Церковь прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище (Санкт-Петербург)

Мiръ

Россия Санкт-Петербург Церковь прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище (Санкт-Петербург) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:59.9006200000000035288394428789615631103515625,»lon»:30.35473999999999961119101499207317829132080078125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2._%D0%98%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432. \u0418\u043e\u0432\u0430 \u041c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430 \u0412\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u043c \u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432. \u0418\u043e\u0432\u0430 \u041c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430 \u0412\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u043c \u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0418\u043e\u0432\u0430 \u041c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e»’ \u2014 \u043e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u043d\u0435\u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0445 \u043f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0445\u0440\u0430\u043c\u043e\u0432, \u043d\u0435 \u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u0432\u0448\u0438\u0445\u0441\u044f \u0432 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f»,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432. \u0418\u043e\u0432\u0430 \u041c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430 \u0412\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u043c \u043a\u043b\u0430\u0434\u0431\u0438\u0449\u0435 (\u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433)»,»link»:»»,»lat»:59.9006200000000035288394428789615631103515625,»lon»:30.35473999999999961119101499207317829132080078125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

59.900592; 30.354729

Россия, Санкт-Петербург, Камчатская улица, 6А

Санкт-Петербург

Россия

Телефон.:

+7 (812) 766-25-44, 766-27-49, 766-22-58

Церковь Иова Многострадального

— один из немногих петербургских храмов, не закрывавшихся в советское время, даже в дни блокады. Памятник истории и архитектуры федерального значения, охраняется государством.

История[править]

Эта церковь — одна из самых известных святынь Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища.

Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499-1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Сутилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту.

В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители. В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723 г. было приписано Волково поле — кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна.

В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение.

3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято—Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831-1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.

Со временем Спасская Церковь обветшала. В 1809 г. приняли решение о постройке нового храма, проект которого составил В.И. Беретти. Однако заложена была церковь только в 1837 г. при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф.И. Руско. Величавый трехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 г. экзарх Грузии митрополит Иона. По его образцу на средства старосты единого прихода П.И. Пономарева в 1850-1852 гг. возвели еще одну, Всесвятскую церковь.

Единственная ныне сохранившаяся полностью церковь св. Иова, таким образом, является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волкова кладбища.

В начале XX в. церковь св. Иова часто называли «Крюковской». В народном наименовании отразилась благодарность к «создателям и благотворителям святаго храма сего» — петербургскому роду Крюковых. Инициатива возведения храма принадлежала Параскеве Крюковой — вдове потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31. И.М. Крюков получил домашнее образование, состоял в купеческом сословии, с 1859 г. являлся членом Коммерческого суда, выборным от купечества. Он имел трех сыновей — Гавриила, Михаила и Николая и двух дочерей: Евдокию и Ольгу. Две дочери, Параскева и Вера, умерли во младенчестве. Крюковы, известные своей благотворительной деятельностью, являлись прихожанами церкви св. Екатерины на Кадетской линии. Крюков умер 19 мая 1884 г. и был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму — причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 г.) и император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 г., в очередную годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. В современных границах Санкт-Петербургской епархии и на всем северо—западе России находится только одна церковь во имя св. Иова — кладбищенская в г. Тихвине. Ктиторский характер храма, возможно, отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых, в частности, свв. Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, возможно, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая.

Строительство и отделка осуществлялись на средства семьи Крюковых. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры на 40 человек. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов. Освящение храма состоялось 29 октября 1887 г. Богослужение возглавляли митрополит Санкт—Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский), епископ Ладожский Сергий и архимандрит Александро-Невской лавры Никон. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: «Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.».

П.М. Крюкова и члены ее семьи продолжали покровительствовать и своей приходской церкви св. Екатерины. После кончины И.М. Крюкова его торговое дело продолжил Г.И. Крюков, вступивший в 1885 г. в купеческое сословие и основавший , купец 1—й гильдии, член С.-Петербургского коммерческого суда, некоторое время также владел трактиром по Б. Сампсониевскому, 70. В декабре 1895 г. он умер, вероятно, не оставив прямого потомства — две его дочери скончались во младенчестве. Братья Николай и Михаил разделили дело: Михаил поселился на Гагаринской, 12, где, получив еще в 1893 г. свидетельство 2-й гильдии, открыл торговлю на Пантелеимоновской, 16; Николай оставил за собой магазин в Гостином Дворе, но вскоре, вероятно, вышел из купеческого сословия.

Весь подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; здесь же, в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями: 1) «Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.»; 2) «Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра»; 3) «Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.».

Совпадение дня празднования св. Иова с днем рождения последнего российского императора (6 мая по ст.ст.) послужило причиной предания о посещении церкви св. царем Николаем с Августейшей семьей. В предреволюционный период в церкви совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях. После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 гг. В 1932-1933 гг. была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 запретили колокольный звон.

Власти неоднократно оказывали давление на приход. В частности, в 1931 г. предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за «отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки». Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 г. областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 г. президиум Ленсовета постановил: «Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства».

Однако церковь так и не была закрыта и сохранила не только свое убранство, иконы, но также некоторые предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. церквей Волковского кладбища (описи их не обнаружены). К середине 1930-х гг. храм св. Иова занимал особое положение среди церквей «тихоновской ориентации», приход которой сохранял верность каноническому церковному управлению. На 13 февраля 1935 г. на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте—апреле 1935 г., после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 г. в храме состояли в штате два клирика — протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 — июне 1945 гг. причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).

Утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х гг., а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 г. исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.

13 августа 1976 г. освящен престол в честь Нерукотворного Образа Спасителя и в память о кладбищенском Спасском соборе, закрытом в 1936 г. Чин совершил викарий архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. Интересен антиминс храма с тетраграммой Имени Божия, освященный архиепископом Псковским и Нарвским Стефаном (Калиновским) 29 мая 1744 г. в придел св. Алексия человека Божия знаменитой по своей архитектуре псковской церкви свт. Василия «на горке». На нижнем поле — подпись «Смиренный Симон, епископ Псковский и Нарвский». Преосвященный Симон (Тодорский), законоучитель Петра III и Екатерины II, занял Псковскую кафедру в 1745 г. На внешней стороне этого же антиминса — надпись: «Сей святой антиминс передается для священнодействия в приделе кладбищенской церкви Волкова кладбища в честь Нерукотворного Образа Спасителя в городе Ленинграде. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский. 5 января 1950 г.». Вероятно, уже при Владыке Григории (Чукове) предполагалось устройство и освящение нижней церкви, но оно затянулось на 16 лет.

Антиминс на приставном престоле в главном алтаре имеет на нижней виньетке текст 1928 г.: «Священнодействован Преосвященным Леонидом, епископом Переяславским, викарием Владимирской епархии в лето от создания мира (7837) от Рождества же Христова 1928 месяца октобрия 28 день». Преосвященный Леонид (Антонищенко), устроитель подворья Пекинской духовной миссии в С.-Петербурге, скончался в ссылке в 1937 г. На наружной стороне — надпись: «Сей святой антиминс преподается для священнодействования на переносном престоле в храме св. прав. Иова на Волковом кладбище города Ленинграда. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский 1954 года апреля 16 дня». На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.

Ремонтно—реставрационные работы, проводившиеся в середине 1980-х гг., включали обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение. В 1996 г. были отремонтированы фасады.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм в честь святителя Иова в Кунцево возведен по проекту известного в православном мире архитектора Оболенского Андрея Николаевича. Под руководством московского художника Сюськовой Ольги Валерьевны оформлялся интерьер, создавалось внутреннее и внешнее убранство.

В церковный ансамбль входит белоснежный каменный храм в честь первого Патриарха христианской Руси, небольшое деревянное здание церкви святителей Московских и дома причта. Основной храм с одним пределом может одновременно вместить до 300 верующих. Его венчает купол с большим золоченым крестом над красивой шатровой крышей с резными подзорами.

Фасад здания украшен каменным декором и несколькими цветными мозаичными иконами, при создании которых применена особая технология с использованием каменных осколков. В храм ведут балюстрады из камня. Подвал используется для обряда крещения. Большое пространство вокруг церковного комплекса ограждено и благоустроено.

Современное состояние[править]

Церковь св. Иова является частью исторически сложившегося ансамбля из пяти церквей Волкова кладбища (сохранилось три). Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской). Церковь св. Иова расположена в отдалении от современного входа на музеефицированную часть кладбища «Литераторские мостки». К сожалению, прямой подход к церкви от Камчатской улицы ныне перекрыт.

Возле северо—западного угла находится часовня — усыпальница второй половины XIX — нач. XX в. с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания. По благословению митрополита Санкт—Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 г.осуществлены значительные ремонтно—реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.

Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг. Мастера русского стиля стремились к возрождению национальной архитектурной традиции, в основном утраченной с эпохи петровских реформ, и ориентировались на памятники древнерусской архитектуры. В области архитектуры русский стиль зримо воплотил единство Православной Церкви, самодержавной власти и национального начала. Русский стиль был очень близко принят заказчиками, в первую очередь императором, и доминировал в православном церковном строительстве Российской империи с 1830—х гг. до прекращения храмостроительства после переворота 1917 г. (будь то строительство по «авторским» или типовым проектам), тем самым являясь одним из важнейших свидетельств о духовной жизни русского народа. Основоположником нового направления стал академик, профессор архитектуры К.А. Тон, по имени которого первый этап русского стиля часто называют «тоновским». Его прототипы — образцы раннемосковского зодчества (XV-XVI вв.). К. Тон возродил особое, как это было в средние века, значение храмового проектирования; а его значение в создании русского архитектурного языка современники сравнивали со значением Пушкина в русской словесности. Тоновские образцовые проекты, изданные в столице в 1838 и 1844 гг., официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались.

Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К.А.Тона и традиционной для русского зодчества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго — «романовского» этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е гг. — луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. «Московско-ярославский» или «романовский» стиль начал распространяться с 1870—х гг. и отличался особым вниманием к декору в духе XVII в. Более органичное воплощение он получил при строительстве небольших храмов, таких, как церковь св. Иова.

Основной четверик завершен пятью главами (центральная — световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены. Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов — два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника — трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте — майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 г.

Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном—щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994—1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова со свитком, на котором слова: «Бог дал, Бог взял» (слева), и Спасителя (справа). Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна — прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани — килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане «латинский крест». Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева — «Суд Пилата», справа — «Предательство Иуды»); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана — фигуры восьми святых в рост (с запада — ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана — изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем — надпись: «Кто Бог велий…», в барабане — «Слава в Вышних Богу…», в арке над притвором — «Вниду в Дом Твой». Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним — трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора — хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.

О признании художественных достоинств архитектуры храма говорит тот факт, что при проектировании новой церкви на кладбище — усыпальницы Колобовых (1901) — гражданский инженер Л.В. Шмеллинг без особых изменений воспроизвел тип постройки Аристархова. Церковь св. Иова является одним из наиболее характерных образцов церковного зодчества С.-Петербурга в русском стиле, памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт—Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. Это единственная уцелевшая церковная постройка архитектора Аристархова, одна из немногочисленных церквей, в которой никогда не прекращалась молитва.

Храм Иова Московского на Можайке сегодня

Храм Иова Московского на Можайке имеет официальное название «Церковь святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси в Кунцево» Патриаршее подворье Свято-Успенского монастыря в Старице. Между ним и монастырем в Тверской области существуют неразрывные духовные скрепы, которые оправдывают правомерность нахождения Патриаршего подворья храма вдали от него.

Москва и Старица в жизни Иова

В Москве Иов нес патриаршее служение, а в Старице будущий Патриарх родился, принял иноческий постриг в Свято-Успенском монастыре. Во времена смуты сторонники Лжедмитрия I изгнали Иова с его патриаршего престола и заключили в Успенский мужской монастырь, так как он не признал самозваного царя и даже предал его анафеме.

После свержения Лжедмитрия I больной и потерявший полностью зрение великомученик Иов возвратился в Москву и благословил на патриаршее служение митрополита Ермогена. Вернувшись в монастырь, святитель Иов после долгой болезни закончил свой мирской путь и был захоронен на монастырской территории.

В настоящее время нетленные мощи первого Патриарха находятся в патриаршей усыпальнице Московского Кремля, куда они были помещены в середине XVII в.

400-летний юбилей учреждения Патриаршества на Руси

Строительство в Москве храма Иова на Можайке осуществилось в новой, независимой России. Это событие напрямую связано с юбилейным празднованием в 1989 г. 400-летия учреждения Патриаршества и причислением Иова к лику святых.


Иов, Патриарх Московский и Всея Руси

Заслуги Патриарха Иова трудно переоценить. При нем Московский патриархат увеличился за счет нескольких присоединенных митрополий и новых учрежденных епархий, активно строились новые церкви и монастыри. В создание некоторые из них он вкладывал свои средства.

Святитель Иов добился канонизации Василия Блаженного и других святых, благодаря ему Русская Православная Церковь стала независимой от Константинополя.

Святыни[править]

Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова святынь: иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая — надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста, исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма — икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.).

В западной части храма над хорами — иконы—картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.

В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).

В нижней церкви — три чтимые иконы Тихвинской Божией Матери (XVII—XVIII вв.), Сретение Господне (древнего письма) и прп. Варлаама Киево—Печерского с частицей его мощей, Распятие; а также Казанской Божией Матери (XVIII в.), свт. Николая Чудотворца, царя Константина и прп. Серафима Саровского.

История строительства

Храм Иова Московского на Можайке был включен в Программу строительства 200 православных храмов в Москве. Место для его строительства символично: на западе от Москвы находится Старица, куда был отправлен в монастырскую ссылку несправедливо свергнутый с патриаршего престола Иов.

Микрорайон, где планировалось возведение храма, имел репутацию социально неблагополучного. После банкротства и закрытия в 90-х нескольких заводов местные жители остались без работы, а их семьи без средств к существованию. Процветали бандитизм, пьянство, проституция, появилось много наркозависимых людей.

Строительство храма было выстрадано, народ принял его с воодушевлением. Активисты помогали с подготовкой и расчисткой территории будущей церкви от мусора, с их помощью в 2012 г. был построен небольшой деревянный храм на 40 мест.

Основные работы по возведению каменного здания будущей церкви были проведены в сжатые сроки с 2012 по 2014 г. В конце 2013 г., почти через 12 месяцев после закладки камня в основание храма, над стоящим в лесах зданием был поднят христианский Символ Спасения – сияющий золотом Крест.

В марте 2021 года после нескольких лет, ушедших на украшение и убранство, произошло долгожданное событие – освящение нового храма Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Храм стал памятником современного церковного зодчества, воплотившим в себе вековые традиции и культуру русского православия.

Расписание богослужений[править]

Богослужения совершаются ежедневно.

Исповедь: будни в 8:30; по воскресеньям и праздникам в 7:00 и 9:00.

Литургия: в будни в 9:00; по воскресеньям и праздникам в 7:00 и 10:00; накануне, во время Всенощного бдения проводится исповедь.

Акафисты в 18:00: по воскресеньям — Спасителю; по понедельникам — Новомученикам и Исповедникам Российским; по вторникам — Божией Матери; по средам — свт. Николаю Чудотворцу; по четвергам — св. прав. Иову. По пятницам в 18:00 — парастас.

Внутреннее убранство

Небольшое внутреннее церковное пространство выглядит очень торжественно и одновременно уютно. Очень красивый 3-ярусный резной иконостас вмещает иконы всех святых и основные лики Богородицы. К праздникам здесь все украшено живыми цветами.

Красивые подсвечники и необычной формы люстра освещают внутреннее пространство храма мягким светом. Здесь все располагает к раздумьям о вечном и способствует умиротворению.

Духовенство, наставники

В храме святителя Иова служат настоятель и 2 штатных клирика:

  • Отец Нарушев Александр – настоятель храма. Он кандидат богословия, в 2001 г. принял диаконскую, а в 2005 г. пресвитерскую хиротонию, имеет несколько богослужебных и церковных наград.
  • Александр Копяткевич, священник, является штатным клириком, имеет высшее духовное образование, рукоположен в сан диакона в 2001 г., затем через 14 лет в сан иерея. Имеет иерархические и церковные награды.
  • Анатолий Правдолюбов – потомственный священник, штатный клирик с высшим образованием. В сан диакона рукоположен в 2014 г., в сан иерея – в 2021 г., награжден иерархическими знаками отличия.

Воскресная школа

Церковно-приходская Воскресная школа открылась сразу же после освящения временной деревянной церкви на территории строящегося храма Иова Московского. После службы для детей в помещении церкви ставили скамейки, а взрослые могли находиться рядом. После сдачи в эксплуатацию здания Приходского дома для Воскресной школы были выделены классы.

Занятия с детьми от дошкольного возраста до 13 лет проводят бесплатно опытные педагоги-наставники по субботним и воскресным дням. Дети в течение 4 лет изучают Закон Божий, церковно-славянский язык, Ветхий и Новый Завет, богослужебный устав.

Кроме занятий на уроках и в кружках по интересам, учащиеся совершают экскурсии, встречаются с интересными людьми, принимают участие в богослужениях и детских крестных ходах. Уже состоялось 4 выпуска учеников Воскресной школы. Руководит ею директор-духовник, настоятель храма Иова иерей Александр Нарушев.

Записать ребенка в Воскресную школу можно по тел. 8 916 123 26 53 или на сайте храма. Для взрослых по субботам проводятся беседы на религиозные темы.

Приход и хор храма

Храм Иова Московского на Можайке объединяет прихожан разных национальностей. Это обусловлено тем, что в этом микрорайоне снимают квартиры люди, приехавшие в столицу РФ на заработки из Украины, Молдовы, Армении, Грузии. Приход при храме Иова Московского был образован местными жителями сразу же после известия о строительстве храма.

Прихожане приняли активное участие в подготовке территории под строительство, с их помощью была возведена деревянная часовня, ставшая временным храмом. В настоящее время выпускается приходская стенгазета, по воскресеньям работает молодежный клуб «Свеча», в приходском доме ведется активная повседневная жизнь.


Внутреннее убранство Храма Иовы Московского на Можайке

Приходский хор состоит из 20 человек взрослых и детей. Он был создан в сентябре 2014 г. на базе Воскресной школы. Многие певчие не имеют музыкального образования, но стремятся послужить богу и добросовестно относятся к занятиям музыкой и пением.

Репетиции хора проводятся по средам и субботам, обучение бесплатное. Запись на прослушивание желающих петь в церковном хоре принимается по тел.. Руководит коллективом певчих регент София Юрьевна Старостина.

Социальная работа, повседневная жизнь

Прихожане под руководством церковных наставников занимаются социальной работой. При храме более 5 лет существует семейный клуб трезвости «Сретение», члены которого собираются 1 раз в неделю, в доброжелательной атмосфере во время чаепития обсуждают возникшие в семьях проблемы со злоупотреблением алкоголя, учатся создавать дома территорию трезвости.

Прихожане и священнослужители ведут работу с зависимыми от алкоголя и наркотиков людьми и их окружением по системе «12 шагов». При храме открыта комната матери и ребенка, куда в любое время суток может прийти бегущая из семьи от пьяного мужа женщина с ребенком.

Волонтерская группа «Милосердие» развозит пожилым людям подарки и поздравления к праздникам, проявляет заботу о многодетных и малообеспеченных семьях.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Церковь святителя Иова находится в столичном микрорайоне Кунцево на Можайском шоссе, 56. Остановка общественного транспорта – кинотеатр Минск, ближайшая станция метрополитена – Молодежная. Координаты храма: 55.71704, 37.399461.

Тел.. Сайт: svt-iov_ru.

Храм Иова Московского на Можайском шоссе в Кунцево (Москва) является данью памяти о первом Патриархе Московском и всея Руси святителе Иове, посвятившего жизнь свою служению Богу. Православная Русь помнит и свято чтит христианские традиции. В этом заключается ее сила, этим определяются ее лидирующие позиции в мире по их сохранению.

Автор: Людмила Дмитрова

Информация для паломников

Паломнические туры из Москвы по святым местам Европы и России организуют несколько туристических агентств:

  • Центр международного паломничества «Покров»: расписание паломнических туров на сайте ps.pokrov-ru, телефон для справок +7;. Стоимость поездки от 1700 руб.
  • Туроператор «К истокам»: расписание паломнических поездок на сайте rosistok-ru, телефон для справок; +7.
  • Паломническая служба «Маковец»: расписание на сайте makovec.hs-ru, тел. для справок.

Паломнические поездки организует также социальная служба храма святителя Иова. В октябре прошлого года пожилые прихожане посетили Подворье храма Свято-Успенский мужской монастырь в Старице, затем совершили экскурсии в музей Пушкина в Берново, храм Преображения Господня и святого источника в селе Маслово.

Паломники были обеспечены транспортом, 3-разовым питанием и ночлегом во время поездки. План паломнических поездок прихожан храма Иова в Москве на 2021 г. находится в стадии формирования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]