Прп. Иоанн Кассиан Римлянин |
Иоанн Кассиан Римлянин
(ок. 350 — 435), иеромонах, преподобный. Память 29 февраля
Родился ок. 350 г. в Марселе Галльской области — в Западной Римской империи [1]. Отсюда произошло и название его «Римлянин». По месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток.
В Вифлееме, в монастыре, расположенном недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял монашество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде, Скитской пустыне, Асии и Каппадокии, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства искать защиты безвинно страдающему святителю.
В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей.
Скончался мирно в 435 году.
У книжной полки. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Творения
Аудио |
Великий подвижник Востока и Запада, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, широко известен как аскетический писатель. О его трудах с уважением отзывались многие столпы Православия. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что преподобный Кассиан “прекрасно и весьма высоко любомудрствует”, и патриарх Фотий считал его писания “назидательными, весьма полезными для благочестивой жизни”. В России к произведениям святого подвижника также относились с большим почтением. Интерес к его трудам особенно усилился в начале ХХ века и не ослабевает до сих пор, т.к. эти труды принадлежат общему богословскому наследию Отцов единой неразделенной Церкви, одним из которых был преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Творения этого святого, вышедшие в свет в издательстве Сибирская Благозвонница, мы и предлагаем вашему вниманию.
***
Издательство Сибирская Благозвонница предлагает вниманию читателей одиннадцатый том серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе». Он посвящен богословскому и нравственно-аскетическому наследию преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Книга содержит догматико-полемическое сочинение под названием «О Воплощении Господа, против Нестория» и аскетические творения — «Установления общежительных монастырей» и «Собеседования». Открывает настоящее издание предисловие митрополита Омского и Таврического Владимира. К этому предисловию мы сейчас и обратимся.
«Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, от пустынных же богоносных отец научился еси страстей обузданию… преподобен быв, Богу возложился еси, и просвещая добрыми виды, Кассиане, яко солнце облистал еси сиянием Божественных твоих учений, сердца всех чтущих тя всегда просвещая». Так возносит хвалу в тропаре и кондаке преп. Иоанну Кассиану Римлянину Православная Церковь. Через опытное прохождение подвижничества (в частности, пост), постижение аскетической и богословской премудрости (в том числе от святых подвижников, имея личное с ними собеседование), молитвенное богообщение преп. Кассиан достиг духовного совершенства (бесстрастия и святости) и «облистал» своими учениями сердца других.
Уроженец Западной Римской империи, где в те времена говорили на латинском, преп. Иоанн Кассиан немалую часть своей жизни провел на христианском Востоке — в Палестине, Египте, Константинополе. Здесь он познакомился с великими подвижниками Востока (прежде всего Египта), и со свт. Иоанном Златоустом, в тот момент архиепископом Константинопольским. От них преподобный воспринял бесценный опыт и теорию христианской подвижнической жизни, которые затем перенес на западную почву, написав цикл важных произведений. Тем самым он, по словам владыки Владимира, существенно обогатил западное монашество и духовность, в первые века христианства несколько отстававшие от Востока, чем оказал западному христианству великую .
Но что не менее важно — он в своих сочинениях отразил в достаточно систематическом виде восточно-христианское духовное учение, полученное им из первых рук. Поэтому его произведения, как отмечает владыка Владимир, обладают великой ценностью и для восточно-христианского Православного Предания. А по ясности и завершенности их можно поставить в один ряд с творениями таких великих восточных авторов 4-7 веков, как преп. Макарий Великий, авва Евагрий Понтийский, преп. Иоанн Лествичник, преп. Максим Исповедник, преп. Исаак Сирин и др. А вот составить представление о личности преп. Иоанна Кассиана, по словам владыки Владимира, достаточно сложно.
В отличие от некоторых других представителей западного христианства, например блж. Августина, много и откровенно писавшего о себе в «Исповеди» и других сочинениях, или блж. Иеронима Стридонского, личность которого ярко отразилась в обширной переписке, о преп. Иоанне Кассиане известно очень мало. Сведения о жизни преподобного, встречающиеся в его собственных трудах и у других церковных авторов, скупы и отрывочны. Если же говорить о его сочинениях, то преп. Иоанн Кассиан написал только три крупных произведения: два аскетических — «Установления общежительных монастырей» (около 420-424 годов) и «Собеседования» (425-429 годы) и один догматико-полемический — «О Воплощении Господа, против Нестория» (около 429-430-х годов).
Трактат «О Воплощении Господа, против Нестория» был написан по просьбе римского архидиакона Льва. Это произведение — один из самых первых святоотеческих трактатов, направленных против неосторианской ереси. Труд «Установления общежительных монастырей» преп. Иоанн Кассиан посвятил епископу Апатскому Кастору. Это сочинение, где объясняется сущность, цели и правила монашеского подвига. Оно состоит из двенадцати книг и разделено на две части. В первой — говорится о внешнем устроении монашеского жития и о добродетелях, приличных ему. Во второй — речь идет о пороках и страстях, с которыми монах должен бороться, чтобы стяжать совершенную чистоту сердца. Целью «Установлений» «было руководство к деятельной жизни, то есть жизни аскета, который стремится к высшей по уровню созерцательной жизни».
Труд «Собеседования» был задуман как дополнение к «Установлениям», завершение их. Сочинение состоит из 24 книг и делится на три части, даже три сочинения, которые одновременно самостоятельны и связаны между собой. В отличие от деятельно-аскетического характера «Установлений», «Собеседования», «наоборот, посвящены именно созерцательной жизни, хотя включают в себя также и наставления относительно деятельной жизни». И если «Установления» «были написаны Кассианом как наставление для общежительных монастырей, то «Собеседования» — для отшельнической жизни».
При публикации трудов преп. Иоанна Кассиана издатели посчитали нужным, изменить хронологический порядок сочинений на ценностно-тематический: на первом месте поместили учение о Воплощении Сына Божия, а учение аскетическое и сотериологическое — на втором. Кроме того, издатели руководствовались и принципом новизны: трактат «Против Нестория» еще никогда не переводился на русский язык целиком, в то время как «Установления» и «Собеседования» уже издавались.
***
В приложении издания помещена работа иеромонаха (впоследствии архиепископа) Феодора Поздеевского, мученически пострадавшего в годину гонений за Христа, под названием — «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского)». Тексты трудов преп. Иоанна Кассиана даны в новом переводе и снабжены богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями. В конце книги помещен указатель цитат из Священного Писания, а также именной, предметный и географический указатели. Редакция надеется, что это издание привлечет к себе внимание преподавателей и студентов духовных учебных заведений и просто вдумчивого православного читателя, неравнодушного к святоотеческому наследию и его неотъемлемой составляющей — творениям преп. Иоанна Кассиана.
Предварительные сведения
Биографические сведения о детстве и юношестве преподобного Иоанна Кассиана Римлянина крайне ограничены. Не известно ни места, ни точной даты его рождения.
Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне — территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360-го по 365-й год.
Мы не знаем с достоверностью, когда и от кого он получил имя Иоанн. По одной из версий, оно было дано ему при крещении, по другой — при пострижении в монашество. Но есть основания предполагать, что это имя он взял себе сам, в честь своего учителя и архиерея, святителя Иоанна Златоуста.
Происходил Иоанн Кассиан из благочестивой, достаточно состоятельной семьи. Начальные правила веры и христианской нравственности прививались ему уже с детства.
В надлежащее время он получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим.
Со временем духовное воспитание, усердие и личные таланты Иоанна дали плоды: открывавшейся перед ним карьере светского мужа он предпочёл путь смиренного монашеского жития.
Константинопольский и римский периоды
В 399 году в Египте возникли волнения, связанные с критикой учения антропоморфитов — еретиков, утверждавших, что Бог обладает чертами, схожими с чертами, присущими человеческому телу.
Критический отзыв об антропоморфитах, прозвучавший из уст архиепископа Александрийского Феофила, встретил одобрение в лице братий общины аввы Пафнутия и вообще в лице многих пустынников.
Недовольные таким ходом событий еретики стянулись в Александрию и стали угрожать Феофилу. Они потребовали от него отречения от оригенистских воззрений, и он к ним прислушался.
В 400 году Феофил обличил лжеучение Оригена публично. Состоявшиеся вскоре после этого Соборы в Александрии и Нитрии официально осудили оригенизм.
И вот, монахи-оригенисты подверглись гонениям и вытеснению их Египета как со стороны духовенства, так и со стороны государственных властей. Многие иноки вынуждены были искать кров, пропитание и поддержку на территории других стран.
Около 50 монахов обрели сочувствие в лице главы Константинопольской Церкви, святителя Иоанна Златоуста. Как считают, в числе этих пятидесяти прибывших были Иоанн Кассиан Римлянин и Герман.
В Константинополе заметили достоинства друзей. Иоанн был возведён в сан диакона. Кроме того ему доверили должность комита сокровищницы при кафедральном соборе. В свою очередь Герман был рукоположен во священника.
Когда святитель Иоанн Златоуст был незаслуженно обвинен в злоупотреблениях, а затем выслан из Константинополя, отцы Иоанн Кассиан Римлянин и Герман отправились на Запад искать поддержки у Римского епископа Иннокентия I. Константинопольский клир снабдил их особым посланием, которое они передали по назначению.
После этого Иоанн Кассиан остался служить в Риме, равно как и его друг, отец Герман.
В Риме отец Иоанн пробыл около 12 лет. Есть основания думать, что именно здесь он был рукоположен во священника, после чего получил должность советника Римского епископа.
За время пребывания в Риме Иоанн Кассиан познакомился с будущим Папой Львом Великим.
Монашество
Около 380 года Иоанн Кассиан Римлянин предпринял паломничество в Палестину. Во время паломничества его сопровождал давний друг, Герман.
Здесь, на священной земле, друзья решили отрешиться от соблазнов суетной жизни в миру и, получив необходимое благословение, поступили в Вифлеемскую обитель. Есть мнение, что эта обитель располагалась на Поле Пастырей.
Пребывая в монастыре, друзья предавались молитве, внимали проповеди, исполняли послушание, соблюдали посты. Пришло время и они, дав надлежащие обеты, приняли монашеское облачение.
Овладев за годы усердного труда начатками аскетического опыта, им захотелось больше узнать о подвижничестве, усилить подвиги, и они помыслили отправиться на родину иночества, в Египет.
Египетский период
Помолившись, как следует, перед дорогой, испросив благословения и пообещав настоятелю возвратиться в обитель, друзья отправились в путь. Путь был нелегким, но Бог был им в помощь.
По морю они дошли на корабле до порта Танис, а оттуда, в сопровождении епископа Архебия, добрались до Панефиса. Там находилась обитель известного аввы Пинуфия. Господь свёл их с монахами, жившими и подвизавшимися среди соленых озер, на местных холмах, аввами Нестором, Херемоном, а также с аввой Пинуфием, жившим вблизи обители, в келье.
Пробыв в Панефисе какое-то время, Иоанн и Герман, воздав благодарение Богу, отправились дальше и прибыли в город Диолк. Здесь они черпали мудрость, общаясь с отцами: Архебием, Иоанном, Пиаммоном и другими.
Очередным пунктом паломничества была выбрана пустыня Скит. В IV веке её населяло множество благочестивых отшельников.
Посещая тамошних подвижников, друзья участвовали в совместных молитвах, интересовались различными аскетическими упражнениями, задавали вопросы, испрашивали советов, слушали душеполезные увещевания.
Им посчастливилось общаться с духовно зрелыми отцами: Пафнутием, Моисеем, Исааком, Серапионом, Феоной, Даниилом.
Вскоре Иоанн и Герман вступили в общину, находившуюся под руководством аввы Пафнутия. Этот авва был монахом-оригенистом, служил пресвитером в одном их храмов Скита. По субботам и воскресеньям храм наполнялся сходившимися для богослужения отшельниками. Пребывая в Скиту, Иоанн Кассиан Римлянин изнурял своё тело постами и физическими трудами, много и искренне молился.
Утверждается, что в этот период он вместе с Германом посетил пустыню Келлии, располагавшуюся приблизительно в 80 милях от Скита. Там друзья виделись с аввой Феодором.
Через семь лет непрестанного аскетического делания в Египте Иоанн отправился в Палестину, и опять вместе с Германом. Друзья хотели исполнить обещание, данное настоятелю Вифлеемского монастыря, благословившему их на паломничество, когда они ещё только готовились к путешествию по Египту.
Между тем, в Вифлееме они оставались не долго и по Промыслу Божию вскоре опять возвратились в Египет.
Общее время пребывания Иоанна Кассиана на территории Египта исследователи определяют десятью годами. За это время он возрос возрастом духовным, приобрел неоценимый аскетический опыт, стяжал мудрость, собрал материал для будущих сочинений.
Молитва
С молитвой принято обращаться к иконе преподобного для укрепления веры в Господа, избавления от греховных страстей, для помощи в учении о духовной жизни.
О, богоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане, божественных Ангелов сожителю, понесый тяготу дневную, в нищете поживый, божественными дарами обогативыйся! Ты ныне с преподобных соборы водворяяся, с праведных лики веселяся, помяни нас, добродетельное твое житие похваляющих, и не остави нас безпомощны. Призри на наше житие, волнуемое житейскими обуревании, да не потопит нас греховная буря, ниже да пожрет нас пагубнаго отчаяния глубина. Услыши молитву нас грешных, молящихся, и не презри моления нас немощных, уловляемых диавольскими сетьми, всюду злыми угнетаемых, всякаго блага лишаемых, унынием омрачаемых и малодушием одержимых. Виждь, святе, яко смирися в персть душа наша, и врагом ненавидящим нас быхом в порадование, лукавыми делы умерщвляеми весь день, заблудихом бо воистину, яко овцы не имущия пастыря. Ты твоими богоприятными молитвами милостива сотвори нам единаго человеколюбца Бога, да не воздаст нам по злым делом нашим и по нечистоте сердец наших, но да предварят ны благия Его щедроты, в мире, единодушии и благочестии утверждающе живот наш. Мы о богоблаженне, на тя по Бозе уповаем, тобою хвалимся, твое святое имя на помощь призываем и, к твоему чудотворному образу недостойнии припадающе, тя молим. Моли, отче наш Кассиане, Христа Бога, да, избавльшеся от злых наших, с тобою вечных благ сподобимся, благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, суща благословенна со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Храни Вас Господь!
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Божией Матери Неувядаемый Цвет, значение и в чем помогает
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Кассиане: