Чин Великого освящения храма бываемого от Архиерея


Архитектурная подсветка храма

Эмоциональной атмосфере внутри храма должна соответствовать и световая среда вокруг него. Архитектурное освещение церкви не терпит ничего яркого, кричащего, чрезмерного. Перед светодизайнерами стоит задача корректно и точно «увязать» наружную подсветку с символикой отдельных частей сооружения и всего храма в целом. Нужно отметить, что освещение храмов имеет как эстетические, так и сугубо утилитарные задачи. Оно не только подчеркивает красоту и статус объекта, но и улучшает видимость, ориентацию в пространстве, повышает безопасность и визуальный комфорт многих людей, посещающих службы ранним утром или вечером, а также ночные праздничные богослужения.

Варианты освещения

Как и во всем архитектурном освещении, в подсветке храмов есть два основных направления. Свет либо помогает воспроизвести дневной облик объекта, либо создает особый, уникальный и неповторимый ночной образ, в котором выделены самые значимые и интересные архитектурные элементы. Реализовать эти подходы позволяют различные виды освещения, приятые в современной практике архитекторов и дизайнеров.

Общее заливающее освещение — самый простой вариант, когда мощные прожекторы, установленные на земле или подставках, заливают светом либо фасад, либо (при круговом обзоре) все стороны здания.

Локальное (акцентирующее) освещение подчеркивает отдельные декоративно-пластические детали, выразительные фрагменты сооружения, а также элементы благоустройства окружающей территории (газоны, цветники, пешеходные дорожки). Иногда ключевые элементы, чтобы привлечь к ним особое внимание, даже выделяются другим цветом. Акценты могут быть сделаны на окнах, карнизах, арках, колоннах, балконах, куполах, крестах, на колокольне или звоннице, на входе с фасадной иконографией. Для локальной подсветки используют настенные, грунтовые светильники и прожекторы небольшой мощности, а также приборы, размещенные на декоративных опорах.

Фоновая заливка направляется с заднего плана, подчеркивая монументальный контур здания. Как правило, эти варианты используются не в «чистом виде», а в различных сочетаниях, когда заливающее освещение комбинируется с локальной подсветкой, а фоновая заливка дополняется световыми акцентами. Это позволяет передать общую объемно-пространственную форму здания и точечно выделить его главные достоинства.

Требования к освещению

При всей своей специфике наружная подсветка храмов подчиняется тем же нормам, что и прочие архитектурные объекты. В СНиП 23-05-95 (раздел «Архитектурное, витринное и рекламное освещение») указаны лишь основные световые параметры и правила.

  • Средняя яркость фасада — до 10 кд/м2, элементов ландшафта — не выше 4 кд/м2.
  • Освещенность площадки перед входом в здание — 6 лк, пешеходных дорожек, аллей — 3-4 лк.
  • Индекс цветопередачи не ниже 80 Ra
  • Степень защиты светильников от окружающей среды не менее IP65.
  • Светильники мощностью более 150 Вт должны иметь светоэкранирующие устройства для защиты от ослепления пешеходов
  • Светильники, установленные на земле, оборудуются защитными декоративными кожухами.

Русская Православная Церковь

11 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил крест на купол храма апостола Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади в Москве. Храм, построенный в 1825-1837 гг., ныне является домовым храмом Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова.

На богослужении присутствовал мэр г. Москвы С.С. Собянин, руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы А.В. Кибовский, ректор Российского православного университета, настоятель храма игумен Петр (Еремеев), благочинный Покровского округа г. Москвы, декан факультета церковного служения РПУ протоиерей Геннадий Нефедов, представители мэрии столицы, преподаватели и студенты РПУ.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором коснулся истории храма Иоанна Богослова под Вязом, где в течение многих десятилетий размещался Музей города Москвы.

«Ровно 19 лет назад храм был передан Церкви, но именно в этом году при активном участии мэра города Москвы Сергея Семеновича Собянина наконец завершился этот сложный этап в жизни храма — причем завершился очень правильно, справедливо, разумно, когда те, кто временно находился в этом храме, переехали в помещения, которые были выделены специально для нужд Музея города Москвы, — подчеркнул Святейший Владыка. — Таким образом, никто не пострадал, а все выиграли — и музей, получивший соответствующие площади, и Церковь, и историческая справедливость».

«Думаю, с воссозданием церквей, с возрождением исторических, культурных, архитектурных ценностей нашего города будут укрепляться и любовь к городу, и чувство национального самосознания, без которого невозможно успешное преодоление трудностей, стоящих сегодня перед нашим народом и страной», — сказал Предстоятель и поблагодарил мэра и правительство Москвы за «решительные действия», нацеленные на восстановление исторического облика храма.

«Радуюсь также за наш Российский православный университет, который в будущем году будет праздновать свое 20-летие, и надеюсь, что именно этот храм станет духовным центром университета и местом проведения торжеств, — заключил Святейший Патриарх Кирилл, благословляя преподавателей и студентов РПУ. — Дай Бог, чтобы с освящения этого храма началась и новая страница в жизни университета».

В свою очередь, С.С. Собянин выразил надежду на возможность в скором времени начать реставрацию внутренних помещений храмового комплекса.

После молебна крест был воздвигнут на купол Иоанно-Богословского храма.

Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении А.В. Кибовского и игумена Петра (Еремеева) осмотрел помещения нижнего и верхнего храма и прилегающих зданий.

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с преподавателями вуза. Святейший Патриарх выразил пожелание в ближайшем времени провести встречу с коллективом университета и обсудить вопросы дальнейшего развития этого учебного заведения.

***

Храм Иоанна Богослова под Вязом

Первый каменный храм на этом месте сооружен в 1658 г. (вместо деревянного конца XV в.). Новый, квадратный в плане храм, увенчанный ротондой, построен в 1825-1837 гг. в стиле позднего московского классицизма. Центрическая композиция новой церкви характерна для храмов первой трети XIX в. С запада к храму примыкает четырехъярусная колокольня, нижний ярус которой является притвором (1845-1855). В 1855 г. с запада к колокольне было пристроено одноэтажное помещение с лестницей, ведущей на 2-й ярус церкви.

В 1920-1930 гг. в здании размещен музей. Одновременно было демонтировано завершение храма: барабан, главка купола, а также шпиль колокольни.

Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 1992 г. № 661 «О передаче Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) храмов, расположенных на территории Китай-города» была предусмотрена передача комплекса зданий Патриархии в безвозмездное пользование, а также передача зданий на баланс Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы. Однако данное постановление реализовано не было.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 23 октября 2003 г. № 1945-РП комплекс зданий по указанному адресу отнесен к собственности г. Москвы.

На протяжении нескольких последних десятилетий в зданиях комплекса размещалось Государственное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»».

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 16 сентября 2010 г. при храме Иоанна Богослова было создано Патриаршее подворье в Китай-городе. Настоятелю Патриаршего подворья игумену Петру (Еремееву) поручена работа по организации возвращения объекта Патриархии с целью дальнейшего размещения в нем Российского православного института апостола Иоанна Богослова.

В соответствии с поручением мэра Москвы С.С. Собянина, данным на оперативном совещании 6 мая 2011 г. по вопросу реставрации объекта культурного наследия, Департаментом культурного наследия города Москвы была определена программа необходимых работ.

К 1 октября 2011 г. музей освободил занимаемые площади в храме и прилегающем строении. Другие строения храмового комплекса будут освобождены до конца текущего года.

Первое богослужение в храме за последние 85 лет было совершено 9 октября 2011 г., с этого момента богослужения совершаются регулярно в воскресные и праздничные дни.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]