 8
Ирмос: Разрешает узы и орошает пламень трисветлый Богоначалия образ, поют отроцы, благословит же Единаго Спаса и Вседетеля, яко Благодетеля, сотворенная всяческая тварь.
Память Христос человекоспасительных словес, яже от Отца слышав апостолом рече, Дух устрояет языкоогненным видением, посаждая благословенно усвоенную, учуженная же поет Тя тварь.
Спасительно самовладычный Един, Свет самосиятельный, и подательный света Сый, пришел еси исполняя апостолы, Честный яко верх Твоим рабом, насытительный же Дух подаваеши.
Пояху пророк духонасыщенная уста, Твое телесное, о Царю, пришествие, и Дух от недр Отчих произшедший, Несозданный, Зданнодетелен, сопрестолен Тебе, единаго вочеловечения верным честь.
Песнь 9
Ирмос: Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно, изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим.
Пети подобаше естественножизненную Отроковицу: Едина бо во чреве скры Слово, таящееся недугующаго человеческаго естества. Иже в десных странах ныне седяй Отчих, посла Благодать Духа.
Елицем дхну боготочная благодать, светящеся, блистающе, изменяеми странным изменением благолепнейшим, равносильствующую несекомую уведевше премудрость, Трисветлое Существо славим.
Акафист
Кондак 1
Предвечный Царю веков и Господи, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, Емуже, в Троице Святей славимому Богу, всяко колено покланяется небесных, земных и преисподних; темже и мы, яко крещеннии в Трисвятое Имя Твое, аще и недостойнии, хвалебное сие дерзаем принести Тебе пение; Ты же, яко Творец, Промыслитель и Судия наш, вонми гласу раб Твоих, и не отстави милости Твоея от нас, да из глубины души выну зовем Ти:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Икос 1
Архангели и Ангели, Начала и Власти, Престоли и Господствия, предстояще самому Престолу славы Твоея, не довлеют изрещи величия совершенств Твоих: многоочитии же Херувими и шестокрилатии Серафими, закрывающе лица своя, точию с трепетом и любовию взывают друг ко другу: Свят, свят, свят Господь Саваоф; нам убо, иже прах и пепел есмы, кольми паче удобее любити молчание; но, да не толиких щедрот, в создании и искуплении на нас излиянных, непамятливи явимся и неблагодарнии, подражающе горнему славословию, с верою и любовию взываем:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, неисповедимая совершенств Высото и неизследимая таин Пучино; свят еси Господи Боже наш, везде сый и вся исполняяй, единый и тойжде вчера, днесь и во веки.
Свят еси Господи Боже наш, вся могий, нарицаяй не сущая яко сущая, низводяй даже до ада и паки возводяй; свят еси Господи Боже наш, испытуяй сердца и утробы человеческия, исчитаяй звезды и всем им имена нарицаяй.
Свят еси Господи Боже наш, Егоже вси путие истинны и все судьбы оправданы вкупе и вожделенны; свят еси Господи Боже наш, отдаяй грехи отцев на чада, милуяй же и награждаяй в роды родов.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 2
Видев Тя Исаия на Престоле высоце и превознесенне, глаголаше: О окаянный аз, яко человек сый и нечисты устне имый, и Господа Саваофа видех очима моима. Егда же угль горящий, носимый от Ангела, прикоснеся устом его, чисте восхваляше Тебе Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго Бога. Попали убо, о Пресвятая Троице, огнем Божества Твоего терние и наших многих беззаконий, да чистым сердцем возопием Тебе: Аллилуиа.
Икос 2
Разум неуразуменный разумети ища великий во пророцех Моисей, глаголаше: Яви мне лице Твое, да разумно вижду Тя. Ты же к нему: Задняя Моя узриши, лице же Мое не явится тебе: не бо узрит человек лице Мое и жив будет. Нам же, аще и недостойным, благоволил еси явити Себе в лице Единороднаго Сына Твоего: темже благодарне вопием:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, Серафимов пламенногорящая Любы и Херувимов выну светящая Премудросте; свят еси Господи Боже наш, Небесных Престолов превышний Царю и премирных Господствий всеистинный Господи.
Свят еси Господи Боже наш, вышних сил непобедимая Крепосте и горних властей всемогущий Властителю; свят еси Господи Боже наш, архангелов всерадостное благовестие и ангелов неумолкающая проповедь.
Свят еси Господи Боже наш, разумных Начал верховное Всеначало, и всех прочих Небесных чинов державный Повелителю; свят еси Господи Боже наш, Един имеяй безсмертие и живый во свете неприступнем, со избранными же Твоими, яко со други, лицем к лицу беседуяй.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 3
Силою неизреченнаго могущества Твоего вся содержиши, Словом неизследимыя премудрости Твоея вся строиши, Духом уст .Твоих вся живиши и радуеши, о трисолнечне Вседетелю. Измерил еси небо дланию и землю пядию, носиши и питаеши всю тварь, вся по имени призываеши, и несть могий утаитися властительныя десницы и взора Твоего: сего ради со всеми вышними и нижними силами, со умилением припадающе, зовем Ти: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй всякое создание работно повелению Твоему, всюду являеши следы Промысла и неизчетных совершенств Твоих: темже невидимая Твоя и присносущную силу и Божество, твореньми помышляема, видяще, со удивлением и радостию зовем:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, властительный Содетелю видимых и невидимых и любвеобильный Строителю настоящих и грядущих; свят еси Господи Боже наш от четырех стихий составивый тварь и четырьми времены круг лета венчавый.
Свят еси Господи Боже наш, повелевый солнцу светити во дни и луне со звездами просвещати нощь; свят еси Господи Боже наш, изводяй ветры от сокровищ, одеваяй небо облаки и посылаяй дождь и росу в прохлаждение зноя.
Свят еси Господи Боже наш, препоясуяй холмы радостию и долы веселием, украшаяй крины сельныя и венчаяй поля класами; свят еси Господи Боже наш, посылаяй пищу птенцем врановым, напаяяй вся звери сельныя, и полагаяй щедроты Своя на всех делех Своих.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 4
Бурю внутрь имея душепагубныя ереси, вторый Иуда, Арий безумный, отвержеся Тебе, Сына Божия, Единаго от Пребожественныя Троицы быти; мы же, аще и ино лице Отчее, ино Сыновне, ино Святаго Духа, глаголем: но Отчее, Сыновнее и Святаго Духа Едино Божество, равну силу, соприсносущно величество сердцем и устны исповедуем и, яко трисолнечным светом в купели крещения озареннии, Отцу,и Сыну, и Святому Духу, Единому Богу покланяемся, зовуще: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше пастырие и учителие Святыя Церкве Ариа, яко лютаго зверя, вторгшася в словесное Христово стадо и восхищающа овцы от истиннаго исповедания православныя веры, сошедшеся в Никеи на Соборе, Бога, а не тварь, Христа исповедаша, и равна Отцу Сына и Святаго Духа чтуще, громогласне возгласиша:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, Боже Отче, Боже Сыне, Боже Душе Святый, Единый Истинный Боже, а не три бози; свят еси Господи Боже наш, несозданный Отче, несозданный Сыне, несозданный Душе Святый, Едине вкупе несозданне, а не три особь несозданны.
Свят еси Господи Боже наш, Отец раждаяй предвечно Сына, Сын раждаемый безлетно от Отца, Дух Святый, из Негоже от век происходяй, но не раждаяся; свят еси Господи Боже наш, Отец, воззвавый нас от небытия, Сын, искупивый нас, падших, Крестом Своим, Дух Святый, освящаяй и животворяй всех Своею благодатию.
Свят еси Господи Боже наш, в духе, душе и теле нашем трехчастную скинию на вселение Свое основати благоволивый и всеконечне грехом разрушитися ей в нас не попустивый; свят еси Господи Боже наш, знамение Триипостаснаго Существа Своего на всех делех рук Своих, в мире видимем и невидимем, положивый.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 5
Пребезначальная и Вседетельная Троице, создав нас по образу и по подобию Твоему, заповедала еси творити угодная пред Тобою, мы же, окаяннии, злую волю нашу возлюбивше, обеты крещения отвергохом, образ Твой помрачихом; ныне же паки к Тебе прибегаем и молимся: Подаждь нам благодать Твою, исхити нас из руки враг видимых и невидимых и спаси ны, имиже веси судьбами, да во веки веков зовем Тебе: Аллилуиа.
Икос 5
Видя разум превосходящая совершенства Твоя и неизреченная благодеяния к бедным сынам Адамлим в Тя бо, Триединаго Бога, истинно веруяй, мертвый духом оживляется, оскверненный совестию очищается, погибший спасается, благодарным умом, благодарным сердцем, благодарными усты, от Тебе созданными, преклоньше колена, глаголем:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, в Триипостаснем Совете Твоем положивый сотворити человека и в тело его, от персти взятое, дыхание жизней из уст Твоих вдохнувый; свят еси Господи Боже наш, образом и подобием Твоим в лице Адама всех нас почтый и рая сладости наследники учинивый.
Свят еси Господи Боже наш, разумом превыше всего видимаго вознесый нас и тварь всю дольнюю под нозе наши покоривый; свят еси Господи Боже наш, древо жизни в пищу нам даровавый и даром безсмертия ны обогативый.
Свят еси Господи Боже наш, преслушавших заповедь прародителей наших и по грехопадении не оставивый, но на уповании спасения прямо Едема вселивый; свят еси Господи Боже наш, изведый и нас из чрева матере нашея и благодатию Евангелия, по рождении, освятивый.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 6
Проповедник правды и ревнитель Святаго Имене Твоего, Илия досточудный, воззван от Ангела, ста в горе Хориве: бысть же дух крепок, низлагаяй горы, бысть трус велий и огнь палящ, но не в сих Тя виде, и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь; покрыв убо лице милотию, с веселием и страхом взываше: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в просвещение всему миру, сияние трисветлаго Божества Твоего, отгнал еси вся идольская заблуждения, Триипостасный Боже и Господи; весь же род человеческий от долгия тьмы язычества в чудный свет Евангелия привел еси, имже озареннии, славим вседержавный Промысл Твой о нас, зовуще:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, до конца растленную грехом тварь водами потопными потребивый и в лице Ноа обновивый весь род человечь; свят еси Господи Боже наш, отлучивый отца верующих Авраама от смешения язык и в потомстве его истинную Церковь основавый.
Свят еси Господи Боже наш, изведый люди Своя из Египта, препитавый их манною в пустыне и введый в землю, кипящую медом и млеком; свят еси Господи Боже наш, воздвигий Давида, исполнивый Духом Своим пророки и теми среди Израиля веру в Обетованнаго Искупителя сохранивый.
Свят еси Господи Боже наш, пленом вавилонским согрешшия люди Своя наказавый и по скончании его паки Иерусалиму возградитися повелевый; свят еси Господи Боже наш, Маккавеи в вере и преданиих отеческих непоколебимыми до смерти показавый, и Церковь подзаконную, яко невесту, до пришествия возлюбленнаго Жениха, целу соблюдый.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 7
Хотя проявити величие любве и милосердия Твоего к падшему роду человеческому, егда прииде кончина лета, послал еси Единороднаго Сына Твоего раждаема от Жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит. Иже, пожив на земли яко человек и искупив ны Крестом Своим, вознесеся на Небо, отнюдуже, исполняяй обетование, низпосла нам Пресвятаго Духа Своего, да зовем вси: Аллилуиа.
Икос 7
Дивное воистину и новое показал еси чудо, дивный в высоких, Господи, егда, по низпослании Пресвятаго Духа на избранныя ученики и апостолы, извел еси их на проповедь всему миру, да возвестят великое имя Пресвятыя Троицы и пленят вся языки в послушание веры: темже, чудящеся силе и действию богодухновенных словес их, с радостию зовем:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, избравый немощная, худородная и буия мира, да посрамят крепкия, славныя и премудрыя; свят еси Господи Боже наш, воодушевивый безчисленныя сонмы мучеников, да тьмами мучений и смертей запечатлеют истину Евангелиа и силу благодати Христовой.
Свят еси Господи Боже наш, сердце равноапостольнаго Константина знамением Креста преклонивый и тем конец лютым гонением на христиан положивый; свят еси Господи Боже наш, седмию Вселенскими Соборы богоносных отец, яко седмию столпы, Церковь оградивый и еретическим треволнением неприступну сотворивый.
Свят еси Господи Боже наш, богомудрым учителем и великим подвижником благочестия, яко пресветлым звездам на тверди Церкве, возсияти даровавый; свят еси Господи Боже наш, и владыку земли Российския Владимира к свету истинныя веры наставивый и тем всю страну нашу от прелести многобожия свободивый.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 8
Странно и чудно у дуба Мамврийска узрев Тя Авраам во образе Триех Мужей, аки к единому беседоваше, глаголя: Господи, аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Трием убо, в Триех явльшихся ему Лицах, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому же в существе Богу, до земли поклонися зовый: Аллилуиа.
Икос 8
Весь еси везде и всегда, не точию могуществом неизчетныя силы Твоея, но и богатством вседетельнаго промышления Твоего о всяцем создании Твоем: нам же, якоже рече Сын Твой, и власи главнии вси изочтени суть у Тебе, да ни един от них падет без воли Твоея, темже, уповающе на Промысл Твой, со дерзновением и любовию зовем:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, благоволивый всему роду человеческому разделитися на племена и языки, и коемуждо их место и время жительства указавый; свят еси Господи Боже наш, Имже сильнии пишут правду, соблюдаяй избранных Своих, яко зеницу ока.
Свят еси Господи Боже наш, от Негоже исходит всяка премудрость и разум, всяка крепость и сила, всяко здравие и лепота; свят еси Господи Боже наш, наводяй и отъемляй брани, венчаяй победою правое оружие, неправое же, посреде самых побед, предопределяяй к сокрушению.
Свят еси Господи Боже наш, даяй знамения на Небеси и на земли, посылаяй огнь, язву и глад на люди, да не до конца заблудят от путей Твоих; свят еси Господи Боже наш, возносяй смиренныя от земли, еже посадити со князи людей Своих, и низлагаяй гордыя, яко не обрестися месту их.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 9
Всякое естество, горе и низу, непрестанно славит Тя, предвечнаго Творца и Бога: на небеси едини свят, свят, свят день и нощь взывают, друзии же венцы своя к подножию ног Твоих полагают: на земли со всею тварию мы, яко украшеннии образом присносущныя Твоея славы, к Тебе молимся и от Тебе великия и богатыя милости чаем, зовуще: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя, аще и много труждаются мыслию во испытании о таинстве Пресвятыя Троицы, но не могут разумети, како естеством Един есть Бог, в Триех же совершенных Лицех: мы же веруем точию сему и исповедуем, какоже, не испытуем, и неизчетная благодеяния к нам коегождо из Триех Божественных Лиц добре ведуще, с верою и благодарением зовем:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, праведным судом Твоим всем нам в землю, от неяже взяты есмы, возвратитися и паки, в день воскресения, из нея востати положивый; свят еси Господи Боже наш, солнцу, луне и звездам некогда померкнути, земле и всему, еже на ней, огнем преобразитися предопределивый, да вместо их явится Небо ново и земля нова, в нихже правда живет.
Свят еси Господи Боже наш, уставивый день, воньже предстанут на суд вся племена и языцы, да восприимет кийждо по делом своим; свят еси Господи Боже наш, имеяй в день воздаяния рещи праведным: Приидите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира.
Свят еси Господи Боже наш, от Негоже нераскаяннии грешницы услышат тогда со страхом: Отъидите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его; свят еси Господи Боже наш, обещавый Церковь Свою до конца мира непоколебиму соблюсти, во еже неодоленней быти ей и от врат адовых.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 10
Спасти хотя мир, явилася еси на Иорданстей реце Пресвятая и Пребожественная Троице: Отец во гласе с Неба, свидетельствуяй о возлюбленнем Сыне, Сын, во образе человечестем, приемляй Крещение от раба, Дух Святый, сходяй на Крещаемаго в виде голубине, темже во имя Единаго Бога, в Три же Лица — Отца, Сына и Святаго Духа, научихомся просвещати крещением всякаго грядущаго в мир человека, зовуще: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Превечный, сияяй солнце Свое на благия и злыя, праведныя любяй, грешныя же милуяй, скверну душевную и телесную нашу омый, обитель Свою в нас, аще и недостойных рабех Твоих, сотворити благоволи, потреби нечистая наша помышления, изглади неподобная деяния, направи язык глаголати благоугодная пред Тобою, да чистым сердцем и устны со умилением зовем:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, о Немже апостольский лик яве глаголет, к Немуже пророческий собор выну взирает; свят еси Господи Боже наш, Егоже полк мученический боголепно исповедует, и преподобных воинство Пресвятое Имя славословит.
Свят еси Господи Боже наш, о Немже пустынников множество присно воздыхает, от Негоже постников подвиги венчаются; свят еси Господи Боже наш, Емуже святители и пастыри благодарственное приносят пение, Имже вселенстии учители во спасение наше богомудрствуют.
Свят еси Господи Боже наш, приими мольбу о нас и предстательство всех святых, паче же простирающую к Тебе о нас руце Своя Деву Пречистую; свят еси Господи Боже наш, огради нас святыми Твоими ангелы и отжени от нас духов злобы поднебесных.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 11
Пение всякое изнемогает, тщащееся принести должное благодарение Тебе, о всех и за вся, в Троице славимому Богу: не обретается бо ни разума, могуща сраспростретися мыслию ко множеству щедрот Твоих на нас, ни слова, во еже достойне изрещи я; обаче за вся, нами видимая и нам подаемая, буди Тебе, Пресвятая Троице, благодарение от нас, честь и слава, яковы же Ты Сама Твоего величества достойны и Тебе угодны веси; мы же, покланяющеся Тебе, со смирением и любовию зовем: Аллилуиа.
Икос 11
Яко светоподательна Тя во обетованиих Твоих светильника, сущим нам во тьме неведения о будущем жребии нашем явльшася, благодарно исповедующе, и поне единаго из блаженств, Единородным Сыном Твоим возвещенных, улучити желающе, всеумильно с верою вопием:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, уготовавый избранным Своим блага, ихже око не виде, ухо не слыша и яже на сердце человеку не взыдоша; свят еси Господи Боже наш, Егоже вси чистии сердцем узрят, якоже есть, и познают, якоже от Него сами познани суть.
Свят еси Господи Боже наш, в Немже вси алчущии и жаждущии правды обретут николиже оскудевающее насыщение; свят еси Господи Боже наш, от Негоже миротворцы, яко подражатели вся умиротворившаго Единороднаго Сына Твоего, возлюбленными сынами нарекутся.
Свят еси Господи Боже наш, у Негоже кротцыи наследят землю и нищии духом улучат некончаемое Царствие; свят еси Господи Боже наш, обещавый вечное помилование милующим и безконечное радование плачущим.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 12
Благодать Твою всесильную подаждь нам, Пресвятая Троице, приими исповедание грехов наших пред величеством славы Твоея, призри на воздыхания наша, низпосли нам духа умиления и щедрот, да, очищеннии душею и сердцем, сподобимся неосужденно звати к Тебе на земли, якоже взывают ангели на небеси: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое всечеловеколюбное смотрение, славим Тя вси, Пребезначальная Троице, веруем во Единаго Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, иного, разве Тебе, Господа не вемы, к Тебе припадаем и Тебе молимся вопиюще:
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, буди нам во спасение, да не убоимся никоегоже зла, и в зашищение живота нашего, да не устрашимся никоегоже врага; свят еси Господи Боже наш, грешныя кающияся спасаяй, спаси убо и нас, многогрешных.
Свят еси Господи Боже наш, умножаяй всем милость Твою, умножи ю и на нас и помилуй ны, яко немощни есмы; свят еси Господи Боже наш, продолжи нам век к покаянию и не осуди нас на посечение с смоковницею безплодною.
Свят, еси Господи Боже наш, избави ны искушений, от мира, плоти и диавола находящих, и укрепи в вере и любви к Тебе; свят еси Господи Боже наш, сподоби ны лицем к лицу узрети Тя и внити в светлый чертог Твой на брак Агнчий.
Свят, свят, свят еси Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради Святаго Твоего.
Кондак 13
(Читается трижды, затем 1-ый икос и 1-ый кондак).
О Пресвятая, Животворящая, Неразделимая и Вседетельная Троице, Отче, Сыне и Душе Святый, Едине истинный Боже и Творче наш! Нынешнее наше приемши благодарение, низпосли нам благодать и силу от высоты Святаго Престола Твоего, да, поправше вся плотския похоти, во всяком благочестии и чистоте поживем до конца дней наших, выну восхваляюще Пресвятое имя Твое и зовуще: Аллилуиа.
Молитва
Пресвятая Троице, Единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам, грешным и недостойным, прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем? Подобаше убо за толикия благодеяния и щедроты благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред трисветлое Лице Твое безстудно явитися, но ниже имене Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, грешники кающиися милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, приими: и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.
Иконография[ | ]
Подробнее см. Православная иконография Троицы
Сошествие Святого Духа
(Евангелие Рабулы, VI век)
Купол Сошествия Святого Духа
собора св. Марка в Венеции. Огненные языки исходят от этимасии с голубем; ниже апостолов между окнами изображены представители разных народов
Сошествие Святого Духа
(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)
Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест.
Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:
- 12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфий, а Павел;
- иногда — Богородица (известна уже по миниатюрам VI века, затем исчезает в восточной традиции (сохраняясь в западной) и вновь появляется на иконах с XVII века)[9].
В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его»
(Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «
Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?
».
Пустое место между Петром и Павлом в композициях без Богородицы напоминает о присутствии духа Иисуса Христа[10]. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно. Эту же композицию, связанную с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, отчётливым образом выраженную здесь[9].
«Сошествие Святого Духа на апостолов».
Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков.
В верхней части иконы обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян. 2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесённый из описания Крещения Господня.
В нижней части, внутри подковообразной композиции оставлено тёмное пространство, обозначающее первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло событие. Оно может оставаться не заполненным, ассоциируясь таким образом с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа[11]. Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними[12]) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян. ) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под Сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды (ср. Деян. 1:16) или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века[13].
Современная греческая икона Пятидесятницы. На первом этаже показаны представители разных народов на празднике в Иерусалиме, во врезке — Давид и Иоиль с текстами цитируемых Петром пророчеств.
Традиционным, хотя и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращена евангельская проповедь и который представлен правителем[9]. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь (либо, по другому толкованию, совокупность народов империи). В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир»[14], по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос»[15].
По мнению философа Евгения Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:
…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот[16].
Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов[17]. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии[18][19].
Сошествие Святого Духа на апостолов. Иконография праздника
Состав и вид иконографии Пятидесятницы является одним из примеров изменений художественной формы иконы под воздействием христианского богословия в течение столетий. Разделение празднования Вознесения и Пятидесятницы началось в IV веке. До этого времени празднование было в один день, что отразилось на иконах Вознесения-Пятидесятницы. После XV века празднование разделилось, соответственно, когда появилась необходимость отдельного отображения Пятидесятницы, художники разделили икону на верхнюю часть – «Вознесение» — и нижнюю часть – «Пятидесятницу». При этом, на иконе Пятидесятницы осталось изображение Богородицы, что было нелогичным. Поэтому на Востоке на иконах Богородицу не отображали, а западные художники продолжали рисовать Ее в центре иконы Пятидесятницы. В XVII веке русские мастера стали опираться на западные образцы и вновь стали помещать Богородицу на иконах сошествия Святого Духа. Между апостолами вместо Богородицы иногда изображают Этимасию – Престол обетованный, символизирующий Бога Отца, с раскрытым Евангелием на нем – символом Бога Сына, а над ними парящего голубя – символа Святого Духа. Все вместе это означает символ Троицы. Такое «половинчатое» решение устраивало не всех художников, поиски лучшей формы продолжились. Сошествие Святого Духа не имело аналогов в истории. Для создания новой иконографической композиции была за основу взята схема «Христос Учитель среди апостолов». На этой иконе Христос располагается в центре, по сторонам стоят апостолы. В свободном месте «дуги» стоит стол, корзина со свитками. После некоторых изменений метаморфозы привели к тому варианту иконы, вид которой мы знаем сейчас.
Народные традиции[ | ]
В Италии, в память о чуде схождения огненных языков, было принято разбрасывать лепестки роз с потолка храмов, в связи с чем этот праздник на Сицилии и в других местах Италии называлась Pasqua rosatum
(Пасха роз). Другое итальянское название,
Pasqua rossa
, произошло от красного цвета священнических одежд Троицы[20].
Во Франции во время богослужения было принято дуть в трубы, в воспоминание звука сильного ветра, который сопровождал сошествие Святого Духа[20].
На северо-западе Англии в Троицу (иногда на Духову пятницу после Троицы) проводились церковные и часовенные шествия, так называемые «Духовские прогулки» (англ. Whit Walks)[21]. Как правило, в этих шествиях участвовали духовые оркестры и хоры; девочки были одеты в белое. Традиционно проводились «Духовские ярмарки» (иногда называемые «Троицкими элями»). С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, устраивать сырные гонки и турниры лучников[22].
Согласно финской поговорке, если не найти себе пару до Троицы, весь следующий год останешься одиноким.
В славянской народной традиции день называется Троицей или Троицыным днём и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник), а в целом период троицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый — летний сезон[6].
Подробнее см. Троицын день
См. также: Майское дерево
Православные традиции
На Святую Троицу принято развешивать внутри храмов в качестве украшения зеленые ветки и пучки травы: это символы перерождения, схождения благодатного света. Церковные служители носят зеленую одежду, тем самым демонстрируют исцеляющую и оживляющую силу Святого Духа.
Наутро после Троицы отмечают Духов день, верующие славят Духа-Утешителя, снизошедшего на христовых учеников. А суббота до Пятидесятницы посвящена поминовению усопших родителей, ее называют «задушным днем».
До прихода христианства на славянских землях в эти дни праздновали Зеленые святки, когда весна уступает лету. Православная церковь переняла немало славянских обрядов, органично вписала их в свои праздники. Не обошло это и Троицу. Зеленые святки были связаны с культом растений, расцвета природы. На Троицкой неделе 8-12-летние девочки украшали жилище березовыми ветвями, водили хороводы в березовых рощах, взрослые распевали песни, устраивали застолья.
Пятидесятница на разных языках[ | ]
От греч. Πεντηκοστή «Пятидесятница» | |
Латынь | лат. Pentecoste (аналогично в большинстве западноевропейских языков) |
Старославянский | ст.‑слав. Пентикостія, Пятидесятница |
Болгарский | Петдесетница |
Немецкий | Pfingsten |
Шведский | Pingst |
Словенский | Binkošti (заимствовано из немецкого) |
Венгерский | Pünkösd (заимствовано из немецкого) |
От лат. Rosālia, Pascha rosata «Праздник роз, розовая Пасха» | |
Итальянский | Pasqua rosatum, Pasqua rossa |
Неаполитанский | Pasca rusata |
Греческий | греч. Ρουσάλια |
Румынский | Rusalii |
Албанский | Rrëshajët, rrushajët |
Древнерусский | др.-рус. Рѹсалиѩ |
От ст.‑слав. Троица | |
Русский | Троица, Троицын день |
Словацкий | Turíce |
Вепсский | Stroicanpäiv |
Мокшанский | Тройця |
Марийский | Тройчын |
Удмуртский | Трочинь, Тройча нунал |
От «Дух» | |
Сербский | Духови |
Хорватский | Duhovi |
Македонский | Духовден |
Амхарский | Päracliṭos — от греч. παράκλητος «Утешитель (эпитет Святого Духа)» |
От «Белое воскресенье» (по цвету одежд катехуменов) | |
Английский | Whitsun — от White Sunday |
Валлийский | Sulgwyn — от (Dydd) Sul «воскресенье» + gwyn «белый, святой, благословенный» |
Фарерский | Hvítusunna |
Исландский | Hvitasunnu-dagr |
Другое | |
Финский | Helluntai — от др.-сканд. hælgho dagher «святые дни» |
Латышский | Vasarsvētki «летний праздник» |
Чешский | Letnice |
Осетинский | Кæрдæгхæссæн «перенос травы» |
Марийский | Лышташ пайрем «праздник листвы» |
Удмуртский | Куар вöсян «освящение листьев» |
Примечания[ | ]
- Печатнов, 2015, с. 89.
- ↑ 123
Триодь Цветная - Настольная книга священнослужителя. Том 4. — Триоди постная и цветная — Святая Троица. Пятидесятница — Глава 2. Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы. — C. 474.
- ↑ 12
ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ (недоступная ссылка) - Катовіч, Крук, 2009, с. 105.
- ↑ 12
Агапкина, 2012, с. 320. - Иоанн Златоуст. Толкования на книгу Деяний святых апостол. Беседа 4.
- Епископ Александр (Милеант)
. Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов. День рождения Церкви. - ↑ 123А. Моисеенков.
Иконография праздника Пятидесятницы. Как сошествие Святого Духа на апостолов изображалось в разные эпохи. - Alfredo Tradigo. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. Getty Publications, 2006. С. 151. (англ.)
- Символизирующие апостольское свидетельство «до края земли» варвары и кинокефалы на армянской миниатюре XIII века
- Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов»
- Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
- Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, Троица)
- Кн. Е. Трубецкой. Умозрение в красках
- Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б.
Русская икона XI—XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции. — М.: Северный паломник, 2004. — С. 98. - Протоиерей Николай Погребняк.
Рождение Церкви Христовой. Заметки об иконографии Сошествия Духа Святого на апостолов Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine // Московские епархиальные ведомости. 2003. № 4—5. - Очередная ступень светского переосмысления слова «космос» зафиксирована в оформлении Патриаршего собора Воскресения Христова: «композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, где Космос изображен не в привычном виде символического старца в царской короне, а в виде спиралевидной галактики»
[1] - ↑ 12Holweck F.
Pentecost (Whitsunday) // The Catholic Encyclopedia. Vol. 15. New York: Robert Appleton Company, 1912. - Whit Friday: Whit Walks Архивная копия от 9 мая 2008 на Wayback Machine
- ‘Feasts and Festivals’: 23 May: Whitsun Ales
Значение праздника в православии
Святая Троица – значимый общехристианский праздник. Схождение Святого Духа – 3-ей Божественной ипостаси – стало днем рождения Христианской церкви. Свидетелями схождения благодати были 3000 человек, сразу после этого принявших крещение. Со дня явления чудесного огня христианство начало свое распространение по всем народам.
До Пятидесятницы апостолы были, хоть и учениками христовыми, но простыми людьми, незащищенными от людских пороков: страха, неуверенности, горделивости. Получив Божественную благодать, апостолы стали бесстрашными распространителями христовой Истины. Они разносили евангельское учение по миру, не страшась ни презрения, ни осуждения, ни даже мученической смерти.
Чтобы благодать из века в век сохранялась в церкви, апостолы рукоположили епископов, а те – своих наследников. Так сменяются поколения благословленных церковных служителей. И каждый священник даже в маленькой церквушке на окраине мира несет внутри себя благодать, некогда полученную апостолами.
Литература[ | ]
- Троица / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 320–325. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Катовіч А., Крук Я.
Летнія святы. Книга 1. Навуковае выданне. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2009. — 368 с. — ISBN 978-985-6029-99-1. (белор.) - Пятидесятница / Печатнов В. В. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 89-90. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
- Пятидесятница // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IX: Май. — С. 790.