Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 31-я по Пятидесятнице

Все притчи дают человеку полезные знания, если их правильно понять. Но иногда Евангельские иллюстрации содержат очень сложные образы, которые способны поставить в тупик. Например, притча о брачном пире. Как её понимать?

Он будто бы делит людей на благодарных и нет. И вроде бы к первым должны относиться праведники, но отчего-то среди них есть и злые и добрые. И что за человек наказан царём из притчи за не подходящую к случаю одежду? Не слишком ли сложный образ выбран Иисусом? Видимо, нет, ибо сегодня наверняка известно значение всех символов из притчи.

Эта притча рассказывает о пире у знатного человека, она есть в Евангелии в дух версиях

Эта притча рассказана в двух Евангелиях, написанных, по-видимому, в одно время и на основе общих источников. И всё же версии сильно отличаются друг от друга.

Текст в Евангелии от Матфея подробнее:

«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных».

Мф. 22:1–14


На этой старинной росписи проиллюстрирована притча о брачном пире. Царь, который зовёт гостей, имеет явные черты Иисуса Христа

В Евангелии от Луки Иисус Христос явно рассказывает ту же притчу про ту же просьбу, но если в первой версии звали прийти на пир царской особы, то во второй это уже не обязательно царь, а просто некий «один человек». Да и вообще деталей намного меньше:

«Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Лк. 14:16–24

Много званных, да мало избранных

Много званных, да мало избранных Из Библии. Евангелие от Матфея (гл. 20, ст. 16): «Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных». Иносказательно: о многих соискателях чего-либо, что достанется лишь немногим, истинно достойным; о деле, которым занимаются многие, но успеха добиваются лишь истинно талантливые люди, настоящие мастера.

Смотреть что такое “Много званных, да мало избранных” в других словарях:

МНОГИЙ — МНОГИЙ, великой числом, в большом количестве; избыточный, изобильный; чаще употребляется во мн. числе: многие, или как нарение: много, обильно, южн., зап. богато, калуж. жуть, сев. дородно; в высшей степени пропасть, бездна, вволю. Многий зверь… … Толковый словарь Даля

Евангелие от Матфея — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ — апостол из 12 ти, брат ап. Петра, священномученик (ск. 62). «Много званных, но мало избранных», говорил Спаситель. Рыбак Андрей, с юности всей душой обратившийся к Богу, сохранивший девство, что было редкостью у иудеев, первым последовал за… … Русская история

Евангелие от Матфея 20:16 — Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных. Мат.19:30 Мат.22:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Евангелие от Матфея 22:14 — Ибо много званных, а мало избранных. Мат.20:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Мат.20:16 — Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных. Мат.19:30 Мат.22:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Мат.22:14 — Ибо много званных, а мало избранных. Мат.20:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ — философско социологический термин, введенный в научный оборот Новаком для характеристики окончательно конституировавшегося на протяжении второй половины 20 в. плюралистического, либерально демократического общества западного типа, главными… … Социология: Энциклопедия

Притча о работниках в винограднике — Притча о работниках в винограднике … Википедия

Источник

Две версии притчи отличаются тоном историй и временем, когда Иисус их рассказывал

В «Толковой Библии Лопухина» высказано мнение, что раньше это были две разные притчи, которые лишь позже слились в одну и ту же.

На это указывает ряд косвенных признаков:

«Существует большое различие по выражениям, связи и даже цели обеих притч, так что считать их только за различные варианты одной и той же притчи нелегко и даже совсем невозможно. Поэтому еще в древности утверждалось мнение, принимаемое и всеми лучшими новейшими экзегетами, что это две различные притчи, сказанные по различным поводам и при различных обстоятельствах. «Притчу эту, — говорит Августин, — рассказывает один только Матфей; нечто подобное встречается и у Луки, но это не одно и то же, на что указывает и само расположение притч».


Притчу о брачном пире дополняет притча о злых виноградарях: у них похожий сюжет и общая идея (Картина Андрея Миронова «Притча о злых виноградарях»)
Дальше в «Толковой Библии Лопухина» описаны эти различия:

«Притча у Луки произнесена была в доме фарисея (Лк. 14:1), у Матфея — в храме (Мф. 21:23). Брачный пир называется различно (γάμος — Матфей; δεῖπνον — Лука). Согласно Матфею, гости приглашаются царем, согласно Луке — некоторым человеком. Притча у Луки сказана была Христом раньше, когда фарисеи еще не выражали такой ненависти, какая обнаружена была ими в последние дни земной жизни Христа. Поэтому в притче у Луки действия хозяина, призывавшего гостей, вообще мягче, и он не посылает своих войск, чтобы истребить убийц и сжечь их город (Мф. 22:7)».

Толковая библия Лопухина

Лопухин А.П.

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

Слова, сказанные в 19:30 здесь повторяются, и это ясно показывает, что в них именно заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми, и наоборот; но что может быть и так, при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха ούως (так), которое может значить здесь: вот, в таких или подобных случаях (но не всегда). Для объяснения 16 стиха находят параллель во 2 Ин. 8 и думают, что она “дает ключ” для объяснения притчи, — с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова ст. 16-го: “ибо много званых, а мало избранных” следует признать позднейшей вставкой, как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениям. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф. 22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи.

Толковая Библия.

Значение символов притчи — разные эпохи христианской проповеди и отклик народа на неё

Святитель Феофилакт Болгарский дал расшифровку символов, которые используются в притче:

  • Царь («один человек») — Бог-Отец;
  • Брачный пир — пиршество духовное, соединение со Христом;
  • Жених, царский сын — Иисус Христос;
  • Невеста — Церковь, совокупность душ или каждая в отдельности;
  • Первые рабы-посланники — Моисей, святые его эпохи;
  • Те, кого позвали, но которые не пришли — народ Израиля;
  • Вторые рабы-посланники — пророки после Моисея;
  • Тельцы — Ветхий Завет (отсылает к палеолитической религиозной символике);
  • Откормленное — Новый Завет;
  • Войска, уничтожившие убийц, — римская армия.

Блаженный Феофилакт Болгарский

3 группа посланных рабов в притче символизирует апостолов с их проповедями:

  • Третьи рабы-посланники — апостолы;
  • Люди на распутьях — язычники;
  • Человек не в брачных одеяниях — лицемер;
  • Скрежет зубов — безрезультатное раскаяние.

Толкование этой притчи: Бог зовёт к Себе человека, и стоит отозваться

Обращаясь к слушателям, Иисус говорит им притчами. И всякий образ, притча в деталях не до конца соответствует тому, что иллюстрирует. Казалось бы, чего такого особого в брачном пиру? Люди часто не являются на свадьбу. Раз уж у людей была уважительная причина, то с чего их осуждать?

Тут важно понять — причта говорит об иных вещах, духовных. Она лишь переводит их на язык образов из жизни. Где-то это лучше чувствуется, где-то хуже. И брачный пир — это практически приглашение войти в царство Божие, а не какой-то праздник, устроенный царём-отцом для сына. То есть это история об участи души.

Толкование этой причты сводится к тому, что человеку надлежит откликнуться на зов Божий, начать новую жизнь. Так об этом пишет Иеромонах Никон (Париманчук):

«Под одеждой, «одеянием души» разумеются дела жизни по вере, та светлая, праздничная одежда, которая подтверждает нашу готовность на брак, верность, союз с Богом в служении и любви к Нему. Одежда, которая не будет сорвана ветром злых перемен времен и трагических обстоятельств нашей жизни.

Имеем ли мы такую одежду, чиста ли она, не осквернена ли, не запятнана ли грязью нечистых дел и скверных сердечных устремлений: превозношением над ближним, завистью, таящейся или даже открыто живущей в сердце?

Мы часто не хотим видеть своих грехов, считая себя уже окончательно искупленными и прощенными в таинстве крещения.

Правдивы ли к себе, не покрываем ли себя ложью вымышленной о себе правде, не кривим ли душой, не хотим ли казаться теми, кем не являемся, как в блестящей толпе приглашенных на праздник под приветливыми улыбками скрывается холодность души и равнодушие. Действительности и нет, а есть только духовная лень».

Никон (Париманчук)

иеромонах

В Церковную жизнь эта причта тесно вошла в следующей песне, которую исполняют в первые дни страстной недели:

«Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный,

и одежды не имам, да вниду в он,

просвети одеяние души моей, Светодавче,

и спаси мя».

Свт. Григорий Двоеслов

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судия от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное.

Сорок гомилий на Евангелия.

С этой притчей перекликается притча о виноградарях

Тесно связана с этой притчей и другая притча — о злых виноградарях. Она есть в трёх синоптических Евангелиях, а вот в тексте от Иоанна её нет. Вот её изложение в Евангелии от Марка:

«И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в своё время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим».

Марк. 12:1–9

Сын и жених из притч — это Иисус Христос.

Здесь смысл более прозрачен, чем в случае с пиром. Ясно, что слуги — это пророки и святые, а Сын — это Иисус Христос. Сюжет очень похож на предыдущую притчу. Ряд христианских толкователей, например, авторы «Толковой Библии Лопухина», считают, что эти причты отражают разные стадии в истории отношений человека и Бога:

«Иоанн Златоуст и другие обращают внимание на то, что в притче о злых виноградарях сказано было, что Сын был убит виноградарями. Несмотря на это, в рассматриваемой притче люди призываются опять — на брачный пир Сына. Это дает Иоанну Златоусту повод думать, что первая притча относилась к событиям, которые окончились распятием Христа; а вторая – к событиям после Его воскресения. «Там Он изображается привлекающим их (людей) к Себе, прежде распятия Своего, а здесь – настоятельно привлекающим их к Себе и после распятия; и в то время, как надлежало их наказать тягчайшим образом, Он влечет их на брачный пир и удостаивает высочайшей чести».

А.П. Лопухин

автор «Толковой Библии»

Впрочем, дальше по тексту авторы допускают, что притчи могут иметь более тесную связь, которая затрагивает глубокие духовные уровни.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Евфимий Зигабен

Тако будут последнии перви, и первии последни: мнози бо суть звани, мало же избранных

Тако будут последнии перви, и первии последни

Это не заключение из притчи, потому что там последние уравниваются с первыми, а здесь последние являются первыми; но это особое изречение, показывающее, что подобно тому как сделавшиеся добродетельными в глубокой старости получают награду наравне с трудившимися от юности, так точно случается, что последние являются первыми и первые последними. Такими могут быть и христиане, и иудеи, или из верующих те, которые в начале были небрежны, а в конце становятся усердными, и те, которые в начале усердны, а в конце становятся небрежными. И не только в вере бывают такие перемены, но и в жизни.

Мнози бо суть званы, мало же избранных

многие призваны к вере, но немногие становятся угодными Богу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]