История храма
Деревянная церковь на месте храма Рождества Христова на Песках появилась еще в 1752 г. Тогда на Пески была переведена с правого берега Невы целая слобода строителей и мастеровых. Они находились в подчинении Конторы строения домов и садов. При планировке района было решено построить храм на центральной площади. Поначалу это была небольшая деревянная церковь с единственным приделом Всех Святых. Ее освятили в 1753 г.
Деревянный храм быстро обветшал и стал слишком тесным для многочисленных прихожан. В 1781 г. был заложен новый каменный храм, который мог вмещать по некоторым оценкам до 3 тыс. человек. Проект разработал архитектор П. Егоров. Строители, прихожане храма каменщики Ст. Судакова, окончили постройку здания вчерне к 1783 г. При этом широко использовались материалы, оставшиеся после разборки дворцов.
Всесвятский придел был освящен в 1787 г., а придел Рождества Богородицы – в 1788 г. Главный престол новой церкви освятили в 1789 г. При этом присутствовали император Павел I, наследник Александр Павлович, императрица Мария Федоровна.
Впоследствии церковь Рождества на Песках претерпела множество перестроек и реставраций. В 1826 г. главный придел переделали в теплый. Позже боковые приделы перенесли ближе к алтарю, декорировали их серебряными рельефами и пр. В 1859 г. случился масштабный пожар, в котором слобода строителей Канцелярии сильно пострадала. Однако, церковь устояла и была реставрирована. В 1886 г. началась очередная переделка к столетию храма: были пристроены притвор и ризница, расписан главный неф.
Мастеровые и строители, прихожане церкви на Песках были малообеспеченными людьми, и приход всегда занимался благотворительностью. В церкви существовало благотворительное братство, заведовавшее приютом, школой и богадельней. С 1896 по 1918 годы действовала столовая для бесплатной раздачи еды бедным.
В 1933 г. в храме прекратились богослужения. А в 1934 г. его разобрали, несмотря на статус памятника архитектуры. Последний настоятель церкви Рождества на Песках протоиерей Григорий (Сербаринов) был казнен в 1938 г. На месте храма до сих пор был Рождественский сквер.
Святыни
Наиболее почитаемой иконой храма на Песках была икона Рождества Христова. К ней обращались с молитвами о рождении, учении и воспитании детей. Также в 1901 г. в храме появилась икона св. Гурия, Самона и Авива, обретенная в земле. Она покровительствовала браку и быстро стала весьма почитаемой в округе. Перед революцией в церкви на Песках хранились старинные образа, евангелия елизаветинских времен в драгоценных окладах, церковная утварь и пр.
ХРАМОСТРОИТЕЛЬ
История Санкт-Петербурга неразрывно связана с историей старейшего городского района Пески и Рождественской части Санкт-Петербурга, названной так в честь Храма Рождества Христова на Песках, располагавшегося до 1934 года на пересечении нынешних 6-й Советской улицы (до 1923 года – 6-й Рождественской) и Красноборского переулка (ранее – Церковного, Рождественского).
Во второй половине XIX века в справочном издании «Описание улиц Санкт-Петербурга к 1863 году» Н.Цылова приводится следующая характеристика этого района: «Рождественская часть простирается от Александро-Невской Лавры до Большой Невы и отделяется от Лиговской части каналом и Таврической улицей; населена людьми среднего достатка и бедняками различных сословий. Местность этой части, состоящая из девяти (с Первой по Девятую) Рождественских улиц известна под названием «Пески».
Исторический район Санкт-Петербурга, располагавшийся за Лиговским каналом и известный под названием Пески, был самым высоким в городе местом и никогда не затоплялся во время наводнений. Этимология названия района восходит к песчаной гряде, протянувшейся вдоль Лиговского проспекта и проходившей вдоль Суворовского проспекта, до Невы, и далее по Охте. Гряда эта сформирована отложениями находившегося на этом месте доисторического моря.
Несмотря на свою непосредственную близость к главной магистрали города – Невскому проспекту, Пески достаточно продолжительное время оставались незаселенными. Но к середине XVIII века возникла насущная необходимость поселить служителей, рабочих и мастеровых – строителей Санкт-Петербурга, поближе к месту их трудовой деятельности, которая, начавшись преимущественно с Петроградской стороны, к тому времени переместилась на эту сторону Невы, в основном в Адмиралтейскую и Литейную части. Дважды в год – при вскрытии и замерзании Невы, за неимением через реку постоянного моста, рабочие и вовсе не могли являться на работы в течение достаточно продолжительного времени. Заведовавшая дворцовыми работами и рабочими Канцелярия от строений (с 1769 года – Контора от строений Её Императорского Величества домов и садов) 6 марта 1748 года обратилась в Главную Полицмейстерскую Канцелярию с ходатайством отдать в ее ведомство пустые места, лежащие по правую сторону Лиговского канала для заселения их мастеровыми, подведомственными Конторе. После продолжительной переписки по этому делу 10 июля 1752 года последовало разрешение на это ходатайство. Таким образом эту дату – 10 июля 1752 года по старому стилю (21 июля 1752 года по новому стилю) – можно считать официальной датой основания петербургского района Пески.
В том же 1752 году местность эта разбита была на десять линий, поперечных по отношении к Лиговскому каналу, и две продольных по ним – улицы Слоновую (с 1900 года по настоящее время Суворовский проспект) и Дегтярную, и стала постепенно заселяться. Места раздавались даром, но исключительно только мастеровым и другим служащим в ведомстве Канцелярии от строений. Даже спустя долгое время, до самого конца XVIII века, жители Песков не имели права продавать своих домов, никому другому, кроме мастеровых и иных служащих этого ведомства.
Дворцовые мастеровые, заселявшие Пески, были самых разнообразных цехов и дел. До нашего времени дошли упоминания таких сфер их деятельности, как плотничье дело, столярное, колесное, оконное, резное, слесарное, кузнечное, медное, паяльное, чеканное, золотарное, часовое, зеркальное, лакирное, кровельное, живописное, шатерное, мозаичное, трубочистное, закройницкое, каменное, штукатурное и садовое, а также следующих, частично даже совсем позабытых, профессий: фонтальщик, гардинебель, скульптор, придворные служители, такие как лакеи и обер-лакеи, конюхи, гребцы, мушники, хлебники, повара, кондитеры, птичники. Кроме рабочих и мастеровых район постепенно заселяют чиновники Канцелярии от строений и придворной Канцелярии, придворные служители, офицеры и солдаты близ стоявших полков, купцы, мещане и дворовые крестьяне.
Одновременно с началом заселения Песков дворцовым ведомством в 1752 году для жителей новой городской части строится деревянная приходская Рождественская Церковь. В ней было два престола: главный во имя Рождества Христова, освященный 11 марта 1753 года, и престол во имя Всех Святых, который был освящен в 1766 году, 18 июня. Точное место расположения церкви в настоящее время указать, к сожалению, невозможно. Предположительно она находилась на нынешней 6-й Советской улице в непосредственной близости к Греческому проспекту. По названию этой церкви весь прилегающий к ней район был назван Рождественской частью.
Население Песков стремительно росло и небольшая деревянная церковь уже не могла вместить всех прихожан, в связи с чем 18 сентября 1781 года на главной площади района был заложен каменный храм – Церковь Рождества Христова на Песках. Храм возводился в стиле строго классицизма по проекту архитектора Петра Егоровича Егорова (1731 – 1789), работавшего над другими проектами с такими прославленными архитекторами, создателями неповторимого облика Санкт-Петербурга, как Ф.Растрелли, Ю.М.Фельтен, А.Ринальди. Совместно с Фельтеном Егоров П.Е. проектировал и строил «визитную карточку» Санкт-Петербурга – невскую ограду Летнего сада (1772 – 1786). Так же как и первая песковская деревянная церковь, выстроенная за счет казны, под непосредственным ведением Канцелярии от строений, так и каменный храм строился тоже за казенный счет, под непосредственным ведением Конторы от строений Её Императорского Величества домов и садов, вошедшей в 1797 году в состав Гоф-Интендантской Конторы. В разные периоды работой этого ведомства руководили прославленные архитекторы Д.А.Трезини, И.Е.Старов, Ю.М.Фельтен.
Внутри новая Церковь Рождества Христова была великолепно украшена росписями и живописными иконами, выполненными И.И.Бельским, А.П.Антроповым, Ф.Д.Даниловым, И.М.Тонковым и А.Щербаковым, которые все служили в Гоф-Интендантской Конторе и большею частью были прихожанами песковского прихода.
В 1787 году, 6 ноября, освящен первый придел во имя Всех Святых. В следующем 1788 году, 8 сентября, освящен придел во имя Рождества Богородицы. Затем, ровно через десять лет, в 1798 году, 8 сентября освящен главный придел во имя Рождества Христова. Таким образом, храм строился семнадцать лет. Освящение главного придела во имя Рождества Христова отличалось большою торжественностью: «Во второе лето Царствования Благочестивейшаго Государя Императора Павла Петровича, Всея России, и Супруги его Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны и при наследнике Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Александре Павловиче и при прочих высоких чадах Его, освящен храм сей Рождества Христова, Высокопреосвященным Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом 1798 года Сентября 8го дня».
В XIX веке здание Церкви Рождества Христова на Песках, имевшее в плане форму креста с возвышающимися над ним тремя куполами: один над главным зданием храма и два над колокольнями, неоднократно ремонтировалось, перестраивалось и расширялось. Храм вмещал до трех тысяч человек. Был устроен садик и небольшая ограда.
Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Пресвятой Богородицы, к которой со всей России приезжали люди молиться о даровании детей, помощи при родах и в воспитании детей. Местночтимой святыней была икона святых мучеников Гурия, Самона и Авива – покровителей супружества, брака, счастливой семьи. Недалеко от храма была чудесным образом обретена чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которую поместили в Церковь Рождества Христова, а затем в Исаакиевский собор, где она до сих пор и прибывает.
С 1856 года по 1866 год в Церкви Рождества Христова на Песках служил священник Александр Васильевич Гумилевский (1830 – 1869), учредивший при храме 7 апреля 1863 года первое в России благотворительное общество – Христо-Рождественское Александро-Иосифовское братство, имевшее своею целью оказывать помощь бедным прихода. Был открыт Братский приют для престарелых больных и малолетних нищих на Песках, около которого, по замыслу о. Александра, сгруппировалась вся приходская благотворительность, и в нем совместились все приходские благотворительные учреждения: больные и бедные, старики и дети прихода, школа и приходская библиотека, приходский хор певчих и помощь больным и бедным прихода через посредство сестер милосердия, которые служили в больнице приюта, и через раздачу денежного пособия на руки больным и бедным на домах их, после проверки степени их нужды через этих же сестер милосердия. При этом – при посредстве Братского приюта – священник Александр предполагал влиять на нравственное исправление нищих и на искоренение самого нищенства в приходе, взяв нищих взрослых под свой нравственный надзор и заставляя их трудиться, а малолетних, кроме того, учить грамоте и рукодельям.
В приходском приюте по воскресным и другим праздничным дням устраивались обеды для нищих по образцу древних церковных трапез.
С 22 октября 1896 года ежедневно действовал бесплатный стол для бедных, прекративший свою деятельность лишь в 1918 году. В приюте была открыта школа для малолетних, больница для женщин, женская богадельня для старушек, приют для нищих девочек, рукодельный приют для мальчиков и рукодельный приют для девочек, нищенское отделение. С открытием Братского приюта к нему примкнули и ранее существовавшие приходские учреждения о. Александра: приходская библиотека, приходский хор певчих и приходская община сестер милосердия, получившие название «братских».
Необходимо отметить прекрасную педагогическую идею блистательно примененную священником Александром Гумилевским в организации Братского приюта – дети-сироты не чувствовали себя так одиноко, как это обычно случается в приютах, имея постоянное внимание, любовь и заботу пожилых женщин, прибывавших в богадельне приюта. Пожилые женщины, в свою очередь, чувствовали себя нужными и занятыми важным делом, а не «списанными в расход», принимая участие в воспитании детей, отдавая им и получая в ответ любовь и теплоту, радость общения. К тому же, широко известно, что именно «бабушки» с «внуками» могут достичь настоящего взаимопонимания, в то время как проблема конфликта «отцов и детей» так и не потеряла своей актуальности до настоящего времени. Приютских детей из года в год летом вывозили на дачу, что благотворно сказывалось на их здоровье.
Настолько остро необходимым для жителей Рождественской части было дело, начатое о. Александром, что и через полвека после своего основания, в 1913 году братство вело активную деятельность в следующих видах помощи бедному населению прихода: в приютах для малолетних мальчиков и девочек, постоянно живущих; в дневном приюте для детей дошкольного возраста; в общежитии для взрослых девочек, учащихся в ремесленных школах; в бесплатной столовой для приходящих бедных; в оказании единовременного и ежемесячного пособия нуждающимся; в богадельне для престарелых женщин; в вечерних классах для детей бедных родителей, учащихся в начальных городских училищах и посещающих церковь и братскую столовую.
Не взирая на то, что Церковь Рождества Христова на Песках была не только известным памятником архитектуры, единственным в городе крупным произведением архитектора Егорова П.Е., градообразующей доминантой, но и центром духовной, социальной, педагогической и благотворительной жизни нашего района, в начале 1934 года храм закрыли, а летом того же года его уничтожили.
В результате проведенных под контролем Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга археологических исследований были обнаружены фундамент и нижние части стен Церкви Рождества Христова на Песках. Храм признан объектом культурного наследия – памятником истории и культуры народов Российской Федерации, взят под охрану государства распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 19 июля 2013 года как исторический участок – достопримечательное место «Церковь Рождества Христова на Песках».
Планируется полное воссоздание церкви по старым планам, фотографиям, описаниям. Храм Рождества Христова на Песках вернет городу утраченный исторический облик, станет духовно-просветительским центром, возвратит веками намоленное место истинно верующим людям.
Подготовлено Варлыго О.Ю.
Источник
Архитектура
Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).
Воссоздание
Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.
Архитектура и убранство
Проектировщик и руководитель строительства архитектор Андрей Михайлович Лебедев выбрал для Храма на Коллонтай византийский стиль оформления. Это дало сходство с новгородским Софийским Собором.
Церковь возводилась по древним канонам крестово-купольного типа строительства и в ней находятся четыре престола:
- во имя Рождества Христова — главный;
- во имя Всех Святых — пещерный храм в цокольном этаже;
- во имя иконы Божьей матери «Утоли моя печали» — северный (левый);
- во имя св. великомученика Георгия Победоносца — южный (правый).
В византийском стиле выполнены и купола, украшающие пять глав храма. Киоты и деревянный резной иконостас были изготовлены земляками архитектора, псковичами. Колокола отливались в Воронеже, на колокольном заводе.
Росписью иконостаса пещерного престола во имя Всех святых занимался Селиванов Дмитрий Евгеньевич, мастер религиозно-исторической живописи.
Главные иконы расположены в престолах, посвященных им. Некоторые иконы особенно ценятся прихожанами. К ним приносят цветы в знак благодарности, и считают их чудотворными. Например, Икона Божьей Матери «Помощница в родах».
Святыни
Временная деревянная часовня возводилась во имя самой главной святыни всего комплекса — Иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Именно ей молились прихожане, пока шло основное строительство.
Справа от главного престола находится еще одна значимая святыня храма на Большевиков — икона Рождества Христова. Она знаменует один из престольных праздников и ей поклоняются во время рождественской литургии.
В церкви есть три иконы с мощами. Для поклонения они выставляются в дни святых: Святителя Иоасафа Белгородского, священномученика Иоанна Рижского и Преподобного Антония Дымского. Под престолом главного придела храма также положены мощи Иоана Рижского.
Богослужения и занятия
На богослужения Рождественская церковь ждет прихожан каждый день: с 9:30 на исповедь, с 10:00 на литургии. На Вечернее богослужение — по будням в 18:00. В это же время в субботу и воскресенье идет Всенощное бдение. Пение акафистов включается в вечернее богослужение в среду, в воскресенье и во вторник.
Для крестников, крестных и тех, кто хочет окрестить своего ребенка по выходным в 12:00 проходит катехизация (наставление в православной вере). Для этого необходимо прийти в деревянную часовню. Сам обряд крещения проходит в выходные в час дня.
Чтобы побеседовать со священником и задать ему вопросы можно посетить Пастырский час. Он проходит в последнее воскресенье месяца в четыре часа в нижней части храма.
Научиться понимать Священное Писание, изучить историю Церкви, посетить курсы кройки и шитья, познакомиться с другими прихожанами и провести время с пользой взрослые и дети могут в воскресной группе.
Для этого следует прийти в нижнюю часть храма к началу занятий по расписанию:
- понедельник 18:00 — занятия по кройке и шитью;
- четверг 18:00 — основы православного богослужения;
- пятница — детские группы (17:15 до 7 лет, 18:00 с 7 лет и старше);
- суббота 16:45 — история церкви;
- воскресенье 16:00 — Новый Завет.
Для всех прихожан в субботу и в воскресенье с часу до пяти часов вечера работает библиотека, в которой можно познакомиться с богословской и святоотеческой литературой. Открытие музея только планируется, а пока в коридорах нижней части можно увидеть выставку фотографий, чертежей и рисунков, которые отражают жизнь храма.