Беседы на Евангелие: в 2-х книгах
Данное двухтомное издание содержит евангельские беседы святителя Николая Сербского.
Как четыре реки напаяли Райскую землю, так четыре Божественных Евангелия напаяют жизнь человеческую в сем веке. Евангелие — не книга, но сила, животворная сила и радостотворная, сила, что кормит и поит, сила, что мертвых воскрешает.
Содержание:
ТОМ I Неделя первая по Пятидесятнице, Всех святых. Евангелие о следовании за Христом — 5 Неделя вторая по Пятидесятнице. Евангелие о призвании апостолов — 21 Неделя третья по Пятидесятнице. Евангелие о чистоте ума — 33 Неделя четвертая по Пятидесятнице. Евангелие о великой вере — 50 Неделя пятая по Пятидесятнице. Евангелие о спасении человека и гибели свиней — 65 Неделя шестая по Пятидесятнице. Евангелие о радости и злорадстве — 78 Неделя седьмая по Пятидесятнице. Евангелие об исцеленных и неисцелимых слепцах — 92 Неделя восьмая по Пятидесятнице. Евангелие об Умножившем хлебы в пустом месте — 106 Неделя девятая по Пятидесятнице. Евангелие о Сильнейшем природы — 118 Неделя десятая по Пятидесятнице. Евангелие о бессилии неверия и силе веры — 135 Неделя одиннадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о прощении — 152 Неделя двенадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о бремени богатства — 166 Неделя тринадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о злых виноградарях — 185 Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о браке Царского Сына — 201 Неделя пятнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о любви — 218 Неделя шестнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о талантах — 236 Неделя семнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитв — 251 Неделя восемнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о богатом улове рыб — 265 Неделя девятнадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о совершенном милосердии — 279 Неделя двадцатая по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Воскресителе — 294 Неделя двадцать первая по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Сеятеле — 308 Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице. Евангелие о Лазаре и богаче — 324 Неделя двадцать третья по Пятидесятнице — 343 Неделя двадцать четвертая по Пятидесятнице. Евангелие о силе Божией и вере человеческой — 344 Неделя двадцать пятая по Пятидесятнице. Евангелие о милосердном Самарянине — 362 Неделя двадцать шестая по Пятидесятнице. Евангелие о многопопечительности и о наглой смерти — 382 Неделя двадцать седьмая по Пятидесятнице. Евангелие о скорченном теле и скорченных душах — 394 Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице — 408 Неделя двадцать девятая по Пятидесятнице. Евангелие об исцелении десяти прокаженных — 409 Неделя тридцатая по Пятидесятнице — 423 Неделя тридцать первая по Пятидесятнице. Евангелие о слепом Вартимее — 424 Неделя тридцать вторая по Пятидесятнице. Евангелие о покаявшемся Закхее — 445
ТОМ II Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила — 7 Рождество Христово (I). Евангелие о Первенце — 26 Рождество Христово (II). Евангелие о Небесном Хлебе в соломе — 43 Рождество Христово (III). Евангелие о восточных волхвах — 62 Рождество Христово (IV). Евангелие о Свете во тьме египетской — 82 Неделя пред Богоявлением. Евангелие об Иоанне Предтече — 102 Святое Богоявление. Евангелие о Крещении Господа — 120 Суббота по Богоявлении. Евангелие о победе над искушениями — 138 Неделя о мытаре и фарисее. Евангелие об истинном и мнимом богомольце — 153 Неделя о блудном сыне. Евангелие о блудном сыне — 165 Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде — 181 Неделя сыропустная. Евангелие о посте — 797 Неделя первая Великого поста. Торжество Православия. Евангелие о Господе Всеведущем и о человеке, в котором нет лукавства — 212 Неделя вторая Великого поста. Евангелие об исцелении расслабленного — 229 Неделя третья Великого поста, Крестопоклонная. Евангелие о кресте и спасении души — 237 Неделя четвертая Великого поста. Евангелие о бессилии неверия и силе веры — 254 Неделя пятая Великого поста. Евангелие о служении и страданиях Сына Божия — 271 Неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная). Евангелие о разделении стада в присутствии Пастыря — 289 Великий Пяток. Евангелие о Боге среди разбойников — 304 Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангелие о Победителе смерти — 318 Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы — 329 Неделя третья по Пасхе. Евангелие о женах-мироносицах — 350 Неделя четвертая по Пасхе. Евангелие о чуде в Вифезде — 367 Неделя пятая по Пасхе. Евангелие о Подателе воды живой и о женщине самарянке — 383 Неделя шестая по Пасхе. Евангелие о чудесном исцелении слепорожденного — 408 Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа — 430 Неделя седьмая по Пасхе, свв. отцев Первого Вселенского Собора. Евангелие о молитве Господа и Спасителя за нас — 445 День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго — 462
Беседы
И Бог не посылает в мир сей слуг Своих, сынов Своих, воинов Своих, не напитав их, не обеспечив и не вооружив. Люди не мудрее и не милостивее Бога — далеко не так! А если и они умеют снабжать своих посланников необходимым, Бог тем более сумеет снабдить необходимым Своих.
О том, что Бог обильно подает Свою благодать делающим Его дело, очевиднее всего свидетельствует пример святых апостолов. То, что двенадцать человек, простого происхождения и ремесла, без войска и богатства, без земного блеска и силы, смогли оставить свои дома и родных и отправиться в мир проповедать Христово Евангелие, то есть нечто совершенно новое и противоположное всему тому, что мир дотоле считал истиною и благом, — не может быть объяснено ничем, кроме Божией помощи. А смелость восстать против ложной учености ученейших, пагубного богатства богатейших и жестокой власти сильнейших мира сего — как бы простые рыбаки посмели и сумели это сделать, если бы Бог не питал их Своею мудростью, не защищал Своею силой и не вооружал Своим оружием? И, кроме того, они с неустрашимостью и выносливостью претерпели неслыханные муки и неописуемые унижения: их терзали и люди, и природные стихии; их заковывали в цепи; их преследовали насмешками и побивали камнями; их морили голодом в темницах; в узах их перевозили по бурным морям с одного края земли на другой; их бросали диким зверям, их усекали и распинали; они, двенадцать рыбаков, видели весь мир до зубов вооруженным против них — и воистину, о, воистину, они не могли не иметь некоей непобедимой таинственной помощи, некоей пищи, которая не кладется в уста, но питает, некоего оружия, которое не держат в руках и которое не видно для войска вражеского. Взволновав весь мир неслыханною проповедью о воскресшем Христе, о Боге, явившемся людям во плоти и снова вознесшемся в Свое Небесное Царство, и посеяв семя новой веры, новой жизни, нового творения, они ушли из мира сего. Но именно тогда земля начала воспламеняться от них: от их семени, от их слов, от следов их ног. Народы, гнавшие их, рассеялись по свету; империи, сопротивлявшиеся им, без сил поверглись в прах; дома, их не принявшие, превратились в развалины; вельможи и мудрецы, мучавшие их, пережили позор и отчаяние и умерли ужаснейшей смертью. А семя их взошло и расцвело; Церковь воздвиглась из их крови, на развалинах насильственных и лживых человеческих творений; принявшие их прославились; поверившие им и последовавшие за ними спаслись. О, как обильно питает Господь Своих посланцев! Как роскошно наделяет Своих верных сынов! Как, словно добрый воевода, вооружает Своих воинов!
Последние года жизни
После освобождения с концлагеря Никола Велимирович остается жить в Америке, где пишет свои послания:
- «Единый Человеколюбец»;
- «Жатвы Господние»;
- «Первый закон Божий и Райская пирамида» и другие творения.
Проповеди в храмах, лекции в духовных семинариях и академиях наполняют жизнь святителя, помогая унять тоску по родине, он потихоньку угасал.
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский
Пенсильванский русский монастырь Саут-Канаан весной 1956 года стал его местом погребения. Только через 45 лет, в 1991 году мощи святого владыки Сербского перевезли в Сербию, они хранятся в церкви Николая Угодника, расположенной в родном селении Велимировичей Лелич.
Проповедь свт. Николая Сербского в день памяти свт. Николая
Ибо если бы Он сказал, что это невозможно, то многие из богатых людей, которые унаследовали богатство от родителей, были бы с самого начала, не будучи виновны в этом, отлучены от Небесного Царства.
В таком случае и святой Никола, который наследовал богатство от родителей, был бы отлучен от него, был бы отлучен и царь Неманя, Святой Симеон Мироточивый, Сербский царь, который имел семь башен грошей и дукатов. Были бы отлучены и другие, которые в этой жизни считались богатыми и чьи имена, между тем, мы находим в церковном календаре.
Нет, братья мои, никого благий Господь наперед не лишает Своего Царства, и ни перед кем, кто желает вечной жизни, Он не закрывает врата небесные, какого бы положения или звания он ни был. По неизреченному Своему человеколюбию Бог желает всем людям спастись. И в этой жизни невозможно помешать кому бы то ни было спастись, ни единому человеку, если он сам себе в этом не помешает.
Не потому богатому трудно войти в Царство Небесное, что он богат. Но потому, что мало кто из богачей может справиться с искушениями, которые приходят с богатством. Редко кто из богатых людей может воздержаться и не злоупотребить богатством. Мало таких богатых на свете, кто бы своим богатством не купил себе места в аду, вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепились бы сердцем к своему богатству и не удалились бы от Творца всяческих.
Мало их, но были и они. Тяжко богатому войти в Царство Божие. Но некоторые богачи вошли. Вошел святой Никола, вошел царь Неманя, вошли и другие. Им богатство не только не помешало, но еще и помогло войти в Царство и быть вписанными в Святцы. Ибо они употребили свое богатство во славу Божию и на спасение своих близких.
Имея богатство, они как бы ничего не имели. Все, что у них было, они считали собственностью Господа, а себя Божиими слугами и хранителями чужих сокровищ, которые распределялись и делились ими согласно евангельским заповедям. Таким путем они спасли свои души, и другим помогли спастись. Это героические души, которые не поддались тому, чтобы ими завладело их богатство. Но они сами владели им.
Кроме земного богатства святой Никола имел три гораздо более великих сокровища: богатство веры, богатство правды и богатство милости. Раздавая свое земное богатство нищим из любви ко Христу, он и сам стал нищим. Но эти три сокровища только еще более умножились к концу его земной жизни. То, что они в изобилии передал свою веру другим людям, сделало его богатым верою. Из-за того, что он ревновал за правду Божию, душа его наполнилась правдой. Сердце его было полно милости, изливая милость на людей. Вера, правда и милость – небесные богатства, которые при раздаче их не умаляются. Вера, правда и милость – три сокровища святого Николы, которые он оставил в наследство Церкви, которые еще до сего дня не истрачены.
Это тройное благо оставил святитель Божий в наследство вам, тем, кто его помнит и прославляет. Вы, которые славите святого Николу, знаете, что ему милее то, что вы от него берете, чем то, что он от вас получает.
Вера святого Николы была чиста, как кристалл. И как алмаз тверда. Он показал это в Никее, защищая православие от еретика, подвергая при этом свою жизнь опасности.
Правда Божия в святом Николе ясна, как солнце. Он показал это, когда помешал палачу казнить трех мужей, невинно осужденных на смерть, появившись перед палачом и исторгнув меч из его рук. Снова подвергая свою жизнь опасности.
А милость святого Николы к бедным и нищим была подобна Христовой милости. Все свое имение он раздавал как милостыню более тайно, чем явно, обрекая себя на нужду и голод.
Но этот великий слуга Христов не страшился ни еретика, ни палача, ни голода. Он знал с уверенностью, что Всевышний бдит над верными слугами Своими. И действительно, Всевышний защищал его до конца жизни и прославил после смерти среди ангелов и людей, как мало кого.
Но кроме этих трех великих сокровищниц духовных благ, кроме веры, правды и милости, святой Никола имел и еще несколько переполненных ризниц. Это ризница кротости, ризница воздержания, поста и молитвы, ризница смирения и так далее.
Все эти переполненные ризницы духовного и морального блага оставил этот дивный святитель Христов вам, православным христианам в наследие. На сегодняшний день все эти богатые ризницы открываются и предлагаются вам. Святой Никола принимает ваши хлебы, ваши свечи и молитвы, как ответный дар ему, а не как ваш дар.
Он вам предлагает сегодня свои дары. Если вы их примете, то и он примет от вас ответные дары. Если вы отвергнете его дары, отвергнет и он ваши. Берегите добро и не отказывайтесь от даров, которые вам предлагает этот богач Христов.
И еще на один момент обратите внимание и порадуйтесь. Святой Никола ни книг не писал, ни кровь свою мученически не пролил за Христа, и все же прославлен многих святых, которые и мудрые книги написали или мученически за Христа пострадали. Это великая и дивная тайна. Это дело Божие.
Этим благий Господь хотел показать, что Он вводит в Свое Царство не только мудрых богословов и мучеников, но и все то неисчислимое количество добрых душ, которые ни книг не писали, ни мученичества не претерпевали, но истинную веру сохранили, и закон Божий исполнили. А таких как раз большинство среди верных. То есть таких, которые не говорят, но делают, которые книг не пишут, но Духом Божиим дышат.
Действительно, много есть мудрых богословов и мучеников, но все же они в меньшинстве по сравнению с огромным числом этих последних, которые не прославились ни как богословы, ни как мученики, но как молчаливые, но верные слуги Божии, как святой народ Божий.
Святой Никола – святитель народный, совершенный представитель того множества людей, которые слушают слово Божие и спешат исполнить его, и примером своим научить других.
В этом причина того, почему святой Никола прославлен более многих святых учителей и мучеников. И поэтому Церковь посвятила чудотворцу Николаю Мирликийскому, кроме сегодняшнего дня еще и все четверги обычных седмиц в продолжение целого года вместе со святыми апостолами.
Богу нашему слава, святому Николе честь и поклонение.
Аминь.
Чудо Николая Угодника
Жизнь у меня была бедная и трудная, и единственной радостью в ней были дети. Трудно было и потому, что мы, русские по корням и вере, случайно оказались в Средней Азии. И под Чимкентом осели. Жили с мужем в местной среде без церкви, и хоть крещённые, от веры были, как от солнца, далеки. Муж пил по-тихому, но крепко.
Там пьянство осуждали, и пьяниц гнали. Бил меня, обижал и чёрными словами ругал при детях. Старший сын от этого весь трясся. Муж и его часто бил по лицу. И вступил сын на плохую дорогу, бегал из дома, часто дрался, попал ещё до совершеннолетия в колонию на перевоспитание.
Я всё прощала мужу, но намертво столкнулись мы на детях. У нас уже было двое, и муж заставлял меня делать аборты. Местные там все многодетные, детолюбы, и за аборт могли камнями побить. Я наотрез отказывалась губить детей, но муж грозил уйти, и я ехала в районную больницу на аборт. Мне было уже за тридцать, когда у меня должен был появиться ещё один ребенок. Скажу ещё, что родственников у нас в тех местах вообще не было. Помощи ждать не от кого. Но я не могла больше быть убийцей. Перестала спать и стала своими словами молиться Богу и всем святым, чтобы послали мне помощь. И вот вижу во сне красивого седого старца в богатом облачении (теперь-то я церковная, все слова знаю), с добрыми глазами. Я плачу-рыдаю, а он мне говорит спокойно: «Уходи из дома, я тебе помогу». Этому сну я почему-то сразу поверила. И ушла из дома. Взяла две сумки, села с десятилетней дочкой на автобус и уехала в Чимкент.
А там ни одной души не знала. Уже было темно, когда мы с дочкой добрели до какого-то большого и красивого храма. Сели у ограды, ворота заперты. Ночь холодная. Вдруг батюшка незнакомый идёт и к нам просто как к родным: «Что это вы на земле сидите, идите в сторожку». Ворота отпер, устроил нас на ночь. А утром пошли с Наташей в храм. Там икона огромная Николы Чудотворца, и храм этот тоже его, Никольский! Ясное дело, что на иконе я сразу узнала того доброго старца из сна, который помочь обещался. И остались мы при храме. И батюшка нас не гнал, а совсем напротив, всё для нас с детьми делал. Меня сразу уборщицей в храм взял. Дети в воскресную школу ходили. Людьми стали. И все мы работаем в церкви. Видимо, и ему Никола-Угодник повелел помогать нашей бедной семье.
Икона его была чудотворная. У неё всегда люди стояли, молились, плакали. И всем очень хорошо помогал Николай Чудотворец. А я в это время сына потеряла, его в другую колонию перевели, и мы с дочкой переехали. И вдруг письмо: «Скоро приезжаю, встречайте меня на автобусной станции». Рейсов, правда, немного. Но мы с дочкой измучились каждый день ходить. И решила я попросить Святого Николу, чтоб указал мне день приезда сына. Помолилась я у иконы, для верности написала записку и за киот засунула. Иду наутро, в храме ещё никого, подхожу к Николаю Чудотворцу. За иконой моя записка. А на ней написано всего два слова: «В среду, четырнадцатого». У меня просто ноги подкосились. Встала на колени и молюсь. Но вот что главное, не было сомнений, мол, подшутил кто-то. Сразу поверила, что мне сам Никола Угодник ответил. Ровно через неделю, четырнадцатого августа, в среду приехал мой сын. Вот такая история.
Добавлю, что от наших прихожан я ещё не такие чудеса слышала. Всем помогает Святитель Николай. Всех жалеет и любит. И сына своего младшего я поэтому назвала Колей.
р.Б.Тамара
Рука Бога или рождение монаха
Не прошла еще радость от получения званий, как смертельная болезнь накрыла Николу Велимировича. Впоследствии святитель Николай напишет, что это Бог явился ему через болезнь, ибо промучившись 1,5 месяца, богослов обещает Богу стать монахом в случае выздоровления. Чудо не заставило себя долго ждать.
Выздоровевший молодой ученный с мировым именем уходит в монастырь Раковицы, как послушник, а к концу 1909 года он рукополагается в иеромонахи.
Митрополит Сербии, зная все ученые регалии молодого служителя, посылает его в Санкт-петербургскую духовную академию, где тот своим трудолюбием, пытливостью, скромностью завоевал покровительство Митрополита Ладожского Антония, разглядевшего в сербском посланнике будущего православного святителя и подвижника.
Владыка оплачивает иеромонаху Николе путешествие по святым местам России для познания православия.
Интересно! Будущий епископ Сербии влюбляется в Россию, он познает и осознает значение мирового православия, положив начало прославления русского царя Николая Второго.