Праведная Тавифа — покровительница швей.
Праведная Тавифа — покровительница швей.
Еще один живой апологет труда.
7 ноября/25 октября
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях…» (Иак. 1,27).
В Иопии находилась одна ученица именем Тавифа, что означает «серна». Она была скромной, незаметной ученицей. Ее служение состояло в том, чтобы шить для бедных в общине. Тавифа имела все основания думать: «Я не пророчица, как Мариамь, и не могу управлять страной, как Девора. Я не являюсь женщиной, которая могла бы сыграть большую роль в истории своего народа. Я не принадлежу к числу одаренных». Супружество и материнство не выпали на ее долю. Но Тавифа была названа ученицей Христа. Настоящая вера всегда желает проявить себя в делах. Это и меня обличает. Первое время я шила для других бесплатно, а потом поняла что люди не ценят и пользуются моим временем без уважения и… перестала шить даром. Иоппия, порт Средиземного моря, вероятно приютила множество вдов. В суровое время года рыбаки часто терпели кораблекрушение и тонули. Это не только лишало их доходов, но часто делало их жен вдовами. В то время еще не было социальных организаций, которые нам известны теперь. В них и не было нужды, потому что Бог снова и снова повелевал Своему народу заботиться о сиротах и вдовах (Исх. 22,22-24; Втор. 10,17-18). Когда народ следовал повелению Божию, то вдовы не терпели нужды, а сам народ пользовался всеми теми благословениями, которые Бог обещал в награду (Втор. 14,29; 24,19). Вдовам же Господь дал обетование, что Он Сам как Творец будет их супругом (Ис. 54,4-5). Они стояли под Его особой защитой. Как ученица Христа, Тавифа знала, чем она может обрадовать своего Господа, а именно — заботой о группе людей, которых Он особенно любил. Она работает не просто для времяпровождения, но старательно, целеустремленно, от всего сердца. Встреча с Иисусом сделала Тавифу свободной женщиной, Иисус, который Сам Себя назвал Истиной (Исаия. 14,6), сказал, что истина делает свободными и все, которых Сын Божий освободит, будут истинно свободны (Иоан. 8,32,36). В этой свободе и живет Тавифа. Библия допускает возможность, что можно оставаться и незамужней. Но для нее, кажется, это не было поводом предаваться чувствам неполноценности, У нее не было надобности соперничать с замужними женщинами за равное положение, Она не завидует матерям с детьми. Кто свободен, тот может развиваться согласно своему собственному нраву, Внутренне свободный человек счастлив и других может сделать счастливыми. Он является незаменимым членом общества, Такой женщине не нужно бороться за свои права или за какую-либо роль. Ей не нужно применять все усилия, чтобы стать кем-либо, Она уже является личностью. Тавифа живет для других. Своим шитьем она помогает тем, кто в нужде. У Тавифы мало своих личных желаний, и потому она всегда счастлива и довольна. В Иоппии возрастает число благодарных Тавифе вдов, которые носят сшитые ею платья. Вдруг случается непредвиденное. Тавифа занемогла и умирает. Зная, что ап. Петр, находящийся поблизости от Иоппии, обладает сверхъестественными дарами, вдовы посылают двух мужчин, чтобы привести его. Разве не было больных, которые исцелялись, как только тень Петра осеняла их? (Деян.5,15) Не исцелил ли он с Иоанном одного хромого? (Деян, 3,1-10). Петр, на которого возложены все надежды, приходит, В горнице, где лежит Тавифа, его окружают плачущие женщины. Они показывают платья, которые Тавифа сшила для них и объясняют, какую потерю означает для них ее смерть. Об умерших часто говорят только хорошее. Но здесь видно, что эта потеря была для оставшихся действительно большим лишением, Любовь Тавифы пробудила во многих сердцах взаимную любовь, и это не могло быть иначе. Петр делает то, что в подобных ситуациях делал Господь. Он высылает людей, молится и воскрешает Тавифу через силу Божию. Весть о воскрешении вытеснила все другие новости в Иоппии, Тавифа становится темой разговоров. «Вы слышали, — обращаются люди один к другому. — Тавифа опять живет. Петр воскресил ее!» Затем случается нечто удивительное. Люди начинают понимать: это чудо совершил Бог. Они прославляют не Тавифу или Петра, они славят Бога. Многие люди благодаря этому событию познают пустоту своей собственной жизни. Они также желают верить в Иисуса Христа. Они начинают нечто понимать в настоящей ценности жизни. Они желают, как Тавифа, принадлежать Иисусу и становятся христианами, новыми людьми, рожденными для Царства Небесного.
«Что это в руке у тебя?» — спросил Бог Моисея в давние времена (Исх. 4,2-5). Он ответил: «Жезл». Бог сказал: «Действуй этим жезлом, ты должен быть Моим слугой». Если бы Бог спросил Тавифу: «Тавифа, что у тебя в руке?» — она бы вероятно ответила: «Иголка и нитки, Господи». Бог показал бы ей тогда, что именно они являются ее орудием, чтобы служить Ему. Работа простой иглой и ниткой должна была дать ее жизни неограниченное, неизвестное дотоле богатое содержание.
В наши дни по всему миру имеются много объединений под названием «Тавифа», среди них большая интернациональная организация. Сегодня миллионы нуждающихся получают одежду и поддержку. А кто может сосчитать женщин, которые были побуждены примером Тавифы, которые так же, как она, хотят делами доказать сущность Евангелия? Достойный пример Тавифы будет всегда вдохновлять последователей Христа. Чего более может желать ученица?
Сегодня опять был сон! Хотя и не связанный со св. Тавифой, я все-таки расскажу, тк поучительно весьма. Мне снится, что началась война. Страх, смятение, все куда-то бегут, собирают вещи, паника… и я в этой панике, в это мсовершенно не свойственном моему духу состоянии. И душа этому противится, а ум говорит: давай тоже беги, как все. И вот в какой-то момент, когда опасность уже близка, меня вдруг озаряет: НАДО МОЛИТЬСЯ! Я молюсь «Отче наш» много раз подряд… и все внутри а потом и вокруг затихает, вся суета, беготня, мнимая такая важная опасность… рай и тишина внутри! И тут я себя выкупаю, что это сон, и мысль: Ух, это сон! Ну можно прекратить молиться.
А лучше бы не прекращать…
Войти на сайт
Четверг, 25 октября (ст.ст.) 7 ноября 2013 (нов. ст.)
Святая праведная Тавифа (I), женщина добродетельная и милосердная, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру и воззвал: «Тавифа, встань!» Она поднялась совершенно здоровой (Деян. 9:36).
Икона воскрешения Тавифы апостолом Петром над ее гробницей. Яффо.
И бы́сть петрý, посѣщáющу всѣ́хъ, сни́ти и ко святы́мъ живýщымъ въ ли́ддѣ: |
обрѣ́те же тáмо человѣ́ка нѣ́коего, и́менемъ енéа, от осми́ лѣ́тъ лежáща на одрѣ́, и́же бѣ́ разслáбленъ. |
И речé емý пéтръ: енéе, исцѣля́етъ тя́ Иисýсъ Христóсъ: востáни съ постéли твоея́. И áбiе востá: |
и ви́дѣша егó вси́ живýщiи въ ли́ддѣ и во Ассарóнѣ, и́же обрати́шася ко Гóсподу. |
Во Иоппíи же бѣ́ нѣ́кая учени́ца, и́менемъ тави́ѳа, я́же сказáема глагóлется сéрна: сiя́ бя́ше испóлнена благи́хъ дѣ́лъ и ми́лостынь, я́же творя́ше. |
Бы́сть же во дни́ ты́я, болѣ́вшей éй умрéти: омы́вше же ю́, положи́ша въ гóрницѣ. |
Бли́зъ же сýщей ли́ддѣ Иоппíи, ученицы́ слы́шавше, я́ко пéтръ éсть въ нéй, послáша двá мýжа къ немý, моля́ще егó не облѣни́тися прiити́ до ни́хъ. |
Востáвъ же пéтръ и́де съ ни́ма: егóже пришéдша возведóша въ гóрницу, и предстáша емý вся́ вдови́цы плáчущя и показýющя ри́зы и одéжды, ели́ка творя́ше, съ ни́ми сýщи, сéрна. |
Изгнáвъ же вóнъ вся́ пéтръ, преклóнь колѣ́на помоли́ся, и обрáщься къ тѣ́лу, речé: тави́ѳо, востáни. Онá же отвéрзе óчи свои́, и ви́дѣвши петрá, сѣ́де. |
Подáвъ же éй рýку, воздви́же ю́, и призвáвъ святы́я и вдови́цы, постáви ю́ жи́ву. |
Увѣ́дано же бы́сть сé по всéй Иоппíи, и мнóзи вѣ́роваша въ Гóспода. |
Бы́сть же дни́ довóлны пребы́ти емý во Иоппíи у нѣ́коего Си́мона усмаря́. |
========== святой праведной ТАВИФЕ ИОППИЙСКОЙ Тропарь (в Неделю 4-ю по Пасхе), глас 4:
Апостолом сотаиннице, милостивая Тавифо, обители женския начало положила еси и бедным одеяние была еси, послушнице смиренная, слову апостола Петра повинувшися, из мертвых силою Христовою возстала еси и ныне на Небесех светло празднуеши. Темже моли Христа Бога всем, поминающим тя, даровати живот вечный.
Тропарь Тавифе, прав., глас 4:
Днесь вера Христова утверждается камнем веры, и ликовствует в веселии Иоппия, псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, видяще совершаемо велие чудо: первоверховный апостол глаголет, и умершая востает от гроба, юже Низложитель смерти дарует Церкви, да украшаются во образ ея добродетельми люди. Приидите убо, христиане, принесем ко святей моления наша: блаженная Тавифо и милосердная, вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице и молися со дерзновением, да сынове Света Превечнаго будем, да сподобимся Божия милости, да пребываем в любви Божественней, и да царствует мир во вселенней.
Тропарь Тропарь, глас 4: Днесь вера Христова утверждается каменем веры, и ликовствует в веселии Иоппия, псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, видяще совершаемо велие чудо: первоверховный апостол глаголет, и умершая востает от гроба, юже Низложитель смерти дарует Церкви, да украшаются во образ ея добродетельми людие. Приидите убо, христиане, принесем ко святей моления наша: блаженная Тавифо и милосердная, вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице, и молися со дерзновением, да сынове Света Превечнаго будем, да сподобимся Божия милости, да пребываем в любви Божественней, и да царствует мир во вселенней.
Ин тропарь, глас 4: Апостолом сотаиннице, милостивая Тавифо, обители женския начало положила еси и бедным одеяние была еси, послушнице смиренная, слову апостола Петра повинувшися, из мертвых силою Христовою возстала еси, и ныне на Небесех светло празднуеши. Темже моли Христа Бога всем, поминающим тя, даровати живот вечный.
Кондак, глас 4: Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся ангели Божии, егда Исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную, о нейже к Нему взываху вдовицы неимущия. И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя, и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его, да блажаще тя, вопием ти: радуйся, добродетели нас научающая.
Ин кондак, глас 8: Первоначальная Церковь ликовствует, и Иоппия тобою, Тавифо, просвещается, из мертвых твоему воскресению радующися, и мы, память твою ныне празднующе, славим Победителя смерти — Христа Бога, общаго святаго Воскресения чающе.
Величание Ублажаем тя, святая праведная Тавифо, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
История
Русская духовная миссия в Иерусалиме появилась в 1847 году. Ее возникновение было связано с тем, что российские паломники сталкивались с множеством трудностей на территории Святой земли. У них не было возможности молиться на русском языке, не было нормальных бытовых условий. На протяжении периода когда миссию возглавлял архимандрит Антонин (1865—1894 гг.), в ее собственность было приобретено много участков, где позднее возникли православные храмы, чтобы облегчить путешествие паломников.
В 1869 году Русская духовная миссия купила участок, где впоследствии была построена церковь апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Сначала на этой земле был сооружен дом для приюта паломников православной веры, был посажен сад и вырыт колодец. Пристанище на этом участке было важным объектом, так как через него проходили паломники, приезжающие через порт в Яффо на Святую землю.
Работы по взведению церкви Петра и Тавифы в Яффо были начаты в 1888 году, это событие посетили великие князья — двое из детей императора Александра II. В работах по возведению участвовали мастера из Италии. Патриарх Иерусалимский Герасим освятил новую церковь в 1894 году.
В течение следующих 100 лет храм Тавифы в Яффо стал ветшать. Реставрационные работы были организованы в 1995–2000 годах. В паломнической гостинице на тот момент могли остановиться более 25 человек.
© Русская духовная миссия в Иерусалиме
Святая Тавифа. Милостивая ученица из Иоппии
В девятой главе Деяний апостолов в 36-43 стихах евангелист Лука повествует о выдающейся женщине из христианской общины Иоппии, память которой наша Церковь празднует 25 октября.
Речь идет об ученице по имени Тавифа. Это имя имеет арамейское происхождение и на греческом должно произноситься как “Dorkas”, что означает “быстрая косуля с большими глазами”. Слово происходит от греческого глагола “derkomai”, означающего “внимательно смотреть”, “наблюдать”.
Иоппия (современная Яффа) являлась важнейшим портом древнего Израиля и иерусалимской гаванью, построенной вдали от берега на высоте 850 метров. Расстояние между двумя городами составляло около 55 километров. Город является важным портом и в настоящее время. Он принадлежит муниципалитету Тель-Авива, поскольку располагается немного южнее него.
Главной чертой Тавифы было ее человеколюбие. Обычно подчеркивается, что она была наследницей большого состояния, хотя Деяния апостолов ничего об этом не сообщают. Рассказывается, что святая заболела и умерла, но после горячей молитвы апостола Петра воскресла, из-за чего многие люди прославили Имя Божье и уверовали в Него. Здесь мы обратимся к тому, каким образом Тавифа творила дела милосердия.
Как правило, мы связываем понятие милосердия с пожертвованием некой денежной суммы тому, кто в этом нуждается. И не более. Однако святая Тавифа поступала совершенно иначе. Можно сказать, она обладала очень современной точкой зрения на милосердие, основанной на слове Божьем.
Наша жертва ближнему ни в коем случае не ограничивается дарением ему куска хлеба. Это хорошо, но гораздо лучше – установить с ним тесную связь любви, плодом которой станет жертвование денег или пищи. Конечно, во многих случаях это невозможно. Но мы должны стремиться к этому, когда такая возможность все же есть.
Как известно, Тавифа основала (разумеется, неофициально) некое учреждение, где беззащитные вдовы, члены Иоппийской церкви, имели возможность учиться ткацкому мастерству. Вместе с ними, как учительница и помощница, трудилась и Тавифа. Поэтому после ее смерти вдовы, работающие рядом с ней, с любовью и скорбью показывали одежду, которую сшили вместе с ней. Весьма вероятно, что изготовленную одежду женщины продавали, имея, таким образом, какой-то доход, что было для них очень важно, поскольку в те годы не существовало государственной помощи обездоленным.
Небольшое сообщество учеников Иоппии создало процветающее местное учреждение, занимающееся благотворительностью и значительно превосходящее практику общественных столовых. Представьте себе, к примеру, если бы каждый приход или митрополия имели возможность создать некую организацию, предоставляющую всем нуждающимся не только скромную пищу, но и возможность работать и кормить себя своим трудом.
Столовые – это нечто очень важное и необходимое, особенно в наше время. Однако проблему помощи обездоленным это не решает. С другой стороны, кто-то может задаться вопросом: “Достижимо ли это? Может ли местная церковь взять на себя такую ответственность?” Однако если существует здоровое и живое сообщество, с чувством единства, то многое может быть достигнуто.
Расписание богослужений в храме святой Тавифы в Яффо
Время проведения божественной литургии — 08:00 часов утра, по субботам, воскресеньям и в дни великих праздников. По пятницам, субботам и перед праздниками совершается вечернее богослужение — в 16:00 часов.
Время для исповеди — перед литургией, с 07:00 до 08:00 часов по субботам и воскресеньям. Благодарственные молебны проходят в 10:00 часов.
В понедельник подворье праведной Тавифы в Яффо закрыто для посещений. Время работы православного храма в южной части Тель-Авива в остальные дни:
- Вторник — четверг: 09:00—13:00, 15:00—17:00.
- Пятница: 09:00—13:00, 15:00—19:00.
- Суббота: 06:30—12:00, 15:00—19:00.
- Воскресенье: 06:30—12:00.
Для посещения организованных групп паломников рекомендуется заранее уточнить время работы по телефону церкви Петра и Тавифы в Яффо.
Расписание служб храма Тавифы в Яффо на официальном сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме
© Русская духовная миссия в Иерусалиме
Житие
Святая праведная Тавифа (I), женщина добродетельная и милосердная, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру и воззвал: «Тавифа, встань!» Она поднялась совершенно здоровой (Деян.9:36).