История создания фильма
Идея создания «Монаха и беса» родилась у его режиссера в 2011 году. Когда он посещал Нило-Сорскую пустынь, то узнал о подвизавшемся здесь некогда монахе Иване Семеновиче Шапошникове. Он захотел снять картину, в центре которой будет подобный персонаж. С этой идеей Досталь обратился к сценаристу Юрию Абрамову.
В 2012 году у них уже был готовый сценарий. Отправной его точкой, по словам сценариста, был вопрос Может ли черт стать человеком? Однако поиски средств затянулись, поэтому съемки были завершены только в 2021 году. При этом режиссер все время отказывался от работы над телевизионными сериалами, которая бы принесла ему гораздо больше денег.
Сюжет картины
Читать также:
5 православных фильмов, которые стоит посмотреть каждому
Хотя картина получила главный приз фестиваля «Покров», ее, пожалуй, нельзя в полной мере назвать только лишь православным фильмом. Здесь есть место художественному вымыслу и догадкам, которые не вписываются в традиционное учение Церкви, хотя и не противоречат сильно ему. Но это только дает дополнительный повод для собственных поисков и размышлений.
Действия происходят в России первой половины XIX века, во времена царствования Николая I. В одну из монашеских обителей приходит монах, одержимый бесом. После этого здесь начинают происходить разные необычные явления. Силой бесовской монах творит чудеса, за что некоторые начинают почитать его за святого. Сам царь Николай I, герой которого также появляется в «Монахе и бесе», после случая с чудесной починкой английского рессора уверовал в его святость.
Игумен, желая избавиться от невыгодного монаха, привязывает его к плоту и отправляет по реке. Плот дважды возвращается против течения. Тогда злополучного насельника обители ссылают на послушание в далекий скит. Здесь-то и начинает происходить самое интересное. Бес отделяется от монаха и сам, приняв человеческий образ, начинает его искушать. Чем все это закончится, можно узнать, посмотрев фильм до конца.
Краткое содержание
В мужской монастырь приходит паломник-чудотворец Иван, Семенов сын. Он хромой, заика, дерзко разговаривает с игуменом, но при этом быстро и качественно выполняет все указания. Иван чистит колодец за один день, ловит огромную рыбину в реке, где рыба не водится, начисто стирает и быстро гладит белье. Он безгрешен, самый большой его грех – это любовь ко всему.
Игумен пытается найти подвох в его поступках. При обыске комнаты паломника, под одеялом обнаруживают расческу, ножницы и женское белье.
К игумену приходит архиерей из Эстонской губернии — укоряет его в издевательствах над Иваном. Предлагает сделать из монаха приближенного-последователя и получать благодаря ему большой доход.
Когда Иван принес сома размером с человека, игумен привязал монаха к плоту и отправил плыть по течению. Но плот вернулся. Тогда Ивану наставляют стирать и гладить белье.
В монастырь приезжают император со своими приближенными – у кареты сломалась рессора. Сделать ее сумел только Иван, за что получил кольцо от Николая I.
На заметку! Бюджет фильма «Монах и бес» составил 2 250 000 $, кассовые сборы в России – 71 000 $.
Увидев, как паломник гладит белье (ягодицами), игумен отправляет его в лес, жить в землянке. Дает задание – срубить все сухие деревья, живые пронумеровать. Иван остается в лесу один, наедине со своим бесом. Бес начинает его соблазнять – чревоугодием, распитием спиртных напитков. Паломник от всего отказывается. Бес уговаривает монаха подписать донос на настоятеля. Иван ставит вместо подписи крест, донос сгорел. Вредный черт привязывает монаха к дереву и поджигает, но начинается дождь.
Бес выполнил задание игумена по вырубке леса. На уговоры Ивана уйти он отказывается. Две противоположности заключают договор: Иван отдает душу Черту, если тот отвезет его в Иерусалим. Они летят на родину Христа. У входа в храм торговцы предлагают купить части креста, на котором был распят Христос, гвозди из него, венок Иисуса. Иван опрокидывает прилавки. Его избивают продавцы.
Паломник заставляет беса зайти в храм Гроба Господня вместе с ним. Обратно Иван выносит его на руках. Чтобы вылечить черта, монах везет его на телеге на Мертвое море. Бесу становится лучше, но взлететь он не может. Приходится продать перстень императора, чтобы купить корабль и вернуться домой.
Иван учит черта тому, как получить прощение Бога, ведет его в церковь. Их ловят и приводят к местному городничему, допрашивают. Паломник признается во всех местных преступлениях. А бес защищает товарища. Их обоих высекают плетями. Монах не выдерживает наказания, умирает. Черт (Легион) идет служить в монастырь, с которого начиналась история.
Между комедией и драмой
Говоря о жанровой принадлежности картины, для официального релиза ее окрестили «фантастической комедией», очевидно, рассчитывая привлечь больше аудитории и получить положительные отзывы зрителя. Фантастический и юмористический элемент действительно присутствуют в «Монахе и бесе». Однако за этим жанровым определением полностью скрыта серьезная составляющая фильма.
Сам режиссер более склонен называть ее «трагикомедией». Она раскрывает очень важную тему: борьбы и сосуществования добра и зла в человеческом сердце. Тонкий и неподражаемый юмор здесь часто переходит в весьма едкую обличительную сатиру. Стоит также отметить, что несмотря на присутствующий фантастический элемент, этот фильм можно назвать более чем реалистичным. В нем показана духовная жизнь, в том числе и монастырская, без каких-либо прикрас, во всей своей сложности и противоречивости.
Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»
— Почему вы так упорно бились за этот фильм? Могли бы жить припеваючи, снимая сериалы. А вы от всех предложений отказывались.
— Понимал, что это необычный и неожиданный проект. Мне казалось, что ничего подобного до этого в нашем кино не было, в том числе и по гротесковой форме. Все-таки в фильме «Монах и бес» большая комедийная составляющая.
— Вы изначально в главной роли блаженного Вани Семенова видели Тимофея Трибунцева? Могли бы Евгения Миронова пригласить.
— У меня был один артист, с которым пришлось расстаться по разным не очень хорошим причинам. А потом, на мое счастье, театр «Сатирикон» закрылся на ремонт, и Тимофей Трибунцев оказался свободен. Мне нужен был артист, готовый поехать в Кириллов, отпустить бороду… И Тимофей оказался лучше своего предшественника. Это стопроцентно его роль, к тому же на сегодняшний день — лучшая в его фильмографии. Тимофей сыграл две роли: человека и беса. Когда появляется бес, он играет только Ивана.
— Почему вы пригласили на роль Мефистофеля Георгия Фетисова? Можно же его так назвать?
— Я увидел Георгия в таком облике — с бородой и усами — на сцене театра Анатолия Васильева и понял: это то, что нужно. У меня была задача найти неизвестного артиста. Трибунцев — не такой уж медийный артист, его многие не знают. Мне и нужны были такие актеры. А уж бес-то точно должен был быть никому не знакомым. Вы меня не путайте с теми режиссерами, которые снимают суперизвестных артистов — Миронова, Машкова, Хабенского… Артисты могут быть замечательные, но у них — ассоциативные лица. Появляется такой артист в роли беса — и у зрителя возникают параллели с десятком ранее виденных ролей на разных каналах. Я сторонюсь медийных лиц. Мне нужны были Тимофей Трибунцев и Георгий Фетисов, которых широкий зритель не очень знает. Я нашел беса, которого никто в большом кино не знает. Он у меня на месте.
— Вижу, что вы довольны результатом.
— Я доволен, что одолел этот проект. Персонажи — эксклюзивные. Кино не очень-то фестивальное, скорее — для российского зрителя. Столько в нем рифмованных прибауточек. Как их перевести на другой язык? Мы с большим трудом нашли в Бостоне поэта, который сделал нам перевод для субтитров. Артисты говорят быстро, зритель не успевает иногда прочитать титры. Картина не станет хуже или лучше оттого, что получит или не получит награды. Они ведь для чего нужны? Для удовлетворения тщеславия. Иногда полезно на полочку поставить еще одну статуэтку. А картина живет своей жизнью. Я спокойно отношусь к наградам и к их отсутствию. Вот дали бы Тимофею Трибунцеву приз за лучшую мужскую роль! Вот это стало бы для меня подарком.
Где проходили съемки?
Съемки православного фильма проходили в России и Иордании. Монастырские сцены снимались в Кирилло-Белозерском заповеднике Вологодской области. Причем когда были съемки в Кириллове, возле храма случилась казусная ситуация: прихожане вышли с протестом против них. Дело в том, что название картины вызывало у них негативное отношение, но зато потом, когда им разъяснили, о чем фильм, все было улажено.
Запланированные съемки в Израиле и Иерусалиме пришлось ограничить только городом Петра в Иордании и Мертвым морем. Все остальные «иерусалимские» сцены снимали в Крыму. Причина — нехватка средств. По той же причине пришлось ограничить и количество спецэффектов только самыми главными.
Образы главных героев
Главным героем ленты «Монах и бес» является странствующий из обители в обитель монах, который называет себя «Иван, Семенов сын». Его роль сыграл актер «Сатирикона» Тимофей Трибунцев, который уже снимался в некоторых картинах Николая Досталя (сериалы «Штрафбат», «Раскол»). Изначально режиссер планировал на эту роль другого актера, но снимать с ним не сложилось, а Тимофей Трибунцев как раз оказался свободен и идеально подошел к этому образу.
Как мы уже упоминали, одним из прототипов главного героя стал насельник Нило-Сорского монастыря Иван Семенович Шапошников. Некоторые его черты, например, хромоту и дар прозорливости, создатели православного фильма непосредственно перенесли на своего героя. Кроме того, известно, что Иван Шапошников каждую ночь боролся с бесом, отчего лицо его утром оказывалось все в царапинах.
Еще одним прототипом главного героя фильма, победителя фестиваля «Покров», Досталь называет святого Иоанна Новгородского. Из его жития праведника известно, что он однажды поймал беса в святой воде в рукомойнике. В благодарность за освобождение бес пообещал свозить Иоанна на себе в Иерусалим (сразу вспоминается Вакула у Гоголя, который также заимствовал сюжет из этого жития).
Роль беса по прозвищу Легион сыграл тоже малоизвестный актер Георгий Фетисов. Это первая его главная роль в большом кино. Режиссер специально выбирал актеров не слишком узнаваемых, чтобы избежать аналогий с предыдущими сыгранными ролями. Он считает, что в «Монахе и бесе» этот выбор полностью оправдался, обе роли получились удачными.
Роль игумена монастыря сыграл Борис Каморзин. На роль Николая I подошел Никита Тарасов, который похож на него даже внешне. Его советника Бенкендорфа исполнил Сергей Барковский. В картине также снимался Роман Мадянов, герой всех режиссерских работ Досталя.
«Я не снимаю подвиги или ржачку» Режиссер Николай Досталь о «Монахе и бесе» и других притчах
Среди итогов Года российского кино в России уже сейчас можно выделить трагикомедию Николая Досталя «Монах и бес». Картину едва ли можно отнести к развлекательному жанру, тем не менее история Ивана, Семенова сына, победившего черта любовью, обрела популярность — прежде всего в сети.
«Не думал, что столько привезем», — говорит Николай Досталь, вернувшись с очередного фестиваля. «Монах и бес» взял там Гран-при и еще четыре приза — за сценарий, мужскую роль, музыку и костюмы. Фестиваль называется «Покров» и уже в четырнадцатый раз проводится в Киеве; известные события не помешали жюри вынести такое решение.
Впрочем, не фестивалями едиными. Трагикомедию о том, как странный человек Иван, Семенов сын пришел в монастырь, а затем победил беса, слетав на нем ко Гробу Господню, и наставил черта на путь истинный, всячески рекомендуют друг другу пользователи социальных сетей — как, пожалуй, ни одну российскую картину Года кино. Тем более — авторскую, по всем признакам артхаусную.
«Лента.ру»: Сценарист «Монаха и беса» Юрий Арабов несколько лет назад говорил: «У святого внутреннего конфликта быть не может. В этом плане изображать святость на экране, в художественном произведении — мука». Как вы решили для себя эту проблему?
Николай Досталь:
Ну какой же он святой, наш главный герой? Никакой. Я вообще слова «святость» избегаю, слишком высоко для меня. Святой — это Серафим Саровский. Или мой любимый святой Нил Сорский, проповедовавший нестяжательство, самую правильную вещь.
А наш герой — Иван, Семенов сын — праведник. Был у него прототип, и не один. В 2009 году я снимал «Раскол», 20-серийный фильм, в городе Кириллове Вологодской области. А рядом находится Нило-Сорская пустынь, в которой в XIX веке жил монах Шапошников Иван Семенович. Увечный мужичок, рясофор…
Николай Досталь
Фото: Lenta.ru
Это кто такой?
Самый малый чин в монашеской иерархии. Работал Шапошников на кухне — просфорки пек, там же и ночевал. Лечил кого-то из братии. Да по ночам в монастыре будто бы слышали, как что-то на кухне происходит — шум, чертовня какая-то. Вот, в принципе, и вся история. Но меня он зацепил, персонаж этот. Хороший персонаж — не святой, но праведная, интересная личность. Да и в житиях пишут, что увечность — признак хороший: Бог отнял у человека что-то снаружи, но дал ему внутри. Юродивый близок к мудрости — и словами, и смекалкой своей.
А второй прототип кто?
Второго нашел в Великом Новгороде, куда меня после «Раскола» пригласили старообрядцы. Там в Софийском соборе лежат мощи святителя Иоанна Новгородского, жившего в XII веке. Он поймал беса в рукомойнике. «Отпусти», — взмолился бес. «Отпущу, если свозишь меня за ночь туда и обратно в Иерусалим». Бес свозил, а потом стал за это мстить. Компромат разный в келью подбрасывать: папильотки, еще что-то. Тогда братия схватила этого Ивана, привязала его к плоту и опустила в Волхов: «Плыви-ка ты подальше от нашего монастыря». А он взял и поплыл обратно к монастырской пристани, против течения. Те на колени: «Чудо!» Иван позже стал архимандритом, был причислен к лику святых…
Вот сплелись у меня два Ивана. Кто может про них написать? Арабов, конечно. Юра написал сценарий, а я потом года четыре искал бюджет. Отдельная история, тоже очень российская. Какие-то деньги дал [министр культуры России Владимир] Мединский, меньше половины. Остальное добыл многоопытный продюсер Игорь Толстунов. Как мне сказала одна женщина-киновед, «у нас легко найти денег на две вещи — на подвиг или на ржачку. А у вас что-то посередине». Не подвиг — вроде «Сталинграда». Не ржачка — «Горько»-раз, «Горько»-два и прочие «Елки»-палки…
При том что вы умеете и то, и другое: «Штрафбат», «Маленький гигант большого секса»…
Ну, «Маленький гигант…» — это же был Искандер! Если бы не Искандер, то никогда у меня не было бы комедии в фильмографии. Но — любимый писатель, как не взяться. И картина ему понравилась — особенно то, как, по его словам, «еврей московского разлива Хазанов сыграл настоящего абхазца Марата». А «Штрафбат», «Завещание Ленина» о Шаламове — это телевидение. Другие деньги, другие способы их получения. Там дают, зная, что деньги вернутся уже после премьерных показов. А через кинотеатр — где, как вернешь?
Так что обычно в большом кино я не снимаю подвиги или ржачку. Все-таки у меня не коммерческое, а человеческое кино — тот же «Петя по дороге в Царствие Небесное». К тому же историческое, а оно денег стоит.
Кадр из фильма «Монах и Бес»
Почему для этой истории вы выбрали эпоху Николая I и самого этого царя в кадре? Декабристов повесил, Крымскую войну проиграл и вообще Палкин — вот его социально-политический портрет с советских времен. Зачем понадобилось показывать его просвещенным и гибким монархом?
Ни о чем таком не думали. Выбрали потому, что время — пушкинское, а история у нас гоголевская. Что он там вытворял — нас не интересовало. Да и один из Иванов жил именно в то время. Конечно, мы почитали исторические материалы — то, что потом пригодилось для образа. Спал Николай I на солдатской кровати — вот она в кадре, солдатская кровать. Ходил по Невскому без охраны — тогда еще в царей не стреляли, не взрывали, — вот и у нас в кадре всего четыре кавалергарда, которые в путешествии его сопровождают, и адъютант. Ну что это за охрана для поездки черт-те куда из Питера? С Бенкендорфом он был в очень доверительных отношениях — Бенкендорф у нас едет с императором в его карете.
Ну, о репутации Бенкендорфа вообще говорить не приходится.
В сценарии сначала вместо Бенкендорфа императрица была, но я Юру Арабова отговорил. Что там играть актрисе в мужском монастыре, какие диалоги будут? Провиснет же роль, эпизод получится проходной. «Давай, — говорю, — шефа жандармского корпуса». И сразу харизма с Бенкендорфом появилась, диалоги заиграли.
А что до просвещенного вида этого императора… Любой царь был и таким, и таким, все в любом монархе было. В данном случае у нас Николай I думающий правитель — по крайней мере, он понял, что ему юродивый наговорил. И правильно понял: «Без Божьей правды нет царствования. И монастыря нет». В других ситуациях он мог себя вести иначе. Вот взял и повесил декабристов, а мог бы и не вешать, мог бы и сослать с остальными — тех, на ком крови не было. Кроме Каховского, убийцы генерала Милорадовича.
Первая часть фильма — о том, как пришел странный человек в монастырь, всю невозможную работу делает в короткие сроки, с царем встречается и успешно учит того жизни. Вторая — разоблачение: в главном герое сидит бес — в прямом смысле, и что-то ему с ним надо делать. Вам больше какой из Иванов близок — из первой или из второй части?
Одинаково близок. В первой части нам нужна была интрига: что за придурок пришел в монастырь? Что с ним такое? Потом становится понятно: в нем бес.
Но Иван, Семенов сын очень симпатичен и в своем бесновании. Пушкина цитирует про пожарские котлеты, проявляет себя незаурядным мыслителем, да и смекалки ему не занимать. Его сразу любишь.
Бес может быть обаятельным, притягательным, любым — на то он и бес. Руководит Иваном, как хочет. До тех пор, пока Иван не просит отвезти его ко Гробу Господню в Иерусалим — в обмен на душу. Мечта сбудется — а дальше будь что будет. Он же не знал, что сумеет затащить беса во храм и того парализует. Монах выздоровел, перестал заикаться и хромать, а бес обезбесился, тряпкой безвольной стал. Сила вся его ушла.
Кадр из фильма «Монах и Бес»
Тогда получается, что все, что мы любим с детства — «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина, истории Гоголя — бесовщина?
Бес у Гоголя и полезным бывает. Как он Вакуле помогал! Единственное, чего не может бес по канону, — стать человеком. Но мы ему даем шанс: после смерти праведника бес сам приходит в монастырь, готовый к покаянию… Неизвестно, что с ним дальше будет, — может, дьявол верх над ним возьмет?
Есть притча — ключик к нашему фильму. Монах пришел в келью после трудов праведных. Устал, утомился, прилечь бы и заснуть ему поскорее. Смотрит — а на кушетке его черт с рогами лежит! Подумал монах: «Надо же, ведь тоже устал, бедолага». Взял и лег под кушетку. И как только монах это сделал, черт пулей вылетел из кельи! И любовью можно бороться со злом — вот наша мысль. В наше время любви вообще очень мало, больно озлоблены все, материальным озабочены. Можно сколько угодно говорить о духовных скрепах, но поглядите, какой раскол, где ни ткни: бедные и богатые, власть и народ, Россия и Украина…
Как на фестивале «Покров» принимали, кстати?
Очень хорошо. Фестиваль под покровительством Украинской православной церкви Московского Патриархата, все деньги — частные, ни одной государственной копейки. Теплая атмосфера единения, доброты, любви. Коллеги искренне аплодировали друг другу, что бывает редко. Я там первый раз, и не почувствовал какого-то предубеждения. Киев — такой же красивый, как раньше. Мать городов русских. Конечно, все знают, что на востоке война идет, переживают. Но на нас, русских, это не сказывалось никак. Жюри возглавлял украинский режиссер Егор Бенкендорф. Дальний родственник. Я его даже иногда называл «графом».
Где снимали Иерусалим и Святую землю?
Петру и Мертвое море — в Иордании. Петра — это воздух, масштаб фильма. В Израиле снимать дорого, нам не по карману. Весь остальной Израиль снимали в Крыму: восточный базар — под Судаком, в Генуэзской крепости, постоялый двор и цирюльни — в Бахчисарае… Храм Гроба Господня и площадь перед ним построили в Севастополе, на заброшенном стадионе Черноморского флота. Построили три стены на уровне дверей храма, остальное компьютерщики добавили.
Что для вас достоверность? Помню, как тот же Владимир Мединский ругал вас за «Штрафбат», а вы объясняли, какие допущения возможны в художественных фильмах.
Ну, тут совсем другая история. Я не очень хотел снимать о войне. Но прочитал сценарий Эдуарда Володарского — и вспомнил, что у меня воевал отец (режиссер Николай Владимирович Досталь — прим. «Ленты.ру»), что он несколько лет был в плену. Слава Богу, выжил и не попал после этого в наш лагерь. Правда, самостоятельно он не мог снимать вплоть до смерти Сталина: только в 1954 году снял комедию «Мы с вами где-то встречались» с Аркадием Райкиным. Короче, сценарий понравился, стал готовиться, читать про штрафников. И вижу нестыковки в сценарии, чисто по уставу. Показываю их Эдику: разжалованный не может быть комбатом, 58-я статья не может быть в одном подразделении с уголовниками — да и брали «политических» в штрафбат очень редко… А он говорит: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги… В сорок втором, когда было совсем хреново, устав так внимательно не читали, и исключения встречались». «И вообще, — сказал Эдик, — фильм художественный, и он рассыплется, если его по уставу снимать».
В общем, я с ним согласился. Потом один штрафник — ныне его в живых нет, — посмотрев наш фильм, сказал: «Ребята, к вам будут придираться. Но вы, исказив частности, показали главное: и штрафники заложили свой кирпич, и не один, в огромное здание Победы. Так что плюйте на все».
Кадр из фильма «Монах и Бес»
«Монаха и беса» церковные люди перед премьерой смотрели?
И очень разные. От Андрея Кураева до владыки Тихона (Шевкунова). У всех мнение в целом позитивное, поняли главный посыл фильма, его юмор. Может быть, фильм будет объединять людей, а не разъединять? Был бы этому очень рад. Ну, и в Киеве наградили меня церковным орденом Святого Чудотворца Николая — тоже, наверное, добрый знак.
Единственное, о чем всегда прошу: не считайте «Монаха и беса» комедией, как его прокатчики понимают. Они думают, что напиши на афише «комедия» — люди пойдут в кинотеатр, а если написать «трагикомедия» — не пойдут, дома останутся. Не хотят трагедии, хотят развлечения. Но я прокатчиков понимаю, так что мы не возражали. Издержки.
Это лучше, чем снимать в СССР?
Гораздо. Диктат денег гораздо более понятен, чем диктат идеологии, цензуры. Этого сейчас с моими фильмами не происходит. Продюсер Игорь Толстунов принял мой сценарий и мой кастинг целиком, никаких идеологических трений не было.
На что сейчас ищете деньги?
На две картины. Обе исторические, XIX век. Одна — вновь по сценарию Арабова, рабочее название «Тайна». Известная история: Александр I будто бы ушел в Сибирь как старец Федор Кузьмич. Юра очень лихо ее повернул: главный герой — не царь и не Федор Кузьмич, а инкогнито из Петербурга, который по заданию Александра II и Третьего отделения едет в Сибирь a-la Фандорин — разузнать, он или не он.
Вы и Арабов считаете, что…
Что это он! И наш герой это узнал. Но он понимает: если он вернется с этим знанием в Петербург и доложит царю — лишится головы. Это же все престолонаследие к чертовой бабушке! Какой может быть Александр II при живом Александре I. Солгать? Доложить, что это не он?!
Вторая история — биографическая, о «святом докторе» Федоре Гаазе. Немец, католик, нынче его к беатификации готовят. Он так полюбил Россию и православный мир, что митрополит Филарет, когда Федор Петрович умер, приказал поминать его в церквях — несмотря на иное вероисповедание покойного. Доктор Гааз посвятил себя, помимо прочего, тюремным больницам, изобрел специальные щадящие кандалы для больных узников, еще кучу всего… Богатейший человек был, но все ушло на благотворительность, и хоронили его за государственный счет. На похороны 20 тысяч человек пришло — все равно что сейчас миллион! Есть артист, который прекрасно может сыграть доктора Гааза, — Владимир Ильин (кстати, Адольфович, немецких кровей).
Не боитесь рассказывать о нереализованных проектах?
Наоборот. Если я о них расскажу, кто-то узнает, заинтересуется. Может, захочет финансово помочь. Ведь оба проекта — о тех самых духовных скрепах…
Создатели о фильме
Коротко режиссер охарактеризовал картину «Монах и бес» такими словами:
Это фильм о том, как человек победил черта. Своей праведностью, терпением и покорностью Божьей воле монах Иван Семенович в конце концов сделал так, что бес потерял дьявольскую силу. И бес становится человеком, а добрый человек – святым.
И бесы веру укрепляют и о Боге вопиют, — такими словами он оправдывает и объясняет главный замысел православного фильма. Он не рассчитывает на громадный успех, однако в целом картиной остался доволен, особенно удачным выбором актеров на главные роли.
Свою работу Николай Досталь не считает фестивальной, так как вряд ли она будет так же понятна нероссийскому зрителю. Даже осуществить перевод с субтитрами будет довольно сложно. Здесь очень много фольклорных элементов, специфических поговорок, хотя для полноценного перевода им все же удалось найти одного бостонского поэта. Режиссер был бы вполне рад награде с формулировкой За разрушение барьеров между фильмами для всех и кино для избранных, которую он получил когда-то за свою работу «Облако-рай».
Сценарист фильма «Монах и бес» Юрий Абрамов так характеризует главный ключ, в котором был написан сценарий:
Я противник веры в образе «Мерседеса». Дорогая машина, отрегулированная подвеска, шикарное внутреннее оформление; в ней едешь, заплываешь жиром и благополучием, а потом попадаешь в геенну огненную… Мы должны верить в Бога и не ждать «Мерседеса» в качестве награды за веру.
В успешности картины он не сомневается, поскольку сюжет ее считает уникальным. Однако говорит, что вряд ли следующим будет писать сценарий для очередного православного фильма, так как сейчас это входит в моду, становится своеобразным трендом.
Объяснение сюжета
Сюжет комедии очень необычный, в стиле режиссера Николая Досталя. Какой же у фильма «Монах и бес» смысл?
Больше всего комедия рассказывает о любви — к Богу, людям, даже к врагам. Именно способность любить Иван считал своим самым большим грехом.
Это интересно! После выхода в прокат комедии «Монах и бес», смысл картины зрителям объяснил сам режиссер. Н. Досталь сообщил, что фильм «О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть».
Паломник любит работать, жить, творить добро, делать чудесные вещи не ради славы, а во благо счастья других. Он трудится, когда его труд не ценят, делает добро тем, кто хорошего отношения не достоин (игумен, бес), учит того, кто необоснованно считает себя умнее всех.
И это меняет не только его, а всех героев фильма. Так монах спасает:
- себя от беса – и уходит на небо, становится святым;
- беса от ада – благодаря покаянию он становится человеком, служащим Богу;
- игумена от его внутренней бесноватости. Грехов у настоятеля немало, но к концу фильма он также приходит к мудрости и покаянию;
- императора – от неведения и допущения чиновничьего произвола. Глава государства начинает думать о нуждах народа.
В итоге, благодаря Ивану даже Бес не хочет больше служить дьяволу и спрашивает паломника о возможности покаяния. Своей любовью монах изменил мир вокруг себя. Об этом хотел сказать режиссер – только любовью, добром можно победить зло.
Также смысл фильма «Монах и бес» в великой силе православных христиан противостоять соблазнам жизни, соблюдать библейские заповеди. Даже у игумена, несмотря на его чин, много грехов. Он хранит женское белье, которое подкидывает безгрешному монаху, ему видятся голые женщины. Игумен жадный (не хочет просто так кормить Ивана) и плохо относится к выдающимся людям, оказавшимся лучше, способнее его самого.
Иван же не поддается уговорам беса отведать изысканной еды, выпить вина, предать настоятеля, встать на сторону дьявола. Он любит даже своего врага, являясь истинным христианином и примером всем верующим.
Отзывы зрителей
Среди зрителей новинка кино получила самые разнообразные отзывы, в том числе и на «Покрове». Интересно, что в интервью на открытии фестиваля Предстоятель Украинской Церкви Блаженнейший Онуфрий прокомментировал фильм следующими словами: Я такое кино каждый день вижу…
В целом же никаких запретов со стороны духовенства «Монах и бес» не имеет. Картина снималась по благословению митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия. Еще до выхода на большой экран она была показана многим авторитетным священникам и серьезных возражений ни у кого не вызвала. Поэтому обвинения в ереси не имеют никакого основания. К тому же нужно понимать, что это художественное произведение, а не богословская дискуссия.
Мнения широкой аудитории, вместе с тем, разделились. Кто-то считает фильм понятным только узкому кругу верующих людей, другие, напротив, уверены, что православным его как раз смотреть не стоит. Впрочем, каждый может выразить свое впечатление, посмотрев картину.
Мы же предлагаем вашему вниманию небольшой сатирический отрывок с исповедью монаха: