Хранители памяти. Церковь Воскресения Христова в Кадашах

Храм Воскресения Христова в Кадашах (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры
    в Россию

В богатом церквями Замоскворечье каждый храм — отдельная история, которая удивительно плотно переплетается с судьбой Москвы. В Кадашах, старинной слободе, где веками жили бондари и ткачи, стоит древняя православная церковь. Храм Воскресения Христова, расположенный буквально в двух шагах от Третьяковской галереи, как и века назад занимает главенствующий статус «соборного» среди других церквей Замоскворечья.

Этому поспособствовало удачное месторасположение между двумя главными дорогами на юг: улицами Ордынка и Полянка.

История

Самое раннее упоминание о церкви в Кадашах встречается в письме московского вельможи Ивана Патрикеева от 1493 г., где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех» — такое говорящее о средневековых понятиях чистоты название.

Первое же известное по официальным документам каменное здание постройки 1657 г. прослужило лишь 30 лет. В 1687 г. на деньги ремесленников Кадашевской слободы и простых жителей было решено строить новый двухэтажный пятиглавый храм. С его западной стороны устремилась ввысь на 43 м шестиярусная колокольня.

Храм выстроен в стиле московского барокко, отличительные черты которого — изящество пропорций и изысканный, будто резной силуэт.

В 1934 г. в здании храма разместили госучреждения, в том числе архив КГБ и спортклуб. В 1950-х гг. его интерьеры были отреставрированы под руководством Г. В. Алферовой. Первых верующих церковь Воскресения Христова приняла только в 1992 г., после организации прихода. 1 декабря 2006 г. храм передали Русской православной церкви.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения NADYNROM

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!


Напротив Кремля в Замоскворечье располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII веке – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Большой Ордынке и Якиманке. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит подтверждения в документах. Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.


По мнению современных ученых церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском. Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г. при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – купцов Кодрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, уроженец Кадашей и сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре. Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. В интерьере верхнего храма наибольшую ценность представлял в художественном отношении шестиярусный иконостас высотой 12 метров и шириной 11 м, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших произведений резного искусства XVII века. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова.


В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня. Уходя, они подожгли храм с западной стороны, огонь, распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и… потух. В 1848 г., при настоятеле о. Иоанне Маргаритове, была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом Филаретом в 1849 году. Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до наших дней. Храм с давних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол был вылит в 1750 г. и его вес составил 400 пудов, т.е. примерно 6,5 тонн! Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов, который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Этот колокол отличался удивительно мягким, бархатистым звуком. На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов «разных характеров звука и притом с приятными тембрами». После закрытия храма колокола исчезли. Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в Большом театре и используются в «Хованщине» и «Борисе Годунове». Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. После этого в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Иконостас, по одним данным, уничтожили, по другим, перенесли в Троицкую церковь в Останкино, а в Кадашевском храме уцелел только его нижний ярус. Две иконы конца XVII века – Боголюбскую и Спаса Вседержителя – отправили в Третьяковскую галерею.


С 1946 по 1966 гг. известный специалист Гали Владимировна Алферова провела частичную реставрацию храма. Был восстановлен его исторический облик. В 1964 г. отреставрированное здание храма передали в аренду Всероссийскому художественно-научному реставрационному центру имени академика Грабаря – учреждению, призванному реставрировать и сохранять художественные ценности. После перестройки началась затяжная борьба за здание храма между ВХНРЦ и церковью, завершившаяся в пользу верующих. Сейчас храму Воскресения Христова грозит другая серьезная опасность, ставшая для Москвы, увы, привычной — строительство элитного офисно-жилого комплекса «Пять столиц», ради которого может быть уничтожена историческая застройка Кадашевской слободы, а вид на красивейший храм будет закрыт с трех сторон. Развернулась активная борьба против новой застройки. Чем окончится, пока неизвестно. Хотелось бы надеяться на лучшее, но… А вот так храм Воскресения Христова в Кадашах выглядит на дореволюционной фотографии из альбома Найденова:


©По материалам сайта https://www.kadashi.ru

Что посмотреть

В интерьере вызывают интерес настенная живопись середины 19 века и ограда — примерно того же времени. Святыни храма: частицы мощей мученика Евтропия Римского, преподобного Иова Почаевского, Костромских мучеников Смутного времени. В небольшой часовне Царственных мучеников находится написанная на камне икона Николая II.

Впрочем, посещение храма Воскресения Христова будет интересно не только глубоко верующим людям. При церкви работает музей «Кадашевская слобода», размещенный в одном из церковных зданий. Он был создан на основе богатой коллекции керамики, наконечников стрел, предметов быта и изразцов, найденных в ходе археологических исследований, реставрации и прокладки по Кадашам коммуникаций. Отдельные предметы пожертвовали прихожане. Как напоминание о гонениях на церковь, стены украшают кресты из разрушенных и не восстановленных московских храмов, собранные известным реставратором П. Д. Барановским. Прямо посреди зала музея стоит макет крестьянской избы, изучить которую можно как снаружи, так и изнутри: в доме аккуратно расставлены крошечная мебель и традиционные предметы крестьянского обихода.

Воскресенский храм: архитектура и становление

Внешне храм в Кадашах немного отличался от того, что мы видим сейчас: колокольни еще не было, а с трех сторон к святыне вели огромные лестницы.

В строительстве новой церкви Воскресения Христова нашли свое отражение и некоторые архитектурные новинки, еще только появившиеся на Руси.

Так, на нижнем ярусе раскинулась галерея-гульбище. Фронтоны были украшены не традиционными кокошниками, а кружевными «гребешками». Барабаны глав храма граненые, каждая грань обозначена. Центральный барабан двухъярусный, маленькие окошки в нем создают некоторую ажурность верхней части церкви.

В конце 17 века была построена колокольня, а сам храм Воскресения Христова претерпел некоторые изменения — возводятся 2 симметричные паперти. Еще через некоторое время апсиды верхней части храма и галереи-гульбища были расширены.

Внутри святыни свое место занял деревянный резной иконостас, более 12 метров в высоту. Его позолоченные колонны украшала резьба в виде листьев винограда. Стены храма были расписаны царскими изографами.

Престольные праздники[править]

Воскресение Христово (Пасха)

— Переходящая дата

Успение Пресвятой Богородицы

— 28 августа (главный престол нижнего храма)

Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»

— 9 июля и
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель
— 22 мая, 19 декабря (приделы нижнего храма)

Хранители памяти. Церковь Воскресения Христова в Кадашах

Аудио

Новый выпуск программы — о церкви Воскресения Христова в Кадашах. Об истории, архитектуре и внутреннем убранстве этого старинного храма рассказывает его настоятель, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков. Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы находимся в Москве возле старинного храма Воскресения Христова в Кадашах. Об этом храме – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, член Союза художников России, старший сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева:

– У нас верхний храм и нижний храм: верхний посвящен Воскресению Христову, нижний – Успению Божией Матери. Он в настоящем виде относится к XVII веку. Вообще по документам здесь должна была быть церковь в конце XV века. И, видимо, сначала был деревянный храм, который в XVII веке был перестроен в каменный, а в конце XVII века он был еще раз перестроен в стиле нарышкинского барокко и приобрел современный вид.

Вернее, почти современный. В XIX веке после пожара Москвы (пожар, в частности, был в Замоскворечье) был произведен грандиозный ремонт, храм был несколько расширен. Алтарь в современном виде относится уже к XIX веку, но нужно сказать, что архитекторы XIX века удачно вписались в стилистику храма, и сейчас он имеет стилистически вполне единый вид. Несколько отдельно смотрятся пристройки на уровне колокольни: они действительно немножко выпадают из общей стилистики, потому что они строились отдельно, чтобы расширить помещения.

При храме было довольно большое кладбище, конечно, как и всегда при церкви. Но Москва ведь была зеленым городом, и вокруг были сады. На самом деле храм был таким, в общем-то, придворным храмом, он обслуживал нужды царицынского двора, тут жили люди довольно зажиточные, сохранились некоторые изображения того времени – в общем, была так называемая Кадашевская слобода. К сожалению, сейчас она уже не существует.

Храм был знаменит еще своим колокольным звоном. Уникальные колокола были отлиты известным мастером Слизовым в конце XVIII века, два именных колокола. В советское время они были отняты у храма после его закрытия и временно помещены в Большой театр. Временно. Большой театр почему-то до сих пор их не отдает, мы неоднократно поднимали этот вопрос.

Сейчас в храме производятся большие работы, в частности мы благодарны городу за то, что переложены старые коммуникации. Была проделана огромная работа по всей территории, и это очень отрадно, потому что без ремонта современное здание жить не может. Произведен очень большой хороший ремонт везде, включая храм.

В советское время все имущество храма было ликвидировано, осталось только несколько икон, которые находятся в разных музеях, и они совершенно разного уровня. Иконостасов не было, остались фотографии. В храме был иконостас замечательной художественной резьбы, относящийся к XVIII веку.

И еще в 2009 году произошло некоторое чудо: я тогда болел, меня не было, и в мое отсутствие в храм пришла некая девушка, которая сказала, что она работник одного музея. Сказала, что у них в музее лежит иконостас нашего храма и мы можем его забрать. Представляете себе? То есть после революции специалисты не сразу все были посажены в тюрьмы, их сажали постепенно, они что-то успевали сделать. И здесь какие-то честные люди, понимая большую ценность этого иконостаса, разобрали его, сложили в ящики и отправили некоторому учреждению, где эти ящики положили в подвал. Осталось довольно много – примерно треть.

У меня при храме музей. И сейчас часть этого иконостаса мы просто выставляем в музее. В связи с тем, что происходит обновление нашего храма, мы, конечно, думаем о том, чтобы попытаться восстановить иконостас по возможности, но это очень сложная работа. Она требует, прежде всего, больших материальных затрат. И если кто-нибудь из наших зрителей откликнется на этот вопрос и захочет поучаствовать в судьбе такого уникального иконостаса, мы, конечно, можем это только приветствовать. И даже предлагаю прислушаться к моему сообщению. Это одна из главных задач на сегодняшний день.

Что касается росписей, тут все непросто. Дело в том, что во время пожара Москвы Замоскворечье горело, горели близлежащие дома. И есть предание о том, что французы, убегая из Москвы, якобы сложили в этом храме какие-то деревянные вещи и хотели поджечь. Якобы они не успели это сделать. Лично я немножко сомневаюсь в правдивости этого сказания, потому что пожар в Москве продолжался только несколько дней. Москва за эти несколько дней успела сгореть, но французы еще продолжали здесь некоторое время пребывать.

Но, так или иначе, храм пострадал во время французского нашествия, он был очень сильно разворован, потому что его настоятели в последующее время очень долго занимались восстановлением, в частности, росписей. Но в те времена не умели ценить древние росписи, их заменяли новыми. У нас остались только небольшие фрагменты XVIII века, а вся остальная роспись выполнена в 60-е годы XIX века. Со своей стороны, я могу сказать, что, конечно, мы живем в XXI веке и должны с уважением относиться ко всякому более раннему периоду. Уже прошло порядка полутораста лет с тех пор, как были выполнены росписи, но ввиду большой утраты храмового искусства, конечно, они приобретают определенную ценность.

Как специалист могу сказать, что у нас есть претензии к этому периоду в целом, к требованиям, которые необходимо предъявлять церковному искусству, но тем не менее были выбраны опытные мастера. В основном расписывали храм мастера академической выучки. Но потом, в XX веке, эти росписи пострадали уже не от французов, а от своих. Здесь была весьма сложная история; в этом храме были клубы, склад, реставрационные мастерские, что-то еще. И хотя, конечно, реставраторы люди культурные, большое им спасибо, – но тем не менее утраты весьма значительные.

Восстанавливать все это непросто, тут много вопросов, в том числе и к целесообразности восстановления росписей в полном объеме. Потому что древнерусская стилистика все-таки гораздо больше соответствует духу православного богослужения, литургическому духу, чем академические росписи. Тут много нерешенного, многое предстоит еще сделать. Мы стараемся не спеша подходить к этим вопросам, думая о том, что для будущих поколений мы должны оставить, конечно, что-то значимое и духовно ценное.

Ремонт храма находится на заключительном этапе, надо сказать. Мы очень благодарны Министерству культуры и лично господину министру, потому что он живет здесь рядом и заходит к нам иногда, проявляет определенный интерес, поддерживает нас. Это очень хорошо.

Мы находимся в нижнем храме – храме Успения Пресвятой Богородицы. Боковые приделы посвящены Тихвинской иконе Божией Матери и святителю Николаю. Эти два маленьких придела были сооружены уже в XVIII веке. Основной престол – Успенский. От росписи раннего времени у нас практически ничего не сохранилось, и это связано, во-первых, с тем, что Москва была захвачена французами, и есть предание, что тут едва ли не произошел пожар. Хотя здесь, по-видимому, не было пожара, но видно, что храм сильно пострадал.

Тем не менее реставрация храма продолжалась очень долго – до 60-х годов XIX века. За эти десятилетия были расширены боковые приделы и апсидная часть. И в этих помещениях роспись была заново проведена в 60-х годах XIX века. В то время господствовала, конечно, академическая живопись, потому что средневековое искусство только-только начинали изучать, и, соответственно, здесь привлекались художники, окончившие Академию художеств.

Наши отечественные художники, которые расписывали этот храм в 60-х годах XIX века, интересовались раннехристианским искусством и использовали раннехристианские мотивы в росписи данного храма, особенно в центральной части. Очевидно, их привлекло то, что здесь низкое сводчатое помещение на четырех опорах, и эта конструкция напоминает раннехристианские храмы: и подземные катакомбы, и наземные.

В частности, здесь использована крестовидная композиция (по нервюрам сводов, которые образуют крест). В центре помещено изображение Богоявления, или Крещения Господня. И точно такую композицию – в общих чертах, конечно – мы видим в знаменитых равеннских баптистериях, известных как Баптистерий православных, Баптистерий ариан, разница между ними примерно 100 лет, V–VI века. Эти знаменитые баптистерии выполнены в технике мозаики, которую здесь, конечно, никто не собирался повторять. Это роспись масляными красками, но использован принцип размещения в центре на пересечении креста именно Богоявления Господня, что связывает живописные изображения с указанными мной мозаическими декорациями Равенны. А с другой стороны, более глубоко, сама крестовидная композиция связывается с катакомбными росписями. Стилистика, естественно, здесь господствует академическая, середины XIX века, как это было у нас возможно в те времена. Но здесь мы находимся при начале изучения основ христианского искусства в Русской Церкви.

Дорогие телезрители! Мы завершили рассказ о московском храме Воскресения Христова в Кадашах. Всего вам доброго! До новых встреч!

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Елена Чурина

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма Воскресения в Кадашевской слободе известен с 1493 года.
Современное здание четырехпрестольного двухэтажного храма построено в 1687 году. Архитектор С. Турчанинов.

Главный престол верхнего яруса освящён во имя Воскресения Христова. Центральный престол нижнего храма освящен в честь Успения Божией Матери, правый придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый придел – в честь святителя Николая Мирликийского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1934 году.

В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, а в 2004 году приходу был передан верхний храм; в 2006 году – нижний храм.

С 2004 года по настоящее время в здании храма ведутся реставрационные и ремонтно-восстановительные работы.

В Великую Субботу 23 апреля 2011 года храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Казанская икона Божией Матери, сохраненная прихожанами после закрытия храма в 1934 году. Иконы преподобного Иова Почаевского, преподобных Старцев Оптинских с мощами этих святых угодников Божиих. Ковчег с мощами многих святых Русской Церкви.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В субботние и воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников, в дни поминовения усопших, в дни особо почитаемых в приходе святых и не реже двух раз в неделю. Начало Божественной Литургии в воскресные дни в 9.00, в будние – в 8.00. Всенощные бдения в 17.00.

ДУХОВЕНСТВО

протоиерей Александр Александрович САЛТЫКОВ, и.о.настоятеля храма. Родился 29 августа 1941 года. Образование:
исторический факультет Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 14 октября 1983 года рукоположен в сан диакона. 12 сентября 1984 года в сан пресвитера. В 1992 году назначен и.о. настоятеля храма.
Диакон Димитрий Николаевич КЛЫКОВ

СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Третьяковская». Выйти на улицу Большая Ордынка, перейти на противоположную сторону и идти направо до первого поворота налево, в 3-й Кадашевский переулок. По 3-му Кадашевскому пер. идти до конца и повернуть направо, в 1-й Кадашевский пер. С 1-го Кадашевского пер. первый поворот направо, в Кадашевский тупик. Вход на территорию храма с Кадашевского тупика, во вторые ворота слева.

В приходе храма действует Учебно-просветительский с ежедневными занятиями для детей дошкольного и школьного возраста. (Подробности на сайте www.kadashi.ru). Также в приходе действует музей «Кадашевская слобода», где проводятся экскурсионные и образовательно-миссионерские программы для детей и взрослых. (Подробности на сайте www.kadashi.ru). Периодически в приходе проходят семинары «Наука и вера», заседания Межприходского Православного историко-краеведческого общества, заседания общественного движения «Архнадзор», репетиции православного мужского хора «Глас веков». Два раза в неделю проходят занятия с военнослужащими и представителями правоохранительных органов – слушателями Центра Духовного образования военнослужащих. Еженедельно проходят занятия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Также в приходе проводятся занятия по Церковно-славянскому языку, семинары «Академический рисунок и живопись», занятия по вокалу «Основы музыкальной грамотности». Два раза в год, в июне и в декабре в приходе проходят «Кадашевские чтения», информация о которых всегда есть на приходском сайте.

Несколько лет в приходе действует добровольная молодежная группа для ухода за тяжелобольными в 1-й Градской больнице.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]