Мiръ
Греция периферия Фессалия Монастырь Хиландар (Афон) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:40.3400582000000014204488252289593219757080078125,»lon»:24.120711000000000012732925824820995330810546875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A5%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80_(%D0%90%D1%84%D0%BE%D0%BD)\» title=\»\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0425\u0438\u043b\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440 (\u0410\u0444\u043e\u043d)\»\u003E\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0425\u0438\u043b\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440 (\u0410\u0444\u043e\u043d)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0425\u0438\u043b\u0430\u043d\u0434\u0430\u0301\u0440»’ \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u0435\u0440\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438 4-\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e; \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0432 \u044e\u0440\u0438\u0441\u0434\u0438\u043a\u0446\u0438\u0438 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u043e\u043f\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u0430, \u043d\u043e \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0421\u0435\u0440\u0431\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c\u044e, \u044f\u0432\u043b\u044f\u044f\u0441\u044c \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0430\u0439\u0448\u0438\u0445 \u0441\u0435\u0440\u0431\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u043d\u044c»,»title»:»\u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0425\u0438\u043b\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440 (\u0410\u0444\u043e\u043d)»,»link»:»»,»lat»:40.3400582000000014204488252289593219757080078125,»lon»:24.120711000000000012732925824820995330810546875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
40.27819; 24.217071
Греция, периферия Фессалия, автономное монашеское государство Святой Горы
периферия Фессалия
Греция
Хиланда́р
занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Престольный праздник: 21 ноября (4 декабря), Введение во храм Пресвятой Богородицы.
История[править]
Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви.
Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры.
В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).
Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.
Соборный храм Хиландара был построен в начале XIII века, на месте и с учётом архитектурных особенностей и пропорций кафоликона, существовавшего здесь в X веке, т.е. в начальный период жизни монастыря. Он считается одним из самых красивых афонских соборов и характерным образцом храмовой архитектуры Византии. Первоначальные фрески датировались 1320 годом и принадлежали знаменитому мастеру Георгию Каллиергию из греческой провинции Македония. К сожалению, позднее храм был расписан ещё раз (1803–1804 гг.), и значительная часть древних фресок была утрачена. Деревянный иконостас кафоликона датируется 1774 годом, а некоторые иконы в нём XVI века. За ним сохранился и древний мраморный иконостас. В западной части литийного притвора можно увидеть изображение сербского царя Стефана V Уроша Милутина и его тестя византийского императора Андроника Палеолога. Там же находится хоругвь, привезённая в монастырь Александром I Обреновичем в 1896 году.
Около 1200 года была построена «башня Святого Саввы», которая в последующие годы несколько раз достраивалась. На четвёртом этаже пирга расположена часовня Иоанна Предтечи, расписанная в конце XVII века. Рядом с башней в XIV веке был построен параклис Архангелов. По соседству с фиалом, расписанным в 1847 году, находятся два кипариса, посаженные самим святым Саввой. Они несколько раз становились убежищем не только для многочисленных певчих птиц, но и для монастырских сокровищ. В минуту опасности иноки прятали там самое ценное. Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На её последнем четвёртом этаже располагается параклис св. Иоанна Рыльского, а к югу от него находится монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима.
19 февраля 2004 года в Хиландаре произошёл страшный пожар. За ночь сгорело более двух третей построек, сохранились в основном лишь те, что были заложены ещё самим святителем Саввой. Сгорел и обширный архондарик. Приходящий в Хиландар может приложиться к иконе Божией Матери «Троеручица», может даже попасть и на трапезу, но рассчитывать на ночлег можно не всегда. Работы по восстановлению обители продолжаются: большую помощь Хиландару оказало сербское правительство и многие организации и частные лица из Греции, Сербии и других стран.
В 1979 года в Хиландаре был открыт двухэтажный музей, включающий в себя экспонаты из монастырской ризницы, библиотеки и архива. Одно из главных сокровищ – царские врата, современные основателю монастыря Георгию Хиландару. Широко известна мозаичная икона Одигитрии XII века, большой интерес представляют и другие уникальные сокровища, хранящиеся в музее.
Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке).
Святыни монастыря
Соборный храм Хиландара удивляет своей коллекцией чудотворных икон Божией Матери. Самой известной является «Троеручица», стоящая на игуменском месте в обители и являющая настоятельство Богородицы над монастырем.
Также обитель хранит и древнюю лозу, поднявшуюся из земли там, где был погребен Симеон Мироточивый. Сейчас внешний вид лозы оставляет желать лучшего, тем не менее она цветет и плодоносит, ее плоды выступают в качестве лекарства от болезней и бесплодия. Собранный с нее виноград высушивают и передают паломникам, которые приезжают молиться о продолжении потомства.
Говоря о святынях монастыря, нельзя забывать о фрагментах даров волхвов Младенцу Христу, к ним же относятся орудия страстей Господних, частицы Истинного Креста Господня, ряд мощей. Алтарь собора стал хранилищем Евангелия, для создания его листов была использована белая кожа, все надписи сделаны золотыми буквами.
© Максим Ершов
Святыни[править]
В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело прп. Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.
В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.
Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.
В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.
В монастыре хранится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница».
Достопримечательности обители
Облик монастыря удивляет его гостей явными балканскими чертами: внушительные здания-башни имеют узкие окна и ярус декоративных каменных бело-красных арок, будто перенесенных сюда прямиком из горных обителей Сербии. Жилой корпус украшают белые и красные террасы из дерева, так похожие на караван-сараи Балкан из средних веков.
История главного собора монастыря идет с XIV века, в свое время его освятили в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Его многоярусная архитектура имеет ряд балканских и византийских черт, это приближает его к классическим базиликам Константинополя. Интерьер поражает великолепными фресками: они достаточно современные и имеют тщательную проработку деталей, их появление относят к началу XIX века. Вход в алтарь закрыт панелью из резного дерева, за ней расположился старинный мраморный экран. Тут же доступна к осмотру и чаша для святой воды, изготовленная в XVIII веке.
Территория обители насчитывает 11 малых церквей, в них хранится огромное количество реликвий, в число которых входят жезл с крышкой гробницы святого Саввы, здесь же туристы могут полюбоваться древом его виноградной лозы, плоды которой лечили женское бесплодие, частицами Животворящего Креста Господня, терновым венцом и пеленой Христа, а также частицами мощей Иоанна Предтечи и пророка Исайи. Музей обители хранит ряд церковных одеяний и кресел, украшенных перламутром. Хиландарский монастырь обладает великолепной сокровищницей и библиотекой, имеющей богатейшее собрание, оно может похвастаться 800 славянскими манускриптами, пергаментными рукописями с церковными текстами и музыкой, а также 7 тысячами книжных изданий.
Монастырская башня, © Максим Ершов
Немного истории
Монастырь был основан в 1198 г. сербским правителем Стефаном Неманой и его сыном Растко, принявшими постриг под именами Симеона и Саввы и впоследствии ставшими одними из самых почитаемых сербских святых. Изначально Хиландар подчинялся монастырю Ватопед, но позже получил самостоятельность и, в свою очередь, принял в состав семь других обителей. Солидная финансовая поддержка сербских князей обеспечила монастырю безбедное существование даже в тяжелые годы турецкой оккупации. Увы, пожары не щадили обитель: она горела дважды, вследствие чего приток монахов ощутимо уменьшился. Тем не менее, сегодня это один из самых ухоженных, оживленных и гостеприимных монастырей Афона с братией из порядка 70 монахов.
В Хиландаре хранится древо виноградной лозы святого Саввы, плоды которой исцеляли от женского бесплодия.
Хиландарский монастырь на святой горе Афон длительное время процветал
Начиная с 1293 года Хиландарский монастырь начал процветать. Произошло это его второму ктитору сербскому королю Стефану Урошу. Из стен обители постоянно выходили боголюбивые сербские патриархи и епископы.
Иноки обители славились своей духовной мудростью. Сербские цари всегда много жертвовали находящемуся на Афоне Хиландару. Переводы с греческого языка на славянский написанной здесь духовной литературы, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.
Король Урош III. Литография Анастаса Йовановича. С имнем сербского короля Урош III связывается длительный период процветания афонского монастыря Хиландар. Фото: upload.wikimedia.org
С падением Византийской империи многие монастыри потеряли своих благотворителей. Хиландар же процветал даже во времена турецкого владычества. Даже в сложных условиях обитель поддерживала стабильное существование.
Стоит отметить, что много раз прот избирался из сербских монахов, состоящих в его братии. Это указывает на значение Хиландарского монастыря на Святой Горе.
Хиландарский монастырь стал приходить в упадок, начиная с XVII века.
В упадок монастырь стал приходить, начиная лишь с XVII века. В это время турки упразднили сербское автономное правление и заставили страну починяться Вселенскому патриарху. Он стал исполнять в стране функции как духовного, так и светского правителя христианских подданных Османской империи.
Восстановился же монастырь благодаря благочестивым купцам из Венеции, а также пожертвованиям от болгар. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским.
Вводная часть
Богоносные и преподобные, и преблаженные Отцы наши, светила вселенной, земные Ангелы и небесные человеки, изначала научились монашескому житию из предания Святого Духа. Поэтому они были просвещены благодатию Божией и, вселив Христа в свои прекрасные души, ради чистой своей жизни показали победу над дьяволом. Будучи распаляемы многими его искушениями и одолев их, они просияли ярче солнца и убелились яснее снега, и, расправив мысленные крылья из невещественного золота, взлетели как парящие в небе орлы, чтобы совершить восхождение к Изрекшему: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37) «от источника воды живой» (Откр.21:6). И еще: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Кто любит жену, или детей, или ниву, или имения более Меня, не достоин Меня.
Слушая это, надо оставить все и идти вослед Его заповедей, взяв крест, последовать Христу и учить делом презирать вещи плотские и как пекутся о душе, вещи бессмертной (Мф.10:38). Взыскивающие Его идут за Ним, Сказавшим: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф.11:28–30).
И опять, называя блаженными нищих духом, Он обещает, что они увидят лицо Его; алчущим и жаждущим Он обещает, что они насытятся, а плачущим – утешение бесконечное (Мф.5:3–6). Желая этого, они идут за сладким и добрым Пастырем и Учителем Христом, страдают ради Него и терпят многие муки, дабы принять совершенные венцы на небесах. Они заживо распинаются, отвергая свою волю, заклав себя добровольно Заклавшемуся нас ради; они оставили все, что в мире, говоря друг другу: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей, и мир проходит, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15, 2:17).
Поэтому и я, грешный и ленивый и последний из всех монах Савва, умоляю, припадая, и вопию: братия мои и отцы, уподобимся тем прекрасным купцам, купившим себе пречудную вещь, ибо они отдали все свое имение и купили единственную бесценную жемчужину – Христа (Мф.13:45). Поревнуйте мудрым девам, наполнившим свои светильники елеем и готовым выйти в радости к своему жениху (Мф.25:1). Берегите себя, о возлюбленные мои, ибо я боюсь, и трепещу, и одержим страхом: как бы кто-то из вас не остался вне врат, подобно другим пяти девам, и как бы не услышали мы тот страшный и грозный ответ: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня» (Лк.13:27). Боясь этого ответа и желая, чтобы мы услышали тот прекрасный глас: «Придите, благословенные Отца Моего…» (Мф.25:34); войдите «в радость Господа своего» (Мф.25:21), – смирим себя здесь, чтобы вознестись там, восплачем здесь, чтобы утешиться там, взалчем и возжаждем здесь, чтобы насытиться там; будем бедными здесь, чтобы там обрести милостивого Бога.
Если и найдет скорбь, то «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие…» (Иак.1:2–4). «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Ибо Он изрек: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22).
«Не обманывайтесь, братия мои» (Иак.1:16), говоря: «Если и дела не делаю, но верую, то спасусь», – ибо «и бесы веруют» в Бога (Иак.2:19). Ибо «чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то» (Иак.1:27), чтобы вы знали, что «…вера без дел мертва. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак.2:20–24).
«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим в свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:3–7). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16). «…Потому, что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том…» (1Ин.3:22–24).
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; боящийся несовершен в любви. Будем любить Его потому, что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:18–21).
«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир» (1Ин.5:1–4): вера, надежда, кротость, терпение, пост, молитва теплая со слезами. А выше всего этого – ангельская красота, смиренномудрое послушание и любовь, ради которой Сын Божий сошел к нам, а также и незлобие.
«Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Верую в Сына Божия, верую что обретете жизнь вечную и еще здесь – неоскудеваемую пищу, если сохраните то, что я, смиренный, заповедал и проповедал. Ибо это Истинный Бог и жизнь всем, и если чего попросите у Него, послушает вас (Ин.16:23).
Детки мои, внимайте и хранитесь от зла, чтобы никто не остался вне дворца! Если же, братия, кто ленив, как и я, то, обличая свою достойную порицания немощь, и жалкую леность, и тяжесть сна, однако пусть воспрянет, возлюбленные, и представит себе дары, которые Господь обещал даровать любящим Его и трудящимся ради Него.
Ибо божественный Апостол говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Ибо к этой тайне и Ангелы желают приникнуть (1Пет.1:12). И еще: «Не похожа слава этого мира на славу будущего века» (2Кор.3:10). Так же и муки мира сего – ничто по сравнению с будущими, ибо, по словам Апостола, и сам сатана дрожит от них (Иак.2:19).
Знай, возлюбленный: пострадавшим принадлежит честь и слава, а ленивым и непотребным, после телесного упокоения – вечная мука. Рассмотрев все это и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, отбросив всякую гордость и остаток злобы, «в кротости примите … слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21).
Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. А проникнувший в совершенный закон свободы и оставшийся в нем будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет (см. Иак.1:22–25). Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей.
То, в чем нуждаетесь для души и тела, вам указано, а заглядывая в этот устав, будете иметь с Богом и Помощницу, Пречистую Его Матерь, и мою, хотя и грешную, молитву с тем, чтобы, исправляясь без заблуждения, вы смогли совершить свое жительство. Останьтесь в подвигах для блага. Не уклоняйтесь «ни на десно, ни на шуе» (Притч.4:27), но по силе, кто сколько имеет, шествуйте царским путем, памятуя, что вы есть. Есть будешь от плодов трудов своих (Быт. 3:19). Блажен ты, хорошо тебе будет. Стремясь войти через узкие ворота и тесным путем, ведущим в жизнь вечную (Мф.7:13), любя друг друга, покоряясь друг другу, «друг друга бремена носите…» (Гал.6:2), единомысленно покоряясь вашему старейшине-игумену.
Но молю вас, братия мои, именем Господа нашего Иисуса Христа, хранить все заповеданное вам, молю, чтобы не было между вами распрей, но чтобы вы были совершенны в единой мысли и воле (1Кор.1:10), совершая свою куплю, как прекрасные купцы (Мф.13:46), поминая в ваших преподобнических молитвах в Бозе почившего отца нашего и наставника Симеона-монаха, не забывая и о моем недостоинстве.
Истину говорим вам во Христе: поступая так и слушая меня, непостыдными явитесь на Страшном Суде и примете вечные блага. Благодать и мир Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа будет во веки со всеми вами. Аминь, (ср. 2Кор.13:13).
Православные празднуют Собор преподобных отцов Хилендарского монастыря 13 июня
Православные церкви, в том числе и Русская Православная Церковь, чтут Собор преподобных отцов Хиландарского монастыря. Это сербские святые, прошедшие иноческую школу в Хиландаре. Их память празднуется 13 июля.
Собор Афонских святых. XVIII век. В состав Афонских святых входят и преподобные отцы Хиландарского монастыря. Православные церкви чтут их память 13 июля. Фото: drevo-info.ru
В Собор входят:
- Прп. Симеон Мироточивый, один из основателей Хиландара (+ 1200, память 13 февраля, 3 ноября).
- Свт. Савва I, 1-й архиеп. Сербский (+ 1237, память 12 января, 6 мая).
- Свт. Арсений I, архиеп. Сербский (+ 1266, память 28 октября).
- Свт. Савва II (Неманич), архиеп. Сербский (+ 1271, память 8 февраля).
- Свт. Иоанникий I, архиеп. Сербский (+ 1279, память 28 мая).
- Свт. Евстафий I, архиеп. Сербский (ок. 1285, память 4 января).
- Свт. Савва III, архиеп. Сербский (+ 1316, память 26 июля).
- Свт. Никодим, архиеп. Сербский (+ 1323/25, память 11 мая).
- Свт Даниил II, архиеп. Сербский (+ 1338, память 20 декабря).
- Свт. Ефрем, патр. Сербский (+ 1400, память 15 июня).
- Свт. Киприан, митр. Киевский (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября).
- Прп. Нектарий Битольский(+ 1500, память 5 декабря, 15 декабря).
- Прп. Рафаил Банатский (+ ок. 1590, память 16 августа).
- Свт. Василий Острожский (+ 1671, память 29 апреля).
- Прмч. Дамаскин Габровский, игумен (+ 1771, память 16 января).
- Прмч. Онуфрий Хиосский, схимонах (+ 1818, память 4 января).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Как добраться до монастыря Хиландар в Уранополисе
Добраться до места можно при помощи парома, следующего из Уранополиса или Дафни в сторону пристани обители. От пристани паломники могут уехать на монастырской машине, которая приезжает туда специально ко времени прибытия парома.
Путешественники могут пройтись пешком от монастыря Есфигмен, весь путь займет около 40 минут, от монастыря Зограф дойти получится за 2,5 часа, монастырь Ватопед же более всего удален от Хиландара, от него пешая дорога займет 4 часа.
При желании можно воспользоваться службой такси Uber.