Исход евреев из Египта – библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход. Исход евреев – одно из наиболее широко освещенных в Библии событий, что, тем не менее, не приводит к единогласному мнению исследователей Библии о достоверности данных событий.
Предание о том, как Моисей выводит евреев из Египта, в христианстве оказало особое влияние на теологию отдельных движений. К примеру, протестанты, спасаясь от преследований, часто искали в предании моральную поддержку, католики использовали исход евреев как прообраз поиска политической свободы.
Предыстория исхода евреев из Египта.
Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:
…сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. (Книга Исход, глава 1)
На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.
В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.
Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.
Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в этой статье или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12).
Израильтяне поселились в Египте из-за голода
Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.
Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.
«Израиль в Египте». Картина Эдварда Пойнтера 1867 год. Для того чтобы уменьшить количество израильтян, проживающих в Египте новый фараон приказал посылать их на тяжёлые работы. Фото: ja-tora.com
Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).
В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.
Чтобы уменьшить израильтян в Египте, фараон приказал убивать их первенцев.
Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).
Это было безрезультатно. Чтобы исправить сложившееся положение он приказал убивать всех младенцев, рождавшихся у израильтян (Исх. 1.15-22). В это период рождается пророк Моисей. Именно Моисей вывел евреев из Египта.
Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. Тыранов Алексей Васильевич, 1808-1859 годы. Для того, чтобы спасти младенца Моисея от убийства египтянами по приказу фараона, его мать Иохаведа в просмолённой корзине пустила его по водам Нила. Фото: ippo.ru
Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.
Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.
Моисей
В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.
Переход через Красное море
После данного события евреи покинули Египет. Судя по всему, их было не менее 600 тысяч мужчин, и по-видимому не менее полутора миллиона в целом. Фараон погнался за евреями, однако господь помог своему народу и воды моря расступились, дав пройти Моисею и Его народу, когда же народ Израиля прошел – воды снова сомкнулись и привели к гибели армии фараона, следовавшей по пятам за евреями.
… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. (Исход, глава 14)
После перехода через Красное море, Израильтяне еще больше уверовали в Господа и в пророка его Моисея. Они воспели хвалебную песнь Господу – Исход, глава 15.
Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства
Предание об исходе Евреев из Египта говорит о том, что живя среди мадианитян Моисей женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды он отправился пасти стадо у горы, ему явился Господь в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина).
Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести из рабства израильтян для переселения их в Ханаан (землю обетованную), что обещалось их праотцам.
Неопалимая купина. Бурдон, Себастьян. 1616 — 1671 годы. Когда пророку Моисею исполнилось 80 лет ему в горящем и несгорающем куте (неопалимая купина) явился Господь и повелел ему вернуться в Израиль для того, чтобы вывести из него евреев
Произошло это, когда Моисею исполнилось 80 лет. Вернувшись в Египет, пророк потребовал у фараона отпустить израильтян от Египта. Правитель отказа ему в этом, тогда Бог наслал на Египет десять бедствий или же Десять казней египетских.
Первые девять казней на фараона не оказали должного воздействия, но когда после десятой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон разрешил израильтянам покинуть Египет.
600 тыс
столько еврейских семей, согласно Библии, покинули Египет
Священное Писание говорит о том, что все десять казней израильтян не затронули, при этом во время последней казни дома евреев отметили кровью жертвенного агнца, поэтому ангел смерти их миновал.
Перед тем, как отправиться в бегство, израильтяне собрали у египтян ценные вещи. После этого они покинули Египет. Библия говорит о том, что страну покинуло 600 000 мужчин и членов их семей.
Переход евреев через Красное море. И.К. Айвазовский. 1891 год. Библия говорит о том, что когда израильтянам потребовалось перейти Красное море, оно, по молитве пророка Моисея, расступилось. После того, как все израильтяне прошли, оно поглотило войско фараона. Фото: upload.wikimedia.org
Узнав о бегстве евреев из страны, фараон изменил своё мнение, собрал армию и во главе её бросился в погоню за израильтянами, надеясь вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного (Чермного) моря (ивр.: Ям Суф — «Море камышей»).
Священное Писание говорит о том, что по воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).
Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.
Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.
Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.
Значение рассечения Красного моря [↑]
Что же произошло? Недавние рабы атакованы войском фараона. Против пеших людей с детьми на руках действуют 600 железных колесниц-танков. Евреи в отчаянье; их сердца устремляются к Б-гу. И Б-г чудесным образом спасает свой народ, уничтожая сильнейшую армию того времени.
В честь этого чудесного избавления, ставшего символом нашей веры в Б-га, установлен отдельный праздник — Седьмой день Песаха. Это праздник рождения из вчерашнего раба нового свободного человека, полностью уповающего на Б-жественное Провидение
.
И во всех поколениях, когда от еврея требуется подобная самоотверженность и самоотдача, мы сравниваем себя с Нахшоном сыном Аминадава, первым зашедшим в воду и двигавшимся вперед, пока вода не дошла ему до самого носа — Нахшоном, который заставил своим поступком расступиться море. Полное упование на Б-га вершит чудеса!
Исход евреев из Египта – станы Исхода.
Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.
В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.
Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.
Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.
Десять чудес у Ям Суф [↑]
Согласно Мидрашу, когда евреи пересекали Ям Суф
, Вс-вышний совершил ради них десять разных чудес:
1. Разделение вод.
2. Над головами евреев было создано защитное покрывало, подобное крыше.
3. Воды были разделены на двенадцать отдельных проходов (по проходу для каждого колена).
4. Земля под ногами сынов Израиля была совершенно сухой.
5. Под ногами египтян земля была подобна глине. Это было возмездием мера за меру египтянам, которые поработили евреев и заставляли их обрабатывать глину.
6. Воды стали твердыми, как скалы, раня египтян, преследовавших сынов Израиля.
7. Затвердевшая вода образовала стены, украшенные мозаикой.
8. Стены, образованные из затвердевшей воды, были прозрачными, что позволяло каждому колену видеть остальных идущих (это придавало им чувство уверенности и безопасности).
9. Если еврей, пересекая Ям Суф
, ощущал жажду, то ему достаточно было протянуть руку, и стена таяла, давая прекрасную воду для питья.
10. Как только еврей утолял жажду, стена опять становилась твердой.
Карта исхода евреев из Египта.
Не смотря на некоторое разногласия между теологами и историками, на сегодняшний день существуют примерные карты исхода. Более того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкую текст Библии, пытаются реконструировать маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.
Сорок лет спустя ухода их Египта, израильтяне обогнули Моав, разбили амореев и вышли к берегу реки Иордан недалеко от горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.
Десять казней, которые были наведены на египтян [↑]
В Мидраше приводится десять казней, которые были наведены на египтян при рассечении моря (есть другие мнения, что казней было 50, 200 и 250 — см
.
Пасхальную Агаду
):
1. Даже когда занялся рассвет, египтяне шли в темноте, потому что Облако позади евреев погрузило египетский лагерь во тьму.
2. Облако, кроме того, сделало так, что земля под ногами египтян стала мягкой как глина.
3. Столб огня, освещавший путь сынам Израиля, излучал на египтян сильный жар; это привело к тому, что копыта их коней отвалились.
4. Жар сжег колеса египетских колесниц, однако они продолжали двигаться, ибо их увлекали в морскую пучину Б-жественные силы.
Об упомянутых казнях в Торе сказано: «И он гнал их (египтян), отягощая» (Шмот 14:25
), — чтобы дать понять, что фараон был наказан этими казнями мера за меру за то, что он ожесточил свое сердце и утяжелил рабский труд сынов Израиля.
5. Поскольку копыта коней отвалились, египтяне падали со своих колесниц в грязь. Упав, они уже не могли подняться.
6. Когда на египтян устремились потоки воды, ни один из них не мог бежать. Волны накатывались и закрывали их там, где они лежали.
7. Ашем встряхнул египтян, как встряхивают горшок, когда его переворачивают, и они рухнули в море. Даже когда они уже утонули, нижние волны выбрасывали их наверх, а верхние волны увлекали обратно в глубину.
8. Некоторые египтяне были засыпаны землей на дне моря.
9. Некоторые египтяне пошли ко дну быстро, как свинец — это была быстрая и милосердная смерть для лучших из египтян. Нечестивцы же долго кружились в море, умирая медленной, мучительной смертью.
10. В конце концов, море выбросило трупы египтян на берег, чтобы их видели сыны Израиля.
Историчность Исхода Евреев.
Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.
- События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
- События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
- События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
- Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).
LiveInternetLiveInternet
«И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились. <…> И сказал Господь Моисею: <…> подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. <…> И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. <…> И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. <…> И к утру вода возвратилась в свое место <…> и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исход, глава 14). Приведенная выше история перехода евреев через Красное (Чермное) море известна многим, в том числе и далеким от истории и религии, людям. Для самих же древних евреев чудо с расступившимися водами было вполне заурядным эпизодом проявления Божьего Промысла о них.
Дивный переход через Красное (Чермное) море имеет колоссальное значение в истории еврейского народа: • во-первых, благодаря этому переходу израильтяне освободились от египетского рабства и стали свободной нацией; • во-вторых, произошедшим чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога; • в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя — Моисея. И наконец, фантастический переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.
Этот переход прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти дьявола и рабства греху. С давних времен считалось, что произошло чудо и верующие люди свято веровали в это. Однако, по мере развития цивилизации и сознания, исследователи стали искать естественно-научное объяснение этому феномену, а также то место на территории Египта, где оно могло произойти. Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Тем не менее, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная.
За прошедшие годы предлагались разные локализации этого события и всевозможные причины ухода и возвращения вод. При этом самыми популярными версиями были цунами и извержения вулканов, но некоторые исследователи считали, что гипотеза должна интегрировать все упомянутые в тексте факторы, в частности восточный ветер, который дул всю ночь. Вот некоторые из них. На Синайском полуострове исследователи обнаружили светлую пемзу, которая была принесена из центра Эгейского моря в результате взрыва вулкана на острове Санторин в XVII веке до н.э. Эту катастрофу связывают как с гибелью Атлантиды, так и с переходом евреев через Красное море. Главный археолог Египта Захи Хавасс считает это открытие одним из самых важных для изучения Египта времен фараонов. В фараоновы, они же библейские, времена Красное море почти не было отделено от Средиземного, с тех пор остались Большое Горькое и Малое Горькое озера, через которые проходит Суэцкий канал. Собственно в этих местах, на расстоянии 6,5 км от побережья, и была найдена пемза. Как известно, перед катастрофическими наводнениями море сначала отступает на довольно значительное расстояние, и лишь потом волна обрушивается на побережье. Это очень напоминает переход евреев через Красное море: воды сначала «отверзлись», еврейский народ перебрался на другую сторону, а потом «сверзлись» над головами преследующих египтян…
В 1994 году японские исследователи Шуго Уено и Маса-кацу Ивасака из Университета Токио сделали громкое заявление, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем. В процессе эксперимента они обмотали трубу проводами, затем навели электромагнитное поле и налили внутрь воду. Магнитная сила, действовавшая на воду, пересилила гравитационную, вода расступилась — вдоль оси трубы образовался проход. Этот эффект был назван исследователями «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect).
Израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф.
Французский египтолог Пьер Монте (1885-1966 гг.), в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой Моисей остановил свой выбор на самом северном из возможных маршрутов, вдоль берега Средиземного моря. В одном месте путь лежал между побережьем и мелководным, часто пересыхающим озером Сирбонис (в настоящее время озеро Бардавиль на севере Синайского полуострова), дно которого расположено на несколько метров ниже уровня моря. Так вот, по гипотезе Пьера Монте, евреи приняли решение «срезать угол» и двинулись напрямик по обнажившемуся дну, но когда тот же маневр попытались повторить египтяне, внезапная буря на Средиземном море прорвала перешеек между ним и озером и вода хлынула прямо на войска фараона. Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное явление описывает древнегреческий географ и историк Страбон. Но в вышеприведенной гипотезе упускается одно существенное и конкретное сообщение Библии: ветер дул восточный, а то, что предположил Пьер Монте, могло произойти лишь только если бы он был северным…
Исследователь Стив Радд сделал предположение, что это событие произошло в самом горле Акабского залива, то есть практически в открытом море…
В 2002 году петербургские океанологи Алексей Андросов и Наум Вольцингер произвели вычисления и сделали предположение, что если под Красным морем иметь в виду Акабский залив, который отделяет Синайский полуостров от Аравийского, то в районе подводного рифа у Нувейбы при скорости ветра 33 м/с (119 км/ч) во время отлива уровень воды может за 9 часов опуститься до 20-25 см, и тогда на четыре часа обнажится рифовая отмель шириной 2-3 км…
Их гипотезу раскритиковали американские исследователи. Команда под руководством Карла Дрюса и Вэйцина Ханя, состоящая из ученых американского Национального центра по исследованию атмосферы и Колорадского университета в Боулдере, занимается моделированием воздействия ветров на водные массы. В качестве пробного исследования эта группа решила смоделировать разделение вод Красного моря во время исхода евреев из Египта. Использовав археологические данные, карты и данные со спутника, ученые смогли выяснить, какими была глубина потока и направление течения 3000 лет назад. В результате, американцы утверждают, что их российские коллеги сделали нереалистичные допущения. • Во-первых, рифы не бывают абсолютно плоскими, в них всегда есть понижения, заполненные водой, которая будет препятствовать переходу. Что же касается гладкого рифа, то и ему потребовалось бы 12 часов, чтобы высохнуть… • Во-вторых, такая скорость ветра — это по шкале Бофорта 12-балльный ураган, который несет ужасные разрушения и евреев просто-напросто занесло бы песком… В свою очередь, американцы предлагают другое место этого библейского события: к северу от Суэцкого залива находится одно из крупнейших в Египте соленое озеро Манзала (Мензелех). В былые времена в него впадал один из рукавов нильской дельты. С помощью компьютерного моделирования Дрюс и Хань определили, что при восточном ветре, дующем в течение 12 часов (что полностью отвечает «всей ночи» Библии), вода в озере могла опуститься на 1,8 метра, обнажив при этом проход шириной 5 км! Суша могла бы продержаться около 4 часов, после этого резко скрыться… Об этом ученые сообщили в исследовании под названием «Динамика ветров в зоне Суэцкого канала и дельте Восточного Нила».
Причем компьютерные модели только подтвердили то, что было известно давным-давно. Например, в январе 1882 года британский генерал-майор сэр Александр Брюс Туллох, который наблюдал за работами на Суэцком канале, написал следующее: «Восточный ветер быстро нарастал и в конце концов стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу. На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки. Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования так называемого Красного моря Израилем.
Не спорим, расступившийся Акабский залив впечатляет больше, чем какое-то неглубокое озеро, но, скорее всего, библейский текст больше подтверждает гипотезу, связанную с озером Манзала: все дело в том, что в оригинале на иврите фигурирует гидроним Ям-Суф, то есть «море камыша», который растет скорее в болотистой местности, чем на берегу настоящего глубокого моря…
Форсированное евреями водное пространство стало называться Чермным лишь в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, который был сделан в III веке до н. э. В 1978 году исследователь Рон Уайетт и два его сына обнаружили на дне Красного моря в заливе Акаба и сфотографировали большое количество отдельных частей колесниц, которые были покрыты кораллами.
Одна из этих находок представляла собой колесо колесницы с восемью спицами, которое позже было отдано для изучения директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану. Исследовав это колесо, доктор Хассан авторитетно заявил, что оно относится к 18-ой династии, датируя исход 1446 годом до н. э. Когда же ему был задан вопрос, почему он так решил, он дал разъяснение, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период — время правления Рамсеса II и Моисея. Останки скелетов лошадей и людей, ступицы колесниц, колёса с 4, 6 и 8 спицами — всё это находилось на морском дне как безмолвное подтверждение чуда разделения Красного моря… Одной из самых значительных находок, несомненно, является позолоченное колесо с четырьмя спицами, пердположительно, от колесницы фараона. За многие века дерево разрушилось и осталась только тонкая золотая оболочка.
Все обнаруженное позволило Рону Уайетту сделать предположение, что залив Акаба это и есть место перехода. Косвенным доказательством этого послужило еще и то, что только здесь есть место, на котором при необходимости смогли бы разместиться миллионы Израилевых сынов…
Изучив документы Британского Адмиралтейства, Рон узнал, что в этом месте находится идеальная природная подводная тропа, которая ведет через залив.
Берега по обе стороны этого подводного хребта в заливе Акаба круто обрывались и глубина достигала 1670 метров, в то время как на самом хребте глубина составляла 300-340 метров.
Исходя из всего вышеизложенного, Рон Уайетт выдвинул гипотезу, что залив Акаба и есть место перехода через Красное море.
Уфологи же считают, что в том самом «столбе облачном», который светился, скрывался НЛО, который и совершил это чудо, вдавив морскую воду так, что обнажилось дно…