Псалом Давида 100 на русском и церковнославянском языках

В основу псалма 100 положен один из сюжетов Библии, связанный с царем Давидом. Считается, что во время перевозки Ковчега Завета в Иерусалим он неожиданно упал на землю. Подданный Давида по имени Оза тотчас же подбежал к святыне и попытался вернуть ее на место.

Но в итоге он умер, потому что был недостоин даже касаться Ковчега. Процессия была тут же остановлена Давидом, а тот на протяжении трех месяцев сидел в раздумьях о том, что же могло стать причиной недовольства Всевышнего?

Поэтому суть псалма 100 сводится к безгрешному образу жизни и следованию законам Божьим.

Текст молитвы псалом 100

Молитва исполняется как на церковнославянском, так и на русском языке. Во время храмовой службы читается церковнославянский вариант. Дома можно использовать текст на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

Советуем изучить Молитвы от блуда

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

История псалма 100 и его толкование

Как было сказано выше, автором песнопения является царь Давид, на которого сильнейшим образом повлияла смерть одного из подчиненных, когда тот прикоснулся к святыне. Смысл молитвы сложен, но понять его вполне реально, если взяться за разбор каждого стиха песни.

  • Первая строка считается пророческой и объединяет в себе двойственность Бога. С одной стороны, Он всемилостив и готов прийти на помощь каждому, кто искренне верит в него. С другой стороны, за непослушание Он наказывает по справедливости. В себе Всевышний объединяет такие противоположные стороны, которые сложно назвать совместимыми. Тем не менее, Творец всегда соблюдает золотую середину в своих решениях.
  • Стих 2-3. В этих стихах автор размышляет о Создателе, как Судье. В своих раздумьях Давид ищет способ стать более праведным и поступать богоугодным образом. Таким образом, пророк приходит к выводу, что благочестивый человек – это тот, кто избегает корысти, зависти, зла и мыслями своими чист. Но даже этого мало на пути праведности. Человек может быть действительно праведным лишь в том случае, если ограждает себя от людей низких, подлых, не верящих в Господа.
  • Стих 4. Ложь – это медленный яд, который постепенно разрушает душу человека. Зло чуждо Господу, поэтому и человек должен быть очищен от него. В стихах даются советы по защите от зла. В первую очередь верующий должен сам понимать, что он слаб перед злом и не должен пускать его в свое сердце. Особенно это опасно для власть имущих. Поэтому для старых и молодых правителей важно слушать добрые советы и остерегаться злых. От злых советчиков избавляться сразу, добрых ценить и уважать.
  • Стих 5. В этих строках содержатся пророческие мысли, связанные с подлыми и лукавыми людьми. Такие люди способны предать. Предательство может убить человека. Поэтому автор говорит нам о том, что такие люди в окружении лишь навлекут на себя и ближних гнев Божий. Следует избегать заговорщиков и лжецов.
  • Стих 6-7. Давид, опираясь на свой личный опыт, сообщает, что злые люди разрушают царство. Добрые созидают и укрепляют его. Добрые дела следует делать с людьми, которые близки к Господу. Только тогда можно получить Его благословение. В завершении псалмопевец сообщает о злых помыслах. Они будут быть разными. Задача не только царя, но и каждого праведного человека – уничтожать ростки зла, пока те не пустили корни в душу человека. Малое зло слабо, но оно может окрепнуть и исказить взгляд человека на жизнь.

Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским

Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.

Аллилуйя

Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»

1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.

Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.

2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.

Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.

4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.

Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;

Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

Советуем изучить Псалом давида 76 на русском и церковнославянском языках

Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.

12 юноши и девицы, старцы и отроки

Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.

Когда и для чего читается псалом 100?

Псалом по большей части предназначен для чтения в храме. Специальное время – конец первого часа вечернего богослужения. Текст изобилует истинами, поэтому его можно использовать, например, для того, чтобы унять скорбь души скорбящего.

Для благочестивых людей песнопение поможет возвести святой щит над домом, укрыть его от зла и злых людей. Благодать и помощь также даруется людям, которые, будучи в храме во время молитвы, стараются проникнуться всем смыслом песни. Стоит отметить, что молитва помогает очиститься от греха.

Толкование псалма 126

Песнь была написана для конкретных событий, которые происходили с еврейским нардом, но со временем она стала универсальной. Любому христианину следует знать текст псалма 126, так как главная мысль, которая прослеживается в нём – только на Господа следует надеяться и следовать Его воле в любой ситуации.

Толкование псалма 126 лучше разбирать по стихам:

  • Стих 1 – не одно дело, строение и решение не будет удачным, если не будет благословения Господа. Дом здесь выступает понятием собирательным, по которым следует понимать не только здание, но даже и семью.
  • Стих 2 – с Божьей милостью любая работа будет спориться, в то время как неугодный Господу труд с утра до ночи не принесет ни мирских благ, ни покоя. Праведный же, благословленный Богом, обретет спокойствие и сон.
  • Стих 3-5 – высшая милость Божья – это дети. Никогда они не рождаются без воли Господа, поэтому их стоит принимать как дар, как подарок от Бога. Для мудрого человека дети будут поддержкой и оружием, как стрелы в колчане, которые должны служить на благо, то есть воспитываться правильно.

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич) о псалме, который необходимо знать каждому, стремящемуся к порядку и гармонии.

Пожалуй, нет больше ни в одном псалме такого клятвенного обещания слушаться Бога, как в 100-м псалме. Царь Давид дает торжественную клятву Господу, предлагая при этом идеальные правила жизни и управления.

Порядок должен быть везде и всегда: в делах, в мыслях. Поэтому данный псалом необходимо знать каждому, ведь любому из нас есть где наводить порядки.

«Милость и суд воспою Тебе, Господи»

Господи, уповаю на милость Твою, суда же Твоего убоюсь. Но упование мое не повод к своеволию, страх же Божий ведет к мудрости, а не к отчаянию.

«Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придешь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего»

Мое самое большое желание – соблюдать заповеди Твои. Они утешают меня и вдохновляют.

Поступать по совести, искать Твою справедливость – путь мой. Не лгать ни Тебе, ни людям – выбор мой.

Ходить в непорочности сердца – стремление мое.

Слово Твое – главное правило жизни моей, им направляюсь и руководствуюсь.

Единственный порыв – угодить Тебе, прославить Тебя.

«Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю»

Не хожу на собрания нечестивых, не хочу знать беззаконников и тех, кто предает Тебя.

Уши мои закрыты для слов бесстыдников, глаза – для соблазнителей. В сердце есть только жажда одна – познать Тебя, Господи.

Участь беззаконников страшит меня. Священным трепетом пред Тобою наполнена жизнь моя.

«Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, – пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность. Если стопы мои уклонялись от пути и сердце мое следовало за глазами моими, и если что-либо нечистое пристало к рукам моим, то пусть я сею, а другой ест, и пусть отрасли мои искоренены будут» (Иов. 31:5–8)

«Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими»

Друзей и помощников имею верных и добросовестных; надменных, лгунов и клеветников не пускаю на порог. Порочные пороком и себя губят, и других.

«С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие»

Верен Тебе, Господи! Царство Твое наступит и правда Твоя восторжествует вовек!

Записала Наталья Горошкова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]