Страсти по «Андрею Рублеву»: история создания великого фильма


Какое отношение к фильму имел Василий Ливанов, какие сцены вырезал режиссёр и почему фильм во Франции увидели раньше, чем в СССР.

Идея снять фильм о знаменитом русском иконописце принадлежала актёру Василию Ливанову, который мечтал сыграть роль Рублёва. Мыслями на эту тему он поделился с Андроном Кончаловским, который, в свою очередь, пересказал их Андрею Тарковскому. Режиссёр загорелся и вместе с Кончаловским они пошли в библиотеку за историческими материалами. На их изучение ушло примерно полгода — сценаристы читали про древнерусский быт, ремёсла, государственную политику и судьбы людей. О самом Рублёве информации было мало, поэтому его образ почти полностью был художественным вымыслом.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Василий Ливанов заветную роль так и не получил. Режиссёр хотел снимать Иннокентия Смоктуновского, но тот предпочёл Гамлета. Потом Тарковский думал о Станиславе Любшине, но увидел малоизвестного театрального актёра Анатолия Солоницына и сразу же утвердил на роль. Друзья Тарковского осуждали — раз обещал Ливанову, воспользовался его идеей, так снимай его! — но режиссёр никого не хотел слушать. Когда против Солоницына высказался худсовет — Тарковский собрал все фотопробы и поехал к специалистам по древнерусскому искусству. Те тоже выбрали Солоницына. Эта ситуация так обидела Ливанова, что они с Тарковским подрались в ресторане ЦДЛ, и от прежней дружбы не осталось и следа.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Роль ученика Андрея Рублёва режиссёр предложил Николаю Бурляеву, которого снимал в своём предыдущем фильме. Бурляев попросил другую роль — колокольного мастера, на которого уже утвердили поэта Сергея Чудакова. Актёр уговаривал Тарковского омолодить героя, ведь его возраст даже в сценарии не указан, но тот не сдавался. Тогда он подговорил оператора и консультанта-искусствоведа одобрить его кандидатуру и попросил кинопробы. На пробах все в один голос говорили о совпадении образа и актёрского таланта, и Бурляева утвердили.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Ключарь Патрикей, которого сыграл Юрий Никулин, был реальным историческим персонажем. Во время нашествия татар он спрятал церковные ценности и даже под пытками не выдал места нахождения сокровищ. Роль для Никулина была тяжелой как морально, так и физически. Когда снимали сцену как татарин обжигал Патрикею лицо — к лицу Никулина аккуратно подносили факел, и следили, чтобы не обжечь актёра на самом деле. Все были так сосредоточены на пламени, что не замечали, что на босые ноги Никулина с факела капает горячая солярка… Тарковский закончил съёмку, подошёл к актёру: «Вы молодец! Вы так натурально кричали, а в глазах была такая настоящая боль. Просто молодец!». Никулин сказал слова, которых не было в сценарии, и показал на ноги в пузырях от ожогов.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Досталось и Николаю Бурляеву. Сцену, где его герой ищет глину, снимали в конце октября, а Бурляеву предстояло бродить под проливным дождём из брандспойтов и съезжать по мокрой земле с горы. Режиссёру потребовалось шесть дублей, только после которых окоченевшего актёра отправили греться в избу… От Анатолия Солоницына, стремящийся к правде режиссёр потребовал на протяжении трёх месяцев ни с кем не разговаривать — по сюжету монах Андрей Рублёв дает обет молчания. Актёр всё это время разговаривал только жестами и потом вспоминал, что с трудом разрабатывал голосовые связки.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Роль дурочки, из-за которой Андрей Рублёв совершает убийство и даёт обет молчания, режиссёр предложил Алле Демидовой. Актрисе роль показалась неприличной, и она отказалась, о чём через несколько лет пожалела. Тогда эту роль сыграла первая жена Тарковского — актриса и режиссёр Ирма Рауш. Роль матери Иисуса сыграла директор картины Тамара Огородникова, которая появилась в эпизодах ещё двух фильмов Тарковского — «Солярис» и «Зеркало»…


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Фильм снимали среди настоящих памятников архитектуры XIV—XV вв. Владимира, Суздаля, Нерли, Пскова, Изборска… Некоторые сцены были сняты на территории Андроникова монастыря в Москве, где жил последние годы Андрей Рублёв. Для съёмок сцены нашествия татар под Изборском отдельно построили вход в храм, а эпизод с летящими гусями снимали у стен Печорского монастыря — чтобы подчеркнуть сумятицу происходящего Андрей Тарковский бросал в кадр ничего не понимающих гусей, которые неловко разлетались в разные стороны.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

С животными было несколько жёстких эпизодов, за которые Тарковский потом долго оправдывался. В одном из кадров горела живая корова, а в другом — с лестницы падала лошадь… Фрагмент съёмочного процесса показали в новостном киножурнале, и на киностудию стали мешками приходить письма с требованиями остановить съёмки, вырезать кадры и не шокировать зрителей. Тарковский написал открытое письмо, в котором рассказал, что на корове горела асбестовая попона, а лошадь была взята на живодерне и в любом случае бы погибла. Позже режиссёр вырезал эти сцены из версии для показа, но в черновой копии они сохранились.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Ролан Быков, который играл Скомороха, рассказывал, как снимали сцену в сарае с его участием. Быков полностью сочинил своего персонажа, сидел в архивах, сам себе поставил скомороший танец, много репетировал и всегда был готов к съёмкам. В сарае все сидели уже долго, а Тарковский на площадке не появлялся, и в чём дело никто не знал… Потом оказалось, что режиссёру не понравился кусочек поля, который виднелся из окна сарая, и он искал технику, чтобы поле красиво перепахали. Только после этого прозвучала команда «мотор!».


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Тарковскому ни один фильм не давался просто. На «Мосфильме» отказались выделять статистов, летние ночи пришлось снимать поздней осенью, произошла внеплановая замена художников, а декорации постоянно ломались. В конце концов из-за погоды пришлось прервать натурные съёмки и вернуться в павильоны. К тому времени было понятно, что «Андрей Рублёв» выходит за финансовые и временные рамки, а Тарковский ещё планировал снять масштабную Куликовскую битву. Режиссёр пошёл на киностудию с просьбой о выделении денег и продлении сроков производства, но ему сказали, чтобы сокращал материал и выдали минимальную сумму…


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

В августе 1966 года Андрей Тарковский предоставил фильм «Страсти по Андрею» длиной 3 часа 15 минут. Его показали в Доме кино, редакции газеты «Правда» и Центральном комитете КПСС и почти сразу же запретили. В первых двух залах мнения были противоречивые, а в третьем однозначные — партийное руководство считало, что фильм показывает русский народ как дикарей и является антинародным. Картину вернули на доработку, но Тарковский отказался вносить очередные правки и просто перестал ходить на заседания худсовета по поводу своего фильма.


«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский

Так и не выйдя на советские экраны, фильм попал за границу — его выкупил французский бизнесмен русского происхождения и повёз на Каннский кинофестиваль. Госкино пыталось отозвать картину, но бизнесмен на контакт не пошёл. На фестивале фильм показали вне конкурса, и он произвёл неизгладимое впечатление — ему давали наивысшую оценку мастера французского кино и даже министр культуры Франции не остался равнодушным… В СССР фильм разрешили к показу только в 1971 году — он назывался «Андрей Рублёв» и был на полчаса короче. Позже «Андрей Рублёв» вошёл в список 100 лучших фильмов мирового кинематографа.

Начальный этап

Заявку на создание ленты режиссер подал еще в 1961 году. Но изменения в смете и актерском составе задержали начало работы. Сценарий фильма написали Михалков-Кончаловский и Андрей Тарковский в 1963 году.

Долгое время искали исполнителя главной роли. Сначала на главную роль утвердили Станислава Люшина. Режиссер понимал, что от актера зависит очень многое. Поэтому пошел на хитрость. Он принимал фото кинопробы разных актеров и просил посторонних указать, кто именно среди них Рублев. Большинство указали на Солоницына. Роль Рублева будет играть именно он.

Конфликт светской и церковной культур

Кинолента зацепила несколько мучительных проблем, одна из которых конфликт светской и церковной культур в истории. Известно, что в средневековье церковь (в фильме — православная) монополизировала культуру. И с отступниками или приверженцами других идей способна воевать до полного искоренения. Церковную культуру олицетворяет кучка монахов-иконописцев и Феофан Грек. Светскую культуру олицетворяют скоморох — шут и жители поселка празднуют языческий праздник. Раскол прошел даже среди кучки монахов. Кирилл тайком делает донос власти и провоцирует наказание скомороха. Рублев, в душе которого еще не убили страстное желание познания, побежит к празднующим, чтобы познать явление, недопустимое в строгом монастыре. В фильме лишь показано подавление праздников властью и возвращение «блудного сына» Андрея в лоно официальной церкви, одним из столпов которой он станет позже.

Сцены со скоморохом, тем не менее, станут важнейшими в развитии трагического фильма Тарковского.

Враждебное противостояние церковной и светской культуры не нашло мирного решения в фильме, как не нашло оно его и в истории. Светская культура Средневековья была вытеснена на обочину истории и практически ничего не оставила о себе в память потомкам.

В ролях[править | править код]

  • Анатолий Солоницын — Андрей Рублёв
  • Иван Лапиков — Кирилл
  • Николай Гринько — Даниил Чёрный
  • Николай Сергеев — Феофан Грек
  • Ирма Рауш — дурочка
  • Николай Бурляев — Бориска Моторин
  • Юрий Назаров — Великий князь
    ,
    Малый князь
  • Юрий Никулин — монах Патрикей
  • Ролан Быков — скоморох
  • Михаил Кононов — Фома
  • Николай Граббе — сотник Степан
  • Степан Крылов — начальник колокольных литейщиков
  • Анатолий Обухов — Алексей
  • Дмитрий Орловский — старый мастер
  • Николай Глазков — Ефим
  • Игорь Донской — Христос
  • Николай Кутузов — старший игумен
  • Вячеслав Царёв — Андрейка, помощник литейщиков
  • Нелли Снегина — Марфа
  • Болот Бейшеналиев — татарский хан Едигей
  • Ирина Мирошниченко — Мария Магдалина
  • Владимир Васильев — монах
  • Тамара Огородникова — мать Иисуса
  • Николай Аверюшкин
  • Зинаида Воркуль — Мария, странница
  • Александр Титов
  • Асанбек (Арсен) Умуралиев — татарин, издевающийся над Дурочкой
  • Володя Гуськов
  • Георгий Сочевко

Восприятие фильма

Официальные учреждения восприняли фильм в штыки, забрасывая кинорежиссера обвинениями в клевете на русскую историю, которая, якобы, никак не могла быть жестокой и настоянной на изменах и преступлениях. Авторов фильма обвинили в пропаганде жестокости и насилия. Киноленту урезали и перемонтировали.

Исторические документы, взятые Тарковским за основу для сюжета ленты, игнорировались (ограбления города Владимира ордынцами 1411 года, пытки эконом Патрикея — исторической личности из летописей, междоусобные войны с практикой ослепления, сотрудничество российских князей с ордынцами и тому подобное). Режиссер лишь позволил себе перенестись событиями чуть раньше во времени, или сделать Патрикея служкой Успенского собора (исторический Патрикей служил в Богородичной церкви), и тому подобное. Художественная правда Тарковского основывалась на реальных событиях.

Фильм Тарковского спасло только то, что события происходили слишком давно, непрестижный для власти иконописец и незнание собственной истории в Советском союзе широкими слоями власти и населения, лишенного исторического знания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]