Однажды молодая девушка рассказала о том, как у нее был рак в последней стадии. Она не знала, что ей делать, постепенно она готовилась к смерти. Потом она пришла к бабушке Феодосии, которая дала ей пить траву, после этого матушка Феодосия исцелила ее. Все врачи были удивлены такому чуду. Но девушка не раз благодарила матушку Феодосию из Скопина.
Немногие знают, что Рязанская область известна своими людьми. На этой земле проживала Скопинская старица матушка Феодосия. Кем же была эта женщина, и чем она стала известна?
Монашеское имя «Феодосия» означает Богом данная. Старица Феодосия на своем примере кротости и терпения показала людям живую и крепкую веру в Бога. 15 мая 2014 года она представилась ко Господу.
Матушка Феодосия показала всем людям на своем примере, как надо верить в силу Господа
Скопинская старица Феодосия родилась в 1923 году в деревне Велемья
Скопинская старица родилась в 1923 году в деревне Велемья Рязанской области. Матушка говорила, что точную дату ее рождения, никто не знает. В миру ее нарекли именем Наталья. День рождения ее всегда праздновали на праздник Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября.
На самом деле, сама матушка Феодосия из Скопина говорила о себе очень мало. Однажды один из ее племянников, Иеромонах Феодорит, попросил у нее разрешение на то, чтобы описать всю ее жизнь, на что она ему ответила: « да что обо мне писать то…».
Матушка всегда говорила, что скромность и смирение — это ее главные добродетели.
Родилась Наталья в многодетной семье Никифора и Ефросинии Косоротиных.
В семье было 5 детей. Старшую дочь звали Фекла. Потом Анна, Тихон, Наталья, это наше будущая Феодосия матушка, и последняя самая младшая из них была Ольга. Родились и после этого дети, но еще в младенчестве они умерли.
Мать Наташи вышла замуж еще совсем молодой. Всю работу по дому она всегда делала сама. В то время были и коровы, и огороды, и со всем этим надо было управляться. Отец ездил в Москву на заработки. Когда Наталье исполнилось 13-14 лет, ее мама сильно надорвалась, умерла она рано, так как тогда в тех местах врачей не было. Она умерла прямо на руках у своей дочери.
Детство и юность матушки Феодосии были очень тяжелыми. После смерти мамы, многие обязанности по дому выполняла именно она
Все дети в семье Натальи очень сильно переживали смерть своей мамы.
Сама матушка рассказывала о том, что порой они приходили на могилку и плакали. Мимо проходили люди, находили их, и отводили домой. Детство и юность матушки были очень тяжелыми. Сначала Наталью отправляли копать окопы. Как сама матушка рассказывала, у кого были родители, те могли как-то выгородить своих детей, а за них заступиться было некому. Куда повезут — туда увезут.
Матушка Феодосия Скопинская Богом данная старица
Матушка Феодосия – ее монашеское имя означает Богом данная, – пример кротости и терпения, живой и крепкой веры, благодарной покорности Промыслу Божию, а от того и молитвы, которую слышит Бог. В 2014 г. подвижница преставилась ко Господу.
Матушка родилась в 1923 г. в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. Нарекли ее Натальей. Точной даты рождения – сама матушка говорила – никто не знает. Праздновали всегда на Казанскую икону Божией Матери – 4 ноября. Вообще матушка говорила о себе очень мало. Когда один из ее внучатых племянников иеромонах Феодорит (Тихонов) попросил разрешения описать ее жизнь, она сказала скромно:
«Да что обо мне писать-то»…
Но было бы странным, если бы матушка сказала иное, так как скромность и смирение были ее главными добродетелями.
Наташа родилась в многодетной семье Никифора и Ефросиньи Косоротихиных. Всего детей было пятеро: старшая Фекла, потом Анна (все звали ее Оня), Тихон, Наташа – будущая матушка Феодосия – и последняя, самая младшая Ольга. Рождались и еще дети, но они умерли в младенчестве.
Мама у них вышла замуж совсем молоденькой, всю работу по дому делала сама, а тогда были коровы и мелкая скотина, и огороды – со всем надо было управляться. Отец ездил в Москву на заработки. Мама надорвалась, а врачей в глубинке не было, – умерла рано, на руках своей дочери Наташи (об этом отцу Феодориту рассказывала свидетельница этого события его бабушка – племянница матушки Феодосии). Наташе было тогда лет 13–14.
Домик матушки Феодосии
Дети очень тяжело переживали смерть мамы. «Вот, бывало, – говорит матушка, – уйдем на кладбище, упадем на могилку и плачем. Люди мимо проходят, найдут нас, домой приводят».
Детство, юность тяжелые были. Великая Отечественная война началась. Наташу на войну отправили окопы копать. «Если у кого родители были, – матушка рассказывает, – могли как-то выгородить детей, а за нас заступиться было некому. Куда угонят, куда увезут, где живем, чем питаемся? – ничего не знали, только одну работу и видели».
Учиться Наташе так и не довелось. Однако у нее окормлялись иеромонахи, священники и архиереи; приезжали за советом спикеры Госдумы, губернаторы. Путин не приезжал, но она за него сама молилась и других наставляла молиться; знала, чем он занят, иногда точно разговаривала с ним.
Удивительно, что Наташа знала много молитв наизусть. Когда ее потом уже, прикованную к постели, спрашивала ходившая за ней простодушная сестра Оля, откуда она это знает, ведь они же росли и жили вместе, Наташа многозначительно и прикровенно отвечала:
«Меня там учили».
А тогда на дворе были трудовые будни советских пятилеток… Страна оправлялась после войны. В послевоенный период Наташа работала с военнопленными в шахте. Потом – в строительной бригаде.
«Была очень трудолюбивая, – вспоминают ныне здравствующие соработницы Раиса и Анна. – Тяжеленные мешки могла взваливать на плечи, такая сильная была».
Матушка всегда очень серьезно к труду относилась, говорила, что трудиться все должны. К ней приезжали потом за благословением уйти на пенсию, а матушка, как правило, отвечала:
«Поработай еще, поработай…»
Сейчас времена в бытовом отношении полегче, а тогда никакой центральной системы отопления, ни воды горячей не было. С вечера надо было печку топить, дров не было, ходили после изнурительной работы еще и в лес за хворостом, носили вязанками. Но как-то весело, матушка вспоминает, жили:
«Идем после работы – песни поем, а сейчас вы что все такие унылые?!»
А тогда столько трудностей: и работа тяжелая, и по хозяйству дела, весной да летом – огороды, а осенью–зимой пока дров наберешь, да пока натопишь, пока помоешься, пока есть приготовишь…
Люди тех лет – подвижники в миру. Монастырей тогда уже в основном и не было: все были разорены. Но уклад общинной жизни, взаимовыручки – особенно в деревнях – оставался. Человек не замыкался, как сейчас, на себе, думал о ближнем. Вот и Наташа с утра вставала пораньше, блинов напечет себе на работу взять и завозит еще племянникам Наталье и Петру – это дети старшей сестры Феклы. «Слышу, машина сигналит, – вспоминает племянница матушки 83-летняя Наталья, – тетя Наташа из машины: «Нате, я вам уже с утра горячих блинов напекла!» И едет дальше на стройку».
Строили дома многоэтажные, , – говорила потом схимонахиня Феодосия, в подробностях рассказывая, что где там находится. Память у матушки была феноменальная. И это несмотря на то, что авария случилась, когда ей всего-то 30 лет было, а потом почти 20 лет летаргического сна.
В храме
Авария случилась в 1953 г. на стройке. Запись есть, где муж сестры матушки рассказывает: «Идем с Наташей с работы. Эх, Наташа, говорю, жалко я тебя раньше не узнал, а то бы на тебе женился! – А чем, отвечает Наташа, – тебе моя сестричка не нравится? – Нравится». Так и образумила.
Замуж Наташа не хотела выходить, устроение у нее было монашеское, а монастырей тогда уже не было… А так как жили бедно, ее сестры все-таки хотели сосватать. И она, вспоминает потом уже старица, шла как-то днем и молилась:
«Не хочу! Мне сегодня должны кого-то свататься привести…»
В этот день авария и случилась. Как стала молиться будущая схимонахиня:
«Господи, не допусти моего сватовства»,
– так тут же авария и произошла.
Тогда народ много калечился: и на производстве, и по пути на работу. Это было время великих строек, жизнь и здоровье конкретного человека не брались в расчет. Возили раньше рабочих не в автобусах, а и летом и зимой в кузовах самосвалов. Так Наташа вместе с младшей сестрой Ольгой попала в первую аварию: грузовик, который их возил на работу, перевернулся. Увечья у них были сильные, им даже хотели дать инвалидность, но они отказались: неудобно, молодые, работать надо.
А потом уже через год произошла вторая авария: разгружали кирпичи и борт самосвала упал. Пострадали двое: мужчину сразу же насмерть убило (у него четверо детей осталось, они потом приезжали к матушке Феодосии), и Наташа. Ее тоже сначала в морг увезли. А потом, матушка сама рассказывает, одна из сестричек-санитарок говорит:
«Лицо у нее какое-то очень живое»,
– взяла зеркальце и приложила, а оно запотело!
Год провела матушка в больнице, не приходя в себя. Врачи наотрез отказывались отдавать ее домой.
«У вас все равно нет средств, чтобы ухаживать за таким тяжелобольным человеком, – говорили они. – Мы таких больных в Москву на опыты увозим».
Сколько ни просили родные, следовали отказы. Тогда муж младшей сестры Ольги написал расписку, что берет больную домой под свою ответственность. Для него это означало – крест на семейной жизни, так как он был военным и его отправляли в дальнюю командировку. Оля осталась ухаживать за сестрой, лежавшей без сознания…
Родную деревню пришлось покинуть, переехали в село Новые Кельцы, где жили у родни по материнской линии, а оттуда потом, когда сестре Ольге дали свое жилье, перебрались в маленький домик поселка Октябрьский. Здесь матушка спустя 19,5 лет летаргического сна на отдание Пасхи в 1973 г. и пришла в себя. Приходить в себя она стала постепенно. Признаки сознания обнаружили во время похорон одной из ее сестер Они. Она стала стонать и плакать. Когда заговорила, одними из первых слов ее были:
«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Матерь Божия кормила…»
Но глаза Наташа открыла не сразу, спустя несколько лет, при этом всех удивляла тем, что видела всё с закрытыми глазами. Иеромонах Феодорит свидетельствует:
«Мои родители поженились в 1976 г. И тогда у матушки еще были закрыты глаза. В день свадьбы мои родители зашли к ней за благословением. Мой отец в гостях у матушки был не в первый раз – как родственник и помощник по хозяйству, а мама – приезжая, была впервые. Во время разговора матушка заметила, что у молодой очень легкая обувь и что ей надо беречь ноги. Мама очень удивилась, откуда женщина с закрытыми глазами знает, что в феврале месяце она пришла в летних туфлях. Подобных историй в моей семье много и все они произошли в конце 1970-х, когда матушка еще не видела».
Особые мир и благость ощущались в комнатке матушки и тогда, когда она была без сознания. Здесь царил животворящий покой. Матушку с сестрой навещали родные да и просто неравнодушные к ним люди. А брат Тихон пришел проститься, и здесь же скончался, отсюда его и хоронили. Когда выносили гроб, у матушки и в летаргическом сне слезы потекли…
Матушка пришла в себя, а впереди еще 40 лет терпения, смирения, служения Богу и ближним. Некоторые соседи недолюбливали сестер, открыто враждовали и пакостили им, но сестры все смиренно терпели. Пока жива была сестра Ольга, матушка нарадоваться на нее не могла: в любви купалась и сама очень ее любила.
«Как бы ни была больна она, а все ж глоточек воды даст»,
– говорила матушка про сестру. Просила ее не ложиться в больницу, но Ольга не посмела ослушаться врачей, в больнице и умерла.
Это потом уже к матушке за советами ездили главврачи крупных столичных больниц. А часто бывало и так, что мнение даже консилиума врачей расходилось с тем, что она говорила, но потом все-таки подтверждались диагнозы матушки и ее рекомендации оказывались верны. Матушка могла молитвенно духом присутствовать на операции. А после пересказывать весь ход операции родным больного.
«Я медсестрам скальпели подавала»,
– шутила потом.
Матушка лечила всех травами, сама составляла рецепты. Ее чада по ее благословению травы собирали, сушили. Но больше, конечно, матушка врачевала молитвой, а через травяные рецепты она скрывала свой сильный молитвенный дар. Вот стоит достаточно моложавая женщина в красном полупальтишке и рассказывает:
«У меня рак был уже последней стадии… А матушка меня исцелила!» – «А как матушка вас исцелила?» – спрашиваем. «Травку сказала пить… Я до сих пор эту травку пью. Как же она называется… А! Подлабазник!»
И таких историй очень много. Местные, скопинские или рязанские, врачи в очередной раз фиксируя чудо, всегда уже сразу констатировали: «Вы были на Октябре!» Жалко только, что таким образом через все те же топонимы богоборческого периода слава воздавалась «октябрю», а не Богу.
Матушка всегда учила своих чад благодарению, благодарить надо всех: и людей, хотя бы какой-то радующей душу мелочью:
«Дорога потеха»,
– говорила она и прежде всего учила благодарить всегда во всем – Бога, Матерь Божию!
Вся жизнь самой матушки есть исполнение апостольских слов:
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).
Хотя столько всего пришлось пережить…
После смерти сестры Ольги матушка, прикованная к постели, натерпелась от крутого нрава хожалки Пелагеи. В мороз та оставляла матушку с ненатопленной печью. Придет хожалка: «Ты еще не сдохла?» – а у матушки волосики к подушке примерзли.
А было и так, что чуть заживо не сгорела: рядом с кроваткой матушки печка находилась, у которой стенка была проломлена и горящие угли могли просыпаться прямо под кровать, и матушка постоянно ухаживающих просила поменьше дров закладывать в печь… Лишь когда стали кровать менять, уже при ходившей за матушкой последние 10 лет келейнице Ольге, супруге внучатого племянника матушки – Сергея, это обстоятельство и открылось. Да и у соседей пожар случался: их дома не было, а матушка была одна – к постели прикована, а пламя уже подступало…
«Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина» — это первая книга о почитаемой церковным народом старице Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) и выходит в свет к очередной годовщине подвижницы.Это издание — приношение благодарной памяти старицы — порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.
Узнать подробнее про книгу
Это потом уже люди матушку почитать стали, ездить к ней. Принимала она ночью, часов с 9–10 вечера и до последнего посетителя, а их могло быть и 100, и 150 человек… Матушка всем улыбалась, всех утешала, ободряла, а только самым близким признавалась, как у нее голова раскалывается – сосуды, как она говорила, «буздякают».
А для всех матушка – само гостеприимство. Сказать бодрое слово, обнадежить:
«Помолимся!»
– да всех чаем своим «фирменным» из трав напоит, каравайцами с медом накормит. У старцев чай да угощение – это вещественные носители благодати.
Многие замечали: если матушка усаживает в своей келье и чаем начинает поить, да конфет еще из своей коробочки, висящей рядом с кроваткой на фиолетовой ленточке, даст или откуда-то у себя из-под подушки достать велит, у человека тут же многие вопросы так, незаметно в процессе чаепития и разрешаются, вся смута с души уходит…
У кровати матушки постоянно открытой лежала Псалтирь. Некоторых, в основном из духовенства, матушка иногда просила почитать именно ту страницу, которая открыта. В частности, и таким образом читающий или кто-то в комнате из слушающих могли получить ответ на свой вопрос.
Вообще матушка любила отвечать притчами. Задают ей прямой вопрос, а она какую-то историю про некоего человека начнет рассказывать издалека… А человек вслушивается и понимает: про него это матушка говорит!
А еще в келье матушки часто читались Акафисты, особенно она любила Акафисты Матери Божией, разным Ее иконам. По богородичным праздникам матушка обычно не принимала, к ней приезжали иногда по 15–20 священников из монашествующих и женатых – служили в ее комнатке молебны с водосвятием.
В 1990-х гг. Наталью постриг в схиму с именем Феодосия, что значит «Богом данная», в честь святителя Феодосия Черниговского архимандрит Авель (Македонов), святогорец, подвижник высокой духовной жизни, наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рязанской области.. Это было своеобразным церковным признанием даров матушки, данных ей по Благодати Духа Святаго: даров молитвы, утешения, исцеления, прозорливости, пророчества.
Хотя к матушке уже тогда ездили многие иеромонахи, священники, епископы, митрополиты. Особенно был любим у матушки митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, ранее архиепископ Ярославский и Ростовский. Приезжал к ней и архимандрит Наум (Байбородин) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Многих матушка знала и духом, «заочно». Так, одна из ее чад Надежда Макарова рассказывает, что, прочитав книжку про архимандрита Павла (Груздева), спросила: «Матушка, а вы отца Павла (Груздева) знали?» «Нет», – ответила матушка, а потом вдруг и говорит: «А это такой слепенький? Они с отцом Авелем духом похожи…» Известно, кстати, что архимандрит Павел многих своих чад перед кончиной тогда еще Наташеньке препоручил.
Матушка Феодосия почила в возрасте 90 лет 15 мая 2014 г. в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба – этим святым посвящен ближайший к ее домику храм, там ее и отпевали. «На престол преставилась», – люди говорят. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. После приобщения попросила приобщившего ее священника и духовника – протоиерея Константина Гусарова, настоятеля Борисоглебского храма – посмотреть ее «смертный узел», то есть вещи, отложенные на погребение, готовясь тем самым к смерти. Это было торжество престольного праздника в еще пасхальные дни, когда пели «Христос Воскресе!» Еще Великим постом матушка говорила: «Пасху встретите радостно, а провожать будете со слезами». Словами, исполненными победы над смертью, и сейчас завершаются все панихиды на могилке матушки. 40 дней блаженной кончины матушки отметили на Собор Рязанских святых.
Рядом с домиком старицы сейчас строится храм Всех Святых в земле Российской просиявших, чтобы люди, как тому и служила матушка Феодосия, возвращались к Богу, чтобы всем нам встретиться в вечности. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). А Богом данная нам матушка Феодосия, и ныне слышащая просьбы и мольбы, исполняет волю Божию.
Ольга Орлова
Учиться в школе матушке Феодосии так и не довелось
Учиться Наталье так и не довелось. Однако очень часто у нее окормлялись священники, и даже архиереи. За советом приезжали также губернаторы, сам Путин не приезжал, но она всегда за него молилась и других наставляла молиться за наше правительство.
Также удивительно было то, что Наташа знала наизусть много молитв. Однажды ее сестра Оля спросила о том, откуда же она знает молитвы, если они все время жили и росли вместе. Матушка ей сказала, что «меня научили». Тогда были трудовые будни советских людей. Страна, наконец-то стала оправляться после войны.
В этот период Наталья работала в шахте с военнопленными, затем в строительной бригаде. До сих пор работница Раиса вспоминает, что матушка была очень трудолюбивая. Она взваливала на себя тяжелые мешки, на плечи. Матушка при жизни любила очень трудиться, она говорила, что трудиться должны все. Когда же к ней приезжали на благословение, чтобы уйти на пенсию, матушка Феодосия говорила «поработай еще, поработай».
За советом к матушке Феодосии в Скопино приезжали священники, и даже архиереи
В наше время мы многое не знаем, так как у нас есть все возможное для жизни. Тогда же никакого отопления не было, воды горячей тоже, поэтому вечером нужно было затопить печку, а так как дров не было, нужно было идти в лес за хворостом.
Очень часто матушка вспоминала, как они ходили за хворостом и шли после работы пели песни. Зимой было трудностей намного больше. Также она вспоминает о том, что монастырей в то время в основном не было, они все были разорены.
Благословение — православное издательство.
Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 23 июня – день празднования Собора Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.
Кратко о жизни самой матушки Феодосии
Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить.
Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стала возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.
Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.
Приезжающие занимали место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовили свои вопросы. Иногда согласовывали детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Время посещения не превышало пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывало, что некоторые проблемы требовали более продолжительного времени. Так как матушка в последнее время плохо слышит, то вопрос дублировался её помощницей. Ответ получали из уст матушки Феодосии.
Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.
Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.
Всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что недалеко от нас на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен.
На заводе с Натальей случилась беда, после чего она перестала ходить
Город Скопин тогда не отходил от строительства. В нем строили многоэтажные дома, заводы. Матушка Феодосия вспоминает, что она строила автоагрегатный завод. Также она в подробностях рассказывала о том, где он находится, и что там делали.
Замуж Наташа выходить не хотела, так как строение у нее было больше монашеское. Так как жили они бедно, сестер она все-таки хотела сосватать. Также она вспоминала, что как-то днем она молилась, что не хочет, чтобы ей приводили кого-то сватать. Когда монахиня стала молиться Богу о том, чтобы он не допустил ее сватовства, тут на заводе и случилась авария.
В то время народ калечился и на производстве, и даже по пути на работу, так как это было время великих строек. Жизнь и здоровье человека практически не бралось в расчет. Тогда Наташа вместе с младшей сестрой Ольгой попала в аварию. Старик, который отвозил их на работу, перевернулся.
19,5 лет
после аварии провела старица в летаргическом сне
Наталье и сестре ее тогда захотели даже дать инвалидность, но они отказались, так как было неудобно по той причине, что они еще совсем молодые. Вскоре через год произошла еще одна авария, когда загружали кирпичи, упал самосвал. Пострадало два человека: мужчину сразу же убило насмерть, у него осталось четверо детей. Пострадала сильно и Наталья.
Для начала ее тоже увезли в морг — думали, что она умерла.
Монахиня Феодосия вспоминает, что как одна из санитарок сказала в морге, что лицо у нее какое-то очень живое. И когда приложили зеркальце, то увидели, что оно запотело. После этого события матушка пролежала в больнице год, но врачи не хотели отдавать ее домой. Также они говорили, что таких больных возят в Москву, а у них нет средств на то, чтобы ухаживать за таким тяжело больным человеком.
На заводе, где работала Наташа, случилась беда, после которой она навсегда лишилась возможности ходить. С того момента она только лежала
Сколько родные не просили, следовали только одни отказы. Муж младшей сестры Ольги написал расписку о том, что возьмет на себя ответственность за матушку. Для него это означило крест на всей семейной жизни, так как он был военным человеком и его часто управляли в командировку. Осталась Ольга ухаживать за больной сестрой.
Родную деревню им пришлось покинуть, и они переехали в новое село, где стали жить у родни по материной линии. Затем там сестре Ольге дали жилье, и они перебрались в небольшой домик. Здесь матушка 19,5 лежала летаргическим сном.
Феодосия на 20 лет впала в летаргический сон после аварии
Когда Наталье исполнилось 30 лет, на заводе случилась страшная авария. Изначально женщину отвезли в морг, так как думали, что она умерла. Но одна из санитарок заметила странный цвет лица Натальи и обратилась к врачу, решив, что та жива.
Когда к носу пострадавшей поднесли зеркало, то увидели, что женщина, и правда, жива. Почти год она лежала без сознания. Врачи не хотели отпускать ее домой, так как постоянно следили за ее состоянием. Но муж младшей сестры Наталии решил написать расписку, в которой указал, что готов взять на себя ответственность за ее жизнь. Ее родная сестра стала за ней ухаживать.
Схимонахиня Феодосия
Родную деревню им пришлось покинуть и перебраться в село под названием Новые Кельцы. Здесь проживала родня матушки и ее сестры. Именно в этом месте Наталья очнулась. Но произошло это только спустя 20 лет. Все это время она находилась в летаргическом сне.
В 1973 году во время праздника Отдания Пасхи матушка пришла в себя
В 1973 году во время праздника Отдания Пасхи матушка Феодосия пришла в себя. В себя она приходила постепенно. Признаки ее жизни обнаружили во время того, когда стали хранить одну из ее сестер. Она стала стонать и плакать и сказала, зачем они ее подкармливали, ведь сама Матерь Божия кормила ее. Но глаза схимонахиня Феодосия открыла спустя несколько лет.
Но уже тогда, какой-то особый мир и благость ощущалась в ее небольшой комнатке. Здесь царил покой. Очень часто матушку навещали родные и неравнодушные к ней люди. Некоторые соседи очень их недолюбливали, порой даже устраивали им пакости, но сестры все это терпели.
Пока была жива ее сестра, матушка не могла нарадоваться. Вскоре когда Ольга заболела, матушка просила ее не уходить, но та легла в больницу по наставлению врачей, и вскоре умерла.
Очень часто матушку и ее сестру навещали родные и неравнодушные люди. Многие их и недолюбливали, но сестры все терпели
После к матушке стали ездить за советами главврачи из столичных больниц. Она подтверждала диагнозы и давала рекомендации. Матушка Феодосия лечила травами, сама составляла рецепты. Ее чада духовные собирали и сушили травы. Конечно же, больше всего матушка врачевала своей молитвой, а через травяные рецепты, она и пыталась скрыть свой молитвенный дар.
Однажды молодая девушка рассказала о том, как у нее был рак в последней стадии. Она не знала, что ей делать, постепенно она готовилась к смерти. Потом она пришла к бабушке Феодосии, которая дала ей пить траву, после этого матушка Феодосия исцелила ее. Таких историй было очень и очень много. Матушка всегда говорила о том, чтобы люди молились обо всем Матери Божией. А также матушка всегда говорила: «… живите с миром, и оставайтесь с Богом».
Это первая книга о почитаемой церковным народом старице из города Скопина, что под Рязанью, — схимонахине Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Двадцать лет подвижница находилась в коме, общаясь с миром Небесным, и после — сорок лет делилась дарами своего молитвенного богообщения с притекающими к ней со всей России и из-за рубежа верующими. А кто-то обретал дар веры прямо в ее келье… Эта книга — приношение благодарной памяти матушке Феодосии — порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл Богом данная матушка Феодосия. Очерк жизниМолитвенница. Архимандрит Авель (Ургалкин) К пустому колодцу за водой не ходят. Архимандрит Пимен (Адарченко) Жизнь матушки Феодосии — это великая тайна. Игумен Киприан (Ященко), г. Москва Горний мир для матушки был очень близок. Иеромонах Феодорит (Тихонов) «Гае мир — там и Благодать Божия». Протоиерей Константин Гусаров Когда общаешься, она точно вся для тебя в этот момент живет. Протоиерей Владимир Овчинников Мы призваны подражать матушке, как она — Спасителю. Игумен Серафим (Котельников) Матушка горела желанием всем помочь. Инок Лазарь (Матренин) Она так возлюбила Бога, что душу свою положила за людей. Протоиерей Алексий Крылов Матушка обладала огромным богатством — молитвой ко Господу. Монахиня Мария (Сладкова) Уроки благодарения: «Так и живи, все у тебя хорошо!». Серафим (Маслов) «Главное — оставайтесь с Господнем Богом». Иеромонах Антоний (Ромадин) Жизнь окормлением великой старицы. Келейница матушки Ольга Соловьева Матушка мне дала вторую жизнь. Клавдия Акимовна Грачева Для всей нашей семьи матушка Феодосия родной человек. Иван Михайлович Еганов «О, Богородица пришла!». Александр Иванович Панфилов «Я здесь молилась за вас и там буду молиться». Татьяна Николаевна Панфилова «Матушкой, матушкой будешь». Игумения Феодорита (Маркова) «Будем молиться, Бог поможет». Раиса Яковлевна Татаринцева После общения с матушкой человек уже не мог не верить в жизнь вечную. Любовь Сергеевна Гришко «Я все знаю». Игумения Алексия (Бажина) Живая икона. Монахиня Варвара (Вилисова) «Живите в мире». Матушкины рецепты. Евгений Карих Приезжайте с радостью! Наталья Васильченко Свечение в комнатке матушки. Татьяна Захаровна Козлова «Потерпи немножечко, чадце мое. Господь терпеливых любит». Мария Владимировна Ломакина Матушка помолится — и все будет по воле Божией. Галина, р.Б. По молитвам матушки люди просто оживали! Элина Савельева Господь дал нам матушку, чтобы у нас была вера. Татьяна Беляева «Нам надо уезжать из Киева». Лидия Григорьевна Ефременко Ее слово было для меня законом. Екатерина Фаустова «Душка должна быть радостной». Олег Любезнов «Буду вам помогать». Татьяна Карташева «Нот тебе это нужно?». Александр Минаев Матушка не оставляет нас. Василий Ж. Добрая, как Ангел! Лидия Ф. На земле, как в раю. Врач-онколог Татьяна «Я вас там буду встречать». Людмила Тазина «Господь тебе Сам откроет». Олег М. «Буду за вас молиться». Татьяна Черняева, г. Москва «Зачем унывать? Надо жить!». Матушка Наталья Хромова Чудесная помощь матушки Феодосии. Свидетельства очевидцев Взгляд этих молодых глаз всегда давал ощущение надежды. Ольга Синюк Все начинало происходить чудесным образом. Александр, р.Б. Ниточка от земного к небесному. Монахиня Силуана (Чугункина) Послесловие. Митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин
Посетителей у Скопинской старицы в день было до 150 человек
После смерти своей сестры, матушка была прикована к постели и многого натерпелась от своей хозяйки по дому. Однажды она чуть заживо не сгорела, так как ее кровать находилась рядом с печкой.
1990
в этом году приняла схиму с именем Феодосия
Много людей приходило к бабушке. Она принимала с 9 часов утра и до самой ночи, до 10 часов вечера. В день посетителей могло быть до 150 человек, всех же матушка одобряла, утешала. На кровати у нее всегда лежал псалтырь. Иногда она просила почитать именно ту страницу, которая была открыта, и тогда человек, который читал, мог получить ответ на свой вопрос.
Очень часто она любила отвечать притчами. Когда ей задавали вопрос, то она начала рассказывать как бы издалека, и когда человек вслушивался, то сразу понимал, о чем она говорит. Очень часто она читала акафисты.
В 1990 году Наталью постригли в схиму с именем Феодосия.
Матушка Феодосия помогала не только взрослым, то и детям. Она молилась за них, и младенцы выживали даже от самых страшных недугов
Настоятель храма, который находился в той же деревне, очень часто к ней приезжал. Также ее хорошо знали и в Скопинской епархии. К ней часто приезжали монахи, священники, епископы и даже митрополиты.
После того, как Феодосия пришла в себя, стала помогать людям
Постепенно будущая матушка стала приходить в себя. Многие заметили странную особенность — женщина могла видеть даже с закрытыми глазами. Так же многие замечали, что у нее в комнате ощущалось что-то благоговейное, всегда царил порядок и покой. Очень часто Наталью навещали родные, близкие, а также просто хорошие и неравнодушные к ее судьбе люди.
Наталья долгое время лечила травами. Она сама лично составляла все рецепты. А ее чада помогали ей, собирали в лесах и полях травы. Но и конечно же, матушка Феодосия молилась за всех, а через эту траву передавала молитвенный дар.
После смерти сестры Наталья была прикована к постели. Очень сильно ей доставалось от ее сиделки. Часто ее оставляли при морозе с не натопленной печью. Однажды она чуть заживо не сгорела.
Но всё так же, многие приходили к женщине за советом. Она часто отвечала притчами. Люди никогда не уходили от нее без ответа. В день она принимала до 20 человек.
Перед иконами она читала акафисты, на столе у нее всегда лежал Псалтырь. В 1990 годах ее постригли в великую схиму с именем Феодосия. Умерла Скопинская старица в 90 лет, в 2014 году. В этот день праздновали праздник святых князей Бориса и Глеба. За несколько часов до смерти она удостоилась причастия Святых Христовых Таин.
Умерла матушка в возрасте 90 лет в день памяти святых Бориса и Глеба
Умерла матушка в возрасте 90 лет в день памяти святых страстотерпцев и благоверных князей — Бориса и Глеба. Перед своей кончиной она удостоилась причащения Святых Христовых Тайн.
Тогда еще матушка сказала, что встретят они Пасху радостно, а провожать будут со слезами.
Многие люди спрашивают, где захоронена матушка Феодосия? В деревне, в которой она проживала, была возведена часовня, где каждый верующий может приклониться и помолиться матушке Феодосии. Там же было освящено место под закладку храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Так в настоящее время выглядит часовня матушки Феодосии из Скопина
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Схимонахиня Феодосия (1917–2007)
Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям.
Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). (*Старец схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.)
Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.
У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.
Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет – умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. (Убелённая сединой старица рассказывала своей келейнице, что хорошо помнит небо, цветы, речку, которые видела много лет назад.)
В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. Из рассказа схимонахини Феодосии: «В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно… Когда попали под раскулачивание, у нас всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тетям, дядям…»
Схимонахиня Феодосия с горечью вспоминала, как в холодный зимний день её с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Как кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиана заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки.
Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили.
Аннушка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни.
Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенно кислотности в желудке 50 лет – каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога.
В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.)
Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников) настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. По свидетельству современников никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались.
Певчие с клироса рассказывали, что много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. (Враг рода человеческого мстил за то, что вымаливала людей.)
Инокиня Мария из монастыря Казанской иконы Божией Матери (село Большегнеушево) рассказала, что с 1949 –1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. (*Исповедник архимандрит Мартирий (Гришин) (1875–1958)). На престольном празднике в городе Дмитрове на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с медом, пророчески о Пророчество сбылось.
В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли.
Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам.
В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.
Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни.
Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. По словам келейницы, матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме. Рассказывала, что у матушки не было пенсии из-за отсутствия документов, поэтому она жила милостыней.
27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей* (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района (Курской обл.). (Игумен Моисей* (Матюхин) – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске 2003–2005гг.)
По словам келейницы, сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать…»
Господь даровал матушке хорошую память – до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу (в 4 утра была уже одета). Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.
Из воспоминаний келейница Елены: «Я как-то сказала матушке: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом …» А в ответ услышала: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы»».
Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел.
Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую – 3 раза была у нее. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней.
По свидетельству близких духовных сестер матушки, схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая. Протоиерей Василий рассказывал, что матушка Феодосия ощущала тепло от солнца и указывала, где солнце, особенно после пасхалии.
Из воспоминаний В. Н. Мамонтова: «Господи Благослови! С матушкой Феодосией мы познакомились в июле 2005 года. В то время мы жили за границей, в Эстонии. На каждое лето приезжали в отпуск к родителям в Дерюгино. Еще раньше, бывая на службах в храме Георгия Победоносца в Дерюгино, мы видели молящуюся схимницу, которая сидела в инвалидной колясочке, перед клиросом. Но в то время Господь не допускал нас к ней, видимо потому, что мы жили тогда с женой в не венчанном браке. В тот год, после окончания Петрова поста, мы, наконец, обвенчались, а в ближайшее воскресенье произошло наше знакомство с матушкой. Матушку некому было привезти на службу и Елена, которая ухаживала за матушкой, попросила меня привезти ее в церковь.
После службы мы везли матушку обратно домой, и были приглашены с женой и детьми на обед. Матушка расспрашивала нас – кто мы и откуда, где живут наши родственники и их имена, и обещала молиться за всех.
Через несколько дней, накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери, вместе с матушкой Феодосией мы ехали на престольный праздник в монастырь в Большегнеушево, к которому и была приписана матушка. Надо было видеть, сколько радости было у сестер обители, и у многочисленных паломников, когда они увидели матушку, каждый стремился получить благословение у нее, поделиться с ней своими радостями и болями, шли к ней со своими нуждами и все находили утешение. Через несколько дней мы дома опять посещали матушку, беседовали с ней. Перед нами открывался человек огромной духовной силы. Это к ней, 88-летней старице, с пятилетнего возраста потерявшей зрение, прожившей тяжелейшую жизнь, часто не имея средств к существованию, жившей лишь упованием на Господа – шли за помощью мы – здоровые и больные, молодые и старые, несли груз своих нужд и получали от нее помощь.
Как-то матушка спросила: «А что в Эстонии есть православные?»
-Есть, но очень мало, – ответил я.
-Надо из Эстонии уезжать, – сказала тогда матушка.
Через несколько дней мы уезжали в Эстонию. Накануне отъезда, когда брал благословение у матушки Феодосии. Я спросил ее – пора ли нам уезжать из Эстонии?
Матушка задумалась, видимо, молилась.
-Годик поживете, а там видно будет, – сказала она.
Спустя примерно год умер мой отец. После похорон я вместе с сестрами зашел к матушке. Первыми под благословение подошли сестры. Благословив сестер, матушка спросила: «А где Владимир?»
-Я здесь, – ответил я и, подойдя к Матушке, взял благословение.
-Вот теперь пора переезжать, вы должны жить здесь!
Это было сказано так, что не оставалось ни каких сомнений – это воля Божья.
Кто менял место жительства, наверное, знает, как нелегко решиться на этот шаг, тем более, когда жизнь внешне протекает благополучно. Мы все тянули с переездом.
8 февраля 2007 года жена Наталья, занимаясь на кухне, вдруг ясно услышала голос матушки Феодосии – «Наташа, пора». Это был день отшествия из этого мира матушки, о чем мы узнали лишь спустя несколько дней. С этого времени события начинают развиваться стремительно. Мы берем благословение на переезд у о. Александра Ручкина, он знакомит нас с маклером по недвижимости, который является прихожанкой храма Александра Невского в Таллинне. И хотя в это время в Эстонии уже был кризис на рынке недвижимости, жилье практически не продавалось, наша квартира была продана за 10 дней. За эти деньги мы смогли приобрести хорошее жилье на Родине и благополучно переехать.
Так помогла нам Матушка Феодосия уже после своего отшествия. Поистине Бог являет свою силу в людях немощных, уповающих на него!»
Из воспоминаний келейницы схимонахини Феодосии Елены: «Не задолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь… Кончилась жизнь на земле мирская – настала духовная. Время быстро идет, устоят только сильные». Матушке сама благословила меня на чтение отходной молитвы, как я прочла «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу».
Из воспоминаний духовной дочери схимонахини Феодосии Татианы: «Трудно писать о последних днях земной жизни матушки, я у нее была с 23 по 25 января 2007, на свой день ангела. Как матушка сказала – «Царица небесная прислала». Я была очень тяжело духовно больна. Ночью, когда я спала, матушка с Леной вымаливали меня, а днем они спали, а я хлопотала по хозяйству. Так не забываемых три дня я провела у старицы. Вместе молились, вместе вспоминали духовные истории, вместе кушали. Матушка всегда пребывала в молитве, но стоило к ней обратиться, она с удовольствием беседовала, объясняла, отвечала на вопросы, успокаивала, давала наставления. Помню, присела я в ногах старицы и начала рассказывать о моем паломничестве по Кипру, о Кикском монастыре, об обретении Чудотворной иконы Божьей Матери. У меня тепло разливалось в душе, как в беззаботном детстве от присутствия родной мамочки. Старица улыбалась необычно чистой улыбкой младенца, улыбалась душой и я увидела, как ей было тепло на душе от этого рассказа. Матушка положила свою благодатную ручку мне на голову – легкую как пушок и чистую, как сияющий снежок. И опять я почувствовала огромную любовь и как будто это была моя покойная мама. Она меня жалела. А келейница Елена позже сказала, что я была очень тяжелая, и, слава Богу, что я добралась до них.
На мой день ангела матушка с Еленой позволили мне приготовить трапезу. Матушка села на свое место за стол около буфета, чему я была удивлена, потому что я видела старицу все три дня на одном и том же месте на диванчике. На праздничной трапезе старица пропела тропарь святой мученице Татиане, покушала не много и перебралась на свой диванчик. Позже благословила на дорогу и попросила молиться за нее, сказала, что очень больна. Уезжая, я еще не осознавала, где я была, и что я приобрела…Вечная память матери моей духовной, которая спасла меня от смерти. Величаю и чту святую память твою…
По прибытии домой, я сразу заказала требы о здравии матушке. В этот же день позвонила Лена и сказала, что матушке очень плохо. Я хотела вернуться, но Лена не позволила… Матушка почила 8 февраля 2007 года.
На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме…поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…
Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной – выполнили её последнее желание.
Уже 3 года как нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку – просят о помощи и матушка помогает…Я заметила, что когда начинаю свое паломничество по Курскому краю с посещения матушкиной могилки – всегда паломничество удается.
Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, свидетельствуют, что ощущают духовную поддержку и помощь в решении материальных и семейных проблем.
Все, кто желает помолиться у могилы старицы Феодосии, похороненной в селе Дерюгино около Храма Святого великомученика Георгия Победоносца и побывать на святом источнике, могут добраться за одну ночь из Москвы от Курского вокзала до станции «Михайлов рудник». От станции до села Дерюгино – на такси 20 минут. Или ехать до города Курска, далее двумя автобусами добираться 2 – 3 часа».