Что такое Пятидесятница
День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.
Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.
Что нельзя делать на Троицкую субботу и Троицу
На Троицу не стоит усердствовать с «пирушками» на могилах, увлекаться алкоголем, а также, согласно народной примете, нельзя купаться и вообще приближаться к водоемам, а также ходить в лес, чтобы не попасть в руки русалок и другой водной нечисти.
На Руси в этот день под запретом были вообще все манипуляции с водой: не только стирка, но даже мытье и купание детей. Нельзя было стричься, запрещались женские рукоделия и вообще использование металлических острых предметов, под строгим запретом была уборка в доме, особенно влажная.
Происхождение названия «Пятидесятница»
«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.
В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.
И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.
Традиции Троицкой субботы
Троицкая суббота в православии — очень важный день. Считается, что в канун Троицы живые и умершие вместе празднуют спасение человечества Иисусом Христом в ожидании будущего всеобщего Воскресения. Чтобы приблизить это момент, живые возносят молитвы об умерших христианах, в первую очередь о своих близких.
В этот день на Руси было принято посещать храмы, а также кладбища, обустраивать могилы, украшая их березовыми ветками (русский символ Троицы) и цветами. В России до сих пор на Троицу принято посещать церковь и кладбища, украшать могилы березовыми ветками и искусственными цветами, зажигая свечи или лампады.
Также есть не одобряемый церковью, но очень древний и живучий народный обычай: поминать покойников прямо на кладбище, оставляя на могилах для них снедь и даже рюмки с алкоголем. Как правило, после таких импровизированных поминок на могилах оставляют различные сладости, иногда довольно дорогие. Эти лакомства не возбраняется брать нищим или просто прохожим. Взятое можно съесть, но выносить с кладбища нельзя, это считается запретным.
После посещения кладбища на Руси было принято в Троицкую субботу или на Троицу устраивать дома поминальную трапезу. Исторически такие трапезы были совместными для всей общины, их организовывали на природе, расстилая скатерти на земле. Традиционными поминальными славянскими блюдами считаются блины, яйца и яичница, ритуальная сладкая каша (кутья), кисель, специально сваренное пиво. Крепкий алкоголь на поминках пить было не принято, пьяниц сурово осуждали. Мясо разрешено — это большой христианский праздник, который приходится на время мясоеда (до начала Петрова поста).
Федеральное агентство новостей /
События Пятидесятницы
Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.
Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина» (Деян 2:13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян 2:14-18)
Иконография праздника
Первая икона, изображающая Святую Троицу, носит название «Гостеприимство Авраама». По ветхозаветному сюжету, праведник Авраам встретил в Мамврийском лесу трех странников, оказавшихся ангелами. Они поведали ему счастливую весть о родившемся наследнике Исааке, а также о том, что потомки его сына «благословят все народы».
Существует несколько икон, описывающих событие схождения Святого Духа на апостольские головы в сионском доме. Обычно иконописцы изображают благодать в виде отдельных языков пламени. Реже Святой Дух выглядит на иконах как поток небесного света, разделенный на лучи.
На некоторых полотнах фигурирует царь Давид с короной на голове, он держит отрез ткани, а на нем лежат 12 свитков. Царский образ на иконах символизирует человечество, все народы, к которым апостолы обратились с евангельским учением. Царь – пленник, узник, но апостольскими устами с ним заговорил Спаситель, донес до него Истину. На других иконах свитки держат сами апостолы, это символизирует их готовность нести свет просвещения.
Самая знаменитая икона, изображающая Троицу, написана Андреем Рублевым в 15 веке.
Специалисты называют его полноценным трактатом, созданным не словами, а образами.
Когда иконописец пишет пустой участок под сионским домом, так он изображает гробницу, оставшуюся пустой, когда Господь воскрес. На невидимое присутствие Спасителя указывает пустое пространство меж Павлом и Петром. На раннехристианских иконах Троицы есть образ Богоматери.
Богослужение Пятидесятницы
На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.
Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
Как отмечать Троицу?
В честь праздника в православных храмах проходит одна из самых красивых и примечательных служб в году.
В России, по традиции, на полу храма и в домах раскладывают свежескошенную траву, ставят ветви березы, украшают ими иконы. Цвет в одежде и облачениях – зеленый. Этот цвет символизирует силу обновления и животворения Святого Духа. А на следующий день после Троицы отмечается праздник День Святого Духа.
Икона Пятидесятницы
На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.
Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом — в форме подковы. Вместо Иуды Искариота — избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа — книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.
Смысл дня Святой Троицы
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.
Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».
Молитвы праздника Святой Троицы
Тропарь Пятидесятницы
глас 8
Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Перевод:
Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак Пятидесятницы
глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Перевод:
Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Величание Пятидесятнице
Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.
Перевод:
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.
Почему храмы украшают березами?
На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. . На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем .
Источник