Другие списки Кипрской иконы
Кипрская икона Божией Матери имеет и другие списки. К слову сказать, что по своему написанию они могут разниться, но все будут иметь одно и то же название. К примеру, существуют списки, где Богородица не сидит на троне, а по бокам находятся Петр Афонский и Онуфрий Великий. На некоторых образах Младенец держит в руках скипетр. Еще один вариант изображения, также распространенный, где Богоматерь сидит на троне, а Младенец у нее на руках. Вокруг находятся ангелы с пальмовыми ветвями.
Итак, один из списков находится в Нижнем Новгороде и прославился многими чудесами. На этой иконе Богоматерь изображается сидящей на троне, на голове надета корона. На руках сидит Младенец, благословляющий правой рукой. Его голова непокрыта.
Еще один список находится в Москве, в Голутвине, в церкви Св. Николая. И последний, довольно известный подобный образ можно найти тоже в Москве, в Успенском соборе. На нем изображена Богородица с Младенцем, снизу находится держава.
Помимо этого, некоторые древние списки с иконы можно найти в музеях России, которые хранятся там как величайшие святыни.
Реальные примеры помощи
Примеров помощи иконы великое множество. Они датируются началом XI века, со времени перемещения Киккокисты на Кипр. После молитв перед святыней регулярно начинались дожди во время засухи. В 1668 году на острове было невиданное нашествие саранчи. Страдали урожаи. Люди молились, и Богородица послала птиц, истребивших вредителей.
Многим женщинам, исправно молившимся Киккокисте, удалось излечиться от бесплодия и забеременеть. Слепые – прозревали, немые – обретали дар речи. Сила иконы воистину велика. Подходить к ней нужно с величайшим почтением и глубокой верой в сердце.
Как правильно молиться перед образом
К Богородице православные относятся с особым благоговением. Во время молитвы строго запрещено заглядывать под покрывало, скрывающее лик Святой Девы. Однако на образ, изображенный на покрывале, смотреть можно. Для каждой просьбы, с которой человек обращается к Богородице, есть специальная молитва, составленная святыми людьми. Она позволяет настроить душу и разум на нужный лад. Если же человек не знает слов молитвы, относится к иной религии или немой, то можно обратиться в Святой Деве своими словами или мысленно. Слова молитвы должны произноситься с почтением. Разум должен быть спокоен и лишен эмоций. Просьба, произносимая перед иконой, не должна содержать условий Пресвятой Деве.
Важно, чтобы молитва не была прочитана «для галочки». Нужно верить, что это живой диалог с Милостивой Богородицей и тогда она ответит и явит чудо молящемуся
О чем можно просить
Чаще всего к иконе Богоматери Милостивой обращаются с мольбой об исцелении от болезней для себя и своих близких. Женщины просят о даровании потомства и мира в семье. Богоматерь помогает при засухе и эпидемиях. Искренняя молитва творит настоящие чудеса.
О дожде в засушливые времена
Засуха – большая проблема для человечества. Она уничтожает урожаи и провоцирует голод и болезни. Во время проведения молебна о дожде, икону Богородицы выносят на вершину горы и открывают покрывало. Лик Пресвятой Девы при этом обращен к небу.
Помогает при зачатии младенца и излечении бесплодия
Очень часто случается, что супруги страстно хотят, но не могут зачать ребенка. Современная медицина тоже оказывается беспомощна. После бесчисленных попыток люди часто обращаются к вере. Образ Богородицы – символ безграничной материнской любви и гармонии с ребенком. Именно к ней часто обращаются женщины для избавления от бесплодия.
Молиться о зачатии ребенка нужно правильно. Мысли и душа должны быть чистыми, лишенными греховных привычек и страстей.
Об избавлении от глухоты и немоты, головных болей, кровотечений
Во все времена к иконе обращались люди за помощью в исцелении от недугов. Молитва – особая форма обращения к святым. Однако те, кто не может прибегнуть к словам молитвы в силу своей болезни – глухоты или немоты, могут обратиться к лику Пресвятой сердцем. Она также помогает успокаивать головные боли и останавливает кровотечения. Молиться Милостивой Богородице можно как в храме, так и дома.
О прекращении стихийных бедствий
Во время стихийных бедствий свершаются особые молитвенные обряды. Верующие обращаются к Богородице все вместе, что многократно увеличивает силу молитвы. Зачастую священнодействия во время стихийных бедствий включают в себя пост и покаяние верующих. Также по пострадавшим местам свершалось шествие с иконой.
О налаживании отношений в семье, прекращении ссор
В православии семья и отношения в семье имеют большое значение. Семейный очаг являет собой «малый храм». Для налаживания отношений в семье нужно регулярно обращаться к Богородице, как к Милостивой покровительнице. После ссоры молебен способен помочь осознать неправоту и принять правильное решение. Обращение к образу даже помогает избежать развода.
О прекращении безденежья
Обратиться к иконе Пресвятой Девы можно и в случае сложной финансовой ситуации. Если человек честно трудится, но не может выбраться из долгов и сложной ситуации – молитва перед «Милостивой» поможет ему.
О разрешении от напастей
Бывает, что в жизни настает черная полоса. В этом случае также нужно обратиться к вере. Божья Матерь может защитить от негатива, горестей и печали.
О спасении от эпидемий
Во время эпидемии, жители острова часто обращались к священнослужителям с просьбой принести чудотворную икону в селение. Люди верили в великую силу святыни. Одно присутствие иконы в деревне способно было остановить все беды.
Божья Матерь Игоревская вышитая бисером
Божья Матерь Игоревская изображена на иконе древнегреческого письма. Это уменьшенный оплечный вариант другого известного образа – Божьей Матери Владимирской. В процессе создания, иконописец последовал древней традиции и создал уменьшенный вариант изображения чтимой святой.
В качестве иконографического стиля было использовано «Умиление». С первого взгляда заметно, что Богоматерь припала правой щекой к левой щеке Младенца-Христа. Наблюдается полное отсутствие расстояния между ними, что отражает их безграничную любовь.
Через такое изображение преобразуется крестная жертва Христа Спасителя, показывая произошедшее как безмерное и высшее проявление любви Бога ко всем людям.
Вышитая бисером Игоревская икона Божией Матери
Материалы, использованные при вышивке иконы Божией Матери Игоревская : ткань – металлизированный атлас, лики написаны маслом на тонком холсте, бисер, стразы, трунцал, канитель, жемчуг, гранат, коралл, малахит, янтарь, цитрин.
До начала XX века образ Игоревской Богородицы оставался в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Там он находился в алтаре, расположенном над жертвенником в приделе первомученика Стефана. К слову, два самых ранних списка со святыни были произведены во второй половине XVI века. Оба хранятся в Государственной Третьяковской Галерее.
Они были изготовлены в Москве и их появление относят ко временам митрополита Макария, а именно к 1542-1563 годам. Именно появление в этом время обеспечило столь точное повторение не только размеров, но и использованной иконографии.
Икона Матери Божьей Игоревская появилась из-за печальной гибели мученика Игоря Олеговича, известного также как Святой Благоверный князь Игорь Черниговский. Во времена его жизни за престол киевский сражались сразу две группы князей – Олеговичи и Мстиславовичи.
Брат Игоря, Всеволод, буквально вырвавший правление из рук противников, не сумел до конца укрепить власть Киеве, когда был убит. После этого все бремя легло на плечи будущего святого. В момент восхождения на престол, произошел обряд крестного целования, который должен был подчеркнуть верность народа Киева к своему правителю.
Несмотря на то, что восхождение на престол произошло согласно всем правилам, сторонники Игоря сразу же послали вестника к Мстиславичам, призывая вражеские войска к стенам города. Уже через две недели произошел решающий бой, который определил будущую судьбу Святого Благоверного князя Игоря Черниговского.
Несмотря на то, что перевес сил был не на стороне правителя Киева, в решающий момент боя верные ему войска перешли на сторону противника. Такое предательство полностью переломило ход боя, обеспечив Мстиславичам гарантированную победу.
Плененный Игорь был посажен в поруб. Это была своеобразная тюрьма, представлявшая собой холодный деревянный сруб, где не было ни окон, ни дверей. За тот срок, что бывший князь провел внутри своей темницы, он успел серьезно заболеть.
Враги, веря в скорую смерть своего пленника, вырубили его из поруба. Мстиславичи, несмотря на неприязнь к Олеговичам, позволили мученику перед смертью облечься в монашеский чин. Новопостриженный Георгий, несмотря на все прогнозы, выздоровел, после чего принял схиму, взяв имя Игнатий.
После этого бывший князь киевский предался ионическим подвигам. Он проводил время плаче о своих грехах, молясь во имя искупления. Тем временем его единокровные родственники включились в борьбу за потерянный престол.
Вероятнее всего именно эти события стали причиной скорой смерти Игнатия. К городу уже подходили войска Святослава Олеговича, когда киевляне, питавшие ненависть ко всем Олеговичам, ворвались в монастырь. Согласно истории, князя-инока не просто убили, но целый день таскали охладевшее тело по улицам.
В тот день Игнатий, в последние часы своей жизни, молился перед келейной иконой Игоревской Богоматери. Именно по этой причине впоследствии она получили имя Божья Матерь Игоревская и стала почитаться, как чудотворная, помогая людям, подвергающимся скорбям и гонениям.
Исчезновение Игоревской иконы Матери Божией
Современная история образа Игоревской Божией Матери куда более туманна. До двадцатого столетия она хранилась в Успенском соборе Киевско-Печерской лавры. Но во времена Отечественной войны весь собор был разрушен, а образ Божьей Матери Игоревская бесследно пропал.
Хотя, многие историки склоняются ко мнению, что её исчезновение произошло ее раньше, во времена установления Советской власти и борьбы с религией. В любом случае, до наших дней дошли только репродукции, снятые в 1500-х годах и хранящиеся на территории России.
Советуем изучить Молитвы для успокоения души и сердца
История
История удивительна и загадочна. Впервые о нем мы узнаем из рассказа «Сказание о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре» 125-летнего иеромонаха Григория, насельника Киккского мужского монастыря. Дата создания — 1422 год.
В православной столице
Повествование начинается с момента создания апостолом Лукой, руководствуемым архангелом Гавриилом, трех иконописных богородичных образов, благословлённых Самой Богоматерью. Один из них – «Елеуса» (в переводе с греческого – «Милостивая») — впоследствии стали называть Киккской.
Спустя время апостол увозит свои иконописные работы в Египет. Далее «Сказание..» имеет некоторые сюжетные несовпадения. Так, во вступлении автор говорит, что через несколько лет «Елеуса» была направлена «благочестивыми царями» в Афины. Однако в основной части рассказа иеромонах Григорий излагает другую версию: из-за гонений на христиан богородичный образ в 980 г был отправлен в Царьград.
Во время морского путешествия судно было захвачено сарацинами, но потом освобождено константинопольскими моряками. Они доставили икону в Константинополь (столицу Византии), где ее разместили в царском дворце.
Перенесение в монастырь на о. Кипр
В начале 12 века при византийском императоре Алексее I Комнине богородичный образ был перенесен на остров Кипр. На то была воля Самой Царицы Небесной.
Однажды византийский полководец, правитель Кипра Мануил Вутомитис охотился в горах Троодос и потерял дорогу. Встретив монаха-отшельника преподобного Исаию и не получив от него ответа о пути в Лефкосию (ныне Никосия – столица острова), Мануил в гневе избивает старца, а вскоре после этого тяжело заболевает.
Понимая, что так он наказан за свой греховный поступок, Мануил слезно взывает к Богу с просьбой исцелить его и даровать возможность испросить прощения у незаслуженно обиженного им монаха.
В это время во сне к иноку Исаие пришла Сама Богоматерь, рассказавшая об искреннем покаянии кипрского правителя и повелела, чтобы в качестве епитимии тот привез из Константинополя на остров Ее икону.
В Киккском монастыре на горе Киккос, о. Кипр
Вскоре после чудесного исцеления Мануила Вутомитиса вызывают к императору, но ему никак не удается подобрать подходящий момент для озвучивания своей просьбы. В это время тяжело заболела единственная любимая дочь императора Алексея I. Лучшие византийские врачи оказались бессильны. Понимая, что это самое подходящее время для выполнения своего обещания, рассказывает безутешному отцу о своем исцелении, о прошении кипрского инока о перенесении иконы на остров. Как только самодержец дал согласие, царевна сразу исцелилась.
Но за оттягивание исполнения обета, его постигла та же болезнь, что и его дочь и правителя Мануила. Раскаявшись, византийский владыка повелел лучшему константинопольскому живописцу сделать копию прекрасного лика, чтобы затем отправить ее на Кипр.
Но во сне явилась Богородица и строго повелела ему: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров монаху Исаие, ибо так Мне угодно»
Иная версия гласит, что старец Исайя прибыл в Константинополь за иконой. Хитрый император предложил, чтобы инок выбрать между двумя иконами подлинную. Так на следующий день преп. Исаия сделал правильный выбор. С тех пор своеобразным «гербом» обители стала пчела как древнейший символ трудолюбия, чистоты, иноческого служения Богу.
После этих событий царь отправил честный образ на своем корабле в сопровождении свиты на остров к преп. Исаие. Кипрскому правителю Мануилу специально выделил деньги на строительство храма во имя Пресвятой Богородицы и повелел во всем помогать.
Старец построил храм на Киккской горе, где и был размещен святой образ. Правитель Мануил даровал три поселения и со временем около храма появились Императорская обитель, поскольку построена была на средства Алексея I. Сегодня это Киккский ставропигиальный мужской монастырь.
Чудеса
Как только икона была перенесена на остров Кипр, от нее тут же начали происходить чудеса. Летопись Киккского монастыря рассказывает о четырехкратном спасении обители от пожара, чудесных исцелениях, даровании долгожданных детей, ниспослании дождей в засушливые неурожайные годы, спасении обители от нашествия саранчи.
Один немой от рождения инок, стоя у иконы, заговорил. Другой умирающий монах вдруг стал здоров. У язычника, замахнувшегося на святой образ, тут же отсохла рука. Как напоминание об этом рядом с иконой повесили железную руку.
Описание и история происхождения
Согласно преданию, Киккокиста была написана при жизни Святой Девы. Апостол Лука под руководством архангела Гавриила написал три портрета Богородицы. Один из них – «Елеус» («Милостивая»). По завершению работы, святой показал икону Пресвятой и она благословила ее, наделив удивительной чудотворной силой. Название свое святыня получила от горы Киккос, расположенной на острове Кипр.
На иконе Богоматерь держит маленького Иисуса на левой руке, а щекой касается головы Христа. Необычной эту картину, с точки зрения иконографии, делает живая и динамичная поза младенца. Его ножки и ручки согнуты, торс повернут фронтально, а ножки – влево. Он как будто играет на руках у матери.
В православной столице
Попала реликвия на остров не сразу. Первоначально апостол отвез икону в Египет, где она пробыла до VIII века. Этот период охарактеризовался развитием иконоборства, которое продлилось вплоть до начала IX века. Чтобы спасти святыню от уничтожения, ее отправили из Египта в Византию. По пути корабль захватили арабские пираты. Икона их не заинтересовала и была предана забвению. Спустя время, около 980 года, на пиратский корабль напали греки. К тому моменту с иконоборчеством в Византии было покончено, и образ направился в Константинополь.
Перенесение на Кипр
Перемещение святыни на остров произошло в начале XI века, в период правления императора Алексея Комнина. Во сне пред ним предстала сама Богородица и велела отправить икону на Кипр. В то же время, отшельнику Исайе, жившему на горе Киккос, явилось видение. В нем он увидел, что чудотворная икона, изображающая Пресвятую Деву с младенцем на руках, пребудет на остров. Старец обратился к правителю острова, а тот – к императору Алексею, чтобы доставить святыню на Кипр.
Советуем изучить Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в деньгах
Специально для Милостивой иконы был выстроен Киккский монастырь, где она находится и сейчас.
Чудеса
Киккская икона по праву считается чудодейственной. К ней ежегодно приезжают паломники со всего мира. Милостивая Богородица явила силу свою уже по прибытии на Кипр. Когда ее торжественно несли по острову — преклонялись не только люди, но и растения. Даже сейчас, по пути следования к монастырю, можно увидеть склоненные деревья. До наших дней дошли предания об истинных чудесах, творимых Милостивой Богородицей:
- Один монах мучился жаждой и обратился к Святой Деве. Он услышал голос, который сказал ему ударить по камню. Монах исполнил повеление, и из камня полилась вода. Это был животворящий источник, водами которого многие обрели исцеление от недугов своих.
- Велика целебная сила иконы: немые с детства обретали дар речи, умирающие оживали, больные выздоравливали.
- Во время всех крупных пожаров икона оставалась невредимой.
- После пожаров священнослужители видели, как в опустевшем храме проходит служба, а вокруг ходит Дева в сияющей одежде.
- Во время восстановления монастыря после пожара, на рабочих обрушилась крыша. Богородица и тут явила свою милость, никто не пострадал.
Киккокиста способна не только дарить свою милость, но и наказывать за неуважительное отношение:
- Один неверующий вздумал ударить икону и его рука отсохла. В память об этом чуде, к иконе повесили железную руку, чтобы она служила напоминанием для всех, что сила Святой Девы воистину велика.
- Когда турецкий наместник вымогал деньги у монастыря, священнослужители спрятали святыню, а сами стали молиться. И пошел невиданный ливень. И длился он три дня. Гроза и молнии так испугали турок, что они больше не приходили в монастырь.
Икона Богородицы дарит свою милость каждому, кто обращает к ней свои молитвы искренне и с верой в сердце.
Тайна Киккской иконы
Кипрская икона Божьей Матери окутана тайной. Она украшена окладом и скрыта от взглядов посетителей под бархатным расшитым покрывалом. Непокрытой осталась лишь нижняя часть оклада. Те же, кто рискнул заглянуть под завесу, были наказаны Богородицей. Существует несколько теорий, объясняющих причину такой таинственности:
- распоряжение императора Алексея;
- невероятно сильная энергетика святыни;
- возраст.
Киккская Богородица является единственной в своем роде. Лики других икон Богоматери и младенца – открыты. Лишь раз в году икона покидает монастырь. Священнослужители выносят ее на вершину горы и молят о дожде и урожае. Но даже тогда никто не смеет поднять глаза на святые лики.
Значение в православии
8 января — день празднования в честь Киккской иконы Богородицы. В этот день проводится богослужение и читается акафист Милостивой иконе. Эта уникальная святыня почитаема и по сей день. Паломники со всего мира съезжаются на Кипр помолиться священному образу Богоматери. К Милостивой Божьей Матери приезжают не только православные христиане. В надежде на чудо к ней обращаются и представители иных вероисповеданий. Тем, чьи помыслы чисты, а вера крепка, Богородица являет милость свою.
Великой иконе посвящено множество стихов и песен. Они издавались и расходились огромными тиражами. С нее написано большое количество списков в разные времена и в разных странах.
Образ Всемилостивой Богоматери на Киккокисте – это символ нежной любви матери и сына, любви Бога к людям и напоминание о великой жертве, совершенной ради них.
Описание
Образ относится к категории «Елеусы». Лица святых наклонены влево. Богородица облачена в красный мафорий. Богомладенец удерживает десницей одеяние Матери за край. На образе присутствует изображение греческого свитка. Он расположен в левых руках Иисуса и Марии.
Икона Божией матери Милостивая отмечается характерной чертой: изображение словно укрыто пеленой. Детально рассмотреть такую особенность Киккской Богоматери можно на фото.
От верхнего левого угла до нижнего правого изображение становится нечетким. Размытый участок на фото скрывает лики Богоматери и самого Богомладенца. Пресвятая Дева и ее Сын плохо различимы до срединной части.
За счет пелены, молящиеся не в состоянии рассмотреть лики святых. Но никто не пытается противостоять этому. Дополнительно к пелене образ Богоматери укрыт от посторонних взглядов покрывалом, выполненным из красного бархата.
Бархатное покрывало стало источником ряда легенд и домыслов:
- Святыню стали укрывать по волеизъявлению императора Алексия Комнина.
- Энергетика и сила воздействия образа на прихожанина способна лишить зрения и заставить человека ослепнуть.
- Бархатная ткань применяется как дань уважения по отношению к возрасту иконы.
В наказание за поступок священнослужитель стал слеп. Чтобы искупить свой грех, Герасим Александрийский молился дни и ночи напролет, взывая Всевышнего о прощении.
Только 1 раз в год лики святых не скрываются от глаз прихожан. В течение молебна образ находится на горе Трон без бархатного покрывала. Несмотря на открытость святыни, молящимся запрещается устремлять взор него.
Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Икона Божией Матери «Живоносный источник»
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
Советуем изучить Поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы
В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.
Икона Божьей Матери “Ильинско-Черниговская”.
День празднования: 29 апреля (16 апреля по старому стилю), икона Божией Матери « ИЛЬИНСКО-ЧЕРНИГОВСКАЯ» – молятся об исцелении от паралича, оспы, болезни ног, нападения темных сил, от внезапной смерти.
Пречистая Владычице Богородице,/ упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепо-рочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Матери Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская» (Ильинская).
О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.
Ильинско-Черниговская икона Божией Матери.
Икона прославилась в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. По молитвам к Богородице перед Её чудотворным образом обитель была спасена от напавших на монастырь татар. С 16 по 24 апреля практически все жители Чернигова были свидетелями, как от сей иконы истекали слёзы. Вскоре после этого татары совершили набег на Чернигов и разорили его окрестности. Монахи Ильинского монастыря, помолившись Небесной Заступнице перед Её иконой, укрылись в пещере.Как ни старались ворвавшиеся в монастырь татары завладеть драгоценностями, украшающими чудотворную икону, невидимая сила не допустила их коснуться святыни. Та же невидимая сила каждый раз отбрасывала татар при попытке войти в пещеру, где спрятались иноки. Испуганные непостижимым явлением татары обратились в бегство.Чудотворный список (копия) Ильинской-Черниговской иконы, прославившийся в Гефсиманском скиту. близ Троице-Сергиевой лавры., стал называться Гефсиманской Черниговской иконой Пресвятой Богородицы..
В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской иконой. в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.
Тексты
В день памяти Киккской иконы Божьей Матери 8 января и 25 ноября совершает праздничное богослужение. Основными текстами любого богослужения являются молитвы и песнопения.
Молитва
Во время службы верующие читают общую молитву. Совместная молитва имеет большую силу и значение.
«О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Тропарь
В начале и конце богослужения поется тропарь. Он раскрывает суть данного праздника. Слова его таковы:
«Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси».
Кондак
После тропаря исполняют кондак. Он более полно раскрывает значение воспеваемого события, отображает иную его сторону:
Кондак 1
«Избранная от всех родов Дево Мати Господа Бога Вышняго, в лучезарней славе небесней превыше Херувимов и Серафимов Царице Владычице, приклони милость Твою к нам грешным, утоли печаль сердец наших; простри над нами покров Твой честный, посети скорбную жизнь нашу, не имамы бо иныя помощи, не имамы бо иныя надежды разве Тебе, Мати рода нашего. В страхе и в трепете пред величием милосердия Твоего, коленопреклонше, ходатайства Твоего пред безсмертным Сыном Твоим просим, со умилением зовуще: Радуйся, Милостивая Мати Божия, милости Твоя на нас изливающая».
Кондак 2
«Видяще Тя на облацех, честный покров Твой простирающую, и тем нас соблюдающую, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа».
Кондак 3
«Сила Вышняго храняше Тя, егда младенческими стопами творила еси восхождение лествицы храма Господня и мы, грешнии, уповая на Матернюю милость Твою, горестно молим: возведи нас по лествице спасения; да приблизимся ко престолу славы Божия, Благодарственно зовущи: Аллилуиа».
Кондак 4
«Бури отчаянные в сердцах наших претерпевая, во грехах житие свое иждившии к Тебе, Богородице прибегаем и смиренно молим: подай нам силу духа, подай нам кротость и смирение, терпение и мудрость к перенесению всех скорбей наших, да воспоим Богу: Аллилуиа».
Кондак 5
«Боготечная звезда волхвам на небеси явившася, и дивным вертеп озарившая , показа Царя славы в яслех лежаща; и с ним Матерь Его, Деву чистую и святую, в сердце Своем песни ангелом слагающую. О, Дево кротости и смирения, вознеси Господу и наше славословие: Аллилуиа».
Кондак 6
«Проповедь любви, кротости и всепрощения мирови возвещающая со Христом, Сыном Твоим, все горести земные претерпевшая. Апостола Иоанна и с ним весь род христианский Своему материнскому сердцу усыновившая. О, Приснодева Пренепорочная, буди нам Материю нашею небесною, утешения и материнскаго тепла нуждающихся, да со благодарением зовем Господу: Аллилуиа».
Кондак 7
«Хотящи с Сыном твоим единородным до крестныя смерти неразлучно быти, Ты возпоследовала еси невинному Страдальцу до самыя Голгофы и у подножия Креста слышала вопли сонмища разъяренного, и в молчании страдала еси. И Тебе самой душу Твою наполни сия скорбь великая. Мы же, удивляяся Твоему неизреченному материнскому мужеству, зовем: Аллилуиа».
Кондак 8
«Великое и преславное таинство вознесением Твоим, Христе Боже, миру явивый и одесную Бога Отца седяй и нам, живущим на земли, о селениях райских скорбящим, низпосли Утешителя, Духа Истины и всели в ны, Жизнодавче, молитвами Матери Твоея, да зовем: Аллилуиа».
Кондак 9
«Всяк, иже призовет имя Господне, спасется, и на всяку плоть излию от Духа Моего», – рече Господь. На Тебе же, Мати Божия, излияся благодать Святаго Духа превыше всякия меры. Зане Творца и Зиждителя нашего вместила еси. Излей же и на наши страждущия души милость Сына Твоего, да облегченным сердцем вопием: Аллилуиа».
Кондак 10
«Спасти хотя мир, Пастырь Добрый всех ко спасению зовущий и всяк к себе привлекающий; праведныя любяй и грешныя милуяй, спаси нас грешных молитвами Богородицы, да поем: Аллилуиа».
Кондак 11
«Ангельское пение сопровождает праведных, отходящих после смерти. Како же и мы, грешнии, обрящем спасение, како предстанем пред Судиею праведным; но на Тя, Богородице, надеющиеся умиленно просим: спаси Твоим Материнским предстательством души наша поющия: Аллилуиа».
Кондак 12
«Благодать Сына Твоего мирови явила еси Приснодево Пренепорочная, спаси и нас грешных, зовущих о милости Твоей: Аллилуиа».
Кондак 13
«О, всепетая Мати, о, Мати, благодати исполненная. Приими наши слезныя молитвы к Тебе, еже в нынешнее время на милосердие Твое дерзающе, из глубины душевныя Тебе приносим песнь: Аллилуиа».
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.
Величание
Во время праздничного богослужения поют также величание Богородицы. Слова величания подхватывает хор и все прихожане храма, и поют до тех пор, пока священник свершает ход по храму.
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши».