Для современного христианина Таинство Причащения является редким событием. Но для сознания истинно верующего человека редкое приобщение ко Христу — это наказание. Он горит желанием как можно чаще соединяться со Христом, причащаясь Его Телом и Кровью — величайшим даром, который дал нам Господь.
Великий пост с его строгим уставом не предусматривает совершения полной торжественной литургии в течении недели, соответственно — и таинства Евхаристии. Для этого понадобилось особое богослужение, на котором верующие могли бы причащаться.
Что такое литургия Преждеосвященных Даров
Во-первых, это богослужение не является литургией в полным смысле слова. В ней отсутствует евхаристический канон. По сути — это вечерня с чинопоследованием святого Причастия. Святые Дары для нее заготавливаются на полной литургии (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого).
Происхождение фразы
Название Преждеосвященной литургии произошло от того, что Тело и Кровь Иисуса Христа в виде хлеба и вина, которыми должны причаститься верующие, подготавливаются, пресуществляются, освящаются заранее. А предназначение этого богослужения — подготовить людей к Их принятию.
Значение понятия
Литургия в переводе с греческого означает — общее дело. Это главное богослужение православной Церкви. Главной целью данной службы является Евхаристия (греч. благодарение), т.е. причастие Телом и Кровью Христа, переживание Тайной Вечери. Преждеосвященная — заранее освященная (имеется в виду св. Причастие).
В чем отличие?
Уже из названия службы легко понять, что на ней не приносится Бескровная Жертва. Причащаются на таком богослужении заранее освященных Тела и Крови Христовых. Святые Дары обычно заготавливают на последней полной Литургии в воскресенье. Поэтому на будничной службе не совершается проскомидия (поминание живых и умерших с выниманием частиц из просфор). Следовательно, на нее не нужно подавать записки.
Главная цель Литургии Преждеосвященных Даров — причащение тех, кто по каким-то причинам не смог причаститься на выходных. Нужно знать, что на этой службе ко Святой Чаше подходят только те, кто способен проглотить освященную частичку. По этой причине на ней не причащают младенцев.
Историческая справка
Исторически это богослужение приписывают святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому, жившему в седьмом веке. На самом деле оно существовало и ранее, но в разных вариациях. Свт. Григорий принес в Римскую Церковь древние обряды, которые сохранились на Востоке, в том числе — и это богослужение.
Появление и развитие литургии
Совершение данного богослужения в дни Святой Четыредесятницы (кроме субботы, воскресения и праздника Благовещенья) утвердилось на Трулльском соборе 691-692 г. г.
Но на соборе ее совершение лишь подтвердилось официально, это значит, что она уже существовала. Говорить о точной дате появления невозможно потому, что последование богослужений развивалось со временем.
База данного богослужения — заготавливать заранее святые Дары — появилась в первые века. Святой мученик Иустин (начало второго века) писал, что Причастие заготавливалось, и диаконы несли его тем, кто не мог быть на богослужении.
Как отдельное богослужение Преждеосвященная Литургия появилась тогда, когда установился Великий пост. И поскольку в течение недели торжественные литургии свт. Иоанна Златоуста и Василия Великого не совершались, появилась нужда заготавливать святое Причастие заранее, чтобы была возможность причаститься не только по субботам и воскресениям.
Современное положение
Литургия Преждеосвященных даров должна совершаться вечером в девятый час (по византийскому времяисчислению), т.е. в три часа дня. Но чаще всего ее совершают утром.
Дни, когда совершается это богослужение, следующие:
- по средам и пятницам Великого поста, кроме праздника Благовещенья;
- в четверг пятой седмицы;
- в понедельник, среду и вторник Страстной седмицы;
- в полиелейные праздники: первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля ст. ст.), 40 мучеников Севастийских;
- храмовые праздники.
Происхождение службы
Упоминания о Преждеосвященной Литургии как великопостном богослужении встречаются уже в VI веке. Какова же причина ее возникновения? Как известно, пост — время скорби и сокрушения о своих грехах. Литургия же — это всегда праздник, торжество, почему ее еще называли в древности Пасхой.
Чтобы не нарушить общего покаянного настроения Великого поста с одной стороны и не лишить себя причастия на неделю — с другой, и было придумано такое трогательное богослужение. Можно сказать, что главным пафосом и особенностью службы является тоска по причастию. Наличие такого богослужения в церковном уставе является доказательством того, что ранние христиане причащались часто.
Существует мнение, что Преждеосвященная Литургия возникла из древней традиции самопричащения христиан на дому. Она особенно распространилась во времена гонений и позже была воспринята монахами-отшельниками, жившими в пустыне.
У святого Иустина Философа есть упоминания о том, что диаконы разносили Святые Дары домой тем христианам, кто по каким-то причинам не мог причаститься в храме.
Такая практика просуществовала вплоть до XV века, и сегодня, к сожалению, полностью утрачена. Но в те далекие времена самопричащение мирян было явлением обычным и повседневным, чему есть много подтверждений.
Как проходит богослужение
Текст службы во многом отличается от привычного.
В начале священник произносит:
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»
Далее следует вечерня:
- 103 псалом;
- мирная ектения;
- кафизма (которая делится на 3 части, после каждой — следует малая ектения).
В это время в алтаре священник переносит святые Дары с престола на жертвенник, сопровождая это каждением.
Далее:
- «Господи воззвах» с соответствующими стихирами (при этом совершается каждение храма);
- малый вход;
- чтение паремий (предваряемое прокимнами).
После второй паремии открываются царские врата и священник со свечой и кадилом лицом к народу произносит:
«Свет Христов просвещает всех».
После третей паремии поются отрывки из 140 псалма «Да исправится молитва моя…». Далее следует молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», сопровождаемая тремя земными поклонами.
Поле этого следует чинопоследование литургии, начиная с сугубой ектении с прошениями о тех, кто должен приступить ко святому Крещению (оглашенные). Это связано с тем, что в древней Церкви Крещение совершалось на Пасху или в Светлую седмицу. В этот момент некрещеные выходили в притвор храма и не участвовали в дальнейшем богослужении. Поэтому эта часть носит название литургии верных.
Далее следует Великий вход, который предваряется особым песнопением:
«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».
Священник совершает вход, держа дискос над чашей и говорит:
«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Как сказано выше, евхаристический канон, который состоит из молитв с призыванием Св. Духа на предложенные Дары, отсутствует.
Затем следует:
- Молитва Ефрема Сирина с поклонами.
- Просительная ектения.
- Отче наш.
- Главопреклонная молитва.
- Возглас «Святая святым».
Священнослужители причащаются в алтаре, после чего причащают верующих. В конце читается особая заамвонная молитва.
Православная Жизнь
Многие согласятся с тем, что одна из самых красивых служб Великого поста – Литургия Преждеосвященных Даров. Но так как она совершается только во время Великого поста, очень мало людей с ней знакомы основательно.
Давайте же разберем некоторые интересные особенности этой службы.
Всем известно, что составление этого богослужения приписывается святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому. Его имя упоминается в завершении этого богослужения. В конце благодарственных молитв по Святом Причащении читается тропарь ему. Споры о том, он или не он составитель этой службы, среди ученых не утихают уже много лет, но доподлинно известно, что в Риме, где святитель Григорий Двоеслов служил епископом, примерно в его время тоже была установлена служба с причащением Преждеосвященными дарами. Она совершалась (и совершается сегодня католиками) только раз в год – в Великую Пятницу.
Если полных Литургий у нас две – святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, то Литургия Преждеосвященных Даров – одна. Но так было не всегда. В древних рукописях существует и другая служба, ее авторство приписывается апостолу Иакову, брату Божьему (не путать с полной Литургией ап. Иакова, совершаемой в некоторых храмах в день памяти святого). Ее служили в Иерусалиме и его окрестностях. В современное богослужение она не вошла. Вне православия Литургия Преждеосвященных Даров совершается у монофизитов – в Маланкарской церкви (Индия) и, как было сказано выше, у католиков.
Каждый, кто бывал на этой службе, думаю, замечал, что в ней содержится множество песнопений из чина вечерни. Это не случайно и связано с тем, что в древности Литургию Преждеосвященных Даров служили вечером и присоединяли ее к вечерне, чтобы после длинных великопостных служб днем, не вкушая пищу гораздо больше обычного (с полуночи до вечера), причаститься Святых Христовых Тайн. Сейчас в подавляющем большинстве храмов эту Литургию совершают утром, зная, что современному человеку сложно выдержать такую подготовку.
Также многие обращали внимание на то, что во время этой службы читают отрывки из Книг Бытия и Притч. Это связано с тем, что в Византии пост был временем обучения оглашенных, т. е. тех, кто желал креститься (а крестили всех в основном в Великую Субботу). Учитывая, что книги были очень дороги и позволить иметь их у себя дома могли только единицы, Ветхий Завет стали читать во время богослужения, чтобы научить оглашенных и напомнить всем остальным основы нашей веры. Ведь в Книге Бытия раскрывается христианское понимание устройства нашего мира, а Книга Притч содержит основы нравственной жизни.
С подготовкой к крещению оглашенных связан и возглас «Свет Христов просвещает всех», который произносит священник держа свечу между чтением ветхозаветных отрывков. Святые отцы древности часто понимали крещение как просвещение. Даже сейчас наше Таинство Крещения содержит такие слова: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Возгласом «Свет Христов…» и образом видимого света – свечой оглашенным, которые должны через несколько минут покинуть богослужение, напоминалось, что вскоре они будут просвещены Светом истинным – Христом, а присутствующим верным – то, что они должны помнить, что были просвещены Богом.
Нельзя не вспомнить о, наверное, самом трогательном и запоминающемся песнопении Великопостной литургии – песнопении «Да исправится молитва моя». Этот отрывок из 140-го псалма, который поется певцами у амвона, не что иное, как великий прокимен – четыре стиха из псалма с припевом. Нам гораздо привычней встретить прокимен перед чтением Апостола или Евангелия, здесь же он поется на своем древнем месте. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить тем, кто часто бывает на вечерних службах, что великий прокимен (а это «Господь воцарися» на каждом субботнем всенощном бдении или «Кто Бог велий» на вечернем Богослужении в дни великих праздников) поется именно на этом месте.
Если кто-то бывает на Литургии Преждеосвященных Даров постоянно, то может заметить, что ровно с началом второй половины Четыредесятницы (а это среда четвертой седмицы поста) в богослужебный чин добавляется еще одна ектения. Она называется ектения «готовящихся к просвещению» и содержит прошения о том, чтобы Бог укрепил и направил тех, кто будет креститься. Это связано с тем, что именно к этому времени в древнем Константинополе составляли окончательные списки намеревающихся креститься в этом году и начиналась усиленная подготовка. Эта ектения читается до Страстной среды – до самой последней Литургии Преждеосвященных Даров в текущем году.
На каждой полной Литургии мы слышим Херувимскую песнь «
Иже Херувимы», на Литургии Преждеосвященных Даров тоже есть Херувимская песнь, но другая – «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат». Это одно из самых древних песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, впервые его полный текст мы встречаем в Константинопольской «Пасхальной Хронике» под 615 или 616 годом.
После «Ныне силы» и Великого входа у нас принято закрывать завесу только наполовину, символизируя, что Литургия неполная. Но нужно знать, что это типично славянская традиция, в греческой практике закрывают всю завесу полностью.
Примечательной особенностью этой службы является и то, что последняя молитва богослужения – заамвонная, тоже не такая, как на обычной Литургии. В частности, в ней есть такие строки: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…» Пасха – вот та цель, к которой мы должны явиться уже как победители греха. Мы всего лишь немножко коснулись Литургии Преждеосвященных Даров, но уже увидели, сколько смысла она несет. Взгляд на историю богослужения всегда помогает понять его глубже и тем самым более деятельно и осознанно в нем участвовать.
Александр Адоменас
Фото Серафима Росохи
Вопрос об авторе
Традиционно автором Литургии Преждеосвященных Даров называют святого Григория Двоеслова. Он жил в VI веке и был папой Римским. Свое прозвище святой получил по названию написанных им «собеседований, диалогов» (дословно «диалог» — «двоесловие»). Память его празднуется 25 марта.
Но самое интересное, что составителем чина Преждеосвященной Литургии святой папа Римский скорее всего не является. Это подтверждают последние научные исследования. Среди авторов последования данной службы в источниках упоминаются имена Епифания Кипрского, Германа Константинопольского, даже Василия Великого. И ни разу — святого Григория.
Как известно, дыма без огня не бывает. Почему же все-таки именно Григорий Двоеслов так прочно ассоциируется у нас со специфическим богослужением Великого поста? Все очень просто. Этот святой муж действительно очень много потрудился на ниве церковного богослужения, в том числе и в деле приведения в порядок служб. Вполне вероятно, что ему довелось упорядочить и дополнить чин Литургии Преждеосвященных Даров, а также ввести ее в общецерковный обиход.
Зачем звенит колокольчик?
Еще одной примечательной особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является загадочный колокольчик. Он звенит несколько раз в алтаре в самые важные моменты службы. Когда звон слышим в первый раз, мы в преклонении падаем на колени, когда колокольчик звучит повторно — встаем. Когда же он звенит?
- Когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник. В это время в храме читается Псалтырь, третья часть кафизмы.
- После чтения первой паремии священник берет кадило и свечу, изображая в воздухе кадилом крест, произносит: Премудрость, прости! Этим он призывает нас к особому вниманию. Затем священнослужитель оборачивается к молящимся и, благословляя их, произносит: Свет Христов просвещает всех!
Свеча символизирует собой свет, Христос является Светом миру, в Котором сбылись все ветхозаветные пророчества. Поэтому и зажигается свеча во время чтения отрывка из Ветхого Завета. Как видим, все особенности службы имеют свой глубокий смысл и символику. И ничто не мешает нам насладиться этим богослужением «вживую» хотя бы раз в течение Великого поста.
Видео с комментариями к Преждеосвященной Литургии смотрите здесь:
Утренняя вечерня
Почему правильнее служить Преждеосвященную Литургию вечером? Особенностью службы является то, что она совершается вместе с великопостной вечерней. Если совершать ее в позднее время суток, ближе по смыслу будут восприниматься некоторые слова молитв и песнопений: «жертва вечерняя», «Свете Тихий», «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»
Вечерню предваряет служба великопостных часов с последованием Изобразительных (еще одно специфическое богослужение). После Малого входа вечерни, пения «Свете Тихий» читаются два отрывка из Ветхого Завета — паремии. Первый отрывок из Книги Бытия о сотворении мира и грехопадении, второй отрывок — из Притчей Соломона.
После чтения первой паремии три певца из клироса (церковного хора) выходят в центр храма и становятся перед Царскими вратами. Далее звучит одно из самых запоминающихся, проникающих в душу песнопений Литургии Преждеосвященных Даров. Это избранные стихи из 140-го псалма. По-русски они звучат так:
Да направится молитва моя, как фимиам (благовонный дым), пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных
Во время пения все присутствующие в храме становятся на колени, духовенством совершается каждение в алтаре. После этого произносится молитва Ефрема Сирина с тремя земными поклонами.