В сознании людей прочно закрепилось убеждение, что тот кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православных текстах, посвященных взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского текста: «Праведник милует души скотов своих». Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит с человека и за его отношение к животным.
Свинина — это запрещенное, во многих религиях, животное для употребления в пищу, а в российской мифологии, этому животному еще и покровительствовали.
Святой Василий Великий считается покровителем свиней, а также покровителем тех, у кого в хозяйстве имеются свиньи. Накануне Васильева дня (1 января) полагалось есть свинину, а в некоторых местах еще сохранилась традиция обходить дома и собирать свиные ноги и пироги. У наших предков свиное мясо было основным угощением, начиная с Васильева вечера и до самых Рождественских святок.
Святой Василий Великий
Святитель Василий Великий родился в Каппадокии (современная Турция) около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи.
Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом.
Образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе.
Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.
Первые шаги Василия Великого на христианском поприще
Василий удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении, он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов.
Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.
В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.
Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.
Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».
В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.
В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».
Свиноводство и свиньи
В Священном Писании животные упоминаются довольно часто. Самый, пожалуй, известный персонаж — это ослица прорицателя Валаама, которая заговорила человеческим языком, протестуя против побоев. С тех пор в обиход вошло крылатое выражение «Валаамова ослица», которое применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому, человеку. Не менее известны и гадаринские свиньи, в которых вошли бесы, изгнанные Христом из бесноватого. После того, как в стадо вошел легион бесов, обезумевшие свиньи бросились с обрыва в море. Есть в Библии и упоминание о других домашних животных. Но эти факты известны далеко не всем.
пововествующая о превращении демонов в свиней.
Открывая православные молитвословы «На всякую потребу» можно увидеть, к примеру, такие заголовки «Василий Великий — покровитель свиней». Что-то более кощунственное трудно придумать. Действительно, в народе сложилась такое предание, что святой Василий помогает в такой отрасли крестьянского хозяйства, как свиноводство, то есть покровительствует тем людям, которые разводят свиней. Но вот чтобы самим свиньям — это уж слишком. К сожалению, таких книг издается немало, и пользуются они огромным спросом. Таким образом, Святой Василий покровитель свиноводов и свиноводства, но не свиней!
Сие же достойным смеха мне представилось, что некто обещал воздерживаться от свиного мяса. Поэтому благоволи поучать таковых, чтобы воздерживались от нерассудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей непогрешительных. Ибо никакое же создание Божие достойно отвращения, со благодарением принимаемое (1 Тим. 4:4). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно.
Не чиста животинка свинья, да нет у Бога ничего нечистого.
Возможно святитель Василий не является автором этого правила, а просто счёл необходимым записать то что ему показалось благоразумным и важным. Народ же всегда чувствует то что ему близко. У Василия Великого много других правил, но народ приклеил ему ярлык покровителя свиноводства и окружил своё верование легендами, дабы никто не смел оспаривать этого.
LiveInternetLiveInternet
Всем привет! Если вы немного интересуетесь вопросами религии, в целях собственного развития или для душевного спокойствия, то знаете, что в христианстве есть понятие святого, как покровителя того или иного явления, вида деятельности, местности и даже животных. Например, покровителем медицины и больных является Святой Пантелеймон, а покровительницей студентов является Святая Великомученица Татьяна. Кроме широко известных покровителей есть еще другие святые, покровительство которых можно иногда считать историческим недоразумением. Хотя, каждому свое, для образования знание таких святых лишним не будет
Святой Амброзий — покровитель пчеловодов
Святой Амброзий родился в семье римских патрициев, получил хорошее образование, знал греческий язык, римскую философию, а также писал стихи. Существует легенда, что когда он был еще младенцем и лежал в люльке, на его лицо присел рой пчел, а после того, как насекомые улетели, все лицо было в меду. Отец мальчика посчитал это знаком свыше (я бы тоже посчитал, если бы это была правда), что его ребенок будет искусен в ораторстве и убеждении людей. Позже Святой Амброзий получил прозвище «Доктор с медовым языком» за свое умение утихомирить и убедить толпу в своей правоте.
Святой Антоний Аббатский — покровитель свиней и гробовщиков
Связь между Антонием Аббатским и свиньями очень тонкая. Во время, когда он жил, а это 3-4 век нашей эры, многие заболевания кожи излечивались с помощью свиного жира, что снимало воспаление и успокаивало зуд. Антоний часто лечил больных таким способом, и на картинах и гравюрах он изображен в компании свиньи. Позже люди, которые видели такую картину, напрямую связывали Антония и свинью, а те, чья деятельность была связана с выращиванием свиней, стали называть его своим покровителем. Также Антоний на закате своей жизни подружился с Святым Полем-отшельником (Saint Paul the Hermit), который после его смерти похоронил его. Это стало поводом к признанию работниками лопаты Антония Аббатского как своего покровителя.
Святой Себастьян — покровитель непослушных детей
Святой Себастьян жил в Милане в 3 веке и был капитаном преторианских гвардейцев — как бы сейчас сказали, элитного подразделения, охраняющего самых высокопоставленных особ. Как оказалось позже, он к тому же был хорошо законспирированным христианином, и тайно обращал римлян в христианство. При чем тут капризные и непослушные дети? Оказывается, в его бытность еще капитаном гвардейцев были арестованы двое детей — Маркус и Марцелианус, которые плохо отзывались об императоре и были христианами. Дети были заточены в тюрьму и под страхом смертной казни им было приказано принести жертвы римским богам для подтверждения своего преклонения перед императором. Себастьян якобы переубедил их не отступать от христианской веры, и Маркуса с Марцелианусом казнили. После арестовали самого Себастьяна, судили и приговорили к смертной казни. Его привязали к дереву и расстреляли из луков. После этого бывший гвардеец чудом выжил, и продолжил обращать сограждан в христианство. После этого его приговорили еще раз и забили до смерти. Такая противоречивая судьба…
Продолжение следует…
Православные покровители других животных
У каждого вида сельскохозяйственных животных есть свой небесный покровитель. В течении столетий в православии постепенно складывались традиции обращаться за помощью к определённому святому, когда возникали проблемы в тех или иных отраслях животноводства. Кроме святых Флора и Лавра – покровителей коневодов и святого Власия – покровителя скотоводов, есть много святых, к которым обращаются люди за помощью о здоровье и преумножении животных. Так в православии считается, что святой Василий помогает свиноводам, святой Никита – тем, кто разводит водоплавающую птицу. Даже к Георгию Победоносцу обращались крестьяне для защиты своего скота от кражи и диких зверей.
По поверью, святая Агафья — мученица – покровительница домашнего скота способствовала благополучному отелу коров. Святой Онисим – овчарник охранял овец от волков в овчарнях. О благополучии и здоровье скота молились и святому Модесту Иерусалимскому – покровителю домашних животных. Преподобномученица Анастасия Римлянына – помощница в сохранении, благополучии и врачевании скота.
Также необходимо вспомнить святого Максима Исповедника, преподобного Герасима Иорданского, мученика Маманта – покровителя мелкого рогатого скота – овец и особенно коз, святого мученика Трифона – покровителя птиц, преподобного Иоанна Рыльского и святого Антония Великого, помогавшим человеку в сохранении здоровья зверям.
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с медведем».
Из жития православных святых известно, что многие из них с большой любовью относились к животным. На иконах с эпизодами из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского часто изображают медведя, которого святые кормили из своих рук. А на иконе святого Герасима Иорданского всегда изображают льва, сидящего у его ног. Лев прислуживал преподобному в знак благодарности за излечивание от гнойного нарыва. Иконы всех перечисленных православных святых имеются не в каждом храме.
Подробно о небесных покровителях животных можно узнать у священника, придя с верой и любовью в православный храм.
Почитание на Руси
Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.
В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.
Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).
Свияжск
Ярославль
В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.