Детские и юношеские годы
Ориген родился в благочестивой христианской семье, предположительно в 185 или 186 году, в Египте, в Александрии. Отец Оригена, грамматик Леонид, умер за веру в гонение Севера, когда сыну не было ещё и семнадцати лет.
Ориген с детства выделялся успехами в обучении и высокой самодисциплиной. Сказывались и прирожденные дарования, и хорошее родительское воспитание. Наряду с общеобразовательными дисциплинами, особо внимательно он изучал Священное Писание, запоминая отдельные места наизусть. При этом Ориген не довольствовался поверхностным восприятием текста, а стремился постичь глубину содержания, задавая отцу не по-детски серьёзные вопросы, чем ставил его в затруднительное положение. Бывало, что Леонид указывал сыну, чтобы тот довольствовался простым, очевидным смыслом, между тем, в глубине сердца, конечно же, радовался его любознательности и благодарил Бога.
С юных лет Ориген посещал занятия в Александрийском Катехизическом училище, прославленное трудами Пантена и Климента.
После того, как во время гонения на Церковь отца заключили под стражу, Ориген воспылал ещё большею ревностью о Господе. Мать, зная насколько сильно сын пренебрегает опасностью, не раз умоляла его пожалеть её материнское чувство. Случалось, что она прятала от него одежду, стремясь удержать при себе. Движимый пламенным душевным порывом, Ориген писал отцу, убеждая его не отрекаться от своих мыслей из-за боязни за семью.
После того как Леонид принял мученическую смерть, имущество семьи конфисковали, оставив её без средств к существованию. В этот период Ориген нашёл приют у одной сочувствовавшей ему знатной женщины. Всё бы хорошо, но эта женщина проявляла внимание к еретикам. Ориген чуждался проводимых в её доме молитвенных собраний и через какое-то время покинул его.
По смерти отца Ориген продолжал повышать свой образовательный уровень. А вскоре он стал преподавать грамматические науки в частном порядке. Этим он зарабатывал средства на поддержание осиротевшей семьи.
Список избранных сочинений
Автор более 2000 произведений.
- Гексапла
- Против Цельса
- Две беседы на Песнь песней
- О началах (в 4-х кн. или ч.)
- Комментарии к Евангелию от Иоанна
- Комментарии к Евангелию от Матфея
- О молитве
- Письмо к св. Григорию Чудотворцу (еп. Неокесарийскому)
- Письмо к Юлию Африкану
- Трактат о демонах
- Увещание к мученичеству
- Гомилии
- Схолии
- Диалог с Гераклитом
- О воскресении
- Тетрапла
Деятельность Оригена как христианского учителя
Когда, в результате гонения, Александрийская Катехизическая школа лишилась руководителя, многие, движимые желанием постижения истин христианского вероучения, стали обращаться за помощью к Оригену.
Известность молодого учителя росла с каждым днём. Кроме его образованности, этому способствовало и его поведение: он, не страшась угроз идолопоклонников, словно бросая им вызов, регулярно посещал узников-христиан, присутствовал при оглашении приговоров, мужественно сопровождал их до мест осуществления казней. Язычники не раз пытались организовывать нападения на собрания, организуемые вокруг Оригена, и он вынужден был менять места таких встреч.
Епископ Александрийский Димитрий, оценив по достоинству ревность и способности молодого учителя, официально призвал его и предложил должность главы Катехизической школы в Александрии.
Ориген предложение принял. Он продал накопленные им с большим трудом книги. Человек, приобретший их, стал платить ему ежедневно по четыре овола, что составляло в то время плату обыкновенного поденщика. Строгая аскетическая жизнь позволяла ему довольствоваться столь незначительной суммой.
Вообще же Ориген добровольно и осознанно стремился к бедности. Можно сказать, что он жил «святой бедностью». Спал Ориген прямо на голой земле, ел мало, ходил босым. Ученики не раз выражали готовность поделиться с ним своим имуществом, но Ориген отвечал категорическим отказом. Он и действительно близко воспринимал призыв Христа об оставлении всего и следования за Ним.
Согласно преданию, Ориген подверг себя добровольному оскоплению. Считается, что он решился на этот непростой шаг буквально восприняв слова Искупителя о скопцах (Мф.19:12). Между тем есть основания полагать, что он это сделал и с целью отвести от себя возможные подозрения в недозволительных отношениях с женщинами, которые входили в круг его учеников.
Приблизительно около 211-212 года Ориген, движимый добрым стремлением увидеть «древнейшую Церковь», отправился в Рим, а по возвращении из этого путешествия вновь предался учительству.
В какой-то момент, ввиду большого количества оглашаемых, он вынужден был взять себе помощника. Выбор пал на Иракла, брата Плутарха, принявшего смерть за Христа. С тех пор Иракл преподавал новоначальным первичные знания, а сам Ориген занимался с более подготовленной аудиторией.
Со временем известность Оригена стала привлекать к нему и философов, и даже еретиков, желавших узнать его мнение по тому или иному вопросу.
Около 212 или 213 года Промысл Божий свёл Оригена с Амвросием. До их знакомства Амвросий был адептом одной из гностических сект. Ориген сумел найти нужные слова и обратить его к Свету и Истине. Вскоре между ними завязалось партнёрство. По взаимной договорённости Амвросий организовал запись речей Оригена и взял на себя материальные издержки. При этом он получил право распоряжаться составленными рукописями. Помимо скорописцев Амвросий держал переписчиков, тиражировавших тексты для распространения.
Около 214 года Ориген, с благословения епископа Димитрия, предпринял путешествие в Аравию, куда его пригласил тамошний префект. В Аравии он находился относительно недолго.
Оригенизм
Основная статья: Оригенизм
Епифаний Кипрский, убеждённый противником Иоанна Златоуста епископом Александрийским Феофилом[17], напротив, видел в Оригене источник всевозможных ересей и ок. 375 г. подверг его «вольнодумство» систематической критике. Выполненный в конце IV века Руфином перевод на латынь оригеновского трактата «О началах» вызвал ожесточённый спор с блаженным Иеронимом (который поначалу называл Оригена величайшим богословом со времён апостолов).
После антиоригеновских выпадов Иеронима ортодоксальные богословы резко осуждали Оригена за еретические мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов античной философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ). Однако исключить влияние философской системы Оригена не удавалось.
В конце IV века оригенизм был представлен движением «Длинных монахов», которые стали жертвами интриг Александрийского архиепископа Феофила в борьбе с Иоанном Златоустом. Монахи, несогласные с расточительным образом жизни и деспотизмом Феофила, покинули Александрию и начали скитаться по Египту и Палестине. В результате, гонимые отовсюду, они пришли в Константинополь просить помощи у патриарха Иоанна Златоуста.
В VI веке движение оригенистов воспряло в палестинской Новой Лавре, что побудило императора Юстиниана Великого в 543 году выпустить эдикт, в котором Ориген был объявлен еретиком, а поместный собор Константинопольской церкви в 553 году соборно осудил Оригена и распространил осуждение оригенизма на Евагрия и Дидима.
Судьбой цитадели оригенизма, Новой Лавры, распорядился ставленник императора Юстиниана патриарх Евстохий. Евстохий истребовал военную силу, и Новая Лавра была очищена, а затем в 555 году заселена 120 православными монахами из монастыря Мар-Саба и других монастырей[18].
На Пятом Вселенском соборе Ориген и все, кто не желает его анафематствовать, преданы анафеме:
Сами же мы, имея заповедь назидать народ здравым учением (Тит. 2, 1) и глаголать в сердце Иерусалиму (Исаии 40, 2), то есть Церкви Божией, спешим сеять достойно в правде (Осии 2, 23), собирая плод жизни и возжигая себе самим свет знания из божественнаго Писания и учения святых отцев. Мы почли необходимым изложить кратко по пунктам и проповедание истины и осуждение еретиков и их нечестия. […] 11. Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своём нечестии до смерти: тот да будет анафема.[19]
Осуждение Оригена было подтверждено Шестым Вселенским собором[20].
На Латеранском соборе 649 года все сочинения Оригена были преданы анафеме, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Оригена:
Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема.[21][22]
Несмотря на официальное осуждение, труды Оригена не исчезают из богословской библиографии. Наблюдается изучение еретического теолога в средневековых сочинениях, ощутимо сказывается его влияние в трудах Иоанна Скота Эриугены, в эпоху Ренессанса закономерно повышается интерес к циклической концепции времени и развитие других метафизических воззрений Оригена[12].
Ориген был любимым писателем религиозного философа XVIII века Григория Сковороды. Последователь Сковороды Владимир Соловьёв также увлекался идеями Оригена, усвоил и применял во многих своих работах аллегорический метод Оригена. Интересную книгу об Оригене написал один из создателей церковно-исторической школы В. В. Болотов, проанализировав в ней учение Оригена о Троице. Об Оригене писали такие русские богословы как Д. А. Лебедев[23], В. Н. Лосский, Л. П. Карсавин, Г. В. Флоровский и другие. На оригеновские принципы любви и раздора, выраженные соответственно в церковной и мирской историях, ссылался один из основателей славянофильства А. С. Хомяков. В 70-х годах XIX века, Оригеном увлекался русский писатель Н. С. Лесков, хлопотавший о переводе и издании на русском языке книги Оригена «О началах».[24]
Деятельность Оригена в Палестине
После того как в Александрии вспыхнуло народное волнение, которое было подавлено властью, город подвергся разграблению воинами, а затем из него были изгнаны пришельцы. Амвросий, будучи Антиохийцем и вынужденно покинув Александрию, переселился в Кесарию Палестинскую. В этот период в Кесарию перебрался и Ориген.
Здесь он наладил отношения с духовенством, в том числе с Кесарийским епископом Феоктистом. Ввиду уважения и доверия, Оригену, как к христианскому учителю, предоставили возможность публично проповедовать в Церкви. Узнав об этом епископ Александрийский Димитрий вознегодовал. В своем послании тамошнему церковному руководству он настаивал, что, мирянину негоже проповедовать в присутствии архиереев. В ответном послании епископы возразили и напомнили Димитрию, что даже апостолы привлекали для проповеди способных (на это) людей из народа.
Вскоре епископ Димитрий, нуждаясь в Оригене как в учителе, послал за ним людей и потребовал немедленного возвращения. Ориген, повинуясь воле архиерея, вернулся в Александрию.
Через несколько лет (вероятно, около 230 года) Ориген был направлен епископом Димитрием в Грецию, с поручением по церковным делам. В этот период произошло ещё одно событие, вызвавшее в Димитрии негодование.
То ли по старой памяти, то ли в связи с какими-то другими причинами Ориген проложил свой маршрут через Палестину и задержался там. Епископы Александр и Феоктист оказали ему теплый, радушный приём. Более того, памятуя о прошлых недоразумениях, связанных с проповедничеством Оригена (как мирянина), его посвятили во священника.
Епископ Димитрий, изначально изумлявшийся решению Оригена подвергнуть себя оскоплению, и словно не видевший в этом ничего противоречащего благочестию, вдруг заговорил об этом как о каноническом препятствии к священству.
Есть основания полагать, что Димитрий испытывал к Оригену банальную зависть. В 231 году он инициировал созыв Собора. На Соборе присутствовали египетские епископы и Александрийские священники. Определение, вынесенное ими в отношении Оригена, было достаточно жестким: от учительства отстранить, проживание в Александрии запретить. Очередной Собор, созванный через несколько месяцев, объявил посвящение Оригена в пресвитера незаконным.
Последующее время Ориген жил и трудился в Палестине под покровительством друзей. После смерти Димитрия Александрийскую кафедру занял Иракл, и Ориген рассчитывал было на изменение отношения к нему, но его ожидания не сбылись.
Образованная Оригеном в Кесарии Богословская школа вскоре стала одним из центров просвещения. Слава Оригена достигала даже и до императорского двора. Мать императора Александра, Маммея, приглашала его к себе, желая слушать его речь.
Последний период жизни Оригена был насыщен проповедничеством и литературной деятельностью.
Во время очередного гонения против Церкви, развернутое в правления Декия, Ориген был схвачен и заточен в темницу. Ему пришлось испытать за Христа унижения и пытки. На его шею была надета цепь, а ноги, в течении многих дней, находились растянутыми на специальном орудии. Кроме всего, Оригену угрожали сожжением. Он выдержал и даже получил свободу, однако последствия от мучений были настолько болезненными, что он умер. Произошло это в 253 или 254 году.
Примечания
- Ориген // Новейший философский словарь / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов. — 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с.
- ↑ 12
Ориген // Энциклопедия «Религия» / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007 - Спасский А. А. Ориген / История догматических движений
- XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли // Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
- Епифаний Кипрский. Творения, часть 3. — М., 1872. — 301 с. Ереси 57-66 стр. 80
- Александрийский собор
- Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 2004. — С. 351
- Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 2004. — С. 353
- Ориген // Мень А. В. Библиологический словарь: в 3 т. — М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
- Евагрий Схоластик. Церковная История. Книга 4. п. 38
- Ориген «О началах» (книга 1)
- ↑ 1234
Лекция 9—10. Александрийская школа: Климент и Ориген // Казаков М. М. Патристика (3 курс). Архивировано 4 ноября 2013 года. - Ориген. О началах / Пер. Н. Петрова. — Новосибирск, 1993. — С. 307—308.
- Ориген. О началах / Пер. с лат. — СПб.: Амфора, 2000. — С. 353
- ↑ 123
Кураев А. В. Раннее христианство и переселение душ - Ориген. Против Цельса
- Сократ Схоластик Церковная История — М.: РОССПЭН, 1996. — С. 252
- Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: Республика, 2004. — С. 356
- Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. — Т. 5. — 4-е изд. — Казань: Казанская духовная академия, 1913. — 320 с., собрание 8-е, с. 211, 214
- Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. — Т. 6. — 3-е изд. — Казань: Казанская Духовная Академия, 1908. — 308 с., деяние 18-е, с. 219
- The Acts of the Lateran Synod of 649. — Liverpool: Liverpool University Press, 2014. — Translated Texts for Historians, 61. P. 381, 382
- Ларше Ж.-К. Христологический вопрос. По поводу проекта соединения Православной Церкви с Дохалкидонскими Церквами: нерешенные богословские и экклезиологические проблемы (пер. с франц. иеромонаха Саввы (Тутунова)) // Богословские труды, 41. С. 175—176
- Лебедев Д. А. Святой Александр Александрийский и Ориген. Киев, 1915
- Ровнер А. Христианство на перекрестке веков: Ориген против Цельса Архивная копия от 25 апреля 2011 на Wayback Machine
Издания сочинений
Оригиналы
- Добротолюбие Оригена — избранные сочинения, составленные в IV веке.
- Избранные произведения изданы де ла Ру (4 т., 1733—1759) (Франция) и Ломматцшем (25 т., 1831—1848) (Германия).
- Migne, Patrologia Graeca, XI—XVII, 1857
- Origenis Hexaplorum quae supersunt sive veterum interpretum graecorum in totum Vetus Testamentum fragmenta <�…> ed. Frederick Field. Oxonii, 1875 (Том I, Том II); репринт: Hildesheim: G.Olms, 1964.
- Греческий текст комментария на «Евангелие от Иоанна» (1896): Том I; Том II.
Переводы
Английские переводы:
- Английские переводы сочинений Оригена
- Против Цельса (кн. 2-8), английский перевод 1869 года.
Старые русские переводы:
- О молитве / Пер. Н. Корсунского. — Ярославль, 1884. — 178 с.
- Увещание к мученичеству / Пер. Н. Корсунского. — Ярославль, 1886. — 80 с.
- Ориген
. О молитве и Увещание к мученичеству / Пер. Н. Корсунского. — СПб., 1897. — 240 с. переизд.: СПб., 1992.
. Вып. 1. О началах / Пер. Н. Петрова. — Казань: Казан. духов. акад., 1899. — 504 с.
- переизд.: Самара: Ра, 1993. — 320 с. — 50000 экз. (и другие переиздания
)
. Против Цельса. Ч. 1. Кн. 1—4. / Пер. Л. Писарева. — Казань, 1912. — XXX+482 с.
- переизд.: М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996.
. Увещание к мученичеству (с. 36 сл.). Из трактата «О молитве»: Наставления о молитве (с. 67 сл.). Толкование на молитву «Отче наш» (с. 79 сл.) / Пер. Н. Корсунского; Из трактата «О началах» (с. 125 сл.). Письмо к св. Григорию Чудотворцу (с. 157 сл.). / Пер. Н. Сагарды.)
Новые русские переводы:
- Ориген
. Толкование на Евангелие св. Иоанна. Кн. I / Пер. А. Цуркана. - Ориген
. Комментарии на Евангелие от Иоанна (т. I, гл. I—XX) / Пер. и предисл. А. Г. Дунаева // Богословские труды. Сб. 38. — М., 2003. — С. 97—119. - Ориген
. Толкования к Евангелию от Иоанна. Кн. 6 / Пер. О. Кулиева //
Ориген
. О началах. — СПб.: Амфора, 2007. - Ориген
. Толкование на Евангелие от Иоанна / Пер., комм. и предисл. О. И. Кулиева. — СПб.: Изд-во РХГА, 2021. - Ориген
. Гомилии на Бытие / Пер. с лат. и древнегреч., предисл. и прим. М. В. Асмуса. — М.: ИД «Познание», 2021. — 308 с.
Литература
на русском языке
- Болотов В. В.
Учение Оригена о Святой Троице. — СПб., 1879. — 452 с. - Елеонский Ф. Г.
Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святого и об отношении Их к Отцу. — СПб., 1879. — 176 с. - Ермишин О. Т.
П. А. Флоренский и Ориген (проблема метафизики) // Философские науки. 2002. — № 6. - Оригенизм и Ориген // Карташёв А. В.
Вселенские Соборы. - Киреева М. В.
Ориген и свт. Кирилл Александрийский: толкования на Евангелие от Иоанна: экзегетические методы. — СПб.: Алетейя, 2006. — 191 с. — ISBN 5-89329-900-0. (Серия «Византийская библиотека. Исследования»). - Лебедев Н. И.
Сочинение Оригена против Цельса. Опыт исследования по истории литературной борьбы христианства с язычеством. — М., 1878. - Нестерова О. Е.
Allegoria Pro Typologia: Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. — М.: ИМЛИ РАН, 2006. — 293 с. — ISBN 5-9208-0258-8. - Саврей В. Я.
Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. — М.: КомКнига, 2006. — С. 419—547. — ISBN 5-484-00335-0. - Серегин А. В.
Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах». — М.: ИФ РАН, 2005. — 197 с. — ISBN 5-9540-0035-2. - Соловьёв В. С.,.
Ориген, христианский богослов и философ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Филевский И. И.
Цельс и Ориген. — Харьков, 1910. - Цуркан А. В.
Ориген: проблема взаимодействия религии и философии. — Новосибирск: 2002. — ISBN 5-95356-056-4 (ошибоч.). - Рубцов Д. А.
Интерпретации богословского наследия Оригена в русской оригениане // Христианское чтение. 2021. — № 1. — С. 127‒140. - Экзаплы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на других языках
- Frederick Field’s prolegomena to Origenis hexaplorum quae supersunt, sive veterum interpretum Graecorum in totum Vetus Testamentum fragmenta. Translated and annotated by Gérard J. Norton; with the collaboration of Carmen Hardin. Paris : J. Gabalda, 2005 (= Cahiers de la Revue biblique, 62) (английский перевод латинского текста Ф. Филда, из его оксфордского издания Оригена 1875 г.)
- Nautin P.
Origène: sa vie et son œuvre. — Paris : Beauchesne, 1977. — 474 p. — (Christianisme antique 1).