Текст псалма 27
Священнослужители используют текст псалма 27 на церковнославянском языке, на нем он звучит в храмах во время службы. Хвалебная песнь стала частью 4 кафизмы. В понимании этот вариант произведения, написанного пророком, сложный, поэтому многие верующие предпочитают читать перевод на русский язык.
С ударениями на церковнославянском языке
На русском языке
Текст молитвы псалом 27
На церковнославянском языке молитва используется в храмах священнослужителями. Песнь считается частью 4 кафизмы.
Если плохо понимаете язык церковный, можно читать псалом 27 на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
Псалом Давиду 1 К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́, да не когда́ премолчи́ши от мене́: и уподо́блюся низходя́щым в ров. 2 Услы́ши, Го́споди, глас моле́ния моего́, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́, внегда́ возде́ти ми ру́це мои́ ко хра́му свято́му Твоему́. 3 Не привлецы́ мене́ со гре́шники и с де́лающими непра́вду не погуби́ мене́, глаго́лющими мир с бли́жними свои́ми, зла́я же в сердца́х свои́х. 4 Даждь им, Го́споди, по дело́м их, и по лука́вству начина́ний их: по дело́м руку́ их даждь им: возда́ждь воздая́ние их им. 5 Яко не разуме́ша в дела́ Госпо́дня и в дела́ руку́ Его: разори́ши я́, и не сози́ждеши я́. 6 Благослове́н Госпо́дь, я́ко услы́ша глас моле́ния моего́. 7 Госпо́дь Помо́щник мой, и Защи́титель мой: на Него́ упова́ се́рдце мое́, и помо́же ми, и процвете́ плоть моя́, и во́лею мое́ю испове́мся Ему. 8 Госпо́дь утвержде́ние люде́й Свои́х, и Защи́титель Спасе́ний христа́ Своего́ есть. 9 Спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови ́достоя́ние Твое, и упаси́ я́, и возми́ я́ до ве́ка.
На русском языке
Псалом Давида 1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу. 2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему. 3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло. 4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими. 5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их. 6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих. 7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею. 8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. 9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
История написания
Псалом 27 был написан в одно время с рядом других, вошедших в сборник «Псалтырь». В этом эксперты, изучающие работы царя Давида, не сомневаются. Хвалебная песнь стала для пророка криком души, обращенным к Господу, таковой она остается и по сей день для современных христиан.
Тематика и 27-ого псалма схожа с тематикой 26-го, некоторые предполагают, что это произведение продолжает его. Исключать такую вероятность нельзя, ведь данный текст был сложен помазанником Божьим во времена его гонения, восстания, организованного Авессалома. Спасаясь от сына и его приближенных, Давид надеялся в скитаниях обеспечить себе безопасность. Все это время он надеялся на Всевышнего, его милость, молил о справедливом суде для вероотступников, о наказании для врагов. Важный акцент в произведении сделан и на теме спасения души праведника.
КАФИСМА ЧЕТВЕРТАЯ
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псалом Давиду, 24
1К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, 2и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. 3Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. 4Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. 5Наста́ви мя на и́стину Твою, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. 6Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. 7 Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твоей помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. 8Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющым на пути́. 9Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. 10Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющым заве́та Его, и свиде́ния Его. 11Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. 12Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т ему на пути́, его́же изво́ли. 13Душа́ его во благи́х водвори́тся, и се́мя его насле́дит зе́млю. 14Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его, и завет Его явит им. 15Очи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от сети но́зе мои́. 16При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. 17Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. 18Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. 19Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. 20 Сохрани́ ду́шу мою, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. 21Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди, 22 Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й его.
Псалом Давиду, 25
1 Суди́ ми, Го́споди, я́ко аз незло́бою мое́ю ходи́х, и на Го́спода упова́я, не изнемогу́. 2 Искуси́ мя, Го́споди, и испыта́й мя, разжзи́ утро́бы моя́, и се́рдце мое́. 3Яко ми́лость Твоя́ пред очи́ма мои́ма есть, и благоугоди́х во и́стине Твое́й. 4Не седо́х с со́нмом су́етным, и со законопресту́пными не вни́ду. 5 Возненави́дех це́рковь лука́внующих, и с нечести́выми не ся́ду. 6Умы́ю в непови́нных ру́це мои́, и обы́ду же́ртвенник Твой, Го́споди. 7Е́же услы́шати ми глас хвалы́ Твоея́, и пове́дати вся чудеса́ Твоя́. 8Го́споди, возлюби́х благоле́пие до́му Твоего́ и ме́сто селе́ния сла́вы Твоея́. 9 Да не погуби́ши с нечести́выми ду́шу мою, и с му́жи крове́й живо́т мой. 10И́хже в руку́ беззако́ния, десни́ца их испо́лнися мзды. 11 Аз же незло́бою мое́ю ходи́х, изба́ви мя, Го́споди, и поми́луй мя. 12 Нога́ моя́ ста на правоте́: в це́рквах благословлю́ Тя, Го́споди.
Псалом Давиду, прежде помазания, 26
1Госпо́дь просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Госпо́дь Защи́титель живота́ моего́, от кого́ устрашу́ся? 2 Внегда́ приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя́, оскорбля́юшии мя, и врази́ мои́, тии изнемо́гоша и падо́ша. 3Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. 4Еди́но проси́х от Го́спода, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего́, зре́ти ми красоту́ Госпо́дню и посеща́ти храм святы́й Его. 5Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол мои́х, покры́ мя в та́йне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. 6И ны́не се вознесе́ главу́ мою, на враги́ моя́: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Го́сподеви. 7Услы́ши, Го́споди, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. 8Тебе́ рече́ се́рдце мое́, Го́спода взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое́, лица́ Твоего́, Го́споди, взыщу́. 9Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Бо́же Спаси́телю мой. 10Яко отец мой и ма́ти моя́ оста́виста мя, Госпо́дь же восприя́т мя. 11Законоположи́ ми, Го́споди, в пути́ Твое́м и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг мои́х ра́ди. 12 Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. 13Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живы́х. 14 Потерпи́ Го́спода, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Го́споди, поми́луй (три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Псалом Давиду, 27
1 К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́, да не когда́ премолчи́ши от мене́: и уподо́блюся низходя́щым в ров. 2Услы́ши, Го́споди, глас моле́ния моего́, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́, внегда́ возде́ти ми ру́це мои́ ко хра́му свято́му Твоему́. 3Не привлецы́ мене́ со гре́шники и с де́лающими непра́вду не погуби́ мене́, глаго́лющими мир с бли́жними свои́ми, зла́я же в сердца́х свои́х. 4Даждь им, Го́споди, по дело́м их, и по лука́вству начина́ний их: по дело́м руку́ их даждь им: возда́ждь воздая́ние их им. 5Яко не разуме́ша в дела́ Госпо́дня и в дела́ руку́ Его: разори́ши я́, и не сози́ждеши я́. 6Благослове́н Госпо́дь, я́ко услы́ша глас моле́ния моего́. 7 Госпо́дь Помо́щник мой, и Защи́титель мой: на Него́ упова́ се́рдце мое́, и помо́же ми, и процвете́ плоть моя́, и во́лею мое́ю испове́мся Ему. 8Госпо́дь утвержде́ние люде́й Свои́х, и Защи́титель Спасе́ний христа́ Своего́ есть. 9Спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови ́достоя́ние Твое, и упаси́ я́, и возми́ я́ до ве́ка.
Псалом Давиду, исхода скинии, 28
1Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви, сы́ны о́вни, принеси́те Го́сподеви сла́ву и честь. 2Принеси́те Го́сподеви сла́ву и́мени Его, поклони́теся Го́сподеви во дворе́ святе́м Его. 3Глас Госпо́день на вода́х, Бог сла́вы возгреме́, Госпо́дь на вода́х мно́гих. 4 Глас Госпо́день в кре́пости, глас Госпо́день в великоле́пии. 5Глас Го́спода, сокруша́ющаго ке́дры, и стры́ет Госпо́дь ке́дры Лива́нския: 6и истни́т я́ я́ко тельца́ Лива́нска, и возлю́бленный я́ко сын единоро́жь. 7Глас Го́спода, пресеца́ющаго пла́мень огня́. 8Глас Го́спода, стряса́ющаго пусты́ню, и стрясе́т Госпо́дь пусты́ню Кадди́йскую. 9Глас Госпо́день сверша́ющий еле́ни, и откры́ет дубра́вы, и в хра́ме Его вся́кий глаго́лет сла́ву. 10Госпо́дь пото́п населя́ет, и ся́дет Госпо́дь Царь в век. 11Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.
Псалом песни, обновления до́му Давидова, 29
2 Вознесу́ Тя, Го́споди, я́ко подъя́л мя еси́, и не возвесели́л еси́ враго́в мои́х о мне. 3Го́споди Бо́же мой, воззва́х к Тебе́, и исцели́л мя еси́. 4Го́споди, возве́л еси́ от а́да ду́шу мою, спасл мя еси́ от низходя́щих в ров. 5 По́йте Го́сподеви, преподо́бнии Его, и испове́дайте па́мять святы́ни Его. 6Яко гнев в я́рости Его, и жи́вот в во́ли Его: ве́чер водвори́тся плачь, и зау́тра ра́дость. 7Аз же рех во оби́лии мое́м: не подви́жуся во век. 8Го́споди, во́лею Твое́ю пода́ждь добро́те мое́й си́лу. Отврати́л же еси́ лице́ Твое́, и бых смуще́н. 9К Тебе́, Го́споди, воззову́, и к Бо́гу моему́ помолю́ся. 10Ка́я по́льза в кро́ви мое́й, внегда́ сходи́ти ми во истле́ние? Еда́ испове́стся Тебе́ персть, или́ возвести́т и́стину Твою́? 11Слы́ша Госпо́дь и поми́лова мя: Госпо́дь бысть Помо́щник мой. 12Обрати́л еси́ плачь мой в ра́дость мне: растерза́л еси́ вре́тище мое́, и препоя́сал мя еси́ весе́лием. 13Яко да воспое́т Тебе́ сла́ва моя́, и не умилю́ся: Го́споди Бо́же мой, во век испове́мся Тебе́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Го́споди, поми́луй (три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В коне́ц, псалом Давиду, изступления, 30
2На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век: пра́вдою Твое́ю изба́ви мя и изми́ мя. 3 Приклони́ ко мне у́хо Твое́, ускори́ изъя́ти мя, бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя, и в дом прибе́жища, е́же спасти́ мя. 4Яко держа́ва моя́ и прибе́жище мое́ еси́ Ты, и и́мене Твоего́ ра́ди наста́виши мя, и препита́еши мя. 5Изведе́ши мя от се́ти сея́, ю́же скры́ша ми, я́ко Ты еси́ Защи́титель мой, Го́споди. 6В ру́це Твои́ предложу́ дух мой: изба́вил мя еси́, Го́споди Бо́же и́стины. 7Возненави́дел еси́ храня́щыя суеты́ вотще́: аз же на Го́спода упова́х. 8Возра́дуюся и возвеселю́ся о ми́лости Твое́й, я́ко призре́л еси́ на смире́ние мое́, спасл еси́ от нужд ду́шу мою́, 9и не́си мене́ затвори́л в рука́х вра́жиих, поста́вил еси́ на простра́нне но́зе мои́. 10Поми́луй мя, Го́споди, я́ко скорблю́: смяте́ся я́ростию о́ко мое́, душа́ моя́ и утро́ба моя́. 11Яко исчезе́ в боле́зни живо́т мой и ле́та моя́ в воздыха́ниих, изнемо́же нището́ю кре́пость моя́ и ко́сти моя́ смято́шася. 12От всех враг мои́х бых поноше́ние, и сосе́дом мои́м зело́, и страх зна́емым мои́м: ви́дящии мя вон бежа́ша от мене́. 13Забве́н бых я́ко мертв от се́рдца, бых я́ко сосу́д погубле́н. 14Яко слы́шах гажде́ние мно́гих, живу́щих о́крест, внегда́ собра́тися им вку́пе на мя, прия́ти ду́шу мою совеща́ша. 15Аз же на Тя, Го́споди, упова́х, рех: Ты еси́ Бог мой. 16В руку́ Твое́ю жре́бии мои́: изба́ви мя из руки́ враг мои́х и от гоня́щих мя. 17Просвети́ лице́ Твое́ на раба́ Твоего́, спаси́ мя ми́лостию Твое́ю. 18Го́споди, да не постыжу́ся, я́ко призва́х Тя: да постыдя́тся нечести́вии и сни́дут во ад. 19 Не́мы да бу́дут устны́ льсти́выя, глаго́лющыя на пра́веднаго беззако́ние, горды́нею и уничиже́нием. 20Коль мно́гое мно́жество бла́гости Твоея́, Го́споди, ю́же скрыл еси́ боя́щымся Тебе́, соде́лал еси́ упова́ющым на Тя пред сы́ны челове́ческими. 21Скры́еши их в та́йне лица́ Твоего́ от мяте́жа челове́ческа, покры́еши их в кро́ве от пререка́ния язы́к. 22Благослове́н Госпо́дь, я́ко удиви́ ми́лость Свою́ во гра́де огражде́ния. 23Аз же рех во изступле́нии мое́м: отве́ржен есмь от лица́ о́чию Твое́ю: сего́ ра́ди услы́шал еси́ глас моли́твы моея́, внегда́ воззва́х к Тебе́. 24Возлюби́те Го́спода, вси преподо́бнии Его, я́ко и́стины взыска́ет Госпо́дь, и воздае́т изли́ше творя́щым горды́ню. 25Мужа́йтеся, и да крепи́тся се́рдце ва́ше, вси упова́ющии на Го́спода.
Псалом Давиду, разума, 31
1Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния и и́хже прикры́шася греси́. 2Блаже́н муж, ему́же не вмени́т Госпо́дь греха́, ниже́ есть во усте́х его лесть. 3Яко умолча́х, обетша́ша ко́сти моя́, от е́же зва́ти ми весь день. 4 Яко день и нощь отяготе́ на мне рука́ Твоя́, возврати́хся на страсть, егда́ унзе́ ми терн. 5 Беззако́ние мое́ позна́х и греха́ моего́ не покры́х, рех: испове́м на мя беззако́ние мое́ Го́сподеви, и Ты оста́вил еси́ нече́стие се́рдца моего́. 6За то помо́лится к Тебе́ всяк преподо́бный во вре́мя благопотре́бно: оба́че в пото́пе вод мно́гих к нему́ не прибли́жатся. 7Ты еси́ прибе́жище мое́ от ско́рби обдержа́щия мя: ра́досте моя́, изба́ви мя от обыше́дших мя. 8Вразумлю́ тя и наста́влю тя на путь сей, во́ньже по́йдеши, утвержу́ на тя о́чи мои́. 9Не бу́дите я́ко конь и меск, и́мже несть ра́зума: брозда́ми и уздо́ю че́люсти их востя́гнеши, не приближа́ющихся к тебе́. 10Мно́ги ра́ны гре́шному, упова́ющаго же на Го́спода ми́лость обы́дет. 11Весели́теся о Го́споде, и ра́дуйтеся, пра́веднии, и хвали́теся, вси пра́вии се́рдцем.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй (три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам долги́ на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Таже тропари, глас 7:
Смире́нную мою ду́шу посети́, Го́споди, во гресе́х все житие́ ижди́вшую: и́мже о́бразом блудни́цу, приими́ и мене́, и спаси́ мя. Препла́вая пучи́ну настоя́щаго жития́, помышля́ю бе́здну мно́гих мои́х зол, и не име́яй окорми́теля помышле́ний, Петро́в провещава́ю Ти глас: спаси́ мя, Христе́, спаси́ мя, Бо́же, я́ко Человеколю́бец.
Слава: Ско́ро совни́дем в неве́стник Христо́в, да вси услы́шим блаже́нный глас Христа́ Бо́га на́шего: прииди́те, лю́бящии Небе́сную сла́ву, соприча́стницы бы́вше му́дрых дев, уясни́вше свещы́ на́шя ве́рою.
И ныне: Душе́, пока́йся пре́жде исхо́да твоего́, суд неумы́тен гре́шным есть и нестерпи́мый. Возопи́й Го́споду во умиле́нии се́рдца: согреши́х Ти в ве́дении и не в ве́дении, Ще́дрый, моли́твами Богоро́дицы уще́дри и спаси́ мя.
Го́споди, поми́луй (40)
И молитва
Тебе́, Го́споди, еди́ному Благо́му и Непамятозло́бному, испове́даю грехи́ моя́, Тебе́ припа́даю вопия́, недосто́йный: согреши́х, Го́споди, согреши́х и несмь досто́ин воззре́ти на высо́ту небе́сную от мно́жества непра́вд мои́х. Но, Го́споди мой, Го́споди, да́руй ми сле́зы умиле́ния, еди́ный Бла́же и Ми́лостивый, я́ко да и́ми Тя умолю́, очи́ститися пре́жде ко́нца от вся́каго греха́: стра́шно бо и гро́зно ме́сто и́мам проити́, те́ла разлучи́вся, и мно́жество мя мра́чное и безчелове́чное де́монов сря́щет, и никто́же в по́мощь спу́тствуяй или́ избавля́яй. Тем припа́даю Твое́й бла́гости, не преда́ждь оби́дящым мя, ниже́ да похва́лятся о мне врази́ мои́, Благи́й Го́споди, ниже́ да реку́т: в ру́ки на́шя прише́л еси́, и нам пре́дан еси́. Ни, Го́споди, не забу́ди щедро́т Твои́х и не возда́ждь ми по беззако́нием мои́м, и не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́: но Ты, Го́споди, накажи́ мя, оба́че ми́лостию и щедро́тами. Враг же мой да не возра́дуется о мне, но угаси́ его́ на мя преще́ния и все упраздни́ его де́йство, и даждь ми к Тебе́ путь неуко́рный, Благи́й Го́споди: зане́же и согреши́в, не прибего́х ко ино́му врачу́, и не простро́х руки́ моея́ к бо́гу чужде́му, не отри́ни у́бо моле́ния моего́, но услы́ши мя Твое́ю благо́стию и утверди́ мое́ се́рдце стра́хом Твои́м, и да бу́дет благода́ть Твоя́ на мне, Го́споди, я́ко огнь попаля́яй нечи́стыя во мне по́мыслы. Ты бо еси́, Го́споди, свет, па́че вся́каго све́та; ра́дость, па́че вся́кия ра́дости; упокое́ние, па́че вся́каго упокое́ния; жизнь и́стинная и спасе́ние, пребыва́ющее во ве́ки веко́в, аминь.
Смысл псалма 27
Стихи с 1 по 3: Царь просит Бога дать ответ на его покаяние и мольбу. Он надеется, что Всевышний не будет молчать и закрывать глаза на злые деяния беззаконников. Он не верит в то, что Господь отвергнет просьбы невинного, поэтому не перестает взывать к небесам. Давид признает, что он не безгрешен, в своей жизни он совершил много ошибок, о которых искренне сожалеет, рассчитывая на милость Единого Творца.
Стихи 4 и 5: В этой части произведения порок описывает свои чувства по отношению к предателям, из-за которых он вынужден спасаться бегством. Он верит, что Бог дарует покровительство ему и его родным. Он не желает смерти врагам, но хочет, чтобы их рассудили по справедливости.
Стихи с 6 по 8: Автор выражает надежду на спасение через веру в Господа, ведь он и есть самим спасением.
Псалтирь, Псалом 27
27 Давид воспевает настоящий псалом от лица уверовавших во Христа, прошением своим призывая в помощь Бога. А также в псалме заключается проклятие безрассудству иудеев, и молитва об отлучении от злой их части.
27:1 К Тебе Господи воззову; да не уподоблюся низходящим в ров. Божественному Писанию обычно рвом именовать ад.
27:3 Не привлецы мене со грешники. Грешниками называет народ иудейский, по сказанному иудеям Спасителем: аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (Ин. 8, 24). Они же суть и делающие неправду, потому что убили неповинного и праведного, кого Закон запрещал убивать. Глаголющими мир с ближними своими. Говорит это потому, что, называя Спасителя учителем и благим, замышляли против Него зло.
27:5 Яко не разумеша в дела Господня. То есть, не захотели приять собственного своего спасения.
27:7 И процвете плоть моя. Этим ясно проповедует Воскресение.
27:8 И защититель спасений Христа. Христом, называет здесь людей, помазанных на царское священие. Итак, говорит, сам Господь защитит и спасет Им и для Него помазанных.
27:9 И упаси я, и вознеси я до века. Ибо сам Он пасет нас, вместо Себя и как Себя самого послав нам Утешителя, а также возносит нас, т. е. являет высокими в будущие и бесконечные веки.
28 Настоящий псалом поется по отвержении израильтян и по введении на место их язычников. Это показывает и надписание: исхода скинии, ясно указывающее нам на исшествие израильтян.
28:1 Принесите Господеви сынове Божии. Сынами Божиими именует святых Апостолов, потому что научил их говорить: Отче наш, иже ҐбЁ на небесех (Мф. 6, 9). Принесите Господеви сыны овни. Под именем сынов овних разумеет тех, которые Апостолами из народа иудейского призваны к вере в Господа, или тех, которые уверовали из язычников, так как рождены они от отцев неразумных. Принесите Господеви славу и честь. Славу приносит Господу, кто благотворит, по сказанному: яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего (Мф. 5, 16); а также приносить честь, кто упражняется в добрых делах, по сказанному: чти Господа от праведных твоих трудов (Прит. 3, 9).
28:2 Поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Этим дается нам ясное повеление, что не должно покланяться вне Церкви; сказано же это по причине иномысленных сборищ. Итак, поклонение должно быть не вне Церкви, но в самом дворе Божием. Не вымышляйте себе, говорит, особенных дворов и собраний. Один есть святый Божий двор. Под именем двора можно еще разуметь восшедших в небесное жительство.
28:3 Глас Господень на водах. Водами называет множество спасаемых водами. Воды суть святые, потому что реки истекут из чрева их (Ин. 7, 38), т. е. духовное учение, которым напояют они слушающих. На таких-то водах Господь. Но, по сказанию истории, и Илия после бездождия слышал глас вод многих. Разумеет же и глас Бога и Отца на Иордане вещающий: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), и сей-то глас уподобляет грому.
28:5 Глас Господа сокрушающего кедры. Кедрами в этих словах обозначает сопротивные силы. И стрыет Господь кедры Ливанокии. Кедрами Ливанскими называет именитых в народе иудейском; потому что в божественном Писании Ливаном часто называется Иерусалим.
28:6 И истнит я яко тельца Ливанска. Телец означает жертвенник. И возлюбленный яко сын единорожь. Возлюбленный сонм Апостолов сделался сыном единорогов. Единороги суть святые пророки и патриархи, а сыны их — святые Апостолы: потому что в едином Боге имели рог и силу.
28:7 Глас Господа пресецающего пламень огня. Разумеет то обетование, какое дал святым, говоря: аще сквозе огнь пройдении, пламень не опалит тебе (Ис. 43, 2).
28:8 Глас Господа стрясающего пустыню. Сотрясающим и здесь названо повсюду слышимое, как и в словах: вшедшу Иисусу потрясеся весь град (Мф. 21, 10). Пустынею же именует Церковь из язычников, которая не имела древле ведения о Боге. И стрясет Господь пустыню Каддийскую. Кадис толкуется: святая; разумеется же святая Христова Церковь.
28:9 Глас Господень свершающий елени, и открыет дубравы. Елени суть святые; а свершающий значит приуготовляющий; потому что Он уготовал и послал святых Апостолов, по сказанному: шедше научите вся языки (Мф. 28, 19). Дубравами именует Церковь, потому что древле была матерью древ бесплодных. И в храме Его всякий глаголет славу. Господь уготовал и послал святых Апостолов, чтобы обратили в бегство демонов и привели язычников к познанию Бога.
28:10 Господь потот населяет. Потопом называет множество уверовавших, по сказанному: наполнится вся земля ведения Господня, якоже вода многа в мори покрыет (Авв. 2, 14). И сядет Господь Царь во век. Это подобно сказанному: поклонится всяко колено (Ис. 45, 23).
28:11 Господь крепость людем своим даст. И это подобно сказанному: вся могу о укрепляющем мя Христе (Флп. 4, 13). Господь благословит люди Своя миром. А это подобно сказанному: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14, 27).
29 Давид воспевает этот псалом по освобождении от греха, и как бы по обновлении покаянием души своей, которая издавна была домом Духа Святого. Воспевает также, принося благодарение об отпущении греха, молясь о том, чтобы пребывать безопасным от грехов в будущее время, и преподавая урок другим, если когда случится что-либо подобное, возносить молитвы Богу.
29:1 Псалом песни, обновления дому, в конец, Давиду. Обновление дома, или Церкви, бывает, когда, по истлении внешнего нашего человека, обновляется внутренний.
29:2 Вознесу тя Господи, яко подъял мя еси. (4). Спасл мя ҐбЁ от низходящих в ров. Рвом называет ад.
29:5 И исповедайте память святыни Его. Памятуя Божие человеколюбие, должны мы возносить песнопения.
29:6 Яко гнев в ярости Его; не потому что хочет гневаться, но потому что всякий грехом своим навлекает на себя гнев; ибо воля Его есть жизнь. Вечер водворится плачь. Этими словами означается благоуспешность покаяния. Ибо нет такого множества грехов, которого бы покаяние не пременило скоро в радость.
29:7 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Объясняет причину падения. Поелику, говорит, во время благоденствия думал я о себе много; то за это самое и приведен в смущение. Случилось же со мною это, не потому что Ты навел меня на то, но потому что отвратил только от меня лице Свое. Итак, поелику без Твоей силы не можем и стоять, то соделай, чтобы исполнять мне волю Твою и чтобы снова воссияла лепота души моей. Такую надежду имели и Адам, живя в раю до обольщения, и Езекия, победив ассириянина, чему ясно учит книга Паралипоменон, говоря, что вознесеся сердце Царя Езекии (2 Пар. 32, 25).
29:9 К Тебе Господи воззову.
29:10 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление. Умоляю извести меня из рва, ибо не исповестся Тебе персть. В том, чтобы сойти мне во истлениe, нет никакой пользы ни мне, ни другим. И меня лишаешь Ты жизни, и другие нимало не приобретут от меня спасения. А если услышишь глас мой, обратишь плач в радость, препояшешь меня веселием: то мне немалая будет в этом польза; ибо, восприяв прежнюю славу мою, во славе, а не с порочною совестью, возглаголю к Тебе. Это-то означает слово:
29:12 Растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием. Вретищем наименовал плач, потому что во время плача обычно облекаться во вретище. Вретище означает порок и невежество, потому что для вретищ берутся волосы козлов, поставляемых ошуюю (Мф. 25, 33), и молодого козла, отпускаемого в пустыню (Лев. 16, 10).
29:13 не умилюся.
30
30:1 В конец, псалом Давиду, изступления.
30:2 На Тя Господи уповах…
30:3 Приклони ко мне ухо Твое. Поелику вопль наш не достигает в высоту, то, по снисхождению ко мне, приклони ухо Твое.
30:5 Изведении мя от сети сея, юже скрыша ми. Ибо злоумышлявшие против души его уловили его. Чем же? Грехом.
30:6 Избавил мя еси, Господи Боже истины. Как услышанный уже, говорит это.
30:7 Возненавидел еси хранящия суеты вотще. Суетами называет развлечения настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся над суетою. За хранящим суеты идет во след тщета.
30:8 Возрадуюся и возвеселюся, поправ печаль и прочие страсти.
30:9 И неси мене затворил в руках вражиих, т. е. не предал врагам. Поставил еси на пространне нозе мои. Освободил Ты меня от скорби, даль мне покой и простор.
30:10 Смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Как оком называет ум в душе, так утробою память в душе, в которую как в утробу влагаем разумную пищу. Душа моя и утроба моя. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа иудейского.
30:11 Яко исчезе в болезни живот мой. Выражает озабоченность сердца. Скудость в самом необходимом истощила тело мое, потому что Сива и Верзеллий принесли Давиду пшеницу, и ячмень, и муку, и боб, и чечевицу, и мед, и многое иное, также ковры и постели, принесли же это и снеди для народа, говоря, что народ страждет голодом и изнемог от жажды в пустыне. И лета моя в воздыхании, то есть, проводил я годы свои, воздыхая по причине бедствий. Изнеможе нищетою крепость моя. Обнищав, лишаемый помощи Твоей за грех, изнемог я. И кости моя смятошася. Костями называет душевные силы.
30:12 От всех враг моих бых поношение. Враги мои, говорит, поносили меня; знаемые мои боялись меня, и видящие бежали от меня; потому что великое показал я покаяние, изнуряя себя во вретище и пепле, день и ночь проливая слезы, а потому, когда бежали они, был я в забвении, как действительно мертвый, казался подобным сосуду погубленному. Выражение же: от всех — не имеет значения паче всех, но значит: поносим был всеми, т. е. врагами. Так говорит и Акила: для всех врагов моих сделался поношением.
30:13 Мертв же от сердца, кто лишен добродетелей.
30:14 Яко слышах гаждение многих живущих окрест. Гаждением называет злоумышление, и говорит, что враги окружали его, злоумышляя против него. Прияти душу мою совещаша.
30:15 Аз же на Тя Господи уповах. Пленяя душу, пленяют сердце; потому что раздражительностью и похотением умерщвляют ум.
30:16 В руку Твоею жребии мои. Хотя враги злоумышляют, совещаваясь уловить душу мою, но жребии мои сохранены в руках Твоих, и Ты воздашь мне их во время свое, потому что на Тебя уповаю. Посему и прошу избавить меня от врагов в настоящее время. Хотя враги, собравшись, замышляют мне смерть, но я знаю, что Ты Бог и охранитель мой. Избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя. Бегай лукавства, говорит Апостол (Деян. 3, 26). Хотя преследует тебя лукавство, и именно — преследуют и прелюбодеяние, и любостяжательность, и раздражительность, и гнев, однако же прочее пусть остается назади.
30:17 Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею. С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное. Это единственный способ моего спасения, если просветишь лице Твое.
30:18 Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя. Из этого познаем, как велика разность между грехом и нечестием. Посему, великий Давид умоляет, как его самого освободить от стыда причиненного грехом, так со стыдом предать смерти живущих в злочестии.
30:19 Немы да будут устны льстивыя. Умоляю о том, чтобы онемели враги. А это будет, если просветишь лице Твое.
30:20 Коль многое множество благости Твоея, Господи! Как просвещенный уже Духом приносит благодарение за будущее. Давиду же обычно для выражения изумления речение «коль» употреблять нередко в значении весьма. Великая благость Твоя, какую сберегаешь и хранишь для нас. Ибо речение «скрыл ҐбЁ» употреблено вместо «сохранил», как и в сказанном: скры мя в селении Своем (Пс. 26, 5). Вместо же «сохранил», сказано: скрыл еси, потому что сокрытое хранится. Соделал еси уповающим на Тя, т. е. сделал в надлежащее время.
30:21 Скрыении их в тайне лица Твоего. Лице Твое бывает покровом уповающим на Тебя. От мятежа человеческа, покрыении их в крове от пререкания язык. Как бы покровом покроешь их, так что не повредят им вооружающиеся на них словом, и не уловят их нападающие самым делом.
30:22 Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения. Чрез меня, говорит, прославился Бог; потому что, когда вокруг меня стояли тысячи врагов, и покушались, наподобие великого града, осаждать мою душу, Страж мой, оградив меня оплотом, явил чудную милость Свою.
30:23 Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь. Когда я уничижал себя в бывшем со мною исступлении, когда смятеся яростию око мое, тогда сокрушался я, как отверженный за грех мой. Но хотя и сказал я это, однако же Ты, Человеколюбец, не отринул служителя Твоего.
30:24 Возлюбите Господа вcu преподобнии Его. Обращает речь к другим, оказанными ему благодеяниями призывая и убеждая и иных к исповеданию. И воздает излише творящим гордыню. Хотя и долготерпит гордым Господь, но и воздает излише творящим гордыню.
31 Давид, изображая великое свое злострадание, какое претерпевал во время покаяния, ублажает сподобившихся оставления грехов банею пакибытия. Псалом надписан псалмом «разума», потому что в нем особенно имеют нужду люди, которые, по сильной преклонности к страстям, уподобились коням и мскам.
31:1 Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Оставление беззаконий приобретается крещением, прикрываются же грехи горьким покаянием.
31:2 Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Ибо истинно блажен тот, кто к святому крещению приступает всем сердцем. А неискренне приемлющий крещение не только не получает оставления грехов, но еще будет осужден. Речение «яко» должно быть соединяемо с словом: обетшаша, чтобы речь была в таком порядке:
31:3 яко обетшаша кости моя от еже звати ми весь день, умолчах, будучи уже не в состоянии издавать глас. О чем же взывал он, как не о том, что испрашивал себе прощение во грехе?
31:4 Яко день и нощь отеготе на мне рука Твоя. По благости Твоей сильно вразумлял Ты меня, вразумлением сим обращая меня ко спасению. Вoзвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Терном называет грех. Смысл же речи таков: поелику грех вонзен был в душу мою, то я бедствовал.
31:5 Беззаконие мое noзнax. Показывает самый образ исповедания. Рех, исповем на мя беззаконие. Сказано: праведник себе самого оглаголник в первословии (Прит. 18, 17), и: глаголи ты грехи твоя прежде (Ис. 43, 26).
31:6 За то помолится к Тебе всяк преподобный, За прощенный мне грех будет молиться Тебе всякий из преподобных. Этим или подает ту мысль, что для всех будет он образцом покаяния, или как бы пророчествует, что по исполнении времен все народы от лица Давидова принесут. исповедание о грехе его. Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Кающегося, говорит, не потопит множество искушений.
31:7 Ты еси прибежище мое. Сказав о грехе изложенное выше, умоляет освободить его от бедствий, постигших за грех. И получает на это ответ; ибо человеколюбивый Господь говорит ему:
31:8 вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей. Молящемуся об избавлении от врагов Бог ответствует, обещая водить его путем правым.
31:9 Не будите яко конь и меск, имже несть разума. Учит грешников — не предаваться неразумным страстям. Браздами и уздою челюсти их востягнении. Речь обращена как бы ко Господу, а смысл сказанного таков: тех, которые не хотят принести покаяния, обрати к Себе как бы некоею уздою.
32 В этом псалме уверовавших уже во Христа учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходство могущества Его, а именно, что Он избавитель всех, что Он Господь, что Он уничижает лукавых и рассыпает советы их, а уповающих на Него спасает.
32:1 Радуйтеся праведнии о Господе…
32:2 Во псалтири десятоструннем пойте Ему. Десятострунным псалтирем называет тело, потому что имеет пять чувств и пять душевных деятельностей; ибо в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность души.
32:3 Воспойте Ему песнь нову. Ясно говорит, что закон Моисеев возымел конец.
32:4 Яко право слово Господне, т. е. слово евангельское. И вся дела его в вере. Должно веровать тому, что совершено Им боголепно.
32:5 Любит милостыню и суд Господь. Этого требует от верующих в Него. Посему, любит милость к кающимся, но любит и суд на непреклонных. Подобно сему и Исаия говорит Богу: милость Твоя на мерилех (Ис. 28, 17); потому что и милостыню подает Он с судом, весом и числом возмеряя по достоинству каждого. Милости Господни исполнь земля. Начинает доказывать, что Господь есть Творец всей твари и во-первых земли, которую исполнил милости, и которая не могла бы иначе и стоять, не быв ею исполнена. Конечно же, не состоялись бы и небеса, а равно и силы их, т. е. силы божественные и разумные, если бы не были поддерживаемы Словом Его.
32:6 Словом Господним небеса утвердишася. Здесь открывается учение о Святой Троице. И Духом уст Его вся сила их. Устами Божиими называет Духа Святого, ибо Им глаголавшие пророки говорили: уста бо Господня глаголаша сия (Ис. 1, 20).
32:7 Собираяй яко мех воды морския. Призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках, как сказано и в другом месте: призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице всея земли (Ам. 5, 8). Полагаяй в сокровищах бездны, то есть бездны запечатлевает как бы в сокровищницах, чтобы излившись не потопили сушу.
32:8 Да убоится Господа вся земля. Земля да не воздает более чествования демонам. От Него же подвижутся вcu живущии по вселенней. Живущие по вселенной люди, слыша о Нем, подвигнутся из прежнего своего состояния, в котором служили они идолам, и покорятся Создателю своему.
32:9 Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Бытие указывает на существенное в разумных тварях, а творение означает пременение их от худшего в лучшее. Темже аще кто во Христе, нова тварь. (2 Кор. 5, 17).
32:10 Господь разоряет советы языков, разумей народы духовно. Отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Ибо безуспешными соделал злоумышления всех иудеев, воскреснув в третий день. А cиe-то и было, чего Он хочет и что во век пребывает.
32:11 Помышления сердца Его в род и род. Разумеет те определения, какие совещавает для настоящего и будущего века. Помышления Божии суть целесообразные распоряжения, а сердце Боже — сокровенность сущности.
32:12 Блажен язык, емуже есть Господь Бог его. В этих словах именует блаженными верующих во Христа.
32:13 С небесе призре Господь. Сказал: призре, да не подумает кто, будто бы Господь не знает дерзких предприятий человеческих.
32:14 От готового жилища Своего, то есть уготованного, украшенного. Ибо как бы в жилище Богу назначено небо.
32:15 Создавый на едине сердца их. Один Бог знает сердца человеческие. Потому и Спаситель сказал иудеям: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (Мф. 9, 4)?
32:18 Се очи Господни на боящияся Его. Очами Господними именуется Господня всевидящая сила, или нередко Сын и Дух, так что Отец светов как бы посреди двух Светов.
32:19 И препитати я в глад, то есть, во время гонения, когда не будет духовной пищи, сам Господь препитает их Духом Святым.
32:20 Душа же наша чает Господа. Представляются в пример, как показавшие уже упование на Господа.
33 Давид, спасаясь бегством от Саула, пришел к Авимелеху, и на вопрос Авимелехов о причине пришествия, не признался в своем бегстве, сказал же, что прислан Саулом просить меча Голиафова. И поелику иное говорил, а иное думал, то в надписании псалма сказано: измени лице свое. Воспевает псалом сей народу новому, преподавая учение о духовном и евангельском служении.
33:1 Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и оеиде.
33:2 Благословлю Господа на всякое время…
33:3 О Господе похвалится душа моя. Если и оказываюсь достойным похвалы, потому что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать это должно не мне, но Богу. Он соделал меня известным, Он соделает меня и достославным. Да услышат кротцыи, и возвеселятся. Да возвеселится всякий праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом; потому что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется тем, чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения.
33:4 Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Как бы не имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит, чтобы и другие приступили к тому же и содействовали ему.
33:6 Приступите к Нему и просветитеся. Укрепившись в уповании тем, что уже получил, и других возводит к тому же.
33:7 Сей нищий воззва, и Господь услыша и. Из того, что было со мною, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо меня, который был человеком незначительным и пастырем овец, удостоил Он Своего пpoвидения и явил победителем врагов.
33:8 Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Это согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит он: не вcu ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)? Так молится и блаженный Иаков: Ангел, иже мя избавляет от всех зол моих (Быт. 48, 16). Так и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: Господь Бог послет Ангела Своего пред тобою, и поймении жену сыну моему Исааку оттуду (Быт. 24, 40). Так говорит и блаженный Захария: Ангел глаголяй во мне (Зах. 2, 3).
33:9 Вкусите и видите, яко благ Господь. Вкусите, говорит, истинного хлеба, сшедшего с небес. Блажен муж, иже уповает нань; потому что приимет будущую жизнь.
33:11 Богатии обнищаша и взалкаша. Это — народ иудейский. Взыскающии же Господа не лишатся всякого блага, разумеет другой народ из язычников.
33:12 Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас…
33:13 И устне твои еже не глаголати льсти. Предлагает язычникам учение, в котором первое — иметь страх Божий, второе — не осуждать брата, третье — удерживать уста от всякой льсти, четвертое — уклоняться от всякого зла и во всем стараться о добре; а сверх всего этого искать мира и держаться оного. Мир же есть Христос; а попечение о всем этом есть жизнь и дни благи.
33:15 Уклонися от зла, и сотвори благо: взыщи мира, и пожени и. Сказанному: уклонися от зла — учит страх; а сему: сотвори благо — любовь. И потому, кто любит, тот выше имеющего страх.
33:16 Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. За попечение о добродетели воздает великую награду — иметь зрителем Бога.
33:21 Хранит Господь вся кости их. Костями называет доблести душевные, — таковы: правда, воздержание, благочестие и всякая добродетель.
33:22 Смерть грешников люта; разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма.
Псалмы с ударениями и с русским переводом
Значения псалмов, составленные по толкованию протоиерея Григория Разумовского. Как читать псалмы.
Псалмы с ударениями и русским переводом.. Псалтирь читает иеромонах Вадим (Мохов). Для перехода на нужную страницу нажмите соответствующий значок.
Молитвы | Молитвы перед началом чтения Псалтири |
КАФИЗМА 1 | |
Назидательный псалом — блаженны те, кто которые ищут Господа Бога всем сердцем своим | |
Пророческий псалом о царстве Мессии Иисуса Христа. В защиту от врагов в напастях | |
Псалом в защиту от врагов, в напастях, во время скорби и в несчастиях | |
Псалом в защиту от врагов. Это наставительный урок о высоком достоинстве упования на Бога и преданности воле Божией. | |
Прославление Бога. Молитва души о спасении и о преодолении напастей | |
Покаяние и молитвенное исповедание перед Богом | |
Просьба о защите от зла, клеветы и благодарение Бога о помощи. | |
Прославление Бога. | |
Молитвы | Молитвы по окончании 1-й кафизмы |
КАФИЗМА 2 | |
Исповедание величия и чудес Божиих, упование на помощь Божию в защите от лжи и ненависти. | |
Упование на помощь Божию и Его Защиту, предупреждение о праведном суде Божием и наказании грешников. | |
Упование на защиту Божию. Защита от лжи и злобы. | |
Упование на Бога в смущении духа, защита от зла. | |
Упование на Бога в смущении духа, защита от зла. | |
Псалом назидательный, указывает путь к достижению Царствия Божиего | |
Пророчество о воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа. Благодарность Богу за ту радость, которая дает истинная вера. | |
Упование на помощь Божию в скорби, в смущении духа, в защите от врагов. | |
Молитвы | Молитвы по окончании 2-й кафизмы |
КАФИЗМА 3 | |
Прославление Бога и благодарность Господу за помощь и победу в борьбе со злом или врагами. | |
Прославление Бога. Мольба об очищении от грехов. | |
Прошение о помощи Божией | |
Благодарственная песнь Богу за дарование различных благ и также, за победу над врагами. | |
Пророческий псалом о страдании и воскресении Владыки Христа. Упование на Бога в смущении духа в скорби и в несчастиях | |
Упование на Бога. | |
Прославление Господа | |
Молитвы | Молитвы по окончании 3-й кафизмы |
КАФИЗМА 4 | |
В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражиих. Прошение у Бога прощения грехов | |
Прошение о помощи Божией | |
Упование на Бога, при унынии и оклеветании, в защиту от врагов, в напастях. | |
В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражиих. Благодарность Богу за оказанные милости и благодеяния. | |
Прославление Бога | |
Прославление Бога | |
Упование на Бога в смущении духа. Молитва об избавлении от клеветы и от козней врагов | |
Прошение у Бога прощения грехов. | |
Молитвы | Молитвы по окончании 4-й кафизмы |
КАФИЗМА 5 | |
Прославление Бога, вера в его силу, в Его милость к кающимся грешникам и помощь в трудных обстоятельствах | |
Благодарность Богу за его милости, прославление Бога. Предупреждение о недопустимости грехов, лжи, лести. | |
Прошение Бога о помощи во время бедствий, нападений врагов и от клеветы. | |
Прославление величия и правды Господа. Обличение лжи и злобы. | |
Поучительный псалом о том, что воздаяние грешникам неотвратимо, а праведникам Бог обязательно даст защиту и благость | |
Молитвы | Молитвы по окончании 5-й кафизмы |
КАФИЗМА 6 | |
Прошение у Бога прощения грехов. | |
Упование на промысел Божий. Покаяние в грехах, смирение в делах. | |
Молитва об окончательной победе над врагами и благодарение Бога за помощь. | |
Назидательный псалом: все испытания- по промыслу Божиему. В избавление от врагов по суду Божиему, а не отмщением. | |
Псалом учит терпению, в результате чего будут побеждены искушения. Упование на помощь и волю Божью в любых ситуациях. | |
Упование на помощь и волю Божью, при кознях вражиих. Надежда на праведный суд Божий | |
Молитва о помощи Божией. Поучительный псалом, как преодолевать напасти. | |
Прославление Бога, любовь к Нему и к Церкви. Поучительный псалом о справедливосте, правде и в милости Божией | |
Прославление Бога. Упование на покровительство Божие и уверенность в Его защиту от любых бед и несчастий | |
Молитвы | Молитвы по окончании 6-й кафизмы |
КАФИЗМА 7 | |
Прославление Бога | |
Прославление Бога, упование на его милость и защиту от нападений бесовских. | |
Поучительный псалом о том, что для спасения души нужно бояться Божиего суда за грехи, любить добродетель и удаляться от пороков. | |
Пророческий псалом о втором пришествии и неотвратимости справедливого суда Божиего за грехи. | |
Молитва о прощении грехов и в покаянии | |
Поучительный псалом о необходимости учиться терпению, особенно в обидах. При обвинениях в клевете, против злобы и врагов | |
Упование на Бога в смущении духа, защита от зла. | |
Упование на Бога, в Его защиту от врагов, от напастей. Благодарственная песнь Богу за помощь и спасение. | |
Прошение о помощи Божией во время бедствий,в скорбях, надежда на Его помощь | |
Молитвы | Молитвы по окончании 7-й кафизмы |
КАФИЗМА 8 | |
Упование на Бога в смущении духа и в гонениях | |
Прославление Бога. Упование на Господа и на Его покровительство | |
Упование на помощь и правосудие Бога, защищающего праведных от грешников. | |
Твердая вера в Бога и на его защиту от врагов и в напастях. | |
Прошение о помощи Божией и твердая надежда на эту помощь | |
Прошение о помощи Божией и прославление Бога | |
Упование на Бога и предупреждение о суетности упования на ложь и богатства | |
Упование на Бога и Его прославление | |
Прошение о помощи Божией в защите от врагов и клеветы | |
Молитвы | Молитвы по окончании 8-й кафизмы |
КАФИЗМА 9 | |
Прославление Бога за благодеяния. Просительная молитва о необходимом. | |
Прославление Бога и благодарение Его за то, что слышит наши молитвы | |
Прославление Бога, молитва о Его благословении. | |
Прославление Царствия Божиего. Защита от врагов. | |
Упование на Бога , мольба о помощи, находясь в тяжелом положении. Прославление Бога. | |
Молитва о помощи Божией в борьбе с опасными врагами | |
Молитвы | Молитвы по окончании 9-й кафизмы |
КАФИЗМА 10 | |
Молитва о помощи Божией в борьбе с опасными врагами. Прославление Бога | |
Восхваление Бога. Пророческий псалом о Христе. | |
Поучительный псалом о том, что настоящее счастье — в Боге, в общении с Ним, в упование на Его помощь, а не в материальных благах | |
Мольба о помощи Божией, упование на всемогущество Бога. Скорбь о том, что Бог отвратил свое заступничество | |
Упование на помощь и милость Божью. | |
Прославление Бога | |
Упование на Бога в смущении духа, во время скорби и в несчастиях | |
Молитвы | Молитвы по окончании 10-й кафизмы |
КАФИЗМА 11 | |
Предостережение о плачевности неверия в Бога, напоминание о Его могуществе | |
Мольба о том, чтобы Бог забыл наши грехи и помог нам | |
Мольба о том, чтобы Бог простил грехи и помог нам | |
Прославление Бога . Заповедь для людей о необходимости веры в Господа. | |
Обличение нечестности и лжи. Призвание Бога о справедливости | |
Надежда на Бога во время скорби и в несчастиях, прошение Его о помощи. Прославление Бога | |
Надежда на помощь Божию. Прославление Бога и Церкви | |
Поучительный псалом: Бог наказует за грехи, но прощает раскаявшихся. Упование на Бога и благодарение Его за милости | |
Молитвы | Молитвы по окончании 11-й кафизмы |
КАФИЗМА 12 | |
Упование на Бога и о помощи Божией для защиты от лжи, врагов. | |
Прославление Бога и Церкви | |
В отчаянии, просьба о том, чтобы Господь услышал твою молитву. Глубокая вера в помощь Божию в тяжелых ситуациях | |
Моление о помощи Божией в отчаянии, скорби о совершенных грехах. Прославление Господа, его милостей | |
Молитва-прошение Бога о милосердии | |
Упование на защиту Божию в любых обстоятельствах. | |
Молитвы | Молитвы по окончании 12-й кафизмы |
КАФИЗМА 13 | |
Прославление Бога, уверенность в Его защите и в справедливом суде над грешниками | |
Прославление Бога | |
Прошение Бога о защите от несправедливости. Поучительный псалом о том, что Бог сам (а не мы) разберется с беззаконнием | |
Прославление Бога. Предупреждение о наказаниях за грехи | |
Прославление Бога | |
Прославление Бога | |
Прославление Бога | |
Прославление Бога | |
Прославление Бога | |
100 | Назидательный псалом о качествах христианина |
Молитвы | Молитвы по окончании 13-й кафизмы |
КАФИЗМА 14 | |
101 | Моление о помощи Божией в отчаянии, прошение у Бога прощения грехов |
102 | Прославление Бога |
103 | Прославление Бога за Его благость и милосердие |
104 | Хвала и благодарение Богу, за различные милости. Ободрение и утешение претерпевшим в разные бедствия. |
Молитвы | Молитвы по окончании 14-й кафизмы |
КАФИЗМА 15 | |
105 | Хвала и благодарение Богу, за различные милости. Ободрение и утешение претерпевшим в разные бедствия. |
106 | Хвала и благодарение Богу, за различные милости. Ободрение и утешение претерпевшим в разные бедствия. |
107 | Прошение о помощи Божией и твердая надежда на эту помощь |
108 | Упование на помощь Божию, Обращение к Богу в глубокой скорби |
Молитвы | Молитвы по окончании 15-й кафизмы |
КАФИЗМА 16 | |
109 | Пророческий псалом о Христе. Вера в Бога и Его могущество |
110 | Хвалебный и благодарственный псалом Господу. |
111 | Хвалебный и благодарственный псалом Господу. Призыв людей к благочестию и добродетели. |
112 | Хвалебный и благодарственный псалом Господу |
113 | Прославление Бога и упование на Него. |
114 | Благодарственный псалом Господу Богу за избавление от бед |
115 | Благодарственный псалом Господу Богу за избавление от бед |
116 | Прославление Господа |
117 | Прославление Господа за помощь |
Молитвы | Молитвы по окончании 16-й кафизмы |
КАФИЗМА 17 | |
118 | Благодарение Богу за благодеяния. Призыв к познанию и выполнению закона Божия |
Молитвы | Молитвы по окончании 17-й кафизмы |
КАФИЗМА 18 | |
119 | Обращение к Богу в глубокой скорби и молитва о помощи |
120 | Упование на Господа и твердая вера в Бога |
121 | Упование на Господа, прошение о помощи и твердая вера в Бога. |
122 | Упование на Господа, прошение о помощи и твердая вера в Бога. |
123 | Благодарность Богу за избавление от зла. |
124 | Упование на Господа. |
125 | Упование на Господа, прошение о помощи и твердая вера в Бога. |
126 | Поучительный псалом о блаженстве человека, пользующегося милостью и благословением от Бога. |
127 | Поучительный псалом о блаженстве человека, пользующегося милостью и благословением от Бога. |
128 | Назидательный псалом о благоволении Божиего к рабам Своим |
129 | Молитва о Божественной помощи и возложение надежды спасения на Бога. |
130 | Упование на Господа |
131 | Благодарственная молитва Господу Богу. Прошение о помощи Божией |
132 | Назидательный псалом о необходимости мира и любви |
133 | Прославление Господа |
Молитвы | Молитвы по окончании 18-й кафизмы |
КАФИЗМА 19 | |
134 | Прославление Господа |
135 | Прославление Господа |
136 | Упование на Господа при скорбях и бедствиях. |
137 | Благодарственная песнь Господу за Его благоволение, за спасительную помощь в опасностях во время гонений врагами |
138 | Хвалебно-благодарственный псалом |
139 | В защиту от врагов и в напастях. Молитва к Богу об избавлении от вражеских нападений |
140 | Мольба в тяжелых обстоятельствах о том, чтобы Господь услышал твою молитву. Прошение о прощении грехов прошедшего дня. |
141 | Обращение к Богу в глубокой скорби. Мольба об избавлении от опасности, в гонениях |
142 | О помощи Бога во время нападений, во время скорби и в несчастиях |
Молитвы | Молитвы по окончании 19-й кафизмы |
КАФИЗМА 20 | |
143 | В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражиих. Благодарственная песнь Богу |
144 | Хвалебно-благодарственный псалом |
145 | Прославление Господа |
146 | Прославление Господа |
147 | Прославление Господа |
148 | О благодарении Богу: если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу |
149 | Прославление Господа |
150 | Прославление Господа |
151 | Прославление Господа, упование на Его защиту и помощь |
Молитвы | Молитвы по окончании 20-й кафизмы |
Молитвы | Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири |