Другие значения этого слова:
- (перен.) Место, которое внушает благоговение
- Возвышение в храме
- возвышенная часть христианского храма
- Восточная возвышенная часть христианского храма
- Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)
- Восточная часть храма
- Восточная часть христианского храма, где находится престол
- Восточная, главная часть храма, в которой находится престол
- Главная часть храма
- Главная, восточная часть христианского храма, отделенная алтарной преградой, а в православных храмах- иконостасом
- Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом
- Жертвенник
- Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)
- К нему в церкви приводят невесту
- К нему ведут агнца на закланье
- К нему ведут венчаться
- к нему приводят невесту
- к нуму ведут агнца на закланье
- куда приносят жертвы
- Куда приносят жертвы?
- Место в храме
- Место в церкви
- место для жертвоприношения, священная часть храма
- Место жертвоприношений
- Место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах
- Место жертвоприношений; жертвенник (у древних народов)
- Место позади клироса
- место принесения жертв
- название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»
- наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом
- по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений
- постамент для жертвоприношение
- Постамент для жертвоприношения
- престол за иконостасом
- Святилище
- Святилище в храме
- Святое место в храме
- часть христианского храма
- что позади амвона
- Что позади амвона?
- Это слово произошло от латинского «altus»- высокий и означает предмет, присущий большинству мировых религий для совершения религиозных обрядов. Какой предмет имеется в виду
Восточная возвышенная часть христианского храма.
И когда на собрании домкомитета Вартан, войдя в раж, стал стучать кулаком по трибуне и громко так говорить, что, мол, на алтарь Великой Армении, если понадобится, надо положить даже своих детей, как Авраам сына своего перворожденного, она возьми и спроси, где находится алтарь Великой Армении, тут, в Раздане, или в Марселе, во Франции, и если алтарь тут, то почему сын Вартана вот уже как целых полгода в том Марселе учится и возвращаться, чтоб на алтарь лечь, не собирается?
Беззаветные жрецы светских обрядов в обществе, насчитывающем так мало алтарей (в Буллет-Парке четыре церкви), — причем ни один из них не почитается жертвенным, — они воздвигли торжественный алтарь, на который постоянно возлагают (и отнюдь не в переносном смысле этого слова) частицу своей живой плоти, алтарь, который орошают собственной кровью.
Жертвенник (по церковно-славянски — алтарь) назван кадильным потому, что был и другой алтарь — всесожжений.
Притом случай с бабой-дулебой, которая просунулась в алтарь, тоже огласился: Аллилуева жена, когда стала в голос «причитать» над мужниной могилой, выдала всенародно всю тайну своего пагубного самовластия и раскричала на весь крещеный мир, что муж ее Аллилуй был человек праведный и не хотел утаить, что «дулеба» в алтарь просунулась, а она его отвела от этого, и за то господь покарал ее праведно: взял от нее совсем к себе на тот свет Аллилуя.
Уже само обозначение святилища в русском обиходе — «алтарь», — восходящее к лексической функции греческого существительного Fvsiaошотг обозначающего уже в Септуагинте, а позднее в греческом языке византийского времени и собственно алтарь, и алтарное пространство, заставляет задуматься о многом.
Внутренние Храмы обычно имеют неподвижный алтарь, сделанный из камня или дерева и этот алтарь должен быть установлен на Востоке.
Ведь казак на алтарь отечества несет не только свою силу, свою молодость и жизнь, он должен предстать на сей алтарь во всеоружии нижнего чана, в полном обмундировании, на свой счет сделанном, со значительной частью вооружения и даже с частью продовольственного запаса.
Учти, что я не намерена класть на алтарь (она так и сказала «на алтарь») свою личную жизнь ради тебя.
Столяры уже изготовили шесть скамеек и массивный алтарь; каменщики вырезали узоры на ограде, отделявшей алтарь от главного нефа; самый опытный камнерез изготовил красивую чашу для святой воды из куска мрамора, который ее дядя Джаспер привез из Честера.
Алтарь, как алтарь, огонек горит, черный почему-то, очередь просителей только поменьше, чем в храмах.
Структура и современный статус
Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (кафедральный собор Иерусалимской православной Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (с 23 до 3 часов ночи), армяне (с 3 до 6 часова утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).
Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусейбе. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Что скрыто в архитектуре православного храма?
Помните, мы говорили о символике жестов, заимствованной в уже готовом виде? Аналогично заимствовались (и из светского, и из религиозного дохристиансмкого искусства) и цветовая символика, и целые сюжеты. И все это со временем видоизменялось, постепенно отливаясь в канонические формы…
Надеюсь, никто не считает, что с архитектурой обстояло иначе?
Источников для творчества у архитекторов древности было несколько.
Церковь Марии Магдалины в Иерусалиме Фото: Depositphotos
Первый ориентир — скиния Завета, описания которой есть и в Ветхом Завете, и в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия:
«…разделена была в длину на три части… разделение скинии представляло некоторым образом вид всего мира: ибо третья часть, между четырьмя столбами находившаяся и неприступная самим священникам, означала некоторым образом Небо, Богу посвященное; пространство же на двадесять локтей, как бы землю и море представляющее, над которыми свободный путь имеют люди, определялось для одних священников».
Третья часть соответствовала области, миру мёртвых.
Позже по образцу скинии строится Иерусалимский Храм, который и становится образцом для новозаветных, христианских церквей.
Собор Святого Духа в Минске Фото: Depositphotos
Согласно этому, храм — это горизонтальная проекция вертикальной структуры мира: вверху — Небеса, внизу — мир мертвых (еще не христианский ад, но иудейский шеол!), посреди — земной мир, люди. В христианской церкви эта схема развёрнута также горизонтально, состоя из трех основных частей: нартекс — наос — алтарь.
Вот почему древнейшие христианские храмы вытянуты с запада на восток.
Другой древний образ: храм — как символ корабля. Не всякого, а вполне конкретного … Какой самый известный библейский корабль? Тот, на котором когда-то уже спаслось человечество!
Собственно, символический «корабль» в храмах присутствует до сих пор: продольное пространство храма, центральный или боковые продольные проходы, традиционно и называются — неф, корабль. Только учтём, что первоначально самыми распространёнными были храмы вытянутой формы.
Фото: Depositphotos
Большинство храмов России — крестово-купольные, то есть имеют форму равноконечного креста в плане. Особенно небольшие храмы, где нефы не производят впечатления вытянутых.
Но это в России, воспринявшей из Византии уже изрядно эволюционировавшую форму храма и затем долго развивавшейся довольно самостоятельно. В качестве примера можно привести уникальный русский иконостас, далеко ушедший от своего византийского прототипа.
Но к форме храма мы еще вернемся. Идем внутрь?
Храм начинается с нартекса, притвора, по сути — «тамбура», «шлюза» между внешним и храмовым мирами. Здесь в древности находились неофиты, еще не полностью вошедшие в новое учение и лишь готовящиеся принять крещение. А также те, кто временно отстранен от причастия, например, из-за епитимьи.
Средняя часть храма — «мир людей», предназначенный для прихожан. Собственно, это и есть центральный неф — символический «корабль спасения». Спасаемые — это, разумеется, члены церкви.
Фото: Depositphotos
Но помимо «мира поднебесного», есть еще «небесный мир».
Выше упоминался иконостас… А какова его функция? Ведь развитый иконостас появился позже, вначале же это была символическая, алтарная преграда, по сути, невысокий бортик-загородка. На которой и иконы появляются не сразу… Что она символизирует?
Преграда, которую мы привыкли воспринимать как иконостас, как «комплекс изображений», первоначально задумывался не для красоты и вовсе не для установки на нем икон. На самом деле, это граница между профанным и сакральным, миром дольним и миром горним, землей и Небесами.
И как современные границы государств вовсе не представляют собой глухих заборов (но всем понятно, что пересекать их можно не всем), так и все понимающие символику понимали: перед тобой грань, отделяющая «здесь» от «там».
Фото: Depositphotos
Впрочем, этот смысл никуда не делся, когда алтарная преграда приняла форму развитого иконостаса, символизирующего земную церковь. Которая одновременно — и единственный путь к Богу, и собственно преграда, оберегающая сакральную часть храма, куда нет хода непосвященным, что исчерпывающе выражено как «вне Церкви нет Спасения».
Итак, восточная часть храма — проекция Небес. Собственно, алтарь иначе и именуется «Горним местом». Но не все так просто.
Из-под иконостаса выходит солея — возвышение, выступающее в среднюю часть храма. Вроде бы мелочь, ступенька, но в церкви ничего случайного нет. Солея — часть алтаря, выходящая «в мир». Символ того, что два мира — земной и Небесный — не отгорожены друг от друга наглухо.
Да, иконостас сохраняет функции алтарной преграды, по-прежнему отделяя сакральное от профанного — на то и храм, место, посвященное Богу. Но ведь именно земная церковь, символизируемая иконостасом, считается в христианстве единственным путем к Спасению. Так иконостас становится не только преградой, но и мостом от человека к Богу…
Фото: Depositphotos
Что еще обязательно есть в церкви? Купол и изображения на религиозные темы: иконы или фрески.
Как нетрудно догадаться, купол символизирует Небо. Точнее, не совсем купол. Мы сейчас часто подразумеваем под «куполом» внешние купола, маковки, луковичные или шлемовидные навершия. Те, что видны снаружи, о которых говорят, что церковь одно-, трех-, пяти- и более -главая.
Здесь есть некоторая путаница понятий. Купол и глава — не всегда одно и то же. Изнутри храма мы видим сводчатое перекрытие, купольный свод храма. Главка же, навершие, располагается сверху на своде, так что ее внутренней поверхности мы можем вообще не видеть — и потому она нас сейчас не интересует.
Стены же и внутреннюю поверхность свода принято расписывать.
- В общих чертах, в алтарной нише, апсиде, может изображаться Причастие и Богородица (в частности, молящаяся Богородица, Оранта).
- Ровно напротив алтаря, на противоположной, западной, стене, изображают Страшный Суд.
- Между алтарной частью и наосом — земная Церковь, иконостас.
- На стенах — изображения святых (в частности, тех, кому посвящен данный храм), сюжеты из их жизни и священной истории.
- На подкупольных столбах — мученики и отцы церкви, «поддерживающие» учение подобно столбам, поддерживающим свод.
- В парусах свода традиционно располагаются евангелисты.
- Еще выше, в барабане (если он есть) — архангелы.
- И в верхней части свода — Христос в образе Пантократора, Вседержителя.
Фото: Depositphotos
Что это? Мы начали с горизонтальной структуры храма, а это — структура вертикальная.
Наконец, последнее. С вертикальной иерархией все вроде бы примерно понятно. Она уходит вверх, она над нами… И будет всегда над нами.
С горизонтальной сложнее. Входя в церковь, мы проходим от заката к востоку, от профанного к сакральному. Во время богослужения, вообще в храме, мы находимся под символическим Небом. А уходя, идем обратно: от сакральной части, из-под Неба-свода-купола, в мир, всякий раз проходя мимо изображения Страшного Суда.
Фото: Depositphotos
И с этой точки зрения вытянутый прямоугольник католического храма оказывает более мощное воздействие. Там человек вынужден всякий раз проходить этот путь от Страшного Суда к алтарю, к Спасению. И — обратно. В отличие от православного храма, где мы почти сразу оказываемся под куполом-Небом.
В любом случае, вероятно, предполагается, что мы всякий раз должны осмыслять этот путь. Что посещение церкви не ограничивается ни причащением, ни присутствием на литургии, ни участием в Крестном ходе. Что раз церковь сплошь наполнена символами — эти символы предназначены именно для пришедших сюда людей.
Теги: православный храм, архитектура, символика, храм, христианство, иконостас
Устройство храма
Главный вход
Фасад храма со стороны входа (т.е. с юга) – образец романской архитектуры XII века. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения Спасителя, затем переданные в Музей Рокфеллера в Иерусалиме. Справа перед входом в храм (правая дверь была заложена при Салах-ад-Дине) — деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д’Обинье, сопровождавшего германского императора Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 году.
Колонна Святого Огня
Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева. Она была чудесно расколота почти наполовину в Великую субботу 1634 года. В связи с возникшими тогда спорами о пасхалии (православные праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне-антихалкидониты) османские власти по настоянию армянского наместника заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV в то время не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь.
В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под римо-католическим приделом, на 1-м этаже, отдельный вход ведет в православный парекклисион преподобной Марии Египетской.
Камень помазания
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной в 30 см., на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Соответствующий евангельский текст (Ин 19, 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в 1990 году В. Цоцонисом. Над Камнем — 8 лампад (4 — православные, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V века в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Кувуклия
Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, стоит слева от Камня помазания, под сводами ротонды. По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии — русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти. В 2004 году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника. Кувуклия (8,3х5,9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2,07х1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4х3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Святого Огня в Великую субботу (северное – для православных, южное – для армян). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».
Пещера Гроба Господня
Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году. Максим Симеос, последним видевший в 1810 году каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1821 года.
Часовня Главы
В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20, 12). С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 году. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. В 1810 году православные греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 году ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов.
Триумфальная арка
Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.
Храм Воскресения Господня (Кафоликон)
Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения. Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73, 12), но это сооружение появилось в храме не ранее 1810 года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в 1994 году.
Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.
Подземные храмы
Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.
Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале XX века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся. Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна». В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году.
Голгофа
Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня — церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая — со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.
Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя (Мф 27, 51).
Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.
Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (Лк 2, 35) (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).
Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.
Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.
По материалам azbyka.ru