Храм Троицы Живоначальной в селе Язвище


Православный храм
Храм Троицы Живоначальной в селе Язвище
Храм Троицы Живоначальной
55°59′20″ с. ш. 36°12′48″ в. д.HGЯOL
СтранаРоссия
СелоЯзвище, Волоколамский район, Московская область
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Архитектурный стильклассицизм
Дата основанияXV век
Строительство1815—1820 годы
СтатусОбъект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 501410354650005 (ЕГРОКН). Объект № 5000001144 (БД Викигида)
Состояниедействует
Сайтyazvishche.moseparh.ru
Медиафайлы на Викискладе

Храм Троицы Живоначальной в селе Язвище
— православный храм благочиния патриарших подворий в Московской области (село Язвище Волоколамского района Московской области). Подворье патриарха Московского и всея Руси; до 1999 года — подворье Иосифо-Волоцкого монастыря[1].

Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Архангела Михаила, в честь святителя Николая.

История[ | ]

Село Язвище[ | ]

Село Язвище с расположенным в нём храмом Живоначальной Троицы является одним из самых древних мест Волоколамского района. Село расположено на реке Гряде, в 3 км от истока реки Ламы и в 20 км от Волоколамска.

Существует версия, согласно которой название «Язвище» связано с расположенным в центре села целебным источником. Слово «Язвище» с древнего славянского языка переводится как большая пещера или провал. Это перевод греческого слова «Хоны» — расщелина, пещера. Связано это название с легендарным событием — Чудом архангела Михаила в Хонех (Колоссах). По молитвам преподобного Архиппа архангел Михаил ударом копья открыл в земле расщелину (хону), в которую устремился селевой поток. Этот поток был спровоцирован язычниками для уничтожения христианского храма, построенного по обету местным жителем в благодарность за исцеление дочери от немоты. Первоначальный деревянный храм был посвящён Чуду в Хонех. Храм трижды перестраивали в XVII—XIX веках. Древний «Чудской» храм был включён в качестве придела.

Село известно тем, что в нём в 1440 году родился святой преподобный Иосиф Волоцкий, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря[2].

Первые упоминания о деревянной церкви Живоначальной Троицы относятся к XV веку.

Строительство храма[ | ]

В 1815 году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного храма. Храм был освящён в 1820 году. В 1894 году, по проекту С. И. Бородина, была перестроена трапезная. В конце XIX века была построена красивая церковная ограда с тремя воротами и шатровыми башенками на углах.

Храм выстроен в стиле классицизма. Четверик церкви увенчан крупной световой ротондой, перекрытой куполом с мелкими люкарнами. С востока к нему примыкает полукруглая алтарная апсида, с севера и юга четырехколонные портики. Обширная четырехстолпная трапезная связывает храм с колокольней. Составленная из четырех кубических ярусов колокольня увенчана куполом с главкой. Декоративное убранство здания сдержанно. Стены трапезной украшает псевдорусский декор, над центром её поставлена декоративная главка.

Советский период[ | ]

С 1933 по 1937 год в храме служил Владимир Медведюк, в будущем священномученик.

Троицкий храм был закрыт и осквернён в 1956 году[3]. Большая часть церковных ценностей была разграблена, однако удалось сохранить часть церковных икон. Здание храма долгое время использовалось в качестве колхозного склада.

Церковь Троицы Живоначальной (Язвищи)

Старинный погост Язвищи находится в бывшем Крестецком уезде, что ныне на территории Окуловского района. Его название, по преданию, связано с речкой Язвинкой, береговые откосы которой изрыты многочисленными норами лис. Некогда в Язвищах была деревянная церковь, построенная в 1763 г., и при кладбище небольшая каменная часовня. В селе устраивались ярмарки, на которые из окрестных деревень съезжалось до трёхсот подвод. Село росло и деревянная церковь стала мала. В 1891 г. на средства богатых прихожан из числа местных помещиков и земских деятелей на месте старой церкви был построен новый каменный храм св. Николая Чудотворца и св. Благоверного князя Александра Невского. Освящение храма происходило в торжественной обстановке при большом стечении народа…

Многие десятилетия настоятелем церкви в Язвищах были Храповицкие и Осницкие. В шестидесятые годы прошлого столетия священником в Язвищах был Тимофей Данилович Храповицкий, а после него Александр и Яков Осницкие. Яков Петрович Осницкий был в Язвищах последним священником и прослужил там более тридцати лет. Его женой была Клавдия Тимофеевна, урожденная Храповицкая, которая в молодости была учительницей рукоделия в церковно-приходской школе в деревне Каёво, что в 2-х км от Язвищ. Яков Петрович в Язвищах рядом с церковью выстроил двухэтажный деревянный дом, который сохранился до наших дней. В нём до 1961 г. жил его сын Петр Яковлевич Осницкий, который был врачом и служил в местной Каевской больнице.

Прошли годы. Исчезало постоянное население Язвищ, дома разбирались и перевозились в другие деревни. А после смерти Петра Яковлевича Осницкого, следившего за кладбищем и церковью, началось их осквернение.

Софья Константиновна и Иван Яковлевич Савичи владели имением Вознесенское в Каёво. Иван Яковлевич отличался большим трудолюбием и предприимчивостью. С 1863 г. он стал активно заниматься земской деятельностью, был Мировым Судьёй, уездным и губернским гласным, членом Губернской Управы, с 1881 по 1890 гг. Новгородским губернским Предводителем дворянства. Софья Константиновна была подстать мужу – энергичная, общительная, она много делала добрых дел. Так, в 1875 г. она в уездном земском собрании выступила с предложением выстроить на свои средства больницу в Каёво. Место для строительства больницы было выбрано на полпути от Каёва в Язвищи. Первоначально больница была деревянной, а в 1904 г., уже после смерти Софьи Константиновны, ее сыном Яковом Ивановичем Савичем было построено каменное здание. После революции почти сорок лет главным врачом больницы в Каёво был сын священника Якова Петровича Осницкого Петр Яковлевич Осницкий, который пользовался у местного населения большой любовью и уважением. После его смерти в 1961 г. больницу закрыли. Она простояла под замком почти тридцать лет. В 1991 г. энтузиасты – врачи из Петербурга, супруги Терещенковы сделали попытку вновь открыть больницу, которая была в идеальном состоянии, требовался только персонал и медикаменты. Больница проработала только два года, на ее содержание у властей не было средств. Сейчас здание больницы в плачевном состоянии.

На старом кладбище в погосте Язвищи похоронен известный новгородский земский деятель Павел Павлович Храповицкий (1834-1888), его сёстры – Евгения Павловна (1826-1912), в замужестве Юзефович, и Екатерина Павловна (1828-1868), в замужестве Кренке. Их отцом был Павел Александрович Храповицкий (1779-1864), сын сенатора и статс-секретаря императрицы Екатерины II. Храповицкие принадлежат к старинной дворянской белорусской фамилии. В 1747 г. один из представителей этого рода – Василий Иванович Храповицкий был возведён императрицей Елизаветой Петровной в дворянское достоинство «в воздание верных, полезных и важных заслуг». Его сын Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) в русской истории стал известной фигурой не только потому, что был секретарём императрицы, но и благодаря публикации своих, весьма интересных «Памятных Записок». Ему были пожалованы земли в Нижегородской, Тверской и Новгородской губерниях. Его сын П.А. Храповицкий, владевший землями в Крестецком уезде, был дважды женат. Первая его жена, княжна Маргарита Ивановна Ухтомская (1796-1831), была матерью Евгении Павловны и Екатерины Павловны, а вторая, Софья Петровна Дивова (? – 1837) – матерью Павла Павловича. Обе они покоятся тоже в Язвищах…

У Павла Павловича и Натальи Петровны было четверо сыновей: Александр и Борис стали уездными земскими деятелями в Крестцах, Владимир был ботаником, а Алексей вошёл в историю России как крупный церковный деятель и писатель. Еще на IV курсе Петербургской духовной академии Алексей Павлович Храповицкий принял монашество под именем Антоний. В 1890 г. он получил сан архимандрита и стал ректором сначала Московской, а затем Казанской духовной академии. В 1902 г. он был наречён архиепископом Волынским. В 1917 г. при выборах патриарха он был одним из претендентов. Избранный патриархом Тихон возвёл в том же году Антония Храповицкого в сан митрополита Киевского и Галицкого. После революции 1917 г. митрополит Антоний оказался в эмиграции и по общему признанию стал одним из самых авторитетных духовных лидеров в русской эмиграции и возглавил русскую православную Зарубежную церковь. Его сочинения были преимущественно религиозного характера. А во Франции он опубликовал книгу «Пушкин наш», в которой доказывал с приведением цитат из произведений Пушкина, что тот в своей жизни стал глубоко верующим человеком. Умер Антоний Храповицкий в 1936 г…

Сейчас в разорённом и поруганном храме св. Николая Чудотворца и св. благоверного Александра Невского не сохранилось ни одной могилы, а сам храм своим истерзанным видом взывает к новому возрождению.

Д. Михайлов С.-Петербург Источник:

Михайлов Д. Старое кладбище на новгородском погосте Язвищи // София. – 1999. – № 4. – С. 24-25.

Михайлов Д. Старое кладбище на новгородском погосте Язвищи // София. – 2000. – № 1. – С. 32-33.

Согласно документу «Записки Императорского Русского географического общества. Книжка VIII» под редакцией К.А. Неволина, изданному в Петербурге (1853 год), в котором имеется второй документ «О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке» на странице 179 указано, что наименование деревянного храма на тот момент: «церковь во имя Святой Живоначальной Троицы». Вероятно, оно и сохранилось у нового каменного храма.

В статье Михайлова Д. «Старое кладбище на новгородском погосте Язвищи» (София. – 1999. – № 4. – С. 24-25) указано, что церковь названа в честь св. Николая Чудотворца и св. Благоверного князя Александра Невского. Полагаю, раз храм насчитывает три придела, это наименования не главных приделов.

В пользу первого наименования церкви говорит то, что в фонде Новгородской библиотеки № 504 «Указатель церквей Крестецкого и Тихвинского уездов» оп.6 д.д.1-13,28 // 16 д.17, указано следующее «погост Язвищи ц. Троицы».

На карте района:

Восстановление. В настоящее время[ | ]

В 1990 году здание храма было возвращено Русской православной церкви; храм получил статус подворья Иосифо-Волоцкого монастыря (до декабря 1999 года). В том же 1990 году рядом с чтимым источником, на месте деревянной часовни, существовавшей в Язвище ещё в XIX веке, была построена кирпичная часовня.

С 1991 года настоятель храма — священник Алексий Рзянин, в 1992 году настоятелем был назначен иеромонах Никон (Белавенец), с января 2000 года[1] настоятель храма — священник Виталий Хохлов (частично восстановивший храм), с декабря 2012 года настоятель протоиерей Александр Амелин[4], с апреля 2021 года впервые в храм назначен второй штатный клирик — иерей Илия Соловьёв[5].

  • Часовня у целебного источника

Отрывок, характеризующий Храм Троицы Живоначальной в селе Язвище

– Vous ne daignez pas descende jusqu’a moi, vous… [Вы не удостаиваете снизойти до брака со мною, вы…] – заплакав, сказала Элен. Лицо стало утешать ее; Элен же сквозь слезы говорила (как бы забывшись), что ничто не может мешать ей выйти замуж, что есть примеры (тогда еще мало было примеров, но она назвала Наполеона и других высоких особ), что она никогда не была женою своего мужа, что она была принесена в жертву. – Но законы, религия… – уже сдаваясь, говорило лицо. – Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен. Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях. Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее. В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать]. Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу. Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее. Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела. Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое… – Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия. Directeur de conscience [Блюститель совести] был изумлен этим постановленным перед ним с такою простотою Колумбовым яйцом. Он восхищен был неожиданной быстротой успехов своей ученицы, но не мог отказаться от своего трудами умственными построенного здания аргументов.

Примечания[ | ]

  1. 12
    Иеромонаха-монархиста отправили за штат // НГ Религии. — 12.01.2000.
  2. Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого «Просветитель» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 июля 2009. Архивировано 11 июня 2008 года.
  3. Храм Троицы Живоначальной в селе Язвище на russian-church.ru
  4. Указ №У-01\/643 14 декабря 2012 г. (неопр.)
    (недоступная ссылка). www.moseparh.ru. Дата обращения: 6 апреля 2016. Архивировано 20 апреля 2021 года.
  5. Указ № У-02\/61 от 5 апреля 2021 года (неопр.)
    (недоступная ссылка). www.moseparh.ru. Дата обращения: 6 апреля 2016. Архивировано 20 апреля 2021 года.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]