Связи Руси с Афоном при святителе Киприане (Цамблаке) Киевском и их влияние на особенности почитания Святой Троицы

На протяжении всего XIV века, сопровождавшегося неисчислимыми тяготами татаро-монгольского ига, единственным высшим церковным иерархом, не подчинившимся власти Золотой орды, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Посвятив свою жизнь служению Богу и стяжав венец святости, он вошел в отечественную историю как видный политический деятель своей эпохи, писатель, переводчик и редактор.

Ранний период жизни будущего святого

О детстве и отрочестве митрополита Киприана известно крайне мало, и большая часть биографического материала этого периода построена на гипотезах, имеющих под собой весьма шаткие основания. Так, предполагается, что родился он около 1330 года в столице Второго Болгарского царства – городе Тырнове. Бытует мнение и о том, что по своему происхождению он являлся отпрыском древнего боярского рода Цамблаков, что тоже не подтверждено документально.

Неизвестен и год принятия им иноческого пострига, предполагается лишь, что это событие произошло в Килифаревском монастыре, доныне являющемся крупнейшим духовным центром Болгарии. Тем не менее сохранились сведения о том, что в 1363 году Киприан покинул обитель, и вместе со своим духовником, преподобным Феодосием, и еще тремя иноками отправился сначала в Константинополь, а затем на Афон, где подвизался в одном из его монастырей.

На процесс духовного становления будущего московского митрополита Киприана оказало большое влияние знакомство и продолжительное общение с Константинопольским патриархом Филофеем Коккином, у которого он служил в качестве келейника. Под его руководством он усвоил основные навыки аскетизма и приобщился к постоянной внутренней молитве.

Митрополит Киприан

Митрополит Киевский и всея Руси – 1379, 1389–1406 гг.

Митрополит Киприан (ок. 1330 — 16 сентября 1406) — митрополит Киевский, Русский и Литовский (1375—1380), митрополит Малой Руси и Литвы (1380—1389), митрополит Киевский и всея Руси (1389—1406), единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Почитается в Русской православной церкви в лике святителей. Святитель Киприан родился около 1330 года в городе Тырново, столице Второго Болгарского царства. Предполагают его принадлежность боярскому болгарскому роду Цамблаков, однако единственное основание для такого утверждения содержится в «Слове надгробном митрополиту Киприану», написанном Григорием Цамблаком: «Брат бяше нашему отцю». Эту фразу считают достаточным основанием, чтобы считать Киприана принадлежащим этому знатному роду. Однако из контекста самого документа трудно сказать, что имел в виду автор, называя его «братом нашего отца». Полный текст звучит так: «…Понеже и отец ваш, иж плачю вам предлежит вина, брат бяше нашему отцю». Очевидно, имеется в виду всё же духовное родство Киприана с болгарским патриархом Евфимием Тырновским. Год пострижения Киприана — неизвестен. Предполагают, что монашеский путь христианского служения он начал в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского. Не оставляет сомнения его близость с учеником преподобного Феодосия и будущим патриархом Болгарии килифариевским пострижеником святым Евфимием Тырновским. По всей видимости, Киприан довольно рано оставил Болгарию и уехал сначала в Константинополь, а затем — на Афон, где подвизался в одном из афонских монастырей. Сырку делает предположение, что в Константинополь он прибыл вместе со своим учителем, преподобным Феодосием, в числе четырёх сопровождавших его учеников, среди которых был и Евфимий, то есть в 1363 году. В Византии Киприан сблизился с другим видным представителем исихазма, Филофеем Коккином — константинопольским патриархом в 1354—1355 и 1364—1376 годах. Был его келейником и выполнял при нём обязанности апокрисиария…

Киприан Киевский

12 февраля 1378 года умер митрополит Алексий. Согласно соборному постановлению, Киприан должен был распространить свои полномочия на всю митрополию. 3 июня из Любутска он пишет игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому о намерении прибыть в Москву. Однако волей великого князя Дмитрия Ивановича в Москву он допущен не был и, более того, ограблен и после краткого заключения с позором выдворен за пределы княжества. Киприан поспешил под защиту Дмитрия и Владимира Ольгердовичей и 23 июня написал второе послание игуменам Сергию и Феодору, в котором доказывал недопустимость поставления митрополита «по завещанию» и предал князя Дмитрия Ивановича анафеме. В феврале Киприан отправился за «своей правдой» в Константинополь. Путь его лежал через Болгарию, где он был тепло встречен болгарским патриархом Евфимием и населением Тырново. В апреле-мае 1379 года прибыл в Константинополь. Здесь он стал свидетелем происходившего в столице империи нового переворота, а также участником собора, осудившего и низложившего патриарха Макария. В июле Киприан участвовал в заседании Синода и 6 октября 1379 года как митрополит всея Руси подписал постановление патриархата.
Митрополит Михаил (Митяй)
. Ещё при жизни святителя Алексия в Москве искали альтернативу опальному митрополиту. И таким угодным придворным кругам кандидатом стал духовник великого князя «белый» священник, известный под именем Митяй. К досаде этого скорее светского человека его постригли с именем Михаил и тут же поставили архимандритом Спасского монастыря, что вызвало глухой протест монашествующих. Вскоре после смерти митрополита Алексия Митяй занял митрополичьи палаты и облачился в митрополичьи ризы. Однако попытка поставить его на кафедру с титулом митрополита «Великой Руси» помимо Константинопольского патриарха натолкнулось на резкий протест епископа Суздальского Дионисия. Резонное замечание Дионисия, что такой митрополит будет незаконен, вынудило Митяя отправиться в Константинополь. На поставление в Константинополь Митяй отправился через Сарай, где заручился поддержкой правившего ордой темника Мамая. Летом же 1379 года в Константинополь тайно от великого князя, с целью помешать возведению Митяя в митрополиты отправился и Дионисий Суздальский. Но пока наречённый митрополит добирался в империю, в Константинополе опять сменилась власть. Свергнутые император Иоанн V и его второй сын Мануил, сумев бежать из-под стражи, при помощи венецианцев и эмира Мурада I вернули себе Константинополь. Однако боярскому кандидату на митрополию ступить на константинопольский берег так и не удалось: 29 сентября Михаил-Митяй умер на константинопольском рейде. Несостоявшегося митрополита похоронили в Галате, районе столицы, принадлежавшем генуэзцам, у которых в это время находит убежище и свергнутый император Андроник.
Митрополит Пимен
. Несмотря на смерть своего претендента, сопровождающая его свита решила, используя подписанные великим князем пустые «хартии», добиться поставления митрополита из своих рядов. Заняв у генуэзцев значительную сумму, посольство добилось от нового патриарха Нила поставления игумена переславльского монастыря Пимена митрополитом Киевским и Великой Руси. Киприан же, который в соборном акте характеризуется не иначе как «второй Роман», был осужден, но оставлен митрополитом Литвы и Малой Руси, с тем условием, что по его смерти Пимен распространит свою власть и на западные епархии. Великий князь не захотел признать Пимена митрополитом. Когда Пимен со своей свитой приблизился к Коломне, великий князь приказал его схватить и отправить в Чухлому, где Пимен пробыл в заточении целый год, затем его перевели в Тверь. Константинопольский патриарх не раз писал великому князю и убеждал его принять Пимена на Москву, а Киприана удалить. В 1381 году Киприан устанавливает почитание святому благоверному князю Александру Невскому. В 1382 году произошла ссора великого князя с Киприаном, князь удалил его от митрополии. Киприан был удален из Москвы, а Пимен возвращен из ссылки и занял престол митрополии всея Руси. Вместе с Киприаном в Литву отправился и игумен Серпуховского Высоцкого монастыря Афанасий. Через несколько месяцев был избран новый кандидат на митрополию — суздальский архиепископ Дионисий. Пимен, однако, продолжал служить, во Владимире он посвятил Стефана Храпа в Пермь и Феогноста в Рязань.
Митрополит Дионисий
, с 1383 по 1385 гг. Архиепископ Суздальский Дионисий и племянник преподобного Сергия Феодор Симоновский повели против Пимена непримиримую борьбу. По сообщению Троицкой летописи в июне 1383 года архиепископ Дионисий вместе с игуменом Феодором направляются великим князем в Константинополь для решения вопросов «о управленьи митропольи Русския». Посылая Дионисия в Царьград, князь своими грамотами просил патриарха поставить Дионисия на русскую митрополию, а на Пимена написал многие обвинения. Патриарх исполнил просьбу великого князя, поставив Дионисия митрополитом Киевским и всея Руси, а для суда над Пименом отправил в Россию двух своих митрополитов, которые прибыли в Москву зимой 1384 года. Разобрав дело Пимена, они нашли его виновным и объявили низверженным. Возвращаясь в Москву через Киев, Дионисий был задержан литовским князем Владимиром Ольгердовичем, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь киевский, подражая ему, задерживает Дионисия. Иоанн Мейендорф вполне обосновано предполагает, что Дионисий, оставшись пока в прежнем сане, должен был до соборного решения временно управлять митрополией. Только после этого, не нарушая на этот раз канонов, его можно было поставить митрополитом. Находясь в заключении, св. Дионисий проводил время в молитвах и сердечном сокрушении. 26 июня 1385 года митрополит Дионисий скончался и был похоронен в Киево-Печерском монастыре. Очередная смена патриарха в Константинополе в феврале 1389 года положительно сказалась на судьбе Киприана: новым патриархом стал Антоний, давний его сторонник. Поэтому восстановление Киприана в статусе митрополита Киевского и всея Руси прошло стремительно, уже в феврале. Пимен был низложен. В соборном определении утверждалось единство митрополии «впредь во все веки», и подчёркивалась особенная заинтересованность в этом императора, «оберегателя и защитника права и пользы». Киприан должен оставаться на митрополии до конца своей жизни. А 19 мая умер великий князь Дмитрий. Пимен 13 апреля вновь отправился в Константинополь искать «своей правды», но, пережив многие неприятности в Константинополе и уклонившись от соборного суда, умер в Халкидоне. Похоронен он был, как и Митяй, в Галате, на контролируемой генуэзцами территории. В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву Боголюбивую икону Божией Матери вместе с Владимирской иконой для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы Пречистая Богородица – явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. А Владимиру была предана точная копия иконы Владимировской Божией Матери, написанная рукою митрополита Петра. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка.

«Сретение Владимирской иконы». XV век

В начале XV столетия митрополит чаще жил в подмосковном селе Голенищево, занимался там книжной деятельностью. В 1404—1405 годах был в Литве и присутствовал при встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе. В январе 1406 года вернулся в Москву. За четыре дня до смерти Киприан продиктовал Духовную грамоту, которую велел прочесть при своем погребении. Почил 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и предано земле в Успенском соборе Кремля. «Митрополит этот, описавший жития своих предместников Петра и Алексия, был ревностным собирателем летописей нового своего отечества, которые дошли до нас под именем Степенных книг. В Покровском уезде Владимирской губернии, верстах в 90 или во 100 от г. Владимира, находится погост Сенег или Сенеж — место самое пустынное, окруженное лесами, озерами и болотами. Здесь был любимый приют Митрополита Киприана, где он на озере Святе основал и церковь во имя Преображения Господня (Плат. Ист. ч. 1. стр. 268) и где предавался ученым занятиям. Скончался в старости 16 Сентября 1407 года в селе Голенищеве близь Москвы. Но за четыре дня до кончины своей Киприан написал ту трогательную и поучительную грамоту, которая по завещанию его, быв прочитана при гробе его, читана была после при гробах и других Иерархов и клалась с ними в гроб. Список с нее помещается здесь. «Во имя Святыя и Живоначальныя Троицы. Аз грешный, смиренный Киприан, Митрополит Киевский и всея России, смотрих, яко постиже мя старость, впадох бо в частыя и различныя болезни, ими же ныне содержим есмь, человеколюбием от Бога казним грехов моих ради болезням на мя умножившимся ныне, яко же иногда никогда же: что же ми возвещают ино, разве смерть, и страшный Спасов суд! Достойно разсудих, яко же в завещании некая потребная отчасти писанием сим изъявити. Первое убо исповедую Святую, Богом преданную Апостольскую веру и православие, истинное благочестие во Святую Троицу, и прочая священная Апостольская повеления Святыя Божия Церкви, предания цела и неподвижима Того благодатию соблюдати, якоже исповеданием моим написано, еже предах, внегда в начале Святительства рукополагахся по обычаю и уставу Апостольскому и Святых Отец Божественных повелений. Яко убо от Бога Апостоли поставлени сущии и Святители от Апостол поставлени Апостольскии наследницы суще и по тех Апостоли Святителей наставляху по Богопреданному Апостольскому уставу; сицеж и мене грешного Духа Святаго благодать по уставу Святых Апостол и священных правил, посвятил своим священным Архиереем Патриархом Вселенским и при благочестивом Царе Константиноградстем православнейшем. И елицы отъидут от жития сего по моем преставлении, и елицы еще живы суть, всем вкупе подаю о Святем Дусе чистое прощение. К сим же и Святейшим Вселенским Патриархом, прежде преставлышимся и еще живущим, також и Священнейшим Митрополитам преставльшимся и еще живущим даю обычную любовь и последнее конечное целование и прощение и сам тогожде прошу от них получить. Благородному и Христолюбивому во Святем Дусе возлюбленному сыну Великому Князю Василью Дмитриевичу всея России, даю мир и благословение и последнее целование, и с его материю и с его братиею и его Княгинею и с его детьми и их Княгинями и их детьми; також и всем Великим Князям Русским даю мир и благословение и последнее целование и с их Княгинями и с их детьми; також всем Князем местным с Княгинями и с детьми оставляю мир и благословение. Також и Боголюбивым Епископам, сущим под пределом нашея Церкви в Руской Митрополии, прежде преставлышимся и еще живым сущим, даю прощение и благословение и любовь; а от них прошу тогож и сам получити. Священником же, Священному чину, и елицы у престола Господня служат, всем даю прощение и благословение и любовь. Благочестивым же Князем малым и великим, и всем прочим прежде преставльшимся в летех наших також даю прощение и благословение и молюся Господу Богу да простит им вся согрешения, елика и тии, яко человецы, согрешиша. Бояром же великим и меньшим с женами и с детьми их и всему Христианскому народу оставляю мир и благословение; Иноком же всем вкупе, елицы в различных местах живут и всему причту церковному мир оставляю и благословение. Аще ли же на кого епитимию возложих невниманием, или благословною виною, а не будет поискал разрешения и в том забвении учинилась смерть, или кого учил, а ослушался, всех имею о Святем Дусе разрешенными, прощенными, и благословенными и молюсь человеколюбцу Богу, да отпустит им. Понеже сочтох лета своя, отнележе в Митрополиты поставлен бых и обретеся числом яко тридесятое лето течет к проходящему месяцу Декемврию в 2 день; и толиким летом прошедшим аще кто будет пороптал на мя, или паки возстал явно от Епископского сана, или кто от мирских совокупился будет с ними, и елицы от них познашась и пришедше ко мне исповедаша и прияша прощение и разрешение, прощени суть и благословени от того часа, и да невменит им Господь Бог во грех, но да отпустит им. А елицы или стыдясь меня, или в забытие приидоша, и в небрежение положиша, или опасаясь меня, или за скудость их ума или ожесточившися вражиим наветом, всяк иже есть от священных, или от инок, или мирстии мужеск пол и женск, да будут пpощены и благословлены, и да невменится им в грех: зане то мое есть, и в мене преткнушась, и моея области то разрешити. Елицы же возлюбиша нас и помиловаша нас Господа ради в нуждах наших и в путех и в различных землях Христоименитии людие, Вельможа, Бояре, мужи и жены да будут и тии прощены и благословены и помилованы от Бога человеколюбца, да воздаст ти Господь по сердцу их. Душу свою и дои Святыя Богородицы приказываю о Святем Дусе возлюбленному сыну, Великому Князю Василию Дмитриевичу всея России, како ея попечалует; також и бояр своих и слуг своих и молодых людей от мала до велика, как пожалует и поблюдет. И сице предаю всем прощение, и благодать и мир от Господа Бога нашего Иисуса Христа со всеми вами и мое благословение и от всех того же прошу. Пиcaнa сия грамота у трех Святителей (на Голенищеве) месяца Сентября 12 дня, Индикта 15; а не подписал есмь немощи ради своея» (Памятники древности во Владимире Кляземском.Сочинение В. Доброхотова. 1849.).
Владимирский период:
Максим, Пётр.
Московский период:
Феогност (1328-1353), Алексий (1354—1378), Михаил (Митяй), Пимен, Дионисий (1383 – 1385), Киприан (1389-1407), Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона

Copyright © 2021 Любовь безусловная

Противостояние Московского и Литовского княжества

Из жизнеописания митрополита Киприана явствует, что дальнейшая его судьба была во многом определена политическими процессами, протекавшими в пределах Древнерусского государства, поэтому на них следует остановиться подробнее. Известно, что вторая половина XIV века была наполнена борьбой Московского и Литовского княжеств за объединение под своей властью всех русских земель, в том числе и тех, которые формально принадлежали Венгрии, Польше и Молдавии.

Это вызывало серьезную озабоченность со стороны Константинопольского патриарха, стремившегося всеми силами сохранить подконтрольную ему Киевскую митрополию, которая в сложившейся обстановке оказалась разделенной между враждующими княжествами. Заняв промосковскую позицию и выражая поддержку митрополиту Алексию, он спровоцировал литовского правителя князя Ольгерда прибегнуть к угрозе обращения в католичество всех православных, живущих на его землях.

Желая примирить враждующие стороны и сохранить единство Киевской митрополии, предстоятель Константинопольской церкви направил, согласно данным летописи, митрополита Киприана (тогда еще своего келейника) в Литву для поисков путей примирения князя Ольгерда с московскими правителями, как духовными, так и светскими. Это была чрезвычайно сложная дипломатическая миссия, которую он сумел блестяще выполнить.

Посланник Вселенского патриарха

Благодаря проведенным им переговорам с русскими и литовским князьями, на которых Киприан выступал не от себя лично, а как представитель Константинопольского, то есть Вселенского патриарха (эти титулы тождественны и до настоящего времени), удалось осуществить ряд мер, позволивших найти приемлемое для обеих сторон решение. Более того, в результате его деятельности сложилась возглавляемая Москвой общерусская коалиция, а Литва приняла участие в набиравшем силу антитатарском движении.

В ходе своей дипломатической поездки по русским княжествам будущий митрополит Киприан встречался со многими выдающимися религиозными и общественными деятелями той эпохи, одним из которых был преподобный Сергий Радонежский. С ним он познакомился, когда сопровождал митрополита Московского Алексия – фактического правителя государства, в его поездке в Переславль-Залесский. Побывал он и в скитах весьма близких ему по духу северных монахов.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственною благода́тию соверше́н/ и благи́ми нра́вы украше́н,/ Ду́хом Святы́м просвеще́н,/ соверши́в святы́ню в стра́се Бо́жии,/ сподо́блен бы́сть благода́ти Боже́ственнаго Ду́ха,/ пасы́й Це́рковь Бо́жию Ру́сския митропо́лии,/ посто́м вся́ побора́я, волне́ние претерпе́, гоне́ние премину́в,/ свята́го Петра́ митрополи́та всегда́ себе́ в по́мощь призыва́я,/ и сего́ помо́щника име́я,/ и того́ стопа́м после́дуя./ Служи́тель благоприя́тный,/ за́поведи Бо́жия соблюда́я, Ду́хом Бо́жиим наставля́ем,/ просвеща́я ве́рныя лю́ди уче́нием слове́с твои́х,/ поще́нием украси́ житие́ свое́,/ яре́м Госпо́день измла́да восприи́м,/ и па́че все́х Христа́ возлюби́./ Того́ ра́ди и архиере́йским седа́лищем поч­те́н,/ и, я́ко светоза́рное со́лнце, от Се́рбския земли́ происше́д,/ и по вся́ концы́ Ру́сския земли́ доброде́телию просия́в,/ свети́ло яви́ся ми́рови,/ и преста́вися ко Го́споду от сея́ жи́зни в ве́чный поко́й,/ вели́кий архиере́ю Бо́жий, Киприа́не митрополи́те,/ учи́телю и наста́вниче Ру́сския земли́,/ всегда́ предстоя́ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,/ моли́ Го́спода приле́жно/ об архиере́ех и о все́х христиа́нех,// да спасе́т тебе́ ра́ди ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4

Правосла́вия учи́телю,/ просвеще́ния ревни́телю,/ красото́ бо́лгарския страны́/ и Руси́ достосла́вный свети́льниче,/ святи́телю о́тче на́ш Киприа́не,/ моли́ Христа́ Бо́га// сохрани́ти на́м ве́ру до сконча́ния ве́ка.

Кондак, глас 2

Необори́мь сто́лп Правосла́вия,/ ве́ре Христо́ве утвержде́ние,/ це́рквам украси́тель, прему́дрый учи́тель,/ се́рбское воспита́ние, ру́сское процвете́ние,/ Госпо́днею любо́вию распала́емь,/ Ду́ху Пресвято́му до́м яви́ся/ и ду́шу, я́ко же́ртву непоро́чну, Го́сподеви принесе́,/ досточу́дне и всече́стне Киприа́не, святи́телю Христо́в,/ Сего́ ра́ди всели́ся в широту́ ра́йскую,/ предстоя́ Христу́ в ли́це святы́х,/ Ему́же моли́ся и спаса́й гра́д и лю́ди от пога́ных нахожде́ния,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, о́тче Киприа́не, учи́телю прему́дрый.

Ин кондак, глас 6

Святи́телю Христо́в,/ па́стырю до́брый,/ учи́телю Небе́сныя му́дрости,/ свети́льниче све́та духо́внаго,/ Киприа́не досточу́дне,/ не преста́й моли́тися за па́ству свою́,/ за лю́бящих и чту́щих тя́,// гра́да на́шего кре́пкий засту́пниче.

Отвергнутый митрополит

Однако мир, установившийся благодаря стараниям Киприана, оказался непрочным. Очень скоро Тверской князь Михаил выдвинул претензии на верховенство и вынудил Москву к ответным действиям. Развалу коалиции русских земель во многом способствовали и иноземцы, в частности представители коммерческих кругов Генуи, заинтересованные в усилении Орды и насаждавшие повсюду антимосковские настроения. В довершение бед литовский князь Ольгерд отказался от взятых на себя ранее обязательств и открыто выступил против Москвы.

В этих условиях Константинопольский патриарх Фелофий рукоположил своего верного слугу Киприана митрополитом Киевским и Литовским и постановил после смерти митрополита Алексия сделать его главой всей Русской Церкви. Это было весьма некорректным решением, поскольку при жизни митрополита Алексия Киприан назначался на уже занятую им кафедру.

Плоды патриаршей неосмотрительности сказались в самом скором времени − ни в Киеве, ни во Владимире, ни в самой Москве полномочия его ставленника признаны не были. Даже после кончины митрополита Алексия, последовавшей в 1378 году, владыка Киприан не смог занять его место, отвергнутый большинством церковных иерархов.

Дмитрий Донской, меж двух митрополитов.

Летом 1378 г митрополит Киевский и всея Руси Киприан прибыл в Москву с целью занять свою кафедру в связи со смертью митрополита Алексия . Но великий князь Дмитрий Иванович Киприана в Москву не пустил, так как место было занято, на митрополичьем столе уже воссел его духовник Митяй. Мало того Киприан и его свита были ограблены и подвергнуты боярином Никпфором большим бесчестиям. Отвергнутый Киприан в ярости пишет игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому гневное письмо заканчивающееся словами «Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, — силою благодати, данной мне от пресвятой и живоначалыюй троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословенны мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов!» Прежний глава Рисской церкви Алексий был весьма деятельным и обладал огромным влиянием как в орде так и в западно-восточных княжествах . Но православная паства на поглощенной Великим Княжеством Литовским южной и западной Руси оставалась без его надзора. Литовские князья никак не хотели промосковского митрополита.
Притом Великое Княжество Литовское граничило с Московским и Рязанским княжествами, и большая часть населения его было православной. Алексий пытался подчинить тамошнее духовенство и даже прибыл с этой целью в Киев, но был брошен в темницу по приказу великого князя Ольгерда и только через два года спасся бегством. Ольгерд стремился поставить во главе православной церкви своего ставленника и это ему удалось. Еще при живом Алексии патриарх константинопольский Филофей рукоположил митрополитом всея Руси Киприана. Стоявший во главе церкви на Руси двадцать четыре года Алексей хоть и был святым чудотворцем но смерть настигла и его. узнав о кончине конкурента Киприан направился в Москву. Но Дмитрий Иванович, стремившийся к авторитарному правлению, делить власть с церковными иерархами не хотел. Митрополитом он самовольно поставил своего духовника Митяя, а Киприан получил отворот поворот. Для утверждения Митяя в Москве был созван собор епископов. Но епископ Дионисий Суздальский не желавший видеть монаха чернеца Митяя в столь высоком сане. Заявил о незаконности поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха. Князь был вынужден отправить своего любимца к патриарху. Долбится от патриарха Нила рукоположения Митяя, можно было, только выкупив для него этот сан. И Дмитрий, опасаясь, что литовские князья перекупят патриарха, вручил Митяю чистые княжеские хартии с печатью, куда можно было вписать вознаграждение. Но до патриархии Митяй не доплыл. Он умер на корабле в шаге от триумфа и его место во главе делегации занял некий Пимен. И вместо ожидаемого Митяя в Москву прибыл митрополит всея Руси Пимен. Но напрасно новоиспеченный первосвятитель ждал, что Дмитрий Иванович встретит его с распростертыми объятьями. Толи не приглянулся ему Пимен, а может сижком много княжеского добра патриарху наобещал или же не поверил Дмитрий в естественную смерть своего товарища и сподвижника Митяя. Да только изгнал великий князь Пимена, предпочтя вернуть в Москву своего врага Киприана. Только ужиться в месте двум столь сильным и независимым личностям не получилось, и Дмитрий вскоре сменил Киприана на Пимина. После смерть Дмитрия Ивановича Донского при его сыне князе Василии Киприан занял кафедру в Москве и оставался на ней до самой смерти. Он осуществил свою цель и объединил все Русское православие под властью единого митрополита, что стало еще одним огромным шагом к возвышению Москвы.

В великокняжеской немилости

Тем не менее после длительной и изнуряющей борьбы, в которую были вовлечены светские и духовные власти всех уровней, ему мало-помалу удалось отвоевать свои позиции. Что же касается членов епископата, то в их глазах он поднял собственный авторитет, добившись возвращения Церкви земель, незаконно отнятых у нее боярами.

Однако, Московская кафедра для него оставалась по-прежнему недосягаемой, главным образом за счет противодействий со стороны Великого князя Дмитрия Ивановича (Донского), прочившего на эту должность своего ставленника – митрополита Митяя. Тот отправился в Константинополь за получением благословения от Вселенского патриарха, но по дороге скончался при невыясненных обстоятельствах.

Во главе Московской митрополии

Преодолеть негативное к себе отношение со стороны Великого князя Московского Дмитрия Ивановича и представителей высшего духовенства Киприану помогла во многом изменившаяся к концу 70-х годов внутриполитическая обстановка в государстве. От пассивного подчинения Золотой Орде Русь перешла к активному сопротивлению, результатом которого в 1380 году стала знаменитая Куликовская битва.

В этот период попали в опалу и были казнены многие бояре и духовные лица, пытавшиеся проводить протатарскую линию, и одновременно с этим возвышены те, кто выступал за свержение ненавистного ига. К их числу относился и митрополит Киприан. В грамоте, направленной псковскому князю Андрею Ольгердовичу и его брату Димитрию, он благословлял их на борьбу с Ордой. Об этом стало известно Великому князю, и вскоре после победы в Куликовском сражении он предложил Киприану занять вакантное место главы Московской митрополии.

Поднявшись на высшую ступень церковной власти, он прежде всего озаботился упрочением памяти тех, кто в прежние времена успешно потрудился на благо отечества. Так получило известность составленное Киприаном «Житие митрополита Петра» − первого из предстоятелей Русской Церкви, избравшего местом своего пребывания Москву и тем самым способствовавшего ее возвышению среди прочих городов. Установил он и почитание еще не канонизированного в то время князя Александра Невского.

Новый поворот событий

Последующий период в жизни митрополита Московского Киприана принес ему много душевных мук и переживаний, которые, так же как и его неожиданный взлет, явились следствием изменившейся внутригосударственной обстановки. В 1382 году татарский хан Тахтамыш захватил и разграбил Москву, после чего едва избежавший смерти Великий князь Дмитрий Донской был вынужден возобновить выплату дани. Вновь подняла голову и обрела силу протатарская партия, представители которой преследовали главным образом свои личные, а отнюдь не государственные интересы.

Их усилиями Киприан был смещен с занимаемой им кафедры, которая досталась другому претенденту − митрополиту Пимену. Между ними началась упорная тяжба, за разрешением которой оба отправились в Константинополь. Оклеветанный врагами и низложенный митрополит Московский Киприан оказался в крайне сложном положении, выйти из которого ему помогла лишь смерть Вселенского патриарха Никона и восшествие на престол преемника Антония, хорошо знавшего его и питавшего к нему добрые чувства.

В Москву Киприан возвратился в марте 1390 года и вновь занял принадлежавшую ему по праву кафедру. Церковная смута к этому времени завершилась, и единство митрополии нарушалось лишь своенравием новгородцев, не признававших авторитет константинопольского патриарха и не принявших поставленного им митрополита. Впрочем, посланные в 1393 году войска московского князя внесли ясность в их мятежные умы, и общая гармония была восстановлена.

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Часть 2

Первая часть »

Святитель Киприан

Но вернемся опять к тому моменту, на котором мы прервали наше повествование.
Великий князь хотел видеть на московской кафедре своего ставленника – архимандрита Михаила. Он даже думал, было, утвердить Михаила-Митяя, в обход Константинопольской патриархии, прямо в Москве, причем в звании митрополита уже не Киевского, а Великой Руси. Но канонически осуществить это не удалось, и Митяй поехал рукополагаться в Константинополь, где к этому времени не было уже патриарха Филофея, а был его антипод по убеждениям патриарх Макарий. Туда же поехал и Киприан, причем показательно, что поехал другим путем, нежели Митяй, видимо, зная, что его Мамай не пропустит.

В пути Киприан написал и отправил несколько писем игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. В этих посланиях он упрекал москвичей, что они не сумели поддержать своего законного митрополита в конфликте с князем и, описывая свои злоключения, выражал возмущение поведением князя, но при этом писал, что почитает его как великого князя всея Руси и молится о нем и его семействе.

По пути в Константинополь Киприан заехал в Болгарию, в свой родной город Тырново. О том, как его там встречали, очень красочно вспоминается в «Похвальном слове Киприану», которое было произнесено уже после смерти святителя его племянником Григорием Цамблаком. Григорий, видимо, еще мальчиком присутствовал при этом событии, и впечатление от этого торжества осталось у него на всю жизнь. В «Похвальном слове» говорится о том, как тогда, в 1379 году, буквально весь город вышел встречать своего знаменитого земляка: «Мужчины и женщины, богатые и бедные, старики и дети, здоровые и больные – все стремились коснуться его священных одежд, его ноги или руки, а кто не успевал, оставались в отдалении и издалека принимали от него благословение, и исцеление, и духовное восхищение».

А дальше происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности. Однако, посовещавшись, они решили не возвращаться в Москву без митрополита, а быстро избрать из сопровождавших Митяя клириков другого кандидата. После бурных дебатов был избран переяславский архимандрит Пимен.

Московиты схоронили Митяя в Галате, на территории, принадлежавшей генуэзцам (что еще раз свидетельствует о том, что генуэзцы в этой истории были заинтересованными лицами), и направились в Константинополь, куда уже прибыл святитель Киприан. Однако в столице в это время власть опять переменилась. Императором опять стал Иоанн V Палеолог, но патриарха Филофея уже не было в живых. На его месте оказался патриарх Нил, который, хотя и придерживался тех же взглядов, что и Филофей, но был гораздо менее выдающейся личностью.

Московская делегация решила представить дело таким образом, будто Пимен это и есть посланник великого князя. Начались бурные интриги и подкупы. Под княжеские векселя были заняты у турок и генуэзцев огромные суммы денег. Патриарх Нил делал вид, что поверил московской делегации, хотя в присутствии Киприана подобное было просто исключено.

Тем не менее, малодушные представители Константинопольской патриархии, видимо, щедро подкупленные, все же решили так выйти из сложного положения: патриарх объявил, что рукоположит Пимена в митрополита Киевского и Великой Руси, а Киприана – в митрополита Литвы и Малороссии. Святитель Киприан не стал дожидаться акта поставления Пимена и уехал в Литву. Это было летом 1380 года.

Куликовская битва. Миниатюра XVI в. из рукописного лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского»

Однако в это время на Руси назревало событие, которое повернуло весь ход европейской истории, – 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва. Она повлияла не только на общий ход истории, но и на судьбы отдельных исторических личностей. В 1381 году великий князь Димитрий послал симоновского игумена Феодора в Киев «по Киприана» с приглашением его в Москву. (Пимен в это время был еще в Константинополе.)
Почему произошла такая перемена в отношении московского князя к митрополиту? Известный православный историк протоиерей Иоанн Мейендорф в своей книге «Византия и Московская Русь» пишет, что подобную перемену можно объяснить лишь, если допустить, что Киприан оказал московскому князю какую-то значительную услугу в его победе на Куликовом поле.

Одна такая услуга известна. По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379–1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.

Но, возможно, была и еще одна, более важная услуга. Известно, что у Мамая был мощный союзник – литовский князь Ягайло Ольгердович, с которым Мамай должен был соединиться на Куликовом поле. Если бы Ягайло соединился с Мамаем, исход битвы неизбежно был бы другим. Но Ягайло опоздал на битву! Было ли это случайностью?

Киприан в это время как раз находился в Литве. Личный контакт Киприана с Ягайло – известный факт. Можно ли представить, что неутомимо-деятельный митрополит, для которого объединение Руси было делом всей его жизни, в этот судьбоносный для Руси момент оставался в стороне от происходящих событий?

Есть и еще одна возможность объяснения происшедшей перемены – ходатайство перед великим князем троицкого игумена Сергия. После Куликовской битвы авторитет преподобного Сергия возрос и стал непререкаемым.

Но, так или иначе, а митрополит Киприан на праздник Вознесения Господня в 1381 году торжественно был встречен в Москве и признан митрополитом Киевским и всея Руси.

Осенью того же 1381 года в Москву из Константинополя возвратился Пимен. Правда, до Москвы его, так же, как в свое время Киприана, не допустили. В Коломне он был схвачен и брошен в тюрьму. Кое-кого из его свиты даже казнили за самоуправство.

Признанный же Москвой митрополит Киприан сразу активно взялся за дело. Он установил в Москве почитание великого князя Александра Невского, который, с одной стороны, был прямым предком Димитрия Донского, а с другой – победителем крестоносцев. В данный момент в состоянии жестокой борьбы с этим рыцарским орденом находилась Литва.

В это же время Киприаном было написано житие митрополита Петра. В этом житии он поднимал многие вопросы взаимоотношения церковной и княжеской властей, актуальные и для него самого. Им были также составлены служба этому московскому святителю, похвальное слово и молебный канон.

Однако вскоре ситуация опять резко изменилась. Мамай был разбит, но на Золотой Орде это если и отразилось, то, скорее, в сторону ее усиления. Хан Тохтамыш, непримиримый враг Мамая, владевший огромной территорией по левую сторону Волги, в 1381 году добил Мамая на Калке и объединил свои владения с правобережными степями и Крымом. Признать Москву не данником, а политическим партнером Тохтамыш, разумеется, намерений не имел.

В августе 1382 года татары подошли к Москве, взяли ее и предали опустошительному разорению. Димитрий вынужден был капитулировать и опять признать над собой власть Золотой Орды. В тот момент казалось, что Куликовская битва потеряла свое значение и победа была напрасной.

Киприан был первым русским митрополитом, который ни разу не ездил в Орду и никаких сношений с татарами никогда не имел. В переменившейся ситуации он был совершенно неподходящей для Москвы фигурой. Киприану вновь пришлось покинуть Москву и уехать в Киев, то есть в Литву. К тому же не надо забывать, что и с канонической точки зрения у Киприана тогда не все было безупречно. Все-таки митрополитом Киевским и Великой Руси в Константинополе был рукоположен Пимен. Димитрий помирился с Пименом и отдал ему митрополичью кафедру в Москве, хотя не все московское духовенство с этим согласилось.

Период с осени 1382 года до весны 1390 года именуется в истории Руси периодом церковной смуты.

У нас нет возможности да и надобности описывать все запутанные перипетии, происходившие в то время вокруг митрополичьей кафедры: поездки в Константинополь Киприана, Пимена и других претендентов на митрополичий престол и участие во всем этом великого князя московского. Скажем только, что ситуация разрешилась в конце концов лишь со смертью основных ее участников.

Св. блгв. кн. Димитрий Донской

Великий князь Димитрий Донской умер 19 мая 1389 года в Москве. Тело его обрело покой в Архангельском соборе Московского Кремля.
Митрополит Пимен, не доехав до Константинополя, умер 11 сентября 1389 года. Его похоронили в той же генуэзской Галате, где и Митяя.

15 августа 1389 года, в день Успения Божией Матери, во Владимире был возведен на великокняжеский московский престол Василий Дмитриевич.

Но еще в феврале 1389 года, то есть при жизни великого князя Димитрия и митрополита Пимена, новый Константинопольский патриарх Антоний низложил Пимена и подтвердил права Киприана на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

1 октября 1389 года, на Покров Божией Матери, Киприан выехал из Константинополя. 6 марта 1390 года, на Крестопоклонной неделе Великого поста, в сопровождении греческого и русского духовенства он прибыл в Москву. Здесь его с любовью встретил новый московский князь Василий Дмитриевич со своей матерью, княгиней Евдокией Дмитриевной, и со всеми боярами. Москва, наконец, единодушно признала и приняла уже 60-летнего Киприана. За этим последовало 17-летнее предстояние Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, пред Богом во главе Русской Православной Церкви.

***

Об этом в высшей степени плодотворном периоде в истории Русской Церкви и всей русской культуры далее и пойдет речь.

Оказавшись на митрополичьей кафедре в Москве, Киприан оставался верен своей главной стратегической идее и традиции патриарха Филофея – укреплению Вселенского православия и борьбе за единство православного содружества. Он упорно требовал, чтобы в русских церквях на литургии в первую очередь поминали имя «благочестивейшего и благовернейшего» императора Константинопольского, который был священным символом Римской империи. Тем самым святитель Киприан формировал идею преемства московскими князьями исторической миссии православных императоров.

Будучи выдающимся знатоком православного богослужения Константинополя, Афона, Болгарии, святитель начал активную деятельность по исправлению и приведению к единству богослужебной практики в Русской Церкви. Митрополит Киприан собственноручно переписал такие богослужебные и вероучительные книги, как Псалтирь, Служебник, Требник, Лествицу Иоанна Синайского, сочинения Дионисия Ареопагита, перевел с греческого на славянский некоторые молитвы и каноны патриарха Филофея. Именно митрополитом Киприаном было принесено на Русь и распространено для чтения толкование на Евангелие святителя Феофилакта Болгарского.

Новейшие исследования склоняются к мнению, что не без литературного влияния Киприана возникли и известные произведения Куликовского цикла: «Задонщина», пространная редакция летописной «Повести о Куликовской битве», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Слово о жизни и смерти великого князя Дмитрия Ивановича, русского царя» и оригинальная работа «Список русских городов, далеких и близких». Предполагается также участие митрополита Киприана в создании и редактировании Московского летописного свода 1408 года, известного под названием «Троицкая летопись».

В последующие века церковно-историческое предание приписало авторству Киприана такие произведения, как «Кормчая», «Степенная книга» и др., что опровергается современной исторической наукой. Однако сам факт существования таких преданий говорит о том, что в исторической памяти личность митрополита Киприана запечатлелась как некий легендарно-идеальный образ высокоученого иерарха, имеющего абсолютный авторитет. Подобное произошло ранее со святителем Иоанном Златоустом, которому принято было приписывать авторство многих безымянных поучений.

Но мы достоверно знаем, что именно митрополит Киприан утвердил на Руси почитание святого Григория Паламы в неделю 2-ю Великого поста, а также анафематствование еретиков в неделю Торжества православия.

В современной филологической науке эпоху Киприана на Руси принято называть временем «второго южнославянского влияния». Как раз в те годы Балканские страны на многие столетия погружались во тьму турецкого владычества. 19 июля 1389 года произошла трагическая битва на Косовом поле. В 1393 году под ударами турок пала столица Болгарии Тырново. В результате началась эмиграция культурных сил с Балкан на Русь. Второй «золотой век» болгарской литературы продлил свое существование уже на Руси. Безусловно, присутствие болгарина Киприана на первосвятительской кафедре способствовало этому культурному явлению.

Возникновение нового направления наблюдается в это время на Руси не только в области литературы, но и в изобразительном искусстве. Вряд ли его можно связывать с балканским влиянием. Скорее, это был результат вселенского духовного подъема перед гибелью Восточной Римской империи, но в условиях возрождающейся Руси.

Впечатляющим признаком нового направления в изобразительном творчестве является то, что оно перестает быть безымянным. На небосводе загораются ослепительно сияющие звезды – такие гениальные личности, как Феофан Грек, Даниил Черный, преподобный Андрей Рублев. От мастеров предыдущей эпохи они резко отличаются высочайшим, если так можно выразиться, профессионализмом как чисто художественным, так и философско-богословским. И дошедшие до нас рукописи того времени говорят сами за себя. Они являются непревзойденными шедеврами русского книгописания.

Киевская Псалтирь

Интересна, например, история знаменитой лицевой рукописи, так называемой Киевской Псалтири. В приписке к ней есть прямое указание, что она написана в Киеве протодиаконом Спиридонием по заказу владыки Михаила в 1397 году.
Ссылаясь на эту приписку, украинские ученые пытались связать эту рукопись с малороссийской культурой того времени.

Однако тщательный анализ рукописи, ее языковых особенностей, почерка и всего художественного строя не оставляет сомнений в том, что рукопись принадлежит московской культуре. Именно в это время, в 1396–1397 годах, митрополит Киприан полтора года жил в Киеве. Жил в окружении многочисленной свиты, приехавшей с ним из Москвы. Спиридоний, судя по всему, был протодиаконом московского митрополичьего Успенского собора и одновременно искусным каллиграфом, а владыка Михаил, в прошлом епископ Смоленский, в то время уже был переведен в Москву и пребывал в числе клириков, приближенных к митрополиту Киприану.

Вообще, с восшествием святителя Киприана на митрополичью кафедру в Москве собрались все лучшие художественные силы Руси. Именно в 1390 году в Москву из Новгорода приезжает Феофан Грек. И ясно, что по заказу митрополита Киприана вместе со своими сподвижниками Даниилом Черным, Андреем Рублевым и Прохором с Городца он расписывает кремлевские соборы.

Эти универсальные мастера, видимо, принимали участие и в украшении рукописей. Так, в первые годы XV века ими были выполнены миниатюры к знаменитой рукописи Евангелие Хитрово.

Современники оценивали влияние Киприана на жизнь Руси так: «Его же благословением земля Русская мир глубокий приемлет», а «исправлением книжным и учением его светляется паче солнечных зарей и напаяется яко от источника приснотекуща».

Но помимо чисто духовной деятельности первоиерарх Русской Церкви должен был заниматься делами церковно-административного управления. И митрополит Киприан справлялся с этими делами уверенно и по-хозяйски. Он активно посещал важнейшие духовные центры и города своей епархии, ставил епископов, следил за соблюдением церковных канонов, занимался судебными разбирательствами.

Не устранялся митрополит и от участия в решении политических проблем. Главной заботой святителя Киприана как политика было примирение и объединение всех княжеств, находившихся на территории его епархии. По его благословению 9 января 1391 года совершилось бракосочетание великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной.

С неизменным почтением и доверием относились к митрополиту Киприану многие сильные мира сего, иногда даже враждующие между собою. Это и московский князь Василий Дмитриевич, и тверской князь Иван Михайлович, и литовские князья Витовт и Ягайло… (В феврале 1386 года Ягайло принял католичество и стал польским королем Владиславом, но его дружбе с митрополитом Киприаном это не помешало.)

***

Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы.

В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до Аравийского.

В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.

В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской иконой Божией Матери.

Сретение чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Кучковом Поле

Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.
Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» – «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о спасении от неминуемой гибели.

И чудо совершилось.

Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город – легкая добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395 года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и мо­лились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

Вся эта драматическая история православным людям достаточно хорошо известна, но менее известно ее продолжение, которое тоже было результатом всенародных молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство. Для Руси это событие имело колоссальное значение.

***

Наступил XV век. Владыка Киприан был уже 70-летним старцем, утомленным напряженной многолетней борьбой и непрерывными трудами. В последние годы жизни он все более любил уединяться в своей подмосковной загородной резиденции, расположенной при слиянии рек Сетуни и Раменки. Сегодня это место можно увидеть в Москве вблизи Мосфильмовской улицы. Оно, в окружении современных домов, удивительным образом сохранило свое первозданное состояние, оставшись почти таким, каким было во времена Киприана. Нет только церкви Трех Святителей. Зато километрах в трех от этого места в XVII веке была построена другая церковь – Живоначальной Троицы в Голенищеве. Сюда в XVII веке была перенесена загородная резиденция московских первосвятителей, тогда уже патриархов.

Последним делом митрополита Киприана было посещение им западных областей митрополии в 1404–1405 годах. Известно, что Витовт встретил его в Вильне с большими почестями и что святитель Киприан присутствовал при особой встрече Ягайло и Витовта в Милолюбе.

1 января 1406 года святитель Киприан возвратился в Москву и 16 сентября 1406 года умер в своей загородной резиденции. Перед смертью он написал известную разрешительную молитву, которая и была прочитана над его гробом.

Митрополит Киприан был похоронен в юго-западном углу Успенского собора Московского Кремля, согласно его собственному завещанию.

29 мая 1472 года при строительстве нового и разборке старого Успенского собора в Кремле были обретены мощи святителя Киприана и перенесены в новый собор. Этот год и считается годом его прославления.

***

В завершение наших размышлений хотелось бы остановить внимание на факте странной недооценки личности и деятельности митрополита Киприана. Иногда в трудах церковных историков это выражается просто краткостью упоминаний о нем, как, например, у Н. Д. Тальберга. В «Истории Русской Церкви» митрополита Макария святителю Киприану уделено достаточно много места, однако оценка его деятельности, скорее, сдержанная, чем положительная. У А. В. Карташева мы и вовсе находим упреки в адрес святителя.

В Русской Православной Церкви есть особый праздник святителей Московских (5 октября по старому стилю). Число святителей, почитаемых в этот день, со временем менялось. Сначала их было трое: Петр, Алексий, Иона. Затем в XVII веке, при патриархе Никоне, прибавился митрополит Филипп и, наконец, в 1913 году – патриарх Ермоген. Сегодня – это день пяти Московских святителей. Однако в храмах сегодня можно слышать имена и других, недавно прославленных святителей Московских: митрополита Макария, патриархов Иова и Тихона, иногда митрополитов Московских Филарета и Иннокентия. Но имя Киприана почти забыто.

На Руси во времена святителя Киприана, безусловно, наблюдался самый высокий взлет русской духовной культуры. Может быть, именно сияние столь славных имен того времени, таких как преподобные Сергий Радонежский, Андрей Рублев, святитель Стефан Пермский, Феофан Грек, Епифаний Премудрый, многочисленный сонм учеников преподобного Сергия – затмило в нашем сознании личность предстоятеля всей Русской Церкви, отодвинув ее на второй план? А может быть, вселенский масштаб этой личности просто не уложился в рамки московской государственности? Но ведь благодаря этому, видимо, далеко не всеми осознаваемому «вселенскому масштабу» именно в эпоху Киприана произошло духовное становление Русского государства, зарождение Великой Руси.

В XX веке учеными-историками была проделана огромная работа по осмыслению исторических процессов прошлых веков и особенно по проникновению в смысл культурно-духовной жизни Древней Руси. В результате, в работах таких крупнейших ученых ХХ века, как Г. М. Прохоров и протоиерей Иоанн Мейендорф начинает раскрываться личность митрополита Киприана как выдающегося церковного деятеля и одного из величайших людей той сложной эпохи.

600-летняя годовщина со дня преставления выдающегося московского святителя Киприана напоминает нам о его церковном подвиге и высоте этого подвига и призывает к духовному деланию, столь необходимому в наш погружающийся в нечувствие и равнодушие XXI век.

Деятельность по объединению христианских церквей

В конце XIV века над Византией и рядом других христианских государств нависла угроза османского нашествия, и единственной возможностью избежать ее было объединение всеобщих усилий. Препятствием же в данном случае, являлись не столько политические разногласия, сколько религиозное противостояние католицизма и православия.

В связи с этим митрополит Киприан выступил за скорейшее объединение этих двух направлений христианства, но не под властью римского папы, как требовали представители так называемой униатской партии, а на основе совместно выработанной концепции, позволяющей устранить все сложившиеся между ними богословские противоречия. Для этого он предлагал созвать общецерковный собор, в работе которого могли бы принять участие представители всех христианских государств. Решению столь сложной, но крайне актуальной на тот момент задачи Киприан и посвятил последние годы своей жизни.

Завершение жизненного пути

В 1400 году митрополит перенес свою резиденцию из столицы в подмосковное село Голенищево, где много занимался переводом на церковнославянский язык трудов святых отцов церкви, а также работой над собственными сочинениями, как богословского, так и сугубо светского характера. Отмечается, что социально-политическое содержание литературной деятельности митрополита Киприана охватывало широкий спектр вопросов.

В частности, из-под его пера вышли несколько документов касающихся претензий польско-литовских князей на западные районы русских земель. Этот вопрос столь волновал его, что в 1404 году он лично отправился в Литву и, присутствуя на переговорах между князьями Ягайло и Витовтом, убедил их воздержаться от решительных действий.

Святитель Киприан, митрополит Московский, отошел ко Господу 16 сентября 1406 года. Из села Голенищева его прах был перевезен в Москву и после торжественного отпевания погребен в Успенском соборе Кремля. В 1472 году, в ходе работ по реконструкции собора, нетленные мощи праведника были обретены и перезахоронены рядом с могилой его преемника в управлении Русской Церковью – митрополита Фотия. Официальная же канонизация совершилась лишь в 1808 году.

Святитель Киприан Московский

У клайпедского историка А. В. Фомина скоро должна выйти в свет книга о православных святых, связанных с Литвой. Одна из глав посвящена митрополиту Киприану, день памяти которого мы празднуем на этой ЛК-неделе, 29 сентября. Когда вы будете читать этот труд, очень надеюсь, что упомянутую главу не пропустите, хотя бы потому, что у профессионального историка она изложена более подробно, чем мне позволяет формат газетной заметки. Пусть она (моя заметка) будет для вас подготовительным, разминочным, так сказать, материалом для восприятия книги Андрея Фомина.

До обидного жаль, что личность этого великого человека хоть и достаточно изучена историками и филологами, весьма поверхностно известна православным массам. В Литве нет ни одного храма или церковного придела в его честь. Да и в России их немного. На окраине Москвы, в Чертанове, стоит маленькая деревянная Киприановская церквушка и на Мосфильмовской улице еще меньшего размера часовня, освященная в его честь.

Сейчас, когда по воле политиков всех рангов и мастей, людей провоцируют искать врагов и убивать друг друга, пример митрополита Киприана может стать знаменем для тех, кто стремится к миру и объединению родственных народов.

Эпоха, в которую жил святитель Киприан, у любителя истории вызывает благоговейный трепет. Дмитрий Донской, князь Альгирдас, Сергий Радонежский, Куликовская битва. XIV век. Русь как единое целое не существует. Виной тому не раздробленность на мелкие княжества. Эти времена почти прошли. Все русские земли входят в состав двух государств: Московского княжества и Литвы. Граница между ними, достаточно зыбкая, проходит в 200 км от Москвы. Брянск, Чернигов, Киев, Козельск – это Литва. Новгород, Псков, Владимир, Калуга и дальше на восток – Москва.

Но вера общая. Православие. И во главе Церкви стоит единый для двух стран митрополит, которого ставит Константинопольский патриарх. Правда, Альгирдас предпринимает попытки разделить единую митрополию на две. И вот в очередной раз он требует от патриарха Филофея отдельного митрополита для православных земель Литвы. Филофей не хочет создания новой митрополии и всячески этому противится. Тем более, уже есть на Руси митрополит Алексий. Но политическая ситуация не позволяет игнорировать требований великого князя литовского. Тем более, Алексий не может контролировать епархии в Литве – все попытки приехать туда пресекает Альгирдас. И патриарх делает парадоксальный ход: он ставит для Литвы временного митрополита с условием, что после смерти одного из них второй возглавит единую Русскую церковь. Этим вторым и стал Киприан.

Сведений о нем до этого периода сохранилось мало. Известно лишь, что он был сербом или болгарином, родился в 1330 году, получил прекрасное образование, подвизался на Афоне, а потом был секретарем Филофея и выполнял его дипломатические поручения. И в Литву он попадает с той же миссией в 1373 году. Он должен был примирить Дмитрия и Ольгерда.

Но вот 2 декабря 1375 года Киприан становится митрополитом Киевским, Русским и Литовским. А Алексий носит титул митрополита Киевского и всея Руси. Дмитрий (будущий Донской) не желает признавать Киприана, а мудрый Алексий всячески старается защитить своего «конкурента». В этом ему активно помогает Сергий Радонежский.

Находясь на Литовской кафедре, Киприан участвует в прославлении виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, прилагает много сил, чтобы примирить очередную вспышку вражды между литовским и московским князьями.

В 1378 году умирает святитель Алексий. Казалось бы, смута закончена. Две стихии на протяжении двенадцати лет не позволяют Киприану приступить к митрополичьим обязанностям: постоянно меняющаяся власть, светская и церковная, в Константинополе (ведь митрополиты на Русь поставляются оттуда) и множество конкурентов в самой Руси.

Киприан едет в Москву. Но Дмитрий видит в нем ставленника и шпиона Альгирдаса и решает сделать митрополитом своего духовника и любимца Митяя. Тот отправляется за посвящением в Константинополь, но по дороге умирает.

В это же время появляется еще один кандидат – Суздальский епископ Дионисий. Он тоже отправляется к патриарху. Но великий князь его перехватывает. Лишь под поручительство Сергия Радонежского Дмитрий отпускает Дионисия на свободу, взяв с него слово не ездить в Константинополь. Слова своего Дионисий не сдержал, чем подвел Сергия.

Третьим кандидатом на соискание митрополичьей кафедры был архимандрит Пимен, который выторговал у нового патриарха Нила эту должность за взятку. Дмитрий ссылает новоявленного митрополита и призывает Киприана. Но ненадолго. В 1382 он опять возвращает его в Киев. Так повторяется несколько раз. То Дмитрий зовет Киприана в Москву, то прогоняет его. Кафедра переходит то к Пимену, то к Дионисию, то опять к Киприану. Унижения и мучения заканчиваются лишь через 10 лет. В 1390 году Донской умирает, на московский престол восходит его сын Василий.

Василий – старый «должник» Киприана. В 1387 он привозит Василия в Литву из Молдавии, где тот скрывался, бежав из Орды. Здесь митрополит обручает княжича с дочерью Витаутаса Софьей. Брак их был заключен в 1391 году, когда Василий стал уже московским князем. В 1392 году польский король Владислав (Йогайла) был вынужден признать автономию Литвы, во главе которой теперь был тесть московского князя.

За последние «мирные» 16 лет жизни Киприан много делает для единой Русской церкви. Он установил почитание Александра Невского, создает новую редакцию жития митрополита Петра, предшественника Алексия. Дружит с Сергием Радонежским, Андреем Рублевым, Феофаном Греком, которого, вероятно, и привез на Русь. Это и понятно, ведь все они были исихастами (об этом монашеском движении мы упоминали неоднократно). Знаменитая рублевская «Троица» была написана по инициативе Киприана.

Еще находясь в опале, он просит Альгирдаса за пленных, и всячески борется за церковное единство Руси, понимая, что две митрополии – явление временное.

Он начал исправление церковных книг. Человек высокой книжной культуры, знаток устава, святитель особенно заботился об упорядочении богослужения и иноческой жизни. Он рассылал по епархиям различные чинопоследования и уставные записки, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевел с греческого языка богослужебник, составлял жития святых, наставления по богослужебной практике, переписывал святоотеческие творения. В то время, при отсутствии книгопечатания, эта работа была настоящим подвигом.

Главной его заботой было сохранение православия на всей территории митрополии. Ему даже удалось присоединить к ней Галицию и Молдавию. По инициативе Киприана Владимирская икона была перенесена в Москву, когда Тимур вступил в 1395 году на русские земли. Это событие празднуется 9 сентября (26 августа по ст. ст.). Он был единственным из русских митрополитов, который никогда не ездил в Орду и активно проводил политику объединения христиан перед лицом угрозы османского завоевания.

Умер святитель 16 сентября (29 по н.ст.) 1406 года и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Мощи его были обретены при перестройке собора 27 мая 1472 года и покоятся рядом с мощами святителя Московского Фотия — преемника святителя Киприана в управлении Русской церковью.

Как сказано в самом начале, в Литве нет храма в честь Киприана Московского, да и уже никогда не будет. Строить у нас новую православную церковь – бездумная роскошь. Но если кого-то из вас, дорогие читатели, сподобит Господь где-нибудь на даче построить часовню (а такие прецеденты известны), назовите ее в честь нашего сегодняшнего героя.

Петр Фокин, псаломщик Знаменской церкви

Уставная грамота митрополита Киприана

Завершив свой земной путь, владыка Киприан оставил после себя богатое литературное наследие, которое, как указывалось выше, составили и религиозные сочинения, и работы социально-политического направления. Особую известность среди них получила так называемая Уставная грамота митрополита Киприана 1391 года.

Она является развернутым письменным ответом на жалобу крепостных крестьян, находившихся в собственности расположенного под Владимиром Константиновского монастыря. В обращенном к нему послании они жаловались на непосильную тяжесть повинностей, возложенных на них игуменом Ефремом, а также иные формы эксплуатации.

Из текста документа явствует, что прежде чем принять и обнародовать свое решение, митрополит Киприан провел подробное расследование по существу представленной ему жалобы. С этой целью он направил в обитель своего представителя – некоего Акинфия, который расспросил старожилов о том, являются ли размер и форма ныне установленных повинностей результатом самоуправства их настоятеля, или они соответствуют установившейся прежде традиции. Аналогичный опрос был проведен им среди жителей Владимира, часто посещавших монастырь, и, что важно, среди самих крепостных крестьян.

В результате проведенного дознания Акинфий установил, что игумен, на которого поступила жалоба, ничего нового в прежний порядок не вносил, требовал с податных крестьян то же, что и его предшественники, и, таким образом, предметом обсуждения могут быть не его действия, а сам ранее установленный обычай. Именно поэтому повинности крестьян, по грамоте митрополита Киприана, были признаны вполне законными, и поданная ими жалоба осталась без последствий. Впрочем, последствия, по всей вероятности, все же были, но не для игумена, а для самих жалобщиков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]