Псалом Давида 140 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 140

На сегодняшний день молитва существует в двух вариациях. На церковнославянском языке ее читают в церквях во время службы. Дома, для того чтобы понять смысл произведения, дозволяется использовать адаптированный под русский язык вариант текста.

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

История написания

Как и большинство песен Псалтыря, это произведение принадлежит царю Давиду. Исследователи полагают, что его написание приходится на период правления царя Саула, когда этот разгневанный тиран стремился убить бывшего пастуха Давида, который был помазан на царство самим Господом.

Много лет скитался будущий пророк по пустыне, размышляя о своей судьбе. У него было много возможностей покончить с завистливым правителем, но тот не стал этого делать. В уповании на милость Господа и его поддержку, жил Давид и писал эту песнь.

Псалтирь 140 глава 1 стих

Слова этого псалма, можно сказать, все знают и во всяком возрасте постоянно поют, но смысла их не разумеют. Это не малого заслуживает осуждения — каждый день петь и устами произносить слова, а не стараться вникнуть в силу мыслей, заключающихся в словах. Кто видит чистую и прозрачную воду, тот не может удержаться, чтобы не приблизиться, не взять и не испить ее, и кто часто ходит на луг, тот не может уходить оттуда, не собравши несколько цветов; а вы, с раннего возраста до глубокой старости продолжая повторять этот псалом, знаете только слова его, сидите у закрытого сокровища, носите с собою замкнутый кошелек, и даже из любопытства никто из вас не старался узнать, что значат эти слова, никто не исследовал, не вникал. Между тем нельзя сказать и того, чтобы этот псалом был ясен и всех клонил ко сну, чтобы в нем не оставалось исследовать ничего, так как все находится на виду. Нет, он неясен, и в состоянии разбудить того, кто засыпает, и даже того, кто уже крепко спит. Что значит, например: «не уклони сердце мое к словам лукавым

»? Что значит: «
наставит меня праведник милостиво и обличит меня
? А следующее затем, скажи мне, не темнее ли всякого мрака? «
Но и молитва моя (да не будет) в благоволении у них. Пожраны были близ камня судии их, услышаны были слова мои, ибо они могущественны
» (ст. 4–6). Но не смотря на то, что в этом псалме столько неясного, многие пробегают его без внимания, как бы какую–нибудь песню. Впрочем, чтобы, слишком распространяясь в укоризнах, не сделать слова своего тяжким, приступим к объяснению сказанного. Слушайте со вниманием, потому что, я думаю, отцы установили читать этот псалом каждый вечер не напрасно и не для одного, находящегося в нем, выражения: «
поднятие рук моих — да будет (как) жертва вечерняя
». Тоже самое выражение встречается и в других псалмах, как например: «
вечером и утром и в полдень поведаю, и возвещу, и Он услышит голос мой
» (18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,Пс. 54:18); и еще: «
Твой — день и Твоя — ночь
» (16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;Пс. 73:16); и еще: «
вечером водворится плач, а утром — радость
» (6 ибо на мгновение гнев Его, на
всю
жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.Пс. 29:6); и много можно найти псалмов, приличествующих вечернему времени. Следовательно, не поэтому отцы избрали этот псалом, но заповедали читать его, как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов, чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжение дня, находясь на площади, или дома, или в другом каком–нибудь месте, мы очистили при наступлении вечера посредством этой духовной песни. Она есть врачевство, которое истребляет все подобное. Таков и утренний псалом, — ничто не препятствует нам кратко упомянуть и об нем, — он воспламеняет любовь к Богу, возбуждает душу и, сильно воспламенив ее и исполнив великой благости и любви, в таком расположении позволяет приступать к делу. Посмотрим же, чем он начинается и чему научает нас. «
Боже, Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь, возжаждала Тебя душа моя
» (2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,Пс. 62:2). Видишь ли, как он высказывает слова воспламененной души? А где любовь к Богу, оттуда убегает всякое зло; где память о Боге, там забвение грехов и прекращение зла. «
Так бы и явился к Тебе во святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!»
(3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:Пс. 62:3). Что значит: «
так»?
С такой, говорит, преданностью, с такою любовью, чтобы видеть славу Твою, которую можно видеть везде на земле. Но чтобы нам, оставив находящееся под руками, не заняться посторонним, отсылаем слушателя к тому, что сказано об этом псалме, а сами обратимся к предложенному теперь. Что же говорит пророк? «
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня
». Что, скажи мне, говоришь ты? Потому ли, что ты воззвал, требуешь быть услышанным, и представляешь эту причину, как достаточную, чтобы тебе быть услышанным? Следовательно, теперь нужны люди с громким и сильным голосом? Но это было бы неосновательно. Чем согрешил тот, у кого голос слабый и тихий и язык медленный? Не таков ли был Моисей, и однако он был услышан скорее всех? Не больше ли всех взывали иудеи, и однако Бог не внял молитвам их? Сильный и слабый голос — это совершенство и недостаток природы; но это не служит основанием ни быть услышанным, ни быть неуслышанным, потому что не заслуживает ни похвалы, ни порицания. Бывает много природных совершенств и у порочных людей. Не был ли благообразен и прекрасен Авессалом, и даже до кудрей волос не простиралась ли красота тела его? И что же? Не был ли плешив Елиссей, так что дети смеялись над ним? Но ни первому красота не принесла никакой пользы, ни последнему неблагообразие не причинило вреда. Что я говорю о слабом голосе, или медленном языке, когда и молчавший Моисей и не говорившая Анна были услышаны? А обращаясь к иудеям, Бог сказал: «
когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу
» (15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.Ис. 1:15). Что же выражает Псалмопевец словами: «
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня
»? Он разумеет здесь внутреннее воззвание, которое произносит сердце воспламененное и дух сокрушенный, которое произнося и Моисей был услышан. Как человек, взывающий голосом, напрягает всю свою силу, так и взывающий сердцем напрягает весь ум свой. Такого воззвания требует Бог, воззвания, которое происходит от сердца и не дозволяет поющему зевать и развлекаться. Впрочем, не только Он требует такого воззвания, но и молитвы к Нему. Есть много людей, которые стоят и не взывают к Богу; уста их взывают к Богу и произносят имя Божие, а ум не разумеет ни одного слова. Такой человек не взывает, хотя и громко произносит слова, и не молится Богу, хотя и кажется молящимся Ему. Не так — Моисей; он взывал, и был услышан; потому и Бог сказал ему: «
что ты вопиешь ко Мне?»
(15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,Исх. 14:15)? И не только когда взывал, но и когда молчал, он получал желаемое, потому что оказывался достойным того, чтобы быть услышанным. Если хочешь видеть и грешников, усердно молившихся, громко взывавших и получавших просимое, то посмотри на блудницу, молившуюся молча; посмотри на мытаря, получившего оправдание одною молитвою. Так взывает и Псалмопевец, почему и говорит: «
Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня
»; поэтому и просит быть услышанным. «
Когда я взываю к Тебе
». Посмотри и на другое достоинство его молитвы. Не потому он просит быть услышанным, что молится усердно, но и потому, что приносит молитву, достойную недремлющих очей Божиих. Какая же это молитва? Та, когда кто молится не против врагов, не о богатстве и прибытке, не о власти и славе, и ни о чем–нибудь из благ тленных, но о благах нетленных и вечных. «
Ищите же
», говорит Господь, «
прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
» (33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.Мф. 6:33). «
Когда я взываю к Тебе
». Видишь ли, как он желает, чтобы и мы взывали с усердием, с ревностью? Ведь в это особенно время диавол строит нам козни. Он знает, что молитва есть величайшее оружие, и что, хотя бы мы были грешниками и достойными осуждения, мы можем совершить многое, если молимся с ревностью и согласно с законами Божиими; потому он тогда и старается вселить в нас беспечность и внушить порочные помыслы, чтобы сделать для нас молитву бесплодною. Зная это, мы должны охранять от него наше усердие и никогда не молиться против врагов, но подражать апостолам. Они, претерпевши тысячи бедствий, находясь в узах, подвергаясь крайней опасности, прибегали к молитве и говорили: «
воззри на угрозы их
». А затем что? Не говорили: сокруши или умертви их, как многие часто говорят с проклятиями; нет, а что? «
Дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое
». Как и каким образом? Не умерщвлением ли противников? Не уничтожением ли и погублением их? Нет, а как? «
Как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса
» (29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,Деян. 4:29, 30). Видишь ли молитву, исполненную любомудрия, в которой и после таких бедствий не испрашивается никакого наказания врагам? Но так молились они, находясь еще в живых и имея дыхание; а Стефан, уже оставляя настоящую жизнь, не только не просил зла врагам, но и старался бросавших в него камни и убивавших его спасти молитвою своею от гнева Божия за такое их беззаконие и взывал: «
Господи! не вмени им греха сего
» (60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.Деян. 7:60). Какое же может быть прощение, какое оправдание тем, которые молятся против врагов? Как может быть услышана такая молитва, когда она возносится вопреки заповедям Божиим? Не будем же говорить ничего подобного. Нам не только не должно молиться против врагов, но даже должно истреблять в себе гнев против них; потому и говорит апостол: «
желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения
» (8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;1 Тим. 2:8); т. е. если ты имеешь врага, то истреби гнев, и таким образом приступай к Господу, и не только устами не говори ничего против него, но и душу очисти от этого яда. Если такова будет молитва твоя, и если ты будешь усердно призывать Бога, то прежде, нежели окончишь молитву, будешь услышан. Этого и просит Псалмопевец, когда говорит: «
вонми гласу моления моего, когда я взываю к Тебе
». И сам Бог обещал это: «
ты воззовешь
», говорит, «
и Он скажет: «вот Я!»
(9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,Ис. 58:9).

Для чего читают псалом 140?

Псалом 140 читают в тех случаях, когда опасности подступают к вам и вашему дому. Такой опасностью могут стать семейные неурядицы, когда нет согласия между ближними своими. Если вас жестоко обманули, молитва поможет определить лжеца и наказать его по всей строгости Божьего Закона.

Такое может случиться, когда несправедливый начальник обвиняет вас в ошибках других, из-за чего может пострадать ваша карьера.

Песнопение можно использовать для простого восхваления Господа. Воля Всевышнего такова, что даже ничего не попросив, вы получите благословение.

Евфимий Зигабен

Пожерты быша при камени (как камень) судии их

Судии, говорит, т. е. владельцы беззаконных, которые начальствуют и властвуют над ними, исчезли подобно тому камню, который, будучи брошен в море, поглощается им и делается невидим, так что не остается и следа и признака его. Cиe сказал тот же Давид и в другом месте о нечестивом: и я мимо шел, и вот не было его, и искал его, и не нашлось место его ( Псал. 36, 36 ) ; каковыми словами выражает то, что нечестивый вырывается с корнем, так что и имени его не остается. А выражение: поглощены, употреблено вместо: будут поглощены — в прошедшем времени вместо будущего: он пророчествует сим о погибели беззаконных.

Другой перевел так: Исторгнутся силою (рукою) камня. А выражение: εχομενα, по словам Златоуста, значит: Близ, т. е. как брошенный в море камень делается невидимым; так и все блaгoдeнствиe их скрывшись не будет более приметно. Феодорит: Не в продолжительном, говорит, времени пропадут и те, которые имели верховную власть подобно скрывающимся в морских водах подводным камням и потонуть, иначе, будут преданы забвению.

Услышатся глаголи мои, яко возмогоша (как могущественные)

Симмах перевел: услышать слова мои (как) приятнейшие: примут, говорит, сведущие и благоразумные к сердцу своему слова мои, как сладкие и приятные, поелику они истинны и полезны.

Слова Евсевия: Когда предсказанное наказание злым сбудется, тогда мои слова получат истинную достоверность, и благоразумные примут оные, как истинные и полезные.

Толкование псалма 140

  • Стих 1-4. В этих стихах не слышится жестокости автора. Для Давида смерть человека сама по себе противна. Поэтому он умоляет Всевышнего сохранить жизнь его врагам и лишь защиты он просит у Него. Автор считает, что справедливость достигается не только кровопролитием, ибо Божественный промысел суров, но священен.
  • Стих 5-10. В этих стихах сравнивается могущество безбожников и Бога. Сильные мира сего, что отвернулись от Господа, обладают огромной властью лишь на земле. Иные материи им неподвластны. Чего нельзя сказать о Всевышнем, который, как главный судья, распоряжается тем, в чьих руках будет капля могущества Его. При определенных условиях Он способен забрать власть у нечестивца и покарать безумца. Именно на такой исход событий уповает Давид, моля Господа о помощи. Поступки автора песнопения не подлежат осуждению, на них нет греха.

140:1 Псалом Давида. Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Давид, взывая в молитве к Богу, всегда надеется, что будет услышан и ответ не замедлит прийти, настолько близок был Давид к Господу.

140:2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. Он понимал, что не всякое слово человеческое Бог воспринимает, не всё ему из уст человеческих нравится слышать, поэтому он тщательно подбирал слова и старался вкладывать в них такой смысл, чтобы Богу приятны были речи его, как приятно вдыхать благоухание фимиама, сожигаемого на золотом жертвеннике.

140:3,4 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; 4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных Давид осознаёт, что извинения после того, как делаются дела греховные — лукавство есть: не нужно делать того, за что потом приходится извиняться, ведь человек, наученный Господом, всегда знает, ЧТО он делает неправильно и не по правде Божьей, а что — правильно. Поэтому и просит Бога помочь ему хотя бы не лукавить устами, уж если сердце иногда уклоняется к мыслям, а руки — к делам греховным

вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Так поступают все нечестивые, то есть, и все мы (ибо нет на земле праведника ни одного) : сначала делаем зло, а потом надеемся на прощение через извинения. Давид не желает быть соучастником в этом, но и понимает также, что ему самому сложно противостоять множеству соблазнов, исходящих от делающих беззаконие.

140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; Давид желает обличения , вразумления и даже наказания от праведников: он не рассматривает это как злодеяние и хотя неприятно терпеть наказание — от него всегда есть польза тому, кто стремится к достижению праведности. Праведники, по крайней мере, могут помочь Давиду исправить пути свои и стать лучше в глазах Бога, ибо и они точно знают, как это сделать.

но мольбы мои — против злодейств их.Чьих злодейств? Праведников? Нет, Давид здесь продолжил мысль о том, что он категорически против наказания от руки нечестивых, он рассматривает все их виды наказаний — как злодейства нечестивых, не приносящих никакой пользы тем, против кого они направлены.

140:6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Организаторы нападений на Давида знают, что ничего плохого он не замышляет против них, но, тем не менее, не останавливаются в охоте за тем, чтобы довести его до падения пред Богом.

140:7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Давиду кажется, что страдания от этих преследований — нестерпимые, он недалёк от гибели, и в эти минуты Давид как никогда надеется на помощь Господа в том, чтобы устоять ему и не согрешить. Потому что в минуты отчаянья очень часто хочется поступить по-своему и можно вытворить что-нибудь такое, что окажется после непоправимой бедой.

140:8,9 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! 9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.

Если Бог не поможет уберечься от сетей беззаконников, то никто не поможет Давиду устоять против них, настолько велика сила давления нечестивых. Нельзя её недооценивать.

140:10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду. Однако Давид уверен, что Бог не допустит его гибели, он переживёт всех нечестивых и останется с Господом, ибо сам очень сильно не только желает достичь этого, но и прилагает усилия для достижения желаемого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]