Торжество Православия
Творение Кир Феофана
Песнь 1
Ирмос: Мо́ря Чермну́ю пучи́ну, невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма, Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л есть.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Пле́щуще с весе́лием днесь ве́рнии возопии́м: коль чу́дна дела́ Твоя́ Христе́, и вели́ка си́ла, на́ше единомы́слие и согла́сие соде́лавый!
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
День ра́достный богому́дреннии прииди́те соверши́м, ны́не не́бо и земля́ весели́тся, и А́нгелов чи́ни, и челове́ков собра́ния изря́дно пра́зднующе.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Преве́лие благодея́ние ви́дяще, рука́ми воспле́щим, разстоя́щияся у́ды Христо́вы, совоку́плены во еди́нство, и Бо́га похва́лим мир пода́вшаго.
Слава: Да́шася Це́ркви днесь победи́тельная, Богодви́жным манове́нием и сове́том, Михаи́ла же и Феодо́ры, благоче́стно ве́ру содержа́щих царе́й на́ших.
И ныне: Ору́жия злочести́вых исчезо́ша я́ве ересе́й, храм бо Твой Пречи́стая Чи́стая, во образе́х украша́емый всеблаголе́пно зря́ще, ны́не всесвяще́нно ра́дуемся.
Песнь 3
Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Не ктому́ нечести́вых еретико́в ны́не бровь взе́млется: Бо́жия бо си́ла правосла́вие удержа́ла есть.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
О́блацы проро́честии, животворя́щую с Небесе́ днесь ро́су нам да кропя́т, на воста́ние ве́ры.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Благогла́сно та́йныя апо́столов Христо́вых трубы́, па́че естества́ да вопию́т, честны́х образо́в исправле́ние.
Слава: Воспои́м Христа́, показа́вшаго нам цари́цу благочести́вую, христолюби́вую, с Боговенча́нною о́траслию.
И ныне: Селе́ние Твое́ свяще́нное дости́гше ве́рнии, Пречи́стая, светови́дною благода́тию ны́не озари́тися, мо́лимся.
Господи, помилуй. (Трижды)
Седален, глас 1
Боже́ственный Твой зрак, во о́бразе образу́юще, Христе́, я́сно вопие́м Рождество́, чудеса́ неизглаго́ланная, во́льное распя́тие. Отону́дуже бе́сове отго́нятся стра́хом, и злосла́внии в посупле́нии рыда́ют, я́ко сих соприча́стницы.
Слава: Зра́ками проро́ков, апо́столов ви́дами, му́чеников свяще́нных, и святы́х всех ико́нами, и изображе́ньми свяще́нно красу́ется, Жениха́ же мы́сленнаго и Неве́сты украша́ется у́мными красова́ньми, Ма́ти вы́шний Сио́н.
И ныне: Любо́вию, Чи́стая, Твою́ святу́ю ико́ну почита́ющим, и Бо́жию Тя и́стинную Ма́терь согла́сно возвеща́ющим, и ве́рно покланя́ющимся Ти, храни́тельница яви́лася еси́, и держа́вное предста́тельство, отвраща́ющи вся́кое лю́тое дале́че сих, я́ко вся могу́щая.
Песнь 4
Ирмос: Вознесе́на Тя ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Наи́тием Боже́ственнаго Уте́шителя, Твой храм освяти́, и прише́ствием Сего́ ерети́ческую пре́лесть отжени́, Сло́ве Бо́жий Многоми́лостиве.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Ну́жднейшаго изба́вивый злоче́стия Твоя́ лю́ди, покажи́ благоче́стия ре́вностию разжже́ны, и ве́рою взыва́ющия: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Священнообра́зными изображе́ньми, образо́в Христо́вых зря́ще и Богоро́дицы, сия́ющая Боже́ственная селе́ния, священноле́пно ра́дуемся.
Слава: Цари́ца по обоему́ укра́шена, и́стиннаго возжеле́вши Христо́ва Ца́рства, Сего́ написа́ о́браз пречи́стый, и святы́х изображе́ния.
И ныне: Воплоще́нна роди́вши Боже́ственнаго Сло́ва, Боголе́пное освяще́ние Благода́тная, Сего́ показа́ла еси́, те́мже Твой храм светови́дный обновля́ем.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Го́споди, мой Свет, в мир прише́л еси́. Свет Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения, ве́рою воспева́ющих Тя.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Положи́, Го́споди, Твое́й Це́ркви утвержде́ние, непрекло́нней пребы́ти в век ве́ка от смяте́ний ересе́й.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Во всю зе́млю све́тлость возсия́ свы́ше, да́ннаго ве́рным весе́лия, и Боже́ственнаго заступле́ния.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Еди́не Благи́й, и Исто́чниче бла́гости, Ты возвы́си рог благове́рнаго Импера́тора на́шего, чту́щаго о́браз Твой.
Слава: Свет незаходи́мый нам благоче́стия возсия́, веле́нием Богодухнове́нным ве́рных па́стырей, и ма́нием Богому́дрым.
И ныне: Обнови́ нам дре́внее благоле́пие, Пречи́стая Богома́ти, и дом Твой сей освяти́ Твое́ю благода́тию.
Песнь 6
Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ребр Твои́х исте́кшею Кро́вию.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Пи́шется и почита́ется ве́рно покланя́емый о́браз Влады́ки, и прие́млет па́ки Це́рковь дерзнове́ние, благоче́стно Спа́са прославля́ющи.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Обнажа́ется се́тования, и тьмы ересе́й Христо́ва Це́рковь, и но́сит ри́зу весе́лия, и Боже́ственною и светоно́сною покрыва́ется благода́тию.
Слава: Благосла́вия дре́вняго осия́ния получи́ правосла́вных собо́р, Феодо́ры манове́нием цари́цы, и ея́ сы́на благочести́ваго Михаи́ла самоде́ржца.
И ныне: Дре́вле свиде́ния повеле́вый бы́ти ски́нии, я́ко в ски́нии слове́сней, в Тебе́ живе́т Еди́н Препросла́вленный, прославля́яй храм Твой, Де́во, чудесы́.
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, И ныне:
Кондак, глас 2
Неопи́санное Сло́во О́тчее, из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь, и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в, Боже́ственною добро́тою смеси́; но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.
Икос
Сие́ смотре́ния та́инство, дре́вле проро́цы Богови́дно вдохнове́ни бы́вше, нас ра́ди в концы́ веко́в дости́гших предвозвести́ша, получи́вше сего́ сия́ния. Ра́зум у́бо Боже́ственный от него́ взе́мше, Еди́наго Го́спода Бо́га зна́ем, в трие́х Ипоста́сех покланя́емаго, и Тому́ еди́ному служа́ще, еди́ну ве́ру, и еди́но креще́ние иму́ще, во Христа́ облеко́хомся, но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.
Песнь 7
Ирмос: В пещи́ Авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Да сликовству́ет Церко́вней све́тлости любо́вию Боже́ственною А́нгельское во́инство, Богому́дренно воспева́ющее: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Це́рковь перворожде́нных, и торжество́ ра́дуется, зря́ще ны́не Боже́ственныя лю́ди, единому́дренно воспева́ющия: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Слава: Изба́влени пре́жде мра́чныя е́реси, ма́нием Феодо́ры достоле́пныя цари́цы, воспева́ем: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
И ныне: Па́че вы́шних ликостоя́ний, вознесла́ся еси́ Всечи́стая, еди́на бы́вши Ма́ти Вседе́теля; ра́дующеся у́бо взыва́ем: благослове́нна Ты еси́ в жена́х, Всенепоро́чная Влады́чице.
Песнь 8
Ирмос: Ру́це распросте́р Дании́л, львов зия́ния в ро́ве затче́: о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели о́троцы, взыва́юще: благослови́те вся дела́ Госпо́дня Го́спода.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Зако́ны Це́ркве оте́ческия сохраня́юще, о́бразы пи́шем, и лобза́им усты́, и се́рдцем, и хоте́нием Христо́вы, и Его́ святы́х, зову́ще: благослови́те вся дела́ Госпо́дня Го́спода.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
На первообра́зное я́ве о́браза, по́честь и поклоне́ние вознося́ще, чтим, Богоглаго́ливых уче́нием после́дующе, и Христу́ ве́рою зове́м: благослови́те вся дела́ Госпо́дня Го́спода.
Слава: Ум озари́вши просвеще́нием Боже́ственнаго Ду́ха, честна́я цари́ца, плоды́ Богому́дренныя иму́щи, благоле́пие возлюби́ Це́ркве Христо́вы, и красоту́, благословя́щи ку́пно с ве́рными Иису́са Богочелове́ка.
И ныне: Луча́ми све́та у́мнаго, освеща́емый Боже́ственный дом Твой, осеня́ет ны́не всех о́блаком Ду́ха, и освяща́ет ве́рныя согла́сно пою́щия: благослови́те вся дела́ Госпо́дня Го́спода.
Песнь 9
Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́ Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся, Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Тем веселя́щеся Тя, Богоро́дице, велича́ем.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Священнописа́ньми образо́в укра́шеную, зря́ще па́ки честну́ю Це́рковь, со благогове́нием вси притеце́м и Бо́гу возопии́м: Тебе́ велича́ем, Трисвяты́й.
Припев: Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Честь и сла́ву стяжа́вши Це́рковь, Крест Твой и честны́я ико́ны, и святы́х изображе́ния, с весе́лием, Влады́ко, и ра́достию велича́ет Тя.
Слава: Освети́ Боже́ственною Твое́ю сла́вою лю́ди на́ши, Ще́дрый, и ополче́ньми А́нгельскими, и всеору́жествы сия́ огради́, язы́ков свире́пство покаря́я им, Влады́ко.
И ныне: Взя́тся прама́тере Е́вы осужде́ние, Богоро́дице, я́ко Ты всех Влады́ку несказа́нно, Чи́стая, родила́ еси́. Его́же и ны́не подо́бие на ико́нах целу́ем.
Личное Торжество
Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.
Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту (и которой, к сожалению, не всем хватает на весь пост) – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия.
Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.
В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подитог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу, на покаянный канон Андрея Критского… И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник.
Иконография Торжества Православия сложилась к XIV — XV векам. Самое раннее дошедшее до нас изображение, символически передающее идею Торжества Православия и почитания икон, — это византийская икона XIV века, хранящаяся в Лондоне, в Британском музее
О чем молилась святая Феодора?
В середине IX века закончился период иконоборчества. Полтора века длился страшный спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами. Споры перерастали в жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Этот драматический период церковной истории завершился событием, которое мы называем Торжеством Православия и вспоминаем в первое воскресенье Великого поста. О нем и рассказывает икона.
В центре иконографической композиции крупнее всего изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона стоит на Престоле, ее поддерживают два ангела в красных придворных одеждах.
«В Византии особенно почитали икону Богородицы “Одигитрию”, — говорит Юрий Земцов, иконописец, преподаватель кафедры теологии ТулГУ, кандидат философских наук
. — Она считалась покровительницей Византийского государства. Ей воздавались почести, с заступничеством Пресвятой Богородицы связывали воинские победы. Если в период иконоборчества, говоря об иконе, имели в виду в первую очередь икону Христа, то к XIV веке, когда складывается иконография Торжества Православия, такой главной иконой Византии стала икона Богородицы, именно ее вспоминали в первую очередь. Престол, на котором помещена икона Богородицы, является знаком того, что икона — это литургический образ, она включена в Литургию. Например, Седьмой Вселенский собор (787 год) постановил почитать икону наряду с Крестом и Евангелием, а они помещаются на Престоле».
Размещение иконы на Престоле напоминает о молебне перед этой иконой, совершенном Константинопольским патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом и всем православным народом 11 марта (в том году это было первое воскресенье Поста) 843 года в храме Святой Софии. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах. По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, прежде яростного иконоборца. На двенадцатом году правления он сильно заболел. Как-то Феодора услышала вопль императора: «Горе мне, несчастному: подвергаюсь побоям за святые иконы!» Несмотря на запрет, императрица тайно хранила в своей спальне несколько икон. Услышав крики мужа, она с молитвой возложила на больного образ Богородицы. Император поцеловал святой образ, и ему стало легче. Вскоре он умер.
После смерти мужа Феодора восстановила на константинопольском патриаршем престоле святителя Мефодия, свергнутого Феофилом, и созвала Собор, предавший иконоборцев анафеме. Участники Собора записали в еретики и императора, но его имя чудесным образом исчезло из списка. За это Феодора и благодарила Бога, возвращая иконы на их места.
Участники и очевидцы
Икона Торжества Православия разделена на два ряда. Вверху слева от иконы Богородицы — праведная императрица Феодора с сыном Михаилом. Царевич Михаил присутствует на иконе, несмотря на то что впоследствии его за беспутную жизнь прозвали Пьяницей. На иконе он изображен как участник исторического события, легшего в основу сюжета.
Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Даже будучи заключен императором-иконоборецем Львом Армянином в тюрьму, он продолжал в письмах защищать иконопочитание.
В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.
Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей.
«Помещая изображения в верхний регистр, часто хотят подчеркнуть их значимость, но в данном случае такой способ толкования неприменим, — комментирует Юрий Земцов. — В верхнем ряду мы видим или непосредственных участников, или близких современников событий 843 года. В нижнем регистре — святых, имеющих отношение к защите икон и иконопочитания, живших ранее, в VIII веке. Без их подвигов и трудов Торжество Православия не состоялось бы, они выступают как фундамент, как основание этой иконографии».
Источник: https://www.pravmir.ru. Икона иконопочитателей. Автор: Ирина Редько