Биография и труды Григория Богослова, иконография и тексты молитв


Свт. Григорий Богослов

Григорий Богослов
(329 — 389), архиепископ Константинопольский, Вселенский отец и учитель Церкви, святитель Память 19 января, 25 января, в Соборах Вселенских учителей и святителей и Константинопольских святителей (Греч.)

Родился в христианской семье знатного рода в 329 году в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским. Мать, святая Нонна, молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу.

Благочестию научен был своей матерью Нонной. Светским наукам учился сначала на родине, у дяди своего, учителя красноречия Амфилохия, а потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах, где жил вместе со своим знаменитым другом, Василием Великим. Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Вместе с ними учился и Юлиан — будущий император-отступник от христианской веры.

В 358 году святой Григорий покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он почти в 30-летнем возрасте принял от своего отца святое крещение. Вскоре по приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.

По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и против своей воли принял сан пресвитера. Чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг.

Когда отец его по простоте подписал полуарианский символ и тем возбудил против себя православную паству, Григорий явился примирителем ее с епископом.

Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и, после смерти отца, некоторое время управлял паствой этого города, предоставив власть в Сасиме другому епископу.

Затем он оставил Назианз и удалился в Селевкию.

По смерти императора Валента II (+ 378), группа константинопольских православных, не желавшая принимать епископа Демофила, пригласила святителя Григория возглавить их. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на предстоятельский престол. Повсюду господствовали еретики — ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков.

Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий I Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния.

В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского архиепископа. По кончине святителя Мелетия Антиохийского председательствовал на Соборе. Но когда прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, отказались признавать восшествие Григория на Константинопольскую кафедру. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви. Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром. По возвращении на родину удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз.

Скончался 25 января 389 года и был погребён в Назианзе.

За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова [1] и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений.

Часть главы св. Григория Богослова. Афон. Ватопед

Поэт

Кроме ясного и возвышенного ума святитель Григорий Богослов обладал такой же ясной и возвышенной душой. Святитель был поэтом, и оставил внушительное поэтическое наследие — 507 стихотворений.


Святитель Григорий Богослов

Каждый христианин немножко знаком с творчеством Григория Богослова — ему принадлежат чудесные слова приветствия, произнесенного в день Рождества Христова — “Христос рождается! Идите ему навстречу!”. Жители Константинополя, к которым было обращено это радостное приветствие, так полюбили эти слова, что без устали повторяли их, и даже сложили праздничное песнопение — “Христос рождается! Славите! Христос с небес, срящите” — ирмос первой песни рождественского канона.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Па́стырская свире́ль Богосло́вия твоего́ / ри́торов победи́ трубы́ / я́коже бо глубины́ ду́ха изыска́вшу, / и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́. / Но моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Григо́рие, / спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т, твои́ми ча́ды:/ ра́дуйся, о́тче,// Богосло́вия у́ме кра́йнейший.

Сын по обету

Григорий Богослов был рожден в состоятельной и религиозной семье около 325 года. Отец святителя, Григорий, происходил из аристократического рода, был епископом в городе Назианзе Капподокийском. Мать, Нонна, родилась в семье христиан, и, как писал святитель, все ее устремление было к Небесному Отечеству, и заботы ее лишь настолько касались мирского, чтобы и земную жизнь переселить в небесную. Мама была тем добрым корнем, из которого питались не только дети, но и муж.

Родители святого долго не имели детей, и непрестанно умоляли Господа даровать им ребенка. Святая обещала посвятить мальчика Богу, если просьба ее будет услышана. Во сне она увидела, что родит сына, и даже имя его было указано — Григорий. Господь услышал молитву Нонны, и обет был исполнен. Мать наставляла сына в православной вере, и во многом повлияла на его желание жить богоугодно и не вступать в брак.

У святителя были брат Кесарий и сестра Горгония. Вся семья была прославлена в лике святых, как и Боговдохновенный святитель Григорий Богослов.

Труды

Богослов известен тем, что после своей смерти он оставил немало трудов, которые актуальны и сейчас. К наиболее значимым работам святителя можно отнести следующее:

  • На богатолюбцев. Здесь святитель писал о людях, которые думают только о материальных благах и совершенно забыли о духовном богатстве.
  • На лицемерных монахов. Здесь поднимается проблема, связанная с тем, что некоторые монархи отвернулись от веры и начали думать только о себе и о своем благосостоянии.
  • Притчи Христовы. Здесь святитель писал о наиболее известных притчах Иисуса.
  • Определения. В этой работе Богослов решил поделиться определениями слов, которые должен знать каждый верующий человек.

Учеба

Общее образование святитель получил дома, затем учился в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах. Это были лучшие школы того времени, и несмотря на то, что обучение в них было недешевым, родители поощряли стремление сына к знаниям.

В Кесарии Каппадокийской Григорий сблизился с Василием Великим, позже они вместе учились в Афинах, их знакомство переросло в крепкую дружбу.

Юноша изучал самые различные науки, его интерес простирался на риторику, как одну из важнейших наук того времени, и поэзию, изучал геометрию и астрономию, труды Платона и Аристотеля.


Юлиан Отступник

В то же время в Афинах учился и Юлиан Отступник, впоследствии император и гонитель Церкви Христовой. Позже по его приказанию были направлены войска, чтобы захватить храмы города Назианз.

Обожение

Этот путь лежит через Церковь и Таинства. Обожение происходит благодаря любви человека к Богу. По слову святого, «любовь есть путь к обожению». Вершиной этого пути является единение с Богом, которое и есть обожение. Аскетический образ жизни также способствует обожению человека. Путь к обожению лежит через активное доброделание. Благотворительность есть уподобление Богу. Каждый христианин должен быть аскетом, чтобы достичь обожения. Однако аскеза без попыток любить другого и служить другому очень опасна.

Путь к обожению, наконец, лежит через молитву.

Обожение есть вершина богопознания. Оно есть завершение нравственного и аскетического подвига христианина, вершина молитвенного подвига и мистической жизни.

Обожение начинается в земной жизни.

Святой Никодим Святогорец: «Спасение и обожение – одно и то же, по учению богомудрых отцов».

Друг и единомышленник

Крестился Григорий в 30 лет от своего отца. Стремясь к созерцательной жизни, Григорий уехал в Понт, где его друг, Василий Великий основал монастырь. Он вел подвижническую жизнь, постился, молился и размышлял о Боге, часто совместно с Василием Великим. Друзья занимались составлением труда “Филокалии”, который содержал выписки из сочинений греческого христианского богослова и философа Оригена.

В 361 году Григорий возвратился домой, выполнив настоятельную просьбу отца, и был хиротонисан им в священники в праздник Рождества Христова. Однако подвижник стремился к созерцанию, и в священстве видел препону к аскетической жизни, поэтому отбыл обратно в Понт. Спустя год Григорий все же вернулся в Назианз, и помогал отцу в управлении епархией. В первую Пасху по прибытии домой Григорий произнес первое Слово, в котором объяснил причины своего промедления и поздравил жителей Назианза со Светлым праздником, уча их быть доброй паствой, слушать голос Пастыря и стремиться во всем уподобляться Христу.


Святитель Василий Великий

Начало священнического служения Григория совпало со временем правления императора Юлиана Отступника. Гонения коснулись и христиан города Назианз, по команде императора в город ввели войска с целью занять христианские храмы. Отец Григория организовал из христиан сопротивление правительственным войскам, и этим смог предупредить захват церквей.

В то же время распространилась ариева ересь, и Григорий-старший, не вникнув в богословскую суть документа, подписал еретический Символ Веры, чем привел свою паству в замешательство и вызвал раскол среди пасомых. Григорий-сын выступил в защиту отца, который публично покаялся в своем заблуждении.

Преставление архиепископа Григория Богослова

В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось, и тогда епископ Феодор Тиранский назначил на Назианзскую кафедру Евладия, а Григорий удалился на покой и посвятил себя написанию богословских трудов В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию.

Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своем завещании Григорий, исполняя волю своего отца, отдал свое фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды, а также распорядился дать свободу своим рабам. В 950 году при императоре Константине Багрянородном (905- 959 гг.) мощи Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть мощей была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью.

Святитель поневоле

В 365 году епископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской занял святитель Василий Великий. Он боролся с арианством, что вызвало недовольство императора Валента. Император, в отместку за отказ святителя Василия признавать арианскую ересь истиной, разделил Каппадокию на 2 части. Это уменьшило канонические земли Василия и отрицательно повлияло на его авторитет в Церкви. Чтобы защитить истину Православия и удержать свои позиции в церковном сообществе, святитель Василий смог продвинуть на епископские кафедры в ключевых городах епархии своих друзей — Григория Нисского и Григория Богослова.

Таким образом в 371 году Григорий Богослов был хиротонисан в епископы и поставлен на Сасимскую кафедру. Григорий, как мог, старался избежать епископства, как суетной должности, не соответствующей его душевному расположению и стремлению к аскезе. Он долго колебался, однако, убежденный отцом, все-таки принял на себя сан архиерея и кафедру.

На кафедре в Сасимах святитель Григорий пробыл совсем мало, и не отслужив в городе ни единой литургии, покинул его. Он описывал Сасимы как бесплодное и дикое место, наполненное бродягами и чужеземцами, как город страданий и мук.

Три года святитель Григорий пробыл в пустыни. Он состоял в переписке со святителем Василием, и в письмах излагал свое недовольство ролью, навязанной ему святителем Василием. Он укорял друга в излишне активных мерах, признавал ненужной борьбу за распространение христианства. По мнению Григория Богослова, лучшее действие — бездействие. (письмо 32 к Василию Великому).


Святая праведная Нонна

По просьбе отца Григорий Богослов возвратился в родной город, и помогал управлять делами епархии до самой смерти Григория-старшего. На похороны приехал святитель Василий Великий и произнес погребальную проповедь, восхваляя заслуги усопшего.

Горе Григория Богослова вновь сблизило сподвижников, и славная дружба была восстановлена.

Вскоре после преставления отца почила и мать, причем совершенно внезапно, не поболев ни одного дня. Она посетила церковь, в которой ранее служил ее супруг, а теперь сын, чтобы помолиться, почувствовала вдруг дыхание смерти и, сотворив молитву, предала душу Богу.

Мать Григория Богослова прославлена в лике святых, память святой праведной Нонны Назиазинской совершается 5 августа.

Кончина родителей стала причиной настолько сильной болезни святителя Григория, что некоторые не ждали его выздоровления. Он покинул родной город, частью из-за болезни, а частью из смирения, так как считал себя недостойным занять отцовскую кафедру. Святитель ожидал, что в его отсутствие будет избран другой епископ. Жители Назианза рассудили по-своему, и просили Григория Богослова заступить на епископскую кафедру.

В 379 году умер Василий Великий. Это событие поразило святителя Григория Богослова. Позже, уже отойдя от дел, он написал “Надгробное слово”, посвященное другу.

Иконография

В каждом храме есть икона, на которой изображается Григорий Богослов. На большинстве икон святителя изображают в виде седоволосого старца с немалыми залысинами на передней части лба. У него широкая и длинная борода, усы. Одет он в крещатую фелонь, в руках держит свиток с молитвенными текстами и Евангелие. На некоторых иконах, датированных XVII веком, он изображен в митре и саккосе.

Иногда Богослова изображают как отца Церкви и величайшего автора гомилий. Первые такие иконы появились в VII веке. Он изображается фронтально в полный рост, одетый в фелони. Иногда вместе с ним изображают образ святого Василия Великого, который при жизни был близким другом священнослужителя. Чаще всего такие изображения использовались для размещения в центральной части храмов. Однако иногда их помещали и в других частях храма.

Константинополь

В тот же год и месяц, когда умер Василий Великий, императором стал Феодосий Великий, приверженец никейцев. Для борьбы с ересью нужен был хороший проповедник и убежденный противник ересей. Слава о святителе Григорие Богослове как о красноречивом и убедительном проповеднике и приверженце ортодоксальной ветви христианства достигла до Константинополя. К нему прибыли несколько христин-никейцев и просили приехать в столицу, чтобы помочь в борьбе против еретиков. Григорий Богослов согласился, и переехал в Константинополь.


Нечестивый Арий

Святитель был удручен тем зрелищем, что открылось перед ним. Ариане пребывали в городе около 40 лет, все храмы принадлежали им. С горечью святитель Григорий писал о том, что богословием теперь занимаются люди невежественные, необразованные, вчера еще занимавшиеся черным трудом, а сегодня с важностью рассуждающие о Непостижимом. Среди христиан не было единства, поведение горожан отличалось распущенностью и разнузданностью.

Святитель Григорий остановился у своих родственников, и стал служить в домовом храме, который назвал “Воскресение”. Здесь он написал 5 сочинений о богословии, за которые и получил свое выдающееся прозвище.

В “Словах о Богословии” святитель дал точное определение того, кто с кем и когда может богословствовать. Согласно Григорию Богослову, право на рассуждения о Боге имеют опытные подвижники, просвещенные Иисусовой молитвой, предающиеся созерцанию, стремящиеся к очищению души, чистые телом. Святитель Григорий указывает на то, что Бога невозможно познать логическими умозаключениями, а познание приходит в том случае, когда божественное начало (ум) соединяется с родственной Сущностью — Богом. В качестве примера непостижимости Господа для человеческого разума святитель Григорий Богослов приводит патриархов, пророков, апостолов.

С самого начала служения в Константинополе его преследовали ариане, обвиняя в многобожии, и не раз пытаясь расправиться силой. По благодати Божией святитель не пострадал физически, и избежал преследования городских властей.

Осенью 380 года император Феодосий посетил Константинополь и издал указ о передаче никейцам кафедрального храма Двенадцати апостолов и Святой Софии. Однако побеседовав со святителем Григорием, император решил лично ввести епископа в храм Святой Софии.


Император Феодосий Великий

День передачи Святой Софии святитель описал в автобиографическом стихотворении. Григорий Богослов вспоминал, что в тот день город был взбудоражен, на площадь около храма непрестанно подходили люди, все дома были заполнены любопытными. Повсюду слышались крики, рыдания и вопли. Все это походило на взятие города приступом. Впечатление усиливалось от множества вооруженных воинов, оцепивших церковь по кругу.

Как только святитель Григорий вошел в алтарь, ноябрьское небо прояснилось, выглянуло солнце. Жители Константинополя восприняли это, как знак свыше, и стал требовать от императора Феодосия, чтобы Григория Богослова поставили на патриарший престол города. Такое желание вполне отвечало планам императора, святитель Григорий также дал свое согласие. Для утверждения святителя патриархом и разрешения разногласий, вызванных ересями, был созван Второй Вселенский Собор, известный также как Первый Константинопольский.

Тексты

Прежде чем обратиться в молитве к Григорию Богослову, необходимо ознакомиться со следующими молитвенными текстами.

Молитва

Молитва 1

«О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь».

Молитва 2

«О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами.

Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово.

Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.

Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Аминь».

Молитва 3

«О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Аминь».

Собор

На Собор прибыло 150 ортодоксальных епископов, среди них Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский. Председательствовал на соборе Мелетий Антиохийский, а после его смерти председателем стал Григорий Богослов.

Первоочередным вопросом Собора стало рассмотрение дела о назначении Константинопольского патриарха. Так как император, большая часть духовенства и народ поддерживали Григория Богослова, он был избран патриархом.

После смерти Мелетия антиохийская кафедра требовала нового замещения. Святитель Григорий поддержал одного из кандидатов, Павлина. Обиженная противная сторона стала изыскивать повод о смещении святителя Григория с патриаршей кафедры. Египетские архиереи, прибывшие на Собор с опозданием, также не пожелали поддержать избрание святителя Григория патриархом. Поднялся спор, и противники святителя нашли формальный повод для смещения: он был обвинен в самовольном уходе с Сасимской кафедры и незаконном занятии Константинопольской. Воспользовавшись моментом, против святителя Григория стали высказываться все недовольные — одни обвиняли его в излишней мягкотелости к еретикам, другие — в слишком строгой позиции в борьбе с теми же еретиками.


Второй Вселенский Собор

Святитель Григорий, устав от борьбы за ненужную ему власть, и желая мира Церкви, покинул Константинополь. На прощание он произнес проповедь, в которой объяснил свою позицию как христианина и пастыря, доказав при этом ее правоту.

Социальные темы

Где нет мира, там нет Бога. Это касается и дискуссий по церковным вопросам. Немирность, вражда, злость – орудия врага. На самом деле всё гораздо лучше, чем кажется многим, изнутри Церкви против неё и других людей враждующим. В благодати мир видится не вражьим, а Божьим. Тем более небесной видится Церковь в благодати, не желающей никого видеть плохим. Но гордости это не понятно. Гордость сама по себе есть вражий взгляд на мир.

Бог действует через гражданскую власть, даже когда во главе государства стоит язычник. Бог действует через всякого царя и всякого начальника, независимо от того, симпатизируют они христианству или нет.

Христианское учение обращено к личности.

Разделение на благородных и плебеев противоестественно, разделение на рабов и господ искусственно.

Святой Григорий защищал женщин.

Он рассматривал жизнь христианина в Церкви и обществе как путь к очищению и обожению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]