Биография преподобного Германа Аляскинского и икона святого, тексты молитв


Биография святого Германа Аляскинского

Достоверных данных о жизни преподобного до его вступления на путь служения Господу долгое время не имелось (до 2003 года). Духовный подвиг во имя веры Христовой был описан спустя 30 лет после кончины Германа Аляскинского.

Происхождение и детские годы Германа Аляскинского

Герман был родом из крестьян (по сведениям из Центрального исторического архива). Даты рождения имеют расхождение в несколько лет: 1751/1755/1756/1757 год. Место рождения – Воронежская губерния, современный город Серпухов. Мирское имя – Егор Попов.

Воинская служба

В 17 лет юноше выпал жребий стать солдатом. Желая уклониться от армии, он скрылся в Саровском монастыре. Но рекрутчики нашли Егора Попова и определили на службу в канцелярию при военном округе (воеводстве). Через 10 лет произошла реорганизация военных округов. Тем, кто не желал продолжать службу, разрешили уйти в монастырь.

Монастырский постриг

Егор Попов стал послушником в Саровском монастыре. Его духовным наставником был иеромонах Назарий. Когда в 1782 году Назария перевели в Санкт-Петербургскую епархию, а затем на Валаам, Попов последовал за ним. В Валаамской обители Егор принял постриг в монахи под именем Герман.

Егор на себе испытал милосердие Божьей Матери, будучи послушником. У него в горле стала расти опухоль, обезобразившая лицо и причинявшая мучительную боль. Егор стал горячо молиться перед иконой Богородицы. Перед молебном Егор обтер икону мокрым полотенцем, а затем обвязал им больное место.

Молитвенное бдение длилось всю ночь. Под утро послушник уснул рядом с иконой. Во сне ему привиделось, что Богородица излечила его. Проснувшись, Егор с радостью обнаружил, что вместо опухоли остался небольшой рубец.

Уединение на Карельских островах

Через 5 лет служения в Валаамской обители Герман принял решение стать отшельником. Прежде, чем удалиться и продолжить служение, Герман прошел испытания, назначенные ему Назарием. По его благословению, подвижник удалился из монастыря, построив себе келью в лесной чаще, в 2-х километрах от обители. В монастырь Герман возвращался в дни православных праздников, чтобы принять участие в торжественных богослужениях.

Аляскинская миссия

Открытие и включение в состав Российской империи новых земель на северо-востоке поставило вопрос об их освоении, включая распространение православного вероучения среди местного населения.

В 1793 году к настоятелю Валаамского монастыря Назарию обратился митрополит Гавриил. Он предложил отобрать из числа Валаамских монахов 10 человек для Первой духовной миссии на Алеутские острова. В число избранников попал и монах Герман (по собственному желанию). Главой Миссии был назначен архимандрит Иоасаф.

Центром православной миссии был выбран остров Кадьяк. Здесь в 1794 году был возведен храм, обустроена монашеская обитель. Отец Герман выполнял работу в пекарне и других хозяйственных службах. В 1799 году Иоасаф, вместе с 5-ю монахами, погиб во время шторма.

В 1804 году в качестве главы миссии был прислан иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Через 3 года он вернулся в Россию, возложив обязанности на Германа. К этому времени преподобный остался единственным духовным пастырем в русской Северной Америке.

Перед отъездом Гедеон предлагал Герману введение в сан иеромонаха, повысив затем до чина архимандрита. Но Герман отказался от возвышения, оставшись до последних дней монахом.

Остров Еловый

Преподобный Герман, оставшись в одиночестве, перебрался с острова Кадьяк на остров Еловый, разделенный 2-х километровым проливом. Необитаемый остров был покрыт лесом, небольшой ручей стекал из центральной части в океан. В память о Валаамской обители Герман нарек его Новым Валаамом.

Здесь он выкопал себе землянку. К зиме у него появилась деревянная келья. Преподобный развел огород рядом со своим жилищем, где выращивал овощи. Все, что выращивал, он раздавал сиротам и нуждающимся алеутам. На зиму заготавливал грибы, соль выпаривал из рассола морской воды.

Его одеянием была вытертая до кожи кухлянка, ветхий подрясник, ряса, клобук, сапоги или башмаки. Зимой и летом он ходил в этих одеждах. Спал на лавке, покрытой старой оленьей шкурой, с двумя кирпичами в изголовье. Укрывался доской, заменявшей ему одеяло. На теле святой отец носил 8-микилограммовые вериги.

Рядом с кельей были построены часовенка и домик для посетителей и учеников. Святой отец Герман учил детей алеутов Священному Писанию и пению, крестил и венчал новообращенных. В православные праздники он собирал возле часовни алеутов.

Ученики читали молитвы, старец читал и пояснял Евангелие и Деяния Апостолов. Пламенная вера одухотворяла речь отца Германа, что производило неизгладимое впечатление на слушателей. К нему приходили за советом в житейских ситуациях, в том числе при семейных конфликтах.

Алеуты терпели много обид от русских купцов и могли бы отвергнуть православную веру, как веру эксплуататоров. Но преподобный Герман своим образом жизни, участием к их проблемам, духовными беседами внушил глубокое уважение островитянам, которые видели в нем человека, отличного от злых пришельцев.

Преподобный видел свой долг и призвание в защите местного населения, называя себя его слугой и нянькой. Во время эпидемии оспы на острове Кадьяк святой отец Герман посещал больных, старался успокоить, заставить смириться, покаяться перед смертью.

Ежедневно старец проводил в своей келье молебны перед иконами Божьей Матери и Иисуса Христа. Когда русские колонисты спрашивали его, не скучно ли одному среди лесной чащи, святой отвечал, что он не один, а с Богом, ангелами и святыми.

Кончина отца Германа

Апостольское служение святого продолжалось до конца 1837 года. Господь открыл ему дату кончины. Отец Герман предсказал духовным детям день своей смерти и оставил завет, как похоронить. 13 декабря, по его просьбе, зажгли свечи перед иконами и стали читать Деяния Апостолов. В это время он скончался.

«Одна только мысль побывать на Аляске захватывает воображение человека, особенно русского. Причины посетить открытый и освоенный русскими край могут быть разные, но волнение всегда одно и то же. Оно огромно. Тому, кто не поверит моему рассказу, хочу искренне и настоятельно посоветовать – изыщите возможность побывать там, и вы лично убедитесь, что это – русская земля […] Думаю, главная причина кроется в том, что эта далекая северная земля была освящена русскими духовными лицами, среди которых находился и преподобный Герман, в 1970 г. прославленный как Герман Аляскинский». Это фрагмент статьи «Кадьяк. Паломничество к Герману Аляскинскому», написанной для издания «Русский вестник» (номер от 22.05.2008 г.). Ее автор – Александр Дмитриевич Портнягин, профессор университета Джонсон и Уэйлс, (г. Провиденс, шт. Род Айлэнд, США).

История Русской Америки, начавшаяся с достижения северо-западных территорий континента экспедицией Беринга-Чирикова в 1741 году, насчитывает 126 лет. В 1867 году Указом Государя Александра II Николаевича Аляска и прилегающие острова, входившие в состав американский колоний империи, были проданы США. Однако, несмотря на относительно недолгий срок существования, Русская Америка дала отечественной и мировой истории немало примеров истинного служения Родине. Но сейчас речь пойдет не о первооткрывателях, исследователях и промышленниках, многие из которых по праву могут и сегодня считаться «российскими героями Аляски» как в нашей стране, так и в США. Подвиг духовный, подвижнический также имел место в Русской Америке, а просветительские деяния священнослужителей, вошедших в состав первой православной миссии, направленной на Аляску, остаются легендой в тех местах и поныне. Наиболее известен среди них монах Герман (1757-1836).

Проповедник в Русской Америке

«Он все претерпел, все вынес — суровую природу, крутой нрав первых здешних правителей, вольницу мореходов, охотников и торговцев, монашеское одиночество. Платой за все была искренняя любовь к нему «обращенных язычников». Сам Герман был воплощением человеколюбия и готовности всем помогать, сам умел плотничать, ловил рыбу, пилил дрова, пек хлеб для кодьякского поселения. Герман прожил тут дольше, чем кто-либо другой из русских — сорок три года. До конца дней монах был защитником простого люда, и местного и пришлого,— лечил, советовал, чем мог одаривал, устроил приют для сирот». Так написал об отце Германе знаменитый журналист Василий Михайлович Песков в своей книге путевых очерков «Аляска больше, чем вы думаете» (М. : Комсомольская правда, 1994). Песков первым из советских журналистов сумел попасть в эти края и остался очарован Аляской, ее сохранившимся русским духом, русской историей, неуловимым ароматом ладана, который, кажется, навсегда остался на островах когда-то Русской Америки.

В «Православной энциклопедии» под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла о Германе сказано (прим.авт. статьи: с расшифровкой сокращений): «Впервые сведения о житии и почитании Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1868 г. В 1936 г. архимандрит Герасим (Шмальц) открыл святые мощи старца и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 августа 1970 г. на острове Кадьяк в соборе Воскресения Христова Митрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление Германа в лике равноапостольных святых. Мощи Германа были положены в соборе в деревянную раку, на которую были возложены принадлежавшие святому камилавка и железный крест с параманом. В тот же день, 9 августа 1970 г., Герман был прославлен Русской православной церковью зарубежом в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в (городе) Сан-Франциско. Определением Священного Синода РПЦ от 12 ноября 1970 г. имя Германа было внесено в месяцеслов. Он стал первым православным святым в Америке».

Старый Валаам

Так кто же он, святой преподобный Герман, первый православный святой целой части света? Откуда родом? Как попал в Валаам, а затем и в Русскую Америку?

Приводим выдержки из доклада старшего научного сотрудника Рязанского музея путешественников Николая Семеновича Попова, сделанного на заседании Круглого стола «230-летие основания первых русских поселений в Америке и 220-летия становления Православия в Америке» в Институте всеобщей истории РАН. (Москва. 26 ноября 2014 г.).

«Главный специалист отдела этнографии народов Америки музея Антропологии и Этнографии имени Петра Великого Сергей Анатольевич Корсун в 2003 году в Центральном государственном историческом архиве (г. С.-Петербург) обнаружил ряд документов, копии которых предоставил Рязанскому музею путешественников. В архивном деле № 407 от 12.10.1782 г.: «По доношению синодального члена преосвященного Новгородского о пострижении находящихся в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре» Гавриил, Епископ Новгородский, сообщает Святейшему Правительствующему Синоду о пострижении в монахи Валаамского монастыря бывшего подканцеляриста Кадомской воеводской канцелярии Егора Иванова сына Попова […] Позднее епископ Новгородский Гавриил сообщает в Синод, что 1 ноября 1782 г. Попов был пострижен и получил в монашестве имя Герман.

Старый Валаам зимой

Из этих документов следует, что Герман Аляскинский до пострига носил имя Егор Иванович Попов. Ему к тому времени исполнился 31 год. Это значит, что Е. И. Попов родился в 1751 г.

Вопрос второй – чем занимался Егор Иванович Попов до ухода в валаамские монахи? Согласно архивному делу № 407 из СПбЦГИА, Попов до 23 декабря 1777 г. служил подканцеляристом (младшим письмоводителем, переписчиком бумаг) в воеводской канцелярии г. Кадома. […] Кадом, когда-то рязанский город, с начала XVIII в. успел побывать в составе Казанской, Азовской, Воронежской, а затем Тамбовской губерний. Только в советское время город был возвращен Рязанской области. Наибольшее количество архивных дел по Кадому хранится в Государственном архиве Рязанском области (ГАРО)».

Русское поселение на Аляске

Далее в докладе Н. С. Попова приводятся документальные факты о жизни и деятельности будущего святого в Кадоме, а также о его родственниках. По мнению Николая Семеновича, обнаруженные С. А. Корсуном документы практически раскрыли тайну монаха Германа. Более двух столетий мирское имя святителя Аляски было неизвестно. Много было предположений, гипотез и даже «достоверных» биографических утверждений, но все они рассыпались после находки С. А. Корсуна. Тем не менее, для полной уверенности необходимо было проверить информацию, касающуюся службы Егора Иванова, сына Попова, в Кадомской воеводской канцелярии. Это исследование длилось более четырех лет. Несколько сотен дел было изучено в фондах Кадомской воеводской канцелярии, Шацкой провинциальной канцелярии, Воронежской губернской канцелярии и Рязанской духовной кансистории Российского Государственного архива древних актов (РГАДА) и Рязанского архива Рязанской области (ГАРО).

Старый Кадом

Сегодня, практически, не остается сомнений в том, что валаамский монах Герман, отправившийся в 1794 году в составе православной миссии в Русскую Америку, и бывший кадомский подканцелярист – один и тот же человек. Во многом благодаря большой исследовательской работе Н. С. Попова в том, что Герман Аляскинский является уроженцем Рязанской земли, сегодня мало кто сомневается!

Безусловно, жители региона, как и все россияне, в 2021 году будут с особым чувством вспоминать отца Германа. К сожалению, сегодня мало кто может привести подробности его жизни и духовного подвига.

Мощи и вериги св. Германа на Кадьяке

Православная энциклопедия «Азбука веры» (Интернет-портал, основанный в 2005 г., по данным «АВ», аудитория читателей составляет 4 млн. чел.) в статье «Преподобный Герман Аляскинский» приводит данные о пребывании преподобного на острове Еловый (остров, расположенный вблизи острова Кадьяк, неподалеку от материковой Аляски).

«Сорок лет он сам копал огород, садил картофель и капусту, разные овощи. К зиме запасал грибы, солил и сушил их; соль приготовлял сам из морской воды, или рассола […] В одну зимнюю ночь случайно ученик его Герасим увидел его в лесу идущего босиком с таким большим деревом, которое нужно было бы нести четверым. Так трудился старец, и все, что приобретал таким безмерным трудом, все то употреблял на пропитание и одежду для сирот – его воспитанников и на книги для них.

Остров Еловый в XIX веке

Тело его, изнуряемое трудами, бдением и постом, сокрушали пятнадцатифунтовые вериги. Рассказывая о таких подвигах старца Германа, его ученик, алеут Игнатий Алиг-яга, прибавлял: «Да, трудную жизнь вел аппа (дедушка), и никто не может подражать его жизни!» […] Преподобный Герман был для новообращенных алеутов истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил просто: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька».

Еще в XIX веке об отце Германе говорили как о подвижнике, просветителе коренных жителей Аляски. В 1894 году вышло издание Синодальной типографии С.-Петербурга «Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера». Очень интересно читать старинные строки, исполненные большого уважения к подвигу миссионеров. Приведем небольшие фрагменты с сохранением орфографии издания XIX века.

«Съ открытіемъ острововъ (прим. автора статьи: речь идет об Аляске и прилегающих островах – русской колонии в Америке) обнаруживалась священная необходимость – просвѣтить свѣтомъ Евангельскимъ дикихъ ихъ обитателей. Для этого святого дѣла, по благословенію Святѣйшаго Сѵнода, высокопреосвященный митрополитъ Гавріилъ поручилъ старцу Назарію избрать способныхъ людей изъ братіи Валаамской.

Остров Еловый

Избрано было десять человѣкъ, въ числѣ ихъ и о. Германъ. Въ 1794 г. отправились избранники изъ Валаама къ мѣсту ихъ великаго назначенія. Святою ревностію проповѣдниковъ быстро разливался свѣтъ проповѣди Евангельской между новыми сынами Россіи: нѣсколько тысячъ язычниковъ приняли христіанство; заведена школа для образованія новокрещенныхъ дѣтей; выстроена церковь въ мѣстѣ жительства миссіонеровъ; но недовѣдомыми судьбами Божіими общіе успѣхи миссіи были недолговременны. Черезъ пять лѣтъ своей многополезной дѣятельности, вмѣстѣ съ своею свитою, потонулъ начальникъ миссіи, архимандритъ Іоасафъ, возведенный уже въ санъ архіерея; ранѣе его ревностный іеромонахъ Ювеналій сподобился мученическаго вѣнца; прочіе выбывали другъ за другомъ; наконецъ остался одинъ о. Германъ, и ему благоволилъ Господь долѣе Всѣхъ собратій потрудиться подвигомъ Апостольскимъ для просвѣщенія алеутовъ»…

О мудрости и чудесном даре прозрения о. Германа, поселившемся на Еловом острове, знала вся Русская Америка, факты пророчеств и сбывшихся предостережений святого зафиксированы документально.

В «Жизни валаамского монаха Германа, американского миссионера» говорится о целом ряде таких случаев. Приведем наиболее характерный: «На Еловомъ островѣ сдѣлалось наводненіе. Жители въ испугѣ прибѣжали къ старцу: тогда онъ взялъ изъ дому своихъ воспитанниковъ икону Божіей Матери, вынесъ, поставилъ ее на лайдѣ (отмели) и сталъ молиться. По молитвѣ, обратясь къ присутствующимъ, сказалъ: «Не бойтесь, далѣе этого мѣста, гдѣ стоитъ святая икона, не подойдетъ вода». Слово старца исполнилось. Затѣмъ, обѣщая такую же помощь отъ святой иконы и на будущее время – заступленіемъ Пренепорочной Владычицы, поручилъ онъ ученицѣ своей Софьѣ, въ случаѣ наводненія, ставить икону на лайду. Икона эта хранится на островѣ и донынѣ».

Русский корабль на Аляске

А вот некоторые выдержки из духовных наставлений Германа Аляскинского. Простые, прямые и не содержащие разночтений, они четко характеризуют автора как подлинного праведника.

«Истинного христианина делают вера и любовь ко Христу. Грехи наши нимало христианству не препятствуют, по слову Самого Спасителя. Он изволил сказать: «Не праведные приидох призвати, но грешныя спасти». Радость бывает на небеси о едином кающемся более, нежели о девятидесяти праведниках. Также о блуднице, прикасающейся к ногам его, фарисею Симону изволил говорить: имеющему любовь многий долг прощается, а с не имеющего любви и малый взыскивается.

Сими рассуждениями христианин должен приводить себя в надежду и радость и отнюдь не внимать наносимому отчаянию; тут нужен щит веры.

Грех любящему Бога не что иное, как стрела от неприятеля на сражении. Истинный христианин есть воин, продирающийся сквозь полки невидимого врага к небесному своему отечеству…

Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны […] одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века, и чрез то узнавать наше к небесному отечеству приближение или удаление; но скоро сего сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые, желая любезного здравия, не оставляют изыскивать средств для излечения себя».

Проповедь коренным жителям Аляски

В интервью корреспонденту христианской православной газеты севера россии «Вера – Эском» Михаилу Сизову исследователь жизни и наследия Германа Аляскинского, кандидат исторических наук Сергей Корсун подчеркивает:

«Преподобный не был даже священником, он умер простым монахом. И главой Миссии стал против своего желания. Святой Герман вообще тяготился мирской жизнью, ведь он еще на Валааме жил в пустыни. Я так думаю, он и не хотел быть миссионером, хотя вызвался добровольцем ехать на Аляску. Остальные члены Миссии отправились туда больше по долгу и по приказу, а не по желанию. Когда представилась возможность, Герман уединился на острове Еловом, чтобы провести там жизнь отшельником, в молитве… Да, Герман творил настоящие чудеса и радел за местное население, что привлекало людей. Но специально он к этому не стремился. Я думаю, что батюшка по своему смирению считал себя недостойным такого трудного делания – миссионерства. Сохранилось первое по прибытии на Аляску письмо прп. Германа на Валаам, игумену Назарию. В нем отец Герман, пекарь Миссии, с восхищением пишет о миссионерских подвигах своих собратьев. Надо заметить, что миссионеры трудились самоотверженно и на своем пути крестили тысячи аборигенов. Но поначалу это было формальное крещение, ведь наши отцы местного языка еще не знали и не могли объяснить суть православного учения. Настоящая миссия началась позже, когда почва была подготовлена, в том числе молитвенными подвигами прп. Германа».

Церковь на месте упокоения о. Германа

Остается добавить, что 9 августа 1970 года, на день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление преподобного Германа. Об этом информирует портал «Православный календарь». Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. В 1984 году преподобный Герман прославлен вместе со всеми Сибирскими святыми. Его изображение есть на общей иконе Сибирских святых.

Отдельно надо сказать, что в ходе экспедиций рязанских исследователей под руководством Героя России, Почетного полярника, Почетного гражданина г. Рязани Михаила Георгиевича Малахова, был собран большой фактический материал о наследии Русской Америки. Он доказывает, что и сегодня, в XXI веке, память об «аппе» Германе живет в сердцах коренных жителей Аляски. Они почитают святого, как истинного духовного отца их земли!

Это ли не самая большая награда за праведные труды святого преподобного Германа Аляскинского? И наша общая задача – хранить память о великом просветителе, родившемся на Рязанской земле.

Икона с изображением Германа Аляскинского

Герман Аляскинский Забытые первопроходцы

Значение и почитание преподобного Германа Аляскинского в православии

Преподобного похоронили в его землянке на Еловом. На могиле был установлен деревянный крест. Новообращенные алеуты, колонисты стали почитать место захоронения отца Германа сразу после кончины. Его духовный подвиг оставил глубокий след в душах людей, которым были открыты Божественные истины. Десятки тысяч алеутов приняли православную веру. По молитвам старца происходили излечения и другие чудеса.

Решение о причислении Германа Аляскинского к лику святых было принято в 1969 году Архиерейским Собором Американской Русской церкви и в 1970 году Архиерейским Собором Русской Православной церкви Заграницей.

В 1970 году состоялось открытие мощей и прославление чудотворца всей Америки. Священный Синод РПЦ в этом же году внес в месяцеслов имя Германа Аляскинского. Иконы и частицы мощей святого находятся в православных храмах на острове Кадьяк и в Сан-Франциско.

Даты поминовения – 27 июля и 13 декабря.

Войти на сайт

Третий святитель казанский Герман, в миру Григорий, происходил от родителей боярской фамилии Садыревых-Полевых и с детства отличался глубоким благочестием и набожностью. Он был единственным сыном у родителей, и потому, понятно, они желали и рассчитывали оставить его после себя наследником всего своего имения.

Замечая, что сын их предается подвижничеству, неумеренно постится и проводит ночи в молитве, они старались уговорить его оставить это, дабы не повредить свое здоровье. Впрочем, как люди благочестивые, они не настаивали на своих словах и даже, когда сын их высказал им непреклонное желание поступить в монастырь (на 26-м году жизни), не воспрепятствовали ему и в этом. Григорий избрал для спасения своей души Волоколамский Иосифовский монастырь и вскоре принял монашество с именем Германа.

В это время подвизался в числе братии Волоколамского монастыря, а потом стал и игуменом этого монастыря будущий первосвятитель Казанский Гурий и проживал в заточении невинно сосланный туда известный ученый преподобный Максим Грек.

Приняв монашество, Герман, прилагая труды к трудам, усугубил подвиги поста и молитвы и с ревностью занимался изучением Слова Божия и святоотеческих писаний, пользуясь при этом руководством и наставлениями просвещеннейшего мужа того времени преподобного Максима Грека. Считавший правилом жизни неопустительно присутствовать за церковными службами, державший всегда строгий пост, Герман, живя в обители, отличался глубоким смирением, так что искренно считал себя хуже всех. Он довольно уже пожил в монастыре, когда настоятелем Волоколамской обители был назначен св. Гурий. Почти десятилетнее пребывание под его игуменством, без сомнения, сблизило и сделало единонравными этих будущих деятелей на ниве Христовой. Подвижническая жизнь Германа не могла укрыться от людей: против желания он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Старицкого монастыря, по неотступной просьбе братии этой обители. Впрочем, любя безмолвие, он не долго пробыл настоятелем, всего два года с половиною, хотя и за это краткое время он привел монастырь в цветущее состояние – как по внешнему, так и особенно по внутреннему устройству, направив жизнь иноков по образцу Волоколамской обители. Сложив с себя настоятельство, он возвратился в прежнее место своих иноческих подвигов в Иосифов монастырь. Затем, в 1555 году, при избрании Гурия на архиепископский престол города Казани, св. Герман, как первый сослужитель и содейственник святителя, совершенно ему известный, получил послушание устроить в Свияжске первоклассный монастырь. По прибытии в сей город святитель Гурий освятил место под обитель, и Герман деятельно принялся за постройку оной. Средствами на построение он был обильно снабжен в Москве – от самого государя. Вскоре среди города Свияжска воздвигнут был величественный монастырь и стал прославляться далеко по всем окрестностям святостью жизни своего настоятеля. Свияжский монастырь учреждался с особою целью: он должен был служить центром, из которого должно было распространяться христианское просвещение, как между магометанами, так и между языческим населением всей нагорной страны Волги, а иноки монастыря, по мысли святителя Гурия и царя Иоанна Васильевича Грозного, должны были уподобиться апостолам, которых послал Господь учить и крестить.

Подобно благоуханному и обилующему приятными плодами древу, св. Герман и словом Христовым, и примером христоподражательной жизни всех приходивших к нему питал во спасение. Обитель его сделалась местом духовного просвещения, где верные назидались и утверждались в вере, а непросвещенные верою оглашались в принятии оной и просвещались святым Крещением. Свияжский монастырь был преимущественно средоточием, откуда исходило благовествование слова Христова и свет веры для окрестных язычников, во множестве обращавшихся к вере Христовой при преподобном Германе.

Слава о подвигах и святости жизни Германа достигла царствующего града, престолов царского и первосвятительского, и когда блаженнейший Гурий окончил жизнь свою, на его место рукоположен был во святителя Казани блаженный Герман (12 марта 1564 года).

В недолгое свое управление Казанскою епархиею святитель Герман во всем следовал примеру первосвятителя Казанского Гурия. Он всею душою заботился о том, чтобы пастыри свято исполняли свой долг, а пасомые, как дети, слушались их и повиновались им. Заботясь о том, чтобы новопросвещенные инородцы в большем количестве обучались в существовавших для них при монастырях школах, он учредил общежитие при Богородицком Зилантовом монастыре, что дало возможность увеличить как число монашествующих, так и число обучаемых в монастырской школе инородцев.

Особенно отличался новый архипастырь милосердием и великою любовью к своей пастве, к людям страждущим и обижаемым. Он защищал гонимых сильными притеснителями, помогал вдовам и сиротам, был, как повествует предание, око слепым, нога хромым, утешитель скорбящим, жезл претыкающимся и падающим.

Вещественным памятником служения в Казани святителя Германа остается существующий и теперь, построенный им на свои средства, при пособии граждан, Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь.

Два только года пробыл доблестный архипастырь среди паствы казанской; затем он вызван был царем Иоанном Васильевичем в Москву, для занятия кафедры Всероссийского митрополита. Но правдолюбивый иерарх не поладил с царем Грозным, в то время уже поколебавшимся в правилах прежней добродетельной жизни: святитель решился высказать царю, со всею кротостью, но вместе и решительно, что его действия не одобряются голосом народа и тем более будут осуждены от Бога, что его опричники преследуют и убивают людей достойных и ни в чем неповинных, а это приведет к погибели Отечества. С омраченным лицом вышел царь от святителя Германа. Недостойные слуги его опричники, узнав от царя о происходившей беседе, приняли все меры к тому, чтобы восстановить царя против святителя.

Царь послушал опричников и приказал изгнать святителя Германа из митрополичьего дома. Святителя с оскорблениями удалили из митрополичьих келлий, которые он уже занимал.

Опозоренного святителя, однако, не отпустили из Москвы. Около двух лет святитель Герман прожил в Москве, считаясь архиепископом Казанским, но находясь все время под опалою. Пред его глазами протекло время страшного тяжелого святительства священномученика Филиппа, который поставлен был вместо него митрополитом Московским. Ему пришлось быть участником и в суде над митрополитом Филиппом. Низвергнув святителя Филиппа и желая оправдать свое беззаконие пред лицом церкви, царь решил произвести формальный суд над святителем Филиппом. Суд этот состоялся 4 ноября 1568 года. Из присутствовавших на суде архиереев одни из-за страха молчали, а другие, в угоду царю, не стыдились клеветать на св. Филиппа. Один только святитель Герман решился возвысить голос в защиту невинного страдальца. «Благочестивый государь, – обращаясь к царю, сказал святитель Герман, – хотя и все собравшиеся здесь братья много говорили тебе против блаженного сего, ни один не сказал правды… Осужденный тобою от юности своей не произносил никогда неправильного суда над кем бы то ни было из людей и никогда не знал лицеприятия». Как ни раздражен был царь, слушая эту речь, однако он не сделал никакого зла святителю Герману сразу, не сказал ему даже укоризненного слова, «ово убо видяще крайнее его смирение, ово же стыдящеся багряницы царской». Но слова святителя Германа не имели успеха и не облегчили участи святого Филиппа. Святитель Филипп был осужден и сослан. А через два дня после суда, 6 ноября 1568 года, не стало и его защитника святителя Германа. Над ним суд совершен был, вероятно, опричниками, внезапно, домашний, тайный. Голова святителя Германа была отрублена двумя ударами – одним спереди, отсекшим нижнюю челюсть, другим сзади по шее. В народе же был распространен слух, которому до последнего времени верили все, что святой Герман умер от свирепствовавшей тогда в Москве моровой язвы. Гнев Грозного царя на святителя Германа был причиною того, почему ни один из бывших тогда в Москве архиереев не решился принять участие в погребении священномученика Германа. Похоронен был святитель Герман находившимся при нем архимандритом Свияжского монастыря Иродионом в архиерейском облачении в церкви св. Николая.

Но Господь не оставляет под спудом мощи угодников своих. По прошествии 24 лет со дня кончины святителя Германа (в 1592 году) иноки Свияжской обители и граждане, благоговевшие к памяти своего архипастыря, прибыв в Москву, испросили у царя Феодора Иоанновича и святейшего патриарха Иова (день памяти 5/18 апреля и 19/2 июля) позволение перенести мощи святителя Германа в созданную им Свияжскую обитель, так как мощи начали славиться явлением чудес и знамений после нечаянного обретения их в означенном храме святителя Николая. Когда принесены были мощи в Свияжск (25 сентября 1592 года), казанский митрополит Гермоген устроил торжественную встречу. А по внесении их в храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный св. Германом, дивное благоухание распространилось не только в храме, но и по всему монастырю и совершилось много чудесных исцелений. Все присутствовавшие при этом в восторге славили Бога, дивного во святых Своих. Нетленные мощи святителя Германа положены были около стены с правой стороны при входе в алтарь. Целый ряд чудесных исцелений, совершившихся при раке святителя Германа, побудил митрополита Казанского Лаврентия (1657-1673 гг.), лично на себе испытавшего чудодейственную силу святителя Германа, составить в честь его службу и написать его житие. В 1696 году митрополитом Маркеллом, с благословения патриарха Адриана, мощи святителя Германа были освидетельствованы и переложены в новую липовую, обложенную серебром, гробницу, при этом по просьбе Симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска часть мощей святителя Германа. С этого времени началось всеобщее чествование святителя Германа во всей России. Чрез 8 лет после этого, 23 июля 1704 года, мощи святителя Германа перенесены были митрополитом Тихоном из алтаря и поставлены на то место, где они почивали до 1918 года. В 1842 году они переложены были во вновь устроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, а в 1889 году на главу святителя Германа возложена была новая митра. Присутствовавшие при этом вполне убедились, что святитель Герман умер не от моровой язвы, а был убит.

После октябрьского переворота 1917 года к власти пришли большевики. Для Церкви настали тяжелые времена, начались гонения. Храмы и монастыри повсеместно закрывались.

В 1918 году был закрыт Свияжский Успенский монастырь, в котором мирно почивали мощи свт. Германа. После разорения монастыря дальнейшая судьба святых мощей была довольно таинственна. Мощи исчезли, и о месте их нахождения никто ничего не знал. Существовало предание, что святые мощи были сокрыты под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев г. Казани, но это тщательно скрывалось. После падения богоборческой советской власти, в 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним был обнаружен ковчежец из красного дерева. Об этом сразу было донесено архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, управляющему Казанской епархией. По его прибытии, во время богослужения ларец был открыт и после долгого забвения были вновь обретены многоцелебные мощи свт. Германа.

Часть мощей была перенесена во вновь открытый Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и положена в раку, которая сейчас располагается в левой стороне храма.

Остальная часть мощей была торжественно перенесена в 2000 году в Свияжский Успенский мужской монастырь, который был вновь открыт после долгих лет запустения в 1999 году. Там святые мощи покоятся и ныне.

Память святителя Германа торжественно празднуется в Свияжской обители 6 ноября, в день его мученической кончины, 25 сентября – в день перенесения его мощей из Москвы в Свияжск, и 23 июля, в день перенесения его мощей из алтаря на средину храма.

Святитель Божий и ныне обильно изливает милости всем с теплою мольбою к нему прибегающим, подавая болящим исцеление, скорбящим утешение, нуждающимся помощь.

Тропарь, глас 4

От юности иго Христово усердно восприим, бденными подвиги поста и молитвы прославился еси, отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем, вкупе со святителем Гурием воззван был еси; идеже, яко первоначальник созданной тобою во граде Свияжске обители, и достойный первосвя-тителю преемник явился еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, духом же предстоя Престолу Владычню, молися, святителю Германе, со святителем Гурием, обители твоей во святыни, православней же пастве во благочестии преспевати, и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Ин тропарь, глас 4

Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Церкве Божия служителя усердна и строителя тайн Христовых благоговейна, стекшеся благо-вернии людие, Свияжския обители бого-мудраго основателя и Казанския новопросве-щенныя паствы святителя Германа песньми и пении восхвалим, глаголюще: не престай присещати молитвами твоими всю паству твою и в вере и благочестии блюди ю невредимо.

Кондак, глас 4

Доблестями преподобия и правды врученное тебе словесное стадо озаряя и на злачных Слова Христова пажитях питая, на правый путь заповедей Господних силою духа твоего наставлял еси е. Темже и ныне, осеняемии цельбоносными чудотворении твоими, в святую память твою, зовем тебе: не престай, святителю, предстательствовати пред Пастыреначальником о стаде твоем, яко паствы утверждение и сущим по тебе святителем удобрение.

Иконография

Иконография святого начала создаваться, начиная со второй половины XIX века. Основанием для иконописных изображений стал миниатюрный портрет, написанный в 1866 году. На нем святой изображен в полуоборот, по пояс, в монашеской рясе, опирающимся на посох. Облик старца дополняют серые глаза, прямой нос, седые волосы до плеч и кудрявая седая борода средней длины.

На изводах изображения преподобного напоминают миниатюру. Часто списки выполнены в полный рост или по пояс на фоне пейзажа «северной пустыни».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]