Космо-Дамиановский монастырь — самое религиозное место в окрестностях Алушты


Мiръ

Россия Республика Крым Космо-Дамиановский мужской монастырь (Алушта) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:44.66467693999999966081304592080414295196533203125,»lon»:34.26963305999999676032530260272324085235595703125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE-%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%90%D0%BB%D1%83%D1%88%D1%82%D0%B0)\» title=\»\u041a\u043e\u0441\u043c\u043e-\u0414\u0430\u043c\u0438\u0430\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u0410\u043b\u0443\u0448\u0442\u0430)\»\u003E\u041a\u043e\u0441\u043c\u043e-\u0414\u0430\u043c\u0438\u0430\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u0410\u043b\u0443\u0448\u0442\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0421\u0438\u043c\u0444\u0435\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438 \u0423\u041f\u0426 (\u041c\u041f). \u041d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0443 \u043d\u0430 \u0411\u0430\u0431\u0443\u0433\u0430\u043d-\u042f\u0439\u043b\u0435, \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u041a\u0440\u044b\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0437\u0430\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0432 \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0433\u043e\u0440 \u0427\u0451\u0440\u043d\u0430\u044f, \u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u0430\u044f \u0427\u0443\u0447\u0435\u043b\u044c \u0438 \u041c\u0430\u043b\u0430\u044f \u0427\u0443\u0447\u0435\u043b\u044c, \u0445\u0440\u0435\u0431\u0442\u0430 \u041a\u043e\u043d\u0451\u043a. \u041d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 20 \u043a\u043c \u043e\u0442 \u0410\u043b\u0443\u0448\u0442\u044b.»,»title»:»\u041a\u043e\u0441\u043c\u043e-\u0414\u0430\u043c\u0438\u0430\u043d\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u0410\u043b\u0443\u0448\u0442\u0430)»,»link»:»»,»lat»:44.66467693999999966081304592080414295196533203125,»lon»:34.26963305999999676032530260272324085235595703125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

44.759285; 34.462932

Россия, Республика Крым, городской округ Алушта

Республика Крым

Россия

Телефоны:

+7(978) 705-58-21 (паломнические поездки в обитель, запись), (паломническая гостиница, бронирование)

E-mail:

Косьмо-Дамиановский монастырь

— монастырь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ (МП). Находится в Крыму на Бабуган-Яйле, на территории Крымского заповедника в окружении гор Чёрная, Большая Чучель и Малая Чучель, хребта Конёк. Находится в 20 км от Алушты.

История[править]

Синодальным указом от 4 мая 1850 г. архиепископу Иннокентию было сообщено, что последовало высочайшее соизволение на открытие Бахчисарайского скита с киновиями; в том числе и киновии у источника св. Космы и Дамиана. В том же году архиепископ Иннокентий ходатайствовал об отводе 4 десятин земли около источника для учреждения Космодамиановской киновии, и через полтора года этот участок был отмежеван от лесной казенной дачи. Впоследствии, в 1872 г., по царскому указу было отмежевано еще 19 десятин от той же казенной дачи.

Временно, до открытия киновии, в 1851 г., попечителями источника св. Космы и Дамиана были назначены настоятель Феодоро-Стратилатовской церкви в Алуште священник Дмитрий Черняев и староста — купец Андрей Коротенко. Ясным зимним утром, в конце декабря попечители отправились верхом к источнику. Место было пустынно и безмолвно. На снегу виднелось множество следов оленей и коз, спускавшихся на водопой, следов же человека не было вообще. Отец Димитрий освятил воду в источнике, молясь о здравии царя и всех православных христиан.

Несмотря на полученное разрешение, киновия открылась нескоро. В 1853 г. началась Крымская война, в 1854 г. в Крыму высадились англо-французские войска и осадили Севастополь. В это тяжелое время архиепископ Иннокентий продолжал посещать Крым. Его не покидала мысль об открытии киновий. Нужно было изыскивать средства на устройство обители. В консисторском деле по Космодамиановской киновии оговаривалось: «Киновия на содержание из казны не получает, а содержится от доброхотных даяний богомольцев». Начало строительству обители положил симферопольский купец I гильдии, потомственный почетный гражданин, староста кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе Иван Потапович Санютин. Он долгое время страдал от лихорадки, нервного расстройства и слабости всего организма. После купания в источнике Санютин исцелился. В благодарность святым угодникам этот достойнейший человек дал обет выстроить малую церковь над источником с двумя купальнями, а поблизости — несколько келий, как для монахов, так и для богомольцев. Основатель Бахчисарайского Успенского скита и крымских киновий, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий завещал 100 акций Общества пароходства и торговли. Акции эти были разделены между скитом и киновиями. На долю Космодамиановской киновии пришлось девять акций, которые были проданы, а на вырученные 5 тысяч рублей приобретены 5-процентные государственные билеты на имя киновии. Проценты с этого капитала шли на содержание обители.

После окончания Крымской войны, в 1856 г., из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. (10 сентября 1857 г. иеромонах Макарий был назначен первым настоятелем, и, таким образом, Космодамиановская киновия получила окончательное административное устройство.) Строительство киновии начиналось почти с нуля. Не было средств для найма рабочих, монахам приходилось делать все своими силами. Но тем не менее, результаты были поразительными. Прибыв к источнику, он вместе с монахом Игнатием незамедлительно принялся за сооружение малой деревянной церкви по рисунку, переданному архиепископом Иннокентием. Многие жители Симферополя помогали им своими пожертвованиями, и через год церковь была уже готова к освящению. К сожалению, архиепископ Иннокентий умер, не дождавшись этого желанного события.

Неизвестно, как обустраивалась бы киновия, если бы не поистине подвижнический труд и усилия первого настоятеля, о. Макария, сделавшего исключительно много для монастыря. Многие имена забыты, утрачены могилы, и простая справедливость требует сохранить память о людях, всю жизнь посвятивших святому делу.

Многих привлекала сюда личность о. Макария, относившегося ко всем с любовью и кротостью. Несмотря на бедность обители, о. Макарий не отказывал никому из желающих поселиться здесь. Но оставаться в монастыре могли только люди трудолюбивые. Ленивые быстро покидали его.

Число братии увеличивалось, необходимо было строить новые кельи. Приходилось рубить лес, доставлять кирпич для печей, стекла для окон и прочее. Настоятель сам работал киркой и топором, пешком ходил за покупками в Симферополь. Он никогда не делал никаких распоряжений по работам в обители: чем был занят о. Макарий, тем занимались и монахи.

Здоровье о. Макария было подорвано тяжелым физическим трудом, он тяжко страдал от туберкулеза, развившегося после падения на лестнице Успенского монастыря. Заболевшего настоятеля поместили в симферопольскую больницу при странноприимном доме Таранова-Белозерова, где 18 сентября 1878 г., в 4 часа утра, о. Макарий скончался. Из приюта Таранова-Белозерова тело о. Макария, сопровождаемое всем городским духовенством, перенесли в кафедральный Александро-Невский собор. После чина погребения оно было отправлено для предания земле в Космодамиановскую киновию. О. Макария похоронили в церкви Преображения Господня, в притворе у западных дверей. Вокруг могилы поставили чугунную решетку, а на самой могиле в 1880 г. сооружена большая мраморная плита.

В 1874 г. на средства доброхотных жертвователей была построена вторая монастырская церковь во имя Преображения Господня, деревянная, теплая, с двухъярусным иконостасом. Обе церкви были, согласно консисторским записям, «утварью снабжены посредственно».

Строительство монастыря продолжалось. В 1891 г. над источником вместо первой деревянной часовни была построена каменная, красивая и удобная для богослужения. В центре часовни, возвышаясь над полом, располагался небольшой каменный резервуар, в который был заключен источник. Наполняя резервуар, вода с шумом стекала в большой деревянный бассейн, находившийся в закрытом помещении и служивший купальней для богомольцев. Купальня разделялась на две половины — мужскую и женскую. Несмотря на низкую температуру воды (+8° С), многие богомольцы купались в бассейне, прочие же ограничивались частичным омовением. Вода в бассейне не была стоячей, так как он был постоянно полон, и лишняя вода стекала. Имелось и специальное приспособление, при помощи которого можно было полностью менять всю воду в бассейне всего за 25 минут. В часовне, из самого источника, брали воду для питья.

Космодамиановский монастырь был мужским 43 года, с 1856 по 1899-й. Если первые двадцать лет, во время управления монастырем игуменом Макарием можно было назвать временем процветания монастыря, то последующие 23 — временем упадка.

В июле 1899 г. епархиальным начальством был получен указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женский. Из Топловского Параскевиевского женского монастыря была переведена в Космодамиановский благочинная м. Варсонофия, назначенная игуменией. Двадцать пять насельниц во главе с монахиней Варсонофией переселились в бедную обитель у подножия Чатырдага.

Под руководством игумении Варсонофии монастырь стал совершенно неузнаваем. Космодамиановская церковь и другие постройки были капитально отремонтированы. Для укрепления террасы, на которой стояла большая церковь, была возведена каменная подпорная стена длиной в 40 саженей. Были выстроены несколько новых келий, просфорня, хлебопекарня, мастерская, прачечная, амбар с закромами, сенник на 1000 пудов, две гостиницы на двадцать номеров для приезжих. В 1913 г. в честь 300-летия царствования Дома Романовых была отреставрирована часовня над источником.

В 1907 г. в Симферополе открылось Космодамиановское подворье, находившееся на полпути от хутора, что являлось очень удобным при перевозке урожая в монастырь и при поездках по делам хуторского хозяйства. Это подворье, которое жители Симферополя называли «монашеской церковью», ныне не существует.

Космодамиановская киновия была одной из самых уважаемых и любимых обителей Крыма. Неоднократно посещали киновию российские императоры. Отдельная запись из архива консистории сообщает, что «киновия эта в октябре месяце 1873 года два раза была осчастливлена посещением Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича, а в 1880 году в третий раз киновия была осчастливлена посещением Их Императорских Высочеств Государя Наследника Александра Александровича вместе с Государыней Цесаревной Мариею Феодоровною, ныне Божию Милостию мирно и мудро царствующих, где они изволили пробыть с 14-го по 18-е октября». Царская чета прожила эти несколько дней в скромном домике монастырского настоятеля. 25 октября 1911 г. монастырь посетил император Николай II, молился у источника св. Космы и Дамиана и пил святую воду.

В 1870-х годах по указу Александра III неподалеку от Космодамиановского монастыря выстроили царский охотничий домик. С 1910 г. к царскому домику, а следовательно, и к монастырю, стали прокладываться улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. В 1913 г. был организован заказник императорских охот в Крыму.

В 1920 г., вскоре после установления советской власти в Крыму, наступил последний, самый тяжелый и горький, период жизни монастыря. Январский 1918 г. декрет об отделении церкви от государства успешно осуществлялся и на полуострове. Национализация монастырей Крыма проводилась с начала 1920-х годов, а к середине 20-х обозначилась тенденция к полной их ликвидации. За 1922 г. в Крыму было ликвидировано 74 церкви разных культов, а также 4 монастыря, 3 находились в стадии ликвидации. В Космодамиановском монастыре устроили колонию инвалидов имени Калинина; она просуществовала до 1924 г., после чего инвалидов перевели в новую колонию, бывший Кизилташский монастырь. Из монахинь организовали артель, где числилось 42 человека. Церкви были опечатаны, но практически монахини продолжали жить монастырской жизнью.

В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан декрет «О Крымском Государственном заповеднике и лесной биологической станции». Президиум КрымЦИКа постановил: «Косьмо-Дамиановский монастырь со всеми постройками передать Крымскому заповеднику. Артели монашек, проживающих в настоящее время там, разрешить остаться до 1-го апреля 1924 г.». Руководство заповедника потребовало удалить с его территории колонию инвалидов, мотивируя это тем, что в заповеднике никто, кроме его персонала, не должен проживать. Именно поэтому КрымЦИК передал бывший монастырь заповеднику и предложил Народному комиссариату социального обеспечения перевести инвалидов в другое место. Монахинь руководство заповедника не тронуло, о чем немедленно было доложено высшим инстанциям. В июне 1924 г. в докладной записке наркому В.С. Брезовскому работник НКСО Н. Вегнер сообщал: «Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и как видно, и не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода и поляну для засева огорода. Кроме этого, хотя на одной из церквей и находится печать, но печать не установленного образца и ключи церковных дверей находятся у монашек. Но этого мало: монашки устроили новую церковь там. Для этого в бывшей просфирной они устроили престол, алтарь и т. д., происходят новые пострижения, рукоположения и т.п.

Исходя из всего вышеизложенного, я предлагаю довести до сведения СНК и Кр.ЦИКа, что, во-первых, постановление о ликвидации бывш. Косьмо-Демьяновского монастыря Алуштинским церковным столом не исполнено, и, во-вторых, что заповедник, когда говорил, что на территории заповедничества никто из посторонних не должен проживать, — лгал. С инвалидами и НКСО он не мог жить, а с монашками жить может. Они ему не мешают, и он им дает землю под обработку».

Видимо, не только монахини противились закрытию монастыря. Ялтинский РИК в мае 1925 г. жаловался в Центральное административное управление Крыма: «Церковный Стол ЯлтРИКа сообщает, что в делах бывшего Косьмо-Дамиановского монастыря, ныне находящегося в ведении Крымгосзаповедника, имеется отношение ЦАУ-Кр. от 8.IV-24 г. о ликвидации 2-х храмов Косьмо-Дамиановского монастыря и выселении монахов. Однако, б. Алуштинским райисполкомом указанное в отношении не было исполнено и монашки в числе 20 человек продолжают проживать в своих кельях при монастыре, где также проживает иеромонах Романченко Павел, находящийся на службе в Крымгосзаповеднике, монашки же образовались в трудовую артель».

Однако пришел конец и этому. Преображенская церковь была использована для устройства клуба Крымзаповедника, в Космодамиановском храме открылся естественно-исторический музей, а в часовне с купальней предполагалось устроить инкубаторий для вывода мальков форели. Один из советских путеводителей по Крымскому заповеднику сообщает нам: «В годы гражданской войны монастырь был прибежищем контрреволюции. После освобождения Крыма от врангелевцев и интервентов до 1923 года монастырь существовал под видом «монашеской трудовой артели» и имел тесную связь с татарскими контрреволюционными националистами. При ликвидации монастыря здесь было найдено много оружия и боеприпасов». Думается, комментарии излишни.

Во время Великой Отечественной войны были уничтожены царский охотничий домик и все постройки бывшего Космодамиановского монастыря, кроме часовни над источником.

Спустя 70 лет после закрытия монастыря Указом Президента Республики Крым № 50/94 от 26 апреля 1994 г. Симферопольской и Крымской епархии возвращены территория и постройки монастыря. В Совете по делам религий при Кабинете Министров Украины вновь зарегистрирован устав монастыря Космы и Дамиана. 14 июля 1994 г., в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем в часовне над святым источником была отслужена праздничная литургия.

Источник святого Иоанна Постного

Этот источник находится вблизи села Оборонного (бывшее Камары) в Балаклавском районе и является единственным почитаемым православными местом в Крыму, связанным с Иоанном Крестителем. Согласно преданию, источник забил здесь несколько сотен лет назад в день усекновения главы Иоанна Предтечи  –  11 сентября. В 1848 году над ним была построена церковь Св. Иоанна Предтечи. В церковном бассейне источника, куда поступала святая вода, жила большая старая лягушка. Она всплывала на поверхность при входе в храм каждого посетителя, и местное население относилось к ней как к хранительнице святого источника. После установления в Крыму советской власти церковь использовалась как загон для скота, постепенно разрушалась, а во время Великой Отечественной войны в храм попал вражеский снаряд. Но и после осквернения и разрушения церкви местный люд продолжал втайне ходить к святому источнику. Ежегодно 11 сентября здесь собирались богомольцы из окрестных поселений.


Ближе к нашему времени каптаж источника был восстановлен, о­бустроена купель, и каждый год в сентябре – в день усекновения главы пророка – сюда стекаются люди. Как добраться до источника святого Иоанна Постного Село Оборонное находится в четырёх кило­метрах к востоку – северо-востоку от Балаклавы. Поворот на село Оборонное с трассы Севастополь – Ялта находится приблизительно в 5 км от Ялтинского кольца, от него пешком нужно пройти минут 15-20. Непосредственно к источнику св. Иоанна Постного можно проехать по асфальтовой дороге, ведущей от села к бывшему сверхсекретному объекту «Сотка» (комплекс береговых ракетных позиций «Объект-100»).

Современное состояние[править]

Сейчас в монастыре подвизаются монахи и иноки, проходят богослужения. После открытия был построен храм в честь святых мучеников Косьмы и Дамиана, проведен капитальный ремонт в братском корпусе. Отреставрирована часовня.

С 2006 года началось строительство подворья Пресвятой Богородицы в пгт. Партенит. На данный момент построены два храма в честь иконы Божьей Матери «Всецарица» и Святого Иоанна Готфского; заканчивается строительство колокольни и часовни в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; продолжается строительство Братского корпуса, помещения богодельни, паломнического приюта. С Божьей помощью планируется строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы.

Подворье[править]

Храм подворья в поселке Партенит
Из-за удаленности монастыря и запрета в заповедной зоне вести хозяйственную и строительную деятельность. По Благословению Высокопреосвященийшего Митрополита Лазаря было принято решение о создании подворья монастыря.

Изначально оно было создано на небольшом клочке земли в частном доме гражданки Степаненко, пер. Крутой 7. Участок был маленький и в труднодоступном месте для строительства. Тогда по ходатойству Митрополита Лазаря и местных властей в 1996г. был выделен участок на месте расформерованной военной части (Фрунзенское шоссе 1а) для строительста и развития подворья монастыря.

Свое развитие и созидание подворье получило в 2004г. с приходом нового наместника монастыря Св. Мчч. Косьмы и Дамиана: иеромонаха Маркелла (ныне Архимандрит Маркелл).

На данный момент идет полно-маштабное строительство подворья. Уже построины два храма в честь: иконы Божьей Матери «Всецарица» и Святого Иоанна Готфского; произведено частичное обустройство территории и насаждение клумб и газонов; в марте 2013г. намечается окончание строительства колокольни и часовни в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; продолжается строительство Братского корпуса, помещения богодельни, паломнического приюта и т.д. С Божьей помощью в следующем году планируется строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы.

На подворье трудятся и подвизаются монахи, иноки, послушники монастыря, идет неусыпная молитва, регулярно в обоих храмах проходят службы, молебны, панехиды – возрождается духовная жизнь.

Адрес:

Крым, пгт. Партенит, пл. Иоанна Готфского, Фрунзенское шоссе 1а

Проезд:

  • С ж.д. вокзала г. Симферополя ходят прямые маршрутки Симферополь – Партенит.
  • С автовокзала г. Алушты регулярно ходят автобусы Алушта – Партенит.
  • С автовокзала г. Ялты регулярно ходят автобусы Ялта – Партенит.

Святыни[править]

Икона святых Космы и Дамиана

  • Древняя икона святых Косьмы и Дамиана с частицами их мощей
  • Святой источник бессребреников Косьмы и Дамиана
  • Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская»
  • Мироточащая и Чудотворная Икона Божией Матери «Федоровская»
  • Икона Божьей Матери «Иерусалимская»
  • Частицы мощей Преподобных Киево-Печерских Святых
  • Мироточащая икона Свт. Луки Арх. Крымского Исповедника
  • Икона с Мощами Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона
  • Икона с Мощами Свт. Иннокентия Арх. Херсонского и Таврического
  • Икона с Мощами Преподобного Кукши Одесского

Контакты[править]

Адрес:

Крым, Алушта, Крымский природный заповедник

Монастырь находится в горах, на территории Крымского природного заповедника. Для самостоятельного посещения требуется разрешение, которое можно получить на подворье монастыря в пгт. Партенит.

Существует несколько путей до монастыря, основные из них такие:

  • По Романовскому шоссе
  • через Бабуган-яйлу: Черного моря разными тропами подняться на Бабуган — далее через Бабуган к спуску в долину рек Сары-Су-Алабаш-Савлух-Су-Кебит-Су-Альма:
  1. через источник Ак-Чокрак-перевал Диплома — урочище Дупля — горный хребет Конек — спуск в долину рек Сары-Су-Алабаш-Савлух-Су-Кебит-Су-Альма;
  2. по тропе Талма-Богаз источник Талма — далее 2 км по Бабуган-яйле тропой Талма-Богаз — далее правее по тропинке к скале «Шляпа», что на северном склоне Бабугана-спуск в долину рек Сары-Су-Алабаш-Савлух-Су-Кебит-Су-Альма.

Телефоны:

+7(978) 705-58-21 (паломнические поездки в обитель, запись), (паломническая гостиница, бронирование)

Электронная почта:

Источник святой Параскевы

Ещё один чудотворный источник, известный далеко за пределами Крыма, находится неподалёку от села Тополёвка. Он носит имя святой Параскевы. Местные жители верили, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, встретила мученическую смерть святая Параскева – ей отрубили голову. И в тот самый момент, когда земля оросилась кровью преподобномученицы, из недр забил ключ. Источник этот оказался целебным (особенно помогал он при болезнях глаз). И ежегодно 26 июля, в день святой Параскевы, сюда стекались страждущие. Служился молебен с водосвятием, люди набирали воду в сосуды и уносили домой. Подтверждением св­ятости источника стало появление в нём иконы с изображением преподобномученицы Параскевы. Святая была изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше  –  исцелённые глаза. Позднее, в 1778 году, эту икону греческие переселенцы увезли в Мариуполь, где она сохранялась в церкви Рождества Богородицы и однажды спасла город от холеры.


В 1864 году при источнике был открыт Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь. Сейчас рядом с источником святой Параскевы находится закрытая купель. Окунуться в неё можно и зимой, и летом (правда, по понедельникам и четвергам она может быть закрыта на санитарные дни). Как проехать к источнику св. Параскевы: Топловский монастырь, на территории которого находится источник, расположен в 70 км от Симферополя (в феодосийском направлении). Следует добраться до села Тополёвка. С симферопольской автостанции «Курортная», что возле железнодорожного вокзала, до Тополёвки можно доехать на автобусах, следующих в Феодосию, Судак, Коктебель, Керчь. От остановки до монастыря – 1,5 км (по ходу движения направо будет указатель и поворот на монастырь), этот путь придётся пройти пешком либо проехать на попутном транспорте.

Паломнику[править]

Мужской монастырь святых мучеников Космы и Дамиана организует паломнические поездки в обитель.

В программе поездки:

  • Литургия и молебен
  • Окунание в святой источник
  • Экскурсия по монастырю
  • Горячий чай на травах

Выезд в 8.00 с подворья монастыря

по адресу: пгт. Партенит, Фрунзенское шоссе 1-А.

Телефон для справок и записи: +7(978) 705-58-21.

Также совершить паломничество в монастырь можно с помощью севастопольской паломнической службы «Купель». Телефон.

Источник святой Анастасии

Источник святой Анастасии Узорешительницы, или, как его ещё называют, Ай-Анастасия, почитается в Крыму со средневековья. Он находится в Церковном пещерном гроте (другое название – грот Святой Анастасии) скального массива Качи-Кальон, в 8 километрах от Бахчисарая. Предание гласит, что давным-давно местная девочка Анастасия, спасая своё стадо, погибла в пещерах Качи-Кальона – она стала жертвой живших здесь змей и чудовищ. Скала обрушилась на чудищ, а утром из камня пробилась струйка чистейшей родниковой воды – это были слёзы Качи-Кальона, он оплакивал погибшего ребёнка. С тех пор источник, получивший имя святой Анастасии, считается священным и до сих пор остаётся одним из самых почитаемых в Крыму.


Вода источника поступает в купель из маленькой трещины в скале. А грот, в котором он расположен, напоминает купол огромного храма с высотой потолка до 40 метров. 22 декабря – в день св. Анастасии – к источнику приходят местные богомольцы, а священник проводит водоосвящение. В древности возле источника существовал большой монастырь, известный далеко за пределами полуострова. А сейчас поблизости расположен храм Великомученицы Анастасии Узорешительницы. Это, пожалуй, самый необычный храм полуострова – он находится в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров. Место это сырое, краска на стенах и сводах не держится, поэтому храм украшен… бисером и бусинами, разноцветными камнями. И хотя внутри нет окон, но всё вокруг залито необычным светом – пламя свечей, отражаясь в бисерной мозаике на потолке и лампадах из бисера, пронизывает пространство благодатными лучами. Как добраться до источника св. Анастасии: До Качи-Кальона и источника можно добраться от Бахчисарая рейсом Бахчисарай – Синапное. Выйти нужно на остановке «Предущельное-2», а затем пройти 1,3 км в юго-восточном направлении. На автомобиле нужно проехать 8 км от южной окраины Бахчисарая вдоль реки Качи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]