На чём основан религиозный миф об исходе евреев из Египта?


В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи для выражения разных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Иисус.

Самые распространённые виды крестов:

  • Шестиконечный православный крест
  • Восьмиконечный православный
  • Четырёхконечный латинский (или католический)

В чём разница между этими крестами?

[править] Путь

Выйдя из Раамсеса израильтяне прибыли в Сокхоф, затем перешли в Ефам, затем в Пи-Гахироф, затем в Мерру, затем в Елин, перешли Красное море, оказались в пустыне Син, следующими их станами были Дафка, Апуш, Рефидим, Синайская пустыня, Киброт-Гаттаава, Асироф, Рифма, Римнон-Фарец, Ливна, Рисса, Кегелафа, гора Шафер, Харада, Макелоф, Тахаф, Тарах, Мифка, Хашмона, Мосероф, Бене-Яакан, Хор-Агидгад, Иотвафа, Аврона, Ецион-Гавер, Кадес, гора Ор, Салмона, Пунон, Овоф, Ийм-Аварим, Дивон-Гад, Алмон-Дивлафаим, Аварим и Моав.

Шестиконечный крест

Это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Нижняя перекладина шестиконечного креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Иисуса ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Гора Синай. Заповеди

Народ Израиля продолжил свой путь и остановился у горы Синай. Шел уже третий месяц его скитаний. Бог послал Моисея на вершину горы и сказал, чтобы Его народ приготовился к встрече с Ним, чтобы он был чист и выстирал свои одежды. На третий день была молния и гром, и был сильный звук трубы. Десять Заповедей Моисей и народ получили из уст Божьих, и теперь они должны были жить по ним.

  • Первое: служите Единственному Истинному Богу, который вывел вас из земли Египетской.
  • Второе: не создавайте себе кумира.
  • Третье: не произноси имя Господа всуе.
  • Четвертое: не трудитесь по субботам, но прославляйте имя Господа.
  • Пятое: почитай своих родителей, чтобы тебе было хорошо и дни твоей жизни на земле продлились.
  • Шесть: Не убивай.
  • Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй.
  • Восьмое: не воруй.
  • Девятое: не неси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Десятое: не желай ничего вблизи ближнего твоего, ни дома его, ни жены его, ни поля его, ни раба его, ни раба его, ни вола его, ни осла его.

Господь призвал Моисея на гору Синай и долго беседовал с ним, после окончания беседы подарил ему две каменные скрижали с заповедями. Сорок дней Моисей провел на горе, и Бог научил его, как правильно выполнять Его наставления, как строить походную скинию и служить в ней своему Богу.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Источники и ссылки

Исход из Египта на Викискладе?
  • КЕЭ, том 3, кол. 945–954
  • КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  • Я Изакс. «Наш народ». Исход из Египта
  • Й. Сакс. Уроки Торы. «Один или много исходов?» Концепция Исхода в хасидизме
  • Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  • Компьютер показал, почему расступилось Красное море. BBC-russian
  • Carl Drews, Weiqing Han. Dynamics of Wind Setdown at Suez and the Eastern Nile Delta. PLoS One
  • New Dates for Egypt’s Pharaohs — ScienceNOW, 17.06.2010
  • Статьи об Исходе на сайте «Маханаим»

Уведомление
: Предварительной основой данной статьи была статья Исход в ЭЕЭ
Уведомление
: Предварительной основой данной статьи была статья Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк в ЭЕЭ

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Тематический словарь исхода:

  • см. {C} в Исх 12:33
  • бегство Израильтян из Египта
  • А. Прокомментированные темы
      {T}СВОБОДА как тема Исхода => Исх 6:6
  • {T}ПЕРЕХОД как тема Чисел => Чис 9:18
  • Б. Иаков и его сыновья в Египте
      — отправились в Египет => Быт 46:1-27
  • — стали рабами Египтян => Исх 1:8-14
  • В. Божие освобождение для Своего народа
      1. Божий выбор освободителя — Моисей убережен после рождения => Исх 2:1-10
  • — Моисей призван освободителем => Исх 3:7-22
  • — Аарону назначено помогать Моисею => Исх 4:13-17,27-31
  • 2. Процесс освобождения
      — знамения, данные Моисею => Исх 4:1-9
  • — первое появление перед фараоном => Исх 5:1-5
  • — второе появление перед фараоном => Исх 7:10-13
  • — первые девять казней => Исх 7:14-10:29
  • — подготовка к десятой казни => Исх 11:1-12:28
  • — истребление первенцев в Египте => Исх 12:29,30
  • — бегство из Египта => Исх 12:31-39 {C}
  • — погоня за Израильтянами => Исх 14:5-9
  • — переход через Чермное море *(Чермное — старое русское название Красного моря (чермный в древнерусском языке oзначает один из оттенков красного цвета).) => Исх 14:10-22,29
  • — египтяне утонули => Исх 14:23-28
  • 3. Божии мотивы исхода
      — верность Своим обетованиям => Быт 15:13-16
  • — любовь к Своему народу => Втор 7:8,9 ; Ос 11:1
  • Г. Воспоминания Израильтян об исходе
      — торжественная песнь после перехода через Чермное море => Исх 15:1-21
  • — установлен ежегодный праздник — Пасха => Исх 13:3-16
  • — упоминается в Десяти Заповедях => Исх 20:2 ; Втор 5:6
  • — славится псалмопевцами => Пс 65:5,6 ; Пс 77:12-16 ; Пс 104:26-38 ; Пс 105:8-12
  • — напоминается пророками => Ис 43:16-21 ; Ис 63:11-14 ; Ос 12:9,13 ; Наум 1:4
  • Д. Исход в Новом Завете — утверждение и пример могущества Божия => Деян 13:17 ; Рим 9:17
      — спасения во Христе => 1Кор 10:1-4
  • — Божией заботы => Ин 6:31-33
  • — человеческой верности => Евр 11:29
  • — предупреждения против неповиновения => Евр 3:7-4:2 ; Иуд 5
  • Четырёхконечный крест

    Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

    Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.

    Так же можно встретить кресты с полумесяцем. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

    Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

    Глава V. Призвание Моисея и выход Евреев из Египта

    Исх. 2–4

    У супружеской четы из колена Левиина Аврама и Иохавед родился ребенок. Он был очень красив и доставлял радость своим родителям. Но, к несчастью, это был мальчик, заранее обреченный на смерть в водах Нила. Мать впала в великое отчаяние и, невзирая на угрозу сурового наказания, решила спрятать сына от египетских палачей. Три месяца скрывала мать свое дитя, а когда уже стало невозможно это делать дальше, она осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Мать ушла домой, а своей дочери Мариам поручила спрятаться на берегу и смотреть, что произойдет с младенцем.

    Тот, кому Господь судил спасти еврейский народ, не мог погибнуть в водах Нила. В это время на священную реку пришла купаться дочь фараона. Увидев в тростнике корзинку и слыша плач ребенка, она повелела своей рабыне достать ее из воды. Каково же было удивление царевны, когда у ног ее поставили корзинку с плачущим малышом! Она нежно склонилась над подкидышем и приласкала его, пытаясь успокоить.

    Дочь фараона сразу догадалась, что нашла израильского ребенка, и поскольку в глубине души она осуждала бесчеловечный приказ отца, то решила взять дитя под свое покровительство. Мариам, издали следившая за этой сценой, подошла к дочери фараона, предлагая подыскать кормилицу – евреянку для этого ребенка. Получив согласие, она кинулась радостно домой за матерью. Так по промыслу Божию ребенок благополучно вернулся в объятия своей дорогой родительницы. Ему больше не угрожала смерть в пучине Нила, поскольку никто из египетских палачей не решился перечить желаниям дочери фараона. Спустя несколько лет, когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, что значит «взятый из воды».

    Библейское повествование не сообщает никаких подробностей из ранней жизни Моисея при фараоновом дворе. Известно только, что он был «научен… всей мудрости Египетской» (Деян. 7:22), т.е. получил высшее образование, какое только было доступно жрецам и правящим классам страны, державшим все научные и высокие религиозные познания в секрете от народа. Но, восприняв все доброе, что имела в себе египетская культура, Моисей в то же время сохранил в чистоте свой ум и сердце от грубого идолопоклонства и с Божией помощью утверждался в вере своих отцов (Деян. 7). Как сыну царской дочери, ему предстояла блестящая карьера при дворе. Но, живя в кругу царской семьи, он никогда не забывал, что он еврей, и всей душой любил свой многочисленный народ. Часто перед его глазами вставала картина жизни его братьев, он видел, как они страдают, как проклинают свою судьбу, слышал свист кнутов, подгонявших их на рабский труд, до него доносились их жалобы, рыдания и мольбы о спасении.

    Однажды, придя к своим братьям по крови, Моисей увидел, как египетский надсмотрщик безжалостно издевается над израильтянином, который, вероятно, по слабости сил не смог выполнить того, что ему было приказано. Моисей заступился за единоплеменника и, видя, что вокруг никого не было, убил жестокого мучителя, а тело закопал в песок. На следующий день после убийства он оказался свидетелем драки двух израильтян. Моисей развел разъяренных противников и спросил у более сильного: «Зачем ты бьешь ближнего твоего?» (Исх. 2:13). Еврею не понравилось вмешательство Моисея, и он вызывающе сказал ему: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил … египтянина?» (Исх. 2:14). От этих слов дрогнуло сердце Моисея, он понял, что если многие уже знают об убийстве египтянина, то шпионы не замедлят донести о нем фараону. И действительно, добрые люди вскоре предупредили Моисея, что фараон приказал дворцовой страже схватить его и предать смерти. Спасаясь от преследования стражи, Моисей тайно покидает столицу, а потом и страну и укрывается в пустыне на Синайском полуострове.

    Уходя все дальше на восток от Египта, Моисей оказался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Уставший от далекого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущенный поступком пастухов, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно на них замахнулся. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец, и те благополучно вернулись домой. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец, помимо всего, состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь свою Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер. Тестю своему Моисей помогал по хозяйству, пас его скот.

    Грех пророка Моисея

    Не суждено было войти в Землю обетованную и самому Моисею. Вместе со своим братом первосвященником Аароном он прогневал Господа. Этот прискорбный случай произошёл в Кадесе, куда привела евреев дорога странствий. Испытывая муки жажды, они в очередной раз возроптали. Чтобы напоить их, Господь, желая повторить некогда свершённое Им чудо, повелел Моисею приказать скале истечь живительной влагой.

    Но на этот раз Его верный доселе раб усомнился во всемогуществе Божьем и, не ограничившись словами, дважды ударил скалу посохом. Вода, разумеется, потекла, и утолила жажду страждущих. Но маловерие, проявленное в тот день Моисеем и его братом Аароном, навлекло на них гнев Божий, в результате чего Земля обетованная была для них затворена навек, и еврейский народ вошёл в неё уже без своего вождя.

    Хождение Моисея по пустыне завершилось на самой границе земли, к которой он стремился в течение сорока лет. Господь возвёл его на вершину горного хребта Аварим и оттуда показал всю страну, которую Он уготовил его народу. Обозрев её от конца до края, Моисей умер. Господь скрыл от потомков место погребения одного из величайшего Своих пророков, сделав его неизвестным по сей день.

    Чудеса, явленные в пустыне

    Но, кроме моральной поддержки, Он оказывал им практическую помощь, творя чудеса через раба Своего Моисея. Именно так было, когда Божьим соизволением пророк избавил своих соплеменников от мук жажды, обратив горькую мёртвую воду в чистую и пригодную для питья. То же повторилось, когда закончился у них запас еды, и послал им Господь несметные стаи перепелов. Кроме того, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, столько лет низвергал Он на них с неба сладкую манну, ставшую их повседневной пищей. Она даже приобрела характер крылатого выражения – «манна небесная», употребляемого в тех случаях, когда речь идёт о какой-то нежданно посланной удаче.

    Несомненным свидетельством Божьего покровительства народу, выведенному из Египта, являются чудеса Моисея в пустыне, и, в частности, совершённые им на одном из их станов, называемом Рефидимом. Вначале, по свидетельству Библии, Моисей вторично избавил соплеменников от жажды, на этот раз, ударом жезла, исторгнув воду из скалы. А вскоре, воздевая руки к Богу, он горячей молитвой испросил у Него победу над коварными амаликитянами, напавшими на их лагерь.

    Рабство сынов Израилевых

    Согласно этим древним текстам, Моисей – пророк и вождь еврейского народа — родился в Египте, в тяжёлые для его собратьев времена. Поселившись на берегах Нила в годы, когда благодаря своему соотечественнику Иосифу ум удалось снискать расположение прежнего фараона, эти люди попали в жестокую опалу при его преемнике, и из полноправных граждан превратились в рабов.

    В отношении их египетский владыка проводил политику, которую сегодня мы бы с полным правом назвали геноцидом. Бороться было бессмысленно, и единственным путём спасения являлся исход в бескрайние просторы Синайской пустыни, за пределами которой грезилась евреям обетованная Богом земля, «истекающая молоком и мёдом». В этот тяжёлый момент Господом был послан Моисей – пророк, избавивший свой многострадальный народ от рабства.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]